Ленты новостей RSS
Главные новости Главные новости
Новости законодательства Новости законодательства
Лента новостей Лента новостей
Судебная практика Судебная практика
Обзор законодательства Обзор законодательства
Письма Минфина Письма Минфина
Обзор изменений Обзор изменений
Используйте наши ленты новостей и Вы всегда будете в курсе событий. Достаточно установить любое RSS расширение для браузера, например RSS Feed Reader
Если что-то не нашли
Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 504 811. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 1996 г. N 1505

 

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ АКЦИОНЕРНЫХ КОРПОРАЦИЙ "РОСАГРОПРОМСТРОЙ" И "НЕЧЕРНОЗЕМАГРОПРОМСТРОЙ" НА 1997-2000 ГОДЫ"

 
    В целях реализации программ, утвержденных Указами Президента Российской Федерации от 23 марта 1996 г. N 420 "О разработке федеральной целевой программы "Свой дом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1427), от 29 марта 1996 г. N 431 "О новом этапе реализации Государственной целевой программы "Жилище" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1431) и от 16 апреля 1996 г. N 565 "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1956), Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую государственную целевую программу "Структурная перестройка производственной базы акционерных корпораций "Росагропромстрой" и "Нечерноземагропромстрой" на 1997-2000 годы" (далее именуется - Программа).
    Принять предложение акционерных корпораций "Росагропромстрой" и "Нечерноземагропромстрой" о возложении на них исполнения Программы.
    2. Акционерным корпорациям "Росагропромстрой" и "Нечерноземагропромстрой" совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить в 1997-2000 годах меры, направленные на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий по производству строительных материалов, конструкций и изделий для удовлетворения потребности в них сельских товаропроизводителей в объемах, предусмотренных Программой.
    3. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации выделять корпорациям "Росагропромстрой" и "Нечерноземагропромстрой" ежегодно, начиная с 1997 года, за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на жилищное строительство на селе, ассигнования на финансирование технического перевооружения и реконструкции предприятий, производящих материалы и изделия для этих целей.
    4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать ежегодно в соответствующих бюджетах средства на структурную перестройку сельской строительной индустрии и создание импортозамещающих производств, позволяющих создавать экологически чистую продукцию.
    5. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации в целях ускорения реализации Программы рассматривать предложения акционерных корпораций "Росагропромстрой" и "Нечерноземагропромстрой" о привлечении иностранных кредитов и предоставлении им государственных гарантий в установленном порядке.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

 
 

Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 декабря 1996 г. N 1505

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ АКЦИОНЕРНЫХ КОРПОРАЦИЙ РОСАГРОПРОМСТРОЙ И НЕЧЕРНОЗЕМАГРОПРОМСТРОЙ НА 1997 - 2000 ГОДЫ

 

ПАСПОРТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ АКЦИОНЕРНЫХ КОРПОРАЦИЙ РОСАГРОПРОМСТРОЙ И НЕЧЕРНОЗЕМАГРОПРОМСТРОЙ НА 1997-2000 ГОДЫ

 

Наименование Программы - государственная целевая программа Структурная перестройка производственной базы акционерных корпораций Росагропромстрой и Нечерноземагропромстрой на 1997-2000 годы
Дата принятия решения о разработке Программы и наименование соответствующего нормативного акта - Указы Президента Российской Федерации от 23 марта 1996 г. N 420 О разработке федеральной целевой программы Свой дом, от 29 марта 1996 г. N 431 О новом этапе реализации Государственной целевой программы Жилище и от 16 апреля 1996 г. N 565 О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе, постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. N 753 О федеральной целевой программе Свой дом, поручение Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1996 г. N ОС-П20-13130 О разработке программы структурной перестройки базы строительной индустрии для обеспечения нужд сельских товаропроизводителей
Государственные заказчики Программы - акционерные корпорации Росагропромстрой и Нечерноземагропромстрой
Разработчики Программы - региональные агропромстройформирования и предприятия федерального подчинения с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и отраслевых институтов
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели - комплексное развитие села на основе рационального снижения удельных затрат на капитальное строительство, эксплуатацию зданий и сооружений, повышение занятости сельского населения
Сроки и этапы реализации Программы - 1997 - 2000 годы: первый этап (1997-1998 годы) - реконструкция и техническое перевооружение предприятий, продукция которых имеет наибольшее значение для регионов; второй этап (1999-2000 годы) - завершение структурной перестройки этих предприятий
Исполнители основных мероприятий Программы - территориальные агропромстройформирования и промышленные предприятия акционерных корпораций Росагропромстройи Нечерноземагропромстрой
Источники финансирования Программы - федеральный бюджет (на безвозвратной и возвратной основе), бюджеты субъектов Российской Федерации, кредиты банков и средства предприятий
Ожидаемые результаты реализации Программы - снижение стоимости строительства на 10-15 процентов и эксплуатационных расходов на 15-20 процентов, в том числе уменьшение затрат на теплоснабжение на 35-40 процентов. Сохранение 110 тыс. рабочих мест и создание дополнительно не менее 30 тыс. рабочих мест
Система организации контроля за исполнением Программы - региональные агропромстройформирования и предприятия федерального подчинения отчитываются перед акционерными корпорациями Росагропромстрой и Нечерноземагропромстрой о ходе реализации Программы. Корпорации обобщают поступающие с мест материалы, информируют Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации и Правительство Российской Федерации и несут ответственность за целевое использование средств федерального бюджета

 

Государственная целевая программа Структурная перестройка производственной базы акционерных корпораций Росагропромстрой и Нечерноземагропромстрой на 1997-2000 годы

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

 
    Государственная целевая программа Структурная перестройка производственной базы акционерных корпораций Росагропромстрой и Нечерноземагропромстрой на 1997-2000 годы (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 23 марта 1996 г. N 420 О разработке федеральной целевой программы Свой дом, от 29 марта 1996 г. N 431 О новом этапе реализации Государственной целевой программы Жилище и от 16 апреля 1996 г. N 565 О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе, постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. N 753 О федеральной целевой программе Свой дом и во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1996 г. N ОС-П20-13130 О разработке программы структурной перестройки базы строительной индустрии для обеспечения нужд сельских товаропроизводителей.
    Актуальность разработки Программы обусловлена необходимостью создания концепции и механизмов производственного, технологического и материально-технического обеспечения Государственной целевой программы Жилище и одного из направлений федеральной целевой программы Свой дом в части сельского строительства и, соответственно, переориентации промышленных предприятий акционерных корпораций Росагропромстрой и Нечерноземагропромстрой на развитие приоритетных направлений промышленного и гражданского строительства в сельской местности и создание импортозамещающих производств.
    Изменение экономических отношений, структуры и источников инвестиций, повышение требований к создаваемым и эксплуатируемым основным производственным и жилищно-социальным фондам села привели к необходимости разработки принципиально новых подходов в решении проблем развития села.
    В настоящее время жилой фонд села не отвечает требованиям комфортности проживания. Водопроводом обеспечено 30 процентов жилых домов, а канализацией лишь 22 процента. Большинство сельских зданий подлежат капитальному ремонту и утеплению. Действующие инженерные коммуникации длительное время не ремонтировались и находятся в крайне неудовлетворительном состоянии.
    Не решена проблема обеспеченности сельских регионов социальными и культурно-бытовыми объектами. Так, на 1000 детей в возрасте от 1 до 6 лет в среднем приходится 420 мест в детских дошкольных учреждениях. Обеспеченность объектами здравоохранения составляет 15-20 процентов действующего норматива.
    Сеть автомобильных дорог в сельской местности развивается очень медленно, а существующие дороги находятся в неудовлетворительном состоянии.
    Решение таких проблем, как стабилизация экономического положения в агропромышленном комплексе, создание благоприятных условий для увеличения производства сельскохозяйственного сырья и продуктов питания, повышение социальной защищенности жителей села, невозможно без радикальной структурной перестройки материально-технической базы сельского строительства.
    Строительные организации, которые ведут работы на селе, сосредоточены, в основном, в акционерных корпорациях Росагропромстрой и Нечерноземагропромстрой и имеют производственные базы почти в каждом сельском районе. Эти базы создавались по принципу максимального приближения к местам потребления строительных материалов и услуг с учетом наличия транспортных коммуникаций и сырьевых ресурсов.
    Однако сегодня в сельском строительстве приоритетными направлениями стали обеспечение сельских товаропроизводителей домами усадебного типа с индивидуальными архитектурно-планировочными решениями, повышенным уровнем комфортности и автономными системами инженерного обеспечения, обустройство фермерских (крестьянских) хозяйств и создание мелких перерабатывающих предприятий. Поэтому для удовлетворения повысившихся требований к качеству жилья и изменения рыночной конъюнктуры необходимо переориентировать производственную базу сельских строительных организаций на выпуск продукции, соответствующей современным стандартам и пользующейся спросом в сельской местности. В связи с чем необходимо предоставить государственную поддержку для технического перевооружения и реконструкции наиболее важных предприятий на базе современных технологий и оборудования.
 

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 
    Программа разработана в целях ускорения решения жилищной проблемы в интересах сельских товаропроизводителей и индивидуальных застройщиков, эффективного проведения жилищной реформы в современных экономических условиях и повышения ее социальной направленности.
    Основной целью Программы является структурная перестройка производственно-технологической базы акционерных корпораций Росагропромстрой и Нечерноземагропромстрой для обеспечения сельских строительных организаций высококачественными строительными материалами, конструкциями и изделиями, для строительства индивидуальных жилых домов, отвечающих повышенным требованиям к комфортности проживания, с современными средствами инженерного обеспечения при условии снижения затрат на капитальное строительство и эксплуатацию зданий и сооружений в сельской местности.
    Развитие агропромышленного комплекса должно осуществляться на основе снижения удельных затрат на капитальное строительство и эксплуатацию зданий и сооружений, а также повышения занятости населения. Предприятия производственной базы сельских строителей должны быть ориентированы на выполнение следующих задач:
    развитие малоэтажного жилищного строительства на основе индивидуальных проектных решений с использованием унифицированных конструктивных элементов и строительных материалов на основе местных сырьевых ресурсов;
    развитие производства дешевых строительных материалов и конструкций, обеспечивающих снижение стоимости строительства жилых домов при повышении комфортности и экологической безопасности.
    Решение поставленных задач осуществляется следующими путями:
    разработка проектов домов усадебного типа с применением современных архитектурно-планировочных решений и с повышенной комфортностью проживания;
    использование в сельском строительстве мелкоштучных строительных материалов;
    использование автономных инженерных систем жизнеобеспечения вместо магистральных;
    снижение стоимости и повышение качества строительных материалов и изделий за счет применения прогрессивных технологий и местных сырьевых материалов;
    снижение транспортных расходов за счет приближения производства к местам потребления, отказа от применения специальных транспортных средств и кранов большой грузоподъемности вследствие применения мелкоштучных стеновых и других материалов и изделий;
    развитие интеграции и кооперации в производстве строительных материалов, изделий и оказание услуг между акционерными корпорациями Росагропромстрой и Нечерноземагропромстрой и территориальными строительными организациями.
    Уменьшение затрат на эксплуатацию зданий и сооружений осуществляется за счет:
    повышения теплозащитных свойств ограждающих конструкций зданий и сооружений в соответствии с изменением N 3 к СНиП П-3.79 Строительная теплотехника;
    повышения качества и устойчивости систем инженерного обеспечения для увеличения межремонтных сроков эксплуатации;
    снижения эксплуатационных расходов на инженерные коммуникации и централизованные источники энерготеплоснабжения за счет использования автономных систем жизнеобеспечения.
    Наряду с вышеперечисленными задачами предусматривается также развитие социальной инфраструктуры и повышение занятости сельского населения за счет структурной перестройки производственной базы сельских строительных организаций и создания дополнительных производственных мощностей (фермерские хозяйства, малые предприятия переработки сельскохозяйственной продукции, предприятия бытового обслуживания и пр.).
 

СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 
    Техническое перевооружение и реконструкцию важнейших из действующих промышленных предприятий акционерных корпораций Росагропромстрой и Нечерноземагропромстрой предусматривается осуществить в два этапа.
    На первом этапе (1997-1998 годы) осуществляется реконструкция и техническое перевооружение предприятий, продукция которых имеет наибольшее значение для регионов, а также переход к строительству зданий с повышенной теплозащитой в соответствии с изменениями к СНиП П-3.79 Строительная теплотехника, позволяющим снизить энергопотребление зданий в 1,5-2 раза.
    Одновременно на этих предприятиях будет наращиваться производство доступных по ценам мелкоштучных строительных материалов для обеспечения сельских индивидуальных застройщиков.
    На этом этапе также осуществляется реконструкция и техническое перевооружение предприятий крупнопанельного деревянного домостроения и модернизация технологических процессов лесопереработки в основном на базе импортного оборудования.
    На втором этапе (1999-2000 годы) завершается технологическое переоснащение наиболее важных промышленных предприятий акционерных корпораций Росагропромстрой и Нечерноземагропромстрой. При этом сельские товаропроизводители в основном будут обеспечены современными качественными строительными материалами по приемлемым ценам, что позволит развернуть массовое индивидуальное строительство на селе.
 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ

 
    В реализации настоящей Программы участвуют более 300 предприятий по производству строительных конструкций, изделий и материалов, входящих в состав акционерных корпораций Росагропромстрой и Нечерноземагропромстрой и расположенных во всех регионах Российской Федерации.
    Поскольку разработка большого количества индивидуальных инвестиционных проектов нецелесообразна в связи со значительными затратами, мероприятия в отношении предприятий, подлежащих техническому перевооружению и реконструкции, были объединены в два программных блока.
    Блок 1. Реконструкция и техническое перевооружение предприятий по производству сборного железобетона и крупнопанельного домостроения с частичным перепрофилированием на выпуск мелкоштучных легкобетонных строительных блоков и кирпича, сухих известково-песчаных смесей и современных высокоэффективных термоизоляционных материалов.
    Маркетинговое исследование, проведенное при разработке федеральной целевой программы Свой дом, показало, что спрос на строительные конструкции, узлы, изделия и материалы в основном зависит от таких потребительских свойств продукции, как высокое качество, облегченный вес, улучшенная термоизоляция, возможность погрузки-разгрузки и транспортировки без применения специальной техники, доступная цена и простейшая технология использования (что особенно важно для осуществления индивидуального строительства).
    Поэтому на предприятиях по производству сборного железобетона и крупнопанельного домостроения будет осуществлена частичная переориентация на производство широкого ассортимента продукции, пользующейся спросом как у сельских товаропроизводителей, так и у индивидуальных застройщиков. К этой продукции относятся:
    облегченные стеновые блоки, панели покрытий и перекрытий;
    мелкоштучные блоки, элементы фундаментов и благоустройства;
    безобжиговый кирпич;
    сухие бетонно-растворные смеси, порошкообразные химические добавки в бетоны и растворы и т. п.
    В зависимости от конкретных условий решение этой проблемы возможно осуществить следующими путями:
    использование существующих технологических линий для производства мелких легкобетонных блоков одновременно с производством наружных стеновых панелей;
    организация на свободных площадях производства новых эффективных строительных материалов, мелкоштучных легкобетонных блоков и утеплителя, стеновых блоков, безобжигового кирпича, тротуарной плитки, пенополистирола и т. п.
    На предприятиях крупнопанельного домостроения предполагается организовать также производство многослойных ограждающих конструкций с повышенной теплозащитой, а также конструкций усадебных домов по новым проектам, в которых будут применены комбинированные строительные системы, состоящие из несущих железобетонных или бетонных элементов и эффективных ограждающих конструкций из различных материалов.
    Техническому перевооружению подлежат, в первую очередь, участки по выпуску сборного железобетона для сельскохозяйственных производственных зданий (коровники, телятники и т. д.), которые рекомендуется перепрофилировать на изготовление многопустотных плит перекрытия, блоков стен подвалов и т. п.
    Предусматривается перепрофилирование ряда действующих производств на выпуск многослойных стеновых блоков с использованием эффективных утеплителей и улучшенной наружной декоративной отделки.
    Учитывая повышенный спрос на кирпич высокого качества, в первую очередь облицовочный, предусматривается заменить на предприятиях круглогодичного действия устаревшее и морально изношенное оборудование, осуществить механизацию и автоматизацию производства, а также снизить расход объемной массы за счет увеличения выпуска пустотного кирпича.
    Предусматривается перевести некоторые предприятия сезонного действия на круглогодичный режим работы за счет установки современного отечественного и зарубежного оборудования и внедрения энергосберегающих способов сушки и обжига кирпича. При этом мощность этих предприятий увеличится до 5 млн. штук в год.
    В тех случаях когда это экономически целесообразно, выпуск керамического кирпича будет заменяться на производство мелкоштучных стеновых блоков. На свободных площадях заводов железобетонных изделий предусматривается организовать производство пенополистирольного плиточного утеплителя объемной массой 15-20 кг/куб. м и экологически чистого утеплителя на основе базальтового волокна.
    На заводах керамзитового гравия проводятся работы по снижению объемного веса гравия и производству керамзитового песка в качестве заполнителей бетона.
    На предприятиях по производству нерудных строительных материалов планируется заменить морально устаревшее и физически изношенное оборудование на оборудование по выпуску фракционированных мытых материалов, позволяющих производить качественные мелкие стеновые блоки, изделия благоустройства, материалы для строительства дорог, а также организовать практически безотходное производство. Это позволит сократить расход вяжущих материалов и уменьшить стоимость строительства, улучшить экологию.
    Таким образом, в первый блок объединены 179 предприятий акционерных корпораций Росагропромстрой и Нечерноземагропромстрой, подлежащих техническому перевооружению и реконструкции. Общая стоимость строительных работ - 1,3 трлн. рублей, в ценах 1997 года. Отличительной чертой этих предприятий является почти полная идентичность технологических процессов и комплектов необходимого оборудования, внедряемого в процессе технического перевооружения и реконструкции, незначительный объем строительно-монтажных работ, однотипность продукции, которую планируется производить, и схожая в большинстве регионов рыночная конъюнктура.
    Блок 2. Реконструкция и техническое перевооружение заводов панельного деревянного домостроения, лесозаготовительных и других комплектующих производств.
    Предприятия по производству деревянных панельных жилых домов подлежат переориентации на производство мелкоразмерных панелей с повышенными характеристиками по теплозащите, с применением эффективных утеплителей, древесно-стружечных плит на экологически чистом связующем и других строительных материалов. Таким образом, во второй блок входит 119 предприятий, стоимость их реконструкции - 1,1 трлн. рублей, в ценах 1997 года.
    Наряду с переналадкой технологии производства ограждающих конструкций для деревянных жилых домов в соответствии с измененными техническими требованиями по теплозащите зданий необходимо также разработать проекты современных жилых домов с высоким уровнем комфорта, автономными системами инженерного обустройства и гибкими архитектурно-планировочными решениями за счет применения мелкоразмерных панелей. При этом представляется возможным обеспечить потребности сельского населения с различным уровнем доходов.
    Эксплуатационные энергозатраты при строительстве таких домов должны быть в 1,5-2 раза ниже существующих в настоящее время.
    Для решения этих задач необходимо организовать:
    выпуск высококачественных мелкоразмерных панелей с долговечными покрытиями и комплектов деталей панельного деревянного домостроения, который позволит осуществлять строительство домов по индивидуальным запросам заказчика;
    производство эффективного утеплителя и связующего для выпуска экологически чистых древесно-стружечных плит;
    производство оконных блоков тройного остекления в соответствии с изменением N3 СНиП П-3.79 Строительная теплотехника;
    техническое перевооружение производственной базы по заготовке и переработке древесины.
    Техническое перевооружение и реконструкция лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий предусматривает повышение качества и расширение ассортимента выпускаемой продукции путем внедрения современных технологий экономичной переработки древесины, высококачественной сушки пиломатериалов, эффективного использования отходов и максимальной механизации процессов.
    В связи с высокой стоимостью организации углубленной переработки древесины в местах ее заготовки (Западная, Восточная Сибирь) планируется расширение производственной базы действующих предприятий этого профиля в европейской части Российской Федерации.
    В связи с повышением теплотехнических требований значительно возрастает потребность в эффективных теплоизоляционных материалах. Для обеспечения этой потребности действующие предприятия по производству пенополистирола, изделий из минеральной ваты, на основе базальтового волокна и т. п. подлежат техническому перевооружению и реконструкции.
 

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 
    В условиях реформирования экономики России на основе новых форм собственности и хозяйствования коренным образом изменилась конъюнктура производственно-хозяйственной деятельности на селе и в том числе инвестиционная политика в сельском строительстве. Если в недавнем прошлом вершиной социального прогресса считалось приближение условий жизни в сельской местности к городским, то в настоящее время сельский житель стремится полностью использовать все преимущества проживания вне города. Соответственно изменились и требования к жилью - предпочтение отдается индивидуальным домам коттеджного типа и фермерским домам-усадьбам.
    В этих условиях производственная база сельских строительных организаций, ориентированная на строительство зданий и сооружений из крупнопанельных и крупноблочных конструкций, в условиях резкого удорожания энергетических затрат, стоимости эксплуатации специализированных автотранспортных средств и грузоподъемных механизмов оказалась в кризисном положении из-за отсутствия спроса на ее продукцию.
    Новые требования сельских товаропроизводителей к условиям проживания и хозяйствования на селе диктуют необходимость разработки принципиально новых подходов к проектированию и строительству зданий и сооружений социального и производственного назначения с автономными инженерными системами жизнеобеспечения.
    Необходима разработка проектов экологически чистых жилых домов усадебного типа с повышенной комфортностью проживания, а также проектов современных зданий и сооружений производственного назначения.
    Для обеспечения высококачественными материалами, используемыми при строительстве объектов на селе, требуется в короткие сроки осуществить структурную перестройку производственной базы сельских строительных организаций за счет технического перевооружения и реконструкции действующих мощностей на основе использования результатов новых научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, проводившихся по следующим направлениям:
    неэнергоемкие промышленные технологии производства современных экологически чистых строительных материалов, отвечающих требованиям строительства зданий повышенной комфортности и привлекательных по своим потребительским свойствам для сельских товаропроизводителей и индивидуальных застройщиков;
    повышение технологических процессов строительства на селе и снижение их стоимости на основе эффективных архитектурно-планировочных решений с применением местных строительных материалов;
    снижение в 2,5-3 раза энергозатрат на эксплуатацию зданий за счет повышения теплотехнических характеристик ограждающих конструкций путем использования эффективных теплоизоляционных материалов, автономных инженерных систем и т. п.
    Федеральной целевой программой Свой дом предусмотрено осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих решение поставленных задач.
    При необходимости для отдельных регионов осуществляется корректировка этих разработок отраслевыми проектными и научно-исследовательскими институтами за счет средств предприятий и организаций.
    В реализации Программы используются только промышленные технологии, прошедшие соответствующую апробацию.
 

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 
    Финансирование Программы планируется осуществить за счет следующих источников:
    средства федерального бюджета - для технического перевооружения и реконструкции предприятий, продукция которых необходима для обеспечения строительства в нескольких регионах;
    бюджеты субъектов Российской Федерации - для технического перевооружения и реконструкции предприятий, продукция которых используется в основном в этих регионах;
    кредиты коммерческих банков и средства инвесторов;
    средства предприятий акционерных корпораций Росагропромстрой и Нечерноземагропромстрой (не менее 20 процентов).
    Для разработки строительных и инвестиционных проектов структурной перестройки производственной базы корпораций используются средства федерального бюджета, а также внебюджетные источники финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и внедрения новой техники. Особое внимание уделяется снижению стоимости строительства за счет перехода к прогрессивным архитектурно-строительным системам.
    Федеральной целевой программой Свой дом предусмотрено ввести в эксплуатацию в 1997-2000 годах 41 млн. кв. метров малоэтажных жилых домов, из них в сельской местности - не менее 28-30 млн. кв. метров.
    Имеющиеся производственные мощности не могут обеспечить строительными материалами, конструкциями и изделиями строительство в таком количестве. Поэтому Программа предусматривает дальнейшее развитие приоритетных направлений производства строительных материалов и изделий строительной индустрии для сельских районов Российской Федерации, что позволит обеспечить выполнение федеральной целевой программы Свой дом.
 

ЭКОЛОГИЯ

 
    Реализация Программы позволит исключить применение в жилищном строительстве материалов с предельно допустимыми концентрациями вредных веществ. Сокращение использования традиционных строительных материалов с большим удельным весом (бетон, керамзитобетон, асбестоцементные изделия и другие) позволит снизить энергозатраты на их производство, транспортировку и монтаж, а также обеспечить лучшую охрану окружающей среды.
    При этом расширяется применение деревянных панельных домов из экологически чистых материалов (цементно-стружечные плиты, структурированные цементно-стружечные плиты, маты минераловатные прошивные и другие).
    Для обеспечения снижения токсичных выделений при использовании ряда теплоизоляционных материалов (ДСП и др.) до предельно допустимых концентраций предусматривается применение экологически чистых связующих, защитных детоксицирующих грунтовок и покрытий.
    Техническая документация на реконструкцию конкретных предприятий согласуется с местными органами по охране природы.
 

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 
    Функции государственного заказчика и координатора по реализации Программы возлагаются на акционерные корпорации Росагропромстрой и Нечерноземагропромстрой, которые несут ответственность за ее выполнение и отчитываются перед Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
    Выполнение Программы осуществляется предприятиями и организациями, входящими в акционерные корпорации Росагропромстрой и Нечерноземагропромстрой, с учетом форм собственности и действующей системы управления сельским строительством.
    Оперативное руководство реконструкцией и техническим перевооружением предприятий федерального подчинения (с объемом переданной в траст корпорациям государственной собственности, превышающим 51 процент) осуществляется дирекциями этих предприятий под непосредственным контролем центральных аппаратов корпораций с созданием при необходимости дирекций строящихся объектов.
    Функции по организации выполнения Программы на остальных предприятиях возлагаются на органы управления территориальными агропромстройформированиями, подразделения которых имеются во всех сельских районах.
    В целях обеспечения высокой эффективности реализации Программы и более полного удовлетворения потребностей каждого региона в строительных материалах координацию этих работ осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют очередность выполнения работ, использования имеющихся мощностей и объектов незавершенного строительства в интересах этих субъектов, а также предусматривают необходимые средства для финансирования указанных работ.
    По итогам года территориальные агропромстройформирования представляют акционерным корпорациям "Росагропромстрой" и "Нечерноземагропромстрой" информацию для анализа, обобщения и доклада в Правительство Российской Федерации и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 
    Реализация Программы позволит обеспечить сельских товаропроизводителей сравнительно дешевыми высококачественными строительными материалами и изделиями, создаст предпосылки для роста производства сельскохозяйственной продукции, снижения ее себестоимости и повышения жизненного уровня населения, позволит повысить социально-бытовые условия жизни сельских тружеников и увеличить их занятость.
    Предварительные расчеты показывают, что применение современных строительных материалов и конструкций, новых архитектурно-планировочных решений жилых домов и объектов производственного назначения позволит снизить стоимость строительства на 10-15 процентов.
    Повышение уровня теплозащиты зданий и сооружений, а также применение автономных инженерных систем жизнеобеспечения позволят снизить эксплуатационные расходы в целом на 15-20 процентов, при этом затраты на теплоснабжение уменьшатся на 35-40 процентов.
    Окупаемость средств, затрачиваемых на структурную перестройку, не превышает двух-четырех лет.
    Снижение затрат на капитальное строительство и эксплуатационные расходы позволит увеличить объем сельского строительства и производства строительных материалов и конструкций без привлечения дополнительных средств более чем на 10 процентов и, следовательно, повысить занятость сельского населения.
    Отличия исходных данных по расчету технико-экономической эффективности реконструкции предприятий, объединенных в блок 1, состоят в неодинаковых условиях их обеспечения местными сырьевыми материалами, разницей в транспортных расходах и, в отдельных случаях, резким отличием климатических условий. Указанные отличия могут повлиять на конечные результаты расчетов лишь в незначительной степени, поскольку затраты, связанные с перечисленными факторами, меньше капитальных вложений, которые примерно одинаковы.
    В связи с этим разработан бизнес-план реконструкции комбината крупнопанельного домостроения в г. Крымске Краснодарского края (в качестве типичного предприятия, поскольку имеет структуру производственных площадей, парк технологического оборудования и инженерного обеспечения примерно такие же, как у предприятий, объединенных в блок 1), который показал, что в ценах 1996 года стоимость реконструкции составит 9,4 млрд. рублей, прибыль - 3 млрд. рублей и срок окупаемости - 3,1 года. С учетом того что предприятия, объединенные в блок 1, по мощности, производственной структуре и износу основных фондов сопоставимы, принятие бизнес-плана реконструкции указанного комбината в качестве базового для данной группы предприятий является обоснованным.
    По блоку 2 разработан бизнес-план реконструкции предприятий по выпуску комплектов деталей деревянных домов.
    Проекты реконструкции или переориентации на выпуск новой продукции каждого из предприятий, участвующих в реализации Программы, представляют собой самостоятельные инвестиционные проекты со своими экономическими показателями, источниками и объемами финансирования. Поэтому распределение по блокам позволяет значительно сократить количество инвестиционных проектов путем разработки обобщенных бизнес-планов по каждой технологической группе, входящей в программный блок.
    Решение о техническом перевооружении и реконструкции отдельных предприятий, входящих в Программу, будет приниматься в каждом отдельном случае на основании разработанной технической документации и бизнес-планов.