Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 940. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ВРЕМЕННЫЕ УКАЗАНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, НЕЗАВИСИМО ОТ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ (ВКЛЮЧАЯ ПРЕДПРИЯТИЯ С ОСОБЫМ РЕЖИМОМ РАБОТЫ), ПО СОБЛЮДЕНИЮ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРАВИЛЬНОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ, ПОЛНОТЫ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ" (утв. письмом Госналогслужбы РФ от 28.08.92 N ИЛ-6-01/284) (ред. от 30.04.93)

Дата документа28.08.1992
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиУказания
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

Приложение
к письму Государственной
налоговой службы
Российской Федерации
от 28 августа 1992 г. N ИЛ-6-01/284

 

ВРЕМЕННЫЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, НЕЗАВИСИМО ОТ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ (ВКЛЮЧАЯ ПРЕДПРИЯТИЯ С ОСОБЫМ РЕЖИМОМ РАБОТЫ), ПО СОБЛЮДЕНИЮ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРАВИЛЬНОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ,ПОЛНОТЫ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

 

(в ред. Письма Госналогслужбы РФ от 30.04.93 N ВГ-6-01/160)

 

I. Общие положения

 
    В соответствии со статьей 11 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" государственные налоговые инспекции несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков-предприятий, учреждений и организаций, основанных на любых формах собственности, и проведение в них документальных проверок по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет государственных налогов и других платежей. Плательщики налога на прибыль, указанные в настоящем абзаце, в дальнейшем именуются предприятиями.
    Документальные проверки осуществляются в соответствии с годовыми планами работы инспекции и квартальными графиками проверок, составляемыми по каждому участку работы. В них включаются, в первую очередь, предприятия, имеющие прибыль в значительных размерах, или допускающие грубые нарушения в ведении бухгалтерского учета и налогового законодательства, а также все убыточные предприятия с целью выяснения причин убытков и объявления их банкротами.
    В планах и графиках работ следует предусматривать привлечение финансовых, правоохранительных, ревизионных служб банков, статистических и других контролирующих органов. При необходимости проводятся внеплановые документальные проверки предприятий, а также специальные тематические проверки.
    Сроки проведения документальных проверок и состав ревизионных групп определяются с учетом объема и особенностей деятельности проверяемых объектов.
    Предельный срок документальной проверки - 30 дней. Этот срок может быть увеличен в исключительных случаях с разрешения руководителя Государственной налоговой инспекции или его заместителя.
    Руководитель налоговой инспекции в необходимых случаях имеет право заменить состав проверяющих. В этих случаях акт проверки обязаны подписать все принимавшие участие в проверке должностные лица.
    Документальные проверки проводятся за период деятельности предприятия, следующий за проверенным при предыдущей документальной проверке, а также в случаях ликвидации или банкротства предприятия. При необходимости или при наличии постановления следственных органов документальные проверки проводятся за более длительный период.
    Проведению документальной проверки предшествует изучение имеющихся материалов предыдущей проверки, поступивших сигналов о нарушении налогового законодательства и другой информации, характеризующей работу и финансовое состояние плательщика.
    На основании этой информации разрабатывается программа проведения документальной проверки, предусматривающая перечень основных вопросов, на которых следует сосредоточить внимание, а также конкретный период, за который должна быть проведена проверка. Программа документальной проверки утверждается руководителем Государственной налоговой инспекции или его заместителем.
    При проведении документальных проверок проверяющие должны в обязательном порядке включать в программу следующие вопросы:
    - правильность отражения в бухгалтерском учете и отчетности фактической прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг);
    - достоверность данных учета о фактической себестоимости продукции (работ, услуг), полнота и правильность отражения в учете фактических затрат на ее производство и реализацию и соблюдения порядка учета затрат на производство и калькулирование себестоимости готовой продукции;
    - достоверность и законность отражения в бухгалтерской отчетности прибыли (убытков) от прочей реализации;
    - достоверность и законность отражения в бухгалтерской отчетности прибыли (убытков) от внереализационных операций;
    - правильность расчетов по налогу на прибыль, определения объекта обложения отдельных видов деятельности предприятий, и соблюдения порядка зачисления дохода (прибыли) в бюджет;
    - особенности исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль:
    а) общественных организаций;
    б) кооперативов, предприятий и организаций потребкооперации;
    в) акционерных обществ;
    г) предприятий с иностранными инвестициями;
    д) предприятий агропромышленного комплекса.
    После проведения проверки следует определить меру ответственности налогоплательщиков за соблюдением законов Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.91 г. N 2116-1 и "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 г., а также дать предложения по устранению нарушений налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности.
    Данные Указания дают только общие методы проведения проверок. Конкретные методы проверки первичных документов, как и приемы и способы их исследования, определяются условиями и программой документальной проверки.
    Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах производится сплошным или выборочным методом.
    При сплошном способе проверяются все документы и записи в регистрах бухгалтерского учета.
    При выборочном способе проверяется часть первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. Если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства или злоупотребления, то проверка на данном участке деятельности предприятия проводится сплошным способом, снятием копий или изъятием необходимых документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (доходов) или сокрытии иных объектов от налогообложения и злоупотреблениях, в порядке, предусмотренном Инструкцией Минфина РСФСР от 26.07.91 N 16/176 "О порядке изъятия должностным лицом государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения у предприятий, учреждений, организаций и граждан".
    Метод проверки отдельных операций на каждом предприятии определяется государственным налоговым инспектором, проводящим проверку, самостоятельно, а при необходимости - руководителем (заместителем руководителя) государственной налоговой инспекции, назначившим проверку.
    Достоверность финансово-хозяйственных операций устанавливается путем формальной и арифметической проверки документов или с помощью специальных приемов документального и фактического контроля. При формальной проверке устанавливается: правильность заполнения всех реквизитов документов; наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр; подлинность подписей должностных и материально-ответственных лиц. В необходимых случаях подпись работника в данном документе сопоставляется с его подписью в других документах, а при возникновении сомнений следует получить личное подтверждение работника в форме объяснений по данному факту хозяйственной операции или назначить графологическую экспертизу, в соответствии с письмом Минфина СССР и МВД СССР от 21 июля 1990 г. N 82/13 "Об организации взаимодействия государственных налоговых инспекций и органов внутренних дел".
    При арифметической проверке определяется правильность подсчетов в документах, например, правильность показанных итогов в первичных документах, учетных регистрах и отчетных формах.
    Достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, при необходимости может быть установлена путем проведения встречных проверок на предприятиях, с которыми проверяемое предприятие имеет хозяйственные связи.
    При встречных проверках первичные документы и учетные данные проверяемого предприятия сличаются с соответствующими документами и данными, находящимися в тех предприятиях, от которых получены или которым выданы средства и материальные ценности, причем данные, указанные в актах встречных проверок, должны быть обязательно подтверждены подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия, в котором производится встречная проверка.
 

II. Проверка правильности и законности отражения в бухгалтерском учете и отчетности фактической прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг)

 
    При проверке фактической прибыли предприятия, являющегося юридическим лицом, налоговый инспектор должен использовать первичные документы, учетные регистры и другие данные, подтверждающие получение предприятием прибыли, отраженной в бухгалтерском учете и отчетности.
    Основными вопросами проверки облагаемой прибыли являются установление правильности:
    - отражения в отчетности фактической выручки (валового дохода) от реализации основной продукции (работ, услуг);
    - отражения в отчетности фактических затрат на производство реализованной продукции;
    - отражения в отчетности прибыли от прочей реализации;
    - отражения в отчетности внереализационных доходов;
    - суммы превышения расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, по сравнению с их нормируемой величиной.
    Для проведения проверки налоговой службой фактической выручки (валового дохода) от реализации основной продукции (работ, услуг) используются следующие первичные документы, учетные регистры и отчетность:
    - приказ предприятия об учетной политике на отчетный год, исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров;
    - форма бухгалтерского отчета N 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании"
    - главная книга или оборотный баланс;
    - журнал-ордер N 1, 2, 11, 11-с, 11-сн (при применении журнально-ордерной формы счетоводства);
    - первичные документы на отпуск готовой продукции со складов (расходные накладные склада готовой продукции, товарно-транспортные накладные на перевозку грузов автомобильным транспортом, транспортные накладные на перевозку грузов железнодорожным, водным и воздушным транспортом и др.);
    - банковские выписки по движению денежных средств по расчетному счету;
    - приходные кассовые ордера на приход денежной наличности в кассу предприятия в оплату счетов за отгруженную продукцию;
    - платежные требования и платежные поручения на оплату отгруженной продукции;
    - пропуск на вынос (вывоз) готовой продукции с территории предприятия.
    На основании вышеперечисленных документов, учетных регистров, отчетных данных и первичных документов проверяющий при определении фактической выручки от реализации основной продукции производит проверку в следующем порядке:
    - сверяет данные, отраженные в отчетной форме N 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании" по статье "Выручка (валовый доход) от реализации продукции (работ, услуг)", с данными по Главной книге (оборотного баланса) по кредиту счета N 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". Общая сумма расхождения должна составить сумму налога на добавленную стоимость, показанную в отчете о налоге на добавленную стоимость по статье "Налог на НДС по выручке от реализации" или в отчете по форме N 2 (раздел I) "Отчет о финансовых результатах и их использовании" по статье "Налог на добавленную стоимость", а также сумму акцизов, отраженных в отчете по форме N 2 (раздел I) "Отчет о финансовых результатах и их использовании" по статье "Акцизы".
    Сумма налога на добавленную стоимость вычитается из выручки в сумме кредитового оборота по счету 68, субсчету "Расчеты на добавленную стоимость", за минусом обратных проводок по авансовым платежам.
    Предприятия, осуществляющие свою деятельность в сферах торговли и общественного питания (кроме комиссионной) по стр. 010 го. 3 формы 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании" отражают валовый доход от реализации товаров, исчисляемый как разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров, При этом следует иметь в виду, что продажная стоимость реализованных товаров отражается по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", покупная стоимость - по кредиту счета 41 "Товары". По вписываемой строке 101 формы 2 указанные предприятия приводят данные о фактическом объеме реализованных товаров в продажных ценах.
    В случаях несоответствия суммы, отраженной в Главной книге (оборотном балансе) по кредиту счета 46, с суммой, полученной после уменьшения выручки по отчетной форме N 2, на сумму НДС и акцизов, проверяющий обязан выявить причину такого несоответствия и заактировать, указав эту причину:
    - сверяет данные по Главной книге (оборотному балансу) с данными журнала-ордера N 11 "По счетам готовой продукции, отгрузки и реализации", N 11-с "По счетам реализации работ, услуг и расчетов с заказчиками за выполненные работы", N 11-сн "По счетам товаров, отгрузки и реализации" (при ведении журнально-ордерной формы счетоводства) или с учетными регистрами, отражающими сумму реализации готовой продукции (при мемориальной форме счетоводства) по кредиту счета N 46.
    При применении журнально-ордерной формы счетоводства сводные данные по журналу-ордеру должны быть тождественны:
    - по промышленной деятельности - N 11 "По счетам готовой продукции, отгрузки и реализации" - в сумме по ведомости учета готовых изделий, реализации продукции и материальных ценностей N 16, ведомости учета реализации продукции и материальных ценностей N 16 (без учета движения готовых изделий) и ведомости учета реализации продукции в порядке плановых платежей N 17;
    - по подрядной деятельности - N 11-с "По счетам реализации работ, услуг и расчетов с заказчиками за выполненные работы" - с суммами по ведомостям N 5-с "Ведомость учета расчетов с заказчиками за выполненные работы" и N 16-с "Ведомости учета реализации услуг и материальных ценностей"
    - по снабженческой, торговой и аналогичным видам деятельности - N 11-сн "По счетам товаров, отгрузки и реализации" - с суммами данных по ведомости N 16-сн "Ведомость учета реализации товаров, продукции и материальных ценностей" (с выделением показателей по отдельным складам), N 16 а-сн "Ведомость учета реализации товаров, продукции и материальных ценностей" (без выделения показателей по отдельным складам), N 17 с-сн "Ведомость учета оборотов по транзитным операциям с участием в расчетах", N 17 а-сн "Ведомость учета оборотов по транзитным операциям без участия в расчетах". Однако данные по ведомости N 17 а-сн ведутся внесистемно и по кредиту счета N 46 "Реализация продукции" не отражаются. Поэтому проверяющий обязан в случаях выявления внесенных в эту ведомость счетов, не относящихся к оборотам по транзитным операциям без участия в расчетах, определить сумму скрытого от налогообложения дохода.
    После проведения сверки отчетных данных и данных, отраженных в учетных регистрах, проверяющий приступает к проверке правильности и законности оформления операций по оплате и отгрузке готовой продукции (работ, услуг).
    Приступая к проверке первичных документов, проверяющий обязан предварительно проанализировать документ руководителя предприятия (организации) о принятии учетной политики на отчетный год, исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров. Документ об учетной политике может быть принят и на более длительный срок (ряд лет).
    Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 г. N 552, выручка от реализации определяется либо по мере оплаты (при безналичных расчетах - по поступлении средств за отгруженные товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлению средств в кассу), либо по отгрузке товаров (выполнению работ, услуг) и предъявлению покупателю (заказчику) расчетных документов. Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается предприятием самостоятельно и отражается в документе о принятии учетной политики.
    При проведении анализа следует иметь в виду, что договора на поставку готовой продукции (выполнение работ, услуг) должны соответствовать утвержденной учетной политике. При этом факты заключения договоров с отступлениями от принятой учетной политики, повлекшими за собой несвоевременное отражение в бухгалтерском учете объема реализованной продукции, следует отразить в акте проверки. Например, в случае, если договор поставки заключен с условием, что покупатель становится собственником продукции после перечисления средств по предварительной оплате на расчетный счет поставщика и продукция должна быть принята поставщиком на ответственное хранение, то выполнение такого договора следует считать соответствующей учетной политике определения выручки от реализации по отгрузке.
    Основанием для отражения в учетных регистрах отгруженной продукции (работ, услуг) являются следующие первичные документы:
    При определении выручки от реализации по мере оплаты:
    выписки банка и платежные документы о поступлении денежных средств на расчетный счет (валютный или другие специальные счета);
    приходные кассовые ордера на оприходование наличных денежных средств в кассу предприятия (организации);
    ведомости учета сумм, числящихся на счете N 57 "Переводы в пути".
    При проведении документальной проверки правильности формирования объема реализации согласно утвержденной учетной политике по мере оплаты отгруженной готовой продукции проверяющий обязан сопоставить сроки фактической отгрузки готовой продукции с отгрузочным первичным документом, выполнению работ и услуг промышленного и непромышленного характера, (предусмотренным уставом и учредительными документами), актов по выполненным строительным, ремонтно-строительным, монтажным, проектно-изыскательским, геологическим, научно-исследовательским и другим работам со сроками оплаты по данным первичных документов, учитываемых на счетах бухгалтерского учета в части поступления денежных средств ( счета N N 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет" и 57 "Переводы в пути"). Несоответствие даты поступления денежных средств по выпискам банка или по приходным кассовым ордерам и даты оформления первичной документации на отгрузку готовой продукции, указывает на неправильное отражение в отчетности объема реализации.
    Однако следует иметь в виду, что в случаях, если условиями договоров предусмотрена оплата готовой продукции путем внесения денежных сумм (преимущественно торговая выручка) в кассы банков, сберегательные кассы или кассы почтовых отправлений для зачисления их на расчетный или иной счет предприятия, то формирование объема реализации проверяется путем сличения даты первичных отгрузочных документов и периодом списания сумм, числящихся на счете N 57 "Переводы в пути". В случаях, если в объем реализации включены суммы, фактически полученные на расчетный или иной счет предприятия, но списанные со счета N 57 "Переводы в пути" в следующем отчетном периоде, проверяющий обязан определить сумму сокрытого от налогообложения объема реализации готовой продукции.
    В торговых, снабженческих и сбытовых предприятиях и организациях по кредиту счета N 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" отражается продажная стоимость реализованных товаров (в корреспонденции со счетами денежных средств и расчетов). В связи с этим учетная политика в этих организациях должна предусматривать определение выручки по мере оплаты за реализованные товары.
    При проведении в торговых и снабженческо-сбытовых предприятиях проверки проверяющим следует обратить внимание на своевременность и полноту включения в выручку полученных сумм за реализованные товары, как непосредственно со складов, так и стоимости товаров, реализованных транзитом с участием в расчетах. Оборот по реализации товаров транзитом без участия в расчетах и включенный в ведомость N 17 а-сн "Ведомость учета оборотов про транзитным операциям без участия в расчетах" в выручку не включается.
    Для этого проверяющий должен сверить период и сумму, отраженную по кредиту счета 46 реализованных товаров с данными первичных документов по оплате их и отраженной по дебету счетов 50 "Касса", 51 "Расчетный счет",52 "Валютный счет" и 57 "Переводы в пути". В случае выявления несоответствия проверяющий обязан выявить сумму сокрытого дохода. При этом следует иметь в виду, сто закупочная стоимость товара должна быть учтена с суммой оплаченных поставщику НДС, скидок и наценок.
    При предварительной оплате за продукцию, работы и услуги (авансовых платежах) выручка определяется по отгрузке продукции, выполнению работ и услуг.
    При определении выручки от реализации по мере отгрузки готовой продукции (помимо документов, указанных выше): ведомости учета средств, поступивших по предварительной оплате, выданных на поставку продукции (выполнение работ и услуг) авансов, средств по оплате продукции, принятой от заказчиков по частичной готовности, средств, поступивших за реализованную готовую продукцию, произведенную дочерними предприятиями, филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями предприятия (организации), как имеющими, так и не имеющими признаков юридического лица. Эти средства могут учитываться на счетах бухгалтерского учета N N 64 "Расчеты по авансам полученным", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 78 "Расчеты с дочерними предприятиями", 79 "Внутрихозяйственные расчеты".
    Ведомость учета задолженности, относящейся к реализации готовой продукции и отраженной в бухгалтерском учете на счете N 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
    - расходные накладные склада готовой продукции, товарно-транспортные накладные на перевозку груза автомобильным транспортом, транспортные накладные на перевозку груза железнодорожным, водным и воздушным транспортом, акт приемки-передачи готовой продукции (при приемке поставщиком продукции на ответственное хранение без ее отгрузки, а также пропуск на вынос (вывоз) продукции, находящейся в подразделении, осуществляющем охрану предприятия.
    При проведении проверки правильности включения в объем реализации отгруженной готовой продукции (выполнения работ, услуг) проверяющему следует сопоставить даты складской расходной накладной, товарно-транспортной накладной и пропуска на вынос (вывоз) этой продукции с периодом включения этих сумм в учетные регистры для отражения в бухгалтерском учете стоимости реализованной готовой продукции (выполненных работ и услуг).
    При приемке поставщиком оплаченной (включая предварительную оплату) готовой продукции на ответственное хранение (на основании акта приемки-передачи) проверяющему следует сопоставить дату оформления этого акта и период отражения ее стоимости в учетном регистре по кредиту счета 46 "Реализация готовой продукции". В случаях установления фактов отсутствия отражения в бухгалтерском учете подлежащих включению по дате оформления акта приема-передачи сумм, проверяющий обязан произвести перерасчет выручки от фактической реализации продукции, отраженной в отчетности, определить и отразить также размер скрытой от налогообложения прибыли.
    В случаях выявления расхождения дат первичных документов, следует сличить период отражения операции по отгрузке продукции в учетном регистре и дату оплаты отгруженной продукции по выписке банка и платежному требованию (платежному поручению) или приходному кассовому ордеру.
    В практической деятельности могут применяться следующие отдельные виды и методы проведения проверок правильности отражения в бухгалтерской отчетности выручки от реализации готовой продукции (работ, услуг):
    На промышленных предприятиях одним из основных видов проверки (при наличии учетной политики по отгрузке) является сличение сумм, отраженных по кредиту счета N 46 "Реализация продукции", в расчетных документах, предъявленных заказчику, и сумм, отраженных в бухгалтерском учете по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". В случаях выявления расхождений проверяющему следует определить достоверность занесения сумм, указанных в расчетном документе ведомость N 16 (ведомость учета реализации продукции и материальных ценностей) или в ведомость N 17 (ведомость учета реализации продукции в порядке плановых платежей) при ведении журнально-ордерной формы счетоводства или в листок-расшифровку при ведении мемориально-ордерной формы.
    Одновременно следует учесть, что отражение по кредиту счета N 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" может быть произведено только при наличии сумм по дебету этого счета, представляющих собой себестоимость отгруженной продукции, которая может быть списана с кредита счетов 40 "Готовая продукция", 45 "Товары отгруженные", 20 "Основное производство", 37 "Выпуск продукции (работ, услуг)" и других счетов. В случаях выявления отражения в дебете счета 46 "Реализация продукции" сумм без наличия кредитовых оборотов проверяющий обязан определить сумму сокрытого от налогообложения дохода.
    На сельскохозяйственных предприятиях по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" отражается выручка от реализации (в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"), а по дебету - плановая себестоимость отгруженной продукции, выполненных работ и услуг (в случаях, когда фактическая себестоимость их не выявлена) и разница между плановой и фактической себестоимостью реализованной продукции, работ, услуг (в конце года). При этом следует обратить внимание на правильность определения плановой себестоимости. В случаях завышения плановой себестоимости (т.е. включения в ее состав сумм, не относящихся к производству данного вида готовой продукции) следует установить сумму скрытого от налогообложения дохода.
    Плановая себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), а также суммы разниц списываются (сторнируются) в корреспонденции с теми счетами, на которых учитывалась эта продукция (работы, услуги). При анализе выручки на сельскохозяйственных предприятиях следует обратить внимание на ее состав. В связи с тем, что доходы сельскохозяйственных производств в отдельных случаях не подлежат обложению налогом на прибыль (доход), проверяющему следует выделить из общей выручки объемы реализации (от промышленной, строительной, посреднической, торговой и других видов деятельности), не связанные с сельхозпроизводством, с целью определения объектов для налогообложения. Кроме этого, согласно последнего абзаца п. 12 инструкции Госналогслужбы Российской Федерации N 4 от 06.03.92 в редакции изменений и дополнений от 27.08.92 N 2, с 01.07.92 года при убытках, полученных от производства и реализации сельскохозяйственной продукции подсобного сельского хозяйства и охотохозяйственной продукции, уменьшение валовой прибыли на эти убытки не производится. При проведении документальной проверки проверяющий обязан из общей выручки и себестоимости выделить выручку и себестоимость произведенной сельскохозяйственной продукции и определить налогооблагаемую прибыль.
    В строительных предприятиях по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" отражается стоимость законченных объектов или работ, выполненных по договорам подряда и субподряда, определяемая по документам, служащим основанием для расчетов между заказчиками и подрядчиками или субподрядчиками (в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"). При этом следует иметь в виду, что вид документа, на основании которого производится отражение этих операций в бухгалтерских учетных регистрах, должен быть указан в договоре подряда или субподряда. Проверка правильности определения объема реализации в строительстве сводится к проверке своевременного отражения в бухгалтерском учете по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг") сумм, подтвержденных первичными документами и отраженных на счетах 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и 64 "Расчеты по авансам полученным". Для этого проверяющему следует сверить дату первичного документа, подтверждающего период окончания строительства (для генерального подрядчика), выполнения строительно-монтажных работ (для субподрядчика) с периодом отражения этого документа в учетных регистрах бухгалтерского учета.
    Кроме этого, проверяющему следует обратить внимание на своевременность и полноту отражения по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" сумм авансов, полученных строительной организацией и числящейся на счете 64 "Расчеты по авансам полученным". В случаях установления фактов отражения сумм полученных авансов в последующие периоды после завершения строительных работ проверяющий обязан определить размер скрытой от налогообложения выручки. Встречной проверкой путем установления периода включения объекта в состав числящихся на балансе заказчика основных средств проверяющий может определить своевременность составления первичного документа на завершение строительства, а также скрытие выпускаемой продукции (работ, услуг) и не отраженной в бухгалтерском учете заказчика.
    На предприятиях, ведущих геологоразведочные работы, в проектных, изыскательских и научно-исследовательских организациях проверяющему следует иметь в виду, что по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" отражается договорная (сметная) стоимость выполненных и сданных заказчику работ. При проведении проверки проверяющий обязан сопоставить стоимость выполненных работ, отраженных по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", указанных в договоре на из выполнение и отраженных по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
    В связи с тем, что на предприятиях транспорта и связи по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" отражаются суммы, начисленные за оказываемые услуги (в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" или 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"), учетная политика на этих предприятиях должна быть утверждена только по мере оказания услуг. При наличии расчетов по предварительной оплате по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" отражается стоимость выполненных работ, услуг в корреспонденции со счетами 64 "Расчеты по авансам полученным" или 51 "Расчетный счет", 50 "Касса", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
    При проверке выручки от реализации продукции (работ, услуг) проверяющий обязан обратить внимание на правильность отражения в учетных регистрах операций, связанных с реализацией продукции подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств.
    Для проверки используются учетные регистры и первичные документы, аналогичные используемым при проверке от реализации основного производства.
    В связи с тем, что оценка незавершенного производства продукции, которая может быть реализована и включена в отчетность по выручке от реализации, в бухгалтерском учете производится как по фактическим затратам, так и по нормативной (плановой) себестоимости (согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности, утвержденному приказом Минфина Российской Федерации от 29.03.92 N 10), проверяющий обязан установить сумму части выручки, полученной от продажи ее на сторону. Для этого проверяющий должен сличить сумму, списанную по кредиту счета 20 "Затраты на производство" и отраженную по дебету счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", и одновременно сличить суммы, отраженные по кредиту счета 46 и дебету счетов учета денежных средств. При оценке незавершенного производства (согласно принятой учетной политики) по нормативной (плановой) себестоимости в дебет счета 46 реализованное незавершенное производство должно быть списано по этой себестоимости. Кроме этого, путем проведения выборочной встречной проверки в предприятиях - покупателях установить размер оплаченных средств и сличить их со стоимостью, отраженной в кредите счета 46 "Реализация продукции" у предприятия - продавца.
    При проверке предприятий, осуществляющих прямой обмен или реализацию продукции (работ, услуг) по ценам ниже или не выше себестоимости готовой продукции или реализуемого незавершенного производства, проверяющий обязан иметь в виду, что под выручкой (отраженной по кредиту счета 46 "Реализация продукции") для целей налогообложения принимается сумма сделки, которая определяется исходя из рыночных цен реализации (в том числе и на биржах) аналогичной продукции (работ, услуг), применявшихся на момент исполнения сделки, но не ниже цен, определенных с учетом фактической себестоимости товаров и прибыли, исчисленной по предельному уровню рентабельности, установленному Правительством России по товарам для предприятий - монополистов, с учетом НДС.