Ленты новостей RSS
Главные новости Главные новости
Новости законодательства Новости законодательства
Лента новостей Лента новостей
Судебная практика Судебная практика
Обзор законодательства Обзор законодательства
Письма Минфина Письма Минфина
Обзор изменений Обзор изменений
Используйте наши ленты новостей и Вы всегда будете в курсе событий. Достаточно установить любое RSS расширение для браузера, например RSS Feed Reader
Если что-то не нашли
Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 504 824. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →

    

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО
от 16 октября 2012 г. N 03-03-06/3/12

 
    Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу формирования расходов для целей налога на прибыль организаций при передаче страхового портфеля и сообщает следующее.
    Пунктом 5 ст. 25 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" установлено, что страховщик (за исключением общества взаимного страхования) может передать обязательства, принятые им по договорам страхования (страховой портфель), одному страховщику или нескольким страховщикам (замена страховщика), имеющим лицензии на осуществление тех видов страхования, по которым передается страховой портфель, и располагающим достаточными собственными средствами, то есть соответствующим требованиям платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств. Передача страхового портфеля осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    Одновременно с передачей страхового портфеля осуществляется передача активов в размере страховых резервов, соответствующих передаваемым страховым обязательствам.
    В соответствии со ст. 184.9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" порядок передачи страхового портфеля, порядок исполнения обязательств управляющей страховой организацией устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере страховой деятельности.
    Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.01.2011 N 2н утвержден Порядок передачи страхового портфеля при применении мер по предупреждению банкротства страховой организации, а также в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве страховой организации (далее - Порядок).
    Пунктом 17 указанного Порядка установлено, что в страховой портфель страховой организации при его передаче включаются:
    1) обязательства по договорам страхования (по отдельному виду страхования или нескольким видам страхования), не исполненные на дату принятия решения о передаче страхового портфеля страховой организации (страховые резервы) в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим страховую деятельность;
    2) активы, принимаемые для покрытия страховых резервов, сформированных страховщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим страховую деятельность.
    По видам страхования иным, чем страхование жизни, в состав страховых резервов передаваемого страхового портфеля включаются резерв незаработанной премии и резервы убытков (резерв заявленных, но неурегулированных убытков, резерв произошедших, но незаявленных убытков).
    По видам страхования жизни в состав страховых резервов передаваемого страхового портфеля включаются математический резерв, резерв расходов на обслуживание страховых обязательств, резерв выплат по заявленным, но неурегулированным страховым случаям, резерв выплат по произошедшим, но незаявленным страховым случаям, резерв дополнительных выплат (страховых бонусов), выравнивающий резерв.
    В целях передачи страхового портфеля составляется перечень договоров страхования, обязательства по которым предполагается передать управляющей страховой организации (далее - перечень договоров страхования).
    Перечень договоров страхования составляется отдельно по каждому виду страхования, включенному в передаваемый страховой портфель.
    Стоимость активов, передаваемых в составе страхового портфеля, на момент передачи должна соответствовать величине передаваемых страховых обязательств (страховых резервов), за исключением случаев передачи страхового портфеля по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат, когда недостающая часть активов компенсируется профессиональным объединением страховщиков.
    Стоимость активов, передаваемых в составе страхового портфеля, должна быть подтверждена независимым оценщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
    В составе передаваемых активов должны быть денежные средства в размере не менее чем величина передаваемых в составе страхового портфеля резервов убытков и выплат (резерв заявленных, но неурегулированных убытков, резерв произошедших, но незаявленных убытков, резерв выплат по заявленным, но неурегулированным страховым случаям, резерв выплат по произошедшим, но незаявленным страховым случаям).
    При передаче страхового портфеля с недостающей частью активов (по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат) в акте приема-передачи страхового портфеля отражается величина недостающей части активов, подлежащая компенсации профессиональным объединением страховщиков, с приложением ее расчета.
    Недостающая часть активов компенсируется профессиональным объединением страховщиков управляющей страховой организации исключительно денежными средствами.
    Денежные средства, переданные управляющей страховой организации профессиональным объединением страховщиков в качестве компенсации недостающей части активов, являются целевыми средствами (далее также - целевые средства). Для указанных целевых средств страховая организация открывает отдельный счет в банке, соответствующем требованиям правил (стандартов) профессиональной деятельности, и ведет по ним обособленный учет. Управляющая страховая организация начинает использование целевых средств с момента, когда объем произведенных управляющей страховой организацией страховых выплат по договорам страхования, включенным в состав страхового портфеля, достигнет стоимости активов, полученных от страховой организации, передавшей страховой портфель.
    Остаток целевых средств, не использованных управляющей страховой организацией для исполнения обязательств по договорам страхования, возвращается управляющей страховой организацией в профессиональное объединение страховщиков в порядке и сроки, предусмотренные правилами (стандартами) профессиональной деятельности, не ранее истечения срока исковой давности по всем переданным управляющей страховой организации договорам страхования, включенным в переданный страховой портфель.
    Таким образом, по общему правилу стоимость активов, передаваемых в составе страхового портфеля, на момент передачи портфеля должна соответствовать величине передаваемых страховых обязательств (страховых резервов). Однако такое соответствие, во-первых, определяется на основании профессионального суждения оценщика, а во-вторых, стоимость как активов, так и обязательств может отклоняться от первоначальной оценки на основании проводимой впоследствии переоценки, а также с учетом фактической величины выплат, осуществляемых для исполнения обязательств.
    С учетом изложенного, по нашему мнению, страховые выплаты по договорам, включенным в страховой портфель, могут быть учтены в расходах управляющей страховой организации только в тех случаях, когда недостающая часть активов не компенсируется профессиональным объединением страховщиков в соответствии с действующим законодательством.
    Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
 

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН