Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 381. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 03.12.2009 N 985 (ред. от 05.12.2011 с изменениями, вступившими в силу с 22.12.2011) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009-2015 ГОДЫ"

Дата документа03.12.2009
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа · Перечень · Правила · Методика

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2009 г. N 985

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009-2015 ГОДЫ"

 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.12.2010 N 1105, от 05.12.2011 N 1005)

 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы" (далее - Программа).
    2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
    3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2009-2015 годах региональных целевых программ учитывать положения Программы.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 декабря 2009 г. N 985

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009-2015 ГОДЫ"

 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.12.2010 N 1105, от 05.12.2011 N 1005)

 

Паспорт федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы"

 

Наименование Программы - федеральная целевая программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы"
  
Основание для разработки Программы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1349-р
  
Государственный заказчик - координатор Программы - Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
  
Государственные заказчики Программы - Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральное агентство связи, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
  
Основные разработчики Программы - Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", федеральное государственное унитарное предприятие "Космическая связь"
  
Цели Программы - развитие информационного пространства Российской Федерации;
 обеспечение населения многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов заданного качества;
 повышение эффективности функционирования телерадиовещания
  
Задачи Программы - модернизация инфраструктуры государственных сетей телерадиовещания;
 перевод государственных сетей телерадиовещания на цифровые технологии;
 обеспечение потребностей распределения телерадиоканалов спутниковым ресурсом;
 обеспечение возможности повсеместного регионального цифрового вещания;
 развитие сетей радиовещания;
 развитие новых видов телевизионного вещания, включая телевидение высокой четкости, мобильное и с элементами интерактивности
  
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы - численность населения Российской Федерации, не охваченного телевещанием, на конечном этапе реализации Программы должна быть меньше тысячи человек;
 доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, - 100 процентов;
 площадь территории субъектов Российской Федерации, охваченных наземным цифровым вещанием общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов (с охватом не менее 50 процентов населения субъекта Российской Федерации), - 17103 тыс. кв. километров;
 доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема 20 телеканалов свободного доступа, - 100 процентов;
 доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема эфирных цифровых телеканалов, - 98,8 процента;
 количество субъектов Российской Федерации, охваченных цифровым телевещанием (с охватом не менее 95 процентов населения субъекта Российской Федерации), - 83 единицы;
 доля населения Российской Федерации, не охваченного региональным телевещанием, - 1,2 процента;
 доля населения Российской Федерации, охваченного радиовещанием заданного качества, - 100 процентов;
 доля населения Российской Федерации, охваченного телерадиооповещением о чрезвычайных ситуациях, - 100 процентов
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2010 N 1105)
  
Срок и этапы реализации Программы - 2009-2015 годы:
первый этап - 2009 год;
 второй этап - 2010-2015 годы
  
Объем и источники финансирования Программы - всего по Программе предусматривается 123566 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
 за счет средств федерального бюджета - 76366 млн. рублей (в ценах соответствующих лет),
 из них:
 капитальные вложения - 44376 млн. рублей;
 прочие нужды - 31990 млн. рублей;
 за счет средств внебюджетных источников - 47200 млн. рублей, из них:
 капитальные вложения - 33272 млн. рублей;
 прочие нужды - 13928 млн. рублей
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2010 N 1105)
  
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности - обеспечение 100 процентов населения Российской Федерации в местах постоянного проживания многоканальным цифровым телевещанием с гарантированным предоставлением общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов;
 обеспечение 100 процентов населения Российской Федерации многоканальным радиовещанием заданного качества;
 обеспечение возможности цифрового радиовещания каналов Российской Федерации на зарубежные страны с высокой надежностью приема;
 обеспечение возможности доступа всего населения Российской Федерации к комплексным телекоммуникационным услугам, в том числе к широкому выбору телевизионных каналов в каждом домохозяйстве;
 высвобождение и последующее рациональное использование ограниченного радиочастотного ресурса в масштабах страны;
 рост доли отрасли телерадиовещания в валовом внутреннем продукте страны

 

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

 
    Состояние телерадиовещания как важнейшего средства массовой информации, направления и темпы его развития имеют первостепенное значение для социальной стабильности общества, информационной безопасности государства, экономической активности и духовного развития населения, что нашло отражение в решении о разработке комплекса мер по формированию современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры.
    Федеральная целевая программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1349-р, а также с учетом важнейших положений Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 1700-р.
    Основу государственной системы телерадиовещания составляют федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания", федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", открытое акционерное общество "Первый канал", федеральное государственное унитарное предприятие "Космическая связь", федеральное государственное унитарное предприятие "Телевизионный технический центр "Останкино".
    Наземный сегмент государственной телевизионной и радиовещательной сети составляют региональные, республиканские, краевые и областные радиотелевизионные передающие центры, входящие в состав единого государственного оператора телерадиовещания федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - государственный оператор связи), ответственного за эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов (далее - обязательные телерадиоканалы) на всей территории Российской Федерации, а также за создание и развертывание цифровых наземных сетей для эфирной трансляции обязательных телерадиоканалов, вещание которых осуществляется телерадиовещательными организациями - федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания", открытым акционерным обществом "Первый канал", открытым акционерным обществом "Телерадиокомпания "Петербург" и открытым акционерным обществом "Телекомпания НТВ".
    К настоящему времени в Российской Федерации имеются существенные различия в доступности эфирных телевизионных каналов для населения в различных регионах страны, при этом около 1,6 млн. человек, проживающих примерно в 10 тыс. населенных пунктах, не охвачено телевизионным вещанием, а более 3 млн. человек имеют возможность принимать лишь одну телевизионную программу. Ухудшилась ситуация с внутрироссийским государственным радиовещанием, что характеризуется суммарным сокращением охвата вещанием более чем на 25 млн. человек и низким, не более 70 процентов городского населения страны, показателем охвата качественным стереофоническим УКВ-ЧМ-вещанием. Значительно ухудшились качество и надежность вещания на зарубежные страны. В результате снижения загрузки и мощности передатчиков государственное радиовещание сегодня не может в полном объеме выполнять функцию оповещения в чрезвычайных ситуациях, что является одной из основных обязанностей таких радиостанций, как "Радио России" и "Маяк".
    Доведение охвата населения Российской Федерации многоканальным вещанием до современного уровня требует организации трансляции новых телерадиоканалов, однако распространение телерадиоканалов в общероссийском масштабе в аналоговом формате является на сегодняшний день энерго-, материало- и трудозатратным. С учетом ограниченности свободного радиочастотного ресурса модернизация аналоговых сетей вещания по принципу воспроизводства становится бесперспективной, а развитие - невозможным.
    Так как основу информационного обеспечения населения страны составляет созданная в течение нескольких десятилетий государственная система бесплатного наземного эфирного телерадиовещания, то задачи обновления инфраструктуры наземного вещания и перехода на современные цифровые технологии подготовки и трансляции телерадиоканалов носят неотложный характер и имеют первостепенное значение в соответствии с приоритетами развития Российской Федерации. Существенным фактором, определяющим сроки реализации Программы, является решение Международного союза электросвязи, принятое на конференции по планированию наземного цифрового вещания "Женева-06", устанавливающее срок окончания переходного периода на цифровое наземное эфирное вещание - 2015 год.
    Решение указанных проблем невозможно без участия государства и использования программно-целевого метода, так как инфраструктура бесплатного наземного телерадиовещания и радиочастотный ресурс находятся в федеральной собственности, мероприятия по развитию телерадиовещания требуют межрегиональной и межотраслевой координации и их реализация в установленные сроки требует внедрения принципов индикативного бюджетного планирования, ориентированного на результат.
    При подготовке Программы был проведен анализ различных вариантов решения проблемы развития телерадиовещания и перехода на цифровые технологии, а также дана оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения этой проблемы.
    В случае развития телерадиовещания на коммерческой основе без применения мер государственной поддержки на цифровое вещание в первую очередь будут переведены крупные города из-за необходимости окупаемости инвестиционных вложений для реализации Программы, а в сельских и труднодоступных регионах этот процесс может растянуться на десятилетия. По этой же причине произойдет снижение объема (в некоторых регионах - ликвидация) бесплатно оказываемых услуг телерадиовещания населению. В результате в целях исключения диспропорций в охвате населения многопрограммным вещанием и снижения социальной напряженности сохранится на неопределенный срок необходимость содержания существующей аналоговой государственной инфраструктуры вещания, в том числе за счет средств федерального бюджета. Помимо этого возникает опасность выхода за рамки установленного Международным союзом электросвязи срока перехода от аналогового к цифровому телевещанию до 2015 года даже в критически важных приграничных регионах.
    Такой риск полностью устраняет социально ориентированный вариант, основанный на применении мер государственной поддержки развития телерадиовещания. Это подразумевает, в частности, первоочередное выделение радиочастотного ресурса для целей эфирной цифровой трансляции обязательных телерадиоканалов, создание и развертывание во всех регионах Российской Федерации в плановом порядке за счет средств федерального бюджета цифровых наземных сетей государственного оператора связи по трансляции обязательных телерадиоканалов, а также бюджетное субсидирование цифровой трансляции обязательных телерадиоканалов. Существующий порядок предоставления услуг телерадиовещания населению на бесплатной основе сохранится, что обеспечит создание единого информационного и культурного пространства, приемлемый баланс между социально значимыми и коммерческими общедоступными услугами вещания, а также равномерность развития субъектов Российской Федерации по уровню доступности услуг телерадиовещания.
    При переходе на повсеместный прием цифровых телеканалов существенным фактором риска достижения целей Программы является степень насыщения цифровым приемным оборудованием абонентов как наземного, так и спутникового непосредственного телевизионного вещания. Недостаточная степень насыщения цифровым приемным оборудованием в каком-либо регионе на момент завершения Программы не позволит проводить отключение аналоговых телеканалов, потребует дополнительного поддержания параллельного аналогового и цифрового вещания и ограничит эффективное использование радиочастотного спектра. В целях минимизации риска планируется проведение массовой кампании среди населения по разъяснению всех вопросов внедрения цифрового телерадиовещания, информированию о сроках, об этапах и о порядке перехода на цифровое вещание в каждом регионе. Помимо этого планируется разработка комплекса поощрительных мер для российских предприятий - производителей бытовых устройств систем цифрового вещания и приема, а также ввод ограничений в отношении производства российского телевизионного приемного оборудования, не оснащенного блоком приема цифровых каналов, и импорта такого оборудования.
    Принятые решения позволят сократить срок перехода на цифровое вещание в стране до 4-5 лет и сэкономить значительные средства федерального бюджета на поддержание аналоговой сети вещания, а планомерное и повсеместное внедрение новых технологий на государственных сетях вещания создаст базу для интенсивного развития всей отрасли телерадиовещания.
    Указанные направления и результаты реализации Программы соответствуют приоритетным направлениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в сфере культуры и средств массовой информации и информационно-коммуникационных технологий.
 

II. Цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, а также целевые индикаторы и показатели

 
    Целями Программы являются развитие информационного пространства Российской Федерации, обеспечение населения многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением обязательных телерадиоканалов заданного качества и повышение эффективности функционирования телерадиовещания.
    Для достижения целей Программы необходимо решить следующие задачи:
    модернизация инфраструктуры государственных сетей телерадиовещания;
    перевод государственных сетей телерадиовещания на цифровые технологии;
    обеспечение потребностей распределения телерадиоканалов спутниковым ресурсом;
    обеспечение возможности повсеместного регионального цифрового вещания;
    развитие сетей радиовещания;
    развитие новых видов телевизионного вещания, включая телевидение высокой четкости, мобильное и с элементами интерактивности.
    Реализация Программы осуществляется в 2009-2015 годах в 2 этапа.
    На первом этапе Программы (2009 год) предусматривается обеспечение условий для перехода на цифровой формат распространения программ. На этом этапе осуществляются:
    разработка, экспертиза и утверждение системных проектов для 1-й очереди строительства сетей цифрового телевизионного вещания в регионах;
    начало строительства сетей цифрового вещания в регионах с целью отработки планируемых к реализации технологических решений;
    подготовка к проектированию и созданию космических аппаратов в целях их своевременного вывода на орбиту и обеспечения задач трансляции частотным ресурсом.
    На втором этапе Программы (2010-2015 годы) осуществляются реализация запланированных мероприятий по развитию телерадиовещания, повсеместный переход на цифровое вещание, создание условий для последовательного отключения аналогового вещания в стране и завершение создания единого информационного пространства в Российской Федерации, в том числе:
    модернизация и расширение существующей инфраструктуры телерадиовещания (реконструкция, техническое перевооружение сети антенно-мачтовых сооружений, объектов инженерного обеспечения, замена аварийных сооружений и объектов);
    строительство цифровых наземных вещательных сетей для распространения обязательных телерадиоканалов и иных каналов свободного доступа;
    создание и запуск спутников связи и вещания;
    строительство сетей цифрового и УКВ-ЧМ-радиовещания;
    информационно-разъяснительные мероприятия по обеспечению успешного и планомерного внедрения цифрового вещания в Российской Федерации;
    создание системы цифровизации архивных материалов.
    По завершении реализации Программы планируется достижение следующих значений целевых индикаторов:
    численность населения Российской Федерации, не охваченного телевещанием, на конечном этапе реализации Программы должна быть меньше тысячи человек;
    доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема обязательных телерадиоканалов, - 100 процентов;
    площадь территории субъектов Российской Федерации, охваченных наземным цифровым вещанием обязательных телерадиоканалов (с охватом не менее 50 процентов населения субъекта Российской Федерации), - 17103 тыс. кв. километров;
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2010 N 1105)
    доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема 20 телеканалов свободного доступа, - 100 процентов;
    доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема эфирных цифровых телеканалов, - 98,8 процента;
    количество субъектов Российской Федерации, охваченных цифровым телевещанием (с охватом не менее 50 процентов населения субъекта Российской Федерации, - 83 единицы;
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2010 N 1105)
    количество субъектов Российской Федерации, охваченных цифровым телевещанием (с охватом не менее 95 процентов населения субъекта Российской Федерации)
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2010 N 1105)
    доля населения Российской Федерации, не охваченного региональным телевещанием, - 1,2 процента;
    доля населения Российской Федерации, охваченного радиовещанием заданного качества, - 100 процентов;
    доля населения Российской Федерации, охваченного телерадиооповещением о чрезвычайных ситуациях, - 100 процентов.
    Для контроля за ходом реализации мероприятий Программы в качестве показателя применяется количество введенных в эксплуатацию:
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2010 N 1105)
    Абзацы тридцать второй и тридцать третий. - Исключены.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2010 N 1105)
    объектов опытных зон цифрового вещания (единиц);
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2010 N 1105)
    объектов сети цифрового вещания 1-го мультиплекса (единиц);
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2010 N 1105)
    Абзацы тридцать шестой - тридцать девятый. - Исключены.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2010 N 1105)
    центров формирования мультиплексов (единиц);
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2010 N 1105)
    объектов сетей цифрового вещания 2-го и 3-го мультиплексов (единиц);
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2010 N 1105)
    объектов сетей цифрового вещания дополнительных мультиплексов (единиц);
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2010 N 1105)
    объектов сетей цифрового вещания телевидения высокой четкости и мобильного телевидения (единиц);
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2010 N 1105)
    объектов сети мощного цифрового радиовещания (единиц);
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2010 N 1105)
    объектов сети УКВ-ЧМ-вещания (единиц).
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2010 N 1105)
    Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы по годам приведены в приложении N 1.
    В ходе реализации Программы Правительством Российской Федерации по предложению Министерства экономического развития Российской Федерации может быть принято решение о досрочном прекращении ее реализации в следующих случаях: