Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 273. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 31.01.2001 N 10 (ред. от 30.12.2011 с изменениями, вступившими в силу с 30.12.2011) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ПРАВОВОЙ РАБОТЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Дата документа31.01.2001
Статус документаДействует
МеткиПриказ

    

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 31 января 2001 г. N 10

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ПРАВОВОЙ РАБОТЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

(в ред. Приказа Минобороны РФ от 30.12.2011 N 2666)

 
    1. Утвердить прилагаемое Наставление по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
    2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов (флотами), командующему Воздушно - десантными войсками, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам обеспечить:
    изучение Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации всеми генералами, адмиралами и офицерами;
    правильное применение законодательства, нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации должностными лицами органов военного управления при издании приказов, директив, других правовых актов и решении различных вопросов жизни, быта и деятельности войск (сил) и органов военного управления.
    3. Считать не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации Приказ Министра обороны 1987 г. N 250, директиву Генерального штаба 1977 г. N ДГШ-31.
    4. Приказ разослать до отдельной воинской части.
 

Министр обороны
Российской Федерации,
Маршал Российской Федерации
И.СЕРГЕЕВ

 
 
    

Приложение
к Приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 31 января 2001 г. N 10

 

НАСТАВЛЕНИЕ ПО ПРАВОВОЙ РАБОТЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

(в ред. Приказа Минобороны РФ от 30.12.2011 N 2666)

 

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
    1. Правовая работа - комплекс мер, осуществляемых органами военного управления, командирами (начальниками), подразделениями юридической службы, органами воспитательной работы, по реализации требований нормативных правовых актов Российской Федерации, общевоинских уставов, нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации соблюдению общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, в целях успешного решения задач боевой подготовки, повышения боевой и мобилизационной готовности войск и сил флота, укрепления правопорядка, воинской и трудовой дисциплины, защиты прав и законных интересов центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуются воинские части), а также военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации по вопросам их служебной деятельности.
    2. Правовая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации проводится:
    на стадии формирования правовых норм;
    на стадии возникновения правоотношений;
    на стадии соблюдения, исполнения и применения правовых норм.
    3. Комплекс мер, указанных в пункте 1 настоящего Наставления, включает в себя меры, осуществляемые органами военного управления, командирами (начальниками) при:
    подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, проектов международных договоров, нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;
    упорядочении и систематизации правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;
    ведении справочной работы по нормативным правовым актам Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации;
    обеспечении законности и укреплении воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации;
    осуществлении трудовых отношений;
    осуществлении финансовой и хозяйственной деятельности;
    организации правового обеспечения защиты интересов Министерства обороны Российской Федерации и его структурных подразделений;
    прохождении военной службы;
    организации службы войск и обеспечении безопасности военной службы;
    проведении мероприятий по обеспечению экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации;
    рассмотрении предложений, заявлений и жалоб военнослужащих, лиц гражданского персонала и других граждан;
    организации консультирования военнослужащих, лиц гражданского персонала, членов их семей и даче справок правового характера;
    проведении мероприятий по правовому обучению и воспитанию личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации;
    обучении соблюдению норм международного гуманитарного права в мирное время, во время ведения боевых действий и при выполнении задач по поддержанию или восстановлению мира и безопасности (других военных операций, связанных с применением оружия);
    обеспечении правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
    4. Подразделения юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации (начальники юридических служб, групп, старшие юрисконсульты, юрисконсульты, помощники командиров по правовой работе) под руководством соответствующих командиров и начальников, проводя мероприятия правовой работы, непосредственно осуществляют следующие основные функции:
    правовая экспертиза проектов приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, его заместителей и других должностных лиц;
    правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работ;
    проверка состояния правовой работы в войсках (силах) и органах военного управления;
    организация справочной работы по приказам, директивам и другим нормативным актам, ведение их контрольных экземпляров;
    консультации и справки по правовым вопросам, возникающим в деятельности органов военного управления;
    участие в организации и работе нештатных юридических консультаций;
    участие в организации и проведении правового обучения;
    руководство по специальным вопросам нижестоящими подразделениями юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
    Задачи, права и обязанности должностных лиц юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации изложены в Положении о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 100).
    5. Твердое знание командирами и начальниками законодательства, их высокая правовая культура <*> являются необходимым условием четкой организации служебной деятельности, успешного исполнения должностных и специальных обязанностей.
    


    <*> Под правовой культурой командиров и начальников понимается совокупность социально - полезных качеств, которые находят свое проявление в организаторской, административной и воспитательной деятельности, основанной на знании и глубоком уважении российского законодательства, его правильном понимании, исполнении и применении в соответствии с определенными в этих законах требованиями.
 
    6. Каждый командир и начальник должен обладать минимумом правовых знаний, определяемых директивой Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N Д-6 "О правовых минимумах", другими нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации, и требовать этого от подчиненных.
    7. Методическое руководство правовой работой в Вооруженных Силах Российской Федерации направлено на обеспечение единообразной практики использования правовых средств должностными лицами воинских частей.
    Оно осуществляется должностными лицами юридической службы, указанными в Положении о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации, и включает в себя следующие основные мероприятия:
    текущее и перспективное планирование правовой работы;
    выявление наиболее актуальных, сложных вопросов в практике правовой работы, разработку и внедрение в войска научно обоснованных и проверенных практикой форм и методов правовой работы;
    организацию общей и индивидуальной системы профессиональной подготовки (повышения квалификации) для офицеров нижестоящих подразделений юридической службы;
    анализ состояния правовой работы по итоговым докладам должностных лиц юридических служб органов военного управления;
    обзоры практики правовой работы, рассылаемые в войска (силы).
    Методическое руководство может осуществляться в форме методических указаний и (или) рекомендаций.
    8. Начальник юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, юридические службы видов Вооруженных Сил, заместителей Министра обороны Российской Федерации, начальников центральных органов военного управления Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, старшие юрисконсульты объединений в процессе методического руководства осуществляют обязательные проверки (изучение) состояния правовой работы в соответствии с прилагаемыми Рекомендациями (Приложение N 1 к настоящему Наставлению).
 

Раздел II. ПРАВОВАЯ РАБОТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТОВ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ, ПРАВОВЫХ АКТОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИКАЗОВ И ДИРЕКТИВ КОМАНДИРОВ И НАЧАЛЬНИКОВ

 
    9. Подготовка правовых актов в Министерстве обороны Российской Федерации осуществляется в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009изменениями и дополнениями), Приказом Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 450 "О порядке подготовки, оформления и государственной регистрации официальных документов Министерства обороны Российской Федерации" с изменениями, внесенными Приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 155. Отдельные вопросы, связанные с подготовкой нормативных актов, изложены в Регламенте Правительства Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. N 604 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 5 октября 2000 г. N 760).
    10. В зависимости от содержания вопросов, которые следует решить в том или ином органе государственной власти в соответствии с его полномочиями, закрепленными Конституцией Российской Федерации, нормативными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, разрабатываются проекты писем (записок), справочные и аналитические материалы, а при необходимости принятия по ним решений - проекты федерального конституционного закона, федерального закона, указа (распоряжения) Президента Российской Федерации, постановления (распоряжения) Правительства Российской Федерации, а также и проекты международных договоров.
    11. Ответственность за соответствие действующему законодательству, а также согласование с заинтересованными сторонами проектов документов, представляемых в органы государственной власти, несут руководители органов военного управления.
    12. Подготовка проектов документов, представляемых в органы государственной власти, осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки, оформления проектов документов, представляемых в органы государственной власти Российской Федерации (приложение N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 450), с обязательным участием соответствующих подразделений юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
    13. Проекты международных договоров разрабатываются в центральных органах военного управления по указанию Министра обороны Российской Федерации в соответствии с требованиями Приказа Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 25 "О порядке подготовки, оформления и выполнения международных договоров в Министерстве обороны Российской Федерации".
    В необходимых случаях центральные органы военного управления могут разрабатывать проекты международных договоров по своей инициативе.
    14. К основным правовым актам Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации относятся: приказ, директива, указание, приказание.
    Командиры и начальники в рамках своей компетенции издают приказы, директивы, указания, приказания.
    Нормативные правовые акты издаются в виде приказов. Правовые акты по оперативным и иным текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в виде директив и указаний.
    Кроме того, издаются инструкции, положения, руководства, наставления, постановления, планы и т.п., которые вводятся в действие приказами, являются их составной частью и регламентируют отдельные стороны жизни, быта и деятельности войск (сил).
    15. При подготовке проектов правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, приказов и директив командиров и начальников должны учитываться следующие основные требования:
    структура проекта правового акта должна быть простой и удобной для работы и обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования;
    дублирование требований нормативного характера (правовых норм), установленных ранее изданными правовыми актами, не допускается;
    термины должны соответствовать терминологии, принятой в законодательстве Российской Федерации, международных договорах, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, и употребляться в одном и том же значении во всем тексте проекта правового акта;
    проект правового акта должен быть оформлен в соответствии с определенными требованиями машинописи и делопроизводства;
    до представления на подпись проект правового акта должен быть согласован с заинтересованными органами военного управления (федеральными органами исполнительной власти и другими органами государственной власти, если такое согласование является обязательным, в соответствии с законодательством Российской Федерации);
    проекты правовых актов Министра обороны Российской Федерации и его заместителей представляются на подпись через Управление делами Министерства обороны Российской Федерации или в исключительных случаях - непосредственно Министру обороны Российской Федерации и его заместителям, но с визой начальника Управления делами Министерства обороны Российской Федерации.
    16. Подготовка проектов правовых актов осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки и представления на подпись проектов приказов и директив Министра обороны Российской Федерации и его заместителей (приложение N 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 450).
    17. Подразделения (должностные лица) юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации проводят правовую экспертизу разрабатываемых проектов правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, приказов, директив и других служебных документов командиров и начальников.
    Проекты правовых актов должны пройти обязательную правовую экспертизу в том органе военного управления, в котором они разрабатываются.
    18. Для правовой экспертизы направляются проекты правовых актов, полностью подготовленные к докладу командиру (начальнику), завизированные начальниками структурных подразделений (отделов, служб), в которых они разрабатывались, согласованные с заинтересованными отделами и службами.
    19. Проекты правовых актов, поступившие для правовой экспертизы, рассматриваются подразделением юридической службы в кратчайшие сроки.
    20. При осуществлении правовой экспертизы подразделение юридической службы:
    определяет целесообразность издания проекта правового акта. Если он дублирует уже имеющиеся нормы, то следует предложить исполнителю (его начальнику) отказаться от его издания либо одновременно переработать (отменить) ранее изданные по данному вопросу правовые акты;
    проверяет законность проекта правового акта, соответствие его приказам и директивам Министра обороны Российской Федерации и других вышестоящих должностных лиц;
    определяет, правильно ли сформулированы в проекте правового акта поручения должностным лицам, указано ли, кому они адресованы и в какие сроки должны быть выполнены;
    определяет, какие правовые акты следует признать утратившими силу или изменить в связи с изданием нового правового акта;
    уточняет расчет рассылки правового акта;
    проверяет правильность оформления проекта правового акта (реквизиты, гриф секретности и т.п.), изложения текста (ясность и четкость), согласования с заинтересованными должностными лицами (визы).
    21. Проекты правовых актов, не соответствующие требованиям законодательства, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации и других должностных лиц, имеющие существенные недостатки или не согласованные в установленном порядке, возвращаются для доработки или согласования, о чем руководитель подразделения юридической службы докладывает командиру (начальнику) со своим письменным заключением (при необходимости).
    22. Проекты правовых актов, не вызывающие возражений, визируются руководителем подразделения юридической службы. Виза включает в себя наименование воинской должности, воинское звание, личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату и проставляется на оборотной стороне последнего листа второго экземпляра текста проекта правового акта.
    23. В целях упорядочения и правильной организации работы по подготовке проектов правовых актов руководителю подразделения юридической службы следует разработать инструкцию о порядке подготовки и представления на подпись проектов правовых актов, которая вводится в действие приказом соответствующего командира. В этой инструкции рекомендуется выделить следующие разделы: общие положения; требования, предъявляемые к проектам правовых актов; представление проектов правовых актов на подпись (в том числе и правовая экспертиза проектов приказов (директив)).
    24. Руководителю подразделения юридической службы необходимо регулярно проводить с должностными лицами занятия с анализом наиболее характерных ошибок, допускаемых при подготовке проектов приказов (директив); инструктировать вновь прибывших офицеров (гражданский персонал); периодически проверять законность издания и правильность оформления правовых актов в подчиненных воинских частях и представлять командованию предложения по улучшению этой работы.
    Для удобства в работе может изготовляться памятка, в которой кратко излагаются реквизиты правового акта, обязательные пункты распорядительной части правового акта, а также другие необходимые для работы над проектами правовых актов данные.
    25. Порядок представления на государственную регистрацию нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке представления нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации на государственную регистрацию, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 450 (в редакции Приказа Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 155) и Разъяснениями о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (Приказ Министра юстиции Российской Федерации 1999 г. N 217).
    26. Государственная регистрация нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации. Общее руководство представлением нормативных правовых актов на государственную регистрацию возлагается на Управление делами Министерства обороны Российской Федерации, которому предоставлено право давать методические указания по этому вопросу в соответствии с рекомендациями Министра юстиции Российской Федерации. Непосредственное представление нормативных правовых актов на государственную регистрацию возлагается на должностных лиц органов военного управления, осуществляющих подготовку проектов нормативных правовых актов.
    Государственной регистрации подлежат изданные после 14 мая 1992 г. нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
    27. Решение о направлении нормативного правового акта на государственную регистрацию принимается начальником Управления делами Министерства обороны Российской Федерации.
    28. Не позднее 10 дней со дня подписания нормативный правовой акт с присвоенным ему соответствующим порядковым номером, пять его копий, одна из которых может быть представлена на магнитном носителе, и справка, подписанная начальником Управления делами Министерства обороны Российской Федерации, представляются исполнителем в Министерство юстиции Российской Федерации на государственную регистрацию. Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в двух экземплярах (подлинник и одна копия).
    29. После присвоения номера государственной регистрации нормативный правовой акт поступает в Управление делами Министерства обороны Российской Федерации.
    Нормативный правовой акт вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования в "Российской газете", если иной, более поздний срок вступления в силу не оговорен в самом акте.
    Нормативный правовой акт, не подлежащий в соответствии с законодательством опубликованию, вступает в силу со дня присвоения ему номера государственной регистрации, если иной, более поздний срок вступления в силу не оговорен в самом акте.
    30. Нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, рассылаются для исполнения и публикуются только после присвоения им номера государственной регистрации. При издании и опубликовании нормативного правового акта ссылка на номер и дату его государственной регистрации является обязательной.
    31. В случае отказа в государственной регистрации и получения об этом письменного извещения Управление делами Министерства обороны Российской Федерации докладывает об этом должностному лицу, подписавшему нормативный правовой акт, и направляет копию письменного извещения в орган военного управления, осуществлявший подготовку нормативного правового акта.
    Указанный орган военного управления в течение 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации представляет должностному лицу, подписавшему нормативный правовой акт, проект акта об отмене акта, в регистрации которого отказано. Копия указанного нормативного правового акта направляется в Министерство юстиции Российской Федерации.
    Решение Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в государственной регистрации нормативного правового акта может быть обжаловано в Правительство Российской Федерации или в суд в установленном порядке. При этом копия жалобы направляется в Министерство юстиции Российской Федерации.
    32. Издание и рассылка правовых актов военного управления осуществляются в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 333 "О порядке издания и рассылки приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, заместителя Министра обороны Российской Федерации и директив Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации".
 

Раздел III. ПРАВОВАЯ РАБОТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ И ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ

 
    33. Исполнительская дисциплина в Вооруженных Силах Российской Федерации - есть выполнение всеми военнослужащими и гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации требований правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, а также приказаний, распоряжений, указаний, поручений командиров и начальников по конкретным вопросам.
    Исполнительская дисциплина включает контроль за исполнением поручений командиров (начальников) и исполнением служебных документов <*>.
    


    <*> Служебный документ - приказ, директива, приказание, указание, постановление, положение, предписание, рапорт, доклад, донесение, договор (контракт), план, расписание занятий, отчет, протокол, акт, справка, служебное письмо, заявка, телеграмма, командировочное удостоверение, отпускной билет и другие разработанные в установленном порядке документы.
 
    34. Командиры (начальники), отдавая поручения, обязаны учитывать объективные возможности, которые имеются у подчиненных для надлежащего качественного и своевременного исполнения этих поручений.
    О выполнении поручения должностное лицо должно доложить командиру (начальнику), давшему это поручение.
    В случае невозможности исполнения поручения в установленный срок по каким-либо причинам должностное лицо, которому дано поручение, обязано до истечения установленного срока его исполнения доложить об этом соответствующему командиру (начальнику) и получить его разрешение на продление срока.
    Командиры и начальники обязаны контролировать качественное и своевременное исполнение данных ими поручений.
    35. Контроль за исполнением служебных документов - это комплекс мероприятий, направленных на качественное и своевременное исполнение данных в документах поручений.
    Контроль за исполнением служебных документов включает в себя сбор и обобщение информации о состоянии и результатах исполнения документов, доведение этой информации до соответствующих должностных лиц, которыми давались поручения, принятие необходимых мер по своевременному и качественному исполнению документов, а в случае необходимости - применение мер дисциплинарного воздействия к лицам, виновным в несвоевременном и некачественном исполнении документов.
    36. Командир (начальник) органа военного управления при осуществлении контроля за исполнением служебных документов обязан:
    организовать упреждающий контроль за исполнением служебных документов в подчиненных органах военного управления, включающий определение средств и методов контроля за своевременным исполнением поручения, направление ответственным исполнителям предупредительных запросов (карточек контроля) в целях получения и анализа промежуточной информации о принятых мерах по исполнению поручения, осуществление контрольных проверок хода исполнения поручения, другие мероприятия;
    назначить должностных лиц, ответственных за ведение контроля за исполнением служебных документов в подчиненных органах военного управления;
    обеспечить представление в вышестоящий контролирующий орган информации о состоянии и результатах исполнения служебных документов;
    при получении из вышестоящего контролирующего органа уведомления о неисполнении в установленный срок или недостаточной проработке документов принимать строгие меры к нарушителям исполнительской дисциплины, о чем указывать в представляемых докладах командиру (начальнику), давшему поручение.
    37. Непосредственное ведение работы по контролю за исполнением служебных документов возлагается на лиц, назначенных приказами соответствующих командиров (начальников) органов военного управления.
    38. Должностные лица, непосредственно осуществляющие контроль за исполнением служебных документов, обязаны:
    иметь всю необходимую информацию по контролируемым документам;
    не позднее чем через 3 дня (по документам с указанием "срочно" - немедленно) после получения поручения представить в вышестоящий контролирующий орган информацию об исполнителе (должность, воинское звание, фамилия, имя, отчество, номер служебного телефона);
    осуществлять постоянный контроль за исполнением служебных документов и периодически, в зависимости от важности и срочности документов, получать текущую информацию о ходе их исполнения;
    не менее чем за 7 дней (по срочным документам - за 1 день, по документам с указанием "оперативно" - за 3 дня) до окончания срока исполнения, а при получении запроса - немедленно представлять в соответствующий контролирующий орган военного управления информацию о состоянии исполнения каждого контролируемого им документа;
    в случае, когда ход исполнения контролируемого документа не гарантирует исполнения служебного документа в установленный срок, принимать все необходимые меры, обеспечивающие своевременное его исполнение. Если принимаемые меры не дают должных результатов, следует сообщать об этом в вышестоящий орган и выполнять его рекомендации;
    периодически проводить анализ состояния исполнения документов, результаты которого докладывать соответствующим командирам (начальникам);
    разрабатывать мероприятия по усилению контроля за исполнением служебных документов и вносить командирам (начальникам) предложения по улучшению этой работы.
    39. Состояние контроля за исполнением служебных документов проверяется два раза в год (по состоянию на 1 января и 1 июля) специально назначаемыми комиссиями. Результаты проверок отражаются в актах.
    40. Контроль осуществляется за исполнением служебных документов, как поступающих из вышестоящих органов, так и направляемых в подчиненные органы военного управления.
    41. Служебные документы, подлежащие контролю, учитываются по журналу (карточке) контроля за исполнением служебных документов или заносятся в память персональных электронных вычислительных машин (ПЭВМ), в которых должны быть отражены: дата, регистрационные номера, краткое содержание документа, поручения должностных лиц, срок исполнения, фамилия исполнителя, отметка об исполнении и другие необходимые данные.
    42. Служебный документ считается исполненным и снимается с контроля, когда:
    выполнены все данные по нему поручения;
    результаты рассмотрения представленных документов должностным лицом, которому давалось первоначальное поручение, не требуют повторных докладов, а все документы, им подписанные, отправлены адресатам;
    результаты исполнения сообщены в вышестоящий контролирующий орган, где получено подтверждение о снятии данного документа с контроля.
    43. Все служебные документы должны исполняться в установленный срок.
    44. Если срок исполнения служебного документа в поручении или самом документе не указан, документ должен быть исполнен в срок не более месяца, а документы с отметкой "срочно" - не более 3 дней. В 10-дневный срок исполняются поручения, содержащие в тексте указание "оперативно".
    Срок исполнения исчисляется в календарных днях от даты подписания первоначального поручения вышестоящим должностным лицом.
    По служебным документам, содержащим обращение депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, срок исполнения - 30 дней, депутатский запрос - 30 дней, парламентский запрос - 15 дней со дня их первичной регистрации в органе военного управления.
    45. При необходимости продления срока исполнения поручения не позднее чем за 3 дня (по срочным документам - за 1 день) до истечения срока исполнения должностному лицу, давшему поручение, представляется доклад с мотивированной просьбой о продлении срока исполнения с обязательным указанием причин задержки, принимаемых мер и срока, необходимого для исполнения (доработки) поручения.
    Доклад с ходатайством о продлении срока допускается представлять без согласования с должностными лицами, указанными в поручении в качестве соисполнителей.
    46. Если поручение по исполнению служебного документа дается нескольким должностным лицам, то указывается должностное лицо, ответственное за исполнение документа в целом.
    Если в поручении ответственное лицо не указано, то за исполнение документа в целом ответственным является должностное лицо, указанное в поручении первым, которое обязано организовать в установленный срок исполнение и согласование документа с должностными лицами, указанными в поручении, а в случае необходимости - и с другими должностными лицами.
    47. Соисполнители должны представить все необходимые материалы, при согласии с проектами подготовленных документов их завизировать, а в случае несогласия дать мотивированное заключение. Соисполнители несут ответственность за своевременное и качественное исполнение поручений наряду с ответственным исполнителем документа.
    48. Служебные документы, не отвечающие установленным требованиям, в которых не содержится ответов на все поставленные в поручениях вопросы, не согласованные с необходимыми должностными лицами, не прошедшие в установленном порядке юридический контроль или представленные с нарушениями сроков исполнения без указания причин задержки и мер воздействия к нарушителям, возвращаются для доработки и повторного представления или докладываются с проектами приказов о наказании виновных.
    Возвращение служебных документов, не отвечающих установленным требованиям, не является уважительной причиной задержки срока исполнения.
    49. При организации контроля и проверки исполнения в органе военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации необходимо руководствоваться требованиями Приказа Министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 350 "О мерах по дальнейшему совершенствованию контроля за исполнением служебных документов в Министерстве обороны Российской Федерации" и директивы Министра обороны Российской Федерации 2000 г. N Д-9 "О повышении эффективности контроля за исполнением поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации".
 

Раздел IV. ПРАВОВАЯ РАБОТА ПРИ УПОРЯДОЧЕНИИ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ, ПРИКАЗОВ И ДИРЕКТИВ КОМАНДИРОВ И НАЧАЛЬНИКОВ

 
    50. Упорядочение правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, приказов и директив командиров (начальников) - приведение их в точное соответствие с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации и других должностных лиц, современными задачами войск (сил), полномочиями и структурой органов военного управления, устранение множественности приказов и директив по одному и тому же вопросу, выявление и отмена приказов (директив), потерявших практическое значение, обеспечение четкости правового регулирования жизни и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.
    51. При организации работы по упорядочению приказов и директив следует иметь в виду, что по одному и тому же вопросу, как правило, должен издаваться один приказ (директива) соответствующего должностного лица.
    52. В целях проведения работы по упорядочению приказов и директив Управлением делами Министерства обороны Российской Федерации ежегодно издается и рассылается в войска (силы) и органы военного управления справочник по приказам и директивам Министра обороны Российской Федерации, в котором указаны по состоянию на 1 января года издания справочника действующие нормативные приказы и директивы.
    53. Нормативные приказы (директивы) по мере их исполнения или утраты практического значения подлежат отмене приказами (директивами) должностных лиц, которые их издали, или вышестоящих должностных лиц.
    54. Ненормативные приказы (директивы) по мере их исполнения или утраты практического значения подлежат уничтожению в установленном порядке.
    При этом для определения практической надобности, научной и исторической ценности для данной воинской части ненормативных приказов и директив Министра обороны Российской Федерации приказом командира воинской части ежегодно назначается комиссия, которая производит отбор и представляет на утверждение начальнику штаба воинской части перечень приказов (директив), подлежащих уничтожению.
    55. Упорядочение нормативных приказов и директив осуществляется путем:
    признания утратившими силу приказов и директив, потерявших практическое значение;
    внесения в действующие приказы и директивы необходимых изменений или их переработки. При этом особое внимание обращается на устранение множественности приказов и директив;
    составления указателей (перечней) действующих нормативных приказов и директив.
    56. Подразделение юридической службы органа военного управления, приказы (директивы) которого предполагается упорядочить, выявляет все ранее изданные нормативные приказы (директивы). Осуществляется это в основном путем изучения книг учета приказов и директив, дел, в которые они подшиваются.
    57. Все выявленные приказы (директивы) сводятся в перечни по соответствующим управлениям, отделам (службам), к ведению которых они относятся, то есть устанавливается, в чьем ведении находится решение вопросов, регламентированных приказом (директивой), кто их разрабатывал.
    58. Приказы и директивы в перечнях располагаются по грифам секретности и в хронологическом порядке (по годам издания и номерам). Перечни изготавливаются в двух экземплярах.
    59. Для определения возможности признания утратившими силу приказов (директив) или отдельных их пунктов, целесообразности их переработки или оставления в числе действующих учитывается ряд обстоятельств:
    количество содержащихся в них требований нормативного характера;
    время их действия;
    наличие по тем же вопросам иных приказов и директив;
    количество внесенных в приказы (директивы) изменений;
    соответствие наименований органов военного управления нынешней их структуре;
    соответствие применяемой в приказах и директивах терминологии, установленной в Вооруженных Силах Российской Федерации в настоящее время;
    наличие запаса приказов (директив) и т.д.
    60. Перечни завершаются заключением руководителя (должностного лица) подразделения юридической службы.
    61. Наряду с перечнями руководитель подразделения юридической службы представляет командиру (начальнику) доклад о мероприятиях по упорядочению приказов и директив и проект приказа по этому вопросу.
    62. После представления управлениями, отделами (службами) своих предложений по упорядочению приказов и директив подразделение юридической службы обобщает их и готовит проект приказа командира (начальника) данного органа военного управления о признании утратившими силу потерявших практическое значение приказов и директив.
    Данный проект приказа согласовывается подразделением юридической службы со всеми заинтересованными управлениями, отделами (службами) и представляется на подпись.
    63. Свои предложения о переработке устаревших приказов и директив подразделение юридической службы представляет начальнику штаба и по его поручению готовит проект приказа командира (начальника), которым определяются порядок и сроки переработки, то есть подготовки новых приказов взамен устаревших или внесения в них соответствующих изменений.
    64. После завершения работы по упорядочению приказов и директив подразделению юридической службы необходимо их систематизировать.
    Систематизация нормативных правовых документов заключается в их изложении по определенной системе в виде справочников (указателей), сборников и т.п.
    Справочник (указатель) состоит из:
    алфавитно - предметного раздела (указателя);
    хронологического перечня действующих приказов и директив.
    В алфавитно - предметном разделе справочника (указателя) рекомендуется перечислить в алфавитном порядке вопросы (предметы, понятия), по которым изданы нормативные приказы и директивы. Хронологический перечень должен состоять из разделов, в которые последовательно внесены несекретные приказы, несекретные директивы, секретные приказы, секретные директивы, совершенно секретные приказы, совершенно секретные директивы. В каждом разделе приказы и директивы располагаются по годам издания и в порядке номеров.
    В конце справочника (указателя) целесообразно иметь перечень всех, в том числе и ненормативных приказов и директив, утративших практическое значение в предыдущем году.
    65. В справочник (указатель) не следует включать приказы и директивы, в частности:
    приказы, касающиеся узкого круга должностных лиц;
    приказы и директивы временного значения;
    приказы персонального характера (о назначении комиссий, о поощрениях, налагаемых взысканиях и т.п.), если в них нет нормативных требований.
    66. Справочник (указатель) издается ежегодно по состоянию на 1 января. Справочник (указатель) рассылается подчиненным органам военного управления, воинским частям.
    Если количество нормативных приказов (директив) небольшое, то можно исключить алфавитно - предметный указатель, оставив только хронологический перечень приказов (директив).
    67. Работа по упорядочению и систематизации осуществляется во всех органах военного управления, воинских частях и учреждениях. Она должна проводиться командирами (начальниками) регулярно при активном участии подразделений юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
 

Раздел V. СПРАВОЧНАЯ РАБОТА ПО НОРМАТИВНЫМ ПРАВОВЫМ АКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НОРМАТИВНЫМ ПРАВОВЫМ АКТАМ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИКАЗАМ И ДИРЕКТИВАМ КОМАНДИРОВ И НАЧАЛЬНИКОВ

 
    68. Справочная работа заключается в учете и постоянном поддержании в выверенном (контрольном) состоянии всех находящихся в воинской части нормативных актов.
    Цель справочной работы - получение точных сведений о том, какими правовыми актами регламентирован тот или иной вопрос, какие правовые акты действуют по тому или иному вопросу, наличие данных актов, а также о внесенных в них изменениях и дополнениях.
    69. В каждой воинской части постоянно должны быть необходимые для повседневной деятельности командиров и начальников соответствующие правовые акты, приказы и директивы Министра обороны Российской Федерации и другие нормативные акты.
    70. Справочную работу, как правило, ведут подразделения юридической службы, а там, где они по штату не предусмотрены, - другие квалифицированные работники, назначенные приказом командира воинской части.
    Ответственность за состояние справочной работы по приказам и директивам возлагается на начальника штаба воинской части.
    71. Справочная работа по нормативным актам проводится путем:
    учета, хранения и содержания нормативных актов (в зависимости от грифа секретности). При этом учет приказов и директив Министра обороны Российской Федерации ведется отдельно. Они комплектуются в сборники путем брошюровки в отдельные папки (дела) по годам издания и грифам секретности отдельно от других нормативных актов (а приказы, кроме того, - отдельно от директив);
    ведения контрольного экземпляра каждого нормативного акта, то есть своевременного нанесения на него соответствующих отметок о признании акта (или отдельных его положений) утратившим силу, внесении в акт изменений и дополнений (Приложение N 2 к настоящему Наставлению).
    72. Контрольные экземпляры приказов и директив в воинской части ведутся на основании:
    получаемых приказов и директив соответствующих должностных лиц, предусматривающих отмену ранее изданных приказов и директив или внесение в них изменений и дополнений;
    рассылаемых в войска (силы) и органы военного управления справочника по приказам и директивам Министра обороны Российской Федерации, издаваемого Управлением делами Министерства обороны Российской Федерации, справочников по приказам и директивам главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, справочников по приказам и директивам заместителей Министра обороны Российской Федерации, справочников по приказам и директивам командующих войсками военных округов, флотами, справочников (указателей) по приказам и директивам командующих объединениями, флотилиями.