Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 313. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минстроя РФ от 20.08.96 N 17-113 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФОРМИРОВАНИИ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ"

Дата документа20.08.1996
Статус документаНе действует
МеткиПриказ · Положение
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 20 августа 1996 г. N 17-113

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФОРМИРОВАНИИ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

 
    Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. N 432 "О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов" и поручения Правительства Российской Федерации от 10.04.96 N ОС-П20-11720 приказываю:
    1. Утвердить разработанное Департаментом ЖКХ совместно с Институтом экономики ЖКХ Положение о формировании договорных отношений в жилищно - коммунальном хозяйстве.
    2. Департаменту ЖКХ (В.В. Авдеев), Главной государственной жилищной инспекции (Э.Б. Рощупкин) оказывать помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и предприятиям ЖКХ в вопросах применения Положения о формировании договорных отношений в жилищно - коммунальном хозяйстве.
    3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на начальника Департамента жилищно - коммунального хозяйства В.В. Авдеева.
 

Министр строительства
Российской Федерации
Е.В.БАСИН

 
 
 

Утверждено
Приказом Минстроя России
от 20 августа 1996 г. N 17-113

 

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

ПОЛОЖЕНИЕ
О ФОРМИРОВАНИИ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

 

1. Общие положения

 
    1.1. В основу системы управления жилищно - коммунальным хозяйством должно быть положено рациональное разделение функций и организация договорных взаимоотношений между субъектами собственности жилищного фонда и объектов коммунального назначения и субъектами хозяйствования - организациями жилищно - коммунального хозяйства различных организационно - правовых форм с соответствующим разделением прав, обязанностей и ответственности сторон.
    Собственники жилищного фонда и объектов коммунального назначения (органы местного самоуправления, предприятия и организации, в чьем хозяйственном ведении находятся объекты государственного жилищного фонда, юридические или физические лица) непосредственно или через уполномоченные им органы - службы заказчика, управляющие компании выступают заказчиками на обслуживание, содержание, ремонт и развитие объектов жилищно - коммунального хозяйства, находящихся в их собственности, а также на предоставление услуг потребителям.
    Организации жилищно - коммунального хозяйства различных организационно - правовых форм выполняют функции подрядчиков (исполнителей услуг) по обслуживанию, содержанию и ремонту объектов жилищно - коммунального хозяйства, а также предоставлению услуг.
    Подрядчиками по реконструкции и строительству объектов жилищно - коммунального назначения являются ремонтно - строительные организации различных форм собственности, финансово - строительные или финансово - строительно - эксплуатационные компании.
    1.2. Договоры на обслуживание, содержание, ремонт и развитие <*> объектов жилищно - коммунального хозяйства должны заключаться службой заказчика или управляющей компанией, как правило, на конкурсной основе с привлечением организаций - подрядчиков различных организационно - правовых форм.
    


    <*> В дальнейшем "договоры на обслуживание".
 
    1.3. Система договорных отношений включает в себя следующие основные группы договоров:
    - договоры на обслуживание между органами местного самоуправления (службами заказчика, управляющими компаниями) и организациями жилищно - коммунального хозяйства различных форм собственности;
    - договоры между юридическими лицами, товариществами собственников жилья и гражданами, имеющими в собственности жилищный фонд или объекты коммунального назначения, и организациями различных форм собственности;
    - договоры между собственниками жилищного фонда и нанимателями жилых помещений;
    - договоры между организациями жилищно - коммунального хозяйства различных форм собственности и организациями - потребителями услуг;
    - договоры между организациями различных видов деятельности жилищно - коммунального хозяйства.
    1.4. Вне зависимости от того, между какими конкретными заказчиками и исполнителями заключается договор, он должен содержать следующие примерные условия:
    - гарантируемый исполнителем уровень качества, надежности и экологической безопасности оказываемых услуг и производимых работ;
    - объем работ (услуг);
    - обязательства заказчика по оплате работ (услуг), включая сроки и способ расчетов;
    - экономические санкции, применяемые к каждой из сторон в случае нарушения условий договора;
    - порядок разрешения споров, возникающих в процессе выполнения договора;
    - порядок изменения условий договора;
    - порядок прекращения действия договора.
    Таким образом, договор представляет собой экономическую и правовую основу взаимоотношений органов местного самоуправления и других собственников объектов жилищно - коммунального хозяйства, выступающих в роли "заказчика" на жилищно - коммунальное обслуживание и организациями жилищно - коммунального хозяйства, выполняющими функции "подрядчика", и позволяет увязать интересы собственника, организации жилищно - коммунального хозяйства и потребителя услуг.
    1.5. Система договорных отношений по предоставлению услуг жилищно - коммунального назначения предусматривает следующую защиту прав потребителей путем:
    - включения в договор условий, гарантирующих возможность получения потребителем услуги, соответствующей по качеству обязательным требованиям нормативов, стандартов, санитарных правил и норм;
    - ответственностью исполнителей за нарушение порядка и условий предоставления услуг, а также гарантий их качества.
    Вопросы защиты прав потребителей жилищно - коммунальных услуг регламентируются Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", правилами пользования жилыми помещениями и предоставления коммунальных услуг, действующими в Российской Федерации.
    1.6. Договорные отношения в жилищно - коммунальном хозяйстве строились до последнего времени на основе "Положения о порядке формирования договорных взаимоотношений в муниципальном хозяйстве", разработанного Институтом экономики ЖКХ и утвержденного Комитетом Российской Федерации по муниципальному хозяйству 18 мая 1993 г. N 1-1.
    Однако за годы, прошедшие со времени введения в действие упомянутого положения, изменились условия функционирования жилищно - коммунального хозяйства, в частности, возросла доля негосударственного сектора как в самой отрасли, так и в других отраслях народного хозяйства, активно идет процесс передачи жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность, существенно изменилась законодательная база, в частности принят Гражданский кодекс Российской Федерации (1 и 2 части), Законы Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", "О защите прав потребителей", "О товариществах собственников жилья", Указы Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. N 431 "О новом этапе реализации Государственной целевой программы "Жилище" и N 432 "О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов" и Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 г. N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг".
    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1086 создана Государственная жилищная инспекция, одной из функций которой является осуществление контроля за наличием и правильностью заключения договоров на жилищно - коммунальное обслуживание, реализацией прав и обязанностей сторон, их направленности на защиту прав потребителей услуг, а также осуществление контроля за выполнением обязательств по обеспечению качества обслуживания жилищного фонда и объектов коммунального назначения.
    На уровне субъекта Российской Федерации органами государственной власти устанавливается минимальный уровень требований к содержанию и использованию объектов жилищно - коммунального хозяйства (минимальные требования качества), учитывающих состав, состояние и износ основных фондов, природно - климатические и другие региональные особенности и являющихся основой при заключении договоров.
    1.7. Настоящая работа является рекомендательной для практического использования в различных вариантах реально складывающихся взаимоотношений собственников объектов жилищно - коммунального хозяйства с организациями различных форм собственности, осуществляющих жилищно - коммунальное обслуживание, потребителями услуг, а также между организациями жилищно - коммунального хозяйства.
 

2. Организация договорных отношений между органами местного самоуправления и организациями
жилищно - коммунального хозяйства различных форм собственности

 
    2.1. Органы местного самоуправления непосредственно или через службы заказчика, управляющие компании выступают заказчиками на обслуживание, содержание, ремонт и развитие объектов жилищно - коммунального хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, заключая, как правило, на конкурсной основе договоры на указанные виды работ с организациями различных форм собственности, осуществляющими жилищно - коммунальное обслуживание.
    Таким образом, основные функции службы заказчика, управляющей компании сводятся к следующему:
    - заключать на конкурсной основе договоры на жилищно - коммунальное обслуживание с организациями различных форм собственности;
    - формировать муниципальный заказ;
    - контролировать качество работ и услуг, выполняемых и оказываемых организациями жилищно - коммунального хозяйства в соответствии с договором;
    - предъявлять санкции организациям, осуществляющим жилищно - коммунальное обслуживание, за невыполнение договорных обязательств;
    - обеспечивать оплату жилищно - коммунальных услуг в соответствии с договорными обязательствами;
    - участвовать в отборе объектов жилищно - коммунального хозяйства для капитального ремонта и реконструкции, а также в приемке работ по их завершению;
    - рассматривать предложения, заявления и жалобы потребителей по качеству жилищно - коммунального обслуживания и принимать по ним меры в пределах представленных полномочий;
    - аккумулировать средства населения, организаций - потребителей в виде оплаты жилищно - коммунальных услуг, а также ассигнования из местного бюджета в виде дотаций на услуги жилищно - коммунального хозяйства (если не предусмотрены прямые расчеты с организациями, осуществляющими жилищно - коммунальное обслуживание).
    В тех случаях, когда служба заказчика или управляющая компания являются юридическим лицом, ей могут быть переданы в хозяйственное ведение или оперативное управление основные фонды объектов жилищно - коммунального хозяйства, обеспечивающих жизнедеятельность населенных пунктов.
    Органы местного самоуправления передают организациям жилищно - коммунального хозяйства в хозяйственное ведение основные фонды (производственные базы, мастерские, гаражи, склады, транспортные средства, иное оборудование), предназначенные для обслуживания, содержания и ремонта объектов жилищно - коммунального назначения. С учетом экономической целесообразности и местных условий данным организациям могут быть переданы на обслуживание или в хозяйственное ведение и основные фонды объектов жилищно - коммунального назначения.
    2.2. Организации жилищно - коммунального хозяйства различных форм собственности выполняют функции подрядчиков (исполнителей услуг) по обслуживанию, содержанию, ремонту и развитию объектов жилищно-коммунального назначения, а также предоставлению услуг.
    Для обеспечения выполнения договорных обязательств организации жилищно - коммунального хозяйства:
    - непосредственно осуществляют деятельность по оказанию услуг потребителям;
    - обслуживают, содержат и ремонтируют объекты жилищно - коммунального назначения, обеспечивая необходимую надежность, устойчивость и экологическую безопасность их функционирования;
    - обеспечивают сбор, передачу, накопление и анализ оперативной и достоверной информации о ходе технологических процессов и состоянии основных фондов;
    - организуют работы по ликвидации аварий и повреждений на обслуживаемых объектах;
    - участвуют в подготовке и реализации процессов развития, реконструкции и технического перевооружения объектов жилищно - коммунального хозяйства.
    Муниципальные предприятия по обслуживанию жилья как самостоятельные хозяйствующие субъекты не должны быть жестко закреплены за какой-либо территориальной единицей. Это позволит при организации конкурсов на обслуживание жилых домов стимулировать конкуренцию не только между муниципальными и частными компаниями, но и между муниципальными предприятиями. При этом необходимо создать равные условия для работы как частных, так и муниципальных предприятий (предоставление нежилых помещений для выполнения функций обслуживания, условия предоставления служебной жилой площади и т.п.).