Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 370. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ЕВРОПЕЙСКАЯ ХАРТИЯ ГОРОДОВ" (Принята Постоянной Конференцией Местных и Региональных Органов Власти Европы Совета Европы 30.03.92)

Дата документа30.03.1992
Статус документаДействует
МеткиХартия

    

СОВЕТ ЕВРОПЫ

 

ПОСТОЯННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МЕСТНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ЕВРОПЫ

 

Двадцать седьмая сессия

 

Страсбург, 17-19 марта 1992 года

 

ЕВРОПЕЙСКАЯ ХАРТИЯ ГОРОДОВ
(Страсбург, 30 марта 1992 года)

 

А. ЕВРОПЕЙСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ГОРОДОВ*

 
    


    * Настоящая Декларация вытекает из Европейской Хартии Городов, принятой Постоянной Конференцией Местных и Региональных Органов Власти Европы (CLRAE) Совета Европы 18 марта 1992 года, на Сессии, которая состоялась во время ежегодной Пленарной Сессии CLRAE 17-19 марта 1992 года в Страсбурге).
 
    ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, что осуществление следующих прав должно опираться на солидарность и ответственность граждан, означающее принятие на себя равных обязанностей, граждане европейских городов имеют право на:
    1. БЕЗОПАСНОСТЬ: - на безопасный город, свободный, насколько это возможно, от преступности, правонарушений и насилия ;
    2. НЕЗАГРЯЗНЕННУЮ И ЗДОРОВУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ: - на окружающую среду, свободную от загрязнения атмосферы, шумом, воды и земли и на охрану природы и природных ресурсов ;
    3. РАБОТУ: - на достаточные возможности получения работы; на долю в экономическом развитии и достижения этим личной финансовой самостоятельности;
    4. ЖИЛЬЕ: - на достаточное предложение и выбор доступного по цене и здорового жилья, обеспечивающего личную жизнь и спокойствие;
    5. СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ: - беспрепятственную свободу передвижения и свободу поездок; на гармоничный баланс между всеми, пользующимися улицами - общественным транспортом, частными автомобилями, пешеходами и велосипедистами;
    6. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ: - на окружающую среду и учреждения, способствующие поддержанию физического и психологического здоровья.
    7. СПОРТ И ДОСУГ: - на доступ всех лиц, независимо от возраста, способностей и дохода, к широкому кругу спортивных сооружений и для проведения досуга;
    8. КУЛЬТУРУ: - на доступ к широкому кругу культурных и творческих видов деятельности и занятий и участие в них;
    9. ИНТЕГРАЦИЮ МНОГИХ КУЛЬТУР: - когда мирно сосуществуют различные культурные, этнические и религиозные общины;
    10. КАЧЕСТВЕННУЮ АРХИТЕКТУРУ И ФИЗИЧЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ: - на приятный и стимулирующий физический облик города, создаваемый путем качественной современной архитектуры и сохранения и правильной реставрации исторических сооружений;
    11. СОГЛАСОВАНИЕ ФУНКЦИЙ: - когда жизнь, работа, путешествия и социальная активность наиболее тесно взаимосвязаны;
    12. УЧАСТИЕ: - в плюралистических демократических структурах и городском управлении, в сотрудничестве между различными участниками, на основе субсидиарности, информации и свободы от чрезмерного регулирования;
    13. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: - когда местные органы власти решительным и просвещенным образом берут на себя обязанность добиваться, прямо или косвенно, экономического роста;
    14. НЕПРЕРЫВНОЕ РАЗВИТИЕ: - когда местные власти стремятся достичь равновесия между экономическим развитием и охраной окружающей среды ;
    15. УСЛУГИ И ТОВАРЫ: - на широкий ассортимент доступных и качественных услуг и товаров, предоставляемых местными органами власти, частным сектором или создаваемыми их совместными предприятиями ;
    16. БОГАТСТВО ПРИРОДЫ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ: - на управление и использование местных ресурсов и полезных ископаемых местными органами власти рациональным, тщательным, эффективным и справедливым образом в пользу всех граждан;
    17. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: - на условия жизни в городе, способствующие достижению личного благополучия и социального, культурного, нравственного и духовного развития личности ;
    18. МЕЖГОРОДСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: - при котором граждане имеют право и поощряются на прямое участие во внешних сношениях своего города ;
    19. ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ И СТРУКТУРЫ: - позволяющие местным органам власти находить финансовые средства, необходимые для осуществления прав, определенных в настоящей Декларации ;
    20. РАВНОПРАВИЕ: - когда местные органы власти обеспечивают вышеуказанные права всеми гражданам, независимо от пола, возраста, происхождения, религии, социального, экономического и политического положения, физических или психологических недостатков.
 

Б. ЕВРОПЕЙСКАЯ ХАРТИЯ ГОРОДОВ

 

1. ИСТОРИЯ ПРИНЯТИЯ ХАРТИИ

 
    Европейская Хартия Городов создавалась в ходе работы Совета Европы над политикой в отношении городов - работы, вдохновляемой Европейской Кампанией за Возрождение Городов, организованной Советом Европы в период 1980-1982 годов.
    Эта кампания по привлечению внимания всех европейских государственных органов и общественности к ключевым подходам к улучшению условий жизни в наших городах проводилась в четырех главных широких областях:
    - улучшение городской физической среды;
    - восстановление имеющегося жилищного фонда;
    - создание социальных и культурных возможностей в городах ;
    - развитие городов и участие общественности.
    В соответствии с правозащитной направленностью работы Совета Европы Кампания руководствовалась больше качественными, чем количественными аспектами городского развития; лозунг Кампании был "К лучшей жизни в городах" ("a better life in towns"; "des villes pour vivre"; "Stadte zum Leben").
    В дальнейшем Кампания привела к разработке программы городской политики в рамках Совета Европы в период с 1982 по 1986 год межправительственным Комитетом (т.е. состоящим из представителей национальных министерств, ведающих вопросами городов).
    В 1986 году эта программа была передана Постоянной Конференции Местных и Региональных Органов Власти Европы (CLRAE) Совета Европы в соответствии с практикой многих государств-членов Совета, по которой решения, касающиеся городов, принимаются главным образом местными руководителями, и в соответствии с политикой децентрализации в других государствах-членах Совета, по которой повышается ответственность за городские вопросы местного самоуправления.
    С 1986 года по настоящее время разрабатывалась долгосрочная программа путем организации значительного количества конференций и симпозиумов "ad hoc", подготовки докладов и Резолюций на основе этих докладов, адресованных муниципалитетам в Европе, по различным аспектам городского развития ;например, здравоохранение в городах; возрождение промышленных городов; политики обеспечения безопасности в городах, борьбы с преступностью и наркоманией; архитектурное развитие и исторические города; само-помощь и развитие общин в городах и т. д.). Подробности содержатся в приложении к Хартии.
    Эти мероприятия, проводившиеся c целью содействия обмену опытом и информацией между политическими деятелями, специалистами и общественностью, вместе с другой работой Постоянной Конференции по обеспечению местной демократии, децентрализации и участию (например, Европейская Хартия Местного Самоуправления) обеспечили необходимый исходный материал для Хартии.
 

2. ЦЕЛЬ, ФИЛОСОФИЯ И СТРУКТУРА ХАРТИИ

 
    Сводя в единый текст ряд принципов так называемого "хорошего" управления городом на местном уровне, ЦЕЛЬ Хартии:
    обеспечить местным органам власти практический инструмент и руководство управлением города;
    обеспечить главные элементы для возможной в будущем Конвенции о Правах Городов;
    обеспечить основу международной системы наград городам, которые поддерживают принципы Хартии;
    стать "визитной карточкой" Совета Европы по вопросам, касающимся застроенной окружающей среды, и одновременно быть сводом заключений по работе Совета Европы и, особенно CLRAE, по городским вопросам.
 
    Что касается ФИЛОСОФИИ Хартии, то она содержит ряд ясных, четких основополагающих идей.
    Ее твердой основой являются местные органы власти, и основное внимание в ней уделяется конкретным обязанностям этого уровня власти в сфере городского развития.
    Большое внимание в ней уделяется качественным аспектам городского развития и качеству жизни в соответствии с общей направленностью работы Совета Европы на защиту основных свобод и прав человека. В этом отношении работа Совета Европы и его Постоянной Конференции Местных и Региональных Органов Власти, касающаяся городов, отличается от работы других международных правительственных организаций, в программах которых содержится подлинно городской компонент.
    В ней определяется ряд универсальных руководящих принципов, легко применимых во всех странах Европы, в которых проблемы городов очень сходны по характеру, если не по масштабу. Их универсальность особенно важна, так как что Совет Европы является расширяющейся организацией в условиях, когда все больше государств его членов осуществляют демократические реформы в Центральной и Восточной Европе. Города в этих странах вполне могут найти много ценного в серии принципов, включенных в Хартию и основанных на опыте городов в странах, в которых демократия имеет более устойчивую традицию.
    Одним из ключевых положений Хартии является идея сотрудничества и солидарности:
    между местными органами власти в отдельных государствах-членах Совета Европы с целью обеспечения лучшего качества жизни в городских районах с признанием также дополнительных выгод, обязанностей и возможностей, возникающих в результате участия стран Центральной и Восточной Европы;
    между национальными и местными органами власти в обеспечении и укреплении, на основе политических и финансовых обязательств, передачи полномочий на принятие решений от центра городам и их общинам;
    между местными органами власти и их общинами с целью изучения и лучшего понимания различных нужд городских районов и вовлечения местных жителей в процесс принятия решений; и,
    что важно, между городами всей Европы и за ее пределами, и за пределами границ государств.
    Хартия руководствуется мнением, что граждане имеют основные права в городах: право на защиту от насилия; от загрязнения; от тяжелой и мешающей жить городской среды; право на осуществление демократического контроля над своим районом проживания; право на достойное жилище, здравоохранение, культурный досуг и свободу передвижения.
    Кроме того, в Хартии настойчиво говорится, что эти права принадлежат всем городским жителям без дискриминации в отношении пола, возраста, происхождения, расы, религии, социо-экономического и политического положения, физических и психологических недостатков.
    Таким образом, одной из обязанностей местных и региональных органов власти является защита этих прав посредством выработки соответствующей стратегии.
 
    В отношении своей СТРУКТУРЫ Хартия имеет форму серии кратких и четких принципов, касающихся разных сторон городского развития, за которыми следуют пункты с существенными разъяснениями.
 

3. ГОРОД В ЕВРОПЕ

 
    3.1. Развитие и понятие города
    Город всегда был идеальным местом, где собирались люди, местом, в котором была возможна общественная и социальная жизнь, без которой, по словам Томаса Гоббса, жизнь "ужасна, бедна, одинока, жестока и коротка".
    Города всегда привлекали людей, желающих в них жить, работать, посещать их в качестве туристов, либо в культурных целях. Он традиционно является районом сосредоточения значительных ресурсов и источников влияния.
    Этимология слова "citta", "cite" и "ciudad" (происходящего от латинского слова "civitas") охватывает две основные концепции - материальное, археологическое, топографическое и градостроительное понятие, город как место сбора людей и, по определению Итальянской Энциклопедии Треккани, "историческое и юридическое явление, обеспечивающее характерное, фундаментальное ядро жизни в обществе".
    Греческое слово "Полис" также говорит о двух его концепциях как средневекового города в территориальном смысле, места строений и пустого пространства, и города в юридическом смысле, как сообщества людей, организованных политически для достижения общих целей.
    Те же концепции лежат во французском слове "cite", испанском "ciudad" и т. д.
    В настоящее время город все больше и больше отождествляется с понятием "муниципалитет" (commune, municipio, Gemeinde, comune) как "автономная административная единица, объединяющая сообщество жителей с определенными интересами", населенный центр "с организованным строительством, коммунальным обслуживанием и своей собственной администрацией".
    Однако города - это сложные образования. Они значительно различаются как по развитию, так и по размеру. Их лицо, глубоко укоренившееся в истории, постоянно меняется. С течением времени многие города развивались соответственно новым требованиям, идеалам, образцу, уровню и новому качеству жизни.
    В некоторых случаях города менялись к лучшему, когда их администраторы, политики и жители становились просвещенными, или когда они сотрудничали; либо к худшему, когда этого не случалось.
    Возникали новые проблемы в связи с урбанизацией и "расползанием" городов. Начиная с XIX века, как следствие промышленной революции, толпы людей переселялись в города в поисках работы и богатства, оставляя, в теории, бедность позади.
    Этот процесс все еще продолжается во многих европейских странах. В других странах, особенно за последние годы, происходит децентрализация или обратное переселение из городов в пригороды - не только в выходные дни, но и насовсем в поисках здоровой, менее загрязненной окружающей среды, другой работы, либо более приятной обстановки.
    К счастью, есть много примеров городов, которые хорошо функционируют и обеспечивают для своих жителей удовлетворительное качество и образ жизни, которые добились равновесия между экономическим развитием и сохранением качественной окружающей среды, и в которых есть высокий уровень участия населения, развития добрососедства и общности, чувство принадлежности и гордости.
    Однако многие города находятся не в столь хорошем состоянии и как через увеличительное стекло показывают широкий круг общественных проблем и мучительных попыток приспособления: разрушающиеся центральные районы города, порождающие растущие лишения для своих жителей; разрушение исторических центров; чрезмерное скопление транспорта; шумовое, атмосферное и почвенное загрязнение; нехватка качественного и доступного по цене жилья; проблемы социальные и здравоохранения; поколения и этнические группы, не относящиеся более с уважением к различиям между собой; высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи; незнакомое и враждебное окружение; микрорайоны, ставшие небезопасными из-за высокого уровня преступности и правонарушений, в основном как следствие наркомании.