Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 298. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО Минобрнауки РФ от 04.02.2011 N 03-66 "О ПРИМЕНЕНИИ МЕХАНИЗМОВ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ"

Дата документа04.02.2011
Статус документаДействует
МеткиПисьмо

    

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО
от 4 февраля 2011 г. N 03-66

 

О ПРИМЕНЕНИИ МЕХАНИЗМОВ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 
    Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 16 июля 2010 г. N Пр-2060 (пункт 3) по повышению роли органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в развитии сети дошкольных образовательных учреждений, а также в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 18 января 2011 г. N ВП-П8-161 по разработке типового проекта по созданию дошкольного учреждения на условиях частно-государственного партнерства Департамент общего образования Минобрнауки России направляет методические рекомендации по применению частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования, в том числе по использованию концессионных соглашений в дошкольном образовании как механизма частно-государственного партнерства. Данные методические рекомендации составлены по итогам реализации в 2009 - 2010 годах проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы "Разработка и апробация методического обеспечения внедрения системы частно-государственного партнерства (ЧГП) в образовании, включая предложения по нормативному правовому обеспечению ее внедрения (для дошкольного, общего, дополнительного образования)".
    С целью разработки доклада Президенту Российской Федерации об исполнении поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Департамент просит в срок до 1 марта 2011 года направить информацию об использовании в субъектах Российской Федерации механизмов частно-государственного партнерства в развитии региональных и муниципальных систем дошкольного образования по электронным адресам info@mon.gov.ru и Skorolupova@mon.gov.ru.
 

Директор Департамента
Е.Л.НИЗИЕНКО

 
 
 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
    Чтобы сделать систему образования конкурентоспособной, необходимо внедрять в нее новые принципы управления, в частности, обеспечить ее развитие на принципах интеграции и кооперации ресурсов - информационных, кадровых, управленческих, финансовых.
    Частно-государственное партнерство (далее - ЧГП) - форма сотрудничества между органами государственной власти и бизнесом, основной целью которой является обеспечить финансирование, сооружение, реконструкцию, управление и содержание объекта инфраструктуры или предоставления услуги. Характерные черты ЧГП:
    - долгосрочный характер отношений;
    - объединение ресурсов под достижение конкретного результата;
    - распределение ответственности и рисков между частным и государственным партнерами.
    Развитие частно-государственного партнерства в сфере образования, в том числе - дошкольного образования, является одним из путей повышения эффективности системы образования.
    Разнообразие форм и механизмов ЧГП можно представить в виде схемы:
 

Формы и механизмы ЧГП

 

Формы ЧГП, ориентированные на выполнение функций управления  Формы ЧГП, ориентированные на выполнение функций управления  Формы ЧГП, ориентированные на участие общественности
       
Концессия Создание коммерческой организации (государство и частная компания) Попечительский совет
   
Аутсорсинг   
     Управляющий совет
  Создание некоммерческой организации (государство и частная компания) 
    
Передача функций управления образовательным учреждением управляющим компаниям      
 Заключение договора простого товарищества (государство и частная компания)  
      
  Соглашение о сотрудничестве/протокол о намерениях  
    
       
  Формирование Фондов "Целевого капитала" некоммерческой организации  

 

I. Частно-государственное партнерство в форме попечительских или управляющих советов, в которых участвуют представители субъектов частного сектора

 
    Данный механизм ЧГП позволяет включить в управление образовательным учреждением, в том числе дошкольным образовательным учреждением, представителей разных заинтересованных групп - государства (в лице органов государственной власти субъектов Российской Федерации), муниципалитетов, благотворителей, бизнеса, общественности (родительского сообщества). Становится особенно актуальным в случае, если благотворители и социальные инвесторы выдвигают в качестве условия получения образовательной организацией долгосрочного финансирования возможность участвовать в формировании программ развития и контроле их исполнения.
    Технологическая схема работы:
    - в устав образовательной организации вводится пункт о создании и полномочиях управляющего или попечительского совета;
    - в совет избираются представители групп, заинтересованных в деятельности образовательной организации, в том числе благотворители и социальные инвесторы;
    - управляющий совет в большей степени, чем попечительский, участвует в управлении образовательным учреждением и, соответственно, наделяется большими полномочиями, позволяющими ему влиять на руководство образовательным учреждением;
    - в зависимости от данных полномочий совет образовательного учреждения может: назначить руководителей (директора, заведующую) образовательной организации, утверждать ключевые кадровые решения, рассматривать и утверждать программу и план развития организации, рассматривать и утверждать отчеты о работе организации, решать вопросы инвестирования и денежного вознаграждения руководителей.
    Система управления работой:
    - управляющий совет проводит регулярные заседания под руководством председателя совета, избранного членами совета, по утвержденной членами совета повестке заседания;
    - совет избирает из своего числа, а также из числа сотрудников организации и внешних экспертов, комиссии по рассмотрению ключевых вопросов - оценки деятельности организации, вознаграждения сотрудников и руководителей и др.;
    - по результатам заседания совета принимаются обязательные для руководства организации решения, которые фиксируются в документах совета. Документы публикуются для рассмотрения заинтересованными сторонами и общественностью.
    Распределение полномочий и обязанностей между участниками
    - Обычно совет образовательной организации наделяют полномочиями утверждать программы развития, включая инвестиционные программы и финансовые планы, утверждать кандидатов на ключевые позиции, оценивать деятельность руководителей образовательной организации и определять денежное вознаграждение руководителей.
    - Разделение полномочий между советом и руководством образовательной организации фиксируется в уставе организации.
    - Внутри совета полномочия распределяются в соответствии с достигнутыми членами совета договоренностями.
    Ресурсное обеспечение работы
    - Ресурсное обеспечение деятельности совета образовательной организации может осуществляться как за счет средств самой организации, так и за счет средств заинтересованных сторон, представители которых вошли в совет.
    - Ресурсное обеспечение реализации принятых советом решений может обеспечиваться как заинтересованными сторонами, представители которых вошли в совет и в интересах которых было принято решение, так и из других источников.
    Планирование и мониторинг
    - Планирование деятельности управляющего совета осуществляется на основе годичных планов работы совета и повесток заседания совета.
    - Мониторинг деятельности совета осуществляется на основе публикуемых документов, принятых советом, а также отчетов образовательных организаций, утвержденных советом.
    Оперативное управление
    - Оперативное управление работой управляющего совета осуществляется председателем и секретарем совета, а также руководителями комиссий, избранных для рассмотрения ключевых вопросов.
 

II. Частно-государственное партнерство в форме института общественного взаимодействия на основании решений органов государственного управления в форме экспертных советов, рабочих групп и др.

 
    Данный механизм ЧГП широко распространен в Российской Федерации, практически все администрации регионов имеют при себе экспертные и общественные советы, рабочие группы и др. Спектр задач, решаемый подобными формами ЧГП, обычно ограничен экспертизой законодательных инициатив, обсуждением и оценкой важных вопросов социально-экономической и общественно-политической жизни региона, консультированием администрации региона. В образовательной сфере данный механизм может и используется для решения аналогичных задач.
    Технологическая схема работы
    - Экспертный совет (рабочая группа или др. подобная форма ЧГП) создается на основании постановления органа государственной власти, при котором создается совет.
    - В рамках экспертного совета разрабатываются проекты экспертных заключений, которые затем рассматриваются и утверждаются советом, а затем рассылаются заинтересованным органам государственной власти.
    Система управления работой
    - Первоначальный состав экспертного совета определяется органом государственной власти и фиксируется в постановлении.
    - Из числа членов экспертного совета избирается президиум и председатель президиума экспертного совета.
    - Президиум готовит повестки заседаний экспертного совета, принимает вопросы для рассмотрения.
    - Из числа членов экспертного совета могут быть образованы профильные комиссии и комитеты, которым поручают подготовку документов по определенным вопросам и их представление для рассмотрения экспертному совету.
    - В постановление органа государственной власти о создании экспертного совета могут быть формализованы правила работы совета и его дальнейшего формирования (регламент работы совета).
    Распределение полномочий и обязанностей между участниками
    - Все члены экспертного совета обладают правом вносить вопросы для включения в повестку заседаний совета, участвовать в заседаниях, обсуждать и голосовать за решения, принимаемые советом, иметь доступ ко всем документам, которые обсуждает или разрабатывает совет.
    - Полномочиями управлять работой совета и вести заседания совета в соответствии с регламентом его работы наделяется председатель президиума.
    - Полномочиями готовить повестку заседаний совета и принимать вопросы для включения в нее в соответствии с регламентом работы совета наделяется президиум совета.
    - Полномочиями готовить документы от имени совета может быть наделен как президиум совета, так и специальная комиссия или комитет из числа членов совета.
    Ресурсное обеспечение работы
    - Ресурсное обеспечение работы экспертного совета полностью лежит на органе государственной власти, по инициативе которого он был создан.
    Планирование и мониторинг
    - Планирование деятельности экспертного совета осуществляется на основе графика регулярных заседаний совета и регламента, подачи вопросов для включения в повестку заседаний совета.