Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 351. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ ГКАП РФ от 20.12.96 N 169 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ"

Дата документа20.12.1996
Статус документаНе действует
МеткиПриказ · Порядок
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 января 1997 г. N 1229
    


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР

ПРИКАЗ
от 20 декабря 1996 г. N 169

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ


    В целях обеспечения единого подхода ГКАП Российской Федерации и его территориальных управлений при анализе и оценке состояния конкурентной среды на товарных рынках в рамках реализации Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" приказываю:
    1. Утвердить Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках (прилагается).
    2. Направить настоящий Приказ в соответствии с установленным порядком на регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
    3. Контроль за исполнением данного Приказа возложить на заместителя Председателя ГКАП России Н.Е. Фонареву.

Председатель Комитета
Л.А.БОЧИН



Утверждено
Приказом ГКАП России
от 20.12.96 N 169

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ


    Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" с целью применения:
    - "Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства", зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации 5 августа 1996 г. N 1143 в части нарушений статей 5, 6, 17, 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
    - Приказа ГКАП России от 13.11.95 N 145 "Об утверждении и направлении на регистрацию Положения о порядке представления антимонопольным органом ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 ноября 1995 г. N 981.

1. Общие положения


    1.1. Настоящий Порядок используется:
    - при анализе состояния конкурентной среды на федеральных и региональных товарных рынках, выполняемом при подготовке Государственного доклада по конкурентной политике, Государственной программы демонополизации, отраслевых и региональных программ демонополизации;
    - при разработке программы мер по преодолению барьеров входа на товарные рынки, программ поддержки предпринимательства и развития конкуренции;
    - в процессе анализа социально - экономических последствий принятия тех или иных нормативных актов для состояния конкуренции на товарных рынках;
    - при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства.
    Настоящий Порядок также может быть использован при решении вопросов о предоставлении хозяйствующим субъектам кредитных, финансовых и налоговых льгот и в других случаях, требующих анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках и положения на них хозяйствующих субъектов.
    1.2. При практическом использовании настоящего Порядка необходимо учитывать региональные и отраслевые особенности конкретных товарных рынков (федеральных, региональных).
    1.3. В настоящем Порядке используются определенные Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" понятия товара, взаимозаменяемых товаров, товарного рынка, хозяйствующих субъектов, конкуренции, доминирующего положения, а также следующие понятия:
    продуктовые (товарные) границы товарного рынка - группа (набор) взаимозаменяемых товаров,
    географические (территориальные) границы товарного рынка - территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары - заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами,
    структура рынка - совокупность количественных и качественных показателей, к которым относятся: число хозяйствующих субъектов и доли, занимаемые ими на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации; условия входа на рынок; открытость рынка для межрегиональной и международной торговли,
    барьеры входа на рынок - обстоятельства, препятствующие возможностям для новых хозяйствующих субъектов войти на товарный рынок.
    1.4. Для оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках проводится расчетно - аналитическая работа по определению:
    - продуктовых границ товарного рынка;
    - субъектов товарного рынка (количества и состава продавцов и покупателей);
    - географических границ товарного рынка;
    - объема товарного ресурса рынка;
    - доли хозяйствующего субъекта на рынке;
    - количественных показателей структуры товарного рынка;
    - качественных показателей структуры товарного рынка (барьеры входа);
    - рыночного потенциала хозяйствующего субъекта.
    По результатам проведенного анализа делаются выводы о развитости или неразвитости конкуренции на товарном рынке, целесообразности и формах воздействия антимонопольных органов на изменение ситуации.
    1.5. Процедура оценки состояния конкурентной среды осуществляется в указанной выше последовательности. В каждом конкретном случае она может изменяться. Так, если товарная группа определена однозначно, следует, пропустив соответствующий этап, переходить к определению состава покупателей и продавцов. Возможен также пропуск нескольких этапов. При установлении указанных выше параметров, после прохождения каждого из этапов необходима корректировка показателей, определенных на предыдущем этапе.
    1.6. Информационная база для определения параметров товарных рынков.
    Оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках осуществляется на основе всей получаемой информации от продавцов, покупателей, конкурентов, в том числе государственных, общественных, научных организаций, коммерческих и некоммерческих организаций, экспертов.
    В качестве источников исходной информации о рынках используются:
    - данные государственной статистической отчетности, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;
    - информация от налоговых, таможенных органов, банковских структур, инвестиционных фондов;
    - сведения об объемах производства и реализации видов продукции (работ, услуг), полученные антимонопольными органами непосредственно от хозяйствующих субъектов (Приложение 1);
    - данные выборочных опросов покупателей, характеризующие: покупательские предпочтения, критерии взаимозаменяемости товаров, критерии определения географических границ товарного рынка (Приложение 2);
    - данные товароведческой экспертизы, подтверждающие или отрицающие взаимозаменяемость товаров при формировании товарных групп;
    - данные ведомственных и независимых информационных центров и служб о состоянии, структуре и объемах товарных рынков, участии в товарообороте отдельных производителей и покупателей продукции.

2. Продуктовые границы товарного рынка


    2.1. Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения товара (его потребительских свойств), товаров - заменителей и формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок).
    2.2. В основе определения продуктовых границ рынка должно лежать мнение покупателей <*> (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Это мнение определяется в результате сплошного или выборочного опроса покупателей и подкрепляется данными товароведческой экспертизы. Опрос следует проводить по группам покупателей, дифференцированным по способам участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель, покупатель единичного количества товара).
    


    <*> В ситуации, когда предполагаемое нарушение антимонопольного законодательства рассматривается применительно к ПОКУПАТЕЛЮ продукции (монопсония, как частный случай), определяющим в вопросе взаимозаменяемости продукции выступает мнение ее ПРОДАВЦА.

    2.3. При определении товара первоначально устанавливается принадлежность его к классификационной группе с использованием действующих классификаторов продукции, услуг, видов деятельности; товарных словарей, справочников товароведов, ГОСТов на соответствующие виды товарной продукции, данных товароведческой экспертизы, заключений отраслевых независимых экспертов, материалов опросов покупателей.
    Определение изучаемого товара осуществляется по показателям, характеризующим: потребительские свойства товара, условия потребления (эксплуатации) товара покупателями, условия реализации товара, уровень удовлетворения спроса; состав которых дифференцируется в зависимости от вида и назначения товара (Приложение 3).
    2.4. Выявление товаров - заменителей, включаемых в определяемую товарную группу, осуществляется по критерию взаимозаменяемости товарной продукции. При этом необходимо учитывать два аспекта взаимозаменяемости товаров: с точки зрения их использования - взаимозаменяемость по потреблению (спросу), и с точки зрения их производства - взаимозаменяемость по производству.
    Теоретически одним из критериев взаимозаменяемости по потреблению является показатель перекрестной эластичности спроса по цене, исчисляемый как отношение изменения объема реализации товара X (в %) к изменению цены товара Y (в %) за определенный период.
    Спрос на товар X при увеличении цены на товар Y может и возрастать, и убывать в зависимости от отношения покупателя к совместному использованию того и другого товара.