Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 949. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО Минобрнауки РФ от 01.04.2013 N ИР-170/17 "О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Дата документа01.04.2013
Статус документаДействует
МеткиПисьмо

    

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО
от 1 апреля 2013 г. N ИР-170/17

 

О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 
    Министерство образования и науки Российской Федерации направляет для учета и использования в работе рекомендации субъектам Российской Федерации по подготовке к реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
    Указанные рекомендации также размещены на официальном сайте Минобрнауки России в разделе "Актуальные документы".
 

И.М.РЕМОРЕНКО

 
 
    

Приложение

 

РЕКОМЕНДАЦИИ СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 
    Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон) принят 29 декабря 2012 года (N 273-ФЗ). Он является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования. Принятым Федеральным законом обеспечивается формирование эффективных механизмов:
    правового регулирования образовательных и иных отношений в сфере образования;
    реализации права на образование в полном объеме, государственных гарантий на получение качественного образования;
    укрепления защиты интересов личности в области образования.
    В нем интегрированы как общие положения, так и положения, регулирующие отношения по отдельным видам и уровням образования; закреплены основы правового регулирования сферы образования в Российской Федерации.
    В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" значимые изменения произошли в отношении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере образования. В связи с этим потребуется существенная переработка действующих законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов по вопросам образования.
    Кроме того, одним из необходимых условий действенной и эффективной реализации принятого Федерального закона является развитие и конкретизация закрепленных им норм в законодательстве субъектов Российской Федерации. Реализуя свои правомочия на осуществление законотворческой деятельности, субъекты Российской Федерации имеют возможность существенно развить и дополнить общие нормы федерального законодательства с учетом социально-экономических, географических, этнокультурных, демографических и иных особенностей региона.
    С учетом изложенного субъектам Российской Федерации при подготовке к реализации Федерального закона рекомендуется руководствоваться следующим.
    1. Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны в течение трех месяцев привести свои нормативные правовые акты по предметам совместного ведения в соответствие с вновь принятым федеральным законом.
    В то же время, учитывая сроки вступления в силу Федерального закона, представляется, что работа субъектов Российской Федерации по приведению своих законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" может быть завершена к 1 сентября 2013 года, а по вопросам реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, закрепленных пунктами 3 и 6 части 1 статьи 8 и пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона, - не позднее 1 января 2014 года.
    В первую очередь в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" должны быть приведены базовые законы субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере образования.
    Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется принять меры по внесению изменений в данные законы в целях устранения противоречий, дублирования с Федеральным законом, декларативных предписаний, приведению используемых в них понятий и терминов в соответствии с принятым Федеральным законом.
    2. Субъектам Российской Федерации, в законодательстве которых отсутствует базовый закон субъекта Российской Федерации об образовании, рекомендуется принять такой акт, который должен конкретизировать положения Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" применительно к социально-экономическим, национальным, географическим и иным особенностям региона.
    Следует обратить внимание, что исключительно в форме законов субъектов Российской Федерации могут устанавливаться первичные нормы регионального законодательства по вопросам, составляющим предмет нового Федерального закона, нормы, закрепляющие с учетом особенностей конкретного субъекта Российской Федерации компоненты системы образования, особенности организации образовательной деятельности, социальные и иные гарантии обучающихся и педагогических работников, особенности организации управления образованием на территории субъекта Российской Федерации, основные принципы финансового обеспечения образовательной деятельности на региональном уровне. Указанные нормы могут быть урегулированы как в рамках единого базового регионального закона об образовании, так и отдельными законодательными актами субъектов Российской Федерации, регулирующими различные вопросы построения региональной системы образования.
    Проект модельного закона субъекта Российской Федерации "Об образовании в субъекте Российской Федерации" опубликован на официальном сайте Минобрнауки России (http://минобрнауки.рф/документы/1249/файл/1880/Проект_модельного_закона.pdf).
    3. Федеральным законом предусматривается, что органами государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные права и меры социальной поддержки обучающихся, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Такие права и меры социальной поддержки должны устанавливаться законодательными актами субъектов Российской Федерации.
    4. Необходимо обратить внимание, что законодательные акты субъектов Российской Федерации по вопросам образования должны состоять по преимуществу из оригинальных норм субъекта Российской Федерации. Для целей полноты и ясности нормативных положений таких актов допускается воспроизведение отдельных общих положений Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Однако оно должно носить ограниченный характер.
    5. Одновременно с подготовкой и принятием законодательных актов субъектам Российской Федерации надлежит в связи с принятием Федерального закона:
    1) провести анализ всей региональной нормативной правовой базы, регулирующей отношения в сфере образования;
    2) признать утратившими силу устаревшие подзаконные нормативные правовые акты;
    3) внести изменения в действующие подзаконные нормативные правовые акты в целях их приведения в соответствие с федеральным законодательством (как с новым Федеральным законом, так и принимаемым в соответствии с ним подзаконным нормативным правовым актам федерального уровня);
    4) принять новые подзаконные нормативные правовые акты, предусмотренные Федеральным законом.
    При признании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации утратившими силу необходимо учитывать положения статей 109 и 110 Федерального закона.
    6. Системные преобразования в правовом регулировании образования, обусловленные подготовкой к реализации Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", потребуют соответствующей информационной и методической поддержки муниципальных органов управления образованием и образовательных организаций.
    Организационно-методическая и информационная поддержка муниципальных органов управления образованием и образовательных организаций должна быть направлена на разъяснение положений Федерального закона, а также на помощь в планировании мероприятий, которые необходимо провести указанным органам и организациям в целях приведения их деятельности в соответствие с Федеральным законом.
    Организационно-методическую и информационную поддержку целесообразно сопроводить вовлечением педагогического сообщества и родительской общественности в процесс осмысления происходящих в законодательстве об образовании изменений, формирование позитивного восприятия проводимых изменений.
    В каждом субъекте Российской Федерации должны быть разработаны информационные и методические материалы с учетом задач по реализации Федерального закона для различных целевых аудиторий (специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и руководителей образовательных организаций, педагогических работников, родителей и обучающихся). Следует также организовать взаимодействие специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в том числе специалистов, разрабатывающих или участвующих в разработке региональных нормативных правовых актов в сфере образования, со специалистами органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и руководителями образовательных организаций.
    Одновременно в субъекте Российской Федерации необходимо организовать ряд информационно-просветительских мероприятий по разъяснению широкой общественности основных положений нового Федерального закона (например, выпуск телевизионных передач и публикация в печатных СМИ статей, посвященных введению в действие нового Федерального закона, издание и распространение в образовательных организациях книг и брошюр для обучающихся и родителей (законных представителей), разъясняющих в доступной форме новеллы Федерального закона, права и обязанности основных участников образовательных отношений, вопросы их участия в управлении образовательными организациями).
    7. В приложениях к настоящим рекомендациям приведен полный перечень полномочий в сфере образования, осуществляемых федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также функций организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и их учредителей.
 
 
    

Приложение

 

РАЗГРАНИЧЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ПОЛНОМОЧИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 
    1. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления:
    1.1. создают социально-экономические условия для получения образования, расширяют возможности удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни;
    1.2. оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
    1.3. обеспечивают открытость и доступность информации о системе образования;
    1.4. осуществляют организацию мониторинга системы образования;
    1.5. осуществляют ежегодное опубликование и размещение на своих официальных сайтах итоговые (годовые) отчеты об анализе состояния и перспектив развития образования;
    1.6. вправе заключать договоры о целевом обучении с обучающимися по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, принятыми на обучение не на условиях целевого приема.
    2. Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
    2.1. создают необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
    2.2. оказывают содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности;
    2.3. осуществляют полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования;
    2.4. создают учебно-методические объединения в системе образования;
    2.5. создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику;