Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 342. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ ФСТ РФ от 13.06.2013 N 760-э (ред. от 27.05.2015 с изменениями, вступившими в силу с 26.07.2015) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РАСЧЕТУ РЕГУЛИРУЕМЫХ ЦЕН (ТАРИФОВ) В СФЕРЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ"

Дата документа13.06.2013
Статус документаНе действует
МеткиПриказ · Методические указания
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    
    Зарегистрировано в Минюсте России 16 июля 2013 г. N 29078
    


 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ

 

ПРИКАЗ
от 13 июня 2013 г. N 760-э

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РАСЧЕТУ РЕГУЛИРУЕМЫХ ЦЕН (ТАРИФОВ) В СФЕРЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

 

(в ред. Приказа ФСТ России от 27.05.2015 N 1080-Э)

 
    В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4159; 2011, N 23, ст. 3263; N 30 (часть I), ст. 4590; N 50, ст. 7359; 2012, N 26, ст. 3446; N 53 (часть I), ст. 7616, ст. 7643; 2013, N 19, ст. 2330), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 44, ст. 6022) приказываю:
    1. Утвердить прилагаемые Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
    2. Настоящие Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения применяются при установлении тарифов на 2014 и последующие годы, а также на 2013 год в случаях, предусмотренных пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".
    3. Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 (зарегистрирован Минюстом России 20 октября 2004 г., регистрационный N 6076), с изменениями и дополнениями, внесенными приказами ФСТ России от 23 ноября 2004 г. N 193-э/11 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2004 г., регистрационный N 6191), от 14 декабря 2004 г. N 289-э/15 (зарегистрирован Минюстом России 21 декабря 2004 г., регистрационный N 6213), от 28 ноября 2006 г. N 318-э/15 (зарегистрирован Минюстом России 8 декабря 2006 г., регистрационный N 8574), от 30 января 2007 г. N 14-э/14 (зарегистрирован Минюстом России 6 марта 2007 г., регистрационный N 9041), от 31 июля 2007 г. N 138-э/6 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2007 г., регистрационный N 10030), от 23 ноября 2007 г. N 385-э/1 (зарегистрирован Минюстом России 29 ноября 2007 г., регистрационный N 10578), от 21 октября 2008 г. N 209-э/1 (зарегистрирован Минюстом России 6 ноября 2008 г., регистрационный N 12580), от 22 декабря 2009 г. N 469-э/8 (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2010 г., регистрационный N 16132), от 31 декабря 2009 г. N 558-э/1 (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2010 г., регистрационный N 16345), от 24 июня 2011 г. N 303-э (зарегистрирован Минюстом России 7 июля 2011 г., регистрационный N 21290), от 26 декабря 2011 г. N 823-э (зарегистрирован Минюстом России 28 декабря 2012 г., регистрационный N 22794), применяются при установлении тарифов на 2013 год, за исключением тарифов, предусмотренных пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".
    4. Признать утратившими силу:
    - с 1 января 2014 года приказ ФСТ России от 1 сентября 2010 г. N 221-э/8 "Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов организаций, оказывающих услуги по передаче тепловой энергии, с применением метода доходности инвестированного капитала и о внесении изменений и дополнений в Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 26 июня 2008 года N 231-э" (зарегистрирован в Минюсте России 29 сентября 2010 г., регистрационный N 18579), с изменениями и дополнениями, внесенными приказом ФСТ России от 30 марта 2012 г. N 228-э (зарегистрирован Минюстом России 10 апреля 2012 года, регистрационный N 23784);
    - приказ ФСТ России от 27 августа 2009 г. N 206-э/2 "Об утверждении Порядка предварительного согласования Федеральной службой по тарифам решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении двухставочного тарифа на тепловую энергию" (зарегистрирован в Минюсте России 28 октября 2009 г., регистрационный N 15142).
    5. Настоящий Приказ вступает в силу в установленном порядке.
 

Руководитель
Федеральной службы по тарифам
С.НОВИКОВ

 
 
    

Приложение
к приказу
Федеральной службы по тарифам
от 13 июня 2013 г. N 760-э

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАСЧЕТУ РЕГУЛИРУЕМЫХ ЦЕН (ТАРИФОВ) В СФЕРЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

 

(в ред. Приказа ФСТ России от 27.05.2015 N 1080-Э)

 

I. Общие положения

 
    1. Настоящие Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4159; 2011, N 23, ст. 3263; N 30 (часть I), ст. 4590; N 50, ст. 7359; 2012, N 26, ст. 3446; N 53 (часть I), ст. 7616, ст. 7643; 2013, N 19, ст. 2330), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 44, ст. 6022).
    2. Методические указания предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее - федеральный орган регулирования), органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - органы регулирования), органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (далее - регулируемые организации), для расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
    3. Методические указания определяют методологию расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
    4. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗтеплоснабжении", Основах ценообразования, а также иных нормативных правовых актах Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
    5. В соответствии с настоящими Методическими указаниями рассчитываются следующие регулируемые цены (тарифы) в сфере теплоснабжения:
    5.1. тарифы:
    на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, в соответствии с установленными предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов;
    на тепловую энергию (мощность), поставляемую другим теплоснабжающим организациям теплоснабжающими организациями;
    на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями, в соответствии с установленными предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов;
    на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
    на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;
    на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения);
    5.2. плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии для отдельных категорий (групп) социально значимых потребителей;
    5.3. плата за подключение к системе теплоснабжения.
 

II. Общие принципы формирования цен (тарифов)

 
    6. При регулировании тарифов в сфере теплоснабжения используются следующие методы:
    метод экономически обоснованных расходов (затрат);
    метод индексации установленных тарифов;
    метод обеспечения доходности инвестированного капитала;
    метод сравнения аналогов.
    В зависимости от применяемого в отношении регулируемой организации метода регулирования тарифов для расчета цен (тарифов) используются материалы в соответствии с Приложением 3 к настоящим Методическим указаниям.
    7. Тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
    Тарифы на тепловую энергию (мощность) и тарифы на услуги по передаче тепловой энергии устанавливаются в соответствии с календарной разбивкой, предусмотренной предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями тарифов на тепловую энергию (мощность), установленными федеральным органом регулирования.
    Особенности расчета необходимой валовой выручки, относимой на производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, приведены в главе VIII настоящих Методических указаний.
    8. Расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае ее отсутствия - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
    Для целей расчета тарифов в сфере теплоснабжения при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой от источника тепловой энергии (далее также - объем отпуска тепловой энергии от источника тепловой энергии), используется объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, уменьшенный на расход тепловой энергии на хозяйственные нужды.
    При определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети (далее также - объем отпуска тепловой энергии из тепловой сети), используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 118 настоящих Методических указаний.
    9. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии, или при отсутствии ежегодной актуализации указанных данных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 10, ст. 1242) расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органами регулирования в соответствии с главой III настоящих Методических указаний и Основами ценообразования.
    10. Регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения регулируемыми организациями раздельного учета объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих видов деятельности:
    а) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;
    б) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии менее 25 МВт;
    в) производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии;
    г) производство теплоносителя;
    д) передача тепловой энергии и теплоносителя;
    е) сбыт тепловой энергии и теплоносителя;
    ж) подключение к системе теплоснабжения;
    з) поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.
    При установлении цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по различным регулируемым видам деятельности.
    При установлении цен (тарифов) также не допускается учет расходов регулируемой организации на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, учитываемых в расходах за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 34, ст. 3680; 2011, N 22, ст. 3168; официальный интернет-портал правовой информации http://www/pravo/gov/ru, 12.04.2013, N 00012013041200014; 2013, N 21, ст. 2648).
    Не допускается учет расходов на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
    11. Необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности.
    12. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с настоящими Методическими указаниями. Расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, формируются в том числе с учетом выполнения программ регулируемой организации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
    В случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, органы регулирования обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.
    В случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
    Экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях), достигнутая регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение 5 лет.
    Если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, расходы, связанные с подключением объектов капитального строительства заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, и определенные в соответствии с пунктом 172 настоящих Методических указаний, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.
    13. В случае если регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности осуществляет нерегулируемые виды деятельности, расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) не учитываются при установлении регулируемых цен (тарифов). Повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности не допускается. Органы регулирования в соответствии с настоящими Методическими указаниями исключают из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) полученные в предыдущий период регулирования экономически не обоснованные доходы регулируемых организаций.
    14. Тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифа по решению органа регулирования.
    Тарифы на теплоноситель устанавливаются органом регулирования в виде одноставочного тарифа.
    В отношении регулируемых организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, которые являются неотъемлемыми частями процесса снабжения тепловой энергией (мощностью) потребителей единой теплоснабжающей организации, органом регулирования рассчитывается и устанавливается вид тарифа (одноставочный или двухставочный), который выбран органом регулирования для единой теплоснабжающей организации.
    15. В случае если теплоснабжающая организация поставляет потребителям тепловую энергию (мощность), теплоноситель с использованием только собственных тепловых сетей, тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям такой организации не устанавливается, а все расходы по передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям учитываются в тарифах на тепловую энергию (мощность).
 

III. Формирование расчетных объемов отпуска тепловой энергии в целях расчета тарифов в сфере теплоснабжения

 
    16. Определение объемов отпуска тепловой энергии на каждый год долгосрочного периода регулирования осуществляется аналогично принципам определения объемов на расчетный период регулирования с учетом пунктов 17 и 18 настоящих Методических указаний.
    17. Объемы отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной генерирующий мощностью 25 МВт и более, определяются в соответствии со сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - сводный прогнозный баланс).
    При расчете долгосрочных тарифов на коллекторах указанных источников тепловой энергии в качестве объемов отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов тепловой энергии, и объемов отпуска тепловой энергии от источников тепловой энергии на каждый год долгосрочного периода регулирования применяется объем, включенный в сводный прогнозный баланс на первый год долгосрочного периода регулирования.
    18. Формирование органами регулирования расчетных объемов, используемых при расчете тарифов в сфере теплоснабжения (за исключением поставки тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более), осуществляется с учетом:
    необходимости обеспечения баланса тепловой нагрузки и тепловой мощности, баланса теплоносителя по системам теплоснабжения с учетом технологических ограничений в соответствии с планами вводов источников тепловой энергии и тепловых сетей на расчетный период регулирования, определенными в соответствии с инвестиционными программами регулируемых организаций;
    соблюдения требований законодательства Российской Федерации;
    количественной оценки ожидаемого уровня потребления тепловой энергии, тепловой нагрузки с учетом данных, предоставляемых регулируемыми организациями при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, в том числе договорных (заявленных на расчетный период регулирования потребителями) объемов, и статистических данных, в том числе среднегодового фактического потребления за три предыдущих года и планов регионального развития, в том числе с учетом фактического отключения (подключения) потребителей, объемов потерь и других параметров, используемых при расчете объемов в соответствии с настоящей главой;
    минимизации с учетом технологических ограничений и потерь в тепловых сетях расходов на топливо для обеспечения теплоснабжения потребителей в системах теплоснабжения без возможности перераспределения тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии (для систем теплоснабжения с единственным источником тепловой энергии или без избытка тепловых мощностей) в соответствии с пунктом 19 настоящих Методических указаний;
    минимизации с учетом технологических ограничений полных расходов на обеспечение теплоснабжения потребителей в системах теплоснабжения с возможностью перераспределения тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии в соответствии с пунктом 20 настоящих Методических указаний.
    19. В случае невозможности перераспределения тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии в системе теплоснабжения объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источников тепловой энергии, и объем отпуска тепловой энергии от источников тепловой энергии (за исключением поставки тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более) и из тепловой сети, учитываемый при расчете тарифов, определяется посредством минимизации суммарных расходов на топливо для обеспечения тепловой нагрузки с учетом технологических ограничений и потерь в тепловых сетях. В условиях наличия технологических ограничений при определении объемов в соответствии с настоящим пунктом принимаются во внимание объемы, включенные в договоры теплоснабжения, заключенные с потребителями, но не выше среднегодовых фактических объемов потребления тепловой энергии за три предыдущих года.
    20. В случае возможности перераспределения тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии в системе теплоснабжения определение объемов отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источников тепловой энергии, и объемов отпуска тепловой энергии от указанных источников тепловой энергии (за исключением поставки тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более) и из тепловых сетей для целей регулирования тарифов осуществляется посредством минимизации полных расходов на покрытие тепловой нагрузки в данном расчетном периоде регулирования в зависимости от конфигурации источников тепловой энергии. Полные расходы на покрытие тепловой нагрузки включают в себя расходы на топливо, расходы на содержание тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловых сетей, включая стоимость потерь в тепловых сетях.
    21. Объем полезного отпуска тепловой энергии, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций в сфере теплоснабжения (за исключением объема тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, определяется органом регулирования с учетом договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных между регулируемой организацией и потребителями, а также данных о фактическом объеме полезного отпуска за 3 предыдущих расчетных периода регулирования в системе теплоснабжения, в которой осуществляет свою деятельность регулируемая организация.
    22. Фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды (за исключением объемов тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) регулирования определяется органом регулирования с учетом представленных регулируемой организацией договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных с потребителями, информации об объемах отпуска, определенных по показаниям приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг.
 

IV. Основные методологические положения по формированию необходимой валовой выручки для расчета тарифов методом экономически обоснованных расходов

 
    23. Необходимая валовая выручка (далее также - НВВ) на i-й расчетный период регулирования, определяемая в соответствии с методом экономически обоснованных расходов, рассчитывается по формуле:
 
     (тыс. руб.), (1)
 
    где:
     - планируемые на i-й расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), тыс. руб.;
     - планируемые на i-й расчетный период регулирования расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), тыс. руб.;
     - планируемая на i-й расчетный период регулирования величина налога на прибыль, определяемая в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, тыс. руб.;
     - величина, учитывающая экономически обоснованные расходы регулируемой организации (выпадающие доходы), подлежащие возмещению (со знаком "+") в i-м расчетном периоде регулирования, необоснованные расходы, подлежащие исключению из НВВ (со знаком "-") в i-м расчетном периоде регулирования, определяемые в соответствии с пунктом 12 настоящих Методических указаний, а также экономию от сокращения потребления энергетических ресурсов, холодной воды, теплоносителя, подлежащую учету в НВВ в i-м расчетном периоде регулирования и определяемую в соответствии с пунктом 31 настоящих Методических указаний, тыс. руб.
    24. Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие составляющие расходов:
    1) расходы на топливо;
    2) расходы на прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодную воду, теплоноситель;
    3) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, определяемые в соответствии с пунктами 28 и 31 Основ ценообразования;
    4) расходы на сырье и материалы;
    5) расходы на ремонт основных средств, выполняемый подрядным способом;
    6) оплата труда и отчисления на социальные нужды;
    7) амортизация основных средств и нематериальных активов;
    8) расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями;
    9) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг;
    10) плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов;
    11) арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи, определяемые в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования;
    (в ред. Приказа ФСТ России от 27.05.2015 N 1080-Э)
    12) расходы на служебные командировки;
    13) расходы на обучение персонала;
    14) расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль;
    15) другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи (налог на имущество организаций, земельный налог, транспортный налог, водный налог, прочие налоги), расходы по охране труда и технике безопасности, расходы на канцелярские товары.
    Расходы на ремонт основных средств, осуществляемый хозяйственным способом, включаются в соответствующие составляющие расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.
    Расходы, указанные в настоящем пункте, определяются с учетом требований пункта 32 настоящих Методических указаний.
    25. Внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, содержат в том числе:
    а) расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования;
    б) расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей;
    в) расходы на вывод из эксплуатации (в том числе на консервацию) и вывод из консервации производственных объектов;
    г) другие обоснованные расходы, в том числе расходы на услуги банков, расходы на обслуживание заемных средств, определяемые органами регулирования в размере, не превышающем сумму выплаты процентов, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.
    26. Расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, , определяются по формуле:
 
     (тыс. руб.), (2)
 
    где:
     - удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;
     - плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к настоящим Методическим указаниям с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;
     - плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Методических указаний, тыс. Гкал.
    Если орган регулирования в отношении регулируемой организации, переходящей от одного метода распределения удельного расхода условного топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (далее - метод распределения расхода топлива) к другому методу распределения расхода топлива, принял решение о необходимости применения переходного периода, то в соответствии с Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 (далее - Правила распределения расхода топлива), удельный расход топлива принимается равным:
 
    , (3)
 
    где:
    - норматив удельного расхода условного топлива на производство отпущенной тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя с коллекторов j-го источника тепловой энергии, утвержденный методом распределения расхода топлива, к которому осуществляется переход, на каждый t-й расчетный период регулирования переходного периода, кг у.т./Гкал;
     - понижающий коэффициент, установленный органом регулирования на t-й расчетный период регулирования переходного периода для j-го источника тепловой энергии в отношении k-го вида теплоносителя в соответствии с формулой:
 
    ,(04)
    где:
    t - номер расчетного периода регулирования в течение переходного периода;
     - норматив удельного расхода условного топлива на производство отпущенной тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя, учтенный в тарифах на тепловую энергию (мощность) j-го источника тепловой энергии, действующих на момент принятия решения об изменении метода распределения расхода топлива, кг у.т./Гкал;
    n - количество расчетных периодов регулирования в переходном периоде (не более 3).
    27. Расходы на приобретение энергетических ресурсов (за исключением топлива), холодной воды и теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, , рассчитываются по формуле:
 
     (тыс. руб.), (5)
 
    где:
     - объем потребления z-го энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый с учетом фактических значений объема потребления такого энергетического ресурса в предыдущие расчетные периоды регулирования;
     - плановая (расчетная) стоимость покупки единицы z-го энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования.
    Для организаций, осуществляющих деятельность по передаче тепловой энергии, теплоносителя, объем потерь тепловой энергии при передаче определяется с учетом пункта 118 настоящих Методических указаний.
    Стоимость 1 кубического метра воды определяется с учетом положений пункта 149 настоящих Методических указаний.
    28. Расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), определяются в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и включают в себя следующие основные группы расходов:
    1) капитальные вложения (инвестиции), определяемые на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ регулируемой организации;
    2) прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
    Расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль, с учетом, в том числе, расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяются органом регулирования в размере, не превышающем 7% от запланированных на соответствующий расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций.
    29. Амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.
    30. Расходы, предусмотренные подпунктами 8 и 9 пункта 24 настоящих Методических указаний, в случае если они могут быть выполнены хозяйственным способом, определяются с учетом предоставленной регулируемой организацией сметы с приложением расшифровки каждой статьи такой сметы, составленной в соответствии с требованиями, установленными настоящими Методическими указаниями для соответствующей составляющей расходов.
    31. С целью учета в необходимой валовой выручке на i-й расчетный период регулирования орган регулирования рассчитывает по формулам (6) - (6.4) экономию от снижения потребления энергетических ресурсов, в том числе топлива и потерь тепловой энергии, холодной воды и теплоносителя, , полученную регулируемой организацией за предыдущие расчетные периоды регулирования в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении тарифов, не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.
    В 1-м расчетном периоде регулирования, тарифы на который рассчитываются с применением настоящих Методических указаний:
 
    ; (6)
 
    во 2-м расчетном периоде регулирования, тарифы на который рассчитываются с применением настоящих Методических указаний:
 
     (тыс. руб.); (6.1)
 
    в 3-м расчетном периоде регулирования, тарифы на который рассчитываются с применением настоящих Методических указаний:
 

(тыс. руб.); (6.2)

 
    в 4-м расчетном периоде регулирования, тарифы на который рассчитываются с применением настоящих Методических указаний:
 

(тыс. руб.); (6.3)

 
    в 5-м расчетном периоде регулирования, тарифы на который рассчитываются с применением настоящих Методических указаний, и далее:
 

(тыс. руб.), (6.4)

 
    где:
     - экономия в m-расчетном периоде регулирования от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды, теплоносителя, рассчитанная как сумма значений и , определенных соответственно по формулам (7) и (8), тыс. руб.;
    , - прогнозные значения индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году) на i-й, (i-1)-й расчетный период регулирования соответственно, определенные на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации;
    , , , - фактические значения индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году) в (i-5)-м, (i-4)-м, (i-3)-м, (i-2)-м расчетных периодах регулирования соответственно.
    Расчет экономии от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя осуществляется в соответствии с приложениями 4.15 - 4.17 в i-м расчетном периоде регулирования с учетом данных, прогнозируемых регулируемой организацией, по следующим формулам:
 

(тыс. руб.), (7)

 

(тыс. руб.), (8)

 
    где:
    индекс "m" в формулах используется для обозначения m-го расчетного периода регулирования, индекс "1" - для обозначения 1-го расчетного периода регулирования, тарифы на который рассчитываются с применением настоящих Методических указаний;
     - экономия от снижения потребления топлива в m-м расчетном периоде, учитываемая в i-м расчетном периоде регулирования для организации, осуществляющей деятельность по производству тепловой энергии, в отношении каждого источника тепловой энергии, тыс. руб. Экономия отдельного расчетного периода регулирования может принимать положительное или нулевое значение, тыс. руб.;
     - экономия от снижения потребления z-го энергетического ресурса (за исключением топлива), холодной воды, теплоносителя в m-м расчетном периоде регулирования, учитываемая в i-м расчетном периоде регулирования, тыс. руб. Экономия отдельного расчетного периода регулирования может принимать положительное или нулевое значение, тыс. руб.;
     - удельный расход топлива в k-м виде теплоносителя, учтенный при установлении тарифов на m-й расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал;
     - фактический (расчетный) удельный расход топлива в k-м виде теплоносителя в m-м расчетном периоде регулирования, кг у.т./Гкал, определяемый с учетом сопоставимых условий как , где - фактический удельный расход топлива в k-м виде теплоносителя в m-м расчетном периоде регулирования, кг у.т./Гкал;
     - фактический объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в m-м расчетном периоде регулирования, тыс. Гкал;
     - фактическая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая для m-го расчетного периода регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к настоящим Методическим указаниям с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;
     - фактический объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в m-м расчетном периоде регулирования, тыс. Гкал (тыс. куб. м);
     - объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), учтенный при установлении тарифов на m-й расчетный период регулирования, тыс. Гкал (тыс. куб. м);
     - объем потребления z-го энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя, учтенный при установлении тарифов на m-й расчетный период регулирования;
     - фактический объем потребления z-го энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя в m-м расчетном периоде регулирования;
     - фактическая стоимость покупки единицы z-го энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя в m-м расчетном периоде регулирования.
    32. Для расчета расходов, указанных в пунктах 24 - 30 настоящих Методических указаний, используются материалы в соответствии с перечнем, установленным пунктом 2 приложения 3 к настоящим Методическим указаниям.
    Объем плановых (расчетных) расходов определяется исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг). При определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в соответствии с пунктами 28 и 31 Основ ценообразования.
 

V. Основные методологические положения по формированию необходимой валовой выручки для расчета тарифов методом индексации установленных тарифов

 
    33. При расчете долгосрочных тарифов методом индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка определяется на основе следующих долгосрочных параметров регулирования, которые определяются перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяются:
    1) базовый уровень операционных расходов, устанавливаемый органом регулирования в соответствии с пунктом 37 настоящих Методических указаний;
    2) индекс эффективности операционных расходов, устанавливаемый органом регулирования для каждой регулируемой организации с учетом утвержденной для нее инвестиционной программы. Индекс эффективности операционных расходов устанавливается в размере от 1 до 5 процентов в соответствии с приложением 1 к настоящим Методическим указаниям;
    3) нормативный уровень прибыли, устанавливаемый органом регулирования на каждый расчетный период регулирования долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 41 настоящих Методических указаний;
    4) уровень надежности теплоснабжения, соответствующий утвержденным в установленном порядке долгосрочным инвестиционным программам организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (фактические значения показателей надежности и качества, определенные за год, предшествующий году установления тарифов на первый год долгосрочного периода регулирования, а также плановые значения показателей надежности и качества на каждый год долгосрочного периода регулирования);
    5) показатели энергосбережения и энергетической эффективности - если в отношении регулируемой организации утверждена программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
    6) реализация программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, разработанных в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
    7) динамика изменения расходов на топливо, устанавливаемая в целях перехода от одного метода распределения расхода топлива к другому методу, - если орган регулирования применяет понижающий коэффициент на переходный период в соответствии с Правилами распределения расхода топлива.
    34. На каждый год долгосрочного периода регулирования определяются прогнозные параметры регулирования (далее также - плановые параметры расчета тарифов) на каждый расчетный период регулирования долгосрочного периода регулирования:
    1) индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации (далее - индекс потребительских цен), индексы роста цен на каждый энергетический ресурс и холодную воду, потребляемые регулируемой организацией при осуществлении регулируемой деятельности, индексы роста цен на их доставку, определяемые на основании информации об основных макроэкономических показателях социально-экономического развития Российской Федерации.
    В отсутствие одобренного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год долгосрочного периода регулирования в целях определения подконтрольных расходов применяются значения параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, соответствующие последнему году периода, на который был одобрен указанный прогноз;
    2) размер активов:
    в отношении деятельности по передаче тепловой энергии, теплоносителя равен количеству условных единиц, относящихся к активам, необходимым для осуществления этой деятельности, в соответствии с приложением 2 к настоящим Методическим указаниям;
    в отношении деятельности по производству тепловой энергии (мощности) равен установленной тепловой мощности источника тепловой энергии;
    3) неподконтрольные расходы;
    4) стоимость и сроки начала строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию объектов, предусмотренных утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации, источники финансирования утвержденной инвестиционной программы, включая плату за подключение к системе теплоснабжения;
    5) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемые органом регулирования в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Методических указаний;
    6) стоимость покупки единицы энергетических ресурсов (в том числе топлива для организаций, осуществляющих деятельность по производству тепловой энергии (мощности), потерь тепловой энергии для организаций, осуществляющих деятельность по передаче тепловой энергии, теплоносителя), холодной воды, теплоносителя, определяемая в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования.
    Также на каждый год долгосрочного периода регулирования определяются в соответствии с пунктом 40 настоящих Методических указаний и в течение этого периода не пересматриваются, если иное не предусмотрено пунктом 50 настоящих Методических указаний:
    объем потерь тепловой энергии, устанавливаемый для организаций, осуществляющих деятельность по передаче тепловой энергии, теплоносителя;
    объем потребления прочих энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя в сопоставимых условиях.
    35. До начала долгосрочного периода регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования и иных прогнозных параметров регулирования орган регулирования рассчитывает необходимую валовую выручку регулируемой организации отдельно на каждый i-й расчетный период регулирования долгосрочного периода регулирования (далее в настоящей главе - i-й год), , по формуле:
 

(тыс. руб.), (9)

    
    где:
     - операционные (подконтрольные) расходы в i-м году, определяемые в соответствии с пунктом 36 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
     - неподконтрольные расходы в i-м году, определяемые в соответствии с пунктом 39 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
     - расходы на покупку энергетических ресурсов (в том числе топлива для организаций, осуществляющих деятельность по производству тепловой энергии (мощности), и потерь тепловой энергии для организаций, осуществляющих деятельность по передаче тепловой энергии, теплоносителя), холодной воды и теплоносителя в i-м году, определяемые в соответствии с пунктом 40 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
     - прибыль, устанавливаемая органом регулирования на i-й год в соответствии с пунктом 41 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
     - величина, определяемая на i-й год первого долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 42 настоящих Методических указаний и учитывающая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, тыс. руб.
    36. Операционные (подконтрольные) расходы рассчитываются по формуле:
 

(тыс. руб.), (10)

 
    где:
     - операционные (подконтрольные) расходы в i-м году. Для первого года долгосрочного периода регулирования уровень операционных расходов (базовый уровень операционных расходов) определяется в соответствии с пунктом 37 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
    ИОР - индекс эффективности операционных расходов, выраженный в процентах;
     - индекс потребительских цен, определенный на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на i-й год;
     - коэффициент эластичности операционных расходов по количеству активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, устанавливаемый равным 0,75;
     - индекс изменения количества активов, применяемый с целью учета зависимости операционных расходов от размера активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, определяемый на i-й год в соответствии с пунктом 38 Методических указаний.
    37. При расчете базового уровня операционных расходов учитываются следующие расходы:
    1) расходы на сырье и материалы;
    2) расходы на ремонт основных средств;
    3) расходы на оплату труда;
    4) расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями;
    5) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, услуг по стратегическому управлению организацией и других работ и услуг;
    6) расходы на служебные командировки;
    7) расходы на обучение персонала;
    8) лизинговый платеж, арендная плата, определяемые в соответствии с пунктами 45 и 65 Основ ценообразования;
    9) другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, в том числе расходы по охране труда и технике безопасности, расходы на канцелярские товары.
    Указанные выше расходы определяются методом экономически обоснованных расходов в соответствии с главой IV настоящих Методических указаний.
    В операционные расходы не включаются амортизация основных средств и нематериальных активов, расходы на погашение и обслуживание заемных средств, расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности.
    При установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
    В первом долгосрочном периоде после перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования отношение базового уровня операционных расходов к сумме соответствующих расходов, учтенных в тарифах регулируемой организации в предшествующем расчетном периоде регулирования, не может превышать индекс потребительских цен в среднем за год по отношению к предыдущему году в соответствии с базовым вариантом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренного Правительством Российской Федерации (с учетом планируемого изменения количества активов и объема реализуемых товаров (услуг) регулируемой организацией в году, на который устанавливается базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов, по сравнению с предшествующим расчетным периодом регулирования, за исключением размера операционных расходов текущего года и прошлых лет, подтвержденных органом регулирования, в том числе по результатам рассмотрения разногласий и (или) обжалования в установленном законодательством Российской Федерации порядке, учитываемых органом регулирования при установлении тарифов на последующие периоды).
    38. Индекс изменения количества активов рассчитывается:
    в отношении деятельности по передаче тепловой энергии, теплоносителя по формуле (11);
    в отношении деятельности по производству тепловой энергии (мощности) по формуле (11.1).
 
    , (11)
 
    , (11.1)
 
    где:
    , - количество условных единиц, относящихся к активам, необходимым для осуществления деятельности по передаче тепловой энергии, теплоносителя, соответственно в годах i и (i-1), определяемое органом регулирования в соответствии с приложением 2 к настоящим Методическим указаниям с учетом активов, фактически введенных в эксплуатацию, и активов, использование которых планируется начать в i-м, (i-1)-м году в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;
    , - установленная тепловая мощность источника тепловой энергии организации, осуществляющей производство тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в i-м и (i-1)-м годах соответственно, определяемая с учетом инвестиционной программы регулируемой организации на соответствующий год, Гкал/ч.
    39. Неподконтрольные расходы включают в себя:
    расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, рассчитанные в соответствии с пунктами 28 - 31 Основ ценообразования и не включающие расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя;
    расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование;
    концессионную плату с учетом пункта 45 Основ ценообразования;
    арендную плату в части имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, определяемую в соответствии с пунктами 45 и 65 Основ ценообразования;
    расходы по сомнительным долгам в соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования;
    отчисления на социальные нужды;
    амортизация основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с приложением 4.10 к настоящим Методическим указаниям по данным бухгалтерского учета регулируемой организации, при этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации;
    расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним. Величина процентов, включаемых в состав неподконтрольных расходов, не превышает величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта;
    суммарная экономия от снижения операционных расходов и от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, достигнутая регулируемой организацией в предыдущем долгосрочном периоде регулирования и включаемая в необходимую валовую выручку в первые пять лет очередного долгосрочного периода регулирования, определенная в соответствии с пунктами 43 - 44 настоящих Методических указаний.
    Расходы, указанные выше, определяются методом экономически обоснованных расходов в соответствии с главой IV настоящих Методических указаний.
    40. Расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя на каждый год долгосрочного периода регулирования рассчитываются до начала долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктами 26, 27 настоящих Методических указаний.
    Для организации, осуществляющей деятельность по передаче тепловой энергии, теплоносителя, при отсутствии нормативных технологических потерь, установленных на долгосрочный период регулирования, для каждого последующего года долгосрочного периода регулирования учитывается объем нормативных технологических потерь, установленный для первого года долгосрочного периода регулирования, если иное не предусмотрено пунктом 118 настоящих Методических указаний.
    41. Прибыль, устанавливаемая органом регулирования на i-й год, определяется в соответствии с формулой:
 

, (12)

 
    где:
     - нормативный уровень прибыли, установленный на i-й год в соответствии с настоящим пунктом;
     - величина необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенная на i-й год без учета объема плановой (расчетной) прибыли от регулируемого вида деятельности и величины налога на прибыль, тыс. руб.;
     - ставка налога на прибыль организаций в i-м году, определенная в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
    Нормативный уровень прибыли устанавливается в процентах от НВВ для каждой регулируемой организации на каждый год долгосрочного периода регулирования с учетом планируемых экономически обоснованных расходов из прибыли, в том числе необходимости в осуществлении инвестиций, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации, в номинальном выражении после уплаты налога на прибыль. Нормативный уровень прибыли устанавливается с учетом предложения регулируемой организации, включающего расчет и обоснование необходимого регулируемой организации уровня прибыли, на уровне не ниже 0,5%, если более низкая величина не указана в таком расчете, и не выше нормы доходности, установленной в соответствии с пунктом 66 настоящих Методических указаний на тот же год для регулируемых организаций, осуществляющих тот же вид регулируемой деятельности в том же субъекте Российской Федерации при использовании метода обеспечения доходности инвестированного капитала, а при отсутствии таких организаций - не выше минимальной нормы доходности, установленной федеральным органом регулирования в соответствии с настоящими Методическими указаниями.
    42. Величина, определяющая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования , рассчитывается по формуле (13) и может принимать как положительные, так и отрицательные значения.
 
    , (13)
 
    где:
     - экономически обоснованные расходы регулируемой организации, понесенные в периоды регулирования, предшествовавшие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и не возмещенные регулируемой организации, определяемые при i = 1, 2 (за исключением расходов, связанных с реализацией утвержденных инвестиционных программ);
     - доходы регулируемой организации, необоснованно полученные в периоды регулирования, предшествовавшие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и подлежащие исключению из НВВ, определяемые при i = 1, 2 (за исключением доходов, связанных с реализацией утвержденных инвестиционных программ);
     - экономия от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, определенная в соответствии с пунктом 31 настоящих Методических указаний, достигнутая регулируемой организацией до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, по которой еще не истек 5-летний срок, в течение которого такая экономия должна быть сохранена за регулируемой организацией.
 

Экономия операционных расходов и экономия от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя

 
    43. Экономия операционных расходов возникает в случае, если фактические операционные расходы за прошедший год составили меньшую величину, чем это было предусмотрено органом регулирования. В течение долгосрочного периода регулирования при достижении экономии операционных расходов необходимая валовая выручка на величину указанной экономии не пересматривается до окончания долгосрочного периода регулирования при условии, что регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные при установлении тарифов такой организации, в полном объеме.
    Экономия операционных расходов, достигнутая регулируемой организацией в каждом году долгосрочного периода регулирования, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение 5 лет. В случае если часть из этих 5 лет приходится на следующий долгосрочный период регулирования, экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях) учитывается в необходимой валовой выручке регулируемой организации, устанавливаемой на следующий долгосрочный период регулирования, в составе неподконтрольных расходов в порядке, определенном настоящими Методическими указаниями.
    Аналогичным образом при расчете тарифов на очередной долгосрочный период регулирования учитывается экономия от снижения потребления энергетических ресурсов, в том числе потерь тепловой энергии, холодной воды и теплоносителя, при условии, что затраты на проведение мероприятий по его снижению не учтены и не будут учтены при установлении тарифов, не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.
    Орган регулирования рассчитывает экономию операционных расходов и экономию от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя в соответствии с приложениями 5.5, 5.11, 5.12 ежегодно до установления тарифов на очередной период регулирования.
    44. Суммарная экономия операционных расходов и от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включаемая в необходимую валовую выручку в каждом году i следующего долгосрочного периода регулирования в течение 5 лет, , определяется по формуле:
 

(тыс. руб.), (14)

 
    где:
    i0 - первый год текущего долгосрочного периода регулирования;
    ЭОР и ЭП - соответственно величина экономии операционных расходов и величина экономии от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, достигнутые регулируемой организацией в предыдущем долгосрочном периоде и определенные в соответствии с пунктами 45 - 46 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
     - прогнозное значение индекса потребительских цен в j-м году.
    45. Экономия операционных расходов, учитываемая в очередном долгосрочном периоде регулирования, ЭОР, рассчитывается:
    если предшествующий долгосрочный период регулирования составляет 3 года, по формуле (15);
    если предшествующий долгосрочный период регулирования составляет более 3 лет, по формуле (15.1).
 

(тыс. руб.), (15)

 

(тыс. руб.), (15.1)

 
    где:
    i1 - последний год текущего долгосрочного периода регулирования;
    ЭОР - экономия операционных расходов, учитываемая в очередном долгосрочном периоде регулирования, рассчитываемая в ценах года i1. Величина экономии принимается равной нулю, если расчет дает отрицательное значение;
     - прирост экономии операционных расходов в i-м году по сравнению с (i-1)-м годом;
     - прогнозное значение индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году) на i1-й год, определенное на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации;
    , - фактические значения индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году) в годах i1-1, i1-2 соответственно.
    Прирост экономии операционных расходов в последний год долгосрочного периода регулирования учитывается в объеме, прогнозируемом органом регулирования с учетом данных, предоставленных регулируемой организацией.
    46. Экономия от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, учитываемая в очередном долгосрочном периоде регулирования, рассчитывается:
    если предшествующий долгосрочный период регулирования составляет 3 года, по формуле (16);
    если предшествующий долгосрочный период регулирования составляет более 3 лет, по формуле (16.1).
 

, (16)

 

, (16.1)

 
    где:
    i1 - последний год текущего долгосрочного периода регулирования;
    ЭП - экономия расходов от снижения потребления энергетических ресурсов, в том числе топлива и потерь тепловой энергии, холодной воды и теплоносителя, учитываемая в очередном долгосрочном периоде регулирования, рассчитанная в ценах года i1, тыс. руб. Величина экономии принимается равной нулю, если расчет дает отрицательное значение;
     - прирост экономии от снижения потребления энергетических ресурсов, в том числе топлива и потерь тепловой энергии, холодной воды и теплоносителя, в i-м году по сравнению с (i-1)-м годом, определяемый в соответствии с пунктом 48 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
     - прогнозное значение индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году) на i1-й год, определенное на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации;
    , - фактические значения индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году) в (i1-1)-м, (i1-2)-м годах соответственно.
    Прирост экономии от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя в последний год долгосрочного периода регулирования учитывается в объеме, прогнозируемом органом регулирования с учетом данных, предоставленных регулируемой организацией.
    47. Прирост экономии операционных расходов за прошедший год рассчитывается по формулам:
 

(тыс. руб.), (17)

    

(тыс. руб.), (17.1)

    
    где:
    i0 - первый год текущего долгосрочного периода регулирования;
     - прирост экономии операционных расходов в i-м году, тыс. руб. Прирост экономии операционных расходов отдельного года может принимать как положительные, так и отрицательные значения;
     - скорректированные операционные (подконтрольные) расходы в i-м году, определяемые в соответствии с формулой (10) с применением уточненных значений индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и индекса изменения количества активов, тыс. руб.;
     - фактические операционные расходы в i-м году, тыс. руб. Фактические операционные расходы, учитываемые при расчете экономии операционных расходов, не могут превышать уровня, установленного на данный год органами регулирования;
     - базовый уровень операционных расходов, установленный на долгосрочный период регулирования, тыс. руб.;
    , ... , - фактическое значение индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году) в (i0+1)-м, ... , i-м годах соответственно.
    48. Прирост экономии от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя за прошедший год рассчитывается с учетом пунктов 29 - 31 Основ ценообразования по формулам:
 

(тыс. руб.), при i = 2, 3, ... (18)

 

(тыс. руб.), (18.1)

 

(тыс. руб.), при i = 2, 3, ... (19)

 

(тыс. руб.), (19.1)