Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 909. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО Минобрнауки РФ от 18.06.2013 N ИР-590/07 "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ"

Дата документа18.06.2013
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Рекомендации

    

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО
от 18 июня 2013 г. N ИР-590/07

 

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 
    В соответствии с пунктом 49 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1916-р, Минобрнауки России в рамках оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляет для использования в работе рекомендации по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях создания в них условий воспитания, приближенных к семейным, а также привлечению этих организаций к профилактике социального сиротства, семейному устройству и постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 

И.М.РЕМОРЕНКО

 
 
    

Приложение

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ЦЕЛЯХ СОЗДАНИЯ В НИХ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ, ПРИБЛИЖЕННЫХ К СЕМЕЙНЫМ, А ТАКЖЕ ПРИВЛЕЧЕНИЮ ЭТИХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА, СЕМЕЙНОМУ УСТРОЙСТВУ И ПОСТИНТЕРНАТНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

1. Роль организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 
    Согласно статье 20 Конвенции о правах ребенка ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком.
    В качестве приоритетных форм ухода за детьми, оставшимися без родительской опеки, Конвенция о правах ребенка рассматривает передачу их на усыновление или воспитание в семью. В то же время, в случае необходимости, допускается помещение таких детей в соответствующие учреждения по уходу за детьми.
    Пункт 2 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации гарантирует право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.
    Таким образом, законодательство Российской Федерации в соответствии с международными нормами устанавливает безусловный приоритет семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Вопрос о помещении детей этой категории под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно - дети-сироты, организация для детей-сирот), должен рассматриваться органами опеки и попечительства только в случае, если оперативно устроить ребенка в семью, в том числе под предварительные опеку или попечительство, не представляется возможным.
    При этом помещение ребенка, оставшегося без попечения родителей, в организацию для детей-сирот необходимо, насколько это возможно, использовать в качестве временной меры. Органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, с учетом положений статей 54, 123 Семейного кодекса Российской Федерации, а также пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" обязаны продолжать работу по устройству или оказанию содействия в устройстве детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в том числе после передачи сведений об этих детях соответственно в региональный и федеральный банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
    С учетом приоритетности мер по профилактике социального сиротства и развитию семейного устройства детей-сирот, последовательная реализация которых приводит к сокращению количества детей, помещаемых под надзор в организации для детей-сирот, важным аспектом деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации на современном этапе является совершенствование системы работы организаций для детей-сирот.
    Указанные положения нашли свое отражение в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761, ключевыми задачами которой являются в том числе:
    обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот;
    организация работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников учреждений интернатного типа, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи;
    реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
    перепрофилирование учреждений интернатного типа в службы по поддержке семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в реабилитационные центры, другие учреждения в соответствии с потребностями региона;
    создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и лиц из их числа для их социализации в обществе.
 

2. Правовая основа деятельности организаций для детей-сирот

 
    Правовую основу деятельности организаций для детей-сирот составляет ряд законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также соответствующие подзаконные акты (нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти).
    


    <1> Вступает в силу с 1 сентября 2013 г.
 
    В соответствии с подпунктами 24 и 24.2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
    В соответствии с пунктом 6 статьи 26.3 указанного Федерального закона органы местного самоуправления могут наделяться законами субъекта Российской Федерации государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению указанных вопросов с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
    С учетом соответствующих положений, закрепленных в законодательстве Российской Федерации, вопросы деятельности организаций для детей-сирот должны быть урегулированы в законах и нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актах.
    Законы субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие указанные вопросы, должны в том числе определять:
    перечни организаций для детей-сирот, осуществляющих деятельность на соответствующей территории, их организационно-правовую форму;
    перечни и стандарты качества предоставляемых указанными организациями услуг <1>;
    
    <1> Примерный перечень предоставляемых организациями для детей-сирот услуг приводится в Приложении 1 к настоящим Рекомендациям.
 
    порядок и нормативы финансирования деятельности организаций для детей-сирот;
    нормы материального обеспечения и меры социальной поддержки детей, находящихся в организациях для детей-сирот;
    компетенцию и порядок организации деятельности органов и учреждений различной ведомственной принадлежности в сфере обеспечения содержания, воспитания и развития детей, находящихся в организациях для детей-сирот, оказания им образовательных, медицинских, социальных услуг, защиты их прав и законных интересов на уровне муниципального образования, субъекта Российской Федерации.
 

3. Совершенствование деятельности организаций для детей-сирот

 

3.1. Основные направления деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот

 
    Совершенствование деятельности организаций для детей-сирот в субъекте Российской Федерации должно осуществляться на основе региональной программы (плана мероприятий), предусматривающей перечень конкретных мероприятий в отношении сети организаций в целом и каждой организации в отдельности, включая разработку нормативной правовой базы, методическое и информационное сопровождение процесса совершенствования их деятельности, а также регулярный мониторинг и оценку эффективности реализуемых мероприятий на основе системы показателей и индикаторов <1>.
    


    <1> Примерный перечень показателей (индикаторов) региональной программы (плана мероприятий) по реформированию сети и деятельности организаций для детей-сирот в субъекте Российской Федерации приводится в Приложении N 2 к настоящим Рекомендациям.
 
    В качестве основных направлений этой работы предлагается рассматривать следующие:
    1) использование ресурсов организаций для детей-сирот в деятельности по профилактике социального сиротства, семейному устройству и социальной адаптации детей-сирот;
    2) реструктуризация сети организаций для детей-сирот на территории субъекта Российской Федерации с учетом региональных особенностей;
    3) создание в организациях безопасных, приближенных к семейным условий проживания и воспитания.
 

3.2. Типы организаций для детей-сирот

 
    Сеть организаций для детей-сирот должна формироваться с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в создании условий для содержания, воспитания, оказания необходимых услуг различным категориям детей-сирот.
    Согласно пункту 1 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги.
    С учетом положений статьи 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации, статей 31, 35 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 11 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" под помещением детей-сирот под надзор в организацию для детей-сирот понимается возложение на указанную организацию исполнения обязанностей законного представителя несовершеннолетних по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов.
    К организациям для детей-сирот, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.
    Права и обязанности организаций в отношении детей-сирот возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации <1>.
    


    <1> Пункт 1 статьи 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации.
 
    Перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок осуществления деятельности указанными организациями, порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей, порядок обследования такого ребенка, основания принятия решения по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях определяются Правительством Российской Федерации <1>.
    
    <1> Абзац третий пункта 1 статьи 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации (в редакции проекта Федерального закона N 229781-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
 

3.3. Основные направления деятельности организаций для детей-сирот

 

3.3.1. Требования к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот

 
    Организации для детей-сирот обязаны обеспечить условия пребывания в них детей, отвечающие Требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г.