Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 752. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2014 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 И 2016 ГОДОВ" (утв. Минфином РФ)

Дата документа23.07.2013
Статус документаДействует
МеткиИнформация

    

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2014 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 И 2016 ГОДОВ

 
    В основу бюджетной политики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах (далее - Бюджетное послание).
 

1. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенные в основу формирования проекта федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов

Таблица 1.1

Основные макроэкономические параметры на 2013 - 2016 годы

Показатель 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
Закон N 216-ФЗ <*> Прогноз Закон N 216-ФЗ <*> Прогноз Закон N 216-ФЗ <*> Прогноз Прогноз
Цены на нефть Urals, долл. США/барр. 97 105 101 101 104 100 100
Цены на газ (среднеконтрактные включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м 322,6 345,3 315,7 340,1 330,5 326,8 311,1
ВВП, млрд. руб. 66 515 67 519 73 993 73 921 82 937 81 940 91 205
Рост ВВП, % 103,7 102,4 104,3 103,7 104,5 104,1 104,2
Инвестиции, млрд. руб. 14 054 13 912 16 128 15 688 18 527 17 872 20 489
Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США 356,5 334,9 388,3 351,4 420,8 367,2 385,1
Объем экспорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США 494,1 501,4 515,8 498,3 538,6 504,5 517,4
Прибыль прибыльных организаций, млрд. руб. 14 400 12 805 16 000 14 000 18 585 15 320 17 705
Инфляция (ИПЦ), % к декабрю пред. года 5 - 6 5 - 6 4 - 5 4 - 5 4 - 5 4 - 5 4 - 5
Курс доллара, рублей за доллар США 32,4 31,4 33,0 32,1 33,7 33,7 34,9
Фонд заработной платы, млрд. руб. 16 482 16 559 18 295 18 283 20 269 20 268 22 491

 
    


от 03.12.2012 N 216-ФЗ








































2. Основные цели бюджетной политики в 2014 - 2016 годах

Таблица 2.1

Прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации <*>

% ВВП

Показатели 2013 2014 2016 2020 2025 2030
Бюджетная система Российской Федерации
Доходы (без учета межбюджетных трансфертов) 36,9 35,1 34,4 34,6 33,6 32,7
Расходы (без учета межбюджетных трансфертов) 37,6 35,8 34,9 34,7 33,6 33,0
Дефицит (профицит) -0,7 -0,7 -0,5 0,1 0,0 -0,3
Федеральный бюджет
Доходы 19,3 18,2 17,4 16,6 15,4 14,2
в том числе            
Нефтегазовые 9,0 8,0 7,2 6,9 5,9 4,7
Ненефтегазовые 10,3 10,2 10,2 9,7 9,5 9,5
Расходы 19,8 18,7 18,0 17,0 15,7 14,5
Дефицит (профицит) -0,5 -0,5 -0,6 -0,4 -0,3 -0,3
Ненефтегазовый дефицит -9,6 -8,5 -7,8 -7,8 -7,0 -6,0
Резервный фонд и ФНБ 9,0 8,8 8,4 9,8 10,2 9,9
Государственный долг РФ 11,9 12,8 12,8 13,2 13,9 14,7
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
Доходы 12,7 12,6 12,4 12,5 12,6 12,9
Расходы 13,0 12,8 12,5 12,5 12,5 13,0
Дефицит/профицит -0,3 -0,1 -0,02 0,0 0,1 -0,1
Бюджеты государственных внебюджетных фондов
Доходы 11,7 10,4 10,1 10,5 9,9 9,6
Расходы 11,3 10,5 10,0 10,3 9,6 9,3
Дефицит/профицит 0,4 0,1 0,2 0,2 0,3 0,3

 
    







кодексу


кодекс

Таблица 2.2

"Программная" структура расходов федерального бюджета в 2013 - 2016 годах

2013 год (аналитическое распределение) Проект
2014 год 2015 год 2016 год
Расходы федерального бюджета, всего 13 387,3 13 847,0 14 854,8 15 629,2
из них:        
Расходы на реализацию государственных программ РФ, всего 7 821,0 8 029,3 8 277,6 8 611,6
в том числе по направлениям        
I Новое качество жизни (12 программ) 3 380,5 3 399,8 3 395,0 3 458,7
II Инновационное развитие и модернизация экономики (17 программ), без закрытой части 2 063,4 2 137,2 2 260,1 2 415,5
III Обеспечение национальной безопасности (1 программа), без закрытой части 9,0 6,5 5,0 2,5
IV Сбалансированное региональное развитие (5 программ) 677,1 677,9 697,3 766,6
V Эффективное государство (5 программ) 1 066,6 1 151,5 1 236,5 1 281,5
Расходы на реализацию государственных программ РФ (закрытая часть) 624,4 656,4 683,7 686,8
Расходы на непрограммную деятельность 5 566,3 5 817,7 6 577,2 7 017,6
в том числе:        
Финансовое обеспечение развития пенсионной системы 2 775,6 2 611,7 2 785,1 2 936,3
Финансовое обеспечение национальной обороны 1 912,2 2 294,7 2 840,7 3 112,6
Прочие непрограммные расходы 878,5 911,4 951,4 968,7

 
    После утверждения в 2013 году государственной программы "Развитие пенсионной системы Российской Федерации" и в 2015 году государственной программы "Обеспечение обороноспособности страны", доля "программных", то есть непосредственно увязанных с целями и результатами государственной политики расходов федерального бюджета, превысит 90% расходов федерального бюджета.
    Таким образом, в ближайшие 3 года будет завершен переход к формированию федерального бюджета на основе государственных программ. Такая же задача стоит перед субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями (в отношении муниципальных программ).
    В то же время, как отмечено в Бюджетном послании, большинство государственных программ Российской Федерации имеют существенные недостатки, не позволяющие в настоящее время рассматривать их в качестве полноценных инструментов программно-целевого планирования.
    В связи с этим одновременно с рассмотрением проекта федерального бюджета на 2014 - 2016 годы необходимо обеспечить максимально широкое публичное обсуждение государственных программ Российской Федерации с последующим внесением в них изменений, учитывающих в том числе бюджетные проектировки на 2014 - 2016 годы и "потолки" расходов до 2020 года.
    В соответствии с Бюджетным посланием при формировании проекта федерального бюджета на 2014 - 2016 годы реализован ряд мер по оптимизации сложившейся структуры бюджетных расходов (таблица 2.3).
 

Таблица 2.3

Основные меры по оптимизации расходов федерального бюджета в 2014 - 2016 годах

млрд. рублей

2014 год 2015 год 2016 год
Всего 724,7 999,9 1 493,2
из них:      
Сокращение межбюджетных трансфертов государственным внебюджетным фондам, направляемых на обеспечение сбалансированности их бюджетов 552,7 822,7 624,3
Сокращение бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг 116,5 121,9 122,0
Оптимизация иных действующих расходных обязательств 60,4 45,4 36,2

 
    









закон

216-ФЗ




















кодекс


















3. Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации

Таблица 3.1

Основные параметры бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

млрд. рублей

Показатели 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
Доходы, всего 24 515,3 25 941,0 28 617,8 31 413,7
%% к ВВП 36,9 35,1 34,9 34,4
в том числе:        
Федеральный бюджет 12 865,9 13 485,5 14 767,5 15 908,1
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации 8 592,7 9 332,1 10 233,1 11 342,1
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 7 199,2 8 023,3 8 929,2 10 033,1
Бюджеты государственных внебюджетных фондов, всего 7 891,3 7 692,7 8 518,1 9 252,4
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 6 268,9 5 904,6 6 428,5 7 002,4
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 3 377,6 3 159,9 3 502,7 3 896,9
Бюджет Фонда социального страхования 563,1 563,6 628,1 698,2
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 440,7 527,6 586,9 653,9
Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования 1 059,3 1 224,5 1 461,5 1 551,8
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 631,9 744,7 831,5 921,7
Расходы, всего 24 992,4 26 450,7 29 046,0 31 857,2
%% к ВВП 37,6 35,8 35,4 34,9
в том числе:        
Федеральный бюджет, всего 13 387,3 13 847,0 15 235,7 16 451,8
в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов 8 954,3 9 775,1 10 989,4 12 018,1
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, всего 8 786,7 9 438,9 10 285,0 11 363,6
в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов 8 404,1 8 960,6 9 649,4 10 727,4
Бюджеты государственных внебюджетных фондов, всего 7 653,0 7 734,0 8 426,2 9 130,7
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, всего 6 014,3 5 925,3 6 322,1 6 878,5
Бюджет Фонда социального страхования, всего 579,4 584,2 642,6 700,4
Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования, всего 1 059,3 1 224,5 1 461,5 1 551,8
в том числе:        
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (без учета межбюджетных трансфертов в Фонд социального страхования) 12,2 32,7 13,8 15,5
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 1 028,1 1 172,8 1 428,7 1 517,3
Дефицит (-)/профицит (+), всего -477,1 -509,6 -428,3 -443,5
%% к ВВП -0,7 -0,7 -0,5 -0,5

 
    Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 52,4% в 2013 году до 50,6% в 2016 году. Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) возрастет с 29,3% в 2013 году до 31,9% в 2016 году. Также прогнозируется снижение доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации с 18,1% в 2013 году до 17,4% в 2016 году.
    Доля расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (после предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме расходов бюджетной системы незначительно возрастет (в пределах 0,3 процента). Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2016 году останется практически на уровне 2013 года и составит 33,7 процента.
    Эти изменения обусловлены в первую очередь сокращением объемов межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации при повышении доли собственных доходов, в том числе за счет оптимизации структуры межбюджетных трансфертов.
    Функциональная структура расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2014 - 2016 годах не претерпит существенных изменений (таблица 3.2).
 

Таблица 3.2

Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по разделам классификации расходов бюджетов

Показатель 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
млрд. рублей в % к итогу млрд. рублей в % к итогу млрд. рублей в % к итогу млрд. рублей в % к итогу
Расходы, всего 24 992,4 100 26 450,7 100 29 046,0 100 31 857,2 100
в том числе:                
Общегосударственные вопросы 1 404,0 5,6 1 475,1 5,6 1 533,4 5,3 1 574,6 4,9
Национальная оборона 2 099,6 8,4 2 528,2 9,6 3 116,0 10,7 3 447,4 10,8
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2 145,8 8,6 2 208,4 8,3 2 311,7 8,0 2 299,7 7,2
Национальная экономика 3 139,2 12,6 3 335,3 12,6 3 534,5 12,2 3 839,9 12,1
Жилищно-коммунальное хозяйство 1 130,2 4,5 1 247,4 4,7 1 309,4 4,5 1 405,8 4,4
Охрана окружающей среды 45,7 0,2 51,6 0,2 53,4 0,2 54,8 0,2
Образование 2 870,5 11,5 3 008,7 11,4 3 313,2 11,4 3 648,6 11,5
Культура и кинематография 371,0 1,5 392,3 1,5 435,3 1,5 477,8 1,5
Здравоохранение 2 455,0 9,8 2 600,7 9,8 2 780,0 9,6 3 066,9 9,6
Социальная политика 8 542,8 34,2 8 700,8 32,9 9 296,1 32,0 10 119,7 31,8
Физическая культура и спорт 192,3 0,8 218,8 0,8 244,6 0,8 272,2 0,9
Средства массовой информации 112,2 0,4 104,2 0,4 95,6 0,3 93,0 0,3
Обслуживание государственного и муниципального долга 484,2 1,9 549,3 2,1 591,8 2,0 656,9 2,1

 
    Более 1/3 бюджетных расходов будет направляться на цели социальной политики. Вместе с расходами на образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт доля расходов, направленных на социальную защиту граждан и оказание социально-значимых услуг, составляет более 55% суммарных расходов бюджетной системы Российской Федерации.
    Второе место по объему расходов после раздела "Социальная политика" занимает раздел "Национальная экономика", включающий в том числе расходы на развитие инфраструктуры, поддержку экономического роста и диверсификации структуры экономики.
    Необходимость решения задач по модернизации Вооруженных Сил и укреплению обороноспособности страны обусловливает рост доли раздела "Национальная оборона".
    Общая тенденция к снижению доли доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по отношению к ВВП определяет тенденцию к снижению расходов по отношению к ВВП по всем разделам, за исключением раздела "Национальная оборона" (таблица 3.3).
 

Таблица 3.3

Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по разделам классификации расходов бюджетов

в % к ВВП

Показатель 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
Расходы, всего 37,6 35,8 35,4 34,9
в том числе:        
Общегосударственные вопросы 2,1 2,0 1,9 1,7
Национальная оборона 3,2 3,4 3,8 3,8
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 3,2 3,0 2,8 2,5
Национальная экономика 4,7 4,5 4,3 4,2
Жилищно-коммунальное хозяйство 1,7 1,7 1,6 1,5
Охрана окружающей среды 0,1 0,1 0,1 0,1
Образование 4,3 4,1 4,0 4,0
Культура и кинематография 0,6 0,5 0,5 0,5
Здравоохранение 3,7 3,5 3,4 3,4
Социальная политика 12,8 11,8 11,3 11,1
Физическая культура и спорт 0,3 0,3 0,3 0,3
Средства массовой информации 0,2 0,1 0,1 0,1
Обслуживание государственного и муниципального долга 0,7 0,7 0,7 0,7

 
    При этом по всем разделам, за исключением разделов "Общегосударственные вопросы", "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" и "Средства массовой информации" объем расходов в 2016 году в реальном выражении будет существенно превышать уровень 2013 года.
    По разделу "Образование" расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в реальном выражении в 2016 году выше уровня 2013 года в 1,27 раза. Однако отношение указанных расходов к ВВП сократилось с 4,3% до 4,0 процентов. Такая динамика связана с ростом расходов федерального бюджета по разделу "Образование" (без учета межбюджетных трансфертов) темпами меньше темпов роста ВВП.
    В расходах федерального бюджета на образование более 80% приходится на сферу высшего образования, а с учетом отрицательной динамики прогнозной численности населения в возрасте 17 лет в краткосрочной перспективе, влияющей на численность студентов, предусмотренных в федеральном бюджете объемов бюджетных ассигнований достаточно для поддержания системы образования на оптимальном уровне и ее развития.
    Отношение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на образование к ВВП в 2013 - 2016 годах сохраняется на уровне 3,3% (темпы роста ежегодно сохраняются на уровне темпов роста ВВП). Такая динамика обусловлена выполнением задач, поставленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года (совершенствование системы оплаты труда педагогических работников, повышение доступности дошкольного образования), основная нагрузка по реализации которых ложится в основном на консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.
 

4. Основные характеристики федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов

Таблица 4.1

Основные характеристики проекта федерального бюджета на 2012 - 2016 годы

млрд. рублей

Показатель 2012 год (отчет) 2013 год (Закон N 216-ФЗ) 2014 год 2015 год 2016 год (проект)
Закон N 216-ФЗ проект Закон N 216-ФЗ проект
Доходы, всего 12 855,5 12 865,9 14 063,4 13 485,5 15 615,5 14 767,5 15 908,1
%% ВВП 20,5 19,3 19,0 18,2 18,8 18,0 17,4
Расходы, всего 12 895,0 13 387,3 14 207,0 13 847,0 15 626,3 15 235,7 16 451,8
%% ВВП 20,6 20,1 19,2 18,7 18,8 18,6 18,0
Дефицит -39,5 -521,4 -143,6 -361,5 -10,8 -468,3 -543,7
%% ВВП -0,1 -0,8 -0,2 -0,5 -0,01 -0,6 -0,6
Ненефтегазовый дефицит в %% ВВП -10,4 -9,7 -8,7 -8,5 -8,4 -8,4 -7,8

 
    В 2014 - 2016 годах прогнозируется снижение доходов федерального бюджета с 19,3% ВВП в 2013 году до 18,2% в 2014 году и до 17,4% ВВП к 2016 году.
    В основном это обусловлено снижением нефтегазовых доходов по отношению к ВВП (таблица 4.2).
 

Таблица 4.2

Динамика доходов федерального бюджета

млрд. рублей

Показатель 2013 год (Закон N 216-ФЗ) 2014 год 2015 год 2016 год (проект)
Закон N 216-ФЗ проект Закон N 216-ФЗ проект
Доходы, всего 12 865,9 14 063,4 13 485,5 15 615,5 14 767,5 15 908,1
в %% ВВП 19,3 19,0 18,2 18,8 18,0 17,4
в том числе:            
Нефтегазовые доходы 5 925,5 6 279,3 5 944,5 6 933,9 6 404,9 6 586,7
в %% ВВП 8,9 8,5 8,0 8,4 7,8 7,2
Ненефтегазовые доходы 6 940,4 7 784,1 7 541,0 8 681,6 8 362,6 9 321,4
в %% ВВП 10,4 10,5 10,2 10,5 10,2 10,2
Доля в общем объеме доходов, % 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе:            
Нефтегазовые доходы 46,1 44,6 44,1 44,4 43,4 41,4
Ненефтегазовые доходы 53,9 55,4 55,9 55,6 56,6 58,6
Темпы прироста доходов в номинальном выражении к предыдущему году, % 100,1 109,3 104,8 111,0 109,5 107,7

 
    Общий объем расходов федерального бюджета на 2014 - 2016 годы определен в соответствии с принятыми в 2012 году положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающими правила определения объема расходов федерального бюджета и использования нефтегазовых доходов ("бюджетные правила").
    "Бюджетные правила" основаны на использовании базовой цены на нефть, которая определяется на основании отчетных данных. В 2013 году базовая цена была установлена на уровне средней цены на нефть за пять лет, в последующие годы период для расчета средней ежегодно увеличивается на 1 год до достижения 10-летнего периода (таблица 4.3).
 

Таблица 4.3

Расчет базовой цены на нефть

долл. США/барр.

Цена на нефть (прогнозная) 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Базовая цена 94,4 61,1 78,2 109,4 110,5 105 101 100
2013 91 94 61 78 109 112,2 <*>      
2014 93 94 61 78 109 110,5 105    
2015 94 94 61 78 109 110,5 105 101  
2016 95 94 61 78 109 110,5 105 101 100

 
    


кодексом





Таблица 4.4

Расчет расходов федерального бюджета на 2014 - 2016 годы

млрд. рублей

N п/п Показатель 2014 год 2015 год 2016 год (Прогноз)
Закон N 216-ФЗ Прогноз Отклонение Закон N 216-ФЗ Прогноз Отклонение
1. Доходы (при базовой цене на нефть) 13 467,1 12 943,6 -523,5 14 796,9 14 334,8 -462,1 15 539,8
2. Дефицит расчетный (1% ВВП) 739,9 739,2 -0,7 829,4 819,4 -10,0 912,1
3. Расходы по бюджетным правилам (стр. 1 + стр. 2) 14 207,0 13 682,9 -498,1 15 626,3 15 154,1 -465,9 16 451,8
  в %% ВВП 19,2 18,5 -0,7 18,8 18,5 -0,3 18,0
3.1 Условно утвержденные расходы 355,2   -355,2 781,3 378,9 -402,5 822,6
3.2 Расходы без учета условно утвержденных расходов 13 851,8 13 682,9 -142,9 14 845,0 14 775,2 -63,6 15 629,2
4. Расходы (предельные) 14 207,0 13 847,0 -360,0 15 626,3 15 235,7 -390,6 16 451,8
  в %% ВВП 19,2 18,7 -0,5 18,8 18,6 -0,2 18,0

 
    Таким образом, предполагается снижение расходов в 2014 - 2015 годах по сравнению с уровнем, утвержденным в Законе N 216-ФЗ. Однако предельный объем расходов будет превышать уровень, рассчитанный на основе базовой цены на нефть и "расчетного дефицита" в размере 1,0% ВВП, за счет действия нормы в соответствии с которой объем расходов не уменьшается больше, чем на объем условно утверждаемых расходов.
    В абсолютном выражении прирост объема расходов федерального бюджета в 2014 году составит 459,7 млрд. рублей по сравнению с предыдущим годом, в 2015 году - 1 388,7 млрд. рублей по сравнению с 2014 годом, в 2016 году - 1 138,7 млрд. рублей по сравнению с 2015 годом (таблица 4.5).
 

Таблица 4.5

Изменение объема расходов федерального бюджета по сравнению с предыдущим годом

Показатель 2013 год (Закон N 216-ФЗ) к 2012 году Прогноз
2014 год 2015 год 2016 год
Прирост, млрд. рублей 492,3 459,7 1 388,7 1 138,7
Темп роста в номинальном выражении, % 3,8 3,4 10,0 7,5
Темп роста в реальном выражении, % -3,1 -1,5 4,8 2,4

 
    В номинальном выражении планируется рост объема расходов федерального бюджета в 2014 году по сравнению с предыдущим годом на 3,4%, в 2015 году - на 10,0% и в 2016 - на 7,5 процентов.
    В реальном выражении в 2014 году ожидается снижение расходов федерального бюджета на 1,5% по сравнению с предыдущим годом, начиная с 2015 года - рост: в 2015 году на 4,8%, в 2016 году - на 2,4 процента.
    Анализ динамики расходов федерального бюджета, а также ключевых факторов, влияющих на объемы расходов, приведен в разделах 5 - 7.
    В 2014 году дефицит федерального бюджета возрастет по сравнению с уровнем, утвержденным Законом N 216-ФЗ, и составит 327,1 млрд. рублей или 0,44% ВВП. В 2015 году дефицит федерального бюджета составит 455,5 млрд. рублей (0,6% ВВП) и в 2016 году - 543,7 млрд. рублей (0,6% ВВП).
    При этом ненефтегазовый дефицит по отношению к ВВП снижается и составит в 2014 году 8,6% ВВП, в 2015 году - 8,5% ВВП и в 2016 году - 7,8% ВВП.
    Дефицит федерального бюджета в 2014 - 2016 годах будет покрываться за счет средств, поступающих от приватизации федеральной собственности, и государственных заимствований (таблица 4.6).
 

Таблица 4.6

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

млрд. рублей

Показатель 2013 год (Закон N 216-ФЗ) 2014 год 2015 год 2016 год (проект)
Закон N 216-ФЗ проект Закон N 216ФЗ проект
Источники финансирования дефицита федерального бюджета, всего 521,4 143,6 361,5 10,8 468,3 543,7
%% ВВП 0,8 0,2 0,5 0,01 0,6 0,6
в том числе:            
Средства Резервного фонда (пополнение) -373,4 -596,3 -377,7 -818,6 -351,1 -368,4
Средства Фонда национального благосостояния 5,9 7,5 9,4 8,9 10,8 12,4
Иные источники финансирования дефицита федерального бюджета 888,9 732,5 729,8 820,5 808,6 899,7
%% ВВП 1,3 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0

 
    В составе иных источников финансирования дефицита федерального бюджета особое внимание следует обратить на прогноз поступлений от приватизации (см. таблицу 4.9). В представленных параметрах в 2014 году прогноз поступлений от приватизации на 100 млрд. рублей, а в 2015 году - на 150 млрд. рублей меньше, чем было утверждено в предыдущем бюджетном цикле. Эти параметры нужно будет уточнить в соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации программой приватизации.
    В то же время увеличение поступлений от приватизации не приведет к увеличению расходов, будут сокращены объемы заимствований, что позволит не наращивать государственный долг и сократить расходы на его обслуживание.
    В 2014 - 2016 годах будет продолжено пополнение средств Резервного фонда (таблица 4.7).
 

Таблица 4.7

Прогноз объема Резервного фонда

млрд. рублей

Показатель 2013 год (Закон N 216-ФЗ) 2014 год 2015 год 2016 год (проект)
Закон N 216-ФЗ проект Закон N 216-ФЗ проект
Объем Резервного фонда на начало года 2 781,8 3 173,8 3 157,0 3 882,3 3 593,5 4 025,7
%% ВВП 4,2 4,3 4,3 4,7 4,4 4,4
Курсовая разница 18,5 112,1 58,8 21,9 81,1 251,2
Средства Резервного фонда (пополнение) 373,4 596,3 377,7 818,6 351,1 368,4
Объем Резервного фонда на конец года 3 173,7 3 882,2 3 593,5 4 722,7 4 025,7 4 645,3
%% ВВП 4,8 5,2 4,9 5,7 4,9 5,1

 
    К концу 2016 года Резервный фонд составит 4 645,3 млрд. рублей или 5,1% ВВП, вместо предполагаемых ранее 6,4% ВВП. По прогнозу объем Резервного фонда достигнет 7% ВВП к концу 2019 года.
    В 2014 - 2016 годах не планируется зачисление дополнительных нефтегазовых доходов в Фонд национального благосостояния (таблица 4.8).
 

Таблица 4.8

Прогноз объема Фонда национального благосостояния

млрд. рублей

Показатель 2013 год (Закон N 216-ФЗ) 2014 год 2015 год 2016 год (проект)
Закон N 216-ФЗ проект Закон N 216-ФЗ проект
Объем Фонда национального благосостояния на начало года 2 759,6 2 769,6 2 848,0 2 843,0 2 882,6 2 923,1
%% ВВП 4,1 3,7 3,9 3,4 3,5 3,2
Курсовая разница 15,9 80,9 44,0 13,3 51,2 131,1
Использование средств Фонда национального благосостояния (софинансирование пенсионных накоплений) -5,9 -7,5 -9,4 -8,9 -10,8 -12,4
Объем Фонда национального благосостояния на конец года 2 769,6 2 843,0 2 882,6 2 847,5 2 923,1 3 041,8
%% ВВП 4,2 3,8 3,9 3,4 3,6 3,3
Справочно:            
Средства Фонда национального благосостояния, размещенные в финансовые активы 674,1   622,6   772,6 872,6
В % к объему средств Фонда национального благосостояния 24,3   21,6   26,4 28,7

 
    Увеличение объема Фонда национального благосостояния прогнозируется за счет положительных курсовых разниц от размещения средств фонда на счетах в долларах США, евро и фунтах стерлингов в Банке России, образующихся в результате прогнозируемого снижения курса рубля по отношению к указанным иностранным валютам.
    Средства Фонда национального благосостояния в 2014 - 2016 годах планируется использовать только на софинансирование формирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации.
    С учетом планируемого размещения в 2014 - 2016 годах средств Фонда национального благосостояния в объеме до 450 млрд. рублей в российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, к концу 2016 года объем средств Фонда национального благосостояния, размещенных в финансовые активы на территории Российской Федерации, составит 872,6 млрд. рублей (28,7% объема Фонда).
    Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2014 - 2016 годах будут выступать государственные заимствования и поступления от приватизации федеральной собственности (таблица 4.9).
 

Таблица 4.9

Иные источники финансирования дефицита федерального бюджета

млрд. рублей

Показатель 2013 год (Закон N 216-ФЗ) 2014 год 2015 год 2016 год
Закон N 216-ФЗ прогноз Закон N 216-ФЗ прогноз прогноз
Всего источников 888,9 732,5 729,8 820,5 808,6 899,7
%% ВВП 1,2 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0
увеличение 2 085,1 1 558,8 1570,4 2 152,5 1 924,8 1 942,8
уменьшение -1 196,2 -826,3 -840,6 -1 332,0 -1 116,2 -1 043,1
Источники внутреннего финансирования дефицита 836,8 638,8 627,4 783,7 759,9 765,7
увеличение 1 820,2 1 286,6 1 292,9 1 874,5 1 633,3 1 643,3
из них:            
государственные ценные бумаги 1 213,2 842,2 974,1 1 114,8 1 034,8 1 253,3
приватизация 427,7 330,8 230,8 595,1 445,1 250,0
уменьшение -983,4 -647,8 -665,5 -1 090,8 -873,4 -877,6
из них: государственные ценные бумаги -764,6 -443,7 -441,3 -808,3 -590,9 -609,7
Источники внешнего финансирования дефицита 52,1 93,7 102,5 36,8 48,7 134,0
увеличение 264,8 272,2 277,6 278,0 291,5 299,5
из них: государственные ценные бумаги 226,8 231,0 224,7 235,9 235,9 244,3
уменьшение -212,7 -178,5 -175,1 -241,2 -242,8 -165,5
из них: государственные ценные бумаги -45,3 -42,7 -41,6 -110,7 -110,7 -45,2

 
    Объемы возможного предложения государственных ценных бумаг на внутреннем облигационном рынке в 2014 году составят 974,1 млрд. рублей, в 2015 году - 1 034,8 млрд. рублей и в 2016 году - 1 253,3 млрд. рублей.
    Объемы возможного предложения государственных ценных бумаг на международном рынке капитала составят 224,7 млрд. рублей в 2014 году, 235,9 млрд. рублей в 2015 году и 244,3 млрд. рублей в 2016 году.
    Поступления в федеральный бюджет от приватизации федерального имущества в 2014 году прогнозируются в объеме 230,8 млрд. рублей, в 2015 году - 445,1 млрд. рублей, в 2016 году - 250,0 млрд. рублей.
    Более подробное описание источников финансирования дефицита федерального бюджета приведено в разделе 8.
    В предстоящем периоде объем государственного долга Российской Федерации сохранится на безопасном уровне менее 15% ВВП (таблица 4.10).
 

Таблица 4.10

Объем государственного долга Российской Федерации

млрд. рублей

Наименование 2013 год (прогноз) 2014 год 2015 год 2016 год
Закон N 216-ФЗ прогноз Закон N 216-ФЗ прогноз прогноз
Объем государственного долга Российской Федерации <*>, всего 8 051,0 10 135,8 9 470,5 11 146,7 10 798,4 11 665,9
%% ВВП 11,9 13,7 12,8 13,4 13,2 12,8
в том числе:            
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации 6 053,5 7 590,3 7 179,7 8 313,7 8 052,7 8 716,9
%% к общему объему 75,2 74,9 75,8 74,6 74,6 74,7
Объем государственного внешнего долга Российской Федерации 1 997,5 2 545,5 2 290,8 2 833,0 2 745,7 2 949,0
%% к общему объему 24,8 25,1 24,2 25,4 25,4 25,3

 
    





5. Основные положения, принятые за основу при формировании прогноза доходов федерального бюджета на 2014 - 2016 годы

Таблица 5.1

Основные показатели, использованные для прогноза доходов федерального бюджета

Показатель Ед. изм. 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
отчет Закон N 216-ФЗ прирост к предыдущему году прогноз прирост к предыдущему году прогноз прирост к предыдущему году прогноз прирост к предыдущему году
Объем ВВП млрд. рублей 62 599 66 515 106,3 73 921 111,1 81 940 110,8 91 205 111,3
Курс доллара США (среднегодовой) руб. за долл. США 31,1 32,4 104,2 32,1 99,1 33,7 105,0 34,9 103,6
Цена на нефть марки "Юралс" долл./ барр. 110,5 97,0 87,8 101,0 104,1 100,0 99,0 100,0 100,0
Цена на газ (среднеконтрактные, включая страны СНГ) долл./ тыс. куб. м 356,0 322,6 90,6 340,1 105,4 326,8 96,1 311,1 95,2
Цена на газ (ДЗ) долл./ тыс. куб. м 399,9 361,6 90,4 377,3 104,3 354,4 93,9 328,9 92,8
Объем импорта, всего млрд. долл. 316,0 356,5 112,8 351,4 98,6 367,2 104,5 385,1 104,9
Налогооблагаемый объем импорта млрд. долл. 296,8 337,4 113,7 330,7 98,0 345,7 104,5 362,6 104,9
Объем экспорта, всего млрд. долл. 524,6 494,1 94,2 498,3 100,9 504,5 101,2 517,4 102,6
Объемы экспорта:                    
нефти млн. тонн 239,9 237,6 99,0 233,6 98,3 235,6 100,9 240,6 102,1
газа млрд. куб. м 178,7 204,4 114,4 185,7 90,9 186,5 100,4 189,0 101,3
нефтепродуктов млн. тонн 138,0 134,4 97,4 138,1 102,8 133,3 96,5 128,2 96,2
Налогооблагаемые объемы экспорта:                    
нефти млн. тонн 202,3 200,1 98,9 197,2 98,6 197,2 100,0 200,1 101,5
газа млрд. куб. м 103,1 120,6 117,0 109,9 91,1 110,7 100,7 112,7 101,8
нефтепродуктов млн. тонн 128,1 126,1 98,4 125,8 99,8 121,0 96,2 115,9 95,8
Налогооблагаемые объемы добычи:                    
нефти млн. тонн 455,2 450,3 98,9 445,2 98,9 445,0 100,0 432,2 97,1
газа млрд. куб. м 568,0 609,8 107,4 591,7 97,0 600,8 101,5 604,2 100,6
газового конденсата млн. тонн 18,8 18,5 98,4 19,2 103,8 19,1 99,5 18,7 97,9

 
    Прогноз доходов сформирован с учетом изменений в налоговом, бюджетном и таможенном законодательстве (таблица 5.2).
 

Таблица 5.2

Изменение доходной базы федерального бюджета в связи с изменением законодательства Российской Федерации

млрд. рублей

N Наименование 2014 год 2015 год 2016 год
  Изменение законодательства - всего 142,8 197,3 389,8
  %% к ВВП 0,2 0,2 0,4
  в том числе:      
1. индексация специфических ставок акцизов: 4,8 11,8 154,9
1.1 на табачную продукцию (установление с 1 января 2016 г. ставки в размере 1 200 руб. за 1 тыс. штук)     105,2
1.2 на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (установление с 1 января 2016 г. ставки в размере 660 руб. за 1 литр безводного этилового спирта)     6,2
1.3 на нефтепродукты (установление ставок на автомобильный бензин 4 и 5 классов с 1 января 2014 г. в размере 9 916 и 6 450 руб. за 1 тонну, с 1 января 2015 г. - 10 858 и 7 750 руб. за 1 тонну; установление ставок с 1 января 2016 г. на автомобильный бензин 5 класса в размере 9 500 руб. за 1 тонну, на дизельное топливо 5 класса - 5 970 руб. за 1 тонну, на масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - 9 577 руб. за 1 тонну, на прямогонный бензин - 14 665 руб. за 1 тонну) 4,8 11,8 38,0
1.4 на автомобили легковые и спирт этиловый из всех видов сырья     1,1
1.5 на табачную и алкогольную продукцию, нефтепродукты, автомобили легковые, пиво и вина, ввозимые на территорию Российской Федерации     4,4
2. увеличение средневзвешенных ставок импортного тарифа (в 2014 году с 6,57% до 7,54%, в 2015 году с 5,94% до 7,07%, в 2016 году с 5,94% до 6,61% в соответствии с основными направлениями таможенно-тарифной политики на 2014 - 2016 гг.) 87,3 110,1 71,3
3. увеличение доходов федерального бюджета в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, исходя из 25% чистой прибыли акционерных обществ, определенной по МСФО 30,0 53,0 53,0
4. индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами в 2014 году в 2,5 раза, в 2015 году на 5% 20,7 22,4 24,4
5. увеличение поступлений вывозных таможенных пошлин на нефть в связи с необходимостью урегулирования вопроса с беспошлинными поставками российской нефти и российских нефтепродуктов государствам Таможенного союза     91,1
6. снижение норматива зачисления в федеральный бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 году с 20% до 5%     -4,9

 
    Указанные изменения в совокупности приведут к увеличению прогнозного объема доходов федерального бюджета в 2014 году на 142,8 млрд. рублей (0,2% ВВП), в 2015 году - на 197,3 млрд. рублей (0,2% ВВП), в 2016 году - на 389,8 млрд. рублей (0,4% ВВП).
    В таблице 5.3 представлен прогноз по основным доходам федерального бюджета на 2014 - 2016 годы.
 

Таблица 5.3

Структура доходов федерального бюджета

млрд. рублей

Показатель 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
отчет % к ВВП закон с учетом изменений % к ВВП прогноз % к ВВП прогноз % к ВВП прогноз % к ВВП
Доходы, всего 12 855,5 20,5 12 865,9 19,3 13 485,5 18,2 14 767,5 18,0 15 908,1 17,4
в том числе:                    
Нефтегазовые доходы 6 453,2 10,3 5 925,5 8,9 5 944,5 8,0 6 404,9 7,8 6 586,7 7,2
в том числе:                    
НДПИ 2 399,8 3,8 2 339,9 3,5 2 437,9 3,3 2 548,7 3,1 2 605,5 2,9
Таможенные пошлины 4 053,4 6,5 3 585,6 5,4 3 506,6 4,7 3 856,2 4,7 3 981,2 4,3
Ненефтегазовые доходы 6 402,3 10,2 6 940,4 10,4 7 541,0 10,2 8 362,6 10,2 9 321,4 10,2
в том числе:                    
Налог на прибыль организаций 375,8 0,6 445,4 0,7 440,7 0,6 477,9 0,6 536,6 0,6
НДС 3 545,8 5,7 4 098,8 6,2 4 445,7 6,0 5 042,5 6,2 5 743,5 6,3
Акцизы 395,3 0,6 573,8 0,9 727,5 1,0 857,4 1,0 1 032,6 1,1
НДПИ (без нефтегазовых доходов) 20,7 0,0 18,4 0,0 20,8 0,0 22,5 0,0 23,8 0,0
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) 779,0 1,3 701,0 1,0 704,8 0,9 718,9 0,9 721,4 0,8
Прочие ненефтегазовые доходы 1 285,7 2,0 1 103,0 1,6 1 201,5 1,7 1 243,4 1,5 1 263,5 1,4

 
    Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2014 - 2016 годах по отношению к 2013 году обусловлено снижением экспортных цен на газ природный, объемов добычи нефти и газа горючего природного, объемов экспорта газа природного и товаров, выработанных из нефти, а также более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста цены на нефть марки "Юралс", курса доллара США по отношению к рублю и объемов экспорта нефти.
    Снижение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2014 - 2016 годах по отношению к 2013 году в основном связано с прогнозируемым снижением налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, и ввозных таможенных пошлин в связи с более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста объемов импорта и курса доллара США по отношению к рублю, а также уменьшением средневзвешенных ставок импортного тарифа.
 

6. Основные подходы к формированию бюджетных расходов на 2014 - 2016 годы

Таблица 6.1

Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов

2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
Закон N 216-ФЗ (млрд. руб.) %% к общему объему проект (млрд. руб.) %% к предыдущему году %% к общему объему проект (млрд. руб.) %% к предыдущему году %% к общему объему проект (млрд. руб.) %% к предыдущему году %% к общему объему
Всего 13 387,3 100,0 13 847,0 103,4 100,0 15 235,7 110,0 100,0 16 451,8 108,0 100,0
в том числе:                      
Общегосударственные вопросы 920,8 6,9 973,7 105,7 7,0 1 006,8 103,4 6,6 1 023,3 101,6 6,2
Национальная оборона 2 098,4 15,7 2 527,0 120,4 18,2 3 114,6 123,3 20,4 3 445,7 110,6 20,9
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2 048,2 15,3 2 101,4 102,6 15,2 2 197,0 104,6 14,4 2 178,7 99,2 13,2
Национальная экономика 1 798,8 13,4 1 877,5 104,4 13,6 1 936,0 103,1 12,7 2 053,0 106,0 12,5
Жилищно-коммунальное хозяйство 154,3 1,2 145,0 94,0 1,0 109,0 75,2 0,7 63,0 57,8 0,4
Охрана окружающей среды 24,5 0,2 30,5 124,7 0,2 31,0 101,6 0,2 32,1 103,5 0,2
Образование 681,5 5,1 594,2 87,2 4,3 629,7 106,0 4,1 653,2 103,7 4,0
Культура, кинематография 98,7 0,7 91,4 92,6 0,7 96,7 105,8 0,6 99,8 103,3 0,6
Здравоохранение 515,0 3,8 417,4 81,0 3,0 336,9 80,7 2,2 344,5 102,3 2,1
Социальная политика 3 864,4 28,9 3 810,2 98,6 27,5 4 037,1 106,0 26,5 4 249,3 105,3 25,8
Физическая культура и спорт 62,0 0,5 79,8 128,8 0,6 102,9 128,9 0,7 101,2 98,4 0,6
Средства массовой информации 75,3 0,6 65,9 87,5 0,5 54,6 82,8 0,4 49,9 91,4 0,3
Обслуживание государственного и муниципального долга 408,4 3,1 469,5 115,0 3,4 508,0 108,2 3,3 568,8 112,0 3,5
Межбюджетные трансферты общего характера 637,0 4,8 663,6 104,2 4,8 694,7 104,7 4,6 766,6 110,4 4,7
Условно утвержденные           380,9   2,5 822,6   5,0

 
    Рост доли расходов федерального бюджета по разделу "Национальная оборона" в 2014 - 2015 годах обусловлен следующими факторами:
    - индексацией оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих;
    - ростом расходов, обусловленных увеличением в течение пяти лет численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не менее чем на 50 тыс. единиц ежегодно с учетом существующей практики поэтапного в течение всего года поступлении военнослужащих на военную службу по контракту.
    При этом доля федерального бюджета в общем объеме расходов на оборону превышает 98 процентов.
    Понижающий тренд динамики расходов федерального бюджета по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" сложился за счет следующих факторов:
    - уменьшение имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на 36,4 млрд. рублей в 2015 году по отношению к 2014 году и на 20,9 млрд. рублей в 2016 году по отношению к 2015 году.
    Указанные средства федерального бюджета направляются Фондом ЖКХ на оказание финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на реализацию региональных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов, переселению граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации систем коммунальной инфраструктуры. Учитывая прекращение деятельности указанного Фонда в 2018 году, в целях повышения эффективности бюджетных расходов распределение имущественного взноса максимально смещено на начало реализации указанных программ (2013 - 2014 годы);
    - завершение предоставления субсидий на мероприятия по капитальному ремонту (в части ремонта крыш и фасадов) многоквартирных домов для подготовки и проведения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани.
    При этом необходимо учитывать, что доля расходов федерального бюджета в общем объеме бюджетных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство составляет менее 10% (таблица 6.2).
 

Таблица 6.2

Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство

млрд. рублей

Показатель 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
Расходы, всего 1 130,2 1 247,4 1 309,4 1 405,8
%% к ВВП 1,7 1,7 1,6 1,5
в том числе:        
Федеральный бюджет <*> 126,4 131,7 93,0 53,1
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации 1 003,8 1 115,7 1 216,3 1 352,8

 
    






от 7 мая 2012 г. N 599




Таблица 6.3

Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на образование

млрд. рублей

Показатель 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
Расходы, всего 2 870,5 3 008,7 3 313,2 3 648,6
%% к ВВП 4,3 4,1 4,0 4,0
в том числе:        
Федеральный бюджет <*> 565,8 579,7 619,2 650,0
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации 2 304,7 2 429,0 2 694,0 2 998,6

 
    





Таблица 6.4

Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение

млрд. рублей

Показатель 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
Расходы, всего 2 455,0 2 600,7 2 780,0 3 066,9
%% к ВВП 3,7 3,5 3,4 3,4
в том числе:        
Федеральный бюджет <*> 401,1 353,4 302,4 310,9
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации <*> 1 013,6 1 041,9 1 035,1 1 223,2
Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования, всего 1 040,3 1 205,5 1 442,5 1 532,8

 
    

















Таблица 6.5

Объем бюджетных ассигнований на реализацию Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года

млрд. рублей

Показатель 2013 год (Закон N 216-ФЗ) 2014 год 2015 год 2016 год (проект)
Закон N 216-ФЗ проект Закон N 216-ФЗ проект
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, всего 360,3 419,4 554,7 619,1 793,7 838,5
из них:            
1. На повышение оплаты труда отдельным категориям работников, всего 47,1 76,6 80,2 120,5 126,5 181,2
в том числе:            
повышение заработной платы в сфере образования 29,1 48,3 48,3 72,3 72,3 93,8
повышение заработной платы в сфере культуры 6,7 9,2 9,2 12,6 12,6 16,5
повышение заработной платы в сфере здравоохранения 9,8 9,8 13,4 16,4 22,3 39,6
повышение заработной платы в сфере социального обслуживания 0,6 1,0 1,0 2,2 2,2 3,2
повышение заработной платы в сфере науки 0,9 8,3 8,3 17,1 17,1 28,1
2. Повышение размера стипендий нуждающимся студентам первого и второго курсов 7,1 7,5 7,5 7,9 7,9 8,3
3. Увеличение объемов финансирования государственных научных фондов 2,5 4,0 4,0 6,0 6,0 10,0
4. Финансовая поддержка субъектов РФ в виде дотаций на обеспечение сбалансированности 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 150,0
5. Создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов 0,9 0,9 0,9 1,0 1,0 -
6. Сохранение и развитие российской культуры за счет увеличения ассигнований на выплату стипендий для деятелей культуры и искусства, грантов, создания центров культурного развития, публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров и др. 3,5 3,9 3,9 3,5 3,5 2,6
7. Внесение имущественного взноса в Государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 41,4 67,3 67,3 30,9 30,9 10,0

Ведется подготовка документа. Ожидайте