Ленты новостей RSS
Главные новости Главные новости
Новости законодательства Новости законодательства
Лента новостей Лента новостей
Судебная практика Судебная практика
Обзор законодательства Обзор законодательства
Письма Минфина Письма Минфина
Обзор изменений Обзор изменений
Используйте наши ленты новостей и Вы всегда будете в курсе событий. Достаточно установить любое RSS расширение для браузера, например RSS Feed Reader
Если что-то не нашли
Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 504 829. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →

    

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО
от 17 октября 2012 г. N АС-4-2/17581

 
    Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо ЗАО и сообщает следующее.
    1. О схемах и способах уклонения от регистрации достоверных сведений о наличных денежных расчетах, которые должны регистрироваться с использованием контрольно-кассовой техники.
    Несанкционированное вмешательство в работу контрольно-кассовой техники с целью корректировки выручки и сокрытия налогооблагаемой базы осуществляется посредством использования "внештатных" программно-технических средств, позволяющих формировать кассовые чеки без участия электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ).
    2. О пробелах, недостатках и противоречиях в законодательстве, которые трактуются судами в пользу налогоплательщиков.
    2.1. Контрольная закупка.
    Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ), выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.09.2008 N 3125/08, приобретение должностными лицами налоговых органов товаров для личного пользования в ходе проверки расценивается как проверочная закупка, притом что налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-разыскные мероприятия.
    После принятия Президиумом ВАС РФ указанного Постановления арбитражные суды при рассмотрении жалоб организаций и индивидуальных предпринимателей признают незаконными и отменяют постановления налоговых органов о привлечении к административной ответственности при указанных выше обстоятельствах.
    Вместе с тем согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 29.07.2009 N 41-АД09-3, налоговые органы, осуществившие контрольную закупку, действуют в пределах полномочий, определенных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ), который не содержит каких-либо запретов или ограничений действий налоговых органов по осуществлению предусмотренной законом обязанности контроля за его соблюдением, в том числе запрета на осуществление контрольной закупки.
    2.2. Контрольно-кассовая техника функционирует не в составе платежного терминала.
    В ходе проведения контрольных мероприятий территориальными налоговыми органами выявляются случаи, когда платежные терминалы соединены по каналам связи с ранее зарегистрированной в установленном порядке контрольно-кассовой техникой, что, по мнению налоговых органов, является нарушением п. 2 ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ и ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ).
    Прием платежей физических лиц через платежный терминал и выдача кассового чека осуществляются следующим образом: физическое лицо вводит реквизиты платежа через меню платежного терминала, после чего информация о платеже автоматически передается для оформления и отпечатывания кассового чека на сумму внесенного платежа в контрольно-кассовую технику, установленную в торговом помещении. Тем временем платежный терминал отпечатывает квитанцию с предложением получения кассового чека на кассе, сообщение дублируется голосовым сообщением или уведомлением на экране платежного терминала.
    Вместе с тем Федеральным законом N 103-ФЗ предусматривается обязательная выдача отпечатанного контрольно-кассовой техникой кассового чека в момент внесения денежных средств, так как прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа (ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 103-ФЗ).
    Основным доводом судебных органов при отказе в привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях платежных агентов является то обстоятельство, что понятие "состав" не подразумевает собой встраивание контрольно-кассовой техники непосредственно в корпус платежного терминала. Линии и каналы связи, по мнению судебных органов, являются составом платежного терминала и представляют собой единый неделимый комплекс.
    По мнению судов, соединенная с платежным терминалом контрольно-кассовая техника является его частью, хотя и не входит непосредственно в корпус платежного терминала. Указанная позиция содержится в Постановлениях Арбитражного Суда Республики Татарстан от 30.12.2010 по делу N А65-25684/2010, от 05.10.2010 по делу N А65-12016/2010, Арбитражного Суда Свердловской области от 20.08.2012 по делу N А60-24628/2012 и др.
    3. О способах получения информации от налогоплательщиков, которую они обязаны представлять периодически, минимальных сроках представления такой информации.
    Согласно п. 35 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденного Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 132н (далее - Административный регламент N 132н), и п. 30 Административного регламента исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н (далее - Административный регламент N 133н), документы, необходимые для исполнения инспекцией государственной функции, представляются в виде оригиналов или заверенных должным образом копий.
    Пунктом 36 Административного регламента N 132н и п. 31 Административного регламента N 133н определено, что максимальный срок выполнения указанной административной процедуры не может превышать 1 рабочий день с даты предъявления проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции.
    Кроме того, налоговые органы при перерегистрации контрольно-кассовой техники в связи с заменой ЭКЛЗ ежегодно снимают показания о наличных денежных расчетах.
    4, 5, 6. О том, какую информацию налогоплательщики обязаны предоставлять налоговым органам только в электронном виде, о системах, используемых налоговыми органами для приема информации в электронном виде, а также о средствах шифрования такой информации.
    Административные регламенты N 132н и N 133н не предусматривают направления в адрес налоговых органов запрашиваемых для проведения проверок информации или документов в электронном виде.
    7. О дистанционном контроле.
    В настоящее время налоговыми органами контроль за действиями и деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей с использованием дистанционного доступа к оборудованию этих лиц или их устройств, в том числе с использованием линий и каналов связи, обеспечивающих возможность получения информации от оборудования, включая системы и средства, позволяющие получать информацию автоматически, не осуществляется.
    8. О привлечении в качестве агентов государственного контроля организаций и индивидуальных предпринимателей.
    В настоящее время при проведении проверок за применением контрольно-кассовой техники налоговые органы не аккредитуют и не привлекают в качестве агентов государственного контроля организации и индивидуальных предпринимателей.
    9. Об отдаленных и труднодоступных местностях.
    Согласно абз. 15 п. 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
    В этой связи в случае отнесения органом государственной власти субъекта Российской Федерации местности к отдаленным или труднодоступным (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа) организации и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт на такой местности без применения контрольно-кассовой техники.
    10. О количестве контрольно-кассовой техники, состоящей на учете в налоговых органах в 2011 г.
    По состоянию на 01.01.2012 в налоговых органах Российской Федерации зарегистрировано 2 572 464 единицы контрольно-кассовой техники.
    11. О зарубежном опыте правоотношений в сфере государственного контроля наличных денежных расчетов.
    Опыт применения контрольно-кассовой техники в зарубежных странах различен - в отдельных странах отсутствует обязанность применять кассовые аппараты, в других странах, напротив, успешно применяют современные информационные технологии в сфере контроля за полнотой учета выручки при осуществлении наличных денежных расчетов.
    Так, например, законодательство Финляндии не обязывает хозяйствующие субъекты применять контрольно-кассовую технику и выдавать кассовые чеки. В Австрии не осуществляется постоянного системного контроля над сделками между организациями и индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денежных средств.
    В Швеции каждый продавец обязан выдавать покупателю чек при каждой денежной операции, при этом кассовый аппарат должен быть зарегистрирован в налоговом органе. Законодательство разрешает налоговым органам Швеции проводить как контрольные закупки, так и открытые проверки соблюдения законодательства в отношении кассовых аппаратов. Выявленные при таких проверках нарушения могут привести к полноценной налоговой проверке налогоплательщика.
    Передача данных от контрольно-кассовой техники в адрес налоговых органов по удаленным каналам связи в том или ином виде применяется в Сербии, Южной Корее, Украине, Армении, Азербайджане и ряде других стран.
    12. О количестве ЭКЛЗ, с которых в 2011 г. осуществлялось считывание информации, а также о цели считывания такой информации.
    В 2011 г. налоговыми органами снимались показания контрольных суммирующих счетчиков, а также оформлялись показания фискальной памяти и ЭКЛЗ более чем с 2,5 млн единиц контрольно-кассовой техники.
    Материалы проверок контрольно-кассовой техники используются при проведении мероприятий налогового контроля, учитывая, что характерным нарушением в данной области является представление нулевых отчетов за тот период времени, в котором деятельность на самом деле осуществлялась. Данные нарушения выявляются по итогам анализа материалов проверок контрольно-кассовой техники и фискальных отчетов.
 

Действительный государственной советник
Российской Федерации
3 класса
С.Н.АНДРЮЩЕНКО