Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 340. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЗА ГРАНИЦЕЙ. СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА. СНиП 1.02.03-83"

Дата документа28.11.1983
Статус документаДействует
МеткиИнструкция · Снип

    

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

 

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЗА ГРАНИЦЕЙ

 

СНиП 1.02.03-83

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ВНЕШНИМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СВЯЗЯМ
МОСКВА
1984

 
    Разработана и подготовлена к утверждению Отделом типового проектирования и организации проектно-изыскательских работ (В. Г. Коршунов, А. Д. Афанасьев), Главгосэкспертизой (Е. В. Минаев, Ю. Б. Жуковский), Отделом сметных норм и ценообразования в строительстве (В. М. Барзилович) Госстроя СССР, Госгражданстроем (В. В. Милашевский), Управлением по подрядному строительству за рубежом ГКЭС (В. В. Артемьев, Н. А. Абрамов, В. Н. Голубев, В. Н. Шарыгин).
    С введением в действие Инструкции утрачивают силу:
    Инструкция по разработке проектов и смет для строительства за границей при техническом содействии СССР (СН 219-70);
    Указания о составе, порядке разработки и одобрения технико-экономических обоснований (ТЭО) строительства предприятия, зданий и сооружений за границей при техническом содействии СССР;
 

Государственный комитет СССР по делам строительства (Госстрой СССР) Строительные нормы и правила СНиП 1.02.03-83
Государственный комитет СССР по внешним экономическим связям (ГКЭС) Инструкция по проектированию объектов для строительства за границей Взамен СН 219-70

 

1. Общая часть

 
    1.1. Настоящая Инструкция содержит положения, регламентирующие состав, порядок разработки, согласования, экспертизы, одобрения и утверждения проектно-сметной документации на строительство новых, расширение и реконструкцию действующих предприятий, зданий и сооружений производственного и жилищно-гражданского назначения, осуществляемые за границей организациями СССР на подрядных условиях или иностранным заказчиком при техническом содействии СССР <*>.
 
    


    <*> Строительство новых, расширение и реконструкция действующих предприятий, зданий и сооружений производственного и жилищно-гражданского назначения, в дальнейшем именуются "строительство предприятий, зданий и сооружений".
 

Внесена Отделом типового проектирования и организации проектно-изыскательских работ, Отделом сметных норм и ценообразования в строительстве, Главгосэкспертизой Госстроя СССР и Управлением по подрядному строительству за рубежом ГКЭС Утверждена постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства и Государственного комитета СССР по внешним экономическим связям от 28 ноября 1983 г. N 308/А10-58/4480 дсп Срок введения в действие - 1 января 1984 г.

 
    1.2. Министерства и ведомства в необходимых случаях могут разрабатывать с учетом настоящей Инструкции ведомственные нормативные документы по проектированию, эталоны проектной документации (проектов, ТЭО, ТЭП и другой документации, перечисленной в п. 1.7), отражающие особенности проектирования для строительства за границей предприятий, зданий и сооружений отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других видов строительства, и утверждать их после одобрения ГКЭС и согласования с Госстроем СССР.
    1.3. Проектирование предприятий, зданий и сооружений для строительства за границей осуществляется в соответствии с межправительственными соглашениями или контрактами с иностранными заказчиками и обеспечивается министерствами (ведомствами) - генеральными поставщиками и министерствами (ведомствами), в ведении которых находятся проектные и изыскательские организации-исполнители, по заказам всесоюзных объединений ГКЭС. Взаимоотношения указанных организаций регламентированы утвержденными Советом Министров СССР Положением о хозяйственных взаимоотношениях между всесоюзными объединениями Государственного комитета СССР по внешним экономическим связям и генеральными поставщиками и генеральными подрядчиками, участвующими в строительстве объектов за границей, и Условиями поставки товаров для экспорта.
    1.4. По объектам строительства за границей проектные и изыскательские организации, как правило, выполняют:
    разработку проектно-сметной документации на строительство объекта в целом, на строительство отдельных зданий и сооружений или на отдельные виды строительных и монтажных работ. При этом указанная документация может разрабатываться совместно с фирмами (организациями) иностранного заказчика или с фирмами других стран в согласованных объемах;
    инженерные изыскания, а также авторский надзор за строительством (по объектам строительства на подрядных условиях);
    инженерные изыскания (или участвуют в выполнении этих работ фирмами, организациями иностранного заказчика), а также авторское наблюдение за строительством (по объектам строительства при техническом содействии СССР).
    1.5. При проектировании предприятий, зданий и сооружений для строительства за границей советские организации должны руководствоваться законодательством СССР, в том числе нормами, правилами, положениями, государственными стандартами и другими нормативными актами по вопросам проектирования и строительства, стандартами СЭВ (для стран, подписавших конвенцию), а также настоящей Инструкцией.
    В отдельных случаях допускается применение норм и правил проектирования, действующих в зарубежной стране, в которой намечается строительство проектируемых объектов, или других странах, а также отступление от норм и правил проектирования, действующих в СССР, если это обеспечивает нормальные (отвечающие особенностям страны строительства) условия осуществления строительства и эксплуатации объекта, снижение затрат материальных ресурсов и стоимости строительства. Возможность применения норм других стран и отступлений от норм, действующих в СССР, должна быть подтверждена министерством (ведомством), в ведении которого находится генеральный проектировщик, министерствами (ведомствами) - изготовителями оборудования (материалов) и разработчиками технологических процессов и иностранным заказчиком (по вопросам, относящимся к их компетенции) и согласована с организациями, утвердившими эти нормы <*>.
    


    <*> В дальнейшем именуется "страна строительства".
 
    1.6. В проектах на строительство предприятий, зданий и сооружений проектные организации должны с учетом экономического и технического уровня развития, социальных, национальных и других особенностей страны строительства, а также возможностей иностранного заказчика обеспечивать:
    а) реализацию достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта с тем, чтобы построенные или реконструированные предприятия ко времени ввода их в действие были технически передовыми и обеспечивали выпуск продукции высокого качества;
    б) высокую эффективность капитальных вложении за счет:
    внедрения высокопроизводительного оборудования, расширения практики размещения оборудования на открытых площадках;
    механизации и автоматизации производственных процессов;
    повышения степени заводской готовности поставляемых стройкам оборудования, строительных конструкций и изделий;
    использования наиболее экономичных транспортных схем завоза сырья, топлива, материалов и комплектующих изделий и вывоза готовой продукции;
    совершенствования объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений, блокирования производств, рационального применения монолитного и сборного железобетона, широкого использования легких несущих и ограждающих конструкций и других прогрессивных изделий и материалов и эффективного инженерного оборудования;
    в) высокий уровень градостроительных и архитектурных решений;
    г) рациональное использование земель, охрану окружающей природной среды, а также сейсмостойкость, взрыво - и пожарную безопасность объектов;
    д) прогрессивные технико-экономические показатели проектируемых предприятий, зданий и сооружений, конкурентоспособность продукции, отсутствие излишеств, снижение стоимости строительства, трудовых и материальных затрат;
    е) наиболее полное использование технологического и другого оборудования;
    ж) оснащение производства, в необходимых случаях, автоматизированными системами управления;
    з) кооперирование вспомогательных производств и хозяйств, инженерных сооружений и коммуникаций;
    и) комплексное использование сырья и материалов, организацию безотходной, энергосберегающей технологии производства;
    к) широкое использование повторно применяемых экономичных проектных решений, рабочих чертежей типовых строительных конструкций, изделий и узлов производственных зданий и сооружений для строительства за границей, а также других эффективных решений, позволявших повысить качество, сократить сроки и стоимость строительства.
    По согласованию с иностранным заказчиком допускается применение менее сложных в управлении и эксплуатации оборудования и технологических процессов, а также применение традиционных для данной страны строительных решений, конструкций и материалов.
    1.7. В зависимости от сложности предприятий, зданий и сооружений, условий участия организаций СССР в их строительстве и степени изученности местных условий могут разрабатываться:
    технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства (разрабатывается по заказу иностранного заказчика);
    технико-экономическое предложение (ТЭП) по строительству (разрабатывается по решению ГКЭС);
    проект со сметами и рабочая документация;
    рабочий проект со сметами.
    Кроме того, по отдельным заказам-нарядам генеральных поставщиков проектным организациям могут быть поручены:
    разработка технической части тендерной документации (см. приложение 12);
    экспертиза проектной документации, разработанной иностранными фирмами (организациями);
    рассмотрение и доработка спецификаций на оборудование и материалы, разработанных иностранным заказчиком в составе проектов на строительство зарубежных объектов, для которых поставка оборудования и материалов осуществляется советскими организациями;
    составление спецификаций на материалы, запасные части, узлы и детали, необходимые для эксплуатации объекта;
    проведение консультаций и оказание иностранному заказчику других услуг типа "инжиниринг";
    составление схем развития и размещения отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи и др.
    1.8. Проектная документация, как правило, разрабатывается:
    а) для строительства объектов на подрядных условиях:
    ТЭП - проект - рабочая документация;
    ТЭП - рабочий проект (для технически несложных объектов).
    Когда обоснование целесообразности строительства объекта выполняется советскими проектными организациями, вместо ТЭП разрабатывается ТЭО.
    Кроме того, ТЭП может разрабатываться в случаях, когда всесоюзные объединения ГКЭС принимают участие в торгах на строительство объекта или на поставку и монтаж оборудования;
    б) для строительства объектов при техническом содействии СССР:
    ТЭО - проект - рабочая документация;
    ТЭО - рабочий проект (для технически несложных объектов).
    В случаях, когда иностранным заказчиком составление ТЭО советским организациям не поручается, вместо ТЭО может разрабатываться ТЭП.
    Стадийность разработки проектной документации должна быть указана в утвержденном задании на проектирование.
    1.9. При проектировании должно, как правило, предусматриваться применение освоенных промышленностью СССР оборудования, машин, механизмов, приборов, транспортных средств, строительных конструкций, изделий и материалов, а также проверенных на практике технологических процессов <*>.
    
    <*> В дальнейшем именуются "оборудование и материалы".
 
    Применение, в порядке исключения, не освоенных отечественной промышленностью оборудования и материалов, должно быть по представлению генерального проектировщика согласовано генеральным поставщиком, при участии генерального проектировщика, с министерствами-изготовителями, а применение новых технологических процессов - с министерствами, разработавшими такие процессы и осуществляющими их освоение.
    Применение в проектах оборудования и материалов, поставляемых из третьих стран, может предусматриваться только в случаях особой необходимости или специальных требований иностранного заказчика, обусловленных в межправительственных соглашениях или контрактах с иностранными заказчиками. При этом применение оборудования и материалов, подлежащих приобретению в капиталистических странах на свободно конвертируемую валюту, может предусматриваться только в случаях невозможности их поставки из социалистических стран <*>.
    
    <*> В тех случаях, когда в проектах предусматривается применение оборудования и материалов, закупаемых в третьих странах на свободно конвертируемую валюту, всесоюзные объединения ГКЭС должны, как правило, обусловливать в контрактах приобретение их непосредственно иностранным заказчиком или выделение иностранным заказчиком валютных средств на эти цели.
 
    В составе таких проектов (в экземплярах, не передаваемых иностранному заказчику) должны быть приведены материалы, обосновывающие необходимость применения оборудования и материалов, поставляемых из третьих стран, согласованные с всесоюзным объединением ГКЭС, министерствами (ведомствами) - изготовителями аналогичных оборудования и материалов и министерством (ведомством) - генеральным поставщиком, а также копия разрешения на их приобретение, оформленного в порядке, установленном ГКЭС.
    1.10. Министерства (ведомства) - генеральные поставщики с участием проектных организаций должны выдавать машиностроительным министерствам исходные требования на конструирование и изготовление машин и сложного технологического оборудования разового (единичного) заказа с длительным циклом изготовления для намечаемых к проектированию и строительству (расширению, реконструкции) предприятий до начала их проектирования, а также выдавать исходные требования на выполнение опытно-конструкторских работ по новому и модернизируемому оборудованию.
    Сроки выдачи указанных исходных требований должны быть увязаны со сроками разработки проектов (рабочих проектов) и рабочей документации.
    Проектные организации, по поручению министерств (ведомств)-генеральных поставщиков, по отдельному заказу подготавливают на основе материалов и данных научных исследований исходные требования (см. ГОСТ 15.001-73) на выполнение этих конструкторских работ.
    Организации (предприятия) машиностроительных министерств по результатам выполненных конструкторских и опытно-конструкторских работ обязаны выдавать генеральным поставщикам исходные данные по этому оборудованию, необходимые для проектирования объектов.
    В соответствии с установленным порядком министерства (ведомства), в ведении которых находятся предприятия и организации-изготовители оборудования, должны выдавать в месячный срок после получения запроса исходные данные по серийно изготавливаемому, именниковому и уникальному оборудованию, необходимые для составления ТЭО или технико-экономических расчетов по строительству объектов за границей (выполняемых при разработке ТЭП), а данные, необходимые для разработки проекта (рабочего проекта) и рабочих чертежей, - в сроки, предусмотренные комплексными графиками проектирования указанных объектов.
    1.11. Генеральные проектировщики и субподрядные проектные организации должны обеспечивать проверку на патентную чистоту и патентоспособность, с оформлением в установленном Госкомизобретений порядке соответствующей патентной документации, примененных и разработанных в проектах (рабочих проектах) технологических процессов, оборудования, приборов, конструкций, изделий и материалов, а также продукции, предусматриваемой к выпуску на проектируемых предприятиях.
    1.12. В случаях, когда в проектах (рабочих проектах) и ТЭО предусматривается использование советских изобретений и других научно-технических достижений, а также передача иностранному заказчику советских технических знаний и опыта ("ноу-хау"), в экземплярах указанной документации, не передаваемых иностранному заказчику, должны быть приведены предложения о целесообразности продажи лицензий на использование этих изобретений, достижений и "ноу-хау", оформленные в порядке, установленном Госкомизобретений, Госстроем СССР и ГКЭС, с расчетами их экономической эффективности.
    1.13. По предприятиям горнодобывающей промышленности технико-экономические обоснования постоянных кондиций месторождений и материалы подсчета запасов полезных ископаемых (включая первичную геологическую документацию), подготовленные советскими или иностранными организациями, в необходимых случаях, должны быть рассмотрены в установленном порядке.
    1.14. Проектирование предприятий, зданий и сооружений должно осуществляться с учетом Единых технических условий (ЕТУ) на проектирование предприятий, зданий и сооружений для строительства за границей, составленных для данной страны и утвержденных Госстроем СССР и ГКЭС. Вне зависимости от наличия ЕТУ по данной стране генеральным проектировщиком (или по его поручению головной проектной организацией строительного профиля) составляются технические условия на проектирование объекта, в составе которых разрабатываются основные положения на строительное проектирование. При наличии ЕТУ указанные технические условия разрабатываются на их основе.
    1.15. Проектные организации должны осуществлять по поручениям министерств (ведомств) - генеральных поставщиков авторский надзор (авторское наблюдение) за строительством запроектированных ими предприятий, зданий и сооружений в порядке, установленном Положением о взаимоотношениях между советскими проектными и строительно-монтажными организациями при оказании технического содействия иностранным заказчикам в строительстве объектов за рубежом, утвержденным ГКЭС и Госстроем СССР.
    1.16. Переписка проектных организаций с иностранными заказчиками по вопросам проектирования и строительства должна осуществляться по согласованию с генеральными поставщиками через соответствующие всесоюзные объединения ГКЭС.
    1.17. Проектно-изыскательские работы должны выполняться, как правило, с применением современных экономико-математических методов, средств вычислительной и организационной техники, а также других прогрессивных методов (при необходимости и макетного) и технических средств составления, размножения, хранения и поиска проектных материалов, способствующих сокращению сроков и снижению затрат на выполнение работ, повышению производительности труда работников проектных и изыскательских организаций и качества проектов.
    При разработке проектно-сметной документации должна выполняться двойная проверка расчетов, чертежей, спецификаций, подсчетов объемов работ, сметной документации и др.
    1.18. Проектно-сметная документация, представляемая на экспертизу, одобрение и утверждение, должна разрабатываться без излишней детализации, в минимальных объеме и составе, достаточных для обоснования принимаемых проектных решений, определения объемов строительных и монтажных работ, потребности в оборудовании и материалах, трудозатратах, энергетических и других ресурсах, стоимости строительства и затрат советских организаций.
    Организации, осуществляющие согласование, экспертизу, одобрение и утверждение проектно-сметной документации, не должны предъявлять требований, приводящих к неоправданному увеличению ее объема и излишней детализации.
    В состав проектно-сметной документации, передаваемой иностранному заказчику, как правило, не входят расчеты строительных конструкций, технологических процессов и оборудования, технико-экономические и др., подсчеты объемов строительных и монтажных работ, сметы в смешанных ценах и сметные расчеты во внутренних (базисных) ценах СССР, материалы полевых инженерных изысканий и другая документация, разработка которой осуществляется только для представления советским организациям. В порядке исключения отдельные виды указанной документации (кроме смет и расчетов в смешанных и внутренних ценах СССР, а также документации, предназначенной только для советских организаций) могут быть переданы иностранному заказчику, по его просьбе, при наличии разрешения генерального поставщика, согласованного с всесоюзным объединением ГКЭС, а также в случаях, когда это предусмотрено в контракте.
    Состав материалов проекта (рабочего проекта) и ТЭО, передаваемых иностранному заказчику, в том числе материалов, подлежащих переводу на иностранный язык, устанавливается генеральным поставщиком по представлению генерального проектировщика и должен быть согласован с всесоюзным объединением ГКЭС.
    Подлинники заданий на разработку ТЭО, ТЭП, проектов (рабочих проектов) и другой документации (см. п. 1.7), исходных данных и материалов, а также документов о проведенных согласованиях, должны быть приложены к архивному экземпляру указанной документации. К остальным экземплярам этой документации должны быть приложены копия задания на ее разработку, перечень исходных данных и материалов.
    Срок хранения документации и перечень организаций, в архивах которых должна храниться проектно-сметная документация для строительства за границей, определяются в установленном порядке министерством (ведомством), в ведении которого находится генеральный проектировщик.
    1.19. Оформление проектной документации должно соответствовать ГОСТ 21.901-80 "СПДС. Требования к оформлению проектной документации для строительства за границей".
    1.20. Генеральные проектировщики и субподрядные проектные и изыскательские организации несут ответственность за качество и своевременное выполнение проектных и изыскательских работ в порядке, установленном действующим законодательством и Условиями поставки товаров для экспорта, а также за правильность определения объемов строительных и монтажных работ, составления сметной документации и спецификаций на оборудование и материалы, перевода на иностранный язык, за комплектность проектно-сметной документации и внесение в нее в установленные сроки изменений, рекомендованных в заключениях экспертных органов.
    Ответственность за качество, единство изложения и оформления материалов во всех разделах проектов (рабочих проектов), рабочей документации, ТЭО и ТЭП в соответствии с требованиями настоящей Инструкции несет генеральный проектировщик. Субподрядная проектная организация несет ответственность за качество разрабатываемых ею проектных решений и их соответствие заданию на разработку указанной проектной документации.
 

2. Организация выполнения проектных и изыскательских работ

 
    2.1. Проектные организации - генеральные проектировщики выполняют проектные и изыскательские работы по заказам-нарядам генеральных поставщиков, выдаваемым на основании генеральных заказов-нарядов всесоюзных объединений ГКЭС, а субподрядные организации - по заказам-нарядам генеральных проектировщиков.
    Допускается выполнение инженерных изысканий специализированными изыскательскими организациями по заказам-нарядам генеральных поставщиков.
    2.2. Генеральным проектировщиком по объектам производственного назначения должна быть, как правило, головная проектная организация, разрабатывающая технологическую часть проекта. Генеральным проектировщиком по объектам, не относящимся к производственным, назначается головная проектная организация соответствующего профиля.
    Генеральные проектировщики несут ответственность, осуществляют обязанности и имеют права в соответствии с утвержденным Госстроем СССР Положением о проектной организации - генеральном проектировщике.
    Главные инженеры и главные архитекторы проектов несут ответственность, осуществляют обязанности и имеют права в соответствии с утвержденным Госстроем СССР Положением о главном инженере, главном архитекторе проекта.
    2.3. Разработка строительных решений в проектах должна поручаться, как правило, головным проектным организациям, осуществляющим строительное проектирование.
    В случаях, когда в проектировании объекта участвуют несколько проектных организаций, осуществляющих строительное проектирование, генеральный проектировщик должен поручать одной из них обеспечение единства объемно-планировочных и конструктивных решений по проектируемому объекту.
    Разработка соответствующих частей разделов проектов крупных предприятий и сооружений (электроснабжение, теплоизоляция, вентиляция, противокоррозионная защита, сложные основания и фундаменты и др.) должна поручаться головным проектным организациям, специализированным по этим видам работ.
    2.4. Материалы инженерных изысканий должны соответствовать требованиям нормативных документов, действующих в СССР, с учетом природных условий района (участка) строительства.
    При проектировании должны быть использованы материалы инженерных изысканий, представленные иностранным заказчиком. В случае их отсутствия или невозможности использования, инженерные изыскания выполняются по согласованию с иностранным заказчиком по заданию генерального проектировщика организациями иностранного заказчика с участием советских специалистов - консультантов или выполняются советскими организациями.
    Материалы инженерных изысканий, выполненные организациями иностранного заказчика, должны быть по поручению генерального проектировщика проверены и приняты советской специализированной изыскательской организацией.
    Для проектирования объектов строительства на подрядных условиях, а также крупных и сооружаемых в сложных инженерно-геологических условиях объектов строительства при техническом содействии СССР инженерные изыскания должны выполняться, как правило, советскими организациями.
    2.5. Разработка проектно-сметной документации должна выполняться в соответствии с комплексными графиками проектирования.
    В графиках устанавливаются сроки выдачи исходных данных и материалов, необходимых для проектирования, сроки выполнения проектных и изыскательских работ, сроки выдачи спецификаций на оборудование и материалы и др.
    Комплексный график проектирования составляется по поручению генерального поставщика генеральным проектировщиком с участием соответствующих субподрядных проектных и изыскательских организаций, предприятий и организаций-разработчиков и изготовителей основного оборудования и утверждается министерством (ведомством), в ведении которого находится генеральный проектировщик, и министерством (ведомством) - генеральным поставщиком. Комплексный график до его утверждения должен быть согласован генеральным поставщиком с министерствами (ведомствами), в ведении которых находятся предприятия и организации-разработчики и изготовители оборудования, и всесоюзным объединением ГКЭС, а по объектам строительства на подрядных условиях - также с министерством (ведомством) - генеральным подрядчиком.
    2.6. Для разработки проектной документации генеральный поставщик должен в сроки, предусмотренные комплексным графиком проектирования, выдавать проектным организациям исходные данные по заказываемому им оборудованию индивидуального изготовления, в том числе по оборудованию разового (единичного) заказа с длительным циклом изготовления, подготавливаемые в порядке, изложенном в п. 1.10, а всесоюзные объединения ГКЭС - данные по оборудованию, поставляемому иностранным заказчиком или из третьих стран.
    2.7. В случаях, когда проектирование предприятия, здания, сооружения намечается осуществлять совместно с иностранными фирмами (организациями), обязательства советских проектных и изыскательских организаций, а также обязательства этих фирм (организаций) по выполнению поручаемых им работ должны быть установлены в контракте с иностранным заказчиком. На выполнение работ, поручаемых советским организациям, составляется и утверждается в соответствии с требованиями п. 2.5комплексный график проектирования.
    2.8. Для уточнения проектов заданий на разработку проектной документации и представления их на утверждение иностранному заказчику, сбора недостающих исходных данных и материалов, необходимых для проектирования, а также для защиты указанной проектной документации при ее утверждении иностранным заказчиком министерство (ведомство) - генеральный поставщик совместно с министерством (ведомством), в ведении которого находится генеральный проектировщик, комплектует и по согласованию с всесоюзным объединением ГКЭС направляет в страну строительства группу высококвалифицированных специалистов проектных, изыскательских, строительно-монтажных и других заинтересованных организаций, участвующих в проектировании и строительстве объекта.