Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 874. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минтранса РФ от 13.02.2013 N 36 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ТАХОГРАФАМ, УСТАНАВЛИВАЕМЫМ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, КАТЕГОРИЙ И ВИДОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОСНАЩАЕМЫХ ТАХОГРАФАМИ, ПРАВИЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОБСЛУЖИВАНИЯ И КОНТРОЛЯ РАБОТЫ ТАХОГРАФОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА"

Дата документа13.02.2013
Статус документаНе действует
МеткиПриказ
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    
    Зарегистрировано в Минюсте России 7 марта 2013 г. N 27574
    


 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 13 февраля 2013 г. N 36

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ТАХОГРАФАМ, УСТАНАВЛИВАЕМЫМ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, КАТЕГОРИЙ И ВИДОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОСНАЩАЕМЫХ ТАХОГРАФАМИ, ПРАВИЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОБСЛУЖИВАНИЯ И КОНТРОЛЯ РАБОТЫ ТАХОГРАФОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

 
    Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правил их использования, обслуживания и контроля их работы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 48, ст. 6714) приказываю:
    1. Утвердить:
    Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение N 1 к настоящему приказу);
    Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами (приложение N 2 к настоящему приказу);
    Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства (приложение N 3 к настоящему приказу);
    Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства (приложение N 4 к настоящему приказу);
    Правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства (приложение N 5 к настоящему приказу).
    2. Установить, что использование технических средств контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, установленных на транспортные средства до 1 апреля 2013 г., допускается до даты очередной калибровки (проверки) указанных технических средств, но не позднее 1 апреля 2015 г.
    3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 апреля 2013 г.
 

Министр
М.Ю.СОКОЛОВ

 
 
    

Приложение N 1

    

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 13 февраля 2013 г. N 36

 

ТРЕБОВАНИЯ К ТАХОГРАФАМ, УСТАНАВЛИВАЕМЫМ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

 

I. Общие положения

 
    1. Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (далее - Требования), разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.
    2. В состав тахографа входит бортовое устройство и следующие внешние компоненты:
    1) карты тахографа (далее - карты);
    2) датчик движения;
    3) антенна для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS (далее - ГНСС);
    4) антенна для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);
    5) комплект монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки на транспортном средстве.
    3. Бортовое устройство имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержит внутри него:
    1) устройство обработки данных;
    2) программное обеспечение для устройства обработки данных, записанное на электронные носители информации;
    3) программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее - блок СКЗИ тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации и обеспечивающее:
    аутентификацию;
    регистрацию информации в некорректируемом виде в защищенной памяти (далее - защищенный архив блока СКЗИ тахографа);
    хранение информации ограниченного доступа, используемой для создания электронной подписи и проверки электронной подписи (далее - ключевой информации), и аутентифицирующей информации;
    преобразование сигналов ГНСС в данные о текущем времени и о координатах местоположения транспортного средства в некорректируемом виде;
    4) блок памяти бортового устройства для хранения данных, не требующих регистрации в некорректируемом виде;
    5) связной модуль (необходимость включения связного модуля в состав бортового устройства определяется организацией - изготовителем тахографов);
    6) датчики ускорения (необходимость установки определяется организацией - изготовителем тахографа);
    7) два устройства ввода карт (считывающие устройства);
    8) средство отображения информации (дисплей);
    9) печатающее устройство;
    10) кнопку аварийной ситуации (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);
    11) средства визуального и звукового предупреждения;
    12) разъем для выполнения сервисных функций, загрузки (выгрузки) данных;
    13) разъемы для подключения бортового устройства к транспортному средству;
    14) разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема сигналов ГНСС;
    15) разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);
    16) слот для SIM-карты (необходимость слота для SIM-карты в составе бортового устройства определяется организацией - изготовителем тахографов);
    17) средства ввода информации в тахограф (клавиатура).
    4. Типы карт тахографа:
    1) карта водителя - обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя;
    2) карта контролера - обеспечивает идентификацию и аутентификацию контрольного органа и соответствующего сотрудника контрольного органа (владельца карты) с использованием шифровальных (криптографических) средств;
    3) карта мастерской - обеспечивает идентификацию и аутентификацию держателя карты с использованием шифровальных (криптографических) средств;
    4) карта предприятия - обеспечивает идентификацию и аутентификацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (далее - транспортные предприятия), с использованием шифровальных (криптографических) средств, установку блокировки (ограничения) доступа к данным тахографа и данным карт водителей.
    5. Тахограф обеспечивает целостность и достоверность информации, регистрируемой в памяти тахографа в некорректируемом виде, на основе применения квалифицированной электронной подписи, а также возможность гарантированного выявления ее корректировки или фальсификации по результатам проверки информации, зарегистрированной в памяти тахографа.
    6. Тахограф обеспечивает внесение в блок СКЗИ тахографа с использованием карты мастерской установочных данных, включая идентификационные данные транспортного средства и квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат) блока СКЗИ тахографа (далее - активизация тахографа).
    7. Тахограф, прошедший процедуру активизации, функционирует в следующих режимах:
    1) рабочий режим - режим вождения транспортного средства (регистрация режимов движения, труда и отдыха водителей, а также регистрация событий, сбоев, неисправностей), активируется картой водителя;
    2) режим контроля - режим проверки деятельности водителя (при остановке транспортного средства в пунктах контроля на дорогах), активируется картой контролера;
    3) режим корректировки установочных данных - режим внесения изменений в идентификационные данные тахографа, активируется картой мастерской;
    4) режим предприятия - режим проверки деятельности водителя, а также проверки параметров (характеристик) транспортного средства, его пробега и скоростного режима, активируется картой предприятия.
 

II. Функции тахографа и требования к его конструкции

 
    8. Тахограф при работе с картами обеспечивает:
    1) регистрацию фактов ввода и извлечения карт;
    2) определение типа карты и контроль срока ее действия;
    3) разграничение доступа к управлению функциями и данным тахографа в зависимости от типа вставленной в него карты;
    4) взаимную аутентификацию карты и блока СКЗИ тахографа с использованием шифровальных (криптографических) средств;
    5) запись в память карты информации в некорректируемом виде;
    6) механическую блокировку карты после ее ввода в слот тахографа;
    7) извлечение карты водителя только при остановке транспортного средства и после записи данных о деятельности водителя из тахографа в память карты.
    9. Тахограф в рабочем режиме:
    1) при наличии данных, получаемых от ГНСС, во всем диапазоне допустимых скоростей транспортного средства определяет скорость движения транспортного средства с погрешностью не более 0,5 километра в час при геометрическом факторе ухудшения точности по вектору положения < 3;
    2) осуществляет регистрацию в некорректируемом виде значения скорости движущегося транспортного средства не реже одного раза в секунду;
    3) при отсутствии данных, получаемых от ГНСС, определяет значение скорости транспортного средства на основе импульсов, получаемых от датчика движения;
    4) при скорости движения транспортного средства более 1,8 километра в час или при получении от датчика движения не менее одного импульса в секунду в течение не менее пяти секунд осуществляет регистрацию факта движения транспортного средства;
    5) при наличии данных, получаемых от ГНСС, осуществляет на их основе автоматическое уточнение коэффициентов соответствия между скоростью транспортного средства, пройденным им путем и количеством (частотой) импульсов, подаваемых датчиком движения;
    6) осуществляет регистрацию фактов автоматических уточнений коэффициентов соответствия между скоростью транспортного средства, пройденным им путем и количеством (частотой) импульсов, подаваемых датчиком движения, в случае если указанный коэффициент соответствия изменен более чем на 10%;
    7) при наличии данных, получаемых от ГНСС, определяет координаты местоположения транспортного средства с погрешностью не более трех метров (круговое вероятностное отклонение) при геометрическом факторе ухудшения точности по вектору положения < 3;
    8) осуществляет не реже одного раза в секунду регистрацию в некорректируемом виде значения координат местоположения движущегося транспортного средства;
    9) при движении транспортного средства определяет расстояние, пройденное в течение суток транспортным средством, с погрешностью не более 0,1 км и осуществляет не реже одного раза в секунду его регистрацию;
    10) при движении транспортного средства осуществляет не реже одного раза в секунду регистрацию данных, соответствующих полному расстоянию, пройденному транспортным средством (пробегу).
    10. Тахограф обеспечивает:
    1) при наличии данных, получаемых от ГНСС, прием информации о точном значении времени, календарной дате и координатах местонахождения транспортного средства;
    2) вывод на дисплей в цифровом виде календарной даты и значения времени UTC с погрешностью не более одной секунды;
    3) возможность изменения выводимого на дисплей значения времени для установки местного времени с учетом часовых поясов;
    4) при наличии данных, получаемых от ГНСС, автоматическое уточнение показаний часов реального времени в случае отклонения их показаний больше чем +/- 2 секунды в сутки;
    5) работу часов реального времени при отсутствии электропитания от внешнего источника в течение не менее 12 месяцев;
    6) регистрацию времени UTC, скорости и координат местонахождения транспортного средства, при наличии данных, получаемых от ГНСС, в некорректируемом виде не реже одного раза в секунду, за исключением периодов времени, в течение которых:
    не подается питание на бортовое устройство;
    транспортное средство не движется и не происходят какие-либо события, регистрируемые тахографом в соответствии с настоящими Требованиями.
    11. Тахограф в рабочем режиме обеспечивает:
    1) регистрацию следующих видов деятельности водителей: "управление", "работа", "готовность" или "перерыв/отдых";
    2) расчет и регистрацию непрерывного времени управления и совокупного времени перерывов в работе водителя;
    3) выбор первым или вторым водителем вручную функций: "работа", "готовность" или "перерыв/отдых";
    4) автоматическую регистрацию функции "управление" для водителя, управляющего движущимся транспортным средством, и "готовность" для второго водителя;
    5) автоматическую регистрацию функции "работа" при остановке транспортного средства в случае его управления одним водителем;
    6) регистрацию изменения вида деятельности водителя транспортного средства через 120 секунд после автоматического переключения на функцию "работа" в связи с остановкой транспортного средства;
    7) регистрацию в некорректируемом виде данных об изменении вида деятельности водителя.
    12. Тахограф при вводе двух действительных карт водителя регистрирует статус управления "экипаж" и во всех других случаях регистрирует статус управления "один".
    13. Тахограф при вводе данных обеспечивает:
    1) автоматическое определение и регистрацию координат мест, в которых начинаются и заканчиваются ежедневные периоды работы;
    2) после ввода карты водителя автоматическое предложение водителю осуществить ручной ввод информации, в том числе:
    вывести на дисплей информацию о дате и времени последнего извлечения этой карты и вывести запрос, означает ли данный ввод карты продолжение текущего ежедневного периода работы;
    вывести на дисплей запрос о вводе данных, о виде деятельности ("работа", "готовность" или "перерыв/отдых") с указанием даты и времени начала и завершения;
    3) ожидание ввода информации в течение одной минуты с выводом индикации на дисплей о том, что включен режим ожидания ввода, и подачи звукового сигнала по истечении 30 секунд;
    4) регистрацию факта, что водителем не выполнен ручной ввод данных, если в течение одной минуты он не начал ввод запрашиваемой тахографом информации;
    5) ручной ввод данных о видах деятельности: "работа", "готовность" или "перерыв/отдых" в соответствии со следующими алгоритмами:
    если держатель карты водителя вводит утвердительный ответ на предложение указать "название места, в котором начинается ежедневный период работы", то на дисплей выводится надпись с предложением ввести вручную данные о деятельности в хронологическом порядке за период времени, в течение которого карта не была вставлена в тахограф;
    если время завершения деятельности, введенное вручную, соответствует времени ввода карты, то процесс ручного ввода данных завершается;
    если держатель карты водителя вводит отрицательный ответ на предложение указать "название места, в котором начинается ежедневный период работы", то на дисплей выводится запрос о вводе в ручном режиме данных о деятельности в хронологическом порядке за период времени после извлечения карты до момента завершения работы;
    если держатель карты водителя не указывает, когда завершился предыдущий период работы, и вводит вручную данные о деятельности, время завершения которой соответствует времени ввода карты, тахограф регистрирует информацию о том, что ежедневный период работы завершился в начале первого периода "отдыха" (или периода, за который "нет данных") в момент извлечения карты;
    если время начала периода работы соответствует времени ввода карты, то на дисплей выводится запрос о вводе времени начала текущего ежедневного периода работы;
    если время начала текущего периода работы отличается от времени ввода карты, то на дисплей выводится запрос о вводе данных о деятельности в хронологическом порядке за период времени с начала текущего периода работы до момента ввода карты.
    14. Тахограф обеспечивает:
    1) ручной ввод и регистрацию в некорректируемом виде информации о следующих ситуациях:
    "неприменимо" - при движении транспортного средства без вставленной карты водителя или при движении со вставленной в тахограф картой контролера или картой предприятия;
    "переезд на пароме/поезде";
    2) невозможность ввода информации о ситуации "переезд на пароме/поезде", если введена ситуация "неприменимо";
    3) автоматическое прекращение регистрации информации о ситуации "неприменимо" при вводе карты водителя.
    15. Тахограф исключает возможность доступа к данным тахографа и данным карт водителей неаутентифицированными субъектами доступа при установке блокировки в режиме работы "предприятие" и обеспечивает:
    1) установку блокировки в положение "вкл" ("включено") или "выкл" ("выключено") при вводе карты и идентификации транспортного предприятия, которому принадлежит транспортное средство;
    2) регистрацию даты и времени установки блокировки и даты и времени ее снятия;
    3) вывод информации на дисплей при осуществлении блокировки транспортным предприятием, что предыдущая установленная им блокировка не снята и находится в положении "включено".
    16. Тахограф обеспечивает вывод на дисплей:
    1) предупреждающей информации:
    о превышении установленной для транспортного средства скорости движения;
    о нарушениях порядка передачи данных о скорости движения или несоответствии значений данных, полученных от датчика движения, и регистрируемой скорости транспортного средства, определенной на основании данных, получаемых от ГНСС;
    о вводе недействительной карты;
    об управлении без карты;
    о неисправности карты, возникшей в процессе работы;
    о нестыковке во времени;
    о виде неисправности;
    об окончании срока службы блока СКЗИ тахографа;
    о сбоях, неисправностях (отказах) тахографа;
    о случаях прекращения питания бортового устройства в течение более 10 секунд, за исключением случаев отключения питания в режиме "корректировка установочных данных":
    2) данных из памяти тахографа:
    о деятельности водителей,
    о превышении скорости,
    о расстоянии, пройденном транспортным средством,
    о событиях и неисправностях;
    3) иной информации:
    о загрузке данных на внешние устройства из защищенного архива и из карты;
    данные из блока СКЗИ тахографа: заводской номер блока СКЗИ тахографа, время, координаты местонахождения транспортного средства;
    о несовместимости карт в случае комбинации из любых действительных карт, отмеченных знаком "X" в таблице 1 (приложение N 1 к настоящим Требованиям).
    17. Тахограф при регистрации событий и неисправностей:
    1) обеспечивает регистрацию в некорректируемом виде информации о вводе недействительной карты или карты, срок действия которой истек;
    2) регистрирует информацию о событии "нестыковка во времени" в том случае, когда считанная с карты водителя текущая дата и время ее ввода в тахограф предшествуют дате и времени последнего ее извлечения;
    3) регистрирует информацию об управлении без соответствующей карты в случае любой комбинации карт, отмеченной знаком "X" в таблице 2 (приложение N 1 к настоящим Требованиям);
    4) регистрирует информацию о вводе карты во время управления в том случае, когда карта вставляется в любое считывающее устройство при виде деятельности водителя "управление";
    5) при вводе карты водителя (мастерской), которая ранее была принудительно извлечена до завершения записи на нее данных, регистрирует данное событие и записывает на карту информацию о неправильном завершении последнего сеанса ее использования;