Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 292. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 31.01.2013 N 118 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

Дата документа31.01.2013
Статус документаДействует
МеткиПриказ

    

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 31 января 2013 г. N 118

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

 
    Во исполнение пункта 2 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 12 сентября 2012 г. N ДМ-П12-ЗЗпр приказываю:
    1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской промышленности на период до 2020 года.
    2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Ю.Б. Слюсаря.
 

Министр
Д.В. МАНТУРОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
приказом Минпромторга России
от 31 января 2013 г. N 118

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

ПАСПОРТ

1. Наименование стратегии Стратегия развития медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года
2. Разработчик стратегии Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
3. Системная социально- экономическая проблема, решаемая стратегией (цель Стратегии) Формирование к 2020 году ядра конкурентоспособной и высокотехнологичной отрасли по разработке и производству медицинских изделий.
4. Ожидаемые результаты реализации стратегии, целевые индикаторы Основные результаты реализации Стратегии (характеризующие выполнение основных задач) к 2020 году:
- Увеличение доли медицинской промышленности в ВВП России до 0,16% (рост в 8 раз по сравнению с 2010 годом);
- Увеличение доли отечественных медицинских изделий во внутреннем потреблении до 40%;
- Достижение доли экспортируемых медицинских изделий от общего числа произведенных до 16%;
- Увеличение доли -%- компаний, осуществляющих технологические инновации до 50%;
- Увеличение производительности труда в 2,0 раза по сравнению с 2012 годом
5. Задачи стратегии1) Технологическое перевооружение отрасли
2) Интеграция в мировую индустрию производства и разработки медицинских изделий
3) Запуск инновационного цикла.
6. Сроки и этапы реализации стратегии2013 - 2020 годы, в том числе:
I этап (2013-2016 годы)
Развитие локального производства
II этап (2017-2020 годы)
Развитие собственных технологий на базе полного инновационного цикла
7. Перечень мероприятий 1. Развитие кадрового потенциала в медицинской промышленности
2. Формирование нормативной базы отрасли в соответствии с международными стандартами.
3. Стимулирование роста инвестиций в отрасль.
4. Стимулирование спроса на локальную продукцию.
5. Развитие инновационной среды и содействие созданию системы трансфера разработок в медицинской промышленности.
8. Объемы и источники финансирования стратегии Объем ресурсного обеспечения реализации Стратегии за счет средств федерального бюджета по годам составит:
в 2013 году - 8993,5 млн. рублей;
в 2014 год - 11860 млн. рублей;
в 2015 год - 13177 млн. рублей;
в 2016 год - 7450,5 млн. рублей;
в 2017 год - 4685 млн. рублей;
в 2018 год - 3360 млн. рублей;
в 2019 год - 2269,5 млн. рублей;
в 2020 год - 759,5 млн. рублей.
Финансовое обеспечение реализации Стратегии за счет государственных средств осуществляется в рамках финансового обеспечения мероприятий федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу"

Введение

 
    Стратегия развития медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия) направлена на решение задачи перехода российской отрасли медицинской промышленности на инновационный путь развития и формирование ее конкурентоспособности на глобальном рынке.
    С точки зрения обеспечения достойного уровня жизни граждан России медицинская промышленность является одной из ключевых, поскольку создает условия для оказания качественной медицинской помощи. Уровень развития этой отрасли определяет, в том числе, уровень социального развития страны.
    Увеличение продолжительности и качества жизни граждан России является приоритетной задачей государства, решение которой способствует росту экономики, а также снижению затрат на лечение и социальные выплаты. Однако для этого требуется наличие современных качественных медицинских изделий.
    Кроме того, медицинские изделия являются одними из наиболее наукоемких направлений промышленности. Уровень технологий, применяемых в медицинской промышленности, сравним с уровнем технологий военного назначения и зачастую является результатом их конверсии для гражданского применения.
    На обеспечение нужд медицинской промышленности работают предприятия таких отраслей, как электроника, металлургия, оптика, химическая и текстильная промышленность, высокоточные технологии ряд других направлений и отраслей производства. Решение задач развития медицинской промышленности одновременно приведет к формированию системного спроса на новую качественную продукцию в указанных отраслях, будет способствовать восстановлению системных межотраслевых связей, стимулированию разработок в обеспечивающих отраслях в новом формате инновационной экономики.
    В этой связи невозможно переоценить значимость развития медицинской промышленности для успешной реализации научного и инновационного потенциала Российской Федерации. При этом предложение медицинских изделий, относящихся к решению задач по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", и удовлетворению потребностей медицины катастроф, должно быть обеспечено, преимущественно, за счет отечественного производства.
    Согласно статье 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Это означает в частности, что формирование структуры спроса во многом зависит от государственного регулирования в области здравоохранения. Кроме того, в настоящий момент основными потребителями медицинских изделий на территории России являются государственные учреждения здравоохранения. В этой связи, объемы российского рынка медицинских изделий существенно зависят от политики государства в области оснащения лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) и осуществления государственных закупок (на федеральном и муниципальном уровнях) медицинских изделий. Вместе с тем, постепенно развивается сегмент оказания медицинских услуг частными медицинскими организациями, которые имеют независимую политику закупок.
    Ситуация последних лет в медицинской промышленности Российской Федерации характеризуется, с одной стороны, высоким государственным приоритетом задач повышения качества и доступности медицинской помощи, задач развития новых медицинских технологий и повышения уровня научно-технических разработок. С другой стороны происходит постепенное сокращение совокупной доли отечественных производителей медицинских изделий на внутреннем рынке, низкой конкурентоспособностью отечественной продукции и неспособностью российских компаний обеспечить спрос на инновации, возникающий в здравоохранении.
    Положения Стратегии основаны на анализе существующих статистических данных, интервью с представителями отрасли медицинской промышленности, экспертным и бизнес-сообществом, представителями органов власти, а также другими заинтересованными сторонами.
 

I. Общие положения

 
    1. Цель стратегии и приоритеты государственной политики Российской Федерации в области развития медицинской промышленности.
    Цель Стратегии - формирование к 2020 году ядра конкурентоспособной и высокотехнологичной отрасли по разработке и производству медицинских изделий.
    Достижение данной цели потребует создания необходимых условий для модернизации и реализации инновационной модели развития отрасли.
    Приоритеты государственной политики в сфере реализации Стратегии:
    Развитие медицинской промышленности соответствует стратегическим ориентирам долгосрочного социально-экономического развития согласно "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года" (далее, - КДР), предусматривающей в качестве одного из ключевых направлений развития государства формирование комплекса высокотехнологичных отраслей, что должно позволить расширить присутствие Российской Федерации на мировых рынках. В том числе, усиление присутствия на мировых рынках должно быть достигнуто за счет развертывания на территории России глобально ориентированных производств.
    Решение задач развития медицинской промышленности (как отрасли диверсификации экономики страны) связано с развитием конкурентоспособности отечественных компаний не только и не столько в области эффективности промышленного производства, но и конкурентоспособности в области технологий и инноваций. Решение данной задачи возможно в условиях более активной интеграции России в мировое научно-технологическое пространство.
    Область производства медицинских изделий является областью национальных интересов Российской Федерации и в отдельных группах изделий - областью обеспечения национальной безопасности и государственного суверенитета страны.
    Задачи Стратегии ориентированы на создание условий для долгосрочного развития и формирования конкурентных преимуществ российских компаний - участников рынка, как на внутреннем рынке, так и на мировом рынке медицинских изделий.
    Задачи развития отечественной медицинской промышленности соответствуют потребностям системы здравоохранения, связанным с повышением качества медицинской помощи населению.
    2. Стратегические приоритеты разработки Стратегии:
    Стратегия основывается на следующих приоритетах:
    - реализация инновационной модели развития отрасли, включающей в себя создание высокотехнологичных производств и инфраструктурной среды отраслевых НИОКР, обеспечивающей рост капитализации российского рынка медицинских изделий;
    - обеспечение качества и безопасности производимых медицинских изделий, развития механизмов контроля качества;
    - повышение экспортного потенциала отрасли;
    - развитие партнерства с крупнейшими компаниями мирового рынка разработки и производства медицинских изделий, привлечение профильных технических специалистов для интенсификации освоения передовых технологий российскими компаниями;
    - содействие организации научно-производственной системы полного цикла на территории Российской Федерации, построенной на основе современных мировых стандартов ведения бизнеса;
    - локализация на территории России высокотехнологичных производств оборудования, компонентов, сырья, материалов для медицинских изделий и связанных с ними центров НИОКР.
    Государственная политика по развитию отрасли ориентирована на рост объемов производства при одновременном развитии компетенций в области передовых медицинских, биомедицинских технологий и росте количества и капитализации предприятий, занятых в сфере НИОКР, производства, испытаний, обслуживания медицинских изделий, производства расходных материалов и компонентов для медицинских изделий.
    3. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
    Решение системной проблемы недостаточной конкурентоспособности отечественной медицинской промышленности позволит сформировать к 2020 году ядро конкурентоспособной и высокотехнологичной отрасли по разработке и производству медицинских изделий, генерирующее спрос на научные разработки в фундаментальных областях знаний и спрос на новые технологические решения в сопряженных областях производства, таких как материаловедение, металлургия, электроника, измерительное оборудование и другие. Полученные результаты предполагают развитие отечественных медицинских технологий, основанных на передовых продуктах отечественной медицинской промышленности.
    Предполагается достижение эффектов в решении общенациональных задач по повышению уровня научно-технических разработок, повышению инновационной активности компаний, повышению производительности труда, повышению качества и доступности медицинской помощи.
    Ожидаемыми результатами решения системной проблемы являются:
    - увеличение доли отечественных медицинских изделий во внутреннем потреблении до 40%;
    - достижение доли экспортируемых медицинских изделий от общего числа произведенных до 16%;
    - увеличение доли компаний, осуществляющих технологические инновации до 50%;
    - увеличение производительности труда в 2,0 раза по сравнению с 2012 годом.
    В рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. N 91 (далее - ФЦП), необходимо достичь следующих показателей:
    - объем производства отечественных медицинских изделий, произведенных за счет коммерциализации созданных передовых технологий - 737 млрд. рублей;
    - доля медицинских изделий отечественного производства в денежном выражении -40 процентов;
    - объем привлеченных внебюджетных средств - 565 млрд. рублей;
    - суммарный объем экспорта продукции, выпущенной в результате коммерциализации технологий, разработанных в рамках ФЦП - 39,7 млрд. рублей;
    - количество предприятий медицинской промышленности, где произведено технологическое перевооружение производства, - 85;
    - количество созданных научно-исследовательских центров по разработке медицинских изделий мирового уровня - 7;
    - количество специалистов, прошедших подготовку и переподготовку, - 5000 человек.
 

II Анализ текущего состояния и основные тенденции в отрасли

 
    1. Российский рынок медицинских изделий.
    Российский рынок медицинских изделий обладает высоким потенциалом роста, что обусловлено высокой численностью населения (по данным Росстата, в 2012 году в России проживало порядка 143 млн. человек), наличием значительных финансовых ресурсов и потребностью в модернизации системы здравоохранения.
    Расходы на здравоохранение находятся в настоящее время на низком уровне по сравнению с развитыми странами. В 2012 году общие расходы на здравоохранение в России составили порядка 5,4% ВВП в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", данными Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ) и статистикой Федеральной службы статистики Российской статистики (далее - Росстат), в то время как в западных странах этот показатель находится на уровне 8-16% ВВП в соответствии с данными ВОЗ. Государственные расходы на здравоохранение в России - отличаются от ЕС в 2 раза (3,7% ВПП (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и статистикой Росстат) и 6,9% ВВП соответственно (в соответствии с данными ВОЗ)). В расчете на человека российское государство тратит на здравоохранение в 3,9 раза меньше, чем в среднем страны ЕС.
 

Рисунок 1 Сравнение расходов на медицинские изделия из расчета на душу населения (2012 год).

 
    Источники: Отчеты мировых аналитических агентств Frost&Sullivan и Global Data, национальные статистические агентства.
    Рынок медицинских изделий в России растет высокими темпами. Среднегодовой темп роста за период 2000-2012 составил 19,6%. В 2012 году, по разным оценкам, объем внутрироссийского потребления медицинских изделий составил порядка 160 млрд. рублей, что составляет около 1,4% от мирового рынка медицинских изделий. Необходимо отметить, что российский рынок быстро восстановился после периода замедления 2008- 2009 годов.
 

Рисунок 2 Объем рынка медицинских изделий в Российской Федерации в 2000-2012 гг. (млрд. руб.).

 
    При этом в отдельных сегментах рынка, структура доли отечественных производителей различается в денежном и натуральном выражении. Это различие характеризует концентрацию отечественных компаний в низком и среднем ценовом сегментах и говорит о рисках потери позиций в будущем при росте доли высокотехнологичной продукции в структуре потребления медицинских изделий.
    Таким образом, тенденция снижения совокупной доли отечественных производителей связано с низким уровнем конкурентоспособности отечественной продукции и ее невысокими потребительскими качествами, несоответствием современных стандартам, предъявляемых к процессам производства, отсутствием собственной современной базы разработок продукции.
    2. Факторы роста и прогноз развития российского рынка.
    Главной движущей силой, стимулирующей высокие темпы роста российского рынка медицинских изделий, выступает наращивание финансирования здравоохранения. В первую очередь со стороны государства. Также активно развиваются программы добровольного медицинского страхования и растут личные расходы граждан на платные медицинские услуги. Государственные программы развития здравоохранения, реализуемые в последние годы, ориентированы, преимущественно, на сокращение разрыва с западно-европейскими странами в объемах и качестве медицинской помощи и уровне технической оснащенности медицинских учреждений.
    Достижение показателей развитых стран выразилось бы в 10 - кратном увеличении российского рынка медицинских изделий к 2020 году. Однако в условиях значительно более медленного, чем в 2000-2008 годы, экономического роста к 2020 году не удастся обеспечить увеличения государственного финансирования здравоохранения до уровня, сопоставимого с сегодняшним уровнем западно-европейских стран.
 

Таблица 1

Различия в уровне оснащенности (количество ед. оборудования на один миллион жителей) медицинскими изделиями в развитых странах и в России. 2010 год.

Вид медицинского изделия Оснащение в развитых странах, шт. на 1 млн. чел. <*> Оснащение в России, шт. на 1 млн. чел. <**>Отставание России
УЗИ 230 78 В З раза
КТ 20 7 В 2,8 раза
МРТ 10 3 В 3,2 раза
Ангиограф 23 1 В 23 раза
Линейный ускоритель 5,2 0,35 В 15 раз
ПЭТ, ПЭТ/КТ 1,2 0,08 В 15 раз
ОФЭКТ, ОФЭКТ/КТ 6,2 1 В 6 раз