Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 358. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И СЛОВАРЬ. ГОСТ ИСО 9000-2011" (утв. Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1574-ст)

Дата документа22.12.2011
Статус документаДействует
МеткиСтандарт · Приказ · Гост

    

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ (МГС)

 

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION (ISC)

 

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

 

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И СЛОВАРЬ

 

Quality management systems. Fundamentals and vocabulary

 

ГОСТ ИСО 9000 - 2011

 

Дата введения - 2013-01-01

 

Предисловие

 
    Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 - 92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 - 2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
 

Сведения о стандарте

 
    1.ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС") на основе русскоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4.
    2. ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации.
    3. ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 48 принятия межгосударственных нормативных документов по переписке от 22 декабря 2011 г.).
 
    За принятие проголосовали:
 

Краткое наименование страны по MK (ИСО 3166) 004-97Код страны по MK (ИСО 3166) 044-97Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
АрменияAMМинторгэкономразвития
КыргызстанKGКыргызстандарт
Российская ФедерацияRUРосстандарт

 
    4. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. N 1574-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9000-2011 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2013 года.
    5. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 9000:2005 Quality management systems - Fundamentals and vocabulary (Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь).
    Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р ИСО 9000-2008.
    6. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
 
    Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе "Национальные стандарты".
    Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
 

© Стандартинформ, 2012

 
    В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
 

Введение

 

Общие положения

 
    Семейство стандартов ISO 9000, перечисленных ниже, было разработано с целью оказания помощи организациям всех видов и размеров при внедрении и обеспечении функционирования эффективных систем менеджмента качества:
    - ISO 9000 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;
    - ISO 9001 устанавливает требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организация должна продемонстрировать возможность изготавливать продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;
    - ISO 9004 содержит рекомендации по повышению результативности и эффективности системы менеджмента качества и предназначен для улучшения деятельности организации и повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон;
    ISO 19011 содержит методические указания по проведению аудита (проверки) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.
    Данный комплекс стандартов на системы менеджмента качества предназначен для улучшения взаимопонимания в национальной и международной торговле.
    Принципы менеджмента качества
    Успешное руководство организацией и ее функционирование обеспечиваются путем ее систематического и прозрачного управления. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией помимо менеджмента качества включает в себя также и другие аспекты менеджмента.
    Следующие восемь принципов менеджмента качества были определены для того, чтобы высшее руководство могло применять их для улучшения деятельности организации.
    a) Ориентация на потребителя
    Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
    b) Лидерство руководителя
    Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
    с)Вовлечение работников
    Работники всех уровней составляют основу организации, поэтому их полное вовлечение в решение задач дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
    d) Процессный подход
    Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
    e) Системный подход к менеджменту
    Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют повышению результативности и эффективности организации при достижении ее целей.
    f) Постоянное улучшение
    Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
    g) Принятие решений, основанное на фактах
    Эффективные решения должны основываться на анализе данных и информации.
    h) Взаимовыгодные отношения с поставщиками
    Организация и ее поставщики взаимозависимы, поэтому отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
    Эти восемь принципов менеджмента качества были взяты за основу при разработке стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство стандартов ISO 9000.
 

1. Область применения

 
    Настоящий стандарт устанавливает основные положения систем менеджмента качества, являющихся объектом стандартов семейства ISO 9000, и определяет соответствующие термины.
    Настоящий стандарт может использоваться:
    a) организациями, стремящимися добиться преимущества посредством внедрения системы менеджмента качества;
    b) организациями, которые хотят быть уверенными в том, что их заданные требования к продукции будут выполнены поставщиками;
    c)пользователями продукции;
    d) теми, кто заинтересован в едином понимании терминологии, применяемой в менеджменте качества (например, поставщики, потребители, регламентирующие органы);
    e) теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые оценивают систему менеджмента качества или проверяют ее на соответствие требованиям ISO 9001 (например, аудиторы, регламентирующие органы, органы по сертификации/регистрации);
    f) теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые консультируют или проводят обучение по системе менеджмента качества для данной организации;
    g) разработчиками соответствующих стандартов.
 

2. Основные положения систем менеджмента качества

 

2.1. Обоснование необходимости систем менеджмента качества

 
    Системы менеджмента качества могут содействовать организациям в повышении удовлетворенности потребителей.
    Потребителям необходима продукция, характеристики которой удовлетворяют их потребностям и ожиданиям. Эти потребности и ожидания, как правило, отражаются в спецификации на продукцию и обычно считаются требованиями потребителей. Требования могут быть установлены потребителем в контракте или определены самой организацией. В любом случае приемлемость продукции в конечном счете устанавливает потребитель. Поскольку потребности и ожидания потребителей меняются, а организации помимо этого испытывают давление, обусловленное конкуренцией и техническим прогрессом, они должны постоянно совершенствовать свою продукцию и свои процессы.
    Внедрение систем менеджмента качества побуждает организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие созданию продукции, приемлемой для потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии. Система менеджмента качества может быть основой постоянного улучшения, способствующей увеличению повышения удовлетворенности как потребителей, так и других заинтересованных сторон. Внедрение данной системы обеспечивает организацию и потребителей уверенностью в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям.
 

2.2. Требования к системам менеджмента качества и требования к продукции

 
    Семейство стандартов ISO 9000 проводит различие между требованиями к системам менеджмента качества и требованиями к продукции.
    Требования к системам менеджмента качества установлены в ISO 9001 и являются общими и применимыми к организациям в любых секторах промышленности или экономики независимо от категории продукции. ISO 9001 не устанавливает требований к продукции.
    Требования к продукции могут быть установлены потребителями или организацией, исходя из пред-полагаемых запросов потребителей или требований технических регламентов. Требования к продукции и в ряде случаев также к связанным с ней процессам могут быть установлены в технических условиях, стандартах на продукцию, стандартах на процессы, контрактных соглашениях и регламентах.
 

2.3. Подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества

 
    Подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества состоит из нескольких ступеней, включающих в себя:
    a) определение потребностей и ожиданий потребителей, а также других заинтересованных сторон;
    b) разработку политики и целей организации в области качества;
    c) определение процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;
    d) определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества;
    e) разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;
    f) применение результатов этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;