Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 891. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

УКАЗ Президента РФ от 28.04.97 N 426 "ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ В СФЕРАХ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ"

Дата документа28.04.1997
Статус документаДействует
МеткиУказ · Основные положения

    

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

УКАЗ
от 28 апреля 1997 г. N 426

 

ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ В СФЕРАХ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

 
    В целях повышения экономической эффективности деятельности в сферах естественных монополий и дальнейшего развития рыночных отношений постановляю:
    1. Одобрить прилагаемые Основные положения структурной реформы в сферах естественных монополий.
    2. Правительству Российской Федерации в первом полугодии 1997 г. подготовить, руководствуясь Основными положениями структурной реформы в сферах естественных монополий, и утвердить программу мер по структурной перестройке, приватизации и усилению контроля в сферах естественных монополий, а также осуществлять координацию работы федеральных органов исполнительной власти по выполнению указанной программы.
    3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
 

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

 
    Москва, Кремль
    28 апреля 1997 года
    N 426
 
 
 

ОДОБРЕНЫ
Указом Президента
Российской Федерации
от 28 апреля 1997 г.
N 426

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ В СФЕРАХ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

 

Задачи структурной реформы в сферах естественных монополий

 
    Структурная реформа в сферах естественных монополий является важным условием повышения эффективности их деятельности, рационального использования производственного потенциала и формирования конкурентных отношений. Она будет проводиться для решения как текущих, так и долгосрочных задач и направлена на:
    совершенствование системы регулирования, в том числе ценового в сферах естественных монополий, дерегулирование видов деятельности, не относящихся к сферам естественных монополий, и формирование рынков этих видов деятельности на основе конкуренции;
    выделение исходя из экономической целесообразности и в соответствии с федеральными законами самостоятельных предприятий из субъектов естественных монополий;
    организацию контроля за финансовыми потоками субъектов естественных монополий;
    поэтапное прекращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при одновременной адресной поддержке социально не защищенных групп населения;
    придание рынкам в сфере деятельности естественных монополий организованного характера за счет углубления правовой регламентации взаимоотношений между их участниками, публичности цен (тарифов) и правил их определения, введения единых правил "доступа к сети" на недискриминационной основе;
    совершенствование нормативной базы регулирования в сферах естественных монополий;
    формирование организационно-правовой базы регулирования деятельности субъектов естественных монополий на региональном уровне, координацию деятельности и разграничение компетенции между федеральными и территориальными органами по регулированию в сферах естественных монополий;
    определение особенностей дальнейшей приватизации в сферах естественных монополий;
    повышение эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям акционерных обществ, являющихся субъектами естественных монополий, путем усиления ответственности представителей, осуществляющих полномочия государства как акционера в соответствующих акционерных обществах, за своевременную уплату акционерными обществами налогов и других обязательных платежей; проведение ежегодной аудиторской проверки, независимого ведения реестра акционеров и иных мер, направленных на обеспечение открытости акционерных обществ для инвесторов и акционеров.
 

Электроэнергетика

 

1. Основные проблемы и цели структурной реформы

 
    Начавшийся в 1992 году переход России к рыночной экономике при одновременном переходе от унитарного к федеративному государственному устройству обусловил необходимость проведения структурных реформ в электроэнергетике России и создания новых форм внутриотраслевых и межотраслевых экономических отношений. В отрасли было проведено акционирование и началась частичная приватизация предприятий. Одновременно с реализацией планов по акционированию предприятий российской электроэнергетики была проведена ее реструктуризация, обусловленная неравномерным размещением генерирующих мощностей и зависимостью большинства российских регионов от межсистемных перетоков электроэнергии и мощности.
    Выбранный способ формирования отраслевой структуры капитала, при котором контрольный пакет акций большинства отраслевых компаний принадлежит Российскому акционерному обществу "ЕЭС России", обеспечил определенную преемственность управления в условиях трудного переходного периода. Сложившаяся структура управления отраслью, которая во многом воспроизводит прежнюю систему административно-отраслевого управления, но действует уже на основе имущественных отношений, позволила за этот период решить главную задачу - обеспечить устойчивое энергоснабжение потребителей.
    Вместе с тем 4-летнее функционирование частично реформированной электроэнергетики выявило ее слабые стороны, которые наряду с неблагоприятными внешними условиями (спад производства, неплатежи и другие) привели к снижению экономической эффективности деятельности отрасли.
    Не обеспечивается оптимальный режим работы электростанций, что стало одной из причин увеличения удельного расхода топлива, возросли потери электроэнергии в электрических сетях энергосистем и увеличилась численность эксплуатационного персонала энергетических предприятий.
    Из-за спада потребления электроэнергии более чем на порядок выросли резервы установленных мощностей в Единой энергетической системе России. Образовавшийся избыток мощности, составляющий сегодня около 70 млн. кВт, способствуя поддержанию надежности и устойчивости работы Единой энергетической системы России, является вместе с тем дополнительной нагрузкой на потребителей России и оплачивается ими.
    Существенно снизилась эффективность капитального строительства. Во многом снижение эффективности инвестиционного процесса является результатом действующего порядка финансирования электроэнергетики, предусматривающего формирование финансовых источников за счет включения инвестиционной составляющей в тарифы на электрическую и тепловую энергию. Возможность получения значительных инвестиционных ресурсов за счет их "принудительного" включения в тарифы для конечных потребителей освобождает акционерные общества электроэнергетики от необходимости поиска потенциальных инвесторов, снижает требовательность к отбору эффективных проектов. Кроме того, финансирование электроэнергетики через регулируемые тарифы перекладывает весь инвестиционный риск на потребителей электроэнергии, сокращает их собственные инвестиционные возможности по модернизации производства, что не способствует энергосбережению, преодолению экономического спада и восстановлению конкурентоспособности российской промышленности.