Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 913. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ" (утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.71)

Дата документа30.07.1971
Статус документаДействует
МеткиПравила · Перечень

    

УТВЕРЖДЕНЫ
Минавтотрансом РСФСР 30.07.71
по согласованию с Госпланом РСФСР
и Госарбитражем РСФСР

 

ОБЩИЕ ПРАВИЛА
ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

 

Раздел 1. ПРАВИЛА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

 

(СТ. 36 УСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР)

 
    § 1. На основании утвержденного плана перевозок автотранспортное предприятие или организация заключает с грузоотправителями или грузополучателями годовые договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом. Перечень указанных грузоотправителей и грузополучателей устанавливается в системе автомобильного транспорта общего пользования транспортными управлениями (специализированными управлениями автомобильного транспорта) с участием вышестоящих по отношению к грузоотправителям и грузополучателям организаций, а в системе ведомственного автомобильного транспорта - вышестоящей по отношению к автотранспортному предприятию организацией.
    Типовой годовой договор на перевозку грузов автомобильным транспортом прилагается (Приложение N 1 к настоящему разделу).
    По годовому договору на перевозку грузов автомобильным транспортом автотранспортное предприятие или организация обязывается в установленные сроки принимать, а грузоотправитель - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. При постоянных хозяйственных связях автотранспортное предприятие или организация и грузоотправитель могут продлить на следующий год действие годового договора на перевозку грузов автомобильным транспортом.
    § 2. Договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом заключаются автотранспортными предприятиями или организациями с грузоотправителями, за исключением случаев вывоза грузов со станций железных дорог, из портов (с пристаней) и аэропортов, а также перевозок сельскохозяйственных продуктов и сырья на заготовительные пункты, перерабатывающие предприятия и в места длительного хранения, когда договор заключается с грузополучателями. При заключении договора на перевозку грузов с грузополучателем, а также при принятии от него разового заказа, грузополучатель пользуется правами, несет обязанности и ответственность, предусмотренные для грузоотправителя.
    Годовой договор на перевозку грузов может заключаться автотранспортным предприятием или организацией также со снабженческо - сбытовой или иной организацией, не являющейся грузоотправителем или грузополучателем, когда для них устанавливается план перевозок грузов автомобильным транспортом. В этом случае в соответствии с договором организации, не являющиеся грузоотправителями или грузополучателями, пользуются правами и несут обязанности и ответственность, предусмотренные для грузоотправителей и грузополучателей.
    В случаях, предусмотренных особыми условиями перевозок в РСФСР автомобильным транспортом грузов предприятий, организаций и учреждений отдельных отраслей народного хозяйства, автотранспортные предприятия или организации заключают с грузоотправителями и грузополучателями трехсторонние договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом.
    § 3. В годовом договоре на перевозку грузов автомобильным транспортом устанавливаются объемы перевозок по утвержденной номенклатуре, условия перевозок (режим работы по приему и выдаче грузов, обеспечение сохранности грузов, выполнение погрузочно - разгрузочных работ в установленное время и т.д.), порядок расчетов за перевозку, определяются рациональные маршруты и схемы грузопотоков.
    В годовом договоре на перевозку грузов автомобильным транспортом также устанавливается грузооборот, исчисленный в соответствии со средним расстоянием перевозки, указанным в принятой заявке, предусмотренной п. 7 Правил планирования перевозок грузов автомобильным транспортом общего пользования в РСФСР. Грузоотправители обязаны принимать меры к недопущению встречных и нерациональных перевозок.
    § 4. Предприятия и организации - грузоотправители в соответствии с установленными для них вышестоящими организациями годовыми планами перевозок грузов автомобильным транспортом общего пользования обязаны до 15 марта планируемого года заключить с соответствующими автотранспортными предприятиями или организациями годовые договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом.
    Автотранспортное предприятие или организация после получения от вышестоящей организации утвержденного годового плана перевозок по предприятиям и организациям министерств и ведомств обязаны в 10-дневный срок выслать грузоотправителю 2 экземпляра подписанного годового договора на перевозку грузов автомобильным транспортом, а грузоотправитель не позднее 10 дней с момента получения обязан подписать договор, один экземпляр которого возвратить автотранспортному предприятию или организации.
    При наличии разногласий по договору грузоотправитель в 10-дневный срок обязан подписать договор, составить протокол разногласий и направить его в 2 экземплярах автотранспортному предприятию или организации вместе с подписанным договором.
    При несогласии с замечаниями грузоотправителя к договору, указанными в протоколе разногласий, автотранспортное предприятие или организация обязана рассмотреть разногласия совместно с грузоотправителем. О дне рассмотрения разногласий автотранспортное предприятие или организация должна известить грузоотправителя в 10-дневный срок после получения протокола разногласий и не позднее, чем за 10 дней до назначенной даты рассмотрения. Если автотранспортное предприятие или организация в 10-дневный срок не назначит дату рассмотрения разногласий, предложения грузоотправителя считаются принятыми.
    Оставшиеся неурегулированными (в том числе вследствие неявки представителя грузоотправителя для рассмотрения разногласий) условия договора передаются автотранспортным предприятием или организацией на разрешение соответствующего Госарбитража в 10-дневный срок после рассмотрения разногласий сторонами.
    Если автотранспортное предприятие или организация в указанный срок не передаст спор на рассмотрение Госарбитража, предложения грузоотправителя (грузополучателя) считаются принятыми.
    § 5. В соответствии с годовым договором на перевозку грузов автомобильным транспортом и на основе заявок грузоотправителей (грузополучателей) автотранспортные предприятия и организации разрабатывают квартальные планы перевозок с распределением по месяцам, по общему объему (включая перевозки автомобилями, работающими на условиях почасовой оплаты) в тоннах, с указанием пунктов отправления и назначения (по междугородным перевозкам), а также расчетного грузооборота, исчисленного из среднего расстояния перевозки.
    Разработанные проекты квартальных планов перевозок (с распределением по месяцам) автотранспортные предприятия и организации не позднее чем за 40 дней до начала планируемого квартала согласовывают с грузоотправителями (грузополучателями). Разногласия по проектам планов перевозок грузов оформляются протоколом.
    Грузоотправители за 15 дней до начала планируемого месяца представляют (в трех экземплярах) в автотранспортные предприятия и организации развернутые (с распределением по декадам) планы перевозок грузов в тоннах с указанием объемов перевозок, номенклатуры грузов, пунктом отправления и назначения, а также расчетного грузооборота, исчисленного из среднего расстояния перевозки.
    Выполнение плана перевозок отмечается в учетной карточке, которая подписывается автотранспортным предприятием или организацией и грузоотправителем (грузополучателем). Форма и правила составления учетной карточки утверждаются Министерством автомобильного транспорта РСФСР (Приложение N 2 к настоящему разделу).
 
 
 

Приложение N 1
к разделу 1

    

ТИПОВОЙ ГОДОВОЙ ДОГОВОР НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ   __________________________________________________________________ (подробное наименование автотранспортного предприятия) __________________________________________________________________ (наименование министерства, ведомства) _________________________________________________________________,   именуемое в дальнейшем "Автотранспортное предприятие" в лице _________________________________________________________________,   действующего на основании ________________________________________ _________________________________________________________________,   с одной стороны, и _______________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________, (подробное наименование грузоотправителя, грузополучателя)   именуемого в дальнейшем "Клиент", в лице _________________________ _________________________________________________________________,   действующего на основании ________________________________________   -----------------------------------------------------------------, с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:   I. Предмет Договора   1. Автотранспортное предприятие обязывается принимать, а Клиент - предъявлять к перевозке грузы на основании утвержденного годового плана в объеме ______________ тыс. тонн и _________ тыс. тонно - километров с распределением по номенклатуре грузов и кварталам согласно Приложению N 1. Из общего объема перевозок централизованно выполняются перевозки следующих грузов: ______________________________________ __________________________________________________________________   в объеме ______________ тыс. тонн и __________ тоннокилометров согласно Приложению N 1. 2. Для выполнения перевозок с оплатой по повременным тарифам Автотранспортное предприятие выделяет Клиенту автомобиля с объемом работы _______ тыс. автомобиле - часов. 3. В соответствии с годовым договором и в пределах квартального плана Автотранспортное предприятие по согласованию с Клиентом за 10 дней до начала квартала утверждает месячные планы и определяет декадные плановые задания на перевозку грузов на первый месяц квартала согласно Приложению N 2. Декадные плановые задания на второй и третий месяцы квартала устанавливаются в таком же порядке за 10 дней до начала соответствующего месяца. 4. Автотранспортное предприятие выполняет для Клиента связанные с перевозкой транспортно - экспедиционные операции и услуги ___________________________________________________________ __________________________________________________________________ 5. Сумма настоящего Договора определяется ориентировочно в _______ тыс. рублей.   II. Условия перевозок   6. Перевозки грузов выполняются Автотранспортным предприятием на основании заявок, представляемых Клиентом по форме согласно Приложению N 3. Клиент представляет заявку на перевозку грузов в письменной форме или по телефону: а) не позднее 14 часов дня, предшествующего дню перевозки, при осуществлении внутригородских, пригородных и технологических перевозок; б) не позднее 48 часов при осуществлении междугородных перевозок. К заявке прилагается согласованный сторонами график подачи автомобилей в пункты погрузки с указанием суточного или среднесуточного объема перевозок грузов. Среднесуточный объем перевозок грузов должен соответствовать, как правило, 1/10 объема перевозок грузов, установленного декадным плановым заданием, с возможным отклонением в сторону увеличения или уменьшения до 10 процентов от общего декадного объема перевозок. 7. Автотранспортное предприятие обязано: а) определять типы и количество автомобилей, необходимых для осуществления перевозок грузов, в зависимости от объема и характера перевозок и обеспечивать подачу подвижного состава по всем пунктам погрузки в часы, указанные в согласованном сторонами графике; б) подавать под погрузку исправный подвижной состав в состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отвечающем санитарным требованиям; в) принимать на себя ответственность за сохранность в пути всех перевозимых по настоящему Договору грузов, за исключением: _________________________________________________________________; г) доставить вверенный ему Клиентом груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю). 8. Клиент обязан: а) обеспечивать при перевозке строительных и других грузов в массовых количествах прием и отпуск грузов ежесуточно не менее, чем в две смены, в том числе в выходные и праздничные дни, не допуская в эти дни снижения объема погрузочно - разгрузочных работ; б) осуществлять своими силами и средствами с соблюдением требований безопасности движения и обеспечения сохранности грузов и подвижного состава погрузку на автомобили (автопоезда) и разгрузку с автомобилей (автопоездов) грузов на своих складах и базах с ______ ч. до ____ ч. без перерыва на обед, не допуская простоя автомобилей (автопоездов) под погрузкой или выгрузкой сверх установленных предельных норм времени и обеспечения в соответствии со (ст. 60 Устава автомобильного транспорта РСФСР механизацию погрузочно - разгрузочных работ, а именно: __________________________________________________________________ _________________________________________________________________.   Примечание. В тех случаях, когда Автотранспортное предприятие принимает на себя в соответствии со (ст.58) Устава автомобильного транспорта РСФСР выполнение погрузочно - разгрузочных работ, в Договоре должны предусматриваться условия, обеспечивающие максимальное использование погрузочно - разгрузочных механизмов, обязанность Клиента предоставлять место для стоянки и мелкого ремонта погрузочно - разгрузочных механизмов, а также помещения для рабочих.   в) до прибытия автомобиля под погрузку подготовить груз к перевозке (затарить, подгруппировать по грузополучателям, заготовить перевозочные документы, а также пропуска на право проезда к месту погрузки и выгрузки грузов и т.п.); г) проверить перед погрузкой пригодность в коммерческом отношении подвижного состава для перевозки данного груза; д) представить Автотранспортному предприятию на предъявленный к перевозке груз товарного характера товарно - транспортную накладную установленной формы, являющуюся основным перевозочным документом, по которому производится прием груза к перевозке, перевозка грузов и сдача его грузополучателю. Грузы товарного характера, не оформленные товарно - транспортными накладными, автотранспортным предприятием или организацией, к перевозке не принимаются. Перевозка грузов нетоварного характера оформляется в установленном порядке актом замера или актом взвешивания; е) содержать подъездные пути к пунктам погрузки и выгрузки, а также погрузочно - разгрузочные площадки в исправном состоянии, обеспечивающем в любое время осуществления перевозок, беспрепятственное и безопасное движение и свободное маневрирование автомобилей (автопоездов) грузоподъемностью до ____ тонн при одновременном фронте погрузки (выгрузки) для автомобилей и _______ __________________________________________________________________ автопоездов; иметь устройства для освещения рабочих мест и подъездных путей к ним при работе в вечернее и ночное время, а также необходимые для погрузки и перевозки приспособления и вспомогательные материалы; ж) обеспечивать своевременное и надлежащее оформление в установленном порядке путевых листов и товарно - транспортных документов, фактическое время прибытия и убытия автомобилей из пунктов погрузки и выгрузки; з) предоставлять в пунктах погрузки шоферам <*> и другим представителям Автотранспортного предприятия для служебного пользования телефонную связь;


<*> Здесь и далее оставлено устаревшее "шофер" вместо "водитель", как в Уставе автомобильного транспорта РСФСР.   и) не допускать перевозок грузов, выполняемых в централизованном порядке Автотранспортным предприятием, автомобилями других организаций. При выполнении централизованных перевозок въезд подвижного состава на территорию Клиента, а также погрузка и выгрузка его в пределах согласованного сторонами графика производятся вне очереди. 9. Путевой лист, заверенный печатью Автотранспортного предприятия, при предъявлении шофером - экспедитором документа, удостоверяющего его личность, является основанием для получения им груза к перевозке с материальной ответственностью Автотранспортного предприятия. 10. Дополнительные условия: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________   III. Расчеты за перевозку   11. Размер платы за перевозку грузов, а также размер сборов за выполнение Автотранспортным предприятием связанных с перевозкой операций и услуг определяются на основании тарифов. 12. Причитающиеся Автотранспортному предприятию суммы за перевозку грузов и связанные с ней транспортно - экспедиционные операции и другие услуги оплачиваются Клиентом Автотранспортному предприятию при приеме заявки на перевозку чеками Госбанка СССР или платежными поручениями, акцептованными банком. Сторонами могут предусматриваться в установленном порядке расчеты плановыми платежами. 13. Окончательный расчет по платежам за перевозку грузов, а также за транспортно - экспедиционные операции и другие услуги производится Клиентом на основании счета Автотранспортного предприятия. Основанием для выписки счета за осуществленную перевозку служат товарно - транспортные накладные, либо акты замера или акты взвешивания груза, а за пользование автомобилями, оплачиваемыми по повременному тарифу, - данные путевых листов, заверенные Клиентом.   IV. Ответственность сторон   14. Автотранспортное предприятие и Клиент в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из настоящего Договора, несут взаимную материальную ответственность в пределах, предусмотренных Уставом автомобильного транспорта РСФСР. 15. При систематическом нарушении Клиентом пунктов "а", "б", "е" ст. 8 настоящего Договора, а также порядка расчетов Автотранспортное предприятие помимо санкций, предусмотренных Уставом автомобильного транспорта РСФСР, имеет право приостановить перевозку грузов, предупредив об этом Клиента за 5 дней.   V. Срок действия Договора и юридические адреса сторон   16. Срок действия настоящего Договора устанавливается с _________ ______________________________ по ________________________________   17. Юридические адреса сторон: Автотранспортное предприятие ____________________________________ __________________________________________________________________ (почтовые и транспортные реквизиты)   расчетный счет N ______________ в ______________________ отделении Госбанка СССР ____________________________________________________ (наименование населенного пункта) Клиент ___________________________________________________________ __________________________________________________________________ (почтовые и транспортные реквизиты)   расчетный счет N ______________________ в ______________ отделении Госбанка СССР ____________________________________________________ (наименование населенного пункта)   Автотранспортное предприятие Клиент   ______________________ ____________________ (подпись и печать) (подпись и печать)   "__" ___________ 19__ г. "__" __________ 19__ г.      

Приложение N 1
к Типовому годовому договору на
перевозку грузов автомобильным
транспортом

    

ПЛАН
ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
_____________ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
ДЛЯ ______________________
(наименование клиента)
НА 19__ Г.

 

N п/п Наименование грузов Общий объем перевозок В том числе в тоннах по кварталам
т т/км I II III IV
1 2 3 4 5 6 7 8
        
        
        
 Итого:      
в том числе перевозится централизованно
        
        
        
 Итого:      

 

Автотранспортное предприятие(Подпись)Клиент (Подпись)
Печать Печать 

 
 
 

Приложение N 2
к Типовому годовому договору на
перевозку грузов автомобильным
транспортом

    

ПЛАН
ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
__________ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
ДЛЯ ____________________
(наименование клиента)
НА _______ 19__ Г.

 

NN п/п Наименование грузов Общий объем перевозок, планируемый на месяц В том числе в тоннах по декадам
т т/км 1 2 3
1 2 3 4 5 6 7
       
       
       
       
       

 
    Итого к перевозке:
 

Автотранспортное предприятие(Подпись)Клиент (Подпись)
Печать Печать 

 
 
 

Приложение N 3
к Типовому годовому договору на
перевозку грузов автомобильным
транспортом

    

_________________________________________________________________ (наименование Автотранспортного предприятия, которому подается заявка) __________________________________________________________________   К Договору на перевозку грузов автомобильным транспортом от "__" ______________ 19__ г. N _______________   Заявка на перевозку грузов автомобильным транспортом   Дата подачи заявки ___________________________________________ На какой период (день, пятидневку, декаду, месяц) подана заявка ___________________________________________________________ (согласованный сторонами график подачи автомобилей к пунктам погрузки прилагается) Наименование Клиента _________________________________________ Адрес Клиента ________________________________________________ Фамилия, имя, отчество и должность лица, ответственного за использование выделяемых автомобилей _____________________________ __________________________________________________________________ N телефона ________________  

 NN 
п/п
  Наименование 
груза
 Откуда 
взять
груз
  Куда и 
кому
доставить
груз
 Вес 
<*>
груза,
т
Расстояние 
перевозки
     Расчет предварительной 
стоимости перевозки
 Класс 
груза
За тонну 
(тонно -
километр)
 За пр. 
услуги
Сумма, 
руб.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


<*> Здесь и далее оставлен "вес" вместо "масса" как в утвержденных Правилах.   Дополнительные условия Клиента   1. Сопровождение, прием и сдача грузов производятся __________ __________________________________________________________________ 2. Оплата произведена платежным поручением, чеком Госбанка, в порядке плановых платежей (нужное подчеркнуть). 3. Способ погрузки (наименование погрузочных механизмов) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 4. ___________________________________________________________ __________________________________________________________________ 5. ___________________________________________________________ __________________________________________________________________ Должность, фамилия, имя, отчество лица, ответственного за заявку ___________________________________________________________ __________________________________________________________________ Заявку принял ________________________________________________ (должность, фамилия, имя, отчество)      

Приложение N 2
к разделу 1

    

УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПЕРЕВОЗОК   ЗА ___________________ 19__ Г. (месяц) ____________________________________________ (наименование автотранспортного предприятия)   Грузоотправитель (грузополучатель) ___________ его адрес _____ Расчетный счет N ____ в ________ отделении Госбанка гор. _____  

   План 
перевозок
  Подлежит 
восполнию
недогруз за
прошлый месяц
  Всего 
подлежит
перевозке
с учетом
недогруза
  Фактически 
перевезено
   Не перевезено 
грузов по вине
автотранспортного
предприятия
   Подлежит 
восполнению
недогруз в
следующем
месяце
  Не предъявлено 
к перевозке
грузов по вине
грузоотправителя
(грузополучателя)
  т 
т/км 
  т 
  т/км 
  т 
 т/км 
  т 
 т/км 
     т 
начислено 
штрафов
(руб.)
  т 
 т/км 
   т 
начислено 
штрафов
(руб.)
   1 
  2 
  3 
   4 
   5 
  6 
  7 
  8 
  9 
   10 
   11 
  12 
  13 
   14 
    15 
За 
месяц
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В том 
числе:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
в первой 
декаде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
во второй 
декаде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
в третьей 
декаде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Сальдо по штрафам в пользу ___________________________________ (автотранспортного предприятия, грузоотправителя (грузополучателя)) руб. ________________ коп.   Автотранспортное предприятие Грузоотправитель (грузополучатель)   ____________________________ __________________________________ (должность, фамилия, подпись) (должность, фамилия, подпись)   ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ УЧЕТНОЙ КАРТОЧКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПЕРЕВОЗОК   1. Выполнение плана перевозок по каждому грузоотправителю (грузополучателю) учитывается в учетной карточке установленной формы, которая ведется по месяцам с разбивкой по декадам. 2. Учетные карточки ведутся работниками службы эксплуатации автотранспортного предприятия в одном или, по требованию грузоотправителя (грузополучателя), в двух экземплярах. При составлении карточки в двух экземплярах один из них находится в службе эксплуатации автотранспортного предприятия, другой - у грузоотправителя (грузополучателя). 3. Учетная карточка подписывается ответственными должностными лицами грузоотправителя (грузополучателя) и автотранспортного предприятия по окончании месяца. При отказе грузоотправителя (грузополучателя) от подписи учетной карточки составляется акт. 4. В графах 2 и 3 указываются месячный план и декадные плановые задания на перевозку грузов, устанавливаемые в порядке, предусмотренном ст. 36 Устава автомобильного транспорта РСФСР. 5. В графах 4 и 5 указываются объемы перевозок, которые не были выполнены по вине автотранспортного предприятия в предшествующем месяце и по требованию грузоотправителя (грузополучателя) подлежат восполнению в учетном периоде. 6. В графах 6 и 7 указывается общий объем перевозок с учетом месячного плана с разбивкой по декадам и недогруза, подлежащего восполнению за предшествующий месяц. 7. В графах 8 и 9 записи о фактически выполненных объемах перевозок производятся на основании данных товарно - транспортных накладных (при перевозке грузов товарного характера) и актов замера или актов взвешивания и путевых листов (при перевозке грузов нетоварного характера). 8. В графах 12 и 13 указываются объемы невыполненных по вине автотранспортного предприятия перевозок за учетный период, которые по требованию грузоотправителя (грузополучателя) подлежат восполнению в течение следующего месяца. Порядок выполнения подвижного состава для восполнения недогруза в пределах каждой декады месяца устанавливается по согласованию между автотранспортным предприятием и грузоотправителем (грузополучателем). В учетную карточку следующего месяца указанные данные заносятся в графы 4 и 5. 9. При невыполнении декадных плановых заданий на перевозку грузов вследствие аварии на предприятии, в результате которой работа предприятия была прекращена на срок не менее трех суток (ст.131 Устава автомобильного транспорта РСФСР), грузоотправителем (грузополучателем) должна быть представлена справка со ссылкой на соответствующий акт об аварии. Явления стихийного характера (заносы, наводнения, пожары и т.п.) и карантинные запрещения, вызывающие временное прекращение или ограничение перевозки грузов по автомобильным дорогам и послужившие причиной невыполнения плана перевозок, должны быть надлежащим образом удостоверены. Указанные документы прилагаются к учетной карточке. 10. Начисление штрафа на грузоотправителя (грузополучателя) и автотранспортное предприятие (графы 11 и 15) производится по окончании декады. Размер штрафа определяется в зависимости от стоимости перевозки непредъявленного или неперевезенного груза, исходя из тарифа и среднего расстояния перевозки. 11. По окончании месяца, но не позднее 10 числа следующего месяца, автотранспортное предприятие сообщает грузоотправителю (грузополучателю) расчет по причитающимся автотранспортному предприятию или грузоотправителю (грузополучателю) суммам штрафа на невывоз груза или за непредъявление к перевозке груза в количестве, предусмотренном в декадном плановом задании. 12. Срок хранения учетной карточки выполнения плана перевозок - полтора года.      

Раздел 2. ПРАВИЛА ПРИЕМА ГРУЗОВ К ПЕРЕВОЗКЕ

 

(СТ. СТ. 35, 38, 39, 42, 44, 46, 47, 49, 50, 52, 62, 63 УСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР)

 
    1. Предприятия и организации автомобильного транспорта общего пользования РСФСР принимают к перевозке:
    а) грузы на основании утвержденных в установленном порядке планов и заключенных годовых договоров на перевозку грузов автомобильным транспортом;
    б) вне плана грузы:
    - разового характера с объемом перевозок не более 25 тонн в месяц при предъявлении их мелкими отправками;
    - предъявленные населением;
    - по указанию Министерства автомобильного транспорта РСФСР.
    Перевозки овощей, фруктов, молока и других скоропортящихся сельскохозяйственных продуктов для заготовительных организаций и организаций потребительской кооперации производятся по плану, а также по предъявлению (без ограничения) по заявкам, представляемым за пять дней до перевозок.
    Автотранспортные предприятия и организации министерств, ведомств и исполнительных комитетов Советов народных депутатов принимают грузы к перевозке в порядке, установленном соответствующим министерством, ведомством или исполнительным комитетом Совета народных депутатов.
    Грузы, перевозка которых вызвана стихийным бедствием или аварией, принимаются к перевозке вне плана и вне очереди.
    2. На перевозку грузов автомобильным транспортом грузоотправитель представляет в автотранспортное предприятие или организацию при наличии годового договора на перевозку грузов автомобильным транспортом соответствующую заявку, а при отсутствии годового договора - разовый заказ по установленной форме.
    Формы заявок и порядок их представления устанавливаются Типовым годовым договором, а разового заказа - Министерством автомобильного транспорта РСФСР.
    Форма разового заказа прилагается (Приложение N 1 к настоящему разделу).
    При наличии годового договора заявки на перевозку грузов по согласованию сторон могут быть представлены на один день, пятидневку, декаду или месяц.
    3. Заявка представляется в обусловленные годовым договором на перевозку грузов автомобильным транспортом сроки, но не позднее 14 часов накануне дня начала перевозок грузов в городском или пригородном сообщении и не позднее 48 часов до начала перевозок в междугородном сообщении.
    По согласованию с автотранспортным предприятием или организацией грузоотправитель может передать заказ на перевозку груза телефонограммой с сообщением в ней всех необходимых данных.
    4. Разовые заказы по установленной форме принимаются только в письменном виде и не позднее 14 часов накануне дня выполнения перевозки, а по перевозкам в междугородном сообщении - не позднее, чем за 48 часов.
    Автотранспортное предприятие или организация вправе не принимать к исполнению заявки и разовые заказы, представленные после установленного срока, или не по установленной форме, а также без данных, необходимых для выполнения перевозок.
    5. Типы и количество автомобилей, необходимых для осуществления перевозок грузов, определяются автотранспортными предприятиями и организациями в зависимости от объема и характера перевозок.
    6. Автотранспортные предприятия и организации обязаны обеспечивать своевременную подачу подвижного состава по всем пунктам погрузки и разгрузки в соответствии с принятыми заявками и разовыми заказами, а также подавать грузоотправителям под погрузку исправный подвижной состав в состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отвечающем санитарным требованиям.
    Подача подвижного состава, непригодного для перевозки обусловленного договором груза, приравнивается к неподаче транспортных средств. При отказе грузоотправителя от поданного автотранспортным предприятием или организацией подвижного состава составляется акт по установленной форме (Приложение к разделу 10 настоящих Правил).
    Автотранспортные предприятия и организации в случае неподачи по их вине подвижного состава, предусмотренного месячными планами перевозки грузов, обязаны по требованию грузоотправителей (грузополучателей) выделять подвижной состав для восполнения недогруза в течение следующего месяца данного квартала. Подвижной состав, неподанный в последнем месяце квартала, должен быть выделен в первом месяце следующего квартала.
    Порядок выделения подвижного состава для восполнения недогруза устанавливается по согласованию между автотранспортным предприятием или организацией и грузоотправителем (грузополучателем). При нарушении согласованного порядка автотранспортное предприятие или организация за неподачу подвижного состава, а грузоотправитель (грузополучатель) за непредъявление грузов к перевозке несут предусмотренную Уставом автомобильного транспорта РСФСР ответственность, установленную за невыполнение плана перевозок.
    7. Автотранспортные предприятия и организации обязаны перевозить грузы по кратчайшему маршруту, открытому для движения автомобильного транспорта, за исключением случаев, когда по дорожным условиям более рациональна перевозка с увеличенным пробегом.
    Автотранспортные предприятия и организации обязаны при приеме заказа (заявки) поставить грузоотправителя (грузополучателя) в известность об увеличении расстояния перевозки.
    8. Грузоотправитель обязан до прибытия автомобиля под погрузку подготовить груз к перевозке (затарить, подгруппировать по грузополучателям), заготовить товарно - транспортные документы, пропуска на право проезда к месту погрузки и выгрузки грузов и т.п., с тем, чтобы обеспечить рациональное использование подвижного состава и сохранность груза в пути следования.
    Груз, который был предъявлен грузоотправителем в состоянии, не соответствующем правилам перевозки, и не был приведен им в надлежащее состояние в срок, обеспечивающий своевременную отправку, считается непредъявленным.
    В этих случаях грузоотправитель обязан оплатить стоимость пробега автомобиля в обоих направлениях от места подачи автомобиля до места погрузки, а также штраф за простой автомобиля в ожидании погрузки в соответствии с Едиными тарифами на перевозку грузов автомобильным транспортом.
    9. Автотранспортное предприятие или организация имеет право отказаться от приема груза к перевозке, если:
    а) груз предъявлен грузоотправителем в ненадлежащей таре или упаковке;
    б) предъявленный груз не предусмотрен заявкой или принятым к исполнению разовым заказом, а при междугородных перевозках - с назначением в другой пункт;
    в) вес предъявляемого груза, перевозка которого должна осуществляться на одном автомобиле, превышает грузоподъемность подвижного состава, поданного под погрузку согласно заказу или заявке;
    г) груз не может быть доставлен вследствие явлений стихийного характера, из-за дорожных или климатических условий, вызвавших временное прекращение или ограничение перевозок грузов по автомобильным дорогам.
    При отказе от приема предъявленного к перевозке груза в случаях, предусмотренных пунктами "а", "б" и "в" настоящего параграфа, автотранспортное предприятие или организация взыскивает с грузоотправителя стоимость фактического пробега автомобиля в обоих направлениях от места подачи автомобиля до места погрузки в соответствии с тарифами на перевозку грузов автомобильным транспортом.
    10. Грузоотправитель не имеет права предъявлять, а автотранспортное предприятие или организация принимать груз к перевозке в случаях, когда:
    а) такая перевозка запрещена Уставом автомобильного транспорта РСФСР (ст. 18);
    б) грузы товарного характера грузоотправителем не оформлены товарно - транспортными документами.
    11. Грузоотправитель обязан передать автотранспортному предприятию или организации качественные удостоверения, сертификаты, ветеринарные свидетельства или другие документы, необходимые для перевозки грузов в соответствии с санитарными и другими правилами, издаваемыми компетентными органами.
    12. Грузоотправитель не должен предъявлять к перевозке в одном автомобиле различные по своим свойствам грузы, если их совместная перевозка может привести к порче этих грузов.
    13. Перевозка грузов производится автотранспортным предприятием или организацией без сопровождения его экспедитором грузоотправителя (грузополучателя), за исключением следующих грузов, перевозимых в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя):
    А. Грузы, требующие по своему характеру особых условий перевозки:
    1. Взрывчатые вещества.
    2. Самовозгорающиеся вещества.
    3. Легковоспламеняющиеся жидкости (кроме жидких топлив), кинопленка и кинолента.
    4. Отравляющие сильнодействующие ядовитые вещества.
    5. Едкие вещества.
    6. Стекло и стеклянно - фарфоровые изделия без специальной упаковки.
    Б. Грузы, требующие особой охраны:
    1. Драгоценные камни.
    2. Драгоценные металлы.
    3. Ювелирные изделия.
    4. Художественные изделия и антикварные вещи.
    5. Предметы искусства (картины, скульптурные произведения и др.).
    В. Грузы, требующие ухода за собой в пути:
    Животные, птица и пчелы.
    14. В зависимости от наличия у автотранспортного предприятия или организации специализированных автомобилей и экспедиторов автотранспортное предприятие или организация может по согласованию с грузоотправителем (грузополучателем) принять груз к перевозке с выполнением транспортно - экспедиционных операций по приему, сопровождению и сдаче грузов, указанных в 13 раздела 2 настоящих Правил.
    15. В случаях, когда груз перевозится в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя), последний обязан обеспечить явку экспедитора на место погрузки груза к моменту прибытия подвижного состава.
    В случаях опоздания экспедитора к моменту прибытия подвижного состава грузоотправитель (грузополучатель) несет перед автотранспортным предприятием или организацией ответственность за простой подвижного состава, предусмотренную ст. 141 Устава автомобильного транспорта РСФСР.
    По истечении одного часа ожидания экспедитора грузоотправителя (грузополучателя) автотранспортное предприятие или организация вправе возвратить подвижной состав в гараж или использовать его на других перевозках. В этом случае перевозка считается несостоявшейся, начисление штрафа за простой прекращается и автотранспортное предприятие или организации ответственности за невыполнение перевозки не несет.
    16. При приеме груза к перевозке шофер - экспедитор предъявляет грузоотправителю служебное удостоверение и путевой лист, заверенные печатью автотранспортного предприятия или организации.
    Путевой лист дает право на въезд подвижного состава и находящихся в нем лиц, указанных в путевом листе, на территорию грузоотправителя и грузополучателя, если для этого не требуется оформления специального пропуска.
    В тех случаях, когда для въезда (выезда) автомобиля требуются специальные пропуска, автотранспортные предприятия или организации и грузоотправители (грузополучатели) должны в годовых договорах на перевозку грузов автомобильным транспортом предусмотреть порядок выдачи указанных пропусков, имея в виду предварительную их подготовку, а также другие меры, направленные на рациональное использование подвижного состава.
    Автотранспортные предприятия и организации и грузоотправители (грузополучатели) могут в договорах предусматривать обязанность шофера - экспедитора предъявлять паспорт при получении ценных грузов к перевозке.
    17. Грузоотправитель (грузополучатель) может предъявлять к перевозке грузы с объявленной ценностью.
    18. Отправитель обязан объявить ценность следующих грузов:
    а) драгоценных металлов и изделий из них; драгоценных камней, предметов искусства, картин, статуй, художественных изделий, антикварных вещей, ковров, не имеющих прейскурантной цены, опытных машин, оборудования и приборов, на которые не утверждены цены;
    б) домашних вещей.
    19. Не допускается объявление ценности грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом, за пломбами грузоотправителей, а также скоропортящихся и опасных грузов. Не допускается объявление ценности части груза, перевозимого по одной товарно - транспортной накладной.
    20. Объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза. В случае разногласий между автотранспортным предприятием или организацией и грузоотправителем (грузополучателем) стоимость груза определяется экспертизой, о чем составляется акт.
    При предъявлении к перевозке груза с объявленной ценностью грузоотправитель обязан составить опись грузовых мест в трех экземплярах по установленной форме (Приложение N 2 к настоящему разделу), которые передаются автотранспортному предприятию или организации.
    После проверки описи один экземпляр возвращается грузоотправителю, второй остается в автотранспортном предприятии или организации, а третий вручается грузополучателю при сдаче груза.
    21. При сдаче грузоотправителем и приеме автотранспортным предприятием или организацией грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом и в контейнерах, должен быть определен и указан в товарно - транспортной накладной вес этих грузов.
    Тарные и штучные грузы принимаются к перевозке с указанием в товарно - транспортной накладной веса груза и количества грузовых мест. Вес тарных и штучных грузов определяется грузоотправителем до предъявления их к перевозке и указывается на грузовых местах. Общий вес груза определяется взвешиванием на весах или подсчетом веса на грузовых местах по трафарету или стандарту.
    Для отдельных грузов вес может определяться по соглашению сторон расчетным путем, по обмеру, объемному весу или условно.
    Запись в товарно - транспортной накладной о весе груза с указанием способа его определения производится грузоотправителем.
    22. Определение веса груза производится совместно грузоотправителем и автотранспортным предприятием или организацией техническими средствами грузоотправителя, а на грузовых автостанциях - совместно грузоотправителем и грузовой автостанцией техническими средствами грузовой автостанции.
    При перевозке грузов в крытых автомобилях и прицепах, отдельных секциях автомобилей, контейнерах и цистернах, опломбированных грузоотправителем, определение веса груза производится грузоотправителем.
    23. Грузы, имеющие маркированный вес нетто или брутто, перевеске не подлежат. Шофер - экспедитор при отсутствии следов вскрытия тары или упаковки принимает такой груз у грузоотправителя согласно весу, указанному на маркировке.
    Если предъявляются грузовые места одного стандартного размера в адрес одного грузополучателя, указание веса на каждом грузовом месте необязательно, за исключением случаев, когда государственными стандартами предусмотрено обязательное указание веса брутто и нетто на стандартных местах. В этом случае в накладной в графе "Способ определения веса" проставляется "по стандарту".
    24. Количество грузов нетоварного характера определяется по актам замера или актам взвешивания, составленным грузоотправителем (грузополучателем) совместно с автотранспортным предприятием или организацией. При массовых перевозках грунта определение его количества может производиться геодезическим замером.
    Акт взвешивания составляется на основании контрольного взвешивания 5 - 10 автомобилей, после чего определяется средний вес груза в одном автомобиле соответствующей марки.
    При определении количества груза геодезическим замером общий вес груза устанавливается путем умножения объемных показателей геодезического замера на объемный вес груза, определяемый лабораторным методом.
    При изменении характера груза или других условий перевозок по требованию автотранспортного предприятия или организации, грузоотправителя или грузополучателя производится новое контрольное взвешивание или определение объемного веса груза.
    Автотранспортное предприятие или организация, грузоотправитель или грузополучатель не вправе отказаться от повторного взвешивания или определения объемного веса груза.
    25. Автотранспортное предприятие или организация во всех случаях может требовать дополнительной проверки количества или веса перевозимого груза. Результаты проверки должны быть занесены в товарно - транспортную накладную.
    26. Грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их от утраты, недостачи, порчи и повреждения при перевозке, должны предъявляться к перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам или техническим условиям, а в установленных случаях - в иной исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность.
    Сельскохозяйственные продукты, отправляемые колхозами и совхозами или заготовительными организациями потребительской кооперации, могут приниматься к перевозке в нестандартной таре, обеспечивающей сохранность груза при перевозке.
    Если при наружном осмотре тары или упаковки предъявленного к перевозке груза будут замечены такие недостатки, которые вызывают опасения утраты, порчи или повреждения груза, грузоотправитель обязан по требованию автотранспортного предприятия или организации привести тару или упаковку в соответствие с требованиями Устава автомобильного транспорта РСФСР (ст. 52).
    27. Максимальные размеры и вес одного места груза не должны превышать грузоподъемности и размеров кузова автомобиля, в который производится погрузка, с учетом отклонений, установленных Правилами дорожного движения.
    28. Грузоотправитель отвечает за все последствия неправильной внутренней упаковки грузов (бой, поломку, деформацию, течь и т.д.), а также применение тары и упаковки, не соответствующих свойствам груза, его весу или установленным стандартам и техническим условиям.
    29. Прием к перевозке грузов в части, не предусмотренной Уставом автомобильного транспорта РСФСР и настоящим разделом Правил, производится в соответствии с правилами перевозок отдельных видов грузов.
 
 
 

Приложение N 1
к разделу 2

    

__________________________________________________________________ (наименование автотранспортного предприятия или организации)   ЗАКАЗ N _____________ НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ АВТОТРАНСПОРТОМ ОТ "__" ______ 19__ Г.   Наименование грузоотправителя ________________________________ __________________________________________________________________ Адрес грузоотправителя _______________________________________ __________________________________________________________________ N расчетного счета грузоотправителя __________________________ Фамилия, имя, отчество и должность ответственного за использование выделяемого автотранспорта _________________________ N телефона ____________________________ Дата и часы подачи автотранспорта ____________________________  

 Откуда
взять
груз
(точный
адрес)
  Куда и
кому
доставить
груз
Наименование
груза
  Род
упаковки
Кол-во
мест
  Вес
груза,
т
    Предварительный расчет стоимости 
перевозок (заполняется
автотранспортным предприятием)
  класс
груза
расстояние
перевозок
тариф за
тонну
 сумма,
руб.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Итого:   Таксировщик "__" _________________ 19__ г. ----------------------------- Диспетчер (подпись)   УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗКИ И ОПЛАТЫ   1. Сопровождение, прием и сдача грузов производятся __________ 2. Отпуск грузов в пунктах погрузки производится с ___ ч. до ____ ч. 3. Прием грузов в пунктах разгрузки производится с ____ ч. до _____ ч. 4. Погрузка и разгрузка автотранспорта производятся силами и средствами ____________________________________________________ 5. Подъезды и развороты в погрузочно - разгрузочных пунктах подготовлены для ___________ автомобилей грузоподъемностью _______ (количество) ________ тонн, с прицепами, без прицепов. 6. Подъездные пути к пунктам погрузки и разгрузки исправны. 7. Порядок оплаты ____________________________________________ 8. Дополнительные условия ____________________________________   Заказ сдал ___________________________________________________ (должность, фамилия, и.о.)   "__" _______________ 19__ г.   Заказ принял _________________________________________________ (должность, фамилия, и.о.)      

Приложение N 2
к разделу 2

    

ОПИСЬ НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ С ОБЪЯВЛЕННОЙ ЦЕННОСТЬЮ ПО ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНОЙ НАКЛАДНОЙ N ______ ОТ ________   Автотранспортное предприятие или организация _____________________ Пункт отправления ________________________________________________ Пункт назначения _________________________________________________ Грузоотправитель _________________________________________________ Грузополучатель __________________________________________________  

  Род
упаковки
Отличительные
признаки
каждого места
   Сумма
объявленной
ценности
каждого
места
Наименование
предметов,
упакованных
в каждом
месте
 Кол-во
предметов
Объявленная
ценность
каждого
предмета
  1 
    2 
    3 
    4 
   5 
      6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Всего мест _____________ на общую сумму ______ руб. _____ коп.   Подпись грузоотправителя _____________________________________ Опись принята ________________________________________________ (подпись автотранспортного предприятия или организации)      

Раздел 3. ПРАВИЛА МАРКИРОВКИ ГРУЗОВ

 

(СТ. 52 УСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР)

 
    1. При предъявлении грузов в таре или упаковке и штучных грузов мелкими отправками грузоотправитель обязан заблаговременно замаркировать каждое грузовое место.
    В маркировке указываются:
    а) полное или сокращенное наименование грузополучателя или обозначение, применяемое получателем (при мелкопартионных перевозках);
    б) номер заявки или разового заказа;
    в) место назначения с указанием пункта (при междугородных перевозках);
    г) вес грузовой единицы (брутто и нетто).
    Данные, приведенные в сопроводительных документах, должны полностью соответствовать маркировке.
    Грузоотправитель обязан также наносить специальную маркировку, указывающую свойства грузов, способ обращения с ними при погрузочно - разгрузочных работах, перевозке и хранении (например, "Верх", "Не кантовать" и т.п.).
    2. Маркировка должна быть произведена одним из следующих способов:
    а) непосредственно нанесением знаков на грузовые места;
    б) с помощью ярлыков.
    Маркировка может производиться на таре или грузе окраской по шаблону, штамповкой, клеймением или специальными маркировочными машинами. Маркировка от руки допускается в исключительных случаях.
    3. Маркировка должна производиться на упаковке условными обозначениями (знаками), выраженными надписью, буквами, цифрами или рисунками (символами) с применением контрастной краски. Цвет краски должен резко отличаться от цвета тары или груза.
    Маркировка мест груза должна быть четкой, ясной и надежной.
    4. Маркировка должна производиться краской, хорошо удерживающейся на любой поверхности, нестирающейся и неотслаивающейся, светостойкой и несмывающейся водой.
    5. Маркировочные ярлыки могут быть изготовлены из бумаги, картона, ткани, фанеры, металла, пластмассы.
    Маркировка на ярлыки должна быть нанесена одним из нижеследующих способов:
    а) типографским;
    б) печатанием на машинке;
    в) штемпелеванием по трафарету;
    г) продавливанием.
    Поверхность ярлыков должна быть устойчивой к воздействию климатических условий.
    6. Ярлыки из бумаги и картона должны быть прикреплены к таре клеем (дексриновым, казеиновым, силикатным и др.).
    Ярлыки из ткани должны быть пришиты.
    Ярлыки из фанеры, металла, пластмассы должны быть прикреплены болтами, шурупами, гвоздями.
    Прибивание ярлыков к фанерным, картонным и бумажным ящикам не допускается.
    Допускается прикрепление ярлыков проволокой к грузам, когда другой способ прикрепления невозможен.
    7. При развозе таких грузов, как металлические прутки, трубы, громоздкий или с длинными рукоятками инструмент и т.д., в адрес нескольких грузополучателей допускается нанесение маркировки путем окраски концов масляной краской, по которой можно легко определить принадлежность их к одной партии.
    8. Маркировка наносится:
    а) на ящиках - на одной из боковых сторон;
    б) на мешках и тюках - на одной из широких сторон.
    Специальная маркировка наносится на двух смежных сторонах.
    9. При невозможности нанести маркировку полностью на боковых или торцевых сторонах, на малогабаритных ящиках высотой 200 мм и менее допускается маркировка на смежных стенках тары (в том числе на крышке).
    10. Специальная маркировка должна наноситься в верхнем углу от основной маркировки, за исключением знаков: "Стропить здесь" и "Центр тяжести", которые следует наносить в обозначаемых ими местах.
    11. При перевозке однородных грузов в адрес одного грузополучателя допускается нанесение маркировки не на всех грузовых местах, но не менее, чем на четырех. В этих случаях замаркированные места укладываются:
    а) в фургонах - у двери маркировкой наружу;
    б) на открытом подвижном составе - в верхнем ярусе погрузки по два места у каждого продольного борта кузова маркировкой наружу.
    При перевозке грузов навалом, насыпью и наливом маркировка не производится.
 
 
 

Раздел 4. ПРАВИЛА ПЛОМБИРОВАНИЯ И ОБАНДЕРОЛИВАНИЯ ГРУЗОВ

 

(СТ. СТ. 64, 65 УСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР)

 
    1. Загруженные крытые автомобили и прицепы, отдельные секции автомобилей, контейнеры и цистерны с назначением одному грузополучателю должны быть грузоотправителем опломбированы, а мелкоштучные товары, находящиеся в ящиках, коробках и другой таре при перевозке в неопломбированном подвижном составе или контейнерах - опломбированы или обандеролены.
    В товарно - транспортной накладной указывается об опломбировании груза и контрольных знаках пломбы.
    2. Для обеспечения сохранности груза, перевозимого в несколько адресов, внутри кузова - фургона автотранспортное предприятие или организация может устанавливать перегородки, позволяющие разделять кузов на отдельные пломбируемые секции.
    3. Шофер не принимает участия в перевесах и пересчетах грузов, прибывших в исправных автомобилях, прицепах, отдельных секциях автомобиля, контейнерах и цистернах с неповрежденными пломбами грузоотправителя, а также в исправной обандероленной таре, которые выдаются грузополучателю без проверки веса и состояния груза и количества грузовых мест.
    4. Пломбы грузоотправителя должны иметь сокращенное наименование грузоотправителя и контрольные знаки (торговые знаки или номера тисков).
    При пломбировании автотранспортным предприятием или организацией пломбы должны иметь наименование автотранспортного предприятия или организации и номер тисков.
    5. Пломбы, навешиваемые на подвижной состав (фургоны, цистерны и т.п.), контейнеры, секции автомобиля, отдельные грузовые места не должны допускать возможности доступа к грузам и снятия пломб без нарушения их целости.
    6. Пломбы навешиваются:
    а) у фургонов или секций автомобиля - на всех дверях по одной пломбе;
    б) у контейнеров - на дверях по одной пломбе;
    в) у цистерн - на крышке люка и сливного отверстия по одной пломбе, за исключением случаев, когда особый порядок пломбирования предусмотрен правилами перевозок отдельных видов наливных грузов;
    г) у грузового места - от одной до 4 пломб в точках стыкования окантовочных полос или других увязочных материалов.
    7. Пломбирование груза, укрытого брезентом, можно производить только, когда соединение его с кузовом обеспечивает невозможность доступа к грузу. Пломбы навешиваются на концах соединительного материала в местах стыкования последнего с кузовом подвижного состава.
    8. Перед пломбированием автофургонов (контейнеров) обе дверные накладки должны быть скреплены закрутками из отожженной проволоки диаметром не менее 2 мм и длиной 250 - 260 мм.
    Закручивание проволоки должно производиться специальной металлической пластинкой с двумя отверстиями диаметром 6 - 10 мм и расстоянием между ними 35 мм.
    Скрепление дверных накладок проволочными закрутками осуществляет грузоотправитель, производящий погрузку груза.
    9. Для пломбирования могут применяться свинцовые или полиэтиленовые пломбы с камерой или с двумя параллельными отверстиями, а также термически обработанная (отожженная) проволока диаметром 0,6 мм.
    10. Пломбы должны быть навешены на проволоку, предварительно скрученную в две нити. Скручивание проволоки производится из расчета четырех витков на сантиметр длины.
    Навешивание пломб с двумя параллельными отверстиями должно производиться в следующем порядке.
    В каждую из пломб продевается один конец отрезка пломбировочной проволоки (рисунок не приводится).
    Свободный длинный конец проволоки пропускается в два оборота сквозь ушко дверной накладки двери фургона (контейнера), а затем через одно и второе отверстия пломбы (рисунок не приводится). После этого пломба зажимается тисками (рисунок не приводится).
    11. При навешивании свинцовых пломб с камерой концы проволоки пропускаются через входные отверстия пломбы, скручиваются в 2 - 3 витка, и витки втягиваются в камеру пломбы с последующим зажимом их тисками (рисунок не приводится).
    При навешивании полиэтиленовых пломб с камерой концы проволоки пропускаются через входные отверстия пломбы, затем эти концы скручиваются между собой двумя витками, один конец проволоки закручивается вокруг второго, а затем второй - вокруг первого в последовательном порядке.
    После этого образовавшийся узел втягивается до отказа в камеру, и пломба зажимается пломбировочными тисками.
    12. Петля, образуемая при пломбировании между ушками дверной накладки (крышки колпака цистерны) и пломбой, должна быть не более 25 мм.
    13. Пломбы сжимаются тисками так, чтобы оттиски с обеих сторон получались четкими и ясными, а проволоку нельзя было вытащить из пломбы. После сжатия тисками каждая пломба должна быть тщательно осмотрена и в случае обнаружения дефекта (неясность цифр знака тисков, срез знаков и т.п.) заменяется другой.
    14. Контрольные знаки пломб должны иметь буквенные и цифровые обозначения, нумерация которых производится в последовательном порядке от 001 до 999.
    15. Перевозка с неясными оттисками установленных знаков на пломбах, а также с неправильно навешенными пломбами запрещается.
    16. Материалы, которыми произведено обандероливание (бумажная лента, тесьма и т.д.), должны представлять собой единое целое (без узлов и наращивания) и скрепляться в местах соединений отличительным знаком изготовителя или грузоотправителя (печатью или штампом).
    Обандероливание должно быть произведено так, чтобы без разрыва материала, которым оно произведено, доступ к грузу был невозможен.
 
 
 

Раздел 5. ПРАВИЛА ПОГРУЗКИ И РАЗГРУЗКИ ГРУЗОВ

 

(СТ. СТ. 21, 23, 53, 54, 57, 58, 61 УСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР)

 
    1. Погрузка грузов на автомобиль, закрепление, укрытие и увязка грузов должны производиться грузоотправителем, а разгрузка грузов из автомобиля, снятие креплений и покрытий - грузополучателем.
    Грузоотправитель и грузополучатель производят соответственно закрытие и открытие бортов автомобилей и люков автоцистерн, опускание и выемку шлангов из люков автоцистерн, привинчивание и отвинчивание шлангов.
    В случаях, когда на контрольно - пропускных пунктах грузоотправителя (грузополучателя) согласно установленным правилам производится осмотр груза со снятием брезента и укрытием грузов после осмотра, открытием и закрытием люков цистерн и т.п., указанные операции выполняются силами грузоотправителя (грузополучателя).
    2. Автотранспортное предприятие или организация может по соглашению с грузоотправителем или грузополучателем принять на себя погрузку и разгрузку:
    а) тарных, штучных и катно - бочковых грузов, доставляемых предприятием торговли и общественного питания с небольшим товарооборотом;
    б) иных грузов при наличии у автотранспортного предприятия или организации средств механизации погрузочно - разгрузочных работ. В этом случае в годовом договоре на перевозку грузов автомобильным транспортом должны предусматриваться условия, обеспечивающие максимальное использование погрузочно - разгрузочных механизмов; обязанность грузоотправителя производить предварительную подготовку грузов (укладку на поддоны, в контейнеры и т.п.) и предоставлять место для стоянки и мелкого ремонта погрузочно - разгрузочных механизмов, а также служебные помещения для устройства раздевалок и для отдыха рабочих.
    В соглашении автотранспортного предприятия или организации с грузоотправителем и грузополучателем может предусматриваться участие шофера в погрузке и разгрузке грузов в порядке, предусмотренном в Правилах по охране труда на автомобильном транспорте.
    В случае участия шофера в погрузке или разгрузке шофер при погрузке принимает груз с борта автомобиля, а при разгрузке груз подается шофером на борт автомобиля.
    3. В случае, когда автотранспортные предприятия или организации по соглашению с грузоотправителями (грузополучателями) принимают на себя производство погрузочно - разгрузочных работ, они несут ответственность за порчу или повреждение груза при погрузке и разгрузке, происшедшие по их вине.
    4. При перевозке строительных и других грузов в массовом количестве автотранспортные предприятия или организации обязаны организовать работу автомобилей, а грузоотправители и грузополучатели обязаны обеспечить прием и отпуск грузов ежесуточно не менее, чем в две смены, в том числе в выходные и праздничные дни, не допуская в эти дни снижения объема погрузочно - разгрузочных работ.
    5. Грузоотправитель и грузополучатель обязаны содержать погрузочно - разгрузочные площадки, а также подъездные пути к ним в исправном состоянии в любое время года для обеспечения беспрепятственного проезда и маневрирования подвижного состава, а также обеспечить надлежащее освещение для работы в вечернее и ночное время.
    6. Грузоотправитель и автотранспортное предприятие или организация при перевозке грузов обязаны в пределах объемов грузов, указанных в заказе (заявке) грузоотправителя (грузополучателя), производить загрузку подвижного состава до полного использования его вместимости, но не выше его грузоподъемности.
    При массовых перевозках легковесных грузов (в том числе сельскохозяйственных грузов) автотранспортное предприятие или организация обязаны наращивать борта или принимать другие меры, обеспечивающие повышение использования грузоподъемности подвижного состава.
    При погрузке сыпучих грузов, перевозимых навалом, поверхность груза не должна выступать за верхние края бортов подвижного состава в целях предотвращения высыпания груза при движении.
    7. Штучные грузы, перевозимые без тары (металлические прутки, трубы и т.п.), прием и погрузка которых невозможны без значительной потери времени, должны быть грузоотправителем объединены в более крупные погрузочные единицы путем связки в пучки или мотки проволокой в 3 - 5 местах. Прочность увязки должна быть такой, чтобы обеспечить возможность подъема крюком крана за любую проволочную обвязку.
    8. Тяжеловесные грузы без тары должны иметь специальные приспособления для застропки: выступы, рамы, петли, проушины и др.
    При перевозках на поддонах отдельные грузовые места укладываются на них таким образом, чтобы можно было проверить количество без нарушения их положения на поддоне и крепления (за исключением ящичных закрытых поддонов, перевозимых за пломбами грузоотправителя).
    9. Грузы должны быть уложены в подвижном составе и надежно закреплены так, чтобы не было сдвига, падения, давления на двери, потертости или повреждения груза при перевозке, а также обеспечивалась сохранность подвижного состава при погрузке, разгрузке и в пути следования.
    Запрещается крепление грузов гвоздями, скобками и другими средствами, повреждающими подвижной состав.
    10. Необходимые для погрузки и перевозки приспособления, вспомогательные материалы (козлы, стойки, лотки, проволока, щитовые ограждения, покати и т.п.), а также средства, необходимые для утепления грузов (одеяла, маты и т.п.), должны предоставляться и устанавливаться грузоотправителем и сниматься грузополучателем. Брезент, веревки для укрытия и увязки грузов предоставляются автотранспортным предприятием или организацией с оплатой по тарифам.
    11. Дополнительное оборудование и оснащение автомобилей для перевозки определенного груза может производиться грузоотправителем только по согласованию с автотранспортным предприятием или организацией.
    12. Автотранспортные предприятия или организации могут по договору с грузоотправителем и за его счет произвести переоборудование кузовов автомобилей.
    13. Все приспособления, принадлежащие грузоотправителю, выдаются автотранспортным предприятием или организацией грузополучателю вместе с грузом или возвращаются грузоотправителю в соответствии с его указанием в товарно - транспортной накладной за его счет.
    14. Шофер обязан проверить соответствие укладки и крепления груза на подвижном составе требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности подвижного состава, а также сообщить грузоотправителю о замеченных неправильностях в укладке и креплении груза, угрожающих его сохранности. Грузоотправитель по требованию шофера обязан устранить обнаруженные неправильности в укладке и креплении груза.
    Исходя из требований безопасности движения, шофер обязан проверить соответствие габаритов груза Правилам дорожного движения, а также состояние крепления и увязки груза, которые должны предотвращать смещение груза за пределы кузова или его выпадение из кузова.
    15. Грузоотправитель и грузополучатель обязаны обеспечить контроль за соблюдением правил техники безопасности при производстве погрузочно - разгрузочных работ и несут полную ответственность за несчастные случаи, происшедшие в результате невыполнения ими этих правил.