Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 351. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 30.04.99 N 81-ФЗ (ред. от 03.07.2016 с изменениями, вступившими в силу с 03.07.2016)

Дата документа30.04.1999
Статус документаНе действует
МеткиКодекс · Кодекс торгового мореплавания
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

30 апреля 1999 года N 81-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Федеральных законов от 26.05.2001 N 59-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 20.12.2005 N 168-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 08.11.2007 N 261-ФЗ, от 06.12.2007 N 333-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 30.12.2008 N 322-ФЗ, от 18.07.2009 N 188-ФЗ, от 01.07.2010 N 141-ФЗ, от 22.11.2010 N 305-ФЗ, от 03.06.2011 N 113-ФЗ, от 14.06.2011 N 141-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 07.11.2011 N 305-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 23.04.2012 N 36-ФЗ, от 14.06.2012 N 78-ФЗ, от 28.07.2012 N 132-ФЗ, от 23.07.2013 N 225-ФЗ, от 03.02.2014 N 15-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 29.11.2014 N 378-ФЗ, от 31.12.2014 N 536-ФЗ, от 30.03.2015 N 66-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 13.07.2015 N 230-ФЗ, от 03.07.2016 N 253-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
31 марта 1999 года

Одобрен
Советом Федерации
22 апреля 1999 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации

 
    1. Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания.
    Отношения, возникающие из торгового мореплавания, регулируются также издаваемыми в соответствии с настоящим Кодексом другими федеральными законами (далее - законы), указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты Российской Федерации).
    2. Имущественные отношения, возникающие из торгового мореплавания и основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, регулируются настоящим Кодексом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. К имущественным отношениям, не регулируемым или не полностью регулируемым настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства Российской Федерации.
 

Статья 2. Понятие торгового мореплавания

 
    Под торговым мореплаванием в настоящем Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для:
    перевозок грузов, пассажиров и их багажа;
    рыболовства;
    (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)
    разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;
    лоцманской, ледовой лоцманской и ледокольной проводки;
    (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 132-ФЗ)
    поисковых, спасательных и буксирных операций;
    подъема затонувшего в море имущества;
    гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;
    санитарного, карантинного и другого контроля;
    защиты и сохранения морской среды;
    проведения морских научных исследований;
    учебных, спортивных и культурных целей;
    иных целей.
 

Статья 3. Сфера применения правил, установленных настоящим Кодексом

 
    1. Правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на:
    морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законом;
    суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.
    2. Правила, установленные настоящим Кодексом, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на:
    военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы;
    некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.
    В случаях, если настоящим Кодексом прямо предусмотрено, что правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на суда и грузы, указанные в настоящем пункте, такие правила не должны использоваться в качестве оснований для изъятия, ареста и задержания таких судов и грузов.
 

Статья 4. Перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации, использование судов для осуществления иной деятельности во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)

 
    1. Перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) осуществляются судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации.
    2. Деятельность, связанная с ледокольной проводкой, поисковыми, спасательными и буксирными операциями, подъемом затонувшего в море имущества, гидротехническими, подводно-техническими и другими подобными работами, во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации осуществляется судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации.
    3. В соответствии с международными договорами Российской Федерации или в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, перевозки и буксировка в каботаже и иная предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи деятельность могут осуществляться судами, плавающими под флагом иностранного государства.
 

Статья 5. Государственное управление в области торгового мореплавания

 
    1. Государственное управление в области торгового мореплавания осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере морского транспорта (далее - федеральный орган исполнительной власти в области транспорта), а также федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
    (в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)
    2. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации издает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения организациями, а также гражданами правила, инструкции и иные акты, содержащие нормы права, регулирующие отношения, возникающие из торгового мореплавания.
    3. Федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации издает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения организациями, а также гражданами, деятельность которых связана с использованием судов рыбопромыслового флота, правила, инструкции и иные акты, содержащие нормы права, регулирующие отношения, возникающие в связи с рыболовством.
    (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)
    4. Навигационно-гидрографическое обеспечение морских путей, за исключением акватории Северного морского пути и морских путей в акваториях морских портов и на подходах к ним, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области обороны.
    (в ред. Федеральных законов от 14.06.2011 N 141-ФЗ, от 28.07.2012 N 132-ФЗ)
    Навигационно-гидрографическое обеспечение в акватории Северного морского пути, в акваториях морских портов и на подходах к ним осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта.
    (в ред. Федеральных законов от 14.06.2011 N 141-ФЗ, от 28.07.2012 N 132-ФЗ)
 

Статья 5.1. Плавание в акватории Северного морского пути

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 132-ФЗ)

 
    1. Под акваторией Северного морского пути понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.
    2. Правила плавания в акватории Северного морского пути, утверждаемые уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, применяются в целях обеспечения безопасности мореплавания, а также предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов и содержат:
    1) порядок организации плавания судов в акватории Северного морского пути;
    2) правила ледокольной проводки судов в акватории Северного морского пути;
    3) правила ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути;
    4) правила проводки судов по маршрутам в акватории Северного морского пути;
    5) положение о навигационно-гидрографическом и гидро-метеорологическом обеспечении плавания судов в акватории Северного морского пути;
    6) правила осуществления связи по радио при плавании судов в акватории Северного морского пути;
    7) иные касающиеся организации плавания судов в акватории Северного морского пути положения.
    3. Организация плавания судов в акватории Северного морского пути осуществляется администрацией Северного морского пути, созданной в форме федерального казенного учреждения и выполняющей следующие основные функции:
    1) прием заявлений о получении разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути, рассмотрение таких заявлений и выдача разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути;
    2) мониторинг гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в акватории Северного морского пути;
    3) согласование установки средств навигационного оборудования и районов проведения гидрографических работ в акватории Северного морского пути;
    4) предоставление информационных услуг (применительно к акватории Северного морского пути) в области организации плавания судов, требований к обеспечению безопасности плавания судов, навигационно-гидрографическому обеспечению плавания судов, обеспечению осуществления ледокольной проводки судов;
    5) выработка рекомендаций по разработке маршрутов плавания судов и использованию судов ледокольного флота в акватории Северного морского пути с учетом гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в указанной акватории;
    6) содействие в организации проведения поисковых и спасательных операций в акватории Северного морского пути;
    7) выдача удостоверений лицам, осуществляющим ледовую лоцманскую проводку судов, о праве ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути;
    8) содействие в проведении операций по ликвидации последствий загрязнения с судов опасными и вредными веществами, сточными водами или мусором.
    4. Выдача предусмотренных подпунктом 1 пункта 3 настоящей статьи разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути осуществляется при условии выполнения судном требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов (применительно к акватории Северного морского пути) и установленных международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, правилами плавания в акватории Северного морского пути, указанными в пункте 2 настоящей статьи, и предоставления документов, удостоверяющих наличие установленного международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб.
    5. Размер платы за ледокольную проводку судна, ледовую лоцманскую проводку судна в акватории Северного морского пути определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях с учетом вместимости судна, ледового класса судна, расстояния, на которое осуществляется проводка этого судна, и периода навигации.
    Оплата ледокольной проводки судна, ледовой лоцманской проводки судна в акватории Северного морского пути осуществляется исходя из объема фактически оказанных услуг.
 

Статья 6. Государственный надзор за торговым мореплаванием

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)

 
    1. Государственный надзор за соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании (далее - государственный надзор за торговым мореплаванием) осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора (далее - орган государственного надзора).
    (в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
    2. Государственный надзор за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
    3. Орган государственного надзора осуществляет расследование аварий или инцидентов на море в соответствии с положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти в области обороны.
    (в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
    4. Государственный надзор за портивными парусными судами, прогулочными судами, а также маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
    (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
 

Статья 6.1. Организация государственного надзора за торговым мореплаванием

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

 
    1. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора за торговым мореплаванием, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 2 - 6 настоящей статьи.
    2. Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области безопасности торгового мореплавания (далее - обязательные требования).
    3. Основанием для проведения плановой проверки является:
    1) истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объекты инфраструктуры морского порта, за исключением портовых и судоходных гидротехнических сооружений, объектов обеспечения безопасности судоходства;
    2) истечение одного года со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих портовые и судоходные гидротехнические сооружения, объекты обеспечения безопасности судоходства.
    4. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
    1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
    2) поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения аварий и транспортных происшествий, связанных с нарушениями обязательных требований, правил эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта и судов, правил перевозки и перегрузки грузов, перевозки пассажиров и багажа, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо влекут причинение такого вреда;
    3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
    5. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 4 настоящей статьи, может быть проведена органом государственного надзора незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
    6. Предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 4 настоящей статьи, не допускается.
 

Статья 7. Судно

 
    1. Под судном в настоящем Кодексе понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.
    2. Под судами рыбопромыслового флота в настоящем Кодексе понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для рыболовства, а также приемо-транспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.
    (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)
    3. Под маломерным судном в настоящем Кодексе понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
    (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
    4. Под прогулочным судном в настоящем Кодексе понимается судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.
    (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
    5. Под спортивным парусным судном в настоящем Кодексе понимается судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.
    (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
    6. Под морской плавучей платформой в настоящем Кодексе понимается судно, предназначенное для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр.
    (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 225-ФЗ)
 

Статья 8. Судовладелец

 
    Под судовладельцем в настоящем Кодексе понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.
 

Статья 9. Морские порты

(в ред. Федеральных законов от 08.11.2007 N 261-ФЗ, от 23.07.2013 N 225-ФЗ)

 
    1. Под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.
    Пункт 2. - Утратил силу.
    (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 225-ФЗ)
    3. Деятельность в морских портах осуществляется в соответствии с федеральным законом.
 

Статья 10. Вместимость судна

 
    Для целей статей 320, 328, 331, 336.6 - 336.8 и 359 настоящего Кодекса под вместимостью судна понимается его валовая вместимость, определяемая в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в Приложении 1 к Международной конвенции по обмеру судов 1989 года.
    (в ред. Федеральных законов от 14.06.2011 N 141-ФЗ, от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
 

Статья 11. Расчетная единица

 
    1. Расчетная единица, предусмотренная статьями 170, 190, 320, 331, 359 и 360 настоящего Кодекса, является единицей специального права заимствования, как она определена Международным валютным фондом.
    2. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли осуществляется:
    на дату вынесения решения судом, арбитражным судом или третейским судом либо на установленную соглашением сторон дату - сумм, указанных в статьях 170 и 190 настоящего Кодекса;
    на дату создания фонда ограничения ответственности - сумм, указанных в статьях 320 и 331 настоящего Кодекса;
    на дату создания фонда ограничения ответственности, производства платежа или предоставления обеспечения, эквивалентного платежу, - сумм, указанных в статьях 359 и 380 настоящего Кодекса.
    Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для своих операций и расчетов.
 

Глава II. СУДНО

§ 1. Собственность на судно

Статья 12. Субъекты права собственности на судно

 
    1. Суда могут находиться в собственности:
    граждан и юридических лиц;
    Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
    муниципальных образований.
    2. Суда с ядерными энергетическими установками могут находиться в собственности только Российской Федерации, за исключением судов с ядерными энергетическими установками атомного ледокольного флота, которые могут находиться в собственности российских юридических лиц, включенных в утверждаемый Президентом Российской Федерации перечень российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные установки.
    (в ред. Федерального закона от 22.11.2010 N 305-ФЗ)
 

Статья 13. Права собственника судна

 
    Собственник судна вправе по своему усмотрению совершать в отношении судна любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам Российской Федерации и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать судно в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения судном, устанавливать ипотеку судна и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
 

Статья 14. Передача судна в доверительное управление

 
    1. Собственник судна вправе передать его доверительному управляющему по договору доверительного управления судном на срок, не превышающий пяти лет, для осуществления управления судном за вознаграждение в интересах собственника.
    Судно, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление.
    Передача судна в доверительное управление не влечет за собой переход права собственности на него к доверительному управляющему.
    2. Передача судна в доверительное управление подлежит обязательной регистрации в реестре, в котором зарегистрировано судно.
    (в ред. Федеральных законов от 20.12.2005 N 168-ФЗ, от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
    3. Доверительным управляющим может быть компетентный в области управления судами и их эксплуатации индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, которые удовлетворяют требованиям пункта 1 статьи 15 настоящего Кодекса,, за исключением унитарного предприятия.
    (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
    4. В договоре доверительного управления судном должны быть указаны стороны такого договора, права и обязанности доверительного управляющего, размер и форма его вознаграждения.
 

§ 2. Флаг и национальность судна

Статья 15. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)

 
    1. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется судам, находящимся в собственности:
    1) граждан Российской Федерации;
    2) юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    3) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
    4) муниципальных образований.
    2. По заявлению фрахтователя право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть временно предоставлено судну, зарегистрированному в реестре судов иностранного государства и предоставленному в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), в случае, если:
    1) фрахтователь судна по бербоут-чартеру отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;
    2) собственник судна дал в письменной форме согласие на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;
    3) залогодержатель ипотеки судна или обременения судна того же характера, установленных и зарегистрированных в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрировано судно, дал в письменной форме согласие на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;
    4) законодательство государства, в котором зарегистрировано судно, не запрещает предоставление судну права плавания под флагом иностранного государства;
    5) право плавания под флагом иностранного государства приостановлено или будет приостановлено в момент предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
    3. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации временно предоставляется судну капитаном морского порта, регистрирующим судно в бербоут-чартерном реестре, на срок, не превышающий срока действия бербоут-чартера. Для целей смены флага срок действия бербоут-чартера не может быть менее чем один год.
    При временном предоставлении судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации капитан морского порта, в котором регистрируется судно, определяет, каким должно быть название судна.
 

Статья 16. Возникновение права плавания под Государственным флагом Российской Федерации

 
    1. Судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента его государственной регистрации.
    (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
    2. Судно, приобретенное за пределами Российской Федерации, пользуется правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента выдачи консульским учреждением Российской Федерации временного свидетельства, удостоверяющего такое право и действительного до государственной регистрации судна, но не более чем шесть месяцев.
    (в ред. Федеральных законов от 20.12.2005 N 168-ФЗ, от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
 

Статья 17. Национальность судна

 
    1. Судно, пользующееся правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации, имеет национальность Российской Федерации.
    2. Судно, имеющее национальность Российской Федерации, обязано нести Государственный флаг Российской Федерации.
 

Статья 18. Утрата судном права плавания под Государственным флагом Российской Федерации

 
    Судно утрачивает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации в случае, если:
    оно перестает соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 15 настоящего Кодекса;
    истек срок, на который судну в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 15 настоящего Кодекса предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
    (в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)
 

Статья 19. Временный перевод судна под флаг иностранного государства

 
    1. При предоставлении судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов, в пользование и во владение иностранному фрахтователю по бербоут-чартеру такое судно должно быть временно переведено под флаг иностранного государства на основании решения одного из федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 2 настоящей статьи, с приостановлением права плавания под Государственным флагом Российской Федерации в случае, если:
    (в ред. Федеральных законов от 20.12.2005 N 168-ФЗ, от 14.06.2011 N 141-ФЗ, от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
    собственник судна дал в письменной форме согласие на перевод судна под флаг иностранного государства;
    при отсутствии предварительного удовлетворения ипотеки судна, установленной и зарегистрированной в установленном порядке, залогодержатель ипотеки дал в письменной форме согласие на перевод судна под флаг иностранного государства;
    законодательство государства фрахтователя не содержит положений, запрещающих предоставление судну, зарегистрированному в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов, права плавания под флагом такого государства и возврат судна под Государственный флаг Российской Федерации по истечении срока предоставления судну права плавания под флагом такого государства.
    (в ред. Федеральных законов от 20.12.2005 N 168-ФЗ, от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
    2. Решение о переводе судна, за исключением судна рыбопромыслового флота, под флаг иностранного государства принимается органом государственного надзора; решение о переводе судна рыбопромыслового флота - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и с учетом мнения общероссийского профессионального союза работников соответствующей отрасли деятельности.
    (в ред. Федеральных законов от 14.06.2011 N 141-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
    Судно может быть переведено под флаг иностранного государства на срок, не превышающий двух лет с правом последующего продления его через каждые два года, но не свыше срока действия бербоут-чартера. Для целей смены флага срок действия бербоут-чартера не может быть менее чем один год.
    Подтверждение прекращения действия решения о переводе судна под флаг иностранного государства принимается в том же порядке, что и само решение.
 

§ 3. Идентификация судна

Статья 20. Название судна

 
    1. Судно, подлежащее государственной регистрации, должно иметь свое название.
    (в ред. Федеральных законов от 20.12.2005 N 168-ФЗ, от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
    Название судну присваивается его собственником в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
    2. Название судна может быть изменено при переходе права собственности на судно или при наличии других достаточных на то оснований.
    Об изменении названия судна немедленно уведомляются залогодержатели зарегистрированных ипотек судна.
 

Статья 21. Позывной сигнал

 
    1. Судну присваивается позывной сигнал. В зависимости от технической оснащенности судна ему присваиваются также идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой станции.
    2. Порядок присвоения судну позывного сигнала устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области связи, порядок присвоения идентификационного номера судовой станции спутниковой связи и номера избирательного вызова судовой станции - уполномоченной организацией в области электрорадионавигации и спутниковой связи.
 

§ 4. Классификация и освидетельствование судов

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)

Статья 22. Суда, подлежащие классификации и освидетельствованию. Организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)

 
    1. Классификации и освидетельствованию подлежат суда, подлежащие государственной регистрации.
    (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
    2. Классификация и освидетельствование судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре или бербоут-чартерном реестре, осуществляются российскими организациями, полномочия которых определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации (далее - российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов), на возмездной основе за счет заявителей по тарифам, определяемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
    Классификация и освидетельствование судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, по выбору судовладельца осуществляются российскими организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, наделенными Правительством Российской Федерации необходимыми полномочиями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
    Классификация и освидетельствование спортивных парусных судов, а также маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
    (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
    3. Российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, могут создаваться в форме федеральных автономных учреждений.
 

Статья 23. Освидетельствование судов

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)

 
    1. Суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, освидетельствуются российскими организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами на соответствие требованиям международных договоров Российской Федерации.
    (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
    2. Соответствие судов требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подтверждается документами, выданными российскими организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами.
 

Статья 24. Классификация судов

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)

 
    1. Российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, или иностранные классификационные общества в соответствии с их полномочиями присваивают класс судам, указанным в пункте 1 статьи 23 настоящего Кодекса.
    (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
    2. Российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, издают правила классификации и постройки судов, технического наблюдения за постройкой судов, правила технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов и выдают классификационные свидетельства, подтверждающие соответствие судов этим правилам.
    Российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, при невыполнении этих правил не выдают классификационные свидетельства, приостанавливают или прекращают действие ранее выданных ими классификационных свидетельств.
 

Статья 25. Судовые документы

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)

 
    1. Подлежащие государственной регистрации суда, за исключением судов, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Кодекса, должны иметь следующие судовые документы:
    (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
    1) свидетельство (временное свидетельство) о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
    (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
 
    2) свидетельство о праве собственности на судно;
    3) пассажирское свидетельство (для пассажирского судна);
    4) мерительное свидетельство;
    5) свидетельство о грузовой марке;
    6) свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью;
    7) разрешение на судовую радиостанцию и радиожурнал (если судно имеет судовую радиостанцию);
    8) судовая роль;
    9) судовой журнал;
    10) машинный журнал (для судов с механическим двигателем);
    11) санитарный журнал;
    12) судовое санитарное свидетельство о праве плавания;
    13) иные судовые документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
    2. Судно, используемое для санитарного, карантинного и другого контроля, может не иметь свидетельство о грузовой марке и мерительное свидетельство. Вместимость такого судна может быть определена упрощенным способом с выдачей соответствующего удостоверения.
    Абзац 2 - Утратил силу.
    (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
 
    Статья 26. - Утратила силу.
    (в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)
 

Статья 27. Судовые документы для некоторых категорий судов

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)

 
    1. Подлежащие государственной регистрации спортивные парусные суда, прогулочные суда и маломерные суда должны иметь следующие судовые документы:
    (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
    1) судовой билет;
    2) судовая роль.
    2. Судовой билет, который должно иметь судно, указанное в пункте 1 настоящей статьи, удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, принадлежность судна на праве собственности определенному субъекту, вместимость судна, годность судна к плаванию.
 
    Статья 28. - Утратила силу.
    (в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)
 

Статья 29. Органы, выдающие судовые документы

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)

 
    1. Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, судовой билет и свидетельство о праве собственности на судно выдаются органом, осуществляющим государственную регистрацию судна.
    (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
    2. Разрешение на судовую радиостанцию выдается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
    3. Судовое санитарное свидетельство о праве плавания выдается органами санитарно-эпидемиологического надзора на водном транспорте Российской Федерации.
    4. За выдачу документов, указанных в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
 

Статья 30. Признание судовых документов судна, плавающего под флагом иностранного государства

 
    Признание судовых документов судна, плавающего под флагом иностранного государства и посещающего морские порты Российской Федерации, осуществляется на основании международных договоров Российской Федерации.
 

Статья 31. Требования, предъявляемые к судовым документам

 
    На судне должны находиться оригиналы судовых документов, за исключением свидетельства о праве собственности на судно и судового билета, копии которых должны быть заверены органом, выдавшим такие документы.
 

Статья 32. Правила ведения судовых документов. Хранение судового журнала

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)

 
    1. Судовая роль и указанные в подпунктах 9 - 11 пункта 1 статьи 25 настоящего Кодекса журналы судов ведутся в соответствии с правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
    2. Судовой журнал хранится на судне в течение двух лет со дня внесения в него последней записи. По истечении указанного срока судовой журнал сдается на хранение в орган, в котором зарегистрировано судно. Данный орган обеспечивает хранение судового журнала не менее чем десять лет в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
    3. Судовой журнал предоставляется для ознакомления и снятия с него копий лицам, имеющим право на получение соответствующей информации.
    В случае продажи судна за пределы Российской Федерации судовой журнал предоставляется для ознакомления и снятия с него копий лицам, имеющим право на получение соответствующей информации за период, предшествующий продаже судна.
 

Глава III. РЕГИСТРАЦИЯ СУДОВ, ПРАВ НА НИХ И СДЕЛОК С НИМИ

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)

Статья 33. Реестры судов Российской Федерации

 
    1. Судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (далее - реестры судов):
    1) Государственном судовом реестре;
    2) реестре маломерных судов;
    3) бербоут-чартерном реестре;
    4) Российском международном реестре судов;
    5) реестре строящихся судов.
    (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
    1.1. Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.
    (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
    2. Право собственности и иные вещные права на судно, ограничения (обременения) этих прав (ипотека, доверительное управление и другие), их возникновение, переход и прекращение, подлежат регистрации в Государственном судовом реестре или реестре маломерных судов.
    (в ред. Федеральных законов от 14.06.2011 N 141-ФЗ, от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
    Право собственности и иные вещные права на зарегистрированное в Российском международном реестре судов судно (за исключением этих прав на судно, зафрахтованное по бербоут-чартеру), ограничения (обременения) этих прав (ипотека, доверительное управление и другие), их возникновение, переход и прекращение, подлежат регистрации в Российском международном реестре судов.
    (в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)
    Государственная регистрация в Российском международном реестре судов судна, в отношении права собственности и иных вещных прав на которое установлены ограничения (обременения), и исключение из указанного реестра такого судна осуществляются с согласия в письменной форме лица, в пользу которого установлено соответствующее ограничение (обременение).
    (в ред. Федеральных законов от 14.06.2011 N 141-ФЗ, от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
    3. Регистрация в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов права собственности и иных вещных прав на судно, ограничений (обременений) этих прав, их возникновения, перехода и прекращения, является единственным доказательством существования зарегистрированных прав, ограничений (обременений) этих прав и сделок, которые могут быть оспорены только в судебном порядке.
    (в ред. Федеральных законов от 14.06.2011 N 141-ФЗ, от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
    4. Реестры судов, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, ведутся в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.
    Правила государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
    (в ред. Федеральных законов от 08.11.2007 N 261-ФЗ, от 14.06.2011 N 141-ФЗ, от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
    5. В Государственном судовом реестре регистрируются суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.
    Маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, регистрируются в реестре маломерных судов.
    (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
    6. В бербоут-чартерном реестре регистрируются суда, вторым в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 15 настоящего Кодекса временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
    7. В Российском международном реестре судов могут регистрироваться:
    (в ред. Федерального закона от 07.11.2011 N 305-ФЗ)
    1) суда, используемые для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки. Не подлежат государственной регистрации в Российском международном реестре судов суда, если они зарегистрированы в реестрах судов иностранных государств и их возраст на дату подачи заявления о государственной регистрации в Российском международном реестре судов превышает пятнадцать лет;
    (в ред. Федеральных законов от 07.11.2011 N 305-ФЗ, от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
    2) суда, используемые для перевозок и буксировки в каботаже, при условии, что возраст этих судов на дату подачи заявления о государственной регистрации не превышает пятнадцать лет;
    (в ред. Федеральных законов от 07.11.2011 N 305-ФЗ, от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
    3) суда, используемые для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, гидротехнических и подводно-технических работ, а также для обеспечения указанных работ и видов деятельности;
    (в ред. Федерального закона от 07.11.2011 N 305-ФЗ)
    4) самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80, построенные российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года и используемые для целей, предусмотренных статьей 2 настоящего Кодекса.
    (в ред. Федерального закона от 07.11.2011 N 305-ФЗ)