Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 349. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 21.05.2013 N 426 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

Дата документа21.05.2013
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2013 г. N 426

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы".
    2. Министерству образования и науки Российской Федерации до 1 ноября 2013 г. внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект положения о проведении конкурсного отбора на предоставление субсидий в целях реализации федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы" и проект правил предоставления субсидий в целях реализации федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы".
    3. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать федеральную целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы", утвержденную настоящим постановлением, в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 мая 2013 г. N 426

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

Наименование Программы - федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы"
Основание для разработки Программы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 г. N 736-р
Государственный заказчик Программы - Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственный заказчик - координатор Программы - Министерство образования и науки Российской Федерации
Основной разработчик Программы - Министерство образования и науки Российской Федерации
Основная цель Программы - формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора исследований и разработок в области прикладных исследований
Основные задачи Программы - формирование опережающего научно-технологического задела межотраслевой направленности по приоритетам развития научно-технологической сферы, использующего результаты, полученные в рамках системы фундаментальных исследований, и востребованного отраслями экономики;
обеспечение системного планирования и координации исследований и разработок на основе выстраивания системы приоритетов развития научно-технологической сферы, опирающейся на систему технологического прогнозирования и учитывающей приоритеты развития секторов экономики;
обеспечение возможности решения сектором исследований и разработок качественно новых по объему и сложности научно-технологических задач, а также повышение результативности выполняемых исследований и разработок;
обеспечение интеграции российского сектора исследований и разработок в глобальную международную инновационную систему на основе сбалансированного развития международных научно-технических связей Российской Федерации;
повышение результативности сектора исследований и разработок за счет обеспечения единства его инфраструктуры, координации направлений развития инфраструктуры с системой приоритетов развития научно-технологической сферы
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы - прирост числа публикаций по результатам исследований и разработок в ведущих научных журналах на 24,8 тыс.
единиц; прирост числа патентных заявок, поданных по результатам исследований и разработок на 3 тыс. единиц;
снижение среднего возраста исследователей - участников Программы к 2020 году до 43 лет;
рост доли исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей - участников Программы до 35 процентов;
прирост количества новых рабочих мест на 900 единиц;
привлечение внебюджетных средств в размере 36,8 млрд. рублей;
дополнительное увеличение внутренних затрат на исследования и разработки, включая внебюджетные средства, в размере 166,2 млрд. рублей
Срок и этапы реализации Программы - 2014 - 2020 годы, в том числе:
I этап - 2014 - 2017 годы;
II этап - 2018 - 2020 годы
Объем и источники финансирования Программы - всего на 2014 - 2020 годы (в ценах соответствующих лет) предусматривается 239023,77 млн. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 202228,77 млн. рублей, из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 131205 млн. рублей, капитальные вложения - 29696 млн. рублей, прочие нужды - 41327,77 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 36795 млн. рублей.
Объем и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании федерального бюджета на соответствующий год и плановый период
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности - формирование системы приоритетов развития научно-технологической сферы, связанных с приоритетами развития секторов экономики;
концентрация на приоритетных направлениях кадровых и материальных ресурсов, обеспечение создания научно-технологического задела, востребованного отраслями экономики;
расширение масштаба и тематического охвата исследований, объемов государственной поддержки исследований и разработок, проводимых в целях создания научно-технологического задела на доконкурентных (докоммерческих) стадиях, и развитие форм такой поддержки;
увеличение объема полученных в рамках Программы результатов исследований, принятых к дальнейшей реализации в организациях корпоративного сектора в отраслях экономики;
эффективная интеграция российского сектора исследований и разработок в глобальную инновационную систему, развитие кооперационных связей российских и иностранных научно-исследовательских организаций;
увеличение количества пользователей и повышение интенсивности использования объектов инфраструктуры для обеспечения передового уровня исследований и разработок, интеграция объектов инфраструктуры в систему приоритетов развития научно-технологической сферы;
формирование конкурентоспособного сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой мирового уровня;
повышение привлекательности профессиональной деятельности в сфере исследований и разработок;
улучшение качества кадрового состава научных организаций, выполняющих работы по созданию научно-технологического задела

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

 
    Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Интенсификация производства и использование новых научно-технических результатов предопределили резкое сокращение инновационного цикла, ускорение темпов обновления продукции и технологий. Современная экономическая ситуация в мире требует опережающего развития отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок ("чистая" энергетика, персонифицированная медицина, новые технологии в сельском хозяйстве и т.д.), по многим из которых в нашей стране нет существенных заделов.
    Основной проблемой, препятствующей достижению мирового уровня исследований и разработок, обеспечивающих конкурентоспособность Российской Федерации на приоритетных научно-технологических направлениях, является несбалансированность сектора исследований и разработок и недостаточная проработанность механизмов его стратегического развития, что, в свою очередь, порождает ряд проблем, требующих разрешения, в том числе:
    возникновение существенного дисбаланса между поддержкой формирования научно-технологического задела, финансированием прикладных исследований и разработок на докоммерческой стадии и финансированием научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ на коммерческой стадии в рамках отраслевых и ведомственных целевых программ, а также других институтов развития науки и технологий, приводящее к отсутствию достаточных научно-технологических результатов (заделов) для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ на коммерческой стадии даже в рамках существующих механизмов их поддержки, кроме того, исчерпание научно-технологического задела, основанного на достижениях советской системы организации науки;
    возрастание разрыва между потребностями бизнеса в новых технологиях и предложениями российского сектора исследований и разработок;
    недостаточно активное участие промышленных компаний, включая компании с государственным участием и инвестиционных институтов, в финансировании работ по созданию научно-технологического задела, связанное с высоким уровнем неясности использования полученных результатов в коммерческих проектах, длительностью и неопределенностью сроков получения положительного результата, невозможностью точно оценить стоимость работ;
    отсутствие системного планирования и координации прикладных исследований и разработок, выполняемых за счет бюджетных средств;
    наличие ограничений используемых инструментов государственной поддержки исследований и разработок, препятствующих их наиболее эффективному выполнению, в том числе получению качественно новых, прорывных результатов;
    недостаточная эффективность расходования бюджетных средств на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ, в том числе вследствие недостатка реальной продуктивной конкуренции между научными коллективами при распределении средств на проведение перспективных исследований и разработок, недостаточной результативности проводимых исследований и разработок (в том числе по показателям публикационной активности, цитируемости, патентной активности);
    недостаточный уровень интегрированности российского сектора исследований и разработок в глобальную международную инновационную систему при выраженной неравномерности развития научно-технического сотрудничества Российской Федерации с ведущими странами мира;
    недостаточная отлаженность механизмов координации развития и использования объектов инфраструктуры со стратегическими направлениями деятельности сектора исследований и разработок, в том числе для решения комплексных задач.
    За последние годы в Российской Федерации были предприняты значительные усилия по разрешению проблем, накопившихся в сфере исследований и разработок в 1990-е годы в период кризисного развития.
    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая является основополагающим документом, определяющим стратегию развития страны, в том числе научно-технологического комплекса и инноваций в научно-технологической сфере.
    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия инновационного развития), в которой предусмотрена задача восстановления лидирующих позиций российской фундаментальной науки на мировой арене, а также формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок.
    Стратегической целью государственной политики в области развития науки и технологий является обеспечение к 2020 году мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами.
    В указанных документах заложены основы национальной инновационной системы, сформулирована система мер по развитию сектора исследований и разработок, инновационной инфраструктуры, образовательной среды и технологической модернизации российской экономики на основе технологических инноваций.
    Одним из целевых ориентиров, заданных Стратегией инновационного развития, является достижение к 2020 году относительного показателя доли внутренних затрат на исследования и разработки в размере 3 процентов валового внутреннего продукта.
    Однако только увеличение финансирования российской науки, в том числе сектора исследований и разработок, не способно гарантировать повышение ее эффективности и конкурентоспособности, выполнение задач по поддержке технологической модернизации российской экономики. Необходимо сочетание мер финансового характера с системными мерами, обеспечивающими рациональное реформирование и развитие сектора исследований и разработок. Указанные проблемы требуют программного решения на федеральном уровне.
    Формирование перспективного научно-технологического задела является необходимым условием обеспечения модернизации и ускоренного технологического развития отраслей экономики. При отсутствии системной поддержки становится значительной вероятность развития событий по негативному сценарию, который характеризуется консервацией нынешнего состояния в государственном секторе исследований и разработок, сохранением низкого уровня эффективности использования фундаментального научно-технологического задела в прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работах, нарастанием разрыва между спросом на инновации со стороны отраслей экономики и их предложением со стороны сектора исследований и разработок.
    Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы" (далее - Программа) обеспечивает программно-целевой подход к решению указанных проблем.
    Программно-целевой подход необходим для того, чтобы сконцентрировать в рамках Программы государственные ресурсы и частные инвестиции на решении ключевых проблем в инновационной сфере, обеспечить сбалансированность и последовательность решения указанных задач, запустить механизмы саморазвития инновационной системы. Необходимо масштабное вовлечение реального бизнеса в формирование и реализацию системы приоритетов инновационного развития. Роль государства состоит в том, чтобы сбалансировать интересы бизнеса с общенациональными приоритетами, краткосрочные тактические приоритеты - со стратегическими долгосрочными перспективами. Государственное участие в финансировании научных проектов должно стать катализатором развития тех или иных направлений.
    Достигнутые в настоящее время макроэкономическая стабилизация и повышение действенности системы государственного регулирования позволяют сосредоточить внимание органов государственного управления на проблемах улучшения структуры экономики, вывода ее на высокие темпы роста. За последние годы стало очевидно, что улучшения предпринимательского и инвестиционного климата недостаточно для обеспечения желаемых темпов и расширения числа направлений роста российской экономики - необходима концентрация ресурсов на направлениях, реализующих конкурентные преимущества Российской Федерации в научной и инновационной сферах.
    Результаты реализации Программы могут быть широко использованы в реальном секторе экономики Российской Федерации. В рамках усиления инвестиционной и инновационной составляющих бюджетной политики Программа призвана занять важное место среди федеральных целевых программ, которые обеспечивают инновационный путь развития экономики Российской Федерации и оказывают влияние на качественные характеристики экономического роста страны.
    Реализация Программы позволит сконцентрироваться на решении ключевых проблем развития сектора исследований и разработок за счет того, что система задач и мероприятий Программы сформирована с учетом и в развитие направлений совершенствования государственной политики.
    Совокупность, с одной стороны, актуальных проблем развития сектора исследований и разработок, с другой - принципиальных изменений, происходящих в данном секторе и условиях его функционирования, обусловливает необходимость корректировки государственной политики в научно-технологической сфере по следующим базовым направлениям:
    ускоренное развитие потенциала прикладной науки, обеспечение эффективного влияния глобально конкурентоспособного сектора исследований и разработок на кадровое и технологическое оснащение отраслей экономики;
    формирование системы приоритетов и механизмов ее реализации для научно-технологических прорывов по отдельным приоритетным направлениям, создающих основу для обеспечения технологического превосходства отдельных отраслей экономики (как традиционных, так и формирующихся), а также повышения технологической восприимчивости экономики к новым глобальным технологическим сдвигам;
    формирование единой инфраструктуры обеспечения сектора исследований и разработок, позволяющей выполнять комплексные проекты национального масштаба, создание механизмов его регулирования и координированного развития.
    Таким образом, сферой ответственности Программы является создание научно-технологического задела (прежде всего межотраслевой направленности), использующего результаты, полученные в рамках системы фундаментальных исследований, а также создание единой инфраструктуры обеспечения сектора исследований и разработок, регулирование и координация его развития.
    Под системой фундаментальных исследований понимаются исследования, осуществляемые в рамках реализации Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013 - 2020 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2538-р, включающей в себя фундаментальные исследования, проводимые учреждениями государственных академий наук, междисциплинарные фундаментальные исследования, выполняемые национальными исследовательскими центрами, и фундаментальные научные исследования, выполняемые в отраслевом секторе науки государственными научными центрами и ведущими научными организациями, фундаментальные исследования, проводимые в вузовском секторе, фундаментальные исследования, финансируемые государственными научными фондами, фундаментальные исследования, осуществляемые в соответствии с отдельными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также фундаментальные исследования, выполняемые в рамках реализации других проектов и программ.
    В Программе в отличие от федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 613, не предполагается финансирование проектов опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, поскольку Программа направлена на формирование и развитие научно-технологического задела и, как следствие, поддержку исследований и разработок на докоммерческой стадии.
    В рамках Программы под создаваемым научно-технологическим заделом понимаются новые данные о различных объектах материального мира и механизмах их взаимодействия, результаты испытаний (исследований) экспериментальных образцов (макетов, моделей) новой продукции и лабораторных технологий, рекомендации по созданию технических нововведений, проекты технических заданий на проведение продолжающихся научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ, а также иные результаты научно-исследовательских работ, демонстрирующие реализуемость новых научно-технических решений, которые в дальнейшем могут быть использованы в работах по созданию новой продукции или новых технологий.
    Под задельными научно-исследовательскими работами для целей настоящей Программы понимаются научно-исследовательские работы, результаты которых относятся к создаваемому научно-технологическому заделу.
    В рамках Программы выполняются прикладные проблемно ориентированные исследования, которые относятся к задельным исследованиям и направлены на решение конкретных научно-технических проблем.
    Прикладные проблемно ориентированные исследования, выполняемые в рамках Программы, относятся к исследованиям на докоммерческой стадии, то есть к исследованиям, в результате которых не разрабатываются новые изделия и (или) технологии, но их результаты в дальнейшем могут быть использованы в работах по созданию новой продукции или новых технологий.
 

II. Основная цель и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, а также целевые индикаторы и показатели

 
    Основной целью Программы является формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора исследований и разработок в области прикладных исследований.
    Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
    формирование опережающего научно-технологического задела межотраслевой направленности по приоритетам развития научно-технологической сферы, использующего результаты, полученные в рамках фундаментальных исследований, и востребованного отраслями экономики;
    обеспечение системного планирования и координации исследований и разработок на основе выстраивания системы приоритетов развития научно-технологической сферы, опирающейся на систему технологического прогнозирования и учитывающей приоритеты развития секторов экономики;
    обеспечение возможности решения сектором исследований и разработок качественно новых по объему и сложности научно-технологических задач, а также повышение результативности выполняемых исследований и разработок;
    обеспечение интеграции российского сектора исследований и разработок в глобальную международную инновационную систему на основе сбалансированного развития международных научно-технических связей Российской Федерации;
    повышение результативности сектора исследований и разработок за счет обеспечения единства его инфраструктуры, координации направлений развития инфраструктуры с системой приоритетов развития научно-технологической сферы.
    Указанные задачи требуют детализации для обоснования их необходимости и достаточности исходя из обеспечения достижения цели Программы.
    Формирование опережающего научно-технологического задела межотраслевой направленности по приоритетам развития научно-технологической сферы, использующего результаты, полученные в рамках фундаментальных исследований, и востребованного отраслями экономики, требует решения следующих задач:
    обеспечение сквозной востребованности создаваемого научно-технологического задела за счет согласованности интересов институциональных заказчиков (федеральных органов исполнительной власти, технологических платформ, инновационных территориальных кластеров, бизнеса и т.д.) с общенациональными приоритетами, а также развития системы межведомственного взаимодействия;
    создание и развитие механизмов учета при формировании системы приоритетов направлений технологического развития других государственных программ, отраслевых стратегий, стратегических программ исследований технологических платформ, программ развития инновационных территориальных кластеров, программ инновационного развития компаний с государственным участием, стратегий и планов развития других компаний отраслей экономики;
    привлечение потребителей результатов исследований и разработок на всех стадиях создания научно-технологического задела и на всех стадиях выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ, а также при формировании и реализации системы приоритетов.
    Обеспечение системного планирования и координации исследований и разработок на основе выстраивания системы приоритетов развития научно-технологической сферы, опирающейся на систему технологического прогнозирования и учитывающей приоритеты развития секторов экономики, требует решения следующих задач:
    формирование и развитие системы приоритетов развития научно-технологической сферы и механизмов их реализации для концентрации на них ресурсов государства;
    создание и развитие межведомственной системы директивного формирования тематики, координации и планирования исследований, основанной на анализе потребностей федеральных органов исполнительной власти, компаний с государственным участием, отраслевых объединений и представителей бизнеса с учетом формирования общей системы технологического прогнозирования, а также результатов системы фундаментальных исследований;