Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 508 081. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2013 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2014 И 2015 ГОДОВ" (утв. Минфином РФ)

Дата документа02.08.2012
Статус документаДействует
МеткиИнформация

    

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2013 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2014 И 2015 ГОДОВ

 
    В основу бюджетной политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах (далее - Бюджетное послание).
 

1. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенные в основу формирования бюджетной политики на 2013 - 2015 годы

Диаграмма 1

Цена на нефть марки "Юралс" (долл. США/барр.)

 
    На динамику курса рубля в 2011 году оказывали влияние противоположно направленные факторы. Сохранение в течение всего года достаточно высокого положительного сальдо счета текущих операций на фоне благоприятной конъюнктуры мировых рынков сырьевых товаров формировало фундаментальные предпосылки для укрепления рубля. При этом негативно на укрепление курса рубля влиял отток капитала.
    Укрепление рубля к доллару в реальном выражении по итогам 2011 года составило 8,8% (по сравнению с 2010 годом). Реальный курс рубля к евро за 2011 год вырос на 4,1% (по сравнению с 2010 годом). Реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам вырос (по сравнению с 2010 годом) на 4,7 процента.
    Ослабление реального курса рубля к доллару за январь - май 2012 года составило, по оценке Банка России, 3,6% по сравнению с соответствующим периодом 2011 года, а по отношению к евро произошло укрепление на 2,9%. Реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам вырос за январь - май на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
    В 2012 году, по оценке Минэкономразвития России от 26 апреля 2012 года, укрепление реального эффективного курса рубля составит 4,4 процента. К 2015 году ослабление реального эффективного курса рубля достигнет 1,5% по мере снижения профицита счета текущих операций.
    В основу формирования бюджета легли макроэкономические показатели, в целом характеризующие ожидаемый рост российской экономики (таблица 1.1).
 

Таблица 1.1

Основные показатели прогноза социально-экономического развития, использованные для формирования федерального бюджета

Показатель Ед. изм. 2011 год отчет 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
закон с учетом изменений прирост к предыдущему году прогноз прирост к предыдущему году прогноз прирост к предыдущему году прогноз прирост к предыдущему году
Объем ВВП млрд. рублей 54 586 60 590 111,0 65 809 108,6 73 391 111,5 81 486 111,0
Курс доллара США (среднегодовой) руб. за долл. США 29,4 29,2 99,3 29,7 101,7 30,5 102,7 31,5 103,3
Инфляция (ИПЦ) % к декабрю предыдущего года 6,1 6,0 98,3 5,5 91,7 5,0 90,9 5,0 100,0
Цена на нефть марки "Юралс" долл./ барр. 109,3 115,0 105,2 97,0 84,3 101,0 104,1 104,0 103,0
Цена на газ (среднеконтрактные, включая страны СНГ) долл./ тыс. куб. м 338,8 382,6 112,9 352,9 92,2 341,7 96,8 358,0 104,8
Цена на газ (ДЗ) долл./ тыс. куб. м 382,2 439,1 114,9 394,9 89,9 373,7 94,6 389,6 104,3
Объем импорта, всего млрд. долл. 305,6 351,0 114,9 388,1 110,6 425,9 109,7 466,1 109,4
Налогооблагаемый объем импорта млрд. долл. 287,6 333,5 115,9 368,8 110,6 409,6 111,1 438,9 107,2
Объем экспорта, всего млрд. долл. 516,5 552,4 107,0 520,3 94,2 545,0 104,7 575,3 105,6
Объемы экспорта:
нефти млн. тонн 244,4 237,1 97,0 237,6 100,2 239,6 100,8 241,6 100,8
газа млрд. куб. м 189,5 211,8 111,8 233,1 110,1 240,7 103,3 252,8 105,0
нефтепродуктов млн. тонн 132,1 135,7 102,7 134,0 98,7 129,8 96,9 124,2 95,7
Налогооблагаемые объемы экспорта:
нефти млн. тонн 203,9 194,4 95,3 194,1 99,8 197,1 101,5 197,4 100,2
газа млрд. куб. м 107,7 128,6 119,4 149,4 116,2 157,0 105,1 168,5 107,3
нефтепродуктов млн. тонн 125,7 130,4 103,7 128,7 98,7 124,5 96,7 118,9 95,5
Налогооблагаемые объемы добычи:
нефти млн. тонн 445,7 452,0 101,4 446,9 98,9 455,9 102,0 455,2 99,8
газа млрд. куб. м 589,0 614,6 104,3 642,1 104,5 658,1 102,5 672,1 102,1
газового конденсата млн. тонн 20,5 20,5 100,0 20,5 100,0 20,5 100,0 20,5 100,0

 
    Вместе с тем, существует ряд внешнеэкономических рисков, которые в среднесрочной перспективе способны оказать негативное влияние на его динамику. В первую очередь, принимается во внимание вероятность начала нового кризиса в мировой экономике, связанного с долговыми проблемами Европы.
    Наряду с долговыми проблемами Евросоюза существуют и другие сценарии негативного развития мировой экономики, обуславливающие высокую вероятность замедления ее роста и соответственно сокращения спроса на энергоносители, приводящего в конечном счете к уменьшению объемов нефтегазовых поступлений в доходы федерального бюджета.
    Так, в оценках Всемирного банка и МВФ в части возможной динамики цен на энергоносители учитываются следующие факторы:
    - замедление роста экономик стран Восточной Азии, снижающие прогнозный уровень цены на нефть в среднесрочной перспективе на 20% (в долгосрочной перспективе - на 10 процентов);
    - рост предложения сланцевой и сверхтяжелой нефти, снижающий спрос на иные нефтепродукты и ведущий к снижению прогнозного уровня цены на нефть в долгосрочной перспективе до уровня около 80 долл. США/барр. (в долларах 2011 года).
    В этой связи, необходимо крайне осмотрительно формировать долговую и бюджетную политику, целенаправленно снижая уровень ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Кроме того, для минимизации возможных негативных последствий ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры необходимо предусмотреть в пределах утвержденных параметров бюджета механизмы возможного перераспределения ресурсов для реализации дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, рынка труда, отраслей социальной сферы.
    При этом механизмы и инструменты антикризисной государственной политики должны быть заранее проработаны. Должны быть заблаговременно определены варианты возможной корректировки параметров бюджета в случае резкого снижения цены на нефть на мировом рынке и ухудшения экономической ситуации.
 

2. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2013 - 2015 годы

Таблица 2.1

Дефицит и ненефтегазовый дефицит в 2012 - 2015 годах

Показатель 2012 год (закон с учетом изменений) 2013 год 2014 год 2015 год
закон N 371-ФЗ проект закон N 371-ФЗ проект проект
Нефтегазовые доходы, млрд. рублей 6 383,3 5 645,8 5 632,0 6 127,2 6 075,1 6 913,3
в % к ВВП 10,5 8,7 8,5 8,4 8,3 8,5
Дефицит, млрд. рублей - 68,1 - 1 024,7 - 991,9 - 491,1 - 459,7 - 92,2
в % к ВВП - 0,1 - 1,6 - 1,5 - 0,7 - 0,6 - 0,1
Ненефтегазовый дефицит, млрд. рублей - 6 451,4 - 6 670,5 - 6 623,9 - 6 618,3 - 6 534,8 - 7 005,5
в % к ВВП - 10,6 - 10,3 - 10,1 - 9,1 - 8,9 - 8,6
Поступления в Резервный фонд, млрд. рублей 830,3 570,9 603,7 957,3 988,7 722,6
Цена на нефть, долл. США за баррель 115,0 97,0 97,0 101,0 101,0 104,0
Цена сбалансированности, долл. США за баррель 116,2 113,5 113,9 107,2 108,6 105,4

 
    В рамках долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года планируется:
    - сформировать в соответствии с бюджетными правилами основные характеристики федерального бюджета и параметров бюджета расширенного Правительства до 2030 года;
    - определить предельные объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета на финансовое обеспечение государственных программ на период до 2020 года;
    - сформулировать основные подходы к структурным реформам, увязав их с объективными бюджетными ограничениями, наметить ключевые направления бюджетных реформ и другие меры по повышению эффективности бюджетных расходов.
    При определении параметров развития пенсионной системы необходимо обеспечить ее сбалансированность, долгосрочную устойчивость и прозрачность для работающих, работодателей и пенсионеров. При выработке мер, направленных на совершенствование пенсионной системы, необходимо использовать комплексный подход, рассматривая направления модернизации пенсионной системы с учетом долгосрочных расчетов и актуарных прогнозов, учитывающих параметры пенсионной системы и демографические показатели. Основными задачами реализации мер, направленных на совершенствование пенсионной системы, будут являться обеспечение устойчивости системы и сокращение трансферта из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в целях высвобождения ресурсов на решение других социальных задач. Предложения по параметрам развития пенсионной системы будут разработаны к сентябрю 2012 года.
    В целях обеспечения условий для формирования и исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2014 - 2016 годы в программном формате будут приняты комплексные поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
    До конца 2012 года будут утверждены государственные программы "Развитие здравоохранения", "Развитие образования", "Культура России", "Социальная поддержка граждан", "Развитие науки и технологий", "Развитие транспортной системы", "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Развитие авиационной промышленности", "Космическая деятельность России", "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности", "Развитие судостроения", "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности", Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, Государственная программа обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.
    Остальные государственные программы должны быть утверждены не позднее I квартала 2013 года.
    Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2013 - 2015 годы в составе документов и материалов будет представлено аналитическое распределение расходов федерального бюджета по государственным программам, подпрограммам и основным мероприятиям государственных программ.
    Создание условий для повышения качества оказания государственных услуг будет осуществляться на основе данных, полученных в результате мониторинга правоприменительной практики реформы бюджетных учреждений, путем совершенствования нормативной и методической базы.
    В 2012 году необходимо законодательно закрепить за федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах, полномочия утверждать в сфере своей компетенции единые базовые перечни государственных и муниципальных услуг и работ, предусматривающие услуги по полномочиям Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
    Это позволит повысить прозрачность государственных и муниципальных услуг для потребителей, в последующем исключить возможность формального подхода к их предоставлению, а также перейти на единые нормативные затраты оказания государственных и муниципальных услуг.
    Кроме того, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" необходимо при определении объемов субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий предусматривать необходимость поэтапного доведения среднего уровня оплаты труда отдельным категориям работников, оказывающих государственные (муниципальные) услуги и выполняющих работы в сфере образования, науки, здравоохранения, социального обслуживания и культуры, до уровней, установленных названным Указом, с учетом всех источников, включая внебюджетные, а также мероприятий по оптимизации.
    При этом, темпы повышения среднего уровня оплаты труда указанным категориям работников должны быть четко увязаны с этапами оптимизационных мероприятий, направленных на повышение эффективности соответствующих отраслей социальной сферы.
    Необходимо обеспечить переход к "эффективному контракту", который должен четко определять условия оплаты труда с учетом "социального пакета" работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы по всем направлениям деятельности учреждения.
    Этапы перехода к "эффективному контракту" будут увязаны с конкретными структурными и институциональными изменениями в отраслях социальной сферы, направленными на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, науки, культуры, здравоохранения.
    Алгоритм подготовки мероприятий по повышению оплаты труда (дорожная карта) будет учитывать:
    - определение объема государственных (муниципальных) гарантий, основанных на стандартах оказания государственных (муниципальных) услуг и учитывающих повышение производительности труда работников;
    - определение прогнозной численности занятых, необходимой для предоставления гарантированных по стандарту услуг - расчет фонда оплаты труда, необходимого для оказания услуг путем:
    сопоставления стоимости рабочего времени со средним значением по экономике региона;
    учета всех видов деятельности организации (образование, наука и т.д.);
    - подготовку типового контракта с руководителем организации (государственной и негосударственной);
    - подготовку типового контракта с работником, включающего в стоимость труда социальный пакет (льготы, досрочная пенсия и т.д.);
    - оплату негарантированных услуг потребителем с возможностью оказания социальной помощи нуждающимся и грантов за выдающиеся успехи.
    В целях разработки и реализации нового этапа развития межбюджетных отношений необходимо:
    - предоставить право субъектам Российской Федерации самостоятельно определять те категории граждан, которым необходимо оказывать социальную поддержку, исходя из принципа нуждаемости;
    - обеспечить переход к распределению всех межбюджетных трансфертов федеральным законом о федеральном бюджете;
    - осуществить переход к предоставлению субсидий по принципу "одна государственная программа - одна субсидия";
    - проработать механизмы передачи делегированных полномочий субъектам Российской Федерации в качестве их собственных полномочий с закреплением соответствующих доходных источников субъектов Российской Федерации;
    - обеспечить выполнение плана поэтапной отмены льгот по региональным и местным налогам, установленных на федеральном уровне;
    - усилить ответственность регионов за неэффективную бюджетную политику;
    - способствовать обеспечению в субъектах Российской Федерации взвешенной долговой политики.
    Основные задачи совершенствования системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации:
    - обеспечение постоянного и на приемлемых условиях доступа на долговые рынки;
    - снижение стоимости заимствований и расходов на обслуживание долговых обязательств;
    - получение дополнительных доходов от управления средствами суверенных фондов.
    Для совершенствования системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации планируется создать Российское финансовое агентство, которое будет использовать методы активного управления суверенным долгом и постоянного профессионального присутствия на финансовом рынке, а также применяя различные стратегии инвестирования средств суверенных фондов.
    Для обеспечения прозрачности и открытости бюджетного процесса необходимо:
    - в 2013 году разработать методические рекомендации по представлению бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении в понятной, информативной и компактной форме для граждан;
    - создать Единый портал бюджетной системы Российской Федерации, который сделает доступной в режиме реального времени структурированную с учетом потребностей заинтересованных пользователей информацию о бюджетном процессе.
    Полноценное взаимодействие субъектов бюджетных отношений необходимо построить на единой информационной инфраструктуре системы "Электронный бюджет". При создании системы необходимо учесть общемировые принципы "электронного государства" и обеспечения прозрачности бюджетной деятельности, на каждом этапе формирования, утверждения и аудита финансовой информации.
    Стратегическое видение перспективного развития страны, оформленное в систему из одиннадцати Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, сохраняет в приоритетах бюджетной политики модернизацию социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, развитие инфраструктуры, региональное развитие, а также оснащение Вооруженных сил Российской Федерации.
    Положения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, направленные на решение неотложных проблем экономического и социального развития страны, должны рассматриваться как определение приоритетных направлений политики, а вытекающие при их реализации расходные обязательства не должны создавать угрозу устойчивости бюджетной системы. Это означает, что для финансового обеспечения обозначенных в Указах приоритетов необходимо пересмотреть и отказаться от не приоритетных расходных обязательств.
 

3. Основные параметры бюджетной системы и основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов

Таблица 3.1

Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации

млрд. рублей

Показатель 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Доходы, всего 13 321,7 15 675,2 21 218,1 23 018,2 24 084,9 26 543,4 29 514,5
%% к ВВП 34,3 34,7 38,9 38,0 36,6 36,2 36,2
в том числе:
Федеральный бюджет 7 337,8 8 305,4 11 367,7 12 677,0 12 395,4 13 642,2 15 223,7
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 3 506,4 4 814,5 6 162,6 7 168,2 7 768,0 8 434,7 9 269,9
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 1 373,6 2 034,8 3 593,4 3 723,0 4 363,4 4 867,4 5 401,0
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 5 924,2 6 534,1 7 641,0 7 923,8 8 562,9 9 201,0 9 995,6
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 4 438,1 5 136,9 6 009,3 6 618,2 7 326,1 8 033,8 8 889,8
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 551,3 574,9 904,4 871,7 1 031,8 1 193,1 1 408,2
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 172,2 198,1 247,7 0,0 0,0 0,0 0,0

Ведется подготовка документа. Ожидайте