Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 320. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО АУДИТУ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА. ГОСТ Р ИСО 19011-2012" (утв. Приказом Росстандарта от 19.07.2012 N 196-ст)

Дата документа19.07.2012
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Стандарт · Гост · Гост р · Исо

    

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО АУДИТУ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Guidelines for auditing management systems

 

ГОСТ Р ИСО 19011-2012

 

Дата введения - 2013-02-01

 

Предисловие

 
    Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
 

Сведения о стандарте

 
    1. ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4
    2. ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
    3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 июля 2012 г. N 196-ст
    4. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 19011:2011 "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента" (ISO 19011:2011 "Guidelines for auditing management systems")
    5. ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 19011-2003
    Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
 

Введение

 
    После публикации в 2002 году первого издания настоящего стандарта появилось множество публикаций новых стандартов по системам менеджмента. В результате возникла необходимость в рассмотрении более широкой области применения для аудитов систем менеджмента, так же, как и в предоставлении соответствующих руководящих указаний, которые стали более универсальными, с тем чтобы их было можно применять для различных областей (дисциплин) менеджмента.
    В 2006 году комитет ИСО по оценке соответствия (КАСКО) разработал ИСО/МЭК 17021, устанавливающий требования для сертификации систем менеджмента третьей стороной, в котором нашли отражение руководящие указания, содержащиеся в первом издании настоящего стандарта.
    Второе издание ИСО/МЭК 17021, опубликованное в 2011 году, было расширено, с тем чтобы трансформировать руководящие указания, предложенные в настоящем стандарте, в требования к сертификационным аудитам для систем менеджмента.В связи с этим второе издание настоящего стандарта предоставляет руководящие указания для всех пользователей, включая организации малого и среднего бизнеса, и делает основной акцент на том, что общепринято называть "внутренними аудитами" (аудиты первой стороны) и "аудитами со стороны потребителей своих поставщиков" (аудиты второй стороны). В то время как стороны, принимающие участие в проведении сертификационных аудитов систем менеджмента, руководствуются требованиями ИСО/МЭК 17021:2011, для них могут также оказаться полезными руководящие указания, приведенные в настоящем стандарте.
    Взаимосвязь между вторым изданием настоящего стандарта и ИСО/МЭК 17021:2011 приведена в таблице 1.
 

Таблица 1

 

Область применения настоящего стандарта и его взаимосвязь с ИСО/МЭК 17021:2011

 

Внутренний аудит Внешний аудит
Аудит поставщика Аудит третьей стороны
Иногда называемый "аудитом первой стороны" Иногда называемый "аудитом второй стороны" В целях проверки соблюдения законодательства и аналогичных целей
Для проведения сертификации (см. также требования ИСО/МЭК 17021:2011)

 
    Настоящий стандарт не устанавливает требований, а содержит руководящие указания по управлению программой аудита, планированию и проведению аудита системы менеджмента, а также по вопросам компетентности и оценивания аудитора и группы по аудиту.
    Организации в рамках своей деятельности могут использовать несколько документированных систем менеджмента. Для того, чтобы не усложнять текст настоящего стандарта, предпочтительно употребление "система менеджмента" в единственном числе, но каждый конкретный читатель может адаптировать внедрение положений настоящего стандарта применительно к своей собственной конкретной ситуации. Это также применимо к использованию терминов "лицо" и "лица", "аудитор" и "аудиторы".
    Настоящий стандарт предназначен для широкого круга потенциальных пользователей, включающих в себя аудиторов, организации, внедряющие системы менеджмента, и организации, нуждающиеся в проведении аудитов систем менеджмента согласно контрактным или другим обязательствам. При этом пользователи настоящего стандарта могут применять настоящие руководящие указания при разработке своих собственных требований, относящихся к аудиту.
    Руководящие указания, содержащиеся в настоящем стандарте, могут использоваться для целей, связанных с декларированием соответствия, а также могут быть полезными для организаций, участвующих в деятельности по подготовке аудиторов или сертификации персонала.
    Руководящие указания, содержащиеся в настоящем стандарте, не устанавливают жестких рамок и допускают гибкость в своем применении. Как указано в пунктах по тексту настоящего стандарта, применение настоящих руководящих указаний может различаться в зависимости от размера, уровня развития и совершенства системы менеджмента организации, от характера деятельности и сложности проверяемой организации, а также от целей и области применения проводимых аудитов.
    Настоящий стандарт вводит понятие риска применительно к аудиту систем менеджмента. Применяемый здесь подход относится как к рискам, связанным с недостижением процессом аудита поставленных целей, так и к рискам, связанным с возможностью помешать осуществлению деятельности и процессов проверяемой организации из-за проведения мероприятий по аудиту. При этом не дается отдельного руководства по процессу управления рисками для организации, но признается то, что при проведении аудита организации могут сосредоточить свои усилия на наиболее важных вопросах для системы менеджмента.
    Настоящим стандартом принимается подход, называемый "комплексным аудитом", при котором две или несколько систем менеджмента, охватывающие различные аспекты менеджмента, проверяются совместно. В случаях, когда эти системы интегрированы в одну систему менеджмента, принципы и процессы проведения аудита будут такими же, как и для комплексного аудита.
    Раздел 3 устанавливает ключевые термины и определения, используемые в настоящем стандарте. Были предприняты все усилия для того, чтобы эти определения не вступали в противоречия с определениями, используемыми в других стандартах.
    Раздел 4 описывает принципы, на которых базируется процесс аудита. Эти принципы помогают пользователю понять суть процесса аудита и важны для понимания указаний, представленных в разделах 5-7.
    Раздел 5 содержит руководящие указания по разработке и управлению программами аудита, по постановке целей программ аудита и координации мероприятий,выполняемых при проведении аудита.
    Раздел 6 содержит руководящие указания по планированию и проведению аудита системы менеджмента.
    Раздел 7 содержит руководящие указания, относящиеся к компетентности и оценке аудиторов систем менеджмента и групп по аудиту.
    Приложение А поясняет применение содержащихся в разделе 7 руководящих указаний для раз-личных аспектов менеджмента.
    Приложение В содержит дополнительное руководство для аудиторов по планированию и проведению аудитов.
 

1 Область применения

 
    Настоящий стандарт содержит руководящие указания по аудиту систем менеджмента, включая принципы аудита, управление программами аудита и проведение аудитов системы менеджмента, атак-же указания по оценке компетентности лиц, участвующих в процессе аудита, включая аудиторов, группы по аудиту и лиц, отвечающих за управление программой аудита.
    Настоящий стандарт предназначен для всех организаций, которым необходимо проводить внутренние или внешние аудиты систем менеджмента или управлять программой аудита.
    Положения настоящего стандарта могут применяться и для других типов аудита при условии, что будет уделено особое внимание вопросам, связанным с требуемым для этих целей уровнем специальной компетентности.
 

2 Нормативные ссылки

 
    В данном разделе не приведены нормативные ссылки. Он включен для сохранения идентичности нумерации разделов настоящего стандарта с другими стандартами ИСО на системы менеджмента.
 

3 Термины и определения

 
    В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
    3.1 аудит (audit): Систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита (3.3) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (3.2).
    Примечания
    1. Внутренние аудиты, иногда называемые "аудитами первой стороны", проводятся самой организацией или от ее имени для анализа со стороны руководства или других внутренних целей (например, для подтверждения намеченных показателей результативности системы менеджмента или для получения информации по улучшению системы менеджмента) и могут служить основанием для декларации о соответствии. Во многих случаях, особенно в малых организациях, независимость при аудите может быть продемонстрирована отсутствием ответственности за деятельность, которая подвергается аудиту, или беспристрастностью и отсутствием конфликта интересов.
    2. Внешние аудиты включают в себя аудиты, называемые "аудитами второй стороны" и "аудитами третьей стороны". Аудиты второй стороны проводят стороны, заинтересованные в деятельности организации, например, потребители или другие лица от их имени. Аудиты третьей стороны проводят внешние независимые организации, такие как регулирующие или надзорные органы или организации, проводящие регистрацию или сертификацию.
    3. Аудит двух или нескольких систем менеджмента для различных аспектов (например, качество, охрана окружающей среды, охрана труда), проводимый одновременно, называют "комплексным аудитом".
    4. Если две или несколько проверяющих организаций объединяют свои усилия для проведения аудита одной проверяемой организации (3.7), такой аудит называют совместным.
    5. Адаптировано из ИСО 9000:2005, статья 3.9.1.
    3.2 критерии аудита (audit criteria): Совокупность политик, процедур или требований, используемых в качестве эталона, в соотношении с которым сопоставляют свидетельства аудита(3.3), полученные при проведении аудита.
    Примечания
    1. Адаптировано из ИСО 9000:2005, статья 3.9.3.
    2. В случае, если критериями аудита являются правовые требования (включая законодательные или другие обязательные требования), то в выводах (наблюдениях) аудита (3.4) часто используются термины "соответствующий" или "несоответствующий".
    3.3 свидетельство аудита (audit evidence): Записи, изложение фактов или другая информация, которые связаны с критериями аудита (3.2) и могут быть проверены.
    Примечание - Свидетельство аудита может быть качественным или количественным. [ИСО 9000:2005, статья 3.9.4]
    3.4 выводы (наблюдения) аудита (audit findings): Результаты оценки собранных свидетельств аудита (3.3) на соответствие критериям аудита (3.2).
    Примечания
    1. Выводы аудита указывают на соответствие или несоответствие.
    2. Выводы аудита могут вести к идентификации возможностей для улучшения или отражению наилучших практик.
    3. Если критерии аудита выбираются, исходя из правовых или других обязательных требований, то наблюдением (выводом) аудита определяется соответствие или несоответствие данным требованиям.
    4. Адаптировано из ИСО 9000:2005, статья 3.9.5.
    3.5 заключение по результатам аудита (audit conclusion): Выходные данные аудита (3.1) после рассмотрения целей аудита и всех выводов аудита (3.4).
    Примечание - Адаптировано из ИСО 9000:2005, статья 3.9.6.
    3.6 заказчик аудита (audit client): Организация или лицо, заказавшие аудит.
    Примечания
    1. В случае внутреннего аудита заказчиком аудита может быть проверяемая организация (3.7) или лицо, ответственное за управление программой аудита. Запросы, касающиеся проведения внешнего аудита, могут поступать из таких источников, как контролирующие органы, стороны, с которыми организация имеет контрактные отношения, или потенциальные заказчики.
    2. Адаптировано из ИСО 9000:2005, статья 3.9.7.
    3.7 проверяемая организация (auditee): Организация, подвергающаяся аудиту. [ИСО 9000:2005, статья 3.9.8]
    3.8 аудитор (auditor): Лицо, которое проводит аудит (3.1).
    3.9 группа по аудиту (audit team): Один или несколько аудиторов (3.8), проводящих аудит (3.1), при необходимости поддерживаемые техническими экспертами (3.15).
    Примечания
    1. Один из аудиторов в группе по аудиту, как правило, назначается руководителем группы.
    2. Группа по аудиту может включать в себя аудиторов-стажеров. [ИСО 9000:2005, статья 3.9.10]
    3.10 технический эксперт (technical expert): Лицо, обладающее специальными знаниями или
    опытом, необходимыми группе по аудиту (3.9).
    Примечания
    1. Специальные знания или опыт включают в себя знания или опыт, относящиеся к организации, процессу или деятельности, подвергаемым аудиту, а также знание языка и культуры страны, в которой проводится аудит.
    2. Технический эксперт не имеет полномочий аудитора (3.8) в группе по аудиту. [ИСО 9000:2005, статья 3.9.11]
    3.11 наблюдатель (observer): Лицо, сопровождающее группу по аудиту (3.9), но не проводящее аудит.
    Примечания
    1. Наблюдатель не входит в состав группы по аудиту (3.9) и не влияет или не вмешивается в проведение аудита (3.1).
    2. Наблюдателем может быть представитель проверяемой организации (3.7), контролирующего органа или другой заинтересованной стороны, который наблюдает за проведением аудита (3.1).
    3.12 сопровождающий (guide): Лицо, назначаемое проверяемой организацией (3.7) для оказания помощи и содействия группе по аудиту (3.9).
    3.13 программа аудита(audit programme): Совокупность мероприятий по проведению одного или нескольких аудитов (3.1), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели.
    Примечание - Адаптировано из ИСО 9000:2005, статья 3.9.3.
    3.14 область аудита (audit scope): Содержание и границы аудита (статья 3.1).
    Примечание - Область аудита обычно включает в себя местонахождение, организационную структуру, виды деятельности и процессы, а также охватываемый период времени. [ИСО 9000:2005, статья 3.9.13]
    3.15 план аудита (audit plan): Описание деятельности и мероприятий по проведению аудита (статья 3.1). [ИСО 9000:2005, статья 3.9.12]
    3.16 риск (risk): Воздействие неопределенности на достижение целей.
    Примечание - Адаптировано из Руководства ИСО 73:2009, определение 1.1.
    3.17 компетентность(competence): Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов.
    Примечание - Под способностью понимается соответствующее применение и проявление личных качеств во время проведения аудита.
    3.18 соответствие (conformity): Выполнение требования. [ИСО 9000:2005, статья 3.6.1]
    3.19 несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования. [ИСО 9000:2005, статья 3.6.2]
    3.20 система менеджмента (management system): Система для разработки политики и целей и
    достижения этих целей.
    Примечание - Система менеджмента организации может включать в себя различные системы менеджмента, такие как система менеджмента качества, система финансового менеджмента или система экологического менеджмента. [ИСО 9000:2005, статья 3.2.2]
 

4 Принципы проведения аудита

 
    Процесс проведения аудита основан на соблюдении нескольких принципов. Эти принципы позволяют сделать аудит результативным и надежным инструментом поддержания политики руководства и управления, обеспечивая получение информации, на основе которой организация может улучшать характеристики своей деятельности. Соблюдение этих принципов является необходимым условием для предоставления объективных и достаточных заключений по результатам аудита и позволяет аудиторам, работающим независимо друг от друга, приходить к аналогичным заключениям при одних и тех же обстоятельствах.
    Руководящие указания, приведенные в разделах 5-7, базируются на следующих шести принципах.
    а) Целостность (integrity) - основа профессионализма.
    Аудиторам и лицам, управляющим программой аудита, следует:
    - выполнять свою работу честно, старательно и ответственно;
    - соблюдать и относиться с уважением к любым применяемым законодательным требованиям;
    - демонстрировать свою техническую компетентность при выполнении работы;
    - выполнять свою работу беспристрастно, оставаться честными и непредвзятыми во всех своих действиях;
    - быть осмотрительными и не поддаваться каким-либо влияниям, которые могут оказывать на их суждения или выводы другие заинтересованные стороны.
    b) Беспристрастность (fair presentation) - обязательство предоставлять правдивые и точные отчеты.
    В выводах (наблюдениях) аудитов, заключениях по результатам аудита и отчетах следует отражать деятельность по аудиту правдиво и точно. Неразрешенные проблемы и разногласия между группой по аудиту и проверяемой организацией следует отражать в отчетах. Обмен информацией должен быть правдивым, точным, объективным, своевременным, понятным и полным.
    c) Профессиональная осмотрительность (due professional care) - прилежание и умение принимать правильные решения при проведении аудита.
    Профессиональная осмотрительность аудиторов соответствует важности выполняемого задания и доверительности со стороны заказчика аудита и других заинтересованных сторон. Важным фактором при выполнении аудиторами своей работы с профессиональной осмотрительностью является способность принимать обоснованные решения в любых ситуациях в ходе выполнения аудита.