Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 966. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО ЦБ РФ от 16.05.2012 N 69-Т "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ БАЗЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА ПО БАНКОВСКОМУ НАДЗОРУ "ПРИНЦИПЫ НАДЛЕЖАЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННЫМ РИСКОМ"

Дата документа16.05.2012
Статус документаДействует
МеткиПисьмо

    

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО
от 16 мая 2012 г. N 69-Т

 

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ БАЗЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА ПО БАНКОВСКОМУ НАДЗОРУ "ПРИНЦИПЫ НАДЛЕЖАЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННЫМ РИСКОМ"

 
    Банк России направляет для использования в рамках анализа деятельности кредитных организаций неофициальный перевод документа Базельского комитета по банковскому надзору "Принципы надлежащего управления операционным риском", июнь 2011 г.
    Документ на английском языке (Basel Committee on Banking Supervision, "Principles for the Sound Management of Operational Risk", June 2011) доступен на web-сайте Банка международных расчетов www.bis.org.
    Просьба довести настоящее письмо до сведения кредитных организаций.
    Письмо подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России".
 

Первый заместитель
Председателя Банка России
А.Ю.СИМАНОВСКИЙ

 
 
    

Приложение
к письму Банка России
от 16.05.2012 N 69-Т
"О рекомендациях Базельского комитета
по банковскому надзору "Принципы
надлежащего управления
операционным риском"

 

ПРИНЦИПЫ НАДЛЕЖАЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННЫМ РИСКОМ И РОЛЬ НАДЗОРА

 

Предисловие

 
    1. В публикации "Надлежащая практика управления операционным риском и надзора за ним" (далее - Надлежащая практика) от февраля 2003 года Базельский комитет по банковскому надзору (далее - Комитет) сформулировал основные принципы управления операционным риском для банков и надзорных органов. В дальнейшем, в 2006 году, в документе "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы - Полная версия" (обычно именуемом "Базель II") Комитет определил перспективы дальнейшего развития надлежащей бизнес-практики <*>. За последнее время банки и надзорные органы накопили дополнительные знания и опыт в области применения систем управления операционным риском. Кроме того, расширению опыта банков и надзорных органов и установлению надлежащей бизнес-практики способствовали сбор данных о понесенных убытках, изучение количественных последствий, а также ряд аналитических исследований, посвященных проблемам управления, сбора данных и моделирования методов измерения операционного риска.
    


    <*> Basel Committee on Banking Supervision, "International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards: a Revised Framework - Comprehensive Version", Section V (Operational Risk), paragraph 646, Basel, June 2006.
 
    2. Исходя из этих изменений, Комитет принял решение о необходимости корректировки документа Надлежащая практика 2003 года с учетом совершенствования надлежащей практики управления операционным риском, применяемой в настоящее время в банковской сфере. Настоящий документ, озаглавленный "Принципы надлежащего управления операционным риском и роль надзора", содержит оценку надлежащей практики и подробное описание одиннадцати принципов надлежащего управления операционным риском, относящихся к (1) управлению, (2) условиям управления риском и (3) роли раскрытия информации. В указанном документе Комитет расширяет надлежащую практику управления операционным риском, рекомендованную в 2003 году, включает в нее конкретные принципы управления операционным риском, соответствующие надлежащей бизнес-практике. Эти принципы разрабатывались на основе постоянного обмена мнениями между надзорными органами и банковским сообществом начиная с 2003 года. "Принципы надлежащего управления операционным риском и роль надзора" заменяют документ Надлежащая практика 2003 года <*>.
    
    <*> Соответственно упоминание о документе Надлежащая практика 2003 года в параграфе 651 Базеля II относится к новому документу 2011 года.
 
    3. Текущая работа Комитета в области операционного риска базируется на "Основах систем внутреннего контроля в банковских учреждениях" (Базельский комитет, сентябрь 1998 года). Кроме того, "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора" (Базельский комитет, октябрь 2006 года) и "Методология применения основополагающих принципов" (Комитет, октябрь 2006 года), а также принципы, указанные Комитетом во втором компоненте (процесс надзорного анализа), являются важными вспомогательными материалами, которые должны учитывать банки при разработке политики, процессов и систем управления операционным риском.
    4. Надзорные органы и впредь будут рекомендовать банкам "совершенствовать имеющиеся подходы по мере создания более совершенных систем и практик оценки операционного риска" <*>. Несмотря на то что в настоящем документе сформулированы принципы, вытекающие из новой надлежащей бизнес-практики, надзорные органы ожидают, что банки будут постоянно совершенствовать свои подходы к управлению операционным риском. Кроме того, настоящий документ определяет основные элементы системы управления операционным риском банка, являющиеся неотъемлемыми составляющими общей системы управления операционным риском организации.
    
    <*> Basel Committee on Banking Supervision, "International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards: a Revised Framework - Comprehensive Version", Section V (Operational Risk), paragraph 646, Basel, June 2006.
 
    5. По мнению Комитета, изложенные в настоящем документе принципы позволяют всем банкам применять надлежащую практику управления операционным риском. Комитет надеется, что при применении этих принципов банки будут учитывать характер, масштабы, сложность, а также уровень и виды рисков, присущих их деятельности.
 

Роль надзорных органов

 
    6. В рамках оценки системы управления операционным риском банка надзорные органы прямо или косвенно проводят регулярную независимую оценку политики, процессов и систем банка, связанных с операционным риском. Надзорные органы обеспечивают наличие надлежащих механизмов, позволяющих им получать информацию о развитии банка.
    7. Проводимые надзорными органами оценки операционного риска включают все критерии, указанные в принципах управления операционным риском. Кроме того, надзорные органы должны стремиться обеспечить применение в банках, входящих в состав финансовых групп, процессов и процедур, позволяющих осуществлять надлежащее единое управление операционным риском в рамках группы. При проведении указанной оценки необходимо осуществлять сотрудничество и обмен информацией с другими надзорными органами согласно установленным процедурам <*>. Для проведения оценки некоторые надзорные органы могут привлекать внешних аудиторов <**>.
    


    <*> См. документы Комитета "High-level principles for the cross-border implementation of the New Accord" (Принципы высокого уровня трансграничного применения нового Соглашения), август 2003 года, и "Principles for home-host cooperation and allocation mechanisms in the context of Advanced Measurement Approaches (AMA)" (Принципы применения механизмов сотрудничества и распределения функций между надзорными органами страны происхождения и надзорными органами страны пребывания в контексте Усовершенствованного подхода), ноябрь 2007 года.
    <**> Более подробно см. в документе Комитета "The relationship between banking supervisors and bank's external auditors" (Отношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами банков), январь 2002 года. К России неприменимо.
 
    8. Недостатки, выявленные надзорными органами, могут устраняться с помощью различных мер. Надзорные органы используют инструменты, наиболее соответствующие ситуации, сложившейся в конкретном банке, и условиям осуществления деятельности конкретного банка. Для получения надзорными органами актуальной информации об операционном риске они могут создавать механизмы представления банками отчетности напрямую и внешними аудиторами (например, обязательное представление надзорным органам внутренних отчетов банков об управлении операционным риском).
    9. Надзорные органы продолжают активно содействовать постоянному внутреннему развитию банков путем осуществления контроля и мониторинга деятельности банков и их планов перспективного развития. Подобная информация, собранная в отношении одного банка, может сопоставляться с информацией относительно других банков, что позволяет предоставить банку полезные сведения о качестве проводимой им работы. Кроме того, если установлены причины неэффективности некоторых мер усовершенствования, такая информация может быть полезной и в целях дальнейшего планирования мероприятий по совершенствованию системы управления операционным риском.