Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 381. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минздрава РСФСР от 03.04.91 N 54 "О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ОТ ОЖОГОВ В РСФСР"

Дата документа03.04.1991
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Перечень · Положение

    

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР

 

ПРИКАЗ
от 3 апреля 1991 г. N 54

 

О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ОТ ОЖОГОВ В РСФСР

 
    Работа, проводимая Министерством здравоохранения РСФСР, его органами и учреждениями на местах, республиканским ожоговым центром по совершенствованию специализированной медицинской помощи больным с ожоговой травмой позволила расширить сеть ожоговых отделений, укомплектовать их квалифицированными специалистами, разработать и внедрить в практику новые методы лечения.
    В Российской Федерации функционирует 3858 ожоговых коек, что на 11% превышает их количество в 1985 г., развернуто 71 специализированное отделение, в т. ч. 5 детских.
    Специализированную медицинскую помощь пострадавшим от ожогов оказывают около 400 специалистов, последипломная подготовка которых проводится на базе республиканского ожогового центра Нижегородского НИИ травматологии и ортопедии.
    С 1991 г. планируется обучение специалистов РСФСР на базе Всесоюзного детского ожогового центра Минздрава СССР и Советского детского фонда им. В.И.Ленина и кафедры термической травмы факультета усовершенствования врачей Нижегородского мединститута.
    Внедрение активной хирургической тактики в лечение больных с глубокими и обширными ожогами, открытого бесповязочного метода лечения ожоговых ран, сетчатых кожных трансплантатов, химического и ферментативного некролиза, коррекции белкового и углеводного обмена определило качественно новый уровень оказания медицинской помощи данной категории больных.
    Вместе с тем рост ожогового травматизма, связанный с участившимися в последние годы катастрофами и другими чрезвычайными происшествиями, высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности и инвалидизации населения по причине ожоговой травмы, требуют разработки и решения ряда вопросов по совершенствованию этого вида специализированной медицинской помощи.
    В РСФСР в 1990 г. количество пострадавших от ожогов составило 652 тыс., в т. ч. 135 тыс. детей или 441 случай на 100 тыс. населения (СССР - 384 сл.).
    Ежегодно погибает от ожогов более 25 тыс. пострадавших, в т.ч. 5,5 тыс. детей (17,0 на 100 тыс. населения). Общая летальность составляет 2,2 процента, а среди детей в 26 административных территориях РСФСР она превышает среднереспубликанский - 1,3 процента.
    Обеспеченность ожоговыми койками 0,26 на 10 тыс. населения, при нормативе 0,4, позволяет госпитализировать только 22,8% больных, в т.ч. 32,8% детей, нуждающихся в специализированном лечении в ожоговых отделениях или на койках данного профиля.
    Около 17% ожоговых коек развернуты в хирургических и травматологических отделениях, где финансирование, медико - техническое и медикаментозное обеспечение осуществляется без учета потребности и особенностей лечения ожоговых больных.
    Лечебно - профилактические учреждения испытывают трудности в оснащении дерматомами, потребность в которых удовлетворяется только на 10%, аэротерапевтическими установками (29,5%), в снабжении кровозаменителями, белковыми препаратами крови, антибиотиками широкого спектра действия, антисептиками, гормональными препаратами. Не решается вопрос производства отечественных или закупки импортных специальных кроватей и пневматических матрацев для лечения ожоговых больных.
    Неудовлетворительная материально - техническая база отделений не позволяет использовать весь комплекс лечебно - профилактических и организационных мероприятий для оказания медицинской помощи обожженным в соответствии с современными требованиями.
    Несоблюдение принципов этапности в эвакуации и лечении приводит к неправильному распределению больных по тяжести ожоговой травмы и отрицательно сказывается на исходах лечения.
    Недостаточное развитие сети специализированных детских отделений, отсутствие в ожоговых отделениях для взрослых и детей врачей - педиатров, специалистов по детской комбустиологии, условий для пребывания с детьми матерей по уходу снижают качество лечения и выхаживания обожженных детей.
    Отсутствие в ожоговых отделениях блоков реанимации и интенсивной терапии при наличии более 30% больных с тяжелой ожоговой травмой, не позволяет проводить в полном объеме интенсивную инфузионно - медикаментозную терапию, что приводит к развитию осложнений и отрицательно влияет на исход заболевания.
    Не решены вопросы амбулаторно - поликлинической помощи больным с ожогами, их диспансерного наблюдения, реабилитации, в том числе санаторно - курортного лечения, реконструктивно - восстановительных операций.
    Немаловажным фактором, сдерживающим развитие ожоговой службы, повышения качества лечения и улучшения исходов ожоговой травмы является недостаточное финансирование лечебно - диагностического процесса. По РСФСР на один курс лечения расходуется от 300 до 1700 руб., в то время как по данным республиканского ожогового центра эти затраты должны составлять от 1500 до 1800 руб.
    Высокая интенсивность труда, значительная психоэмоциональная нагрузка, повышенный уровень инфекционно - аллергических заболеваний среди сотрудников ожоговых отделений способствует текучести кадров (в среднем более 30%) и недостаточной укомплектованности ожоговых отделений врачами, средним и младшим медперсоналом.
    Руководителями органов здравоохранения не организована подготовка на базах ожоговых отделений республиканских, краевых и областных больниц хирургов, травматологов, анестезиологов - реаниматологов, врачей скорой медицинской помощи и санитарной авиации по вопросам комбустиологии.
    Недостаточно внимание ученых научно - исследовательских и медицинских институтов РСФСР к проблеме "термическая травма". Только 4 института РСФСР ведут научные исследования по данной тематике.
    В целях устранения недостатков в организации медицинской помощи больным с ожогами и их последствиями, ее дальнейшего развития и совершенствования
    ПРИКАЗЫВАЮ:
    1. Утвердить:
    1.1. Инструктивно - методические указания по стандартам и объемам медицинской помощи больным с ожогами на различных этапах эвакуации и лечения (приложение 1).
    1.2. Перечень межтерриториальных ожоговых центров (приложение 2).
    1.3. Положения:
    - о республиканском ожоговом центре (приложение 3);
    - о межтерриториальном ожоговом центре (приложение 4);
    - об областном (краевом, городском) ожоговом отделении (приложение 5);
    - о детском ожоговом отделении (приложение 6);
    - об отделении (блоке) реанимации и интенсивной терапии ожогового центра (отделения) (приложение 7).
    1.4. Примерные штатные нормативы и структура республиканского (РСФСР), межтерриториального, областного ожоговых центров (отделений) (приложение 8).
    1.5. Примерный перечень специального оборудования и инструментария для ожоговых отделений (центров) (приложение 9).
    1.6. Примерный перечень медикаментов и перевязочных средств и их годовая потребность для ожоговых отделений (центров) (приложение 10).
    1.7. Примерный перечень и годовая потребность в крови и ее препаратах ожоговых отделений и центров (приложение 11).
    1.8. Планы повышения квалификации взрослых и детских специалистов на базе республиканского ожогового центра на 1991-1995 гг. (приложение 12).
    1.9. Временный прейскурант цен на оказание стационарной помощи больным с ожоговой травмой (приложение 13).
    2. Назначить главным внештатным специалистом Минздрава РСФСР по термической травме директора Нижегородского НИИ травматологии и ортопедии Минздрава РСФСР, доктора медицинских наук, профессора Азолова Вадима Владимировича.
    3. Считать головным консультативно - лечебным, учебным (последипломная подготовка), научно - методическим учреждением по проблеме ожоговой травмы у взрослых и детей в РСФСР Нижегородский НИИ травматологии и ортопедии Минздрава РСФСР (директор т. Азолов В.В.).
    4. Руководителям органов здравоохранения административных территорий, поименованных в приложении 2, создать в 1991-1992 гг. межтерриториальные ожоговые центры для взрослых и детей, обеспечив их деятельность в соответствии с положением о них, примерными штатными нормативами и структурой, табелем оснащения и на основе взаиморасчетов с органами здравоохранения условно прикрепленных территорий (приложения 4, 8, 9, 10, 11).
    5. Министрам здравоохранения республик, входящих в РСФСР, заведующим областными и краевыми отделами здравоохранения, начальникам главных управлений и управлений здравоохранения:
    5.1. В течение 1 полугодия 1991 г. проанализировать причины ожогового травматизма, состояние специализированной медицинской помощи больным с ожогами (взрослым и детям) и разработать перспективную комплексную программу ее развития, совершенствования организации, планирования и финансирования в условиях нового хозяйственного механизма в здравоохранении.
    5.2. В качестве первоочередных мероприятий по совершенствованию медицинской помощи взрослым и детям, пострадавшим от ожогов:
    5.2.1. Завершить к 1993 году организацию ожоговых отделений в республиканских, краевых, областных, многопрофильных городских больницах на 40 и более коек в зависимости от потребности населения в этом виде специализированной медицинской помощи.
    5.2.2. В административных территориях с численностью населения свыше 2 млн. человек открыть детские ожоговые отделения из расчета 0,15 коек на 10 тыс. населения.
    5.2.3. В течение 1991-1993 гг. реорганизовать структуру ожогового коечного фонда путем закрытия коек этого профиля в хирургических, травматологических и других отделениях и расширения действующих (создание новых) ожоговых отделений, не допуская при этом снижения достигнутого уровня обеспеченности ожоговыми койками.
    5.2.4. Обеспечить безусловное выполнение принципов этапности и лечения на основе стандартов оптимального объема медицинской помощи больным с ожоговой травмой (приложение 1).
    Повысить ответственность медицинских работников за полноту и своевременность оказания медицинской помощи больным с ожоговой травмой.
    5.2.5. Организовать восстановительное лечение детей с ожоговой травмой на базе детских ортопедических санаториев, для чего закрепить в них необходимое количество мест.
    5.2.6. Предусмотреть обучение врачей - хирургов, травматологов, анестезиологов - реаниматологов, педиатров городских и центральных районных больниц, врачей амбулаторно - поликлинических учреждений скорой медицинской помощи и санавиации методам оказания медицинской помощи обожженным взрослым и детям на этапах медицинской эвакуации.
    5.2.7. Обязать главных врачей лечебно - профилактических учреждений, имеющих ожоговые отделения, создать в 1991-1992 гг.:
    - круглосуточную экстренную помощь больным с ожогами;
    - блоки (отделения) реанимации и интенсивной терапии в ожоговых отделениях (центра), укомплектовав их соответствующими специалистами (приложение 7);
    - стационары дневного пребывания для оказания медицинской помощи больным с ограниченными ожогами и выздоравливающих;
    - палаты, при необходимости отдельную операционную, для проведения реконструктивно - восстановительной и пластической хирургии;
    - детские палаты и палаты - изоляторы для лечения интеркурентных инфекций (в отделениях для взрослых и детей), а также условия для пребывания с детьми матерей по уходу.
    5.2.8. О выполнении пункта 3.2. доложить Минздраву РСФСР к 1 февраля 1993 и 1994 гг.
    5.3. Предусмотреть с 1992 г. в бюджете здравоохранения денежные средства на оплату лечения больных (взрослых и детей), направляемых в республиканский и межтерриториальные ожоговые центры, руководствуясь временным прейскурантом цен (приложение 13).
    5.4. При оснащении ожоговых отделений руководствоваться перечнем оборудования, аппаратуры и инструментария, утвержденным приложением 9.
    6. Генеральным директорам производственных объединений "Фармация" административных территорий, указанных в приложении 2, предусмотреть первоочередное снабжение медикаментами, кровезаменителями и перевязочными средствами республиканского и межобластных ожоговых центров в соответствии с заявками и потребностью (приложение 10, 11).
    7. Директору Нижегородского научно - исследовательского института травматологии и ортопедии т. Азолову В.В. и руководителю республиканского ожогового центра т. Жегалову В.А.:
    7.1. До 01.09.91 г. совместно с директорами научно - исследовательских и ректорами медицинских институтов определить научные направления по проблеме "Термическая травматология" и представить скоординированный экономически обоснованный план научных исследований по актуальным вопросам профилактики, лечения и реабилитации ожоговых больных, в том числе детей.
    7.2. В течение 1991-1992 гг. разработать и представить:
    7.2.1. Типовые должностные инструкции для специалистов ожогового отделения, использовав их при разработке программ обучения и аттестации.
    7.2.2. Инструкцию по лечебной деятельности и объему медицинских услуг для ожоговых отделений различных мощностей и уровней (межрайонный, городской, областной, межтерриториальный, республиканский) для проведения лицензирования лечебно - профилактических учреждений при переходе здравоохранения на страховую медицину.
    7.2.3. Клинико - статистические группы и медико-экономические стандарты для ожоговых отделений различных мощностей и уровней и на этапах эвакуации обожженных (после утверждения Минздравом РСФСР соответствующей методики).
    7.3. Программы:
    - подготовки врачей на базе республиканских, краевых, областных ожоговых отделений (центров) по оказанию медицинской помощи обожженным взрослым и детям на этапах медицинской эвакуации;
    - тематического усовершенствования специалистов ожоговых отделений по вопросам термической травмы на базе межобластных ожоговых центров.
    7.4. Методические рекомендации по организации комплексной медицинской реабилитации обожженных в амбулаторно - поликлинических условиях, используя опыт организации амбулаторного центра промышленной реабилитации Горьковского автомобильного завода.
    8. Руководителю Башкирского межтерриториального ожогового центра т. Крыкле А.С. к 01.05.91 представить на утверждение методические рекомендации по организации амбулаторной специализированной помощи и диспансерного наблюдения за больными, перенесшими ожоговую травму.
    9. Директору научно - исследовательского института педиатрии и детской хирургии т. Вельтищеву Ю.Е.:
    9.1. В 1991 году разработать программы лечебного обеспечения детей с разной степенью тяжести термической травмы.
    9.2. В IV квартале 1992 г. представить результаты научной разработки метода профилактики образования рубцов после термической травмы у детей с использованием бальнеологических факторов.
    10. Ректору Нижегородского медицинского института т. Шкарину В.В. и директору Нижегородского НИИ травматологии и ортопедии т. АЗОЛОВУ В.В. создать в 1992 г. республиканское научно - учебно - производственное объединение "Термические поражения" на основе творческого содружества Нижегородских НИИ травматологии и ортопедии и мединститута.
    Положение о деятельности объединения и кандидатуру его руководителя представить на утверждение 01.10.91.
    11. Ректору Челябинского мединститута т. Глубокову Д.А. и начальнику Главного управления здравоохранения т. Макарову В.Б. создать в 1992г. межтерриториальное научно - учебно - производственное объединение "Термические поражения" на основе творческого содружества Челябинского мединститута и Челябинского межтерриториального ожогового центра.
    Положение о деятельности объединения и кандидатуру его руководителя представить для утверждения к 01.10.91.