Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 381. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА (НАПОЛЬНЫЙ БЕЗРЕЛЬСОВЫЙ КОЛЕСНЫЙ ТРАНСПОРТ). ПОТ РМ-008-99" (утв. Постановлением Минтруда РФ от 07.07.99 N 18) (ред. от 21.04.2011 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2012)

Дата документа07.07.1999
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Положение · Правила

    

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением
Министерства труда
и социального развития
Российской Федерации
от 7 июля 1999 г. N 18

 

СОГЛАСОВАНЫ
с Федерацией независимых
профсоюзов России, письмо
от 6 января 1998 г. N 109/1

 

Дата введения - 1 февраля 2000 года

 

МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА (НАПОЛЬНЫЙ БЕЗРЕЛЬСОВЫЙ КОЛЕСНЫЙ ТРАНСПОРТ)

 

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 21.04.2011 N 335)

 

ПОТ РМ-008-99

 
    Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт), далее - Правила, разработаны во исполнение Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации" по заказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
    Правила разработаны Инженерным центром обеспечения безопасности в промышленности с использованием материалов Научного центра социально - производственных проблем.
    Правила разработаны на основе действующего федерального законодательства, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, государственных стандартов, норм, правил и других нормативных правовых и технических актов по условиям, охране и безопасности труда, введенных в действие в установленном порядке.
    Правила разработаны в соответствии с требованиями "Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда" и "Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда", утвержденных Постановлением Минтруда России от 1 июля 1993 г. N 129, Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".
    Правила в государственной регистрации (письмо Минюста России от 30 декабря 1999 г.) не нуждаются.
    Правила устанавливают единые требования к условиям, охране и безопасности труда при эксплуатации напольного безрельсового колесного транспорта в организациях всех видов деятельности и форм собственности и действуют на всей территории Российской Федерации.
    С введением в действие настоящих Правил подлежат пересмотру стандарты предприятий, инструкции и другие нормативные технические документы организаций по охране и безопасности труда при эксплуатации напольного безрельсового колесного транспорта и не применяются аналогичные правила и положения министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР.
    Замечания и предложения следует направлять по адресу:
    117119, Москва, Ленинский проспект, 42, корп. 2 (21 - 40),
    Инженерному центру обеспечения безопасности в промышленности.
 

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 
    1.1. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) <*> распространяются на работников, эксплуатирующих или обеспечивающих эксплуатацию промышленного напольного безрельсового колесного транспорта (автомобилей, тракторов, автопогрузчиков, электропогрузчиков и других безрельсовых колесных транспортных средств, включая и грузовые тележки) <**>, используемых в технологических транспортных операциях внутри (между корпусами, цехами, участками, отделениями, службами, складами, торговыми залами и другими объектами) организации, и устанавливают единые требования безопасности к рабочим местам и организации работ к однотипным производственным процессам при эксплуатации и обслуживании транспортных средств. Правила не распространяются на эксплуатацию транспортных средств за пределами территории, промплощадки организации.
    


    <*> Далее - Правила.
    <**> Далее - транспортные средства.
 
    1.2. Требования, содержащиеся в Правилах, устанавливают минимально допустимый уровень охраны и безопасности труда для работников и являются обязательными для всех организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, а также для граждан, занимающихся трудовой деятельностью без образования юридического лица, и лиц, выполняющих работу на основании гражданско - правового договора.
    Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в своих нормативных правовых актах, а организации в своих документах в области охраны труда (стандартах предприятия, приказах, распоряжениях, указаниях, положениях, должностных инструкциях, инструкциях по охране труда) могут устанавливать более высокий уровень требований по условиям, охране и безопасности труда.
    1.3. Правила не распространяются на работников, эксплуатирующих или обеспечивающих эксплуатацию железнодорожного, конвейерного, трубопроводного транспорта и других, не указанных в п. 1.1 Правил, транспортных средств.
    1.4. Правила действуют на всей территории Российской Федерации и учитываются при проектировании, строительстве и реконструкции объектов, при разработке и применении технологических процессов транспортирования грузов, при эксплуатации транспортных средств.
    1.5. Выполнение отдельных требований Правил, требующих значительных затрат, может осуществляться по согласованию с органом исполнительной власти по труду субъекта Российской Федерации, государственной инспекцией труда по субъекту Российской Федерации и другими органами государственного надзора и контроля.
    1.6. На основе Правил в организации с учетом конкретных условий в установленном порядке разрабатываются или приводятся в соответствие с ними стандарты предприятия, положения и инструкции по охране труда, в которых определяются:
    а) работники, ответственные за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств, и их должностные обязанности;
    б) требования к техническому состоянию транспортных средств;
    в) требования по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств, включая организацию дорожного движения, состояние проездов, переездов, дорожной разметки, наличие дорожных знаков и светофорного регулирования, освещения и др.
    1.7. Требования, содержащиеся в Правилах, учитываются в конструкторской, технологической и другой документации, разрабатываемой организацией.
    1.8. Перемещение грузов осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.020-80* "ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности", перемещение опасных грузов <*> - в соответствии с требованиями ГОСТ 19433-88* "Грузы опасные. Классификация и маркировка", Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом <**>.
    
    <*> Приложение 1.
    <**> Утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 августа 1995 г. N 73 ("Российский вестник", 26 января 1996 г. N 15, зарегистрированы в Минюсте России 18 декабря 1995 г. Регистрационный N 997).
 
    1.9. Эксплуатация автомобильного транспорта осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 10807-78* "Знаки дорожные. Общие технические условия", ГОСТ 13508-74* "Разметка дорожная", ГОСТ 25478-91 "Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки", Правил дорожного движения Российской Федерации <*>, а также Федерального закона "О безопасности дорожного движения" <**>.
    
    <*> Утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531).
    <**> Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873).
 
    1.10. Безрельсовые колесные транспортные средства, не подлежащие регистрации в территориальных органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации <*>, регистрируются в установленном в организации порядке с присвоением им регистрационного номера организации.
    
    <*> Далее - Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
 
    1.11. Эксплуатация вилочных авто- и электропогрузчиков осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 16215-80*Е "Автопогрузчики вилочные общего назначения. Общие технические условия", ГОСТ 18962-97 "Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Общие технические условия", ГОСТ 24366-80*Е "Авто- и электропогрузчики вилочные общего назначения. Грузозахватные приспособления. Общие технические условия".
    1.12. Состояние покрытия дорог, проездов для транспортных средств определяется требованиями СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги".
    1.13. Санитарно - гигиенические требования к воздуху рабочей зоны определяются ГОСТ 12.1.005-88 "ССБТ. Общие санитарно - гигиенические требования к воздуху рабочей зоны", санитарно - гигиенические требования к воздуху и уровням вредных производственных факторов на рабочем месте водителя указаны в СП 4616-88 "Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей".
    1.14. Правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками устанавливает Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" <*>, действие которого <**> распространяется на:
 
 
    РЕФЕРЕНТ: В связи с утратой силы Федерального закона от 17.07.99 N 181-ФЗ, следует руководствоваться аналогичными нормами Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ
 
 
    работодателей;
    работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
    членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;
    студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику;
    военнослужащих, направляемых на работу и организации;
    граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.
    
    <*> "Российская газета", 24 июля 1999 г., N 143.
    <**> Статья 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" ("Российская газета", 24 июля 1999 г., N 143).
 
    1.15. Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти <*>.
    
    <*> Статья 11 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" ("Российская газета", 24 июля 1999 г., N 143).
 
    1.16. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда <*>.
    
    <*> Статья 4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации " ("Российская газета", 24 июля 1999 г., N 143).
 
    1.17.1. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
    2. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.
    При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
    3. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда <*>.
    
    <*> Статья 12 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" ("Российская газета", 24 июля 1999 г., N 143).
 
    1.18. В организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа <*>.
    
    <*> Статья 13 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" ("Российская газета", 24 июля 1999 г., N 143).
 
    1.19.1. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.
    2. Работодатель обязан обеспечить <*>:
    безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;
    применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
    соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
    режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
    приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
    обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанное обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
    организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
    проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;
    проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров;
    недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;
    информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
    предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
    принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
    расследование в установленном Правительством Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве <**> и профессиональных заболеваний;
    санитарно - бытовое и лечебно - профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;
    беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки;
    обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний <***>;
    ознакомление работников с требованиями охраны труда.
    
    <*> Статья 14 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" ("Российская газета", 24 июля 1999 г., N 143).
    <**> "Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве", утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. N 279 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 13, ст. 1595).
    <***> Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803).
 
 
    РЕФЕРЕНТ: В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 11.03.99 N 279, следует руководствоваться аналогичными нормами Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ
 
 
    1.20. Работник обязан <*>:
    соблюдать требования охраны труда;
    правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
    проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
    немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе и о появлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
    проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).
    
    <*> Статья 15 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" ("Российская газета", 24 июля 1999 г., N 143).
 
    1.21. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно - правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов <*>.
    
    <*> Статья 19 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" ("Российская газета", 24 июля 1999 г. N 143).
 
    1.22. Служба охраны труда организации проводит с учетом результатов анализа уровня производственного травматизма, наличия профессиональной заболеваемости выборочную проверку состояния условий труда на рабочем месте водителя транспортного средства в сроки, согласованные с государственной инспекцией труда по субъекту Российской Федерации и с территориальным органом государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации.
    1.23. Основными опасными и вредными производственными факторами по ГОСТ 12.0.003-74* "ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация" при эксплуатации транспортных средств являются:
    а) движущиеся транспортные средства, перевозимые грузы;
    б) повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;
    в) повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
    г) повышенные уровни шума и вибрации на рабочем месте водителя;
    д) повышенная или пониженная влажность воздуха рабочей зоны;
    е) прямая и отраженная блесткость, недостаточная освещенность;
    ж) токсические воздействия этилированного бензина, паров электролита;
    з) ожоговое воздействие электролита аккумуляторной батареи, кислот и щелочей при приготовлении и работе с электролитом;
    и) высокое напряжение в цепи зажигания карбюраторных двигателей и систем привода электрических транспортных средств;
    к) высокое гидравлическое давление в системе подачи топлива в цилиндры у дизельных двигателей, в гидравлических системах приводов;
    л) вращающиеся элементы двигательной установки и трансмиссии;
    м) высокая температура жидкости в системе охлаждения двигателя;
    н) повышенное давление в шинах колес в сочетании с неисправностью замкового устройства обода колеса;
    о) пожароопасность вследствие неисправности в системе питания двигателя.
    1.24. Скорость движения транспортных средств на территории организации устанавливается в зависимости от состояния транспортных путей, интенсивности грузовых и людских потоков, специфики транспортных средств и грузов и должна соответствовать требованиям Правил дорожного движения Российской Федерации <*>. В производственных помещениях скорость движения транспортных средств не должна превышать 5 км/ч.
    
    <*> Утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531).
 
    1.25. В производственных помещениях и на местах производства работ с повышенным уровнем шума для оповещения и опознания движущегося транспортного средства дополнительно к звуковой сигнализации применяется световая сигнализация.
    1.26. Содержание окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями должно быть в пределах значений, установленных предприятием - изготовителем, но не выше приведенных в таблице 1.
    1.27. Дымность автомобилей с дизельными двигателями не должна превышать норм, указанных в таблице 2.
    1.28. В кабине транспортного средства температура воздуха должна быть в пределах 18 - 23 град. C (допускается 17 - 25 град. C), относительная влажность - 40 - 60% (допускается до 75%), скорость движения воздуха - 0,2 - 0,3 м/с (допускается до 0,5 м/с).
    1.29. Уровни шума и эквивалентные уровни шума в кабине транспортного средства не должны превышать 70 дБ для грузового транспорта и 60 дБ для легкового транспорта.
 
 

Таблица 1
(ГОСТ 17.2.2.030-87)

 

ДОПУСТИМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОКИСИ УГЛЕРОДА И УГЛЕВОДОРОДОВ В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХ АВТОМОБИЛЕЙ С БЕНЗИНОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

 

Частота вращения коленчатого вала двигателя Предельно допустимое содержание окиси углерода, объемная доля, % Предельно допустимое содержание углеводородов, -1 объемная доля, млн.
для двигателей с числом цилиндров
до 4 более 4
Минимальная 1,5 <*> 1200 3000
Повышенная <**> 2,0 600 1000

 
    


    <*> Допускается до 3% (п. 1.3 ГОСТ 17.2.2.03-87).
    <**> Значения повышенной частоты вращения коленчатого вала двигателя указываются предприятием - изготовителем в технических условиях и инструкции по эксплуатации автомобиля.
 
 

Таблица 2
(ГОСТ 21393-75*)

 

ДОПУСТИМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ДЫМНОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ С ДИЗЕЛЬНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

 

Режим измерения дымности Дымность, % не более
Свободное ускорение для автомобилей  
С двигателями:  
без наддува 40
с наддувом 50
При максимальной частоте вращения 15

 
    1.30. Уровни вибрации на рабочем месте водителя не должны превышать 62 дБ по виброускорению, 116 дБ по виброскорости - для грузового транспорта и, соответственно, 59 и 101 дБ - для легкового транспорта.
    1.31. Контакты со смазочно - охлаждающими жидкостями и материалами могут вызвать поражения кожного покрова кистей рук, контакты с кислотами и щелочами опасны ожеговыми воздействиями, этилированный бензин, пары электролита опасны токсичными воздействиями и работы с ними должны производиться с соблюдением требований к материалам (веществам) и способам обращения с ними <*>.
    


    <*> Приложение 2.
 
    1.32. Не допускается эксплуатация транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания в подземных выработках, карьерах, помещениях, где содержание вредных веществ в воздухе превышает предельно допустимые концентрации (ПДК), установленные для воздуха рабочей зоны.
    Эксплуатация в подземных выработках и помещениях транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания, не оборудованными средствами снижения токсичности отработавших газов, не допускается. Применение этилированного бензина в качестве топлива для транспортных средств, используемых в подземных выработках и в помещениях, не допускается.
    1.33. Персонал, эксплуатирующий транспортные средства, должен быть обучен, аттестован, допущен к самостоятельной работе в установленном порядке и ему создаются условия для безопасного и безаварийного производства работ, включая техническое и организационное обеспечение этих работ, обеспечение средствами защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, четкое распределение обязанностей и ответственности среди исполнителей работ. Водители транспортных средств к работе допускаются после прохождения предрейсового медицинского осмотра, проверки наличия соответствующих документов на право управления данной категорией транспорта, путевого листа, документов на груз.
    1.34. Перед началом работы транспортное средство осматривается, проверяется и допускается к работе на линии в установленном порядке.
    1.35. Для организации грузовых перевозок в организации разрабатываются транспортно - технологические схемы.
    1.36. Для организации движения транспортных средств в организации разрабатываются и устанавливаются на узловых и видных местах схемы движения.
    1.37. При погрузке водитель проверяет соответствие укладки и надежности крепления груза и тентов на транспортном средстве требованиям безопасности и обеспечения сохранности груза. При обнаружении нарушений этих требований водитель требует их устранения от лица, ответственного за погрузку груза.
    1.38. Погрузка, выгрузка и размещение грузов производятся в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.009-76* "ССБТ. Работы погрузочно - разгрузочные. Общие требования безопасности".
    1.39. Водители к погрузочно - разгрузочным работам привлекаются в исключительных случаях, оговоренных в трудовом договоре (контракте).
    1.40. Транспортные работы в организации производятся с соблюдением правил пожарной безопасности: не допускается пролива, протечек топлива, открытого выделения паров топлива, несоблюдения мер осторожного обращения с источниками огня, искр, высоких температур и т.п. Своевременное принятие мер по недопущению достижения пороговых значений концентрации опасных веществ в воздушной среде обеспечивается контролем параметров газо - воздушной среды.
 

2. ТРЕБОВАНИЯ К ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ

 
    2.1. Общие требования
    2.1.1. Техническое состояние, оборудование и укомплектованность автомобилей всех типов, марок, назначения (включая эксплуатируемые вместе с ними прицепы и полуприцепы), всех других механических транспортных средств с приводом по мощности, эквивалентной мощности двигателя внутреннего сгорания с рабочим объемом цилиндров 50 куб. см и более и имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час <*>, находящихся в эксплуатации, должны соответствовать требованиям, определенным Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, Правил дорожного движения Российской Федерации <**>, настоящих Правил, техническим условиям предприятия - изготовителя.
    


    <*> Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденное Приказом МВД России, ГТК России, Госстандарта России от 30 июня 1997 г. N 399/388/195. (Зарегистрировано в Минюсте России 10 июля 1996 г. Регистрационный N 1349).
    <**> Утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531).
 
 
    РЕФЕРЕНТ: В связи с утратой силы Приказа МВД РФ N 399, ГТК РФ N 388, Госстандарта РФ N 195 от 30.06.97, следует руководствоваться принятым взамен Приказом МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005
 
 
    2.1.2. На линию транспортные средства выпускаются технически исправными и имеющими опрятный внешний вид, свидетельством чего является отметка в техническом паспорте о прохождении ежегодного технического осмотра и выданный на руки водителю оформленный в установленном порядке путевой лист.
    2.1.3. Если транспортное средство каким-либо образом окажется в небезопасном состоянии или в состоянии, способном создать угрозу безопасности труда, оно выводится из эксплуатации до тех пор, пока не будет снова приведено в полностью исправное с точки зрения безопасности состояние.
    2.1.4. Каждое транспортное средство имеет государственный номерной знак или регистрационный номер организации. На борту или платформе транспортного средства указывается его номинальная грузоподъемность.
    2.1.5. К кабине транспортного средства предъявляются следующие основные требования:
    2.1.5.1. Конструкция кабины и рабочего места водителя должна обеспечивать обзор водителю, при котором невидимая часть дороги перед капотом не должна превышать 6 м от переднего бампера транспортного средства.
    2.1.5.2. Кабина должна запираться снаружи и изнутри, иметь опускающиеся или раздвижные стекла дверей.
    Размещение аккумуляторных батарей в таких кабинах не допускается.
    2.1.5.3. В ветровом и боковых стеклах в поле зрения водителя не должно быть зеркального отражения предметов и источников света, расположенных на рабочем месте водителя.
    2.1.5.4. Ветровые стекла наземных транспортных средств изготавливаются из трехслойного стекла на пленке и их светопропускная способность должна быть не менее 75%, боковых стекол - не менее 70%, прочих - не менее 60% (пункты 2.2.1, 2.2.4 ГОСТ 5727-88*Е "Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия").
    2.1.5.5. Боковые стекла должны плавно передвигаться от руки или стеклоподъемными механизмами.
    2.1.5.6. Стеклоочистители и стеклоомыватели должны работать в установленных режимах, обеспечивая надлежащую очистку ветрового стекла.
    2.1.5.7. На сидениях и спинках сидений не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы. Сидения и спинки должны иметь исправные регулировочные механизмы, обеспечивающие удобную посадку водителя.
    2.1.5.8. Кабина должна иметь принудительную и естественную вентиляцию, обеспечивающую подачу свежего воздуха не менее 30 куб. м/ч на одного человека и возможность регулирования его количества.
    2.1.5.9. Уровни шума, вибрации, микроклимат, концентрация вредных веществ в кабине транспортного средства должны соответствовать действующим санитарным нормам <*>.
    
    <*> Приложение 3.
 
    2.1.5.10. Замки дверей кузова и кабины, капота и крышки багажника, а также запоры бортов грузовой платформы транспортного средства, ограничители открытия и фиксаторы открытого и закрытого положений должны быть исправными и исключать самопроизвольное их открытие.
    2.1.5.11. Отопительные устройства обогрева кабины и обдува стекол транспортного средства в холодный период должны быть исправны.
    Использовать отработавшие газы в качестве теплоносителя для обогрева кабины (салона) не допускается, они могут использоваться только для подогрева теплоносителя.
    2.1.5.12. Уплотнения органов управления должны обеспечивать надежную защиту кабины (салона) от проникновения отработавших газов.
    2.1.5.13. Ремни безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства, должны быть исправными, без видимых надрывов на лямках.
    2.1.6. Системы питания, смазки и охлаждения транспортного средства не должны иметь течи топлива, масла, охлаждающей жидкости.
    2.1.7. Вентиляция картера двигателя должна работать исправно, не допуская прорыва газов в подкапотное пространство. Система выпуска отработавших газов должна быть исправной по всему тракту. Выпускные трубы и глушитель не должны иметь трещин и пробоин, а их соединения не должны пропускать отработавшие газы.
    2.1.8. Бензиновые двигатели транспортных средств должны быть отрегулированы на допустимое содержание СО и СН в отработавших газах в пределах значений, указанных в п. 1.26 Правил.
    Дизельные двигатели транспортных средств должны быть отрегулированы на дымность отработавших газов в пределах значений, указанных в п. 1.27 Правил.
    2.1.9. Внешний шум транспортного средства не должен превышать: для легковых автомобилей - 82 дБ, для грузовых и грузопассажирских автомобилей - 84 - 91 дБ (в зависимости от мощности двигателя).