Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 929. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 21.05.2013 N 424 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009 - 2013 ГОДЫ"

Дата документа21.05.2013
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2013 г. N 424

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009 - 2013 ГОДЫ

 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемые:
    федеральную целевую программу "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы;
    изменения, которые вносятся в федеральную целевую программу "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 568 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 31, ст. 3739; 2010, N 21, ст. 2617; 2011, N 2, ст. 298; 2012, N 6, ст. 659; N 11, ст. 1307; 2013, N 1, ст. 24).
    2. Министерству образования и науки Российской Федерации внести до 1 ноября 2013 г. в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект нормативного правового акта о порядке проведения конкурсного отбора на предоставление субсидий в рамках реализации федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы и проект нормативного правового акта о порядке предоставления субсидий в рамках реализации федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы.
    3. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу, утвержденную настоящим постановлением, в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 мая 2013 г. N 424

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ

 

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ

 

Наименование Программы - федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы
Основание для разработки Программы (наименование, дата и номер нормативного акта) - распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 мая 2013 г. N 760-р
Государственный заказчик - координатор Программы - Министерство образования и науки Российской Федерации
Основной разработчик Программы - Министерство образования и науки Российской Федерации
Цель Программы - развитие системы эффективного воспроизводства высокопрофессиональных кадров научной и научно-образовательной сферы и повышение их конкурентоспособности на мировом уровне
Задачи Программы - развитие системы механизмов расширения количественного и улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров;
 повышение результативности научных и научно-педагогических кадров, развитие механизмов стимулирования их научной и инновационной активности;
 развитие внутрироссийской и международной мобильности научных и научно-педагогических кадров; развитие сети национальных исследовательских университетов
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы - средний возраст исследователей - участников Программы - 43 года;
доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей - участников Программы - 35 процентов;
 доля исследователей высшей научной квалификации (кандидаты и доктора наук) в общей численности исследователей - участников Программы в возрасте до 39 лет (включительно) - 17 - 17,5 процента;
 количество студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей из организаций - участников Программы, закрепленных в сфере науки, образования и высоких технологий (зачисленных в аспирантуру или принятых на работу в учреждения высшего профессионального образования, научные организации, предприятия приоритетных для Российской Федерации отраслей промышленности) (нарастающим итогом), - 13 тыс. человек;
 доля аспирантов и докторантов, представивших диссертации в диссертационный совет, в общей численности аспирантов и докторантов - участников Программы (нарастающим итогом) - 60 процентов;
 количество студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей, принимавших участие в предметных олимпиадах, конкурсах научных работ и других мероприятиях, проводимых в области науки и техники в рамках Программы (нарастающим итогом), - 60 тыс. человек;
 доля исследователей - участников Программы, результаты работы которых в рамках мероприятий Программы опубликованы в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science) (нарастающим итогом), - 27 процентов;
 число цитирований в расчете на одну подготовленную в рамках исследовательских проектов Программы публикацию в научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), - 4 единицы;
 доля научно-педагогических работников вузов - участников Программы, охваченных программами международной и внутрироссийской академической мобильности научно-педагогических работников в форме стажировок, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и других формах (нарастающим итогом), - 9 процентов;
 доля доходов от научно-исследовательских и опытно-констукторских работ из всех источников по приоритетным направлениям развития национальных исследовательских университетов в общих доходах национальных исследовательских университетов - 40 процентов.
 В результате достижения программных индикаторов будет сформирована устойчивая сбалансированная и обеспечивающая переход на эффективный контракт система воспроизводства конкурентоспособных научных и научно-педагогических кадров, что в дальнейшем не потребует использования программно-целевого метода и дополнительных затрат в данной области
Сроки реализации Программы - 2014 - 2020 годы:
I этап - 2014 - 2017 годы;
 II этап - 2018 - 2020 годы
Объемы и источники финансирования Программы - всего на 2014 - 2020 годы (в ценах соответствующих лет) - 201018,935 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 153481,435 млн. рублей, из них:
 научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 143162,695 млн. рублей;
 прочие нужды - 8054,04 млн. рублей;
 капитальные вложения - 2264,7 млн. рублей;
 за счет средств внебюджетных источников - 47537,5 млн. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности - создание необходимых условий для укрепления и развития конкурентоспособности национальной системы подготовки научных и научно-педагогических кадров для инновационного экономического развития Российской Федерации.
Реализация предусмотренных Программой мероприятий должна обеспечить к концу 2020 года достижение следующих результатов:
обеспечение воспроизводства кадров в научной и научно-образовательной сфере Российской Федерации за счет притока и закрепления молодых высококвалифицированных специалистов;
 стабилизация возрастных и квалификационных характеристик кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы;
 рост эффективности и результативности труда ученых и преподавателей за счет развития кадрового потенциала науки национальных исследовательских университетов и повышения уровня фундаментальных научных исследований;
 рост востребованных экономикой компетенций сотрудников научных организаций и учреждений высшего профессионального образования, в том числе за счет развития внутрироссийской и международной мобильности.
 Реализация Программы в полном объеме позволит повысить эффективность научной работы. Итоги Программы будут определять интеллектуальные возможности страны на долгосрочную перспективу и создадут основу для равноправного участия Российской Федерации на мировых рынках высокотехнологичной продукции

 

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы

 
    Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2013 г. N 760-р.
    В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, одним из приоритетных направлений по обеспечению государственной безопасности является инновационное развитие национальной экономики, фундаментальной и прикладной науки и образования.
    Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, переход экономики государства на инновационный тип развития возможен только при условии формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы, ключевым фактором успешного функционирования которой является эффективная система воспроизводства конкурентоспособных на мировом уровне кадров научной и научно-образовательной сферы, включающая механизмы привлечения и закрепления в науке талантливой молодежи, обеспечения повышения качества подготовки кадров высшей квалификации, в том числе в рамках научных и научно-образовательных структур высших учебных заведений и научных организаций, эффективной внутрироссийской и международной академической мобильности научных и научно-педагогических кадров и развития сети ведущих высших учебных заведений Российской Федерации.
    В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах отмечается, что бюджетная политика должна быть нацелена в том числе на стимулирование инновационного развития страны, при этом направляемых из бюджета средств на реализацию проектов в сфере образования и науки недостаточно. В условиях возможных ограничений, связанных с неблагоприятной ситуацией в мировой экономике, расходы на образование и науку должны быть приоритетными и их доля в общих расходах бюджетной системы должна увеличиваться.
    Благодаря принятому в последние годы в Российской Федерации комплексу мер по поддержке научных и научно-педагогических кадров в рамках федеральных целевых программ, системы исследовательских грантов и других проектов удалось преодолеть тенденцию неуклонного снижения численности исследователей, занятых в секторе исследований и разработок. Вместе с тем сохраняется возрастной дисбаланс в структуре исследователей с доминированием старшей возрастной группы (59 - 69 лет), который обусловлен недостаточными масштабами вовлечения талантливой молодежи в научную и научно-образовательную сферу и ее закрепления в ней, в том числе в связи с низкой внутриорганизационной мобильностью научных и научно-педагогических кадров, затрудняющей карьерный рост талантливых молодых ученых.
    Несоответствие квалификации научных и научно-педагогических кадров Российской Федерации современному мировому уровню является актуальной проблемой, непосредственно отражающейся на конкурентоспособности организаций сектора исследований и разработок, в том числе российских университетов, по уровню проводимых научных исследований и получаемых результатов.
    Развитие приборной базы научных исследований осуществляется преимущественно за счет бюджетных средств и не сопровождается подготовкой необходимого числа высококвалифицированных кадров, способных эффективно использовать возможности современного исследовательского оборудования, которое с течением времени морально устаревает.
    В настоящее время на федеральном и региональном уровне реализуется ряд мероприятий, направленных на развитие научных и научно-педагогических кадров и обеспечивающих адресную поддержку отдельных групп исследователей, научных коллективов, студентов и молодых ученых. Действующие механизмы развития кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы нуждаются в дополнении новыми механизмами поддержки эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров для достижения наибольшей эффективности реализации государственной политики в этой области.
    Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 568, стала первым этапом в формировании общефедерального комплекса мер по развитию научных и научно-педагогических кадров.
    При анализе вариантов решения указанной проблемы наиболее эффективным признан интенсивный вариант, предусматривающий:
    решение проблемы программно-целевым методом;
    разработку и утверждение Программы.
    Необходимость реализации Программы обусловливается высокой социальной значимостью решаемых проблем и невозможностью их комплексного решения в рамках существующих рыночных механизмов в сроки, отвечающие задачам укрепления национальной безопасности в сферах науки, образования и инновационного производства.
    Программа опирается на результаты федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы, а также на достижения в области развития кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы в рамках других государственных программ и проектов. Программа направлена на усиление государственной поддержки в отношении наиболее успешных научных коллективов посредством увеличения объемов финансирования и продолжительности исследовательских проектов, а также на повышение результативности их научной деятельности, соответствующей мировому уровню. Программа расширяет финансируемые из бюджета возможности для молодых исследователей, в том числе в части активизации их внутрироссийской и международной мобильности, способствует усилению интеграции российских научных и научно-педагогических кадров в мировую среду, повышая тем самым их квалификацию до уровня, соответствующего инновационной экономике и современным международным требованиям.
 

II. Цель и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей

 
    Целью Программы является развитие системы эффективного воспроизводства высокопрофессиональных кадров научной и научно-образовательной сферы и повышение их конкурентоспособности на мировом уровне.
    Достижение цели Программы будет обеспечиваться решением следующих основных задач:
    развитие системы механизмов расширения количественного и улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров;
    повышение результативности научных и научно-педагогических кадров, развитие механизмов стимулирования их научной и инновационной активности;
    развитие внутрироссийской и международной мобильности научных и научно-педагогических кадров;
    развитие сети национальных исследовательских университетов.
    Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении N 1.
    Реализация мероприятий в рамках Программы осуществляется в 2014 - 2020 годы и обусловлена непрерывностью процесса подготовки, закрепления и развития научных и научно-педагогических кадров. Программа реализуется в два этапа:
    I этап - 2014 - 2017 годы;
    II этап - 2018 - 2020 годы.
    На I этапе в рамках комплекса программных мероприятий по поддержке проведения научных исследований предполагается активизация вовлечения и закрепления в науке, повышение профессионального уровня молодых научных и научно-педагогических кадров, в том числе в рамках ведущих лабораторий вузов, государственных академий наук и государственных научных центров, успешных научных коллективов под руководством кандидатов и докторов наук, посредством активизации академической мобильности (включая проведение на базе вузов и научных организаций исследований с участием молодых исследователей с ученой степенью, присужденной в течение 4 лет, предшествующих моменту начала участия в соответствующих проектах, стажировки молодых исследователей в ведущих образовательных, научных и инновационных центрах мира).