Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 929. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.02.97 N 222 (ред. от 27.07.98) "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД 1996-2000 ГОДОВ"

Дата документа26.02.1997
Статус документаДействует
МеткиПостановление

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 1997 г. N 222

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД 1996-2000 ГОДОВ

(в ред. - Постановлений Правительства РФ от 24.01.98 N 74, от 17.07.98 N 776, от 27.07.98 N 836)

 
    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 1996 г. N 934 "О подготовке программы социальных реформ" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 26, ст. 3062) Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить реализацию поддержанной Президентом Российской Федерации Ельциным Б.Н. Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов (прилагается) и руководствоваться положениями этой Программы при подготовке и осуществлении соответствующих федеральных, отраслевых и региональных программ.
    2. Утвердить прилагаемый План мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов (далее именуется - План мероприятий).
    3. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить своевременную разработку нормативных правовых актов и иных документов, предусмотренных Планом мероприятий.
    4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить региональные планы действий в области реформирования социальной сферы.
    5. Министерству труда и социального развития Российской Федерации обеспечить систематический сбор и анализ информации о ходе выполнения Плана мероприятий, а также представление ее ежеквартально в Правительство Российской Федерации.
    Федеральным органам исполнительной власти, ответственным за выполнение мероприятий, предусмотренных Планом мероприятий, представлять в Министерство труда и социального развития Российской Федерации информацию о ходе выполнения указанных мероприятий.
    6. Внести в Положение о Совете при Правительстве Российской Федерации по вопросам социального развития, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 638 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст. 2674), следующие изменения и дополнения:
    пункт 1 после слов: "мероприятий по реализации" дополнить словами: "Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов"
    абзац второй пункта 2 изложить в следующей редакции: "рассмотрение вопросов социального развития Российской Федерации и ход выполнения Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов, Плана мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации указанной Программы, а также решений Всемирной встречи"
    абзац второй пункта 3 после слов: "ход выполнения" дополнить словами: "Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов, Плана мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации указанной Программы и".
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин

 
 
 

Приложение
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 26 февраля 1997 г. N 222

ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД 1996-2000 ГОДОВ

I . СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

 
    1. Социально-экономические реформы, проводимые в России, привели к радикальным переменам в жизни общества. Осуществлена либерализация экономики, внешнеэкономической деятельности, проведен первый этап приватизации, ликвидирована система централизованного планирования и управления. Кардинальные преобразования произошли в социальной структуре общества. У большинства населения формируются принципиально новые ценностные ориентиры, изменился весь комплекс социальных условий жизни россиян.
    Либерализация экономики и устранение административных ограничений создали условия для роста экономической активности значительной части населения, развития рынка труда, увеличения масштабов вторичной занятости и самозанятости. Начались процессы перераспределения рабочей силы в пользу высокодоходных предприятий и организаций промышленности, сферы обслуживания, рыночной инфраструктуры. Постепенно формируется система коллективно-договорных отношений между социальными партнерами на всех уровнях.
    Начали развиваться негосударственные учреждения образования, здравоохранения, других социально-культурных отраслей. У населения появилась возможность реального выбора форм обучения, медицинского обслуживания, отдыха.
    2. Вместе с тем развитие экономики в условиях переходного периода, связанное со снижением эффективности хозяйства и падением производства, высокой инфляцией на старте экономических реформ, обусловили существенное снижение уровня жизни значительной части населения, реальной заработной платы и пенсий, рост безработицы, вызвали в ряде отраслей экономики и регионов страны острые социальные конфликты. Хронический недостаток бюджетных средств ограничил возможности государства в проведении активной социальной политики.
    Уровень реальных денежных доходов населения в настоящее время примерно на 40 процентов ниже, чем в 1991 году. Возникла массовая бедность, число граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, составляет около четверти общей численности населения. Усилилась дифференциация доходов, резко обозначилась нелегальная и нетрудовая основа имущественного и социального расслоения, ослабли стимулы к созидательному труду.
    Из-за объективных трудностей значительная часть предприятий, прежде всего оборонного комплекса, легкой промышленности и сельского хозяйства, а также предприятий, расположенных в северных и некоторых других районах страны, оказалась в тяжелом финансовом положении. Это привело к росту задолженности по заработной плате, неполной занятости, разрушению социальной инфраструктуры, ранее содержавшейся за счет предприятий.
    Недостаточные ассигнования обострили проблему финансирования бюджетных учреждений образования, здравоохранения, науки и культуры.
    Заметно ухудшилось положение дел с защитой социальных и трудовых прав и гарантий граждан.
    3. В сложившихся экономических условиях предпринимались меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. Были созданы механизмы защиты доходов работников бюджетной сферы, социальной поддержки семей с детьми, ветеранов, инвалидов, граждан, потерявших работу. В основном удалось сохранить общедоступность образования, здравоохранения и культурного обслуживания населения.
    Вместе с тем эта работа проводилась недостаточно эффективно. Компенсационные меры по индексации заработной платы работников социально-культурных отраслей зачастую запаздывали. Многочисленные льготы, компенсации, социальные выплаты и пособия вводились нередко без учета материального положения семей и реальных возможностей людей обеспечить собственное благополучие. В результате в обществе нарастало социальное иждивенчество, ограничивались возможности для оказания помощи тем, кто действительно в ней нуждается.
    4. В целом ситуацию в социальной сфере можно охарактеризовать как неоднозначную и противоречивую. Наряду с определенными положительными сдвигами, многие негативные явления приобрели застойный характер, отдельные социальные проблемы усугубились и стали представлять серьезную опасность для социально-экономической стабильности общества.
 

II. ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ

 
    1. Современная экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.
    Предстоит переориентировать социальную политику на активизацию факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, повышение на этой основе личной ответственности граждан за свое материальное благополучие.
    2. Стратегическими целями социальной политики являются:
    достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;
    обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
    гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
    переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
    нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;
    существенное улучшение социальной инфраструктуры.
    3. Для достижения этих целей потребуется:
    восстановить роль доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников;
    обеспечить справедливое распределение доходов на основе совершенствования системы индивидуального налогообложения доходов и собственности граждан, увеличения ставок налогов для лиц с высокими личными доходами и снижения налоговой нагрузки на низкодоходные группы населения, введения эффективного контроля за реальными доходами, в том числе путем проверки соответствия размеров декларируемых налогоплательщиками доходов фактически произведенным ими расходам;
    стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования;
    обеспечить взвешенность в политике занятости с тем чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики;
    усилить адресность социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий;
    создать полноценные условия жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, улучшить условия жизнеобеспечения детей;
    повысить роль социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков;
    обеспечить стабильное финансирование отраслей социальной сферы и социальных программ, гарантировать всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и отдыха.
    4. Реформы в социальной сфере будут проводиться в тесной увязке с экономическими преобразованиями, намеченными в концепции среднесрочной программы Правительства Российской Федерации на 1997-2000 годы "Структурная перестройка и экономический рост".
    С учетом прогнозируемых показателей экономического развития в предстоящий период появятся реальные возможности для решения поставленных социальных задач.
    Предусматривается ежегодное увеличение валового внутреннего продукта и инвестиций в основной капитал, рост объема промышленного и сельскохозяйственного производства, дальнейшее снижение инфляции и дефицита бюджета, укрепление национальной валюты, увеличение доли расходов на конечное потребление домашних хозяйств в используемом валовом внутреннем продукте.
    Намечен комплекс мер, направленных на осуществление институциональных преобразований, прогрессивных структурных сдвигов в производстве, реформирование налоговой системы, бюджетной и денежно-кредитной политики. На этой основе будут формироваться благоприятные условия для развития современных конкурентоспособных производств и видов деятельности, в первую очередь высокотехнологических и наукоемких отраслей экономики, малого и среднего предпринимательства, изменения отраслевой структуры производства и его территориального размещения, повышения качества выпускаемой продукции и эффективности производства, роста производительности труда, сокращения издержек производства, создания новых рабочих мест.
    В результате будет создана надежная экономическая основа для повышения занятости и доходов населения, расширения налоговой базы и увеличения объема средств, направляемых на социальные нужды и развитие социальной сферы.
    Вместе с тем более активное использование социальных факторов и намечаемые меры по улучшению материального положения людей, увеличению денежных доходов населения, обеспечению рациональной структуры занятости, повышению качества и конкурентоспособности рабочей силы создадут благоприятные условия для устойчивого развития экономики, увеличения объема производства, роста платежеспособного спроса на товары и услуги.
    5. Исходя из прогнозируемых показателей социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2000 года намеченные цели социальной политики могут быть реализованы поэтапно.
    На первом этапе (1996-1997 годы), в условиях ограниченности ресурсных возможностей экономики, необходимо осуществить комплекс мер по стабилизации уровня жизни населения, постепенному сокращению масштабов бедности, уменьшению разрыва в уровне жизни между различными категориями населения, недопущению массовой безработицы, усилению защиты трудовых и социальных прав граждан.
    Важнейшими среди этих мер являются:
    ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий;
    упорядочение действующей системы льгот и компенсаций, повышение обоснованности их предоставления;
    формирование системы государственных минимальных социальных стандартов;
    законодательное закрепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета исходя из реально складывающихся расходов на продовольственные и непродовольственные товары, жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, медицинские и другие услуги;
    предотвращение массового высвобождения работников с предприятий, находящихся в регионах с критической ситуацией на рынке труда.
    При проведении этих мер основной акцент будет сделан на повышение эффективности использования средств, выделяемых на социальные нужды, усиление адресности социальной поддержки, более широкое привлечение внебюджетных финансовых источников.
    Предстоит определить порядок взаимодействия в области социальной политики между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, федеральными министерствами и ведомствами, общественными и коммерческими организациями.
    На втором этапе (1998-2000 годы), когда начнется экономический рост и появятся материальные и финансовые возможности для увеличения расходов на социальные нужды, будут созданы объективные предпосылки для реального роста денежных доходов населения, искоренения массовой бедности, обеспечения оптимального уровня занятости.
    На этом этапе намечается:
    повысить минимальные государственные гарантии заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума соответствующих групп населения, ввести новый социальный стандарт оплаты труда - часовую тарифную ставку;
    внедрить механизмы тарифного регулирования заработной платы во внебюджетном секторе экономики на основе социального партнерства, пересмотреть Единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы, обеспечив при этом приближение размеров оплаты труда этих работников к уровню заработной платы в производственных отраслях;
    пересмотреть систему налогообложения индивидуальных денежных доходов населения с целью более справедливого распределения доходов и уменьшения их дифференциации;
    начать реализацию комплексной программы создания и сохранения рабочих мест;
    создать полноценную систему защиты трудовых прав граждан на основе нового Трудового кодекса;
    приступить к широкомасштабной пенсионной реформе;
    начать реформирование системы социального страхования, ввести в действие новый механизм страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    усовершенствовать порядок формирования бюджетных расходов на социальные нужды на основе введения государственных минимальных социальных стандартов.
    В последующем, на основе стабильного экономического роста и усиления ориентации экономики на более эффективное удовлетворение потребностей человека, предстоит создать прочные предпосылки для устойчивого социального развития, формирования общества, открытого для широкой социальной интеграции, позволяющего людям в максимальной степени реализовать свой потенциал.
    В этот период будет обеспечено заметное улучшение материального положения большинства населения и всего комплекса социальных показателей, характеризующих качество жизни людей.
    6. Новые приоритеты в социальной политике требуют проведения крупных социальных реформ.
    В ходе этих реформ предстоит решить следующие ключевые задачи:
    создать экономические и правовые условия для повышения трудовой активности, развития предприимчивости и деловой инициативы трудоспособных граждан;
    обеспечить повышение уровня социальной защищенности и социального обслуживания ветеранов, инвалидов, людей пожилого возраста, детей, других нетрудоспособных и социально уязвимых групп населения;
    создать равные стартовые условия для всех граждан независимо от места жительства и уровня доходов в реализации прав на охрану здоровья и получение образования.
    В этих целях предусматривается:
    завершить формирование законодательной базы, обеспечивающей проведение активной и действенной социальной политики;
    обеспечить стабильное финансирование отраслей социальной сферы и федеральных социальных программ, изменить систему взаимоотношений между федеральным и субъектов Российской Федерации бюджетами, повысить обоснованность определения социальных трансфертов исходя из реальных потребностей и возможностей регионов;
    повысить финансовую стабильность и эффективность использования средств государственных внебюджетных социальных фондов;
    ввести социальную экспертизу проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов силами негосударственных организаций и научных учреждений;
    улучшить организацию функционирования учреждений социальной сферы, более рационально использовать выделяемые им ресурсы;
    стимулировать направление средств общественными, некоммерческими и коммерческими организациями на благотворительные цели.
    7. При проведении социальных реформ предусматривается обеспечить единство действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку вопросы трудового законодательства, здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
    В соответствии с Конституцией Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся вопросы определения основ федеральной политики и разработки федеральных программ в области социального развития. Федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики, устанавливают единую систему государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры, разрабатывают федеральные целевые социальные программы, принимают меры по их реализации и определяют источники финансирования.
    Решать конкретные задачи в социальной области предстоит органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления исходя из местных условий, уровня экономического развития, демографической ситуации, финансовых возможностей, национальных и культурных традиций коренного населения. Субъектам Российской Федерации отводится ведущая роль в разработке и реализации региональных социальных программ, организации и предоставлении адресной социальной помощи, обеспечении нормального функционирования учреждений социальной инфраструктуры, решении других насущных проблем в области труда, занятости, социальной защиты и быта людей по месту их проживания.
    8. Главными задачами Программы являются:
    конкретизация направлений и этапов реформ в важнейших социальных сферах: труд и трудовые отношения, занятость и социальная защита населения, социальное страхование и пенсионное обеспечение, развитие социально-культурных отраслей;
    определение основных механизмов реализации реформ по этим направлениям;
    координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реформированию социальной сферы;
    координация деятельности по реализации федеральных и отраслевых программ, направленных на развитие социальной сферы, концентрация ресурсов и усилий исполнителей программ на приоритетных направлениях социальных реформ.
 

III.