Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 414. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 21.09.2006 N 583 (ред. от 01.11.2012 с изменениями, вступившими в силу с 13.11.2012) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ" НА 2007-2012 ГОДЫ"

Дата документа21.09.2006
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа · Рекомендации

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2006 г. N 583

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ" НА 2007-2012 ГОДЫ

 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2007 N 214, от 14.02.2008 N 68, от 17.03.2009 N 235, от 10.09.2010 N 703, от 15.04.2011 N 271, от 15.09.2011 N 775, от 26.01.2012 N 30, от 13.06.2012 N 578, от 01.11.2012 N 1125)

 
    В целях дальнейшей реализации судебной реформы и повышения эффективности деятельности судебной власти в Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие судебной системы России" на 2007-2012 годы.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.09.2010 N 703)
    2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год предусматривать ежегодно, начиная с 2007 года, включение федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2012 годы в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
    (в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.03.2009 N 235, от 10.09.2010 N 703)
    3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации предусматривать в бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год средства на материально - техническое обеспечение деятельности мировых судей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 сентября 2006 г. N 583

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ" НА 2007-2011 ГОДЫ

 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2007 N 214, от 14.02.2008 N 68, от 17.03.2009 N 235, от 10.09.2010 N 703, от 15.04.2011 N 271, от 15.09.2011 N 775, от 26.01.2012 N 30, от 13.06.2012 N 578, от 01.11.2012 N 1125)

 

Паспорт федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2012 годы

 

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.09.2010 N 703)

 

Наименование Программы - федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007-2012 годы
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.09.2010 N 703)
Дата принятия решения о разработке Программы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 августа 2006 г. N 1082-р
Государственный заказчик-координатор Программы - Министерство экономического развития Российской Федерации
(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.03.2009 N 235)
Государственные заказчики Программы - Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба судебных приставов
(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.03.2009 N 235)
Основные разработчики Программы - Министерство экономического развития Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Федеральная служба судебных приставов
(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.03.2009 N 235)
Цель Программы - повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций
Задачи Программы - обеспечение открытости и прозрачности правосудия;
 повышение доверия к правосудию, в том числе путем повышения эффективности и качества рассмотрения дел;
 создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности;
 обеспечение независимости судей;
 повышение уровня исполнения судебных актов
Важнейшие целевые индикаторы Программы - доля граждан, доверяющих органам правосудия;
доля граждан, не доверяющих органам правосудия;
доля граждан, считающих информацию о деятельности судов недостаточной;
 доля граждан, считающих организацию работы судов неудовлетворительной;
 доля граждан, отмечающих невнимательность и грубость персонала судов;
 количество дел, рассмотренных судами с нарушением процессуальных сроков;
 доля исполненных судебных актов
Показатели результативности мероприятий Программы - количество автоматизированных рабочих мест, включенных в единую информационную систему (единиц);
количество судов, имеющих веб-сайт, поддерживаемый в актуальном состоянии (единиц);
общая площадь помещений, приходящаяся на одного федерального судью (кв. метров);
 количество судей, работников аппаратов судов общей юрисдикции и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, которым предоставлено жилье (человек), и общая площадь предоставленного жилья (кв. метров);
 количество зданий судов, в которых внедрены технические средства охраны (единиц)
 количество в федеральных судах общей юрисдикции комплектов оборудования для допроса потерпевших и свидетелей без возможности их визуального наблюдения
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.09.2010 N 703)
Сроки реализации Программы - 2007-2012 годы
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.09.2010 N 703)
Объемы и источники финансирования Программы - объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета в 2007 - 2012 годах составляет 60723,9689 млн. рублей, в том числе:
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.04.2011 N 271, от 15.09.2011 N 775, от 26.01.2012 N 30)
 в 2007 году - 6379,7 млн. рублей (государственные капитальные вложения - 5320,5 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 20 млн. рублей, прочие расходы - 1039,2 млн. рублей);
 в 2008 году - 8937,1 млн. рублей (государственные капитальные вложения - 7750,2 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 9 млн. рублей, прочие расходы - 1177,9 млн. рублей);
 в 2009 году - 10152,5 млн. рублей (государственные капитальные вложения - 8666,5 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 1,4 млн. рублей, прочие расходы - 1484,6 млн. рублей);
 в 2010 году - 10930,33 млн. рублей (государственные капитальные вложения - 9507,97 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 1,2 млн. рублей, прочие расходы - 1421,16 млн. рублей);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 N 271)
 в 2011 году - 13531,5032 млн. рублей (государственные капитальные вложения - 11399,8855млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 1,4536 млн. рублей, прочие расходы - 2130,1641 млн. рублей);
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.04.2011 N 271, от 15.09.2011 N 775, от 26.01.2012 N 30)
 в 2012 году - 10792,8357 млн. рублей (государственные капитальные вложения - 8106,7395 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 1,6852 млн. рублей, прочие расходы - 2684,411 млн. рублей)
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.09.2010 N 703, от 15.04.2011 N 271, от 26.01.2012 N 30, от 13.06.2012 N 578)
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - создание 75 тыс. автоматизированных рабочих мест в судах общей юрисдикции, в арбитражных судах - 14 тыс. мест, формирование системы электронного документооборота, способствующей повышению эффективности работы судей и работников аппаратов судов;
создание 2200 веб-сайтов судов общей юрисдикции и 13 веб-сайтов арбитражных судов, что позволит размещать в сети Интернет сведения, касающиеся судебной деятельности (порядок работы судов, сведения о назначенных к слушанию делах и вынесенных судебных актах, а также данные судебной статистики, обзоры и обобщения судов по различным категориям дел, информация об органах судейского сообщества (советов судей и квалификационных коллегий), об их составе и режиме работы, о кандидатах в судьи и процессе их рассмотрения);
 осуществление пересмотра подсудности дел между мировыми судьями и районными судами общей юрисдикции, определение в арбитражных судах категорий дел, по которым кассационное и надзорное обжалование не допускается, а также исключение по другим категориям дел возможности обжалования решений суда первой инстанции в кассационном порядке без предварительного апелляционного обжалования, что позволит оптимизировать судебную нагрузку, повлияет на улучшение качества работы судов и выносимых судебных решений;
 введение внесудебного порядка урегулирования споров, что повлечет снижение судебной нагрузки и скажется на повышении качества судебных актов;
 введение обязательного порядка оглашения судьей до начала слушания дела всех неформальных обращений по этому делу, что обеспечит независимость и объективность решений, предотвратит условия, способствующие коррупции в работе судов;
 установление запрета на участие в рассмотрении дел адвокатов - супругов, родственников или свойственников судьи в пределах юрисдикции суда, что также повлияет на устранение условий, способствующих коррупции в работе судов;
 осуществление обязательной аудиозаписи судебного заседания, что повлияет на обеспечение соблюдения процессуальных норм, повысит корректность поведения участников процесса, предотвратит появление жалоб на протоколы судебных заседаний;
 создание приемных во всех районных судах общей юрисдикции, что обеспечит доступность правосудия для граждан, сократит очереди в судах, даст возможность подавать заявления и получать информацию в течение всего рабочего дня, устранит общение судей со сторонами до рассмотрения дела, исключит возможность возникновения условий, способствующих коррупции в работе судов;
 введение обязательного декларирования судьями своих доходов, имущества и имущественных обязательств (с учетом требований главы 7 Семейного кодекса Российской Федерации), что также исключит возможность возникновения условий, способствующих коррупции в работе судов, и повысит доверие к органам правосудия;
 обеспечение (с учетом требований статьи 124 Конституции Российской Федерации и в целях обеспечения независимости судей) жильем 1713 судей и 1020 работников аппаратов судов общей юрисдикции и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в арбитражных судах - 190 судей и 153 работников аппаратов арбитражных судов;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.01.2012 N 30, от 13.06.2012 N 578)
 увеличение площади служебных помещений в расчете на одного судью:
 в судах общей юрисдикции - со 117,8 кв. метров до 129,6 кв. метров общей площади;
 в арбитражных судах - с 85,4 кв. метров до 111,5 кв. метров общей площади;
 строительство 19 зданий для размещения территориальных органов Федеральной службы судебных приставов;
 создание в арбитражных судах "офисов судьи" исходя из потребности, составляющей 160 кв. метров общей площади на одного судью;
 внедрение средств охраны зданий судов;
 увеличение объема исполнения судебных актов с 52 до 80 процентов
 оснащение федеральных судов общей юрисдикции в 2010 и 2011 годах 83 комплектами оборудования для допроса потерпевших и свидетелей без возможности их визуального наблюдения (областные и равные им суды), 249 мобильными комплектами оборудования для допроса потерпевших и свидетелей без возможности их визуального наблюдения (территориальные управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации для оснащения районных судов)
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.09.2010 N 703, от 15.04.2011 N 271)
 создание участков сканирования в судах общей юрисдикции
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.01.2012 N 30)
Показатели социально-экономической эффективности Программы - в результате реализации Программы будут созданы условия для обеспечения открытости, прозрачности и доступности правосудия, повышения эффективности работы судебных органов, улучшения качества судебных актов, а также повышения уровня их исполнения

 

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

 
    Судебная система играет важную роль в построении гражданского общества и развитии национальной экономики.
    Независимое и беспристрастное разрешение судами споров является одним из условий обеспечения инвестиционной привлекательности России и повышения предпринимательской активности.
    В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "России надо быть сильной и конкурентоспособной" отмечалось, что сделан существенный шаг в модернизации судебно-правовой системы. Большинство необходимых законодательных и иных нормативных правовых актов уже принято. Изменения коснулись не только организации и условий работы судов, но и процедур, обеспечивающих защиту прав личности и доступность правосудия.
    Реализация федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы положила начало позитивным изменениям в деятельности судебной системы. Были приняты нормативные правовые акты, регламентирующие процедуры и меры, обеспечивающие защиту прав личности и доступность правосудия.
    Так, в целях повышения доступности правосудия существенно увеличена численность судейского корпуса, административного и вспомогательного персонала судов общей юрисдикции и арбитражных судов, создана мировая юстиция, значительно повышена оплата труда судей. Решается проблема обеспечения судей служебными помещениями, а также улучшения материально-технического обеспечения судов и повышения уровня их информатизации.
    В то же время многие проблемы, связанные с деятельностью судебной системы, разрешить не удалось.
    Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности, ставит новые задачи. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности судов.
    Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007-2012 годы (далее - Программа) призвана решить новые задачи, обусловленные стремлением России соответствовать мировым стандартам в области судопроизводства, а также развитием информационных технологий. Указанные задачи требуют комплексного подхода к их решению и существенных материальных затрат. Вложение необходимых для реализации Программы средств в приоритетные проекты, направленные на совершенствование судебной системы, способно оказать позитивное влияние на развитие экономических отношений в России в целом.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.09.2010 N 703)
    Программа предполагает комплексное решение проблем обеспечения доступности, открытости и прозрачности правосудия, повышения доверия общества к правосудию и эффективности рассмотрения дел, обеспечения независимости судей и повышения уровня исполнения судебных актов, а также проблем создания условий для осуществления правосудия.
    Граждане и хозяйствующие субъекты испытывают затруднения при получении информации в сфере правосудия при доступе в залы судебных заседаний. Результатом являются многочисленные обращения граждан в Европейский Суд по правам человека. Так, по решениям Европейского Суда по правам человека Российская Федерация выплатила истцам в 2002 году 11000 евро, в 2003 году - 10000 евро, в 2004 году - 566072 евро, в 2005 году - 614733 евро, 5540 английских фунтов, 140546 рублей 25 копеек.
    Существующая закрытость судебной системы не является отражением целенаправленной политики судов. Напротив, суды стремятся стать прозрачными для общества. Проблема состоит в том, что обеспечение открытости правосудия требует значительных финансовых затрат, в частности, для создания систем по размещению необходимой информации (прежде всего текстов судебных решений) в сети Интернет, обеспечения свободного доступа в залы судебных заседаний.
    В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. отмечалось, что при отсутствии доверия российского общества к судебной системе говорить об эффективном правосудии будет просто невозможно. Между тем опросы общественного мнения свидетельствуют о низком уровне доверия общества к судебной системе. Это является следствием, в частности, долгого и неэффективного рассмотрения дел, недостаточной объективности судебных решений и их качества.
    Имеются недостатки в организации деятельности судей. Нередко судьям приходится выполнять функции, которые без ущерба для качества работы могли бы быть делегированы помощникам и специалистам.
    Уровень обеспеченности судов зданиями и их оснащенности не позволяют создать необходимую для внедрения информационных технологий инфраструктуру.
    Здания судов не предполагают разделения на присутственные (залы судебных заседаний) и служебные зоны (кабинеты судей и работников аппарата), что не позволяет обеспечить безопасность лиц, причастных к осуществлению правосудия, в случае открытия суда для свободного доступа. Многие здания судов не имеют приспособленных для судебных заседаний залов. Часть помещений в зданиях судов занимают подразделения Федеральной службы судебных приставов. Это существенно ограничивает доступность правосудия.
    В целях обеспечения в уголовном судопроизводстве конфиденциальности сведений о потерпевших и свидетелях необходимо осуществить мероприятия по оборудованию в федеральных судах общей юрисдикции специальных помещений для допроса указанных лиц без возможности их визуального наблюдения.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.09.2010 N 703)
    В соответствии с законодательством Российской Федерации материальное обеспечение судьи, в том числе предоставление ему достойного жилья за счет средств федерального бюджета, является одной из гарантий независимости судей. Между тем большое количество судей, а также работников аппаратов судов в настоящее время не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий.
    Уровень принудительного исполнения судебных актов не превышает 52 процентов. Неэффективная система исполнения судебных решений отрицательно влияет на работу судебной системы по рассмотрению и разрешению споров. Предусмотренная Программой система мер направлена на совершенствование системы исполнения судебных актов.
    Необходимость комплексного решения проблем, связанных с реформированием и развитием судебной системы, а также системы исполнения судебных решений, программно-целевым методом обусловлена объективными причинами, в том числе:
    большим значением эффективной работы органов правосудия для построения демократического правового государства;
    тесной взаимосвязью процессов социально-экономического развития общества и сферы правосудия;
    сложностью организационной структуры судебной системы, особыми требованиями к ее формированию и функционированию;
    многообразием проблем, для решения которых необходимо выполнение значительных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов и мероприятий.
    С учетом успешного опыта реализации федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы использование в 2007-2012 годах программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для качественного обновления существующей системы правосудия с целью обеспечения ее соответствия требованиям демократического правового государства и общепринятым нормам международного права.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.09.2010 N 703)
 

II. Цель и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели

 
    Основной целью Программы является повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
    Для реализации цели Программы необходимо решить следующие задачи:
    обеспечение открытости и прозрачности правосудия;
    повышение доверия к правосудию, в том числе путем повышения эффективности и качества рассмотрения дел;
    создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности;
    обеспечение независимости судей;
    повышение уровня исполнения судебных решений.
    Для достижения цели и решения задач Программы необходимо, в частности, совершенствовать судоустройство.
    Предусматривается подготовка предложений по оптимизации компетенции судов общей юрисдикции и мировых судей с учетом роста загруженности последних (114 дел в месяц на одного судью), а также проектов федеральных законов об упразднении и укрупнении ряда районных судов в связи с небольшим количеством дел, рассматриваемых федеральными судьями (16,4 дела в месяц на одного судью). В этой связи предлагается внесение изменений в процессуальное законодательство, определяющее подсудность дел мировым судьям и районным судам общей юрисдикции.
    Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, предусмотренные Программой, приведены в приложении N 1.
    Внедрение примирительных процедур (восстановительной юстиции), внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, в том числе вытекающих из административных правоотношений, будет способствовать снижению нагрузки на судей и, как следствие, экономии бюджетных ресурсов и повышению качества осуществления правосудия. При этом предполагается широкое внедрение процедур медиации в качестве механизмов реализации положений законов Российской Федерации, предусматривающих возможность примирения сторон.
    В этой связи необходима разработка нормативных правовых актов, определяющих механизм реализации указанных положений, статус соответствующих организаций, осуществляющих функции медиации, а также регламент (процедуру) их работы.
    Необходимо совершенствовать судопроизводство. В целях обеспечения прозрачности судебной системы и независимости судей при вынесении судебного акта предполагается закрепление процедуры, препятствующей оказанию воздействия (давления) на судью в связи с рассматриваемым им делом.
    Требование об обязательности раскрытия содержания всех неформальных обращений к судье, поступивших до рассмотрения дела, обеспечивает открытость судебного разбирательства. В связи с этим процессуальное законодательство может быть дополнено обязанностью судьи объявлять лицам, участвующим в деле, о всех обращениях к судье (устных и письменных) по рассматриваемому делу, поступивших до начала судебного разбирательства, с последующим занесением указанных сведений в протокол судебного заседания.
    Неисполнение указанной обязанности должно повлечь применение мер ответственности к судье.
    Предлагаемая процедура будет также способствовать предупреждению коррупции в судейском корпусе.
    В целях обеспечения прозрачности судебной системы, преодоления конфликта интересов и устранения личной заинтересованности судьи в исходе дела следует установить запрет на участие в рассмотрении дел адвоката - супруга, родственника или свойственника судьи.
    Программой предусматривается внесение соответствующих изменений в процессуальное законодательство.
    Повышению эффективности судебной системы будет способствовать повышение активной роли суда, усиление влияния на правоприменение.
    Так, судебная практика свидетельствует о том, что около 70 процентов исков налогоплательщиков к налоговым органам удовлетворяются в пользу первых, что свидетельствует об отсутствии учета принимаемых судебных решений для корректировки деятельности указанных органов исполнительной власти.
    В целях активизации влияния арбитражных судов на правоприменение необходимо закрепить в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации нормы о вынесении частного определения суда в адрес соответствующей организации или должностного лица при выявлении случаев нарушения законности с закреплением обязанности сообщения о принятых мерах и возможностью привлечения их к ответственности за неисполнение указанной обязанности.
    Растянутость во времени всех стадий процедуры защиты нарушенных имущественных прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов приводит к отвлечению из оборота значительных денежных средств.