Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 929. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н (ред. от 12.10.2012 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ), ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ АКАДЕМИЙ НАУК, ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ"

Дата документа01.12.2010
Статус документаНе действует
МеткиПриказ · Инструкция
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 декабря 2010 г. N 19452
    


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 1 декабря 2010 г. N 157н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ), ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ АКАДЕМИЙ НАУК, ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ

(в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)

 
    На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1, ст. 8; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424), пунктов 4 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1478; N 49, ст. 4908; 2007, N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411) и в целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями приказываю:
    1. Утвердить Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений согласно приложению N 1 к настоящему Приказу.
    2. Утвердить Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений согласно приложению N 2 к настоящему Приказу.
    3. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2011 года.
    4. Признать утратившими силу:
    Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 февраля 2009 г., регистрационный номер 13309; Российская газета, 2009, 6 марта);
    Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 3 июля 2009 г. N 69н "О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 августа 2009 г., регистрационный номер 14524; Российская газета, 2009, 2 сентября);
    Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 152н "О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2010 г., регистрационный номер 16247; Российская газета, 2010, 19 февраля).
 

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л.КУДРИН

 
 
 

Приложение N 1
к Приказу Министерства финансов
Российской Федерации
"Об утверждении Единого плана
счетов бухгалтерского учета
для органов государственной
власти (государственных органов),
органов местного самоуправления,
органов управления государственными
внебюджетными фондами, государственных
академий наук, государственных
(муниципальных) учреждений
и Инструкции по его применению"
от 1 декабря 2010 г. N 157н

ЕДИНЫЙ ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ), ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ АКАДЕМИЙ НАУК, ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ

    
    
 

(в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)

Наименование
БАЛАНСОВОГО СЧЕТА
Синтетический счет объекта учета Наименование группы Наименование вида
коды счета
синтетический аналитический
группа вид
1 2 3 4 5 6
Раздел 1. Нефинансовые активы
НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ 1 0 0 0 0   
Основные средства 1 0 1 0 0   
1 0 1 1 0 Основные средства - недвижимое имущество учреждения  
1 0 1 2 0 Основные средства - особо ценное движимое имущество учреждения  
1 0 1 3 0 Основные средства - иное движимое имущество учреждения  
1 0 1 4 0 Основные средства - предметы лизинга  
1 0 1 0 1  Жилые помещения
1 0 1 0 2  Нежилые помещения
1 0 1 0 3  Сооружения
1 0 1 0 4  Машины и оборудование
1 0 1 0 5  Транспортные средства
1 0 1 0 6  Производственный и хозяйственный инвентарь
1 0 1 0 7  Библиотечный фонд
1 0 1 0 8  Прочие основные средства
Нематериальные активы 1 0 2 0 0   
1 0 2 2 0 Нематериальные активы - особо ценное движимое имущество учреждения по видам нематериальных активов
1 0 2 3 0 Нематериальные активы - иное движимое имущество учреждения по видам нематериальных активов
1 0 2 4 0 Нематериальные активы - предметы лизинга по видам нематериальных активов
Непроизведенные активы 1 0 3 0 0   
1 0 3 1 0 Непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждения  
1 0 3 0 1  Земля
1 0 3 0 2  Ресурсы недр
1 0 3 0 3  Прочие непроизведенные активы
Амортизация 1 0 4 0 0   
1 0 4 1 0 Амортизация недвижимого имущества учреждения  
1 0 4 2 0 Амортизация особо ценного движимого имущества учреждения  
1 0 4 3 0 Амортизация иного движимого имущества учреждения  
1 0 4 4 0 Амортизация предметов лизинга  
1 0 4 5 0 Амортизация имущества, составляющего казну  
1 0 4 0 1  Амортизация жилых помещений
1 0 4 0 2  Амортизация нежилых помещений
1 0 4 0 3  Амортизация сооружений
1 0 4 0 4  Амортизация машин и оборудования
1 0 4 0 5  Амортизация транспортных средств
1 0 4 0 6  Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря
1 0 4 0 7  Амортизация библиотечного фонда
1 0 4 0 8  Амортизация прочих основных средств
1 0 4 0 9  Амортизация нематериальных активов
1 0 4 5 1  Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны
1 0 4 5 8  Амортизация движимого имущества в составе имущества казны
1 0 4 5 9  Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны
Материальные запасы 1 0 5 0 0   
1 0 5 2 0 Материальные запасы - особо ценное движимое имущество учреждения  
1 0 5 3 0 Материальные запасы - иное движимое имущество учреждения  
1 0 5 4 0 Материальные запасы - предметы лизинга  
1 0 5 0 1  Медикаменты и перевязочные средства
1 0 5 0 2  Продукты питания
1 0 5 0 3  Горюче-смазочные материалы
1 0 5 0 4  Строительные материалы
1 0 5 0 5  Мягкий инвентарь
1 0 5 0 6  Прочие материальные запасы
1 0 5 0 7  Готовая продукция
1 0 5 0 8  Товары
1 0 5 0 9  Наценка на товары
Вложения в нефинансовые активы 1 0 6 0 0   
1 0 6 1 0 Вложения в недвижимое имущество учреждения  
1 0 6 2 0 Вложения в особо ценное движимое имущество учреждения  
1 0 6 3 0 Вложения в иное движимое имущество учреждения  
1 0 6 4 0 Вложения в предметы лизинга  
1 0 6 0 1  Вложения в основные средства
1 0 6 0 2  Вложения в нематериальные активы
1 0 6 0 3  Вложения в непроизведенные активы
1 0 6 0 4  Вложения в материальные запасы
Нефинансовые активы в пути 1 0 7 0 0   
1 0 7 1 0 Недвижимое имущество учреждения в пути  
1 0 7 2 0 Особо ценное движимое имущество учреждения в пути  
1 0 7 3 0 Иное движимое имущество учреждения в пути  
1 0 7 4 0 Предметы лизинга в пути  
1 0 7 0 1  Основные средства в пути
1 0 7 0 3  Материальные запасы в пути
Нефинансовые активы имущества казны 1 0 8 0 0   
1 0 8 5 0 Нефинансовые активы, составляющие казну  
1 0 8 5 1  Недвижимое имущество, составляющее казну
1 0 8 5 2  Движимое имущество, составляющее казну
1 0 8 5 3  Драгоценные металлы и драгоценные камни
(в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н) 
1 0 8 5 4  Нематериальные активы, составляющие казну
1 0 8 5 5  Непроизведенные активы, составляющие казну
1 0 8 5 6  Материальные запасы, составляющие казну
Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг 1 0 9 0 0   
1 0 9 6 0 Себестоимость готовой продукции, работ, услуг по видам расходов
1 0 9 7 0 Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг по видам расходов
1 0 9 8 0 Общехозяйственные расходы по видам расходов
1 0 9 9 0 Издержки обращения по видам расходов

 
    

Раздел 2. Финансовые активы
ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ 2 0 0 0 0   
Денежные средства учреждения 2 0 1 0 0   
2 0 1 1 0 Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства  
2 0 1 2 0 Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации  
2 0 1 3 0 Денежные средства в кассе учреждения  
2 0 1 0 1  Денежные средства учреждения на счетах
2 0 1 0 2  Денежные средства учреждения, размещенные на депозиты
2 0 1 0 3  Денежные средства учреждения в пути
2 0 1 0 4  Касса
2 0 1 0 5  Денежные документы
2 0 1 0 6  Аккредитивы
2 0 1 0 7  Денежные средства учреждения в иностранной валюте
Средства на счетах бюджета 2 0 2 0 0   
2 0 2 1 0 Средства на счетах бюджета в органе Федерального казначейства  
2 0 2 2 0 Средства на счетах бюджета в кредитной организации  
2 0 2 3 0 Средства бюджета на депозитных счетах  
2 0 2 0 1  Средства на счетах бюджета в рублях
2 0 2 0 2  Средства на счетах бюджета в пути
2 0 2 0 3  Средства на счетах бюджета в иностранной валюте
Средства на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание 2 0 3 0 0   
2 0 3 0 1  Средства поступлений, распределяемые между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации
2 0 3 1 0 Средства на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание  
2 0 3 2 0 Средства на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание, в пути  
2 0 3 3 0 Средства на счетах для выплаты наличных денег  
2 0 3 0 2  Средства бюджета
2 0 3 0 3  Средства бюджетных учреждений
2 0 3 0 4  Средства автономных учреждений
2 0 3 0 5  Средства иных организаций
Финансовые вложения 2 0 4 0 0   
2 0 4 2 0 Ценные бумаги, кроме акций  
2 0 4 3 0 Акции и иные формы участия в капитале  
2 0 4 5 0 Иные финансовые активы  
2 0 4 2 1  Облигации
2 0 4 2 2  Векселя
2 0 4 2 3  Иные ценные бумаги, кроме акций
2 0 4 3 1  Акции
2 0 4 3 2  Уставной фонд государственных (муниципальных) предприятий
2 0 4 3 3  Участие в государственных (муниципальных) учреждениях
2 0 4 3 4  Иные формы участия в капитале
2 0 4 5 1  Активы в управляющих компаниях
2 0 4 5 2  Доли в международных организациях
2 0 4 5 3  Прочие финансовые активы
Расчеты по доходам 2 0 5 0 0   
2 0 5 1 0 Расчеты по налоговым доходам  
2 0 5 2 0 Расчеты по доходам от собственности  
2 0 5 3 0 Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг  
2 0 5 4 0 Расчеты по суммам принудительного изъятия  
2 0 5 5 0 Расчеты по поступлениям от бюджетов  
2 0 5 6 0 Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование  
2 0 5 7 0 Расчеты по доходам от операций с активами  
2 0 5 8 0 Расчеты по прочим доходам  
2 0 5 1 1  Расчеты с плательщиками налоговых доходов
2 0 5 2 1  Расчеты с плательщиками доходов от собственности
2 0 5 3 1  Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг
2 0 5 4 1  Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия
2 0 5 5 1  Расчеты по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
2 0 5 5 2  Расчеты по поступлениям от наднациональных организаций и правительств иностранных государств
2 0 5 5 3  Расчеты по поступлениям от международных финансовых организаций
2 0 5 6 1  Расчеты с плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование
2 0 5 7 1  Расчеты по доходам от операций с основными средствами
2 0 5 7 2  Расчеты по доходам от операций с нематериальными активами
2 0 5 7 3  Расчеты по доходам от операций с непроизведенными активами
2 0 5 7 4  Расчеты по доходам от операций с материальными запасами
2 0 5 7 5  Расчеты по доходам от операций с финансовыми активами
2 0 5 8 1  Расчеты с плательщиками прочих доходов
Расчеты по выданным авансам 2 0 6 0 0   
2 0 6 1 0 Расчеты по авансам по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда  
2 0 6 2 0 Расчеты по авансам по работам, услугам  
2 0 6 3 0 Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов  
2 0 6 4 0 Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям  
2 0 6 5 0 Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям бюджетам  
2 0 6 6 0 Расчеты по авансам по социальному обеспечению  
20670Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений  
(в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
2 0 6 9 0 Расчеты по авансам по прочим расходам  
2 0 6 1 2  Расчеты по авансам по прочим выплатам
2 0 6 1 3  Расчеты по авансам по начислениям на выплаты по оплате труда
2 0 6 2 1  Расчеты по авансам по услугам связи
2 0 6 2 2  Расчеты по авансам по транспортным услугам
2 0 6 2 3  Расчеты по авансам по коммунальным услугам
2 0 6 2 4  Расчеты по авансам по арендной плате за пользование имуществом
2 0 6 2 5  Расчеты по авансам по работам, услугам по содержанию имущества
2 0 6 2 6  Расчеты по авансам по прочим работам, услугам
2 0 6 3 1  Расчеты по авансам по приобретению основных средств
2 0 6 3 2  Расчеты по авансам по приобретению нематериальных активов
2 0 6 3 3  Расчеты по авансам по приобретению непроизведенных активов
2 0 6 3 4  Расчеты по авансам по приобретению материальных запасов
2 0 6 4 1  Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям
2 0 6 4 2  Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций
2 0 6 5 1  Расчеты по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации
2 0 6 5 2  Расчеты по авансовым перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств
2 0 6 5 3  Расчеты по авансовым перечислениям международным организациям
2 0 6 6 1  Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения
2 0 6 6 2  Расчеты по авансам по пособиям по социальной помощи населению
2 0 6 6 3  Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления
20672 Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг, кроме акций
(в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
20673 Расчеты по авансам на приобретение акций и по иным формам участия в капитале
(в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
20675 Расчеты по авансам на приобретение иных финансовых активов
(в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
2 0 6 9 1  Расчеты по авансам по оплате прочих расходов
Расчеты по кредитам, займам (ссудам) 2 0 7 0 0   
2 0 7 1 0 Расчеты по предоставленным кредитам, займам (ссудам)  
2 0 7 2 0 Расчеты в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований)  
2 0 7 3 0 Расчеты с дебиторами по государственным (муниципальным) гарантиям  
2 0 7 0 1  Расчеты по бюджетным кредитам другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации
2 0 7 0 3  Расчеты с иными дебиторами по бюджетным кредитам
2 0 7 0 4  Расчеты по займам (ссудам)
Расчеты с подотчетными лицами 2 0 8 0 0   
2 0 8 1 0 Расчеты с подотчетными лицами по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда  
2 0 8 2 0 Расчеты с подотчетными лицами по работам, услугам  
2 0 8 3 0 Расчеты с подотчетными лицами по поступлению нефинансовых активов  
2 0 8 6 0 Расчеты с подотчетными лицами по социальному обеспечению  
2 0 8 9 0 Расчеты с подотчетными лицами по прочим расходам  
2 0 8 1 1  Расчеты с подотчетными лицами по заработной плате
2 0 8 1 2  Расчеты с подотчетными лицами по прочим выплатам
2 0 8 1 3  Расчеты с подотчетными лицами по начислениям на выплаты по оплате труда
2 0 8 2 1  Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг связи
2 0 8 2 2  Расчеты с подотчетными лицами по оплате транспортных услуг
2 0 8 2 3  Расчеты с подотчетными лицами по оплате коммунальных услуг
2 0 8 2 4  Расчеты с подотчетными лицами по оплате арендной платы за пользование имуществом
2 0 8 2 5  Расчеты с подотчетными лицами по оплате работ, услуг по содержанию имущества
2 0 8 2 6  Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих работ, услуг
2 0 8 3 1  Расчеты с подотчетными лицами по приобретению основных средств
2 0 8 3 2  Расчеты с подотчетными лицами по приобретению нематериальных активов
2 0 8 3 4  Расчеты с подотчетными лицами по приобретению материальных запасов
2 0 8 6 1  Расчеты с подотчетными лицами по оплате пенсий, пособий и выплат по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения
2 0 8 6 2  Расчеты с подотчетными лицами по оплате пособий по социальной помощи населению
2 0 8 6 3  Расчеты с подотчетными лицами по оплате пенсий, пособий, выплачиваемых организациями сектора государственного управления
2 0 8 9 1  Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих расходов
Расчеты по ущербу имуществу 2 0 9 0 0   
2 0 9 7 0 Расчеты по ущербу нефинансовым активам  
2 0 9 8 0 Расчеты по прочему ущербу  
2 0 9 7 1  Расчеты по ущербу основным средствам
2 0 9 7 2  Расчеты по ущербу нематериальным активам
2 0 9 7 3  Расчеты по ущербу непроизведенным активам
2 0 9 7 4  Расчеты по ущербу материальным запасам
2 0 9 8 1  Расчеты по недостачам денежных средств
2 0 9 8 2  Расчеты по недостачам иных финансовых активов
Прочие расчеты с дебиторами 2 1 0 0 0   
 2 1 0 0 1  Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам
 2 1 0 0 2  Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет
 2 1 0 0 3  Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам
 2 1 0 0 4  Расчеты по распределенным поступлениям к зачислению в бюджет
 2 1 0 0 5  Расчеты с прочими дебиторами
 2 1 0 0 6  Расчеты с учредителем
Внутренние расчеты по поступлениям 2 1 1 0 0   
Внутренние расчеты по выбытиям 2 1 2 0 0   
Вложения в финансовые активы 2 1 5 0 0   
2 1 5 2 0 Вложения в ценные бумаги, кроме акций  
2 1 5 3 0 Вложения в акции и иные формы участия в капитале  
2 1 5 5 0 Вложения в иные финансовые активы  
2 1 5 2 1  Вложения в облигации
2 1 5 2 2  Вложения в векселя
2 1 5 2 3  Вложения в иные ценные бумаги, кроме акций
2 1 5 3 1  Вложения в акции
2 1 5 3 2  Вложения в государственные (муниципальные) предприятия
2 1 5 3 3  Вложения в государственные (муниципальные) учреждения
2 1 5 3 4  Вложения в иные формы участия в капитале
2 1 5 5 1  Вложения в управляющие компании
2 1 5 5 2  Вложения в международные организации
2 1 5 5 3  Вложения в прочие финансовые активы

 
    

Раздел 3. Обязательства
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 3 0 0 0 0   
Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам 3 0 1 0 0   
3 0 1 1 0 Расчеты по долговым обязательствам в рублях  
3 0 1 2 0 Расчеты по долговым обязательствам по целевым иностранным кредитам (заимствованиям)  
3 0 1 3 0 Расчеты по государственным (муниципальным) гарантиям  
3 0 1 4 0 Расчеты по долговым обязательствам в иностранной валюте  
3 0 1 0 1  Расчеты с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по привлеченным бюджетным кредитам
3 0 1 0 2  Расчеты с кредиторами по государственным (муниципальным) ценным бумагам
3 0 1 0 3  Расчеты с иными кредиторами по государственному (муниципальному) долгу
3 0 1 0 4  Расчеты по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом
Расчеты по принятым обязательствам 3 0 2 0 0   
3 0 2 1 0 Расчеты по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда  
3 0 2 2 0 Расчеты по работам, услугам  
3 0 2 3 0 Расчеты по поступлению нефинансовых активов  
3 0 2 4 0 Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям  
3 0 2 5 0 Расчеты по безвозмездным перечислениям бюджетам  
3 0 2 6 0 Расчеты по социальному обеспечению  
3 0 2 7 0 Расчеты по приобретению ценных бумаг и по иным финансовым вложениям  
3 0 2 9 0 Расчеты по прочим расходам  
3 0 2 1 1  Расчеты по заработной плате
3 0 2 1 2  Расчеты по прочим выплатам
3 0 2 1 3  Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда
3 0 2 2 1  Расчеты по услугам связи
3 0 2 2 2  Расчеты по транспортным услугам
3 0 2 2 3  Расчеты по коммунальным услугам
3 0 2 2 4  Расчеты по арендной плате за пользование имуществом
3 0 2 2 5  Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества
3 0 2 2 6  Расчеты по прочим работам, услугам
3 0 2 3 1  Расчеты по приобретению основных средств
3 0 2 3 2  Расчеты по приобретению нематериальных активов
3 0 2 3 3  Расчеты по приобретению непроизведенных активов
3 0 2 3 4  Расчеты по приобретению материальных запасов
3 0 2 4 1  Расчеты по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям
3 0 2 4 2  Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций
3 0 2 5 1  Расчеты по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации
3 0 2 5 2  Расчеты по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств
3 0 2 5 3  Расчеты по перечислениям международным организациям
3 0 2 6 1  Расчеты по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения
3 0 2 6 2  Расчеты по пособиям по социальной помощи населению
3 0 2 6 3  Расчеты по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления
3 0 2 7 2  Расчеты по приобретению ценных бумаг, кроме акций
3 0 2 7 3  Расчеты по приобретению акций и по иным формам участия в капитале
3 0 2 7 5  Расчеты по приобретению иных финансовых активов
3 0 2 9 1  Расчеты по прочим расходам
Расчеты по платежам в бюджеты 3 0 3 0 0   
3 0 3 0 1  Расчеты по налогу на доходы физических лиц
3 0 3 0 2  Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
3 0 3 0 3  Расчеты по налогу на прибыль организаций
3 0 3 0 4  Расчеты по налогу на добавленную стоимость
3 0 3 0 5  Расчеты по прочим платежам в бюджет
3 0 3 0 6  Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
3 0 3 0 7  Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС
3 0 3 0 8  Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный ФОМС
3 0 3 0 9  Расчеты по дополнительным страховым взносам на пенсионное страхование
3 0 3 1 0  Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии
3 0 3 1 1  Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии
3 0 3 1 2  Расчеты по налогу на имущество организаций
3 0 3 1 3  Расчеты по земельному налогу
Прочие расчеты с кредиторами 3 0 4 0 0   
 3 0 4 0 1  Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение
 3 0 4 0 2  Расчеты с депонентами
 3 0 4 0 3  Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда
 3 0 4 0 4  Внутриведомственные расчеты
 3 0 4 0 5  Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом
 3 0 4 0 6  Расчеты с прочими кредиторами
Расчеты по выплате наличных денег 3 0 6 0 0   
Расчеты по операциям на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание 3 0 7 0 0   
3 0 7 1 0 Расчеты по операциям на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание  
3 0 7 0 2  Расчеты по операциям бюджета
3 0 7 0 3  Расчеты по операциям бюджетных учреждений
3 0 7 0 4  Расчеты по операциям автономных учреждений
3 0 7 0 5  Расчеты по операциям иных организаций
Внутренние расчеты по поступлениям 3 0 8 0 0   
Внутренние расчеты по выбытиям 3 0 9 0 0   

 
    

Раздел 4. Финансовый результат
ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 4 0 0 0 0   
Финансовый результат экономического субъекта4 0 1 0 0   
(в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
 4 0 1 1 0 Доходы текущего финансового года По видам доходов
 4 0 1 2 0 Расходы текущего финансового года По видам расходов
 4 0 1 3 0 Финансовый результат прошлых отчетных периодов  
 4 0 1 4 0 Доходы будущих периодов По видам доходов
 4 0 1 5 0 Расходы будущих периодов По видам расходов
Результат по кассовым операциям бюджета 4 0 2 0 0   
4 0 2 1 0 Поступления По видам поступлений
4 0 2 2 0 Выбытия По видам выбытий
4 0 2 3 0 Результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета  

 
    

Раздел 5. Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта
САНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ 5 0 0 0 0   
 5 0 0 1 0 Санкционирование по текущему финансовому году  
 5 0 0 2 0 Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередному финансовому году)  
 5 0 0 3 0 Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первому году, следующему за очередным)  
 5 0 0 4 0 Санкционирование по второму году, следующему за очередным  
Лимиты бюджетных обязательств 5 0 1 0 0   
5 0 1 0 1  Доведенные лимиты бюджетных обязательств
5 0 1 0 2  Лимиты бюджетных обязательств к распределению
5 0 1 0 3  Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств
5 0 1 0 4  Переданные лимиты бюджетных обязательств
5 0 1 0 5  Полученные лимиты бюджетных обязательств
5 0 1 0 6  Лимиты бюджетных обязательств в пути
5 0 1 0 9  Утвержденные лимиты бюджетных обязательств
Принятые обязательства 5 0 2 0 0   
5 0 2 0 1  Принятые обязательства
5 0 2 0 2  Принятые денежные обязательства
Бюджетные ассигнования 5 0 3 0 0   
5 0 3 0 1  Доведенные бюджетные ассигнования
5 0 3 0 2  Бюджетные ассигнования к распределению
5 0 3 0 3  Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам
5 0 3 0 4  Переданные бюджетные ассигнования
5 0 3 0 5  Полученные бюджетные ассигнования
5 0 3 0 6  Бюджетные ассигнования в пути
5 0 3 0 9  Утвержденные бюджетные ассигнования
Сметные (плановые) назначения 5 0 4 0 0  По видам расходов (выплат), видам доходов (поступлений)
Право на принятие обязательств 5 0 6 0 0  По видам расходов (выплат) (обязательств)
Утвержденный объем финансового обеспечения 5 0 7 0 0  По видам доходов (поступлений)
Получено финансового обеспечения 5 0 8 0 0  По видам доходов (поступлений)

ЗАБАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА

Наименование счета Номер счета
1 2
Имущество, полученное в пользование 01
Материальные ценности, принятые на хранение 02
Бланки строгой отчетности 03
Задолженность неплатежеспособных дебиторов 04
(в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению 05
Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности 06
Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры 07
(в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н) 
Путевки неоплаченные 08
Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных 09
Обеспечение исполнения обязательств 10
Государственные и муниципальные гарантии 11
Спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками 12
Экспериментальные устройства 13
Расчетные документы, ожидающие исполнения 14
Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете государственного (муниципального) учреждения 15
Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок 16
Поступления денежных средств на счета учреждения 17
Выбытия денежных средств со счетов учреждения 18
Невыясненные поступления бюджета прошлых лет 19
Задолженность, невостребованная кредиторами 20
(в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н) 
Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации 21
Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению 22
Периодические издания для пользования 23
Имущество, переданное в доверительное управление 24
Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду) 25
Имущество, переданное в безвозмездное пользование 26

 
 
 

Приложение N 2
к Приказу Министерства финансов
Российской Федерации
"Об утверждении Единого плана
счетов бухгалтерского учета
для органов государственной
власти (государственных органов),
органов местного самоуправления,
органов управления государственными
внебюджетными фондами, государственных
академий наук, государственных
(муниципальных) учреждений
и Инструкции по его применению"
от 1 декабря 2010 г. N 157н

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЕДИНОГО ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ), ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ АКАДЕМИЙ НАУК, ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ

(в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
    1. Настоящая Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее - Инструкция) устанавливает единый порядок применения субъектами учета Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее - Единый план счетов), обязательные общие требования к учету нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов на соответствующих счетах Единого плана счетов, в том числе требования по их признанию, оценке, группировке, общие способы и правила организации и ведения бюджетного учета учреждениями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, органами, осуществляющими кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовыми органами, и бухгалтерского учета бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, государственными академиями наук (далее, в целях настоящей Инструкции - бухгалтерский учет) путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций с активами и обязательствами.
    В целях настоящей Инструкции под субъектами учета понимаются: органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные академии наук, государственные (муниципальные) учреждения, в том числе находящиеся за пределами Российской Федерации, иные юридические лица, осуществляющие согласно законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств (далее - учреждения); финансовые органы соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение бюджетов (далее - финансовые органы); органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, автономных учреждений (далее - органы, осуществляющие кассовое обслуживание).
    Единый план счетов предназначен для упорядоченного сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных академий наук, государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, и полученных по указанным операциям финансовых результатах (далее - объекты учета). Единый план счетов содержит наименования и номера синтетических счетов объектов учета (синтетических кодов счетов (счетов первого порядка) и аналитических кодов синтетических счетов).
    (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
    Субъект учета вправе в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией, вводить дополнительные забалансовые счета и (или) аналитические коды синтетических счетов Единого плана счетов.
    (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
    2. Бухгалтерский учет осуществляется учреждениями, финансовыми органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" <*>, настоящей Инструкцией и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими бухгалтерский учет.
    (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
    


    <*> (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344)
    (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
 
    3. При ведении бухгалтерского учета учреждениям, финансовым органам, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что:
    бухгалтерский учет государственного (муниципального) имущества, обязательств, операций, их изменяющих (фактов хозяйственной деятельности), финансовых результатов осуществляется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов субъекта учета;
    бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций;
    бухгалтерский учет ведется непрерывно исходя из предположения, что субъект учета будет осуществлять свою деятельность в обозримом будущем;
    информация в денежном выражении о состоянии активов и обязательств, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах), отражаемая на соответствующих счетах рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной, с учетом существенности;
    информация об имуществе, обязательствах и операциях, их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности субъекта учета, формируется субъектом учета на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета (аналитики), в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно законодательству Российской Федерации;
    данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности;
    рабочий план счетов субъекта учета, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики субъектом учета, применяются непрерывно и изменяются при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период);
    в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на правдивую. В целях настоящей Инструкции существенной информацией признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской отчетности субъекта учета;
    имущество, являющееся собственностью учредителя государственного (муниципального) учреждения, учитывается учреждением обособленно от иного имущества, находящегося у данного учреждения в пользовании (управлении, на хранение);
    обязательства, по которым учреждение отвечает имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, а также указанное имущество учитываются в бухгалтерском учете учреждений обособленно от иных объектов учета.
    4. При ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает:
    формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах, и формирование бухгалтерской отчетности, необходимой внутренним пользователям (руководителям, наблюдательным советам автономных учреждений, органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, собственникам имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса, осуществляющим в соответствии с бюджетным законодательством соответствующие полномочия), а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности (приобретателям (получателям) услуг (работ), социальных пособий, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности);
    предоставление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении субъектом учета фактов хозяйственной жизни и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами.
    (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
    5. Руководитель учреждения вправе ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности передать в соответствии с законодательством Российской Федерации по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).
    6. Субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, настоящей Инструкцией, формирует свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий.
    Актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждаются:
    рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
    методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
    порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
    правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
    формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные настоящей Инструкцией;
    (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
    порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
    иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.
    Государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, а также бюджетные и автономные учреждения и (или) государственные (муниципальные) унитарные предприятия, получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств (далее - организации, осуществляющие полномочия получателя бюджетных средств), при формировании учетной политики предусматривают особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части операций по исполнению указанных полномочий.
    (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
    7. Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы.
    Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным, согласно законодательству Российской Федерации, правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
    наименование документа;
    дату составления документа;
    наименование субъекта учета, составившего документ;
    (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
    содержание хозяйственной операции;
    величина натурального (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
    (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
    информация, необходимая для представления субъектом учета (администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179);
    (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
    наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
    (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
    подписи лиц, предусмотренных в абзаце восьмом настоящего пункта, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
    (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
    Для осуществления внутреннего (предварительного, последующего) финансового контроля и (или) в целях упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни, принимаемых к отражению на счетах бухгалтерского учета, субъект учета вправе на основе первичных учетных документов, составленных в подтверждение указанных операций, составлять сводные учетные документы по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации в установленном порядке. В случае отсутствия утвержденной формы сводного учетного документа субъект учета вправе в рамках формирования своей учетной политики утверждать формы сводных учетных документов с учетом требований к составу обязательных реквизитов, предусмотренных настоящим пунктом.
    (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
    Первичные и сводные учетные документы составляются на бумажных носителях или, при наличии технических возможностей субъекта учета, на машинных носителях - в виде электронного документа с использованием электронно-цифровой подписи (далее - электронный документ). В последнем случае субъект учета, сформировавший электронный документ, обязан изготавливать за свой счет копии таких документов на бумажных носителях по письменному запросу других участников фактов хозяйственной жизни, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
    (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
    В целях обеспечения полноты отражения в бухгалтерском учете информации об активах, обязательствах и фактах хозяйственной жизни, их изменяющих, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, методических указаний по бухгалтерскому учету, в том числе с учетом особенностей автоматизированной технологии обработки учетной информации, субъект учета вправе включить в первичный (сводный) учетный документ, сформированный на основе унифицированной формы документа, дополнительные реквизиты (данные).
    (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
    8. Первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа (при отсутствии унифицированной формы - обязательных реквизитов, предусмотренных пунктом 7 настоящей Инструкции), и при наличии на документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченного им на то лица.
    Документы, которыми оформляются факты хозяйственной жизни с денежными средствами, принимаются к отражению в бухгалтерском учете при наличии на документе подписей руководителя субъекта учета и главного бухгалтера или уполномоченных ими на то лиц.
    (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
    Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры к исполнению и бухгалтерскому учету не принимаются, за исключением документов, подписываемых руководителем органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, особенности оформления которых определяются законами и (или) нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанные документы, не содержащие подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица, в случаях разногласий между руководителем субъекта учета (уполномоченным им лицом) и главным бухгалтером по осуществлению отдельных фактов хозяйственной жизни, принимаются к исполнению и отражению в бухгалтерском учете с письменного распоряжения руководителя субъекта учета (уполномоченного им на то лица), который несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
    (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
    9. В целях обеспечения своевременного и достоверного отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни (результатов операций) субъект учета формирует первичный учетный документ в момент совершения факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.
    (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
    При реализации учреждением товаров, продукции, работ и услуг с применением контрольно-кассовых машин субъект учета вправе составлять первичный (сводный) учетный документ на основании показателей контрольно-кассовых машин (кассовых чеков) не реже одного раза в день - по его окончании.
    Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
    10. Принятие к бухгалтерскому учету документов, оформляющих операции с наличными или безналичными денежными средствами, содержащих исправления, не допускается. Иные первичные (сводные) учетные документы, содержащие исправления, принимаются к бухгалтерскому учету в случае, когда исправления внесены по согласованию с лицами, составившими и (или) подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с указанием надписи "Исправленному верить" ("Исправлено") и даты внесения исправлений.
    (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
    В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.
    (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
    11. Систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, в целях отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, осуществляется субъектом учета в регистрах бухгалтерского учета, составляемых по формам, установленным органом, осуществляющим согласно законодательству Российской Федерации регулирование бухгалтерского учета.
    Регистры бухгалтерского учета формируются в виде книг, журналов, карточек на бумажных носителях, а при наличии технической возможности - на машинном носителе в виде электронного документа (регистра), содержащего электронную цифровую подпись (далее - электронный регистр).
    Данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов систематизируются в хронологическом порядке (по датам совершения операций) и (или) группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета накопительным способом с отражением в следующих регистрах бухгалтерского учета:
    Журнал операций по счету "Касса";
    Журнал операций с безналичными денежными средствами;
    Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
    Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
    Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;
    Журнал операций расчетов по оплате труда;
    Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
    Журнал по прочим операциям;
    Журнал по санкционированию (далее - Журналы операций);
    Главная книга;
    иных регистрах, предусмотренных настоящей Инструкцией.
    Записи в регистры бухгалтерского учета (Журналы операций) осуществляются по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в соответствующем Журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.
    По истечении каждого отчетного периода (месяца, квартала, года) первичные (сводные) учетные документы, сформированные на бумажном носителе, относящиеся к соответствующим Журналам операций, хронологически подбираются и сброшюровываются. На обложке указывается: наименование субъекта учета; название и порядковый номер папки (дела); период (дата), за который сформирован регистр бухгалтерского учета (Журнал операций), с указанием года и месяца (числа); наименование регистра бухгалтерского учета (Журнала операций), с указанием при наличии его номера; количества листов в папке (деле).
    В соответствии с установленной в рамках документооборота периодичности формирования регистров бухгалтерского учета (Журналов операций) на бумажном носителе (операционного дня, месяца, квартала) по первичным (сводным) электронным документам, принятым к учету и относящимся к соответствующему регистру бухгалтерского учета (Журналу операций), формируется реестр электронных документов (регистр, содержащий перечень (реестр) электронных документов), подшиваемый в отдельную папку (дело).
    По истечении месяца данные оборотов по счетам из соответствующих Журналов операций записываются в Главную книгу.
    В органах, осуществляющих кассовое обслуживание, в финансовых органах ведется Журнал по прочим операциям, данные из которого записываются в Главную книгу ежедневно.
    При завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят.
    Регистры бухгалтерского учета подписываются лицом, ответственным за его формирование.
    Правильность отражения фактов хозяйственной жизни в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
    (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
    12. Формирование регистров бухгалтерского учета (Журналов операций) и Главной книги по сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется обособленно и с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
    13. Бухгалтерский учет ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. Документирование операций с имуществом, обязательствами, а также иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета осуществляется на русском языке. Первичные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
    14. Субъект учета обязан обеспечить хранение первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
    При наличии технической возможности субъект учета вправе осуществлять хранение первичных электронных документов (электронных регистров) на машинных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации, регулирующего использование электронной цифровой подписи в электронных документах.
    При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, осуществившего внесение исправления, с указанием даты исправления.
    Ответственность за организацию хранения первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель субъекта учета.
    15. Оформление и хранение первичных (сводных) документов, регистров бухгалтерского учета, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
    16. В случае пропажи, уничтожения или порчи первичных (сводных) учетных документов и (или) регистров бухгалтерского учета руководитель субъекта учета, а при отсутствии у него полномочий - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, назначает комиссию по расследованию причин их пропажи, уничтожения, порчи, выявлению виновных лиц, а также принимает меры по восстановлению первичных (сводных) учетных документов и регистров бухгалтерского учета.
    При необходимости для участия в работе комиссии привлекаются представители следственных органов, охраны, государственного пожарного надзора.
    Акт, оформленный комиссией по результатам ее работы и утвержденный руководителем субъекта учета (органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя), подшивается в папку (дело) Журнала по прочим операциям и хранится в порядке, предусмотренном пунктами 14, 15 настоящей Инструкции.
    17. Первичные (сводные) учетные документы, регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, могут быть изъяты только уполномоченными согласно законодательству Российской Федерации органами, на основании их постановлений.
    (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
    Главный бухгалтер или другое должностное лицо субъекта учета вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.
    18. Исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета, производится в следующем порядке:
    ошибка за отчетный период, обнаруженная до момента представления бухгалтерской отчетности и не требующая внесения изменения данных в регистрах бухгалтерского учета (Журналах операций), исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бухгалтерского учета, в котором производится исправление ошибки, на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись "Исправлено";
    ошибка, обнаруженная до момента представления бухгалтерской отчетности и требующая внесения изменений в регистр бухгалтерского учета (Журнал операций), в зависимости от ее характера, отражается последним днем отчетного периода дополнительной бухгалтерской записью, либо бухгалтерской записью, оформленной по способу "Красное сторно", и дополнительной бухгалтерской записью;
    ошибка, обнаруженная в регистрах бухгалтерского учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, в зависимости от ее характера, отражается датой обнаружения ошибки дополнительной бухгалтерской записью, либо бухгалтерской записью, оформленной по способу "Красное сторно", и дополнительной бухгалтерской записью.
    Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом "Красное сторно" оформляются первичным учетным документом, составленным субъектом учета - Справкой, содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (Журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен.
    19. Автоматизация бухгалтерского учета субъекта учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки первичных (сводных) учетных документов и отражения операций по соответствующим счетам Рабочего плана счетов при условии обеспечения полной сохранности первичных (сводных) учетных документов и регистров бухгалтерского учета.
    При комплексной автоматизации бухгалтерского учета информация об объектах учета формируется в базах данных используемого программного комплекса. Формирование регистров бухгалтерского учета осуществляется на бумажном носителе, а при наличии технической возможности - в форме электронного регистра.
    Формирование регистров бухгалтерского учета на бумажном носителе, при комплексной автоматизации бухгалтерского учета (формирования машинограмм регистров бухгалтерского учета) осуществляется с периодичностью, установленной в рамках формирования учетной политики субъектом учета, но не реже периодичности, установленной для составления и представления субъектом учета бухгалтерской отчетности, формируемой на основании данных соответствующих регистров бухгалтерского учета.
    При выведении регистров бухгалтерского учета на бумажные носители (формировании машинограмм регистров бухгалтерского учета) допускается отличие выходной формы документа (машинограммы) от утвержденной формы документа при условии, что реквизиты и показатели выходной формы документа (машинограммы) содержат обязательные реквизиты и показатели соответствующих регистров бухгалтерского учета.
    20. Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится субъектом учета в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации.
    21. На основе Единого плана счетов и положений настоящей Инструкции для ведения бухгалтерского учета применяются: казенными учреждениями, организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, финансовыми органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание, - план счетов бюджетного учета и Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета; бюджетными учреждениями и автономными учреждениями - план счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, план счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и соответствующие Инструкции по их применению (далее вместе - Планы счетов, Инструкции по их применению).
    (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
    На основе соответствующего Плана счетов и Инструкции по его применению учреждением разрабатывается и утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета (далее - Рабочий план счетов).
    Аналитические коды в номере счета Рабочего плана счетов отражаются:
    в 1 - 17 разрядах - аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;
    в 18 разряде - код вида финансового обеспечения (деятельности);
    в 24 - 26 разрядах - аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.
    Казенными учреждениями, бюджетными учреждениями, а также организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, в 24 - 26 разрядах отражаются коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ); автономными учреждениями - аналитический код поступлений, выбытий объектов учета, в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности.
    (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
    В 19 - 23 разрядах номера счета Рабочего плана счетов отражается синтетический код счета Единого плана счетов.
    В целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения Рабочего плана счетов применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности):
    для учреждений, организаций, осуществляющих полномочия получателя бюджетных средств, финансовых органов соответствующих бюджетов и органов, осуществляющих их кассовое обслуживание:
    (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
    1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность);
    2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
    3 - средства во временном распоряжении;
    4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
    5 - субсидии на иные цели;
    6 - субсидии на цели осуществления капитальных вложений;
    (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
    7 - средства по обязательному медицинскому страхованию;
    для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса:
    в части операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации):
    8 - средства некоммерческих организаций на лицевых счетах;
    в части операций с субсидиями на цели осуществления капитальных вложений и с субсидиями на иные цели, учитываемых на отдельном лицевом счете:
    (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
    9 - средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах.
    Единый план счетов состоит из пяти разделов, сгруппированных по экономическому содержанию в целях составления достоверной финансовой отчетности и отражения показателей, необходимых для формирования государственного задания, бюджетной сметы (сметы доходов и расходов, плана финансово-хозяйственной деятельности) учреждения.
 

II. НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ

 
    22. Счета раздела "Нефинансовые активы" Единого плана счетов предназначены для сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, бюджетных и автономных учреждений и относящегося в соответствии с настоящей Инструкцией к основным средствам, нематериальным активам, непроизведенным активам, материальным запасам, имуществу, составляющему государственную (муниципальную) казну, иным видам материальных ценностей, а также об операциях, связанных с их выбытием (передачей, реализацией, списанием с балансового учета), получением (приобретением), созданием (изготовлением, сооружением, строительством), в том числе по формированию сумм фактических вложений учреждения (организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств) в объекты нефинансовых активов, стоимости объекта учета, затрат на производство готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг.
    (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
    23. Объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости.
    Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание), с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации).
    Первоначальная стоимость материальных запасов при их приобретении, изготовлении (создании) в целях ведения бухгалтерского учета признается их фактической стоимостью.
    Первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические вложения учреждения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.
    24. Первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением в целях исполнения обязательств по договору. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно учреждение определяет стоимость аналогичных ценностей. При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением, стоимость нефинансовых активов, полученных учреждением по указанным договорам, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные нефинансовые активы.
    25. Первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по договору дарения, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.
    Для целей настоящей Инструкции под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету.
    Определение текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем.
    При определении текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
    (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)
    26. Первоначальная (фактическая) стоимость объектов нефинансовых активов, являющихся предметом договора лизинга (сублизинга), определяется условиями договора и признается в сумме расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов. Решение о принятии к учету имущества, являющегося предметом лизинга (сублизинга), на баланс лизингодателя или баланс лизингополучателя определяется по согласованию между сторонами договора лизинга (сублизинга).
    27. Балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений.
    Изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов.