Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 963. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

РАСПОРЯЖЕНИЕ ОАО "РЖД" от 17.01.2013 N 57р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ"

Дата документа17.01.2013
Статус документаДействует
МеткиРаспоряжение · Правила

    

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 января 2013 г. N 57р

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ

 
    1. Утвердить и ввести в действие с 1 марта 2013 г. прилагаемые Правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов (далее - Правила).
    2. Директору проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства - филиала ОАО "РЖД" Иванову А.О. обеспечить ответственное хранение подлинников, тиражирование и рассылку Правил в службы вагонного хозяйства региональных дирекций инфраструктуры.
    3. Начальникам региональных дирекций:
    довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников структурных подразделений региональной дирекции;
    организовать изучение Правил причастными руководителями, специалистами и исполнителями работ;
    внести необходимые изменения и дополнения в действующие локальные нормативные акты, содержащие требования охраны труда.
    4. Признать утратившим силу с 1 марта 2013 г. распоряжение ОАО "РЖД" от 26 мая 2006 г. N 1063р "Об утверждении Правил по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов в вагонном хозяйстве железных дорог".
    5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя начальника Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" Балуева Н.Н.
 

Старший вице-президент ОАО "РЖД"
В.А.ГАПАНОВИЧ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО "РЖД"
от 17.01.2013 N 57р

 

Согласованы
Профсоюзным комитетом
постановлением РОСПРОФЖЕЛ
от 30 июля 2012 г. N 12/8

 

ПРАВИЛА
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ

 

ПОТ РЖД-4100612-ЦВ-016-2012

 

1. Общие требования

 
    1.1. Настоящие Правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов в вагонном хозяйстве железных дорог (далее - Правила), разработанные на основе Трудового кодекса Российской Федерации [140], межотраслевых правил по охране труда и иных нормативных правовых актов, эксплуатационной и ремонтной технологической документации, содержащей требования охраны труда, санитарных правил на железнодорожном транспорте, устанавливают основные требования охраны труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов в структурных подразделениях вагонного хозяйства ОАО "РЖД" эсплуатационных вагонных депо (далее - депо) и их производственных подразделениях.
    Требования Правил должны учитываться при заключении соответствующих договоров со сторонними организациями и дочерними обществами ОАО "РЖД", деятельность которых связана с техническим обслуживанием и ремонтом грузовых вагонов.
    1.2. Применение Правил дочерними обществами ОАО "РЖД" устанавливается соглашениями о взаимодействии ОАО "РЖД" и дочернего общества.
    1.3. Выполнение настоящих Правил обязательно для структурных подразделений вагонного хозяйства, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом грузовых вагонов. Перечень нормативных и технических документов, на которые в тексте Правил даны ссылки, приведен в Приложении N А к настоящим Правилам.
    1.4. При техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов в депо и их производственных подразделениях на работников могут воздействовать основные опасные и вредные производственные факторы, установленные ГОСТ 12.0.003 [3] и аттестацией рабочих мест по условиям труда:
    движущийся железнодорожный подвижной состав, транспортные средства, машины и механизмы;
    повышенные уровни шума и вибрации на рабочем месте;
    повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
    острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;
    повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
    повышенная или пониженная температура, повышенная влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;
    повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования;
    недостаточная освещенность рабочей зоны и недостаток естественного света;
    расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);
    химические факторы;
    психофизиологические факторы (физические перегрузки при выполнении работ стоя и под вагоном (неудобная рабочая поза), при перемещении тяжестей вручную и др.).
    1.5. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны в депо и их производственных подразделениях не должно превышать предельно допустимых концентраций и уровней воздействия, установленных гигиеническими нормативами ГН 2.2.5.1313-03 [1], ГН 2.2.5.2308-07 [2] и ГОСТ 12.1.005-88 [8].
    1.6. Уровни шума и вибрации на рабочих местах при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов не должны превышать норм, установленных ГОСТ 12.1.003 [6], ГОСТ 12.1.012 [11], СН 2.2.4/2.1.8.562 [126], СН 2.2.4/2.1.8.566 [127].
    1.7. Освещенность рабочих мест в производственных помещениях, на открытых площадках депо и их производственных подразделений должна соответствовать требованиям СНиП 23-05-95 [130], ОСТ 32.120 [67] и Отраслевым нормам естественного и совмещенного освещения производственных предприятий железнодорожного транспорта [68], в том числе:
    пути и горловины парков приема и отправления, сортировочные и вытяжные пути, а также транзитные парки, приемо-отправочные пути и горловины крупных грузовых станций - не менее 5 люкс;
    пути безотцепочного ремонта вагонов, пункт (тупик) для смены колесных пар - не менее 10 люкс;
    специализированные пути для текущего отцепочного ремонта в объеме ТР-1, ТР-2 (оборудованные комплексом вагоноремонтных машин), сливно-наливные эстакады - не менее 20 люкс, а в местах сварочных работ на обрабатываемой поверхности - не менее 50 люкс;
    рабочее место осмотрщика вагонов, принимающего пассажирские и грузовые поезда "сходу" - "островок безопасности" - не менее 5 люкс, а вертикальная норма освещенности на ходовых частях вагона - не менее 50 люкс.
    1.8. Предельная норма перемещения грузов вручную по горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать норм, установленных Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса, Критериями и классификацией условий труда [114] и Нормами предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную [66], в том числе при переноске тяжестей допустимая масса поднимаемого и перемещаемого груза в течение рабочей смены не должна превышать для мужчин 15 кг, для женщин 7 кг, а при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) для мужчин - 30 кг, для женщин - 10 кг.
    Допускается поднимать и перемещать грузы большей массы вдвоем, но с учетом того, чтобы нагрузка на каждого работника не превышала норм, установленных соответствующими нормативными документами.
    1.9. К самостоятельной работе, связанной с техническим обслуживанием и ремонтом грузовых вагонов, допускаются работники, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие профессиональную подготовку, инструктаж, обучение, стажировку, проверку знаний требований охраны труда, соответствующих выполняемым работам, не имеющих медицинских противопоказаний к работе.
    1.10. К работам, выполняемым непосредственно на железнодорожных путях, допускаются работники, прошедшие в установленном порядке проверку знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [106], Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации [62], Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации [57] и других нормативных правовых актов.
    1.11. Работники, занятые на тяжелых работах [74] и на работах с вредными и опасными производственными факторами [75], должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с Положением о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте [78], а также проходить обязательное психиатрическое освидетельствование в порядке, установленном Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности [104].
    1.12. Обучение по охране труда, проверка знаний требований охраны труда работников депо, все виды инструктажей по охране труда (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой) и стажировка должны проводиться и регистрироваться в соответствии с ГОСТ 12.0.004 [4], Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций [80] и Системы управления охраной труда в ОАО "РЖД". Организация обучения [136].
    Со всеми работниками депо и их производственных подразделений должен проводиться противопожарный инструктаж.
    1.13. Руководитель структурного подразделения при технической учебе организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.
    1.14. В депо и их производственных подразделениях должны быть оборудованы кабинеты (уголки) охраны труда в соответствии с Рекомендациями по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда [118] и Положением о кабинете охраны труда на предприятиях федерального железнодорожного транспорта [77].
    1.15. Работники, выполняющие техническое обслуживание и ремонт грузовых вагонов, должны знать:
    технологию обслуживания и ремонта грузовых вагонов;
    требования охраны труда при выполнении работ, производственной санитарии, пожарной безопасности, электробезопасности и промышленной безопасности;
    действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, способы защиты и правила оказания первой помощи.
    1.16. Обучение, проверка знаний по электробезопасности и допуск работников, связанных с обслуживанием и эксплуатацией электроустановок, должны осуществляться в соответствии с Правилами устройства электроустановок [110], Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей [107], Межотраслевыми правилами по охране труда (правилами безопасности) при эксплуатации электроустановок [88], Стандартом ОАО "РЖД" СТО РЖД 15.013-2011 Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Электрическая безопасность. Общие положения [138].
    Работники, связанные с эксплуатацией и ремонтом электроустановок, в зависимости от должности, профессии и характера выполняемых работ должны иметь соответствующую группу по электробезопасности и удостоверение о проверке знаний норм и правил работы в электроустановках.
    1.17. При эксплуатации электроустановок руководитель (начальник) структурного подразделения должен назначить ответственного за электрохозяйство из числа руководителей структурного подразделения для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок.
    1.18. К работе на транспортных и подъемно-транспортных средствах (электрокарах, погрузчиках и др.) допускаются работники, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие обучение и проверку знаний на право управления данными средствами, не имеющие медицинских противопоказаний к работе и имеющие соответствующие удостоверения.
    Рабочие основных профессией допускаются к управлению грузовым краном с пола или со стационарного пульта и к зацепке груза на крюк такого крана после соответствующего инструктажа и проверки навыков по управлению краном и строповке грузов в установленном владельцем крана порядке.
    К управлению кранами по радио допускаются рабочие, имеющие удостоверение крановщика-оператора, прошедшего обучение по программе для подготовки крановщика-оператора.
    1.19. Начальник депо и руководители производственных подразделений депо обязаны обеспечить производственный контроль и надзор за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, крановых путей, съемных грузозахватных приспособлений и тары, грузоподъемных механизмов в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов [71], других нормативных документов в области промышленной безопасности.
    1.20. Аттестация работников, ответственных за технический надзор за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары, за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами, а также обучение и периодическая проверка знаний персонала, обслуживающего грузоподъемные машины и механизмы (машинистов кранов, стропальщиков и ремонтный персонал), безопасным методам ведения работ должны проводиться в соответствии с федеральным законодательством в области промышленной безопасности.
    1.21. К осмотру и ремонту грузовых вагонов с опасными грузами допускаются работники не моложе 21 года, прошедшие специальное обучение и допущенные к безопасному ведению работ с вагонами, груженными опасными грузами, изучившие знаки опасности на опасные грузы и места их нанесения, а также ознакомленные с аварийными карточками.
    1.22. При эксплуатации автомобилей, тракторов, автопогрузчиков, электропогрузчиков и других безрельсовых колесных транспортных средств необходимо соблюдать требования Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) [85], Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте [92] и Правил дорожного движения Российской Федерации [98].
    1.23. Начальник депо обязан обеспечить разработку и утверждение с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа инструкций по охране труда для работников депо исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы и с учетом местных условий. Указанные инструкции разрабатываются в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда [64], на основе настоящих Правил, Правил разработки, построения, оформления и обозначения нормативных документов по охране труда [105].
    1.24. У руководителя производственного подразделения депо должен постоянно храниться полный комплект действующих инструкций по охране труда для работников данного подразделения, а также перечень этих инструкций, утвержденный руководителем депо либо лицом, им уполномоченным, по всем профессиям (должностям) и видам выполняемых работ. Инструкции могут быть выданы работникам при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах или участках, либо храниться в ином доступном для работников месте.
    1.25. При работах на высоте (работник находится на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте 1,3 м и более), верхолазных работах (выполняемых на высоте более 5 м от поверхности земли, перекрытия или рабочего настила, над которыми производятся работы, непосредственно с конструкций или оборудования при их монтаже или ремонте) следует соблюдать требования Межотраслевых правил по охране труда при работе на высоте [86]. При невозможности устройства ограждений работы на высоте должны выполняться с применением предохранительного пояса и страховочного каната.
    Для выполнения работ на высоте должны быть устроены площадки для инструмента, деталей, крепежа и других материалов, применяемых при ремонте вагонов.
    Верхолазные работы, относящиеся к работам повышенной опасности, должны выполняться по наряду-допуску, в котором должны предусматриваться организационные и технические мероприятия по их подготовке и безопасному выполнению.
    В депо и их производственных подразделениях должен быть разработан и утвержден в установленном порядке перечень мест производства и видов работ, где выполнять работы разрешается только по наряду-допуску.
    1.26. Приказом (распоряжением) руководителя депо должны быть назначены ответственные работники и лица, замещающие их на время отсутствия:
    за безопасное производство маневровой работы на тракционных путях, железнодорожных путях участков текущего отцепочного ремонта;
    за организацию производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
    по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, грузозахватных приспособлений, крановых путей и тары;
    технически исправное состояние кранов, грузозахватных приспособлений, электро- и газосварочного оборудования;
    технически исправное состояние сосудов, работающих под давлением, и компрессорных установок;
    безопасное производство работ кранами;
    газовое хозяйство;
    складское хозяйство;
    электрохозяйство;
    испытание и хранение абразивных кругов;
    организацию безопасной эксплуатации транспортных средств;
    за пожарную безопасность.
    1.27. Контроль за состоянием охраны труда и соблюдением настоящих Правил должен осуществляться в соответствии с СТО РЖД 15.014-2012 Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Организация контроля и порядок его проведения [138].
    1.28. Организация и ведение технологических процессов при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов должны соответствовать государственным стандартам, санитарным нормам и правилам, межотраслевым и отраслевым правилам и нормам, настоящим Правилам и другим нормативно-техническим и технологическим документам на соответствующие процессы.
    Все технологические процессы при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов должны содержать требования безопасности к организации и выполнению конкретных работ и операций.
    1.29. При разработке технологических процессов технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов необходимо руководствоваться стандартами системы стандартов безопасности труда, строительными нормами и правилами, межотраслевыми правилами и нормами и настоящими Правилами. Технологические процессы, технологические инструкции и карты на различные виды работ, ремонт отдельных узлов и деталей грузовых вагонов должны соответствовать в части требований безопасности ГОСТ 3.1120 [44] и настоящим Правилам. Технологические документы должны утверждаться в установленном порядке после проведения нормоконтроля по проверке отражения (наличия) в них требований безопасности в соответствии с ГОСТ 3.1116 [43], Регламентом взаимодействия структурных подразделений и филиалов ОАО "РЖД" при разработке и согласовании технологических процессов N 740-2010 ПКБ ЦВ [147].
    1.30. Все виды работ при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов должны выполняться в соответствии с требованиями технологических процессов, разработанных с учетом местных условий, ГОСТ 12.3.002 [25], требованиями настоящих Правил и других нормативных документов.
    1.31. К осмотру, техническому обслуживанию и ремонту грузовых вагонов на ПТО работники должны приступать только после получения сообщения по радиосвязи или двусторонней парковой связи от дежурного по станции (маневрового диспетчера), или оператора (диспетчера) ПТО, или работника, ответственного за ограждение, сообщения об ограждении состава грузовых вагонов (сигналами системы централизованного ограждения или переносными сигналами) и убедившись в наличии ограждения.
    1.32. Старший осмотрщик вагонов, назначенный руководителем смены с записью в журнале, а при единой технологии - каждый осмотрщик вагонов, должен повторить полученное разрешение на производство работ по радиосвязи или двусторонней парковой связи в подтверждение того, что сообщение принято правильно.
    1.33. Устройствами общей двусторонней парковой связи следует пользоваться в исключительных случаях по требованию оператора (диспетчера) ПТО или дежурного по станции (маневрового диспетчера).
    При пользовании двусторонней парковой связью необходимо соблюдать регламент переговоров, не допуская излишнего воздействия шума на работников и жителей близлежащих районов.
    Переговорные колонки двусторонней парковой связи после передачи сообщения следует выключать.
    1.34. Запрещается проводить техническое обслуживание не огражденных в установленном порядке составов грузовых вагонов или отдельно стоящих грузовых вагонов, а также перелезать через автосцепки, подлезать под вагонами и протаскивать под ними инструмент, приборы, материалы.
    1.35. При ширине междупутья менее 4800 мм запрещается производить контроль технического состояния и ремонт грузовых вагонов в составе или отдельной группе, находящихся на огражденных железнодорожных путях, если по соседнему железнодорожному пути движется поезд, локомотив или другая подвижная единица. В этом случае работнику следует прекратить работу, сместиться в сторону обслуживаемого поезда либо перейти на противоположную сторону обрабатываемого состава.
    1.36. При нахождении на железнодорожных путях работники должны соблюдать следующие требования безопасности:
    проходить к месту проведения работ и обратно по специально установленным маршрутам движения, обозначенным указателем "Служебный проход";
    при проходе вдоль железнодорожных путей на станции следует идти по середине междупутья, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики и другие препятствия;
    при техническом обслуживании вагонов проход осуществлять по технологическим маршрутам, указанным в техпроцессах;
    переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (по пешеходным мостам, тоннелям, настилам), а при их отсутствии - под прямым углом, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава;
    переходить железнодорожный путь, занятый подвижным составом, следует по переходным площадкам вагонов, предварительно убедившись в исправности подножек, поручней и отсутствии на соседнем пути приближающегося поезда. Переходить через переходную площадку вагона во время движения поезда запрещается;
    сходить с переходной площадки следует, повернувшись лицом к вагону, держась за поручни;
    обходить группы вагонов или локомотивов, стоящие на железнодорожном пути, следует на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона или локомотива;
    проходить между расцепленными единицами подвижного состава следует посередине при расстоянии между крайними автосцепками не менее 10 м;
    следить за показаниями светофоров, звуковых сигналов, предупреждающих знаков и предупреждениями, передаваемыми по парковой громкоговорящей связи о маневрах подвижного состава.
    1.37. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:
    переходить или перебегать через железнодорожные пути перед движущимся железнодорожным подвижным составом и другими подвижными единицами;
    садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;
    пролезать под стоящими не огражденными вагонами (поездами);
    находиться в междупутье между поездами при их безостановочном следовании по смежным путям;
    переходить пути в пределах стрелочных переводов и крестовин;
    становиться или садиться на рельсы, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства;
    становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком или в желоба на стрелочном переводе и на концы железобетонных шпал;
    находиться на территории станции в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении железнодорожного подвижного состава или других подвижных единиц;
    находиться в габарите подвижного состава и заходить в межвагонное пространство не огражденного поезда (группы вагонов) или когда отсутствует информация об ограждении поезда (группы вагонов);
    проходить по междупутью в опасных и негабаритных местах для выполнения технологических операций в момент движения подвижного состава по соседнему пути;
    использовать мобильную связь, аудиоплееры при проведении технического обслуживания и ремонта подвижного состава и при перемещении по маршрутам служебного прохода к месту производства работ и обратно.
    1.38. Выходя на железнодорожный путь из помещений, а также из-за зданий, которые затрудняют видимость железнодорожного пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему железнодорожного подвижного состава, а в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза привыкнут к темноте.
    Необходимо быть внимательным при нахождении на железнодорожных путях при недостаточной видимости (сумерках, тумане, снегопаде) и гололеде, а также зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость звуковых сигналов.
    1.39. При нахождении на электрифицированных участках железных дорог работники и их производственных подразделений должны соблюдать требования Правил электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных железных дорогах [113].
    1.40. Запрещается:
    наступать на электрические провода и кабели;
    прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет;
    подниматься на крышу вагона, находящегося под контактным проводом;
    приближаться ближе 2 м к токоведущим частям контактной сети и воздушных линий, находящимся под напряжением;
    приближаться на расстояние менее 8 м к провисающим, оборванным и лежащим на земле проводам и допускать приближения к ним посторонних лиц, т.к. они представляют опасность для жизни. Их следует считать находящимися под напряжением.
    При обнаружении оборванных и лежащих на земле проводов необходимо принять меры к ограждению опасного места и, пользуясь любым видом связи, немедленно информировать о случившемся вышестоящего руководителя и район контактной сети (энергодиспетчера) и далее действовать по их указаниям.
    1.41. Об окончании технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов ответственный за производство работ, а при единой технологии каждый осмотрщик вагонов, после выполнения полного объема работ на вагонах своей зоны обслуживания должен поставить в известность оператора (диспетчера) ПТО, или дежурного по станции (маневрового диспетчера), или работника, ответственного за ограждение (старшего осмотрщика вагонов), который объявляет по двусторонней парковой связи о снятии ограждения грузового вагона или группы грузовых вагонов.
    1.42. На электрифицированных участках железных дорог работы по осмотру, техническому обслуживанию и ремонту грузовых вагонов должны выполняться в соответствии с требованиями Правил безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки, железных дорог ОАО "РЖД" [97], Правил электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных железных дорогах [113].
    1.43. На электрифицированных участках железных дорог подниматься на крышу грузового вагона для ее осмотра и ремонта допускается только после снятия напряжения с контактной сети и подтверждения данной информации от дежурного по станции (оператора ПТО). Контактная сеть и связанные с нею устройства должны быть заземлены на весь период и на всем участке производства работ.
    В охранных зонах контактной сети, воздушных линий электропередачи и кабельных линий работникам запрещается без письменного разрешения руководителя дистанции электроснабжения осуществлять погрузочно-разгрузочные работы, совершать проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза более 4,5 м от уровня поверхности дороги.
    1.44. Междупутья, где производят техническое обслуживание и ремонт грузовых вагонов в длинносоставных и тяжеловесных поездах, должны иметь ровную поверхность, очищенную от мусора и посторонних предметов.
    Железнодорожные пути размещения этих поездов должны иметь общее равномерное и общее локализованное (боковое) освещение в темное время суток на всю длину поезда, отвечающее требованиям ОСТ 32.120 [67].
    1.45. Аварийно-восстановительные работы, расстановка вагонов по позициям и работы по устранению неисправностей, выполняемые в ночное время, выходные и праздничные дни, должны производиться по письменному распоряжению начальника депо в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации [140], техническо-распорядительным актом (далее - ТРА) железнодорожной станции (далее - станции) и технологическим процессом, разработанным применительно к местным условиям.
    1.46. Обеспечение и взрывобезопасности производственных процессов должно осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.004 [7], ГОСТ 12.1.010 [10], Правил противопожарного режима в Российской Федерации [103] и Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте [102].
    1.47. Для производственных и складских помещений должны быть определены категории по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с СП 12.13130 [132].
    1.48. При выборе и установке электрооборудования в помещениях и на открытых площадках депо и их производственных подразделений должны быть определены классы взрывоопасных и пожароопасных зон в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок (ПУЭ) [110].
    1.49. Средства пожарной сигнализации и средства пожаротушения для различных производственных помещений депо должны соответствовать определенной категории по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности и требованиям Норм оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения [65].
    Использование пожарного оборудования и инвентаря для хозяйственных нужд не допускается.
    В депо и их производственных подразделениях, численностью более 10 человек, должны быть разработаны и вывешены на видных местах планы (схемы) эвакуации на случай пожара или аварийной ситуации.
    1.50. Необходимое количество первичных средств пожаротушения определяется в соответствии с Нормами оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения [65].
    1.51. Для защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов все работники должны быть обеспечены соответствующими сертифицированными видами специальной одежды (далее - спецодежда), специальной обувью (далее - спецобувь) и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением [140].
    1.52. Выдача, хранение и пользование специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ должны осуществляться в соответствии с Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты [63], а также Порядком обеспечения работников ОАО "РЖД" средствами индивидуальной защиты [79].
    Работник должен применять предусмотренные виды специальной одежды, специальной обуви и СИЗ на протяжении всей рабочей смены.
    Спецодежда, спецобувь и другие СИЗ должны быть исправны и соответствовать размеру и росту работника, которому они выдаются.
    1.53. Выбор конкретных типов СИЗ должен проводиться в зависимости от вида работ, применяемых веществ, материалов и результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
    СИЗ органов дыхания применяют в том случае, если при помощи вентиляции не обеспечивается требуемая чистота воздуха рабочей зоны, предусмотренная требованиями ГОСТ 12.1.005 [8].
    Работники, подвергающиеся воздействию высоких уровней шума, должны быть обеспечены СИЗ органов слуха (противошумными наушниками, вкладышами). СИЗ органов слуха следует выбирать в зависимости от частотного спектра шума на рабочем месте.
    1.54. Работники и их производственных подразделений, пользующиеся СИЗ, должны быть проинструктированы о правилах пользования этими средствами и способах проверки их исправности. Применяемые СИЗ должны быть проверены и испытаны в установленном порядке.
    1.55. Работники, занятые на работах, связанных с загрязнением, должны обеспечиваться смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств [139], порядком и условиями их выдачи и Рекомендациями по использованию смывающих и обезвреживающих средств для работников основных профессий структурных подразделений ОАО "РЖД" [116].
    1.56. При выполнении работ и нахождении на железнодорожных путях все работники, независимо от должности и профессии, должны быть одеты в сигнальные жилеты со световозвращающими элементами.
    1.57. При работах на высоте, при нахождении в зоне выполнения погрузочно-разгрузочных работ с использованием грузоподъемных механизмов, все работники обязаны носить защитные каски.
    1.58. Начальник депо и руководители производственных подразделений депо обязаны обеспечить выдачу, хранение, сушку, стирку и ремонт спецодежды в установленные сроки.
    Организация работ, связанная с химической чисткой, стиркой СИЗ и других изделий, должна соответствовать требованиям Межотраслевых правил по охране труда при химической чистке [87], стирке.
    1.59. Перед сдачей в ремонт СИЗ должны подвергаться чистке и стирке.
    Хранение, ремонт и стирка спецодежды и других СИЗ на дому запрещается.
    1.60. Перед каждым применением СИЗ работник должен проверить его исправность, отсутствие внешних повреждений, загрязнения, срок годности (по штампу).
    Пользоваться СИЗ с истекшими сроками годности запрещается.
    1.61. В целях охраны окружающей среды в депо и их производственных подразделениях необходимо постоянно обеспечивать исправное состояние вентиляционных и очистных сооружений.
    1.62. Исправность и эффективность вентиляционных и очистных сооружений определяются по результатам анализов, проводимых территориальным управлением Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту или Центром охраны окружающей среды железных дорог.
    Условия выброса в атмосферу воздуха из систем общеобменной и местной вентиляции должны соответствовать требованиям СНиП 2.04.05 [128].
    1.63. Выброс и сброс вредных веществ, накопление и передача отходов допускаются в порядке, установленном территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора).
    1.64. Пути технического обслуживания и текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов необходимо своевременно очищать от горючих отходов, а для их сбора в определенных местах устанавливать металлические ящики с плотно закрывающимися крышками.
    1.65. Общая продолжительность рабочего времени, времени начала и окончания работы, продолжительность обеденного перерыва, периодичность и длительность внутрисменных перерывов, в том числе для обогрева в холодное время года при работе на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, продолжительность работы в ночное время устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего трудового распорядка.
    1.66. Начальник депо обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест в депо и их производственных подразделениях и разработку мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
    1.67. Руководители производственных подразделений депо не должны допускать к исполнению обязанностей работников, находящихся в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения. Работников, обнаруженных в таком состоянии, немедленно отстраняют от работы установленным порядком и выводят с территории депо и их производственных подразделений.
    1.68. Руководители и работники и их производственных подразделений, допустившие нарушения требований нормативных правовых актов по охране труда и пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

2. Требования охраны труда работников при организации и проведении работ (технологических процессов)

 

2.1. Требования охраны труда при маневровой работе и ограждении грузовых вагонов

 
    2.1.1. Маневровая работа и ограждение грузовых вагонов на железнодорожных путях станций, депо и их производственных подразделений должны производиться в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [106], Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации [62], Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации [57], ТРА станции, технологическим процессом и инструкцией по производству маневровой работы, разработанными с учетом местных условий и утвержденными в установленном порядке.
    Требования ТРА станции по безопасному приему, отправлению и проследованию подвижного состава по железнодорожным путям станции должны содержаться в технологическом процессе работы ПТО.