Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 330. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ГОСТ 28195-89" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 28.07.89 N 2507)

Дата документа28.07.1989
Статус документаДействует
МеткиСтандарт · Постановление · Гост

    

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

 

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Quality control of software systems. General principles

 

ГОСТ 28195-89

 

Группа П85

 

ОКСТУ 4002

 

Дата введения 1990-07-01

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

 
    1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР
    2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.07.89 N 2507
    3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
    4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
 

Обозначение НТД, на который дана ссылкаНомер приложения
ГОСТ 19.004-80Приложение 1
ГОСТ 15467-79Приложение 1
ГОСТ 19781-83Приложение 1

 
    Настоящий стандарт, устанавливает общие положения по оценке качества программных средств вычислительной техники (далее - ПС), поставляемых через фонды алгоритмов и программ (ФАП), номенклатуру и применяемость показателей качества ПС.
    Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в приложении 1.
 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
    1.1. Оценка качества осуществляется на всех этапах жизненного цикла ПС при:
    планировании показателей качества ПС;
    контроле качества на отдельных этапах разработки (техническое задание, технический проект, рабочий проект);
    контроле качества в процессе производства ПС;
    проверке эффективности модификации ПС на этапе сопровождения.
    1.2. Оценка качества ПС представляет собой совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемого ПС, определение значений этих показателей и сравнение их с базовыми значениями.
    1.3. Оценку качества проводят специалисты организаций:
    разработчика - на этапах разработки ПС;
    фондодержателя - на этапах приемки ПС в фонд;
    испытательных центров и центров сертификации ПС - на этапах испытаний и внедрения;
    изготовителя - на этапах тиражирования ПС;
    пользователя - на этапах внедрения, сопровождения и эксплуатации ПС.
    1.4. Основные задачи, решаемые при оценке качества ПС:
    планирование уровня качества;
    контроль значений показателей качества в процессе разработки и испытаний;
    эксплуатационный контроль заданного уровня качества;
    выбор базовых образцов по подклассам и группам;
    методическое руководство разработкой нормативно-технических документов по оценке качества;
    методическое руководство разработкой нормативно-технических документов по оценке качества.
    1.5. Методы определения показателей качества ПС различаются:
    по способам получения информации о ПС - измерительный, регистрационный, органолептический, расчетный;
    по источникам получения информации - традиционный, экспертный, социологический.
    1.5.1. Измерительный метод основан на получении информации о свойствах и характеристиках ПС с использованием инструментальных средств. Например, с использованием этого метода определяется объем ПС - число строк исходного текста программ и число строк - комментариев, число операторов и операндов, число исполненных операторов, число ветвей в программе, число точек входа (выхода), время выполнения ветви программы, время реакции и другие показатели.
    1.5.2. Регистрационный метод основан на получении информации во время испытаний или функционирования ПС, когда регистрируются и подсчитываются определенные события, например, время и число сбоев и отказов, время передачи управления другим модулям, время начала и окончания работы.
    1.5.3. Органолептический метод основан на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятия органов чувств (зрения, слуха), и применяется для определения таких показателей, как удобство применения, эффективность и т.п.
    1.5.4. Расчетный метод основан на использовании теоретических и эмпирических зависимостей (на ранних этапах разработки), статистических данных, накапливаемых при испытаниях, эксплуатации и сопровождении ПС. При помощи расчетного метода определяются длительность и точность вычислений, время реакции, необходимые ресурсы.
    1.5.5. Определение значений показателей качества ПС экспертным методом осуществляется группой экспертов-специалистов, компетентных в решении данной задачи, на базе их опыта и интуиции.
    Экспертный метод применяется в случаях, когда задача не может быть решена никаким другим из существующих способов или другие способы являются значительно более трудоемкими. Экспертный метод рекомендуется применять при определении показателей наглядности, полноты и доступности программной документации, легкости освоения, структурности.
    1.5.6. Социологические методы основаны на обработке специальных анкет-вопросников.
 

2. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

 
    2.1. Номенклатура показателей качества и характеризуемые ими свойства программных средств приведены в табл.1, где представлены 2 уровня иерархической структуры показателей качества ПС:
 

Таблица 1

 

Наименование групп и комплексных показателей качества Обозначение показателя Характеризуемое свойство
1. Показатели надежности ПС  Характеризуют способность ПС в конкретных областях применения выполнять заданные функции в соответствии с программными документами в условиях возникновения отклонений в среде функционирования, вызванных сбоями технических средств, ошибками во входных данных, ошибками обслуживания и другими дестабилизирующими воздействиями
1.1. Устойчивость функционирования H1 Способность обеспечивать продолжение работы программы после возникновения отклонений, вызванных сбоями технических средств, ошибками во входных данных и ошибками обслуживания
1.2. Работоспособность Н2 Способность программы функционировать в заданных режимах и объемах обрабатываемой информации в соответствии с программными документами при отсутствии сбоев технических средств
2. Показатели сопровождения  Характеризуют технологические аспекты, обеспечивающие простоту устранения ошибок в программе и программных документах и поддержания ПС в актуальном состоянии
2.1. Структурность С1 Организация всех взаимосвязанных частей программы в единое целое с использованием логических структур "последовательность", "выбор", "повторение"
2.2. Простота конструкции С2 Построение модульной структуры программы наиболее рациональным с точки зрения восприятия и понимания образом
2.3. Наглядность С3 Наличие и представление в наиболее легко воспринимаемом виде исходных модулей ПС, полное их описание в соответствующих программных документах
2.4. Повторяемость С4 Степень использования типовых проектных решений или компонентов, входящих в ПС
3. Показатели удобства применения  Характеризуют свойства ПС, способствующие быстрому освоению, применению и эксплуатации ПС с минимальными трудозатратами с учетом характера решаемых задач и требований к квалификации обслуживающего персонала
3.1. Легкость освоения У1 Представление программных документов и программы в виде, способствующем пониманию логики функционирования программы в целом и ее частей
3.2. Доступность эксплуатационных программных документов У2 Понятность, наглядность и полнота описания взаимодействия пользователя с программой в эксплуатационных программных документах
3.3. Удобство эксплуатации и обслуживания УЗ Соответствие процесса обработки данных и форм представления результатов характеру решаемых задач
4. Показатели эффективности  Характеризуют степень удовлетворения потребности пользователя в обработке данных с учетом экономических, вычислительных и людских ресурсов
4.1. Уровень автоматизации Э1 Уровень автоматизации функций процесса обработки данных с учетом рациональности функциональной структуры программы с точки зрения взаимодействия с ней пользователя и использования вычислительных ресурсов
4.2. Временная эффективность Э2 Способность программы выполнять заданные действия в интервал времени, отвечающий заданным требованиям
4.3. Ресурсоемкость Э3 Минимально необходимые вычислительные ресурсы и число обслуживающего персонала для эксплуатации ПС
5. Показатели универсальности  Характеризуют адаптируемость ПС к новым функциональным требованиям, возникающим вследствии изменения области применения или других условий функционирования
5.1. Гибкость Г1 Возможность использования ПС в различных областях применения
5.2. Мобильность Г2 Возможность применения ПС без существенных дополнительных трудозатрат на ЭВМ аналогичного класса
5.3. Модифицируемость Г3 Обеспечение простоты внесения необходимых изменений и доработок в программу в процессе эксплуатации
6. Показатели корректности  Характеризуют степень соответствия ПС требованиям, установленным в ТЗ, требованиям к обработке данных и общесистемным требованиям
6.1. Полнота реализации К1 Полнота реализации заданных функций ПС и достаточность их описания в программной документации
6.2. Согласованность К2 Однозначное, непротиворечивое описание и использование тождественных объектов, функций, терминов, определений, идентификаторов и т.д. в различных частях программных документов и текста программы
6.3. Логическая корректность К3 Функциональное и программное соответствие процесса обработки данных при выполнении задания общесистемным требованиям
6.4. Проверенность К4 Полнота проверки возможных маршрутов выполнения программы в процессе тестирования