Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 929. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минтруда РФ от 18.02.2013 N 68н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА РАБОТ И ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ВЫПУСК 52, РАЗДЕЛЫ: "ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ"; "МОРСКОЙ И РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ"

Дата документа18.02.2013
Статус документаДействует
МеткиПриказ

    
    Зарегистрировано в Минюсте России 27 марта 2013 г. N 27905
    


 

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 18 февраля 2013 г. N 68н

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА РАБОТ И ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ВЫПУСК 52, РАЗДЕЛЫ: "ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ"; "МОРСКОЙ И РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ"

 
    В соответствии с подпунктом 5.2.3 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528), приказываю:
    Утвердить Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 52, разделы: "Железнодорожный транспорт"; "Морской и речной транспорт" согласно приложению.
 

Министр
М.А.ТОПИЛИН

 
 
    

Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 февраля 2013 г. N 68н

 

ЕДИНЫЙ ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК РАБОТ И ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ

 

ВЫПУСК 52

 

РАЗДЕЛЫ: "ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ"; "МОРСКОЙ И РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ"

 

ВВЕДЕНИЕ

 
    Разработка настоящего выпуска Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС) вызвана изменением организации транспортного процесса, внедрением новых технологий на транспорте, повышением требований к уровню квалификации, общеобразовательной и специальной подготовке рабочих, а также изменением содержания труда.
    ЕТКС включает два раздела "Железнодорожный транспорт" и "Морской и речной транспорт", содержащие тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, являющихся специфичными для железнодорожного, морского и речного транспорта.
    Разряды работ установлены по их сложности без учета условий труда (за исключением экстремальных случаев, влияющих на уровень сложности труда и повышающих требования к квалификации исполнителя).
    Тарифно-квалификационные характеристики каждой профессии имеют два раздела.
    Раздел "Характеристика работ" содержит описание работ, которые должен уметь выполнять рабочий.
    Раздел "Должен знать" содержит основные требования, предъявляемые к рабочему в отношении специальных знаний, а также знаний положений, инструкций и других руководящих документов, методов и средств, которые рабочий должен применять.
    В тарифно-квалификационных характеристиках приводится перечень работ, наиболее типичных для данного разряда профессии рабочего. Этот перечень не исчерпывает всех работ, которые может и должен выполнять рабочий. Работодатель может разрабатывать и утверждать с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников дополнительный перечень работ, соответствующих по сложности их выполнения тем, которые содержатся в тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих соответствующих разрядов.
    Кроме работ, предусмотренных в разделе "Характеристика работ", рабочий должен выполнять работы по приемке и сдаче смены, уборке рабочего места, приспособлений, инструмента, содержанию их в надлежащем состоянии, чистке оборудования, ведению установленной технической документации.
    Наряду с требованиями к теоретическим и практическим знаниям, содержащимся в разделе "Должен знать", рабочий должен знать: рабочую инструкцию; правила по охране труда; правила пожарной безопасности; правила пользования средствами индивидуальной защиты; требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ (услуг), к рациональной организации труда на рабочем месте, а рабочий, тарифно-квалификационные характеристики которого предусмотрены в разделе "Морской и речной транспорт", должен знать правила пользования индивидуальными и коллективными спасательными средствами, места их размещения; порядок и правила оказания помощи терпящим бедствие на воде; требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ (услуг), к рациональной организации труда на рабочем месте; сигналы бедствия.
    Рабочий более высокой квалификации помимо работ, перечисленных в его тарифно-квалификационной характеристике, должен уметь выполнять работы, предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками рабочих более низкой квалификации, а также руководить рабочими более низких разрядов этой же профессии. В связи с этим работы, приведенные в тарифно-квалификационных характеристиках профессий более низких разрядов, в характеристиках более высоких разрядов, как правило, не приводятся.
    Тарифно-квалификационные характеристики разработаны на восьмиразрядный диапазон сложности работ.
    В раздел "Железнодорожный транспорт" включены тарифно-квалификационные характеристики рабочих железнодорожного транспорта, в том числе машинистов и помощников машинистов (газотурбовозов, дизельпоездов, паровозов, рельсовых автобусов, тепловозов, электровозов, электропоездов), оценка сложности труда которых определяется критериями, предусмотренными локальными нормативными актами предприятий (организаций) железнодорожного транспорта.
    В раздел "Морской и речной транспорт" включены тарифно-квалификационные характеристики рабочих морского и речного транспорта. Члены экипажей судов, тарифно-квалификационные характеристики которых предусмотрены в разделе "Морской и речной транспорт", должны иметь профессиональное образование и стаж плавания в соответствии с требованиями нормативного правового акта, устанавливающего порядок дипломирования членов экипажей судов.
    При управлении маломерными судами - спасательными, рабочими и корабельными (гребными или моторными судами) рабочие должны иметь удостоверение соответствующего образца.
 

РАЗДЕЛ I. "ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ"

 

§ 1. БРИГАДИР (ОСВОБОЖДЕННЫЙ) ПО ТЕКУЩЕМУ СОДЕРЖАНИЮ И РЕМОНТУ ПУТИ И ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ

 
    Характеристика работ. Организация выполнения работ по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений. Руководство рабочими, выполняющими эти работы в пределах обслуживаемого участка. Содержание пути и искусственных сооружений в исправном состоянии, обеспечивающем бесперебойное и безопасное движение поездов. Осмотр пути и искусственных сооружений в установленные сроки. Выявление неисправностей в элементах верхнего строения пути, на земляном полотне, искусственных сооружениях, проведение работ по их предупреждению, а также по продлению сроков службы верхнего строения пути. Организация и проведение работ по подготовке пути к работе в зимних условиях, очистке путей от снега и песка, содержанию и ремонту пути на пучинах и подготовке пути и искусственных сооружений к пропуску весенних и ливневых вод, ликвидации повреждений пути и искусственных сооружений, вызванных природными явлениями, стихийными бедствиями. Обеспечение безопасности движения поездов при проведении путевых работ. Проведение инструктажа по охране труда и производственной санитарии монтеров пути, обходчиков пути и искусственных сооружений, дежурных по переездам и других рабочих. Обучение рабочих бригад по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений рациональным приемам выполнения работ непосредственно на рабочих местах. Ведение первичного учета и отчетности.
    Должен знать: устройство железнодорожного пути и искусственных сооружений; правила и технологию проведения работ по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений; виды дефектов элементов верхнего строения пути и искусственных сооружений; габариты подвижного состава и приближения строений; правила производства измерений с помощью инструмента и приборов, применяемых при текущем содержании и ремонте пути и искусственных сооружений; инструкции по текущему содержанию пути и искусственных сооружений, по обеспечению безопасности движения поездов при проведении путевых работ; устройство путевого гидравлического и электрического инструмента и механизмов; технолого-нормировочные карты на производство путевых работ; правила ведения первичного учета и отчетности.
    Требуется среднее профессиональное образование.
    Примечание. Бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений тарифицируется на один разряд выше рабочего высшей квалификации бригады, которой он руководит, но не ниже 5-го разряда.
 

§ 2. БРИГАДИР (ОСВОБОЖДЕННЫЙ) ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 
    Характеристика работ. Руководство рабочими производственного подразделения предприятий железнодорожного транспорта. Выполнение работ в соответствии с установленным технологическим процессом. Обеспечение выполнения рабочими бригады утвержденного плана работ. Расстановка рабочих, обеспечение рабочих мест материалами, инструментом и деталями. Инструктаж и обучение рабочих бригады применению рациональных приемов и методов труда. Наблюдение и контроль за качеством выполняемых работ. Приемка работ и сдача объектов мастеру. Контроль за расходованием материалов. Учет объема выполненных работ и оценка их качества.
    Должен знать: устройство и взаимодействие ремонтируемых узлов; технологические процессы, правила производства выполняемых работ; организацию труда на рабочих местах; нормы расхода используемых материалов; порядок учета выполняемых работ.
    Требуется среднее профессиональное образование.
    Примечание. Бригадир (освобожденный) предприятий железнодорожного транспорта тарифицируется на один разряд выше рабочего высшей квалификации бригады, которой он руководит, но не ниже 5-го разряда.
 

§ 3. ВОДИТЕЛЬ ДРЕЗИНЫ

 
    Характеристика работ. Управление дрезиной при движении по железнодорожным путям. Перевозка людей и транспортировка материалов, оборудования, устройств к месту выполнения работ. Выполнение маневровых работ в пределах станции. Управление крановыми установками и другими специальными механизмами и устройствами дрезины при выполнении ремонтных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ. Контроль и обеспечение правильности погрузки, размещения и крепления груза на дрезине и прицепной платформе. Выполнение работ по очистке гололеда с контактного провода с помощью гололедоочистительной установки. Ведение переговоров по переговорному устройству в соответствии с установленным регламентом. Контроль в установленном порядке за работой устройств безопасности и радиосвязи, узлов и агрегатов дрезины; проверка их состояния. Устранение неисправностей дрезины, ее подъемного и другого специального оборудования. Участие в планово-предупредительном ремонте дрезины.
    Должен знать: устройство и правила эксплуатации дрезины, ее механизмов и оборудования; способы предупреждения и устранения неисправностей в работе дрезины, ее механизмов и оборудования; назначение и устройство используемых контрольно-измерительных приборов; характеристики и свойства горюче-смазочных материалов и предъявляемые к ним требования; правила перевозки людей и грузов на дрезине и прицепной платформе; правила производства погрузочно-разгрузочных и других работ, выполняемых с помощью кранового оборудования, рабочих площадок; правила работы с гололедоочистительными установками; правила, виды и сроки технического осмотра, ремонта и освидетельствования узлов, колесных пар дрезины и ее кранового оборудования, рабочей и переходной площадок; основы электротехники, механики и гидравлики; регламент переговоров, правила пользования переговорными устройствами.
    При управлении и обслуживании съемной дрезины на железнодорожных путях общего пользования и несъемной дрезины на железнодорожных путях необщего пользования - 3-й разряд.
    При управлении и обслуживании съемной дрезины, оборудованной прицепом для перевозки грузов, или несъемной дрезины с платформой для перевозки грузов - 4-й разряд.
    При управлении и обслуживании несъемной дрезины с карбюраторным двигателем, оборудованной вышкой, краном или другими специальными механизмами для выполнения ремонтных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ - 5-й разряд.
    При управлении и обслуживании несъемной дрезины с дизельной силовой установкой мощностью до 220 кВт, оборудованной вышкой, краном или другими специальными механизмами для выполнения ремонтных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ - 6-й разряд.
    При управлении и обслуживании несъемной дрезины с дизельной силовой установкой мощностью 220 кВт и выше, оборудованной вышкой, краном или другими специальными механизмами для выполнения ремонтных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, или пассажировместимостью 15 человек и более - 7-й разряд.
    Примечание. Помощник водителя дрезины тарифицируется: при наличии прав на управление дрезиной - на один разряд ниже водителя дрезины, под руководством которого он работает; при отсутствии прав на управление дрезиной - на два разряда ниже водителя дрезины, под руководством которого он работает.
 

§ 4. ВЫЗЫВАЛЬЩИК ЛОКОМОТИВНЫХ И ПОЕЗДНЫХ БРИГАД

 

2-й разряд

 
    Характеристика работ. Своевременное уведомление (вызов) локомотивных, поездных бригад к месту работы согласно наряду, распоряжению дежурного или нарядчика локомотивного депо.
    Должен знать: расположение районов и улиц города; кратчайшие маршруты проезда городским транспортом к месту жительства работников локомотивных и поездных бригад; порядок явки работников локомотивных и поездных бригад на работу; время отправления поездов на обслуживаемых локомотивными и поездными бригадами участках.
 

§ 5. ВЯЗАЛЬЩИК ПОЛЬСТЕРНЫХ ЩЕТОК

 

2-й разряд

 
    Характеристика работ. Вязание польстерных щеток, мешочков для буксоподбивочных валиков, валиков моторно-осевых подшипников из буксовой пряжи, кордной нитки и шпагата ручным способом. Размотка и распутывание буксовой пряжи. Сортировка и подготовка буксовой пряжи, ниток и шнура в соответствии с техническими условиями производства изделий.
    Должен знать: сорта пряжи и ниток, употребляемых для польстерных щеток и других изготовляемых изделий; свойства пряжи и ниток в соответствии с техническими условиями; приемы работ по перемотке и трощению пряжи; способы скручивания шнура, употребляемого на вязку польстерных щеток; размеры готовых изделий.
 

§ 6. ВЯЗАЛЬЩИК ПОЛЬСТЕРНЫХ ЩЕТОК

 

3-й разряд

 
    Характеристика работ. Вязание польстерных щеток и мешочков для буксоподбивочных валиков, валиков моторно-осевых подшипников из буксовой пряжи, кордной нитки и шпагата на основовязальных машинах. Пуск и остановка основовязальной машины. Смена иголок. Регулировка плотности вязки и натяжения нитей. Замер размеров готовых изделий.
    Должен знать: устройство и взаимодействие основных частей основовязальной машины; приемы пуска и остановки основовязальной машины; номера пряжи.
 

§ 7. ДЕЖУРНЫЙ ПО ПЕРЕЕЗДУ

 
    Характеристика работ. Обеспечение безопасного движения (в т.ч. скоростного и высокоскоростного) поездов, автомобилей и других транспортных средств на переезде. Регулирование движения по переезду всех видов транспорта. Организация в соответствии с установленным порядком пропуска большегрузных, негабаритных, тихоходных и других машин, прогона скота. Содержание в исправном состоянии и контроль за работой автоматических устройств, заградительной светофорной и звуковой сигнализации, прожекторных установок, электроосвещения, радио- и телефонной связи и других устройств на переезде. Выявление и устранение неисправностей и нарушений в работе оборудования переезда, которые могут быть устранены силами дежурного по переезду. Обеспечение мер безопасности при аварийной обстановке на переезде с использованием средств автоматического управления сигналами и приборами, ручных средств остановки поезда. Организация безопасного движения поездов и других транспортных средств при неисправном состоянии автоматической сигнализации, приборов управления автоматическим шлагбаумом, нарушении энергоснабжения, при производстве работ по текущему обслуживанию и регулировке устройств автоматики и сигнализации переезда. Ограждение переезда и подача установленных сигналов. Наблюдение за состоянием проходящих поездов, принятие мер к остановке поезда в случае обнаружения неисправностей подвижного состава и нарушений в погрузке груза, угрожающих безопасности движения.
    Должен знать: устройство переезда и правила его обслуживания; принцип действия автоматических и неавтоматических с электроприводом шлагбаумов, светофорной сигнализации и заградительных светофоров; правила пользования пультом управления заградительными сигналами, устройствами заграждения переезда и автоматическими шлагбаумами; правила дорожного движения по переезду; порядок регулирования движения транспортных средств по переезду; правила прогона скота; правила предотвращения наезда поезда на транспортное средство; порядок ограждения переезда и действий при возникновении на переезде препятствий для движения поездов; виды основных неисправностей подвижного состава и нарушений правил погрузки груза, угрожающих безопасности движения поездов; инструкцию по устройству и обслуживанию переездов; инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ; инструкцию по сигнализации; инструкцию по движению поездов и маневровой работе; правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации в объеме, необходимом для выполнения работ.
    При обслуживании переездов в местах пересечения железных дорог с автомобильными дорогами (если максимальная пропускная способность в сутки их составляет до 50000 поездо-автомобилей при удовлетворительной видимости или 1000 поездо-автомобилей при неудовлетворительной видимости на подходах), а также с городскими улицами, не имеющими регулярного движения городского транспорта - 2-й разряд.
    При обслуживании переездов в местах пересечения железных дорог с автомобильными дорогами (если максимальная пропускная способность в сутки их составляет свыше 50000 до 150000 поездо-автомобилей), а также с дорогами, имеющими регулярное автобусное движение по переезду до 8 поездо-автобусов в час - 3-й разряд.
    При обслуживании переездов в местах пересечения железных дорог с автомобильными дорогами (если максимальная пропускная способность в сутки их составляет свыше 150000 поездо-автомобилей), а также с автомобильными дорогами I и II категорий, с дорогами, имеющими трамвайное или троллейбусное движение или регулярное автобусное движение по переезду свыше 8 поездо-автобусов в час - 4-й разряд.
 

§ 8. ДЕЖУРНЫЙ СТРЕЛОЧНОГО ПОСТА

 
    Характеристика работ. Перевод и запирание нецентрализованных стрелок при приготовлении маршрутов приема, отправления, пропуска поездов и проведении маневровой работы. Проверка свободности пути приема, отправления и пропуска поездов. Контроль за прибытием и отправлением поездов в полном составе, состоянием подвижного состава, правильностью положения груза на открытом подвижном составе, установкой поездов в границах полезной длины железнодорожных путей. Участие в процессе производства маневровой работы. Подача звуковых и видимых сигналов при приеме, отправлении, пропуске поездов и производстве маневровой работы. Закрепление составов и вагонов тормозными башмаками и их изъятие. Обеспечение безопасности движения при выполнении работ в обслуживаемом районе. Своевременное освещение стрелочных указателей. Контроль технического состояния стрелочных переводов, их очистка, смазывание, закрепление и замена отдельных болтов.
    Должен знать: технологический процесс работы железнодорожной станции в объеме, необходимом для выполнения работ; устройство стрелочных переводов; правила перевода и запирания нецентрализованных стрелок при приготовлении маршрутов; порядок освещения стрелочных указателей; правила ограждения места работ на стрелочных переводах; правила пользования тормозными башмаками; правила содержания стрелочных переводов в исправном состоянии.
    При обслуживании стрелочных постов на железнодорожных путях необщего пользования и в ненапряженных маневровых районах на железнодорожных путях общего пользования - 2-й разряд.
    При обслуживании стрелочных постов в напряженных маневровых районах на железнодорожных путях общего пользования, на участках перевозки жидкого горячего металла и агломерата в технологическом потоке металлургического производства - 3-й разряд.
    Примечание. Старший дежурный стрелочного поста тарифицируется на один разряд выше дежурных стрелочных постов, которыми он руководит.
 

§ 9. ДОСТАВЩИК ПЕРЕВОЗОЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ

 

2-й разряд

 
    Характеристика работ. Прием перевозочных документов согласно записи, произведенной в книге сдачи документов. Проверка количества принятых перевозочных документов, соответствия их наименований наименованиям, записанным в книгу сдачи документов. Доставка перевозочных документов в пределах железнодорожной станции на все объекты. Сдача перевозочных документов под расписку.
    Должен знать: правила приема, сдачи документов; места нахождения пунктов приема и сдачи перевозочных документов и безопасные маршруты прохода к этим пунктам.
 

§ 10. КОНДУКТОР ГРУЗОВЫХ ПОЕЗДОВ

 
    Характеристика работ. Обслуживание сборных, вывозных, передаточных и хозяйственных поездов на железнодорожных путях общего пользования, обеспечение сохранности перевозимого в них груза. Прием и сдача перевозочных документов на вагоны, ознакомление работников локомотивной бригады с натурным листом на отправляемый поезд и планом маневровой работы. Прием, сдача поездов и вагонов и их обслуживание на железнодорожных путях необщего пользования. Проверка правильности формирования поезда и погрузки груза на открытом подвижном составе. Участие в опробовании автоматических тормозов поезда. Ограждение и закрепление поезда тормозными башмаками и ручными тормозами при остановке его на перегоне. Выполнение маневровой работы. Руководство действиями рабочих, участвующих в маневровой работе с обслуживаемыми сборными, вывозными и передаточными поездами на промежуточных железнодорожных станциях. Обеспечение безопасности движения при сопровождении поездов и производстве маневровой работы. Выгрузка на железнодорожных путях необщего пользования груза из думпкаров всех типов, табольтов, хоппер-дозаторов.
    Должен знать: техническо-распорядительные акты железнодорожных станций; технологические процессы работы обслуживаемых железнодорожных станций; инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования в объеме, необходимом для выполнения работ; правила перевозок груза; план формирования поездов и производства маневровой работы; устройство тормозных упоров; правила пользования тормозными башмаками и тормозными упорами; общие сведения об устройстве вагонов и самоходного подвижного состава; правила хранения и пользования переносной радиостанцией и другими средствами связи.
    При обслуживании грузовых поездов с выполнением маневровой работы на железнодорожных путях необщего пользования - 2-й разряд.
    При обслуживании хозяйственных поездов с выполнением маневровой работы на железнодорожных путях общего пользования - 3-й разряд.
    При обслуживании вывозных и передаточных поездов на железнодорожных путях общего пользования - 4-й разряд.
    При обслуживании сборных поездов на железнодорожных путях общего пользования - 5-й разряд.
    Примечания:
    1. Старший кондуктор грузовых поездов тарифицируется на один разряд выше кондукторов грузовых поездов, которыми он руководит.
    2. При обслуживании поездов всех наименований на участках узкой колеи кондуктор грузовых поездов тарифицируется на один разряд ниже кондуктора грузовых поездов, обслуживающего соответствующие поезда широкой колеи.
 

§ 11. КОНТРОЛЕР АВТОМАТИЧЕСКИХ ПРОПУСКНЫХ ПУНКТОВ

 
    Характеристика работ. Обслуживание автоматических пропускных пунктов, оборудованных турникетами с автоматизированным контролем проездных документов (далее - турникеты). Контроль за исправностью работы световых указателей, табло, створок автоматических пропускных пунктов. Наблюдение за работой турникетов. Включение и отключение турникетов. Наладка их механизмов и устройств в процессе работы. Контроль за пропуском пассажиров через турникеты при наличии проездного документа и обеспечение их бесперебойного и безопасного прохода. При невозможности прохода пассажиров через турникеты направление их к информационному терминалу для проверки срока действия транспортной карты и к старшему билетному кассиру для проверки работоспособности проездного документа (транспортной карты). Обеспечение прохода через пропускной пункт ручного контроля инвалидов, пассажиров с громоздким багажом, ручной кладью, тележками, домашними животными, детьми после предъявления соответствующих документов. Предупреждение и пресечение прохода пассажиров без проездных документов, с недействительными, поддельными документами, нарушающих требования правил перевозки пассажиров и багажа. Разъяснение порядка оплаты проезда пассажирам, прибывшим на пункт контроля без проездных документов. В случае необходимости информирование пассажиров о правилах прохода через автоматические пропускные пункты, расположении служебных помещений, маршрутах следования. Сообщение в установленном порядке о возникновении неисправности в работе устройств автоматических пропускных пунктов.
    Должен знать: принцип действия и правила эксплуатации, способы выявления, устранения неполадок в работе автоматических пропускных пунктов и условия установления наиболее рациональных режимов их работы; устройство, правила наладки турникетов; основы физики и электротехники; правила перевозки пассажиров и багажа; формы проездных документов и документов, дающих право на безденежный или льготный проезд; сроки действия проездных документов; расположение остановочных пунктов, служебных помещений.
    При обслуживании автоматических пропускных пунктов, оборудованных турникетами, с пассажиропотоком до 50 тыс. человек в сутки - 2-й разряд.
    При обслуживании и наладке механизмов и устройств автоматических пропускных пунктов, оборудованных турникетами, с пассажиропотоком свыше 50 тыс. человек в сутки - 3-й разряд.
 

§ 12. КОНТРОЛЕР СОСТОЯНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ

 
    Характеристика работ. Натурный осмотр железнодорожного пути, стрелочных переводов и земляного полотна в установленные сроки. Проведение проверки железнодорожного пути и стрелочных переводов по утвержденному графику с помощью ручных средств путеизмерения, принятие мер по обеспечению безопасности движения поездов. Выявление неисправностей, появляющихся в элементах верхнего строения железнодорожного пути, земляном полотне. Проверка и маркировка шпал, требующих замены, измерение износа рельсов и металлических частей стрелочных переводов. Ведение установленной отчетности по выявленным неисправностям. Контроль за устранением неисправностей и качеством выполненных работ.
    Должен знать: устройство железнодорожного пути и искусственных сооружений; правила и технологию проведения работ по текущему содержанию и ремонту железнодорожного пути; инструкцию по текущему содержанию железнодорожного пути; виды дефектов элементов верхнего строения железнодорожного пути и искусственных сооружений; габариты подвижного состава и приближения строений; правила производства измерений с помощью инструмента и приборов, применяемых при текущем содержании и ремонте железнодорожного пути и искусственных сооружений.
    Требуется среднее профессиональное образование.
    При выполнении работ на участках железнодорожного пути необщего пользования, на участках железнодорожного пути общего пользования грузонапряженностью до 5 млн. тонно-километров брутто/км в год - 5-й разряд.
    При выполнении работ на участках железнодорожного пути общего пользования грузонапряженностью свыше 5 до 25 млн. тонно-километров брутто/км в год - 6-й разряд.
    При выполнении работ на участках железнодорожного пути общего пользования грузонапряженностью свыше 25 до 50 млн. тонно-километров брутто/км в год или на участках железных дорог, имеющих железнодорожные станции I класса и внеклассные, кроме сортировочных - 7-й разряд.
    При выполнении работ на участках железнодорожного пути общего пользования грузонапряженностью свыше 50 млн. тонно-километров брутто/км в год или на участках железных дорог, имеющих сортировочную станцию; на участках скоростного и высокоскоростного движения - 8-й разряд.
 

§ 13. КОЧЕГАР ПАРОВОЗОВ В ДЕПО

 

3-й разряд

 
    Характеристика работ. Обслуживание горячих паровозов в депо и на его путях. Подготовка их к выдаче под поезда. Содержание в исправном состоянии топки, котла, арматуры, водопитательных и контрольно-измерительных приборов. Поддержание требуемого давления пара и нормального уровня воды в котлах. Регулирование работы котла. Заправка холодных паровозов.
    Должен знать: устройство и правила эксплуатации котлов обслуживаемых паровозов; режимы рационального отопления паровозов твердым и жидким топливом; устройство и принцип работы водопитательных и контрольно-измерительных приборов; способы предупреждения и устранения неисправности котлов; приемы выполнения слесарных работ.
 

§ 14. МАШИНИСТ АВТОМОТРИСЫ

 
    Характеристика работ. Управление автомотрисой, предназначенной для перевозки людей и транспортировки материалов, оборудования, устройств, при движении по железнодорожным путям к месту выполнения работ, проведение ультразвукового и магнитного контроля, выявление дефектов рельсов, уложенных в железнодорожный путь, измерение геометрии пути. Соблюдение рациональных режимов вождения автомотрисы, обеспечение выполнения графика и требований безопасности движения. Выполнение работ по очистке гололеда с контактного провода с помощью гололедоочистительной установки. Ведение переговоров по переговорному устройству в соответствии с установленным регламентом. Наблюдение за показаниями контрольно-измерительных приборов, приборов безопасности во время движения автомотрисы. Выполнение установленной технологии вождения автомотрисы и производства маневровой работы. Выполнение погрузочно-разгрузочных работ в соответствии с действующими правилами. Контроль правильности размещения и крепления груза на прицепной платформе. Управление крановыми установками и другими специальными механизмами и устройствами автомотрисы при выполнении ремонтных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ. Проведение ежесменного технического обслуживания и периодического технического обслуживания автомотрисы. Участие в планово-предупредительном ремонте автомотрисы.
    Должен знать: устройство и правила эксплуатации автомотрисы, ее механизмов и оборудования; способы предупреждения и устранения неисправностей в работе автомотрисы, ее механизмов и оборудования; назначение и устройство используемых контрольно-измерительных приборов; характеристики и свойства топлива и горюче-смазочных материалов и предъявляемые к ним требования; правила перевозки людей и груза на автомотрисе и прицепной платформе; правила производства погрузочно-разгрузочных работ, выполняемых с помощью кранового оборудования, рабочих площадок; правила работы с гололедоочистительными установками; правила, виды и сроки технического осмотра, ремонта и освидетельствования узлов, колесных пар автомотрисы и ее кранового оборудования, рабочей и переходной площадок; основы электротехники, механики и гидравлики; регламент ведения переговоров, правила пользования переговорными устройствами.
    При управлении и обслуживании автомотрисы с бензиновым двигателем - 5-й разряд.
    При управлении и обслуживании автомотрисы с дизельным двигателем мощностью до 220 кВт - 6-й разряд.
    При управлении и обслуживании автомотрисы с дизельным двигателем мощностью свыше 220 кВт или пассажировместимостью 15 человек и более - 7-й разряд.
    Примечание. Помощник машиниста автомотрисы тарифицируется: при наличии прав на управление автомотрисой - на один разряд ниже машиниста автомотрисы, под руководством которого он работает; при отсутствии прав на управление автомотрисой - на два разряда ниже машиниста автомотрисы, под руководством которого он работает.
 

§ 15. МАШИНИСТ ГАЗОТУРБОВОЗА

 
    Характеристика работ. Управление газотурбовозом и ведение грузового поезда с установленной скоростью в зависимости от профиля железнодорожного пути, веса поезда с соблюдением графика движения, обеспечение безопасности перевозки. Обеспечение рациональных режимов ведения поезда при минимальном расходовании топлива. Приемка и сдача газотурбовоза: осмотр и проверка действия основных агрегатов, узлов, систем, электрического, механического, тормозного, вспомогательного оборудования, систем контроля загазованности, обнаружения и тушения пожара, контрольно-измерительных приборов, оборудования радиосвязи и устройств подачи песка. Подготовка газотурбовоза к работе и его экипировка. Контроль за правильностью сцепления газотурбовоза с первым вагоном состава и соединением воздушных рукавов, а также открытием концевых кранов между ними. Проверка работоспособности и правильности действия тормозного оборудования газотурбовоза. Наблюдение за свободностью железнодорожного пути, состоянием контактной сети, встречных поездов, правильностью приготовления маршрута, показаниями сигналов светофоров, сигнальных знаков, указателей в процессе движения поезда, сигналов, подаваемых работниками железнодорожного транспорта, повторение их с помощником машиниста и выполнение их. Подача установленных сигналов, выполнение оперативных распоряжений лиц, ответственных за организацию движения поездов, согласно нормативным актам. Ведение переговоров по переговорному устройству в соответствии с установленным регламентом. Техническое обслуживание газотурбовоза в соответствии с перечнем работ, установленным нормативным актом для машиниста газотурбовоза. Контроль визуальный и по приборам за техническим состоянием и работой в пути следования электрического, механического, тормозного и другого оборудования, контрольно-измерительных приборов, оборудования радиосвязи и устройств подачи песка под колесные пары. Обеспечение плавности хода поезда, безопасности перевозки пассажиров. Проверка состояния механической части газотурбовоза, буксовых узлов, колесных пар при остановке поезда на промежуточных станциях. Выполнение маневровых работ на железнодорожных путях. Устранение неисправностей на газотурбовозе или в составе поезда, возникших в пути следования, в объеме, установленном регламентом работы локомотивной бригады, а в случае невозможности устранения - принятие необходимых мер по освобождению участка железнодорожного пути, занимаемого поездом, обеспечивая его безопасное передвижение. Применение экстренного торможения для остановки поезда при внезапном возникновении препятствия или внезапной подаче сигнала остановки. Обучение помощника машиниста газотурбовоза, а также лиц, проходящих стажировку по профессии "помощник машиниста газотурбовоза", рациональным методам и приемам содержания, обслуживания и управления газотурбовозом.
    Должен знать: устройство, технические характеристики газотурбовоза, правила управления им; порядок содержания и ухода за газотурбовозом в процессе эксплуатации; устройство и технологию управления тормозами; профиль железнодорожного пути; сигнальные знаки и указатели на обслуживаемом участке; схемы железнодорожных путей; правила сцепки и расцепки подвижного состава; инструкцию по техническому обслуживанию газотурбовоза в процессе эксплуатации; основные режимы экономного расходования топлива; способы выявления и устранения неисправностей в работе электрического, пневматического, гидравлического, механического и вспомогательного оборудования; правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации; инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации; инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и другие нормативные акты, относящиеся к кругу выполняемых работ; основные требования, предъявляемые к перевозке груза и пассажиров; порядок действия в нестандартных ситуациях; техническо-распорядительные акты обслуживаемых железнодорожных станций, участков; порядок работы и эксплуатации устройств автоматики и связи; правила пользования тормозными башмаками; график движения поездов; основы по безопасной эксплуатации газоиспользуемого оборудования; основы электротехники.
    Требуется профессиональная подготовка и наличие свидетельства на право управления газотурбовозом.
 

§ 16. МАШИНИСТ ДИЗЕЛЬПОЕЗДА

 
    Характеристика работ. Управление и ведение дизельпоезда с установленной скоростью в зависимости от профиля железнодорожного пути с соблюдением графика движения. Обеспечение безопасности перевозки и культуры обслуживания пассажиров, сохранности подвижного состава. Обеспечение рациональных режимов ведения дизельпоезда при минимальном расходовании дизельного топлива. Приемка и сдача дизельпоезда: осмотр и проверка действия основных агрегатов, узлов, систем электрического, механического, тормозного и вспомогательного оборудования, контрольно-измерительных приборов, оборудования радиосвязи и устройств подачи песка под колесные пары. Подготовка дизельпоезда к работе и его экипировка. Наблюдение за свободностью железнодорожного пути, состоянием контактной сети, встречных поездов, правильностью приготовления маршрута, показаниями сигналов светофоров, сигнальных знаков, указателей в процессе движения поезда, сигналов, подаваемых работниками железнодорожного транспорта, повторение их с помощником машиниста и выполнение их. Подача установленных сигналов, выполнение оперативных распоряжений лиц, ответственных за организацию движения поездов, согласно нормативным актам. Ведение переговоров по переговорному устройству в соответствии с установленным регламентом. Техническое обслуживание дизельпоезда в соответствии с установленным нормативными актами перечнем работ. Контроль визуальный и по приборам за техническим состоянием и работой в пути следования электрического, механического, тормозного оборудования, контрольно-измерительных приборов, оборудования радиосвязи и устройств подачи песка под колесные пары. Обеспечение плавности хода дизельпоезда, безопасности при посадке, высадке, перевозке пассажиров. Принятие экстренных мер по предотвращению аварийных ситуаций при получении сведений от пассажиров о фактах, угрожающих безопасности движения дизельпоезда. Устранение неисправностей на дизельпоезде, возникших в пути следования, в объеме, установленном регламентом работы локомотивной бригады, а в случае невозможности устранения - принятие необходимых мер по освобождению участка железнодорожного пути, занимаемого поездом, обеспечивая его безопасное передвижение. Применение экстренного торможения для остановки дизельпоезда при внезапном возникновении препятствия для движения или внезапном принятии сигнала остановки. При работе без помощника машиниста дизельпоезда выполнение его функций согласно инструкции. Руководство работой рабочих, обслуживающих дизельпоезд во время его эксплуатации, контроль за их действиями. Обучение помощника машиниста дизельпоезда, а также лиц, проходящих стажировку по профессии "помощник машиниста дизельпоезда", рациональным методам и приемам технического обслуживания и управления дизельпоездом.
    Должен знать: устройство, технические характеристики дизельпоезда, правила управления им; порядок содержания и ухода за дизельпоездом во время эксплуатации; устройство и технологию управления тормозами; профиль железнодорожного пути; путевые знаки на обслуживаемом участке; правила сцепки и расцепки подвижного состава; основные положения правил проведения текущего ремонта и технического обслуживания дизельпоезда; основные режимы экономного расходования дизельного топлива; способы выявления и устранения неисправностей в работе электрического, пневматического, гидравлического и механического оборудования; назначение и устройство применяемых контрольно-измерительных приборов; правила, виды и сроки технического осмотра, ремонта и освидетельствования узлов, колесных пар; основы электротехники, радиотехники; принцип работы и основные функции гидропередач; правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации; инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации; инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и другие нормативные акты, относящиеся к кругу выполняемых работ; основные требования, предъявляемые к перевозке пассажиров; порядок действия в нестандартных ситуациях; техническо-распорядительные акты обслуживаемых железнодорожных станций, участков; порядок работы и эксплуатации устройств автоматики и связи; правила пользования тормозными башмаками; график движения поездов.
    Требуется профессиональная подготовка и свидетельство на право управления дизельпоездом.
 

§ 17. МАШИНИСТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ

 
    Характеристика работ. Управление железнодорожно-строительными машинами (далее - машина) различных типов и назначения, силовыми установками и отдельными рабочими узлами и механизмами машин согласно технологическому процессу при сооружении, ремонте и текущем содержании верхнего строения железнодорожного пути, искусственных сооружений, земляного полотна и балластной призмы. Соблюдение рациональных режимов работы машины, обеспечение требований безопасности движения. Контроль в установленном порядке за работой устройств безопасности и радиосвязи, узлов и агрегатов машины. Ведение переговоров по переговорному устройству в соответствии с установленным регламентом. Экипирование машины горюче-смазочными материалами. Устранение неисправностей узлов, агрегатов и механизмов машины. Проведение технического обслуживания машины. Участие в планово-предупредительном ремонте машины. Выполнение маневровых работ. Обеспечение экономного расходования топливно-энергетических ресурсов, горюче-смазочных и других материалов.
    Должен знать: назначение, устройство и правила эксплуатации машины и технологию выполняемых работ; способы предупреждения и устранения неисправностей работы узлов и механизмов машины; правила наладки и регулировки электрического, пневматического, гидравлического, механического оборудования; периодичность, виды и сроки технических осмотров, ремонта и освидетельствования узлов, колесных пар и оборудования машины; основы механики, гидравлики, пневматики, электротехники, электроники и автоматики; инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ; инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах; инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации; нормы расхода горюче-смазочных материалов и электроэнергии.
    При управлении звенорасшивочной машиной и спецсоставом для транспортировки рельсовых плетей - 4-й разряд.
    При управлении выправочно-подбивочно-отделочной машиной (отдельными рабочими узлами, механизмами и дизель-генераторными силовыми установками), думпкаром, звеносборочной и звеноразборочной машиной (отдельными узлами и механизмами), плужным снегоочистителем, путевой универсальной машиной на комбинированном ходу, путевым стругом, путеподъемником, путеремонтной летучкой, путеукладчиком узкой колеи, путеукладчиком широкой колеи (грузоподъемные и тяговые лебедки укладочного или погрузочного крана); рельсоукладчиком, рихтовочной машиной съемной, снегоуборочной и уборочной машинами с пневматическим и механическим приводом рабочих органов, спецсоставом для транспортировки рельсовых плетей с энергетической установкой, стругом-снегоочистителем, хоппер-дозатором, пневмоочистительной машиной (ПОМ, Ветерок), щебнеочистительной (балластоочистительной) машиной (отдельные рабочие узлы, механизмы и силовые установки) - 5-й разряд.
    При управлении балластировочной машиной, балластоуплотнительной машиной, выправочно-подбивочно-отделочной машиной с автоматизированной системой управления, выправочно-подбивочно-рихтовочной машиной с автоматизированной системой управления, звеносборочной и звеноразборочной машиной, котлованокопателем, бурильно-шнековой машиной для образования котлованов под железобетонные опоры контактной сети, кусторезом, машиной для добивки (дожатая) костылей, машиной для закрепления и смазки клеммных и закладных болтов, машиной для звеньевой укладки, погрузки и транспортировки путевой решетки и стрелочных переводов, машиной для очистки и нарезки кюветов, машиной для обработки рельсов в пути, поливочным поездом, путевой рельсосварочной машиной, краном укладочным и краном укладочным для смены стрелочных переводов, моторной платформой, рельсошлифовальным поездом, рихтовочной машиной (кроме съемной), самоходной путеремонтной летучкой, самоходной машиной для планировки и распределения балласта, самоходной рельсоочистительной машиной, самоходной снегоуборочной машиной, самоходной шпалозаменяющей машиной, снегоуборочной и уборочной машинами с электрическим приводом рабочих органов, снегоуборочным поездом, спецсоставом для механизированной погрузки, выгрузки и перевозки балласта и засорителей, спецсоставом для перевозки стрелочных переводов, шпалоподбивочной машиной, шпалоремонтной машиной, щебнеочистительной машиной, электробалластером - 6-й разряд.