Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 324. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Росстата от 26.06.2013 N 234 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБЪЕМЕ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ В РАЗРЕЗЕ ВИДОВ УСЛУГ"

Дата документа26.06.2013
Статус документаДействует
МеткиПриказ

    

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

 

ПРИКАЗ
от 26 июня 2013 г. N 234

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБЪЕМЕ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ В РАЗРЕЗЕ ВИДОВ УСЛУГ

 
    В соответствии с пунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, приказываю:
    1. Утвердить официальную статистическую методологию формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг и ввести ее в действие с 1 января 2014 года.
    2. Признать утратившим силу с 1 января 2014 года:
    постановление Госкомстата России от 25 февраля 2000 г. N 15 "Об утверждении Методики определения общего объема платных услуг с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности";
    приказ Росстата от 23 июля 2009 г. N 147 "Об утверждении Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя "Объем платных услуг населению".
 

Временно исполняющий обязанности
руководителя Федеральной службы
государственной статистики
В.Н.ЗАБЕЛИН

 
 
 

Утверждена
Приказом Росстата
от 26.06.2013 N 234

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБЪЕМЕ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ В РАЗРЕЗЕ ВИДОВ УСЛУГ

 

Введение

 
    Настоящая Методология разработана в целях обеспечения формирования в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р (с изменениями), официальной статистической информации об объеме платных услуг населению. Она включает описание объекта статистического наблюдения, источников информации, статистического инструментария, методов сбора, контроля, редактирования и группировки первичных данных, методов досчета до полного круга, оценки точности формируемой официальной статистической информации об объеме платных услуг населению по видам услуг.
    Методология предназначена для использования территориальными органами государственной статистики исключительно для статистических целей - формирования официальной статистической информации о платных услугах населению.
 

1. Понятие услуг

 
    Услуги <1> - это результат производственной деятельности, осуществляемой по заказу в соответствии со спросом потребителя с целью изменения состояния потребляющих единиц или содействия обмену продуктами или финансовыми активами.
    


    <1> См. СНС-2008 (ST/ESA/STAT/SER.F/2/Rev/5), п. 6.17 - 6.22.
 
    Услуги не являются объектами, в отношении которых могут быть установлены права собственности. Они не могут предоставляться в отрыве от их производства и находиться в запасах у производителей.
    Изменения в состоянии, ради которых потребители услуг обращаются к производителям, могут принимать следующие формы:
    а) изменения в состоянии потребительских товаров (производители работают непосредственно с товарами и предметами, принадлежащими потребителям, осуществляя их транспортировку, чистку, ремонт или другие виды их трансформации);
    б) изменения в физическом состоянии отдельных лиц (производитель перевозит отдельных лиц, предоставляет им место проживания, обеспечивает их медицинским лечением, улучшает их внешний вид);
    с) изменения в интеллектуальном состоянии отдельных лиц (производитель предоставляет образование, информацию, консультации, развлечения или аналогичные услуги, предполагающие личный непосредственный контакт).
 
 
    РЕФЕРЕНТ: В электронном документе нумерация пунктов соответствует официальному источнику.
 
 
    Изменения в состоянии предполагают улучшения (поскольку услуга предоставляется в соответствии со спросом потребителя), которые материализуются либо в самих потребителях, либо в принадлежащих им объектах или предметах, и могут иметь кратковременный или длительный характер.
    Услуги, связанные с операциями по обмену, возникают в случае, когда институциональная единица, выступающая в качестве посредника, содействует передаче прав собственности на некий объект от одной институциональной единицы (производителя услуги) другой институциональной единице (потребителю услуги). При этом в качестве объекта собственности могут выступать товары, некоторые виды услуг, финансовые активы, объекты недвижимости, а также продукты, содержащие запас знаний.
    Продукты, содержащие запас знаний, охватывают предоставление, хранение, связь и распространение информации, консультации и развлечения. Они часто сохраняются в виде вещественных объектов (на бумажных носителях или в электронной форме), и поэтому в отношении них может быть установлено право собственности, они могут продаваться как товары, а потребители могут иметь доступ для получения этих знаний неоднократно.
 

Схема N 1

 

Распределение услуг по целям их предоставления потребителям

 

УСЛУГИ
Вызывающие изменения Связанные с обменными операциями
состояния потребительских товаров в физическом состоянии отдельных лиц в интеллектуальном состоянии отдельных лиц

 
    Все приведенные в настоящей Методологии понятия и определения используются исключительно в целях федерального статистического наблюдения за платными услугами населению.
 

2. Статистический показатель "Объем платных услуг населению"

 
    Статистический показатель "Объем платных услуг населению" отражает объем потребления гражданами различных видов услуг, оказанных им за плату. Он представляет собой денежный эквивалент объема услуг, оказанных резидентами российской экономики (юридическими лицами и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) гражданам Российской Федерации, а также гражданам других государств (нерезидентам), потребляющим те или иные услуги на территории Российской Федерации.
    Этот показатель формируется на основании данных форм федерального статистического наблюдения и оценки ненаблюдаемой деятельности на рынке услуг.
    Целью разработки показателя "Объем платных услуг населению" является формирование официальной статистической информации, используемой исключительно для:
    характеристики потребления населением различных видов услуг, предоставляемых на возмездной (платной) основе;
    макроэкономического прогнозирования в области платного обслуживания населения (постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2001 г. N 242 показатель "Объем платных услуг населению" включен в перечень показателей социально-экономического прогноза развития страны);
    расчетов конечного потребления услуг домашними хозяйствами при определении валового внутреннего продукта страны (валового регионального продукта субъекта Российской Федерации) методом использования доходов;
    составления баланса денежных доходов и расходов населения.
    Для использования в иных целях, в том числе фискальных, в качестве налогооблагаемой базы показатель "Объем платных услуг населению" не предназначен.
    Распределение учитываемых в составе объема платных услуг населению услуг по видам осуществляется в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОК 002-93), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163 (с изменениями и дополнениями) (далее - ОКУН).
    Официальная статистическая информация о платных услугах населению формируется в разрезе следующих групп:
    Бытовые услуги, в том числе:
    услуги по ремонту, окраске и пошиву обуви;
    услуги по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий;
    услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий;
    услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования;
    услуги по изготовлению и ремонту мебели;
    услуги по химической чистке и крашению;
    услуги прачечных;
    услуги по ремонту и строительству жилья и других построек;
    услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий;
    услуги бань, душевых и саун;
    парикмахерские и косметические услуги;
    ритуальные услуги;
    услуги предприятий по прокату;
    прочие виды бытовых услуг.
    Транспортные услуги.
    Услуги связи.
    Жилищные услуги.
    Коммунальные услуги.
    Услуги учреждений культуры.
    Туристские услуги.
    Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения.
    Услуги физической культуры и спорта.
    Медицинские услуги.
    Санаторно-оздоровительные услуги.
    Ветеринарные услуги.
    Услуги правового характера.
    Услуги системы образования.
    Социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам.
    Прочие виды платных услуг населению.
    Перечень услуг, учитываемых в составе каждой из перечисленных выше групп, приведен в приложении N 1 к настоящей Методологии.
    Периодичность разработки показателя "Объем платных услуг населению":
    годовая;
    ежемесячная (оперативные данные).
 

3. Федеральное статистическое наблюдение за платными услугами населению

 

3.1. Субъект официального статистического учета, осуществляющий формирование официальной статистической информации об объеме платных услуг населению

 
    Субъектом официального статистического учета, осуществляющим формирование официальной статистической информации об объеме платных услуг населению, является Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
 

3.2. Респонденты

 
    Респондентами, предоставляющими в органы государственной статистики первичные данные об объеме оказанных населению платных услуг, являются хозяйствующие субъекты. Ими могут быть непосредственные производители услуг, если они самостоятельно принимают от потребителя заказ, оказывают ему или членам его семьи услугу и получают за это непосредственно с потребителя (или от его работодателя) плату.
    В случае, когда производитель услуг привлекает на договорной основе третье лицо (посредника) для оформления заказа на свои услуги и получения платежа за них, респондентом, обязанным предоставлять сведения об объеме оказанных услуг, должен быть посредник, который владеет полной информацией о сумме внесенного потребителем платежа за оказанные услуги (с учетом посреднического вознаграждения). Производитель услуги в этом случае во избежание повторного счета предоставлять сведения не должен.
    В состав респондентов также входят нотариусы и адвокатские образования.
    При проведении федерального статистического наблюдения за платными услугами населению респонденты разделяются на следующие группы:
    юридические лица;
    индивидуальные предприниматели;
    нотариусы;
    адвокатские образования, включая адвокатские кабинеты.
    К группе юридических лиц относятся официально зарегистрированные организации и предприятия всех организационно-правовых форм и всех форм собственности, включая казенные и бюджетные учреждения, занимающиеся оказанием населению услуг за плату. Они подразделяются на следующие типы хозяйствующих субъектов:
    организации, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, средняя численность работников которых превышает 15 человек;
    организации, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, средняя численность работников которых меньше 15 человек;
    средние организации;
    малые предприятия (кроме микропредприятий);
    микропредприятия.
    Категория субъектов малого и среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
    Индивидуальные предприниматели согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" - физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица по оказанию населению платных услуг.
    Нотариусы согласно статье 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 - граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавшие квалификационный экзамен, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности. В части нотариальной деятельности показатель "услуги правового характера" соответствует нотариальному тарифу, взысканному с граждан, за совершение нотариальных действий, оказание услуг правового и технического характера.
    В отличие от других респондентов нотариусы сведения об оказанных населению платных услугах непосредственно в органы государственной статистики предоставлять не должны. Эта информация собирается через органы юстиции и в сводном виде предоставляется в Росстат Минюстом России.
    Адвокатские образования, согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", выступают в форме адвокатских кабинетов, коллегии адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций. Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет, который не является юридическим лицом.
 

3.3. Формы федерального статистического наблюдения

 
    Сведения об объеме платных услуг населению предоставляются респондентом территориальному органу Росстата на бланке формы федерального статистического наблюдения в соответствии с порядком, приведенным в указаниях по ее заполнению, не позднее указанного срока.
    Федеральное статистическое наблюдение за платными услугами населению ведется на основе следующих форм, отличающихся периодичностью разработки и кругом респондентов:
 

N и название формы Респонденты
Годовые  
N 1-услуги "Сведения об объеме платных услуг населению" юридические лица, за исключением микропредприятий, оказывающие платные услуги населению или владеющие информацией об объемах оказанных населению услуг другими организациями или индивидуальными предпринимателями, адвокатские образования, включая адвокатские кабинеты
N МП(микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия" юридические лица, потребительские кооперативы, являющиеся микропредприятиями, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
N 1-ИП(услуги) "Сведения об объеме платных услуг, оказанных населению индивидуальным предпринимателем" физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели)
Квартальные  
N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, а также некоммерческие организации всех форм собственности, осуществляющие производство товаров и услуг для реализации другим юридическим и физическим лицам, организации-заказчики, осуществляющие инвестиционную деятельность, средняя численность работников которых не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданскоправового характера
N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия" юридические лица, являющиеся малыми предприятиями в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", включая применяющих упрощенную систему налогообложения
Месячные  
приложение N 3 к форме N П-1 "Сведения об объеме платных услуг населению по видам" <*> юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), средняя численность работников которых превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, оказывающие платные услуги населению или владеющие информацией об объемах оказанных населению услуг другими организациями

 
    


    <*> Одновременно данные об объеме платных услуг населению отражаются по строке 28 формы N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг".
 
    Бланки форм федерального статистического наблюдения размещены на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.gks.ru/) в рубрике "Метаданные и нормативно-справочная информация".
 

3.4. Указания по заполнению респондентами в формах федерального статистического наблюдения показателя "Объем платных услуг населению"

 
    Указания по учету в формах федерального статистического наблюдения сведений об объеме платных услуг населению в кратком варианте помещены на бланках форм. Более подробные указания по заполнению респондентами показателя "Объем платных услуг населению" в формах приведены в приложении N 2 к настоящей Методологии.
 

3.5. Способы получения первичных статистических данных

 

3.5.1. Годовое статистическое наблюдение

 
    При годовом федеральном статистическом наблюдении за платными услугами населению сбор первичных статистических данных осуществляется комбинированным способом:
    от юридических лиц (кроме микропредприятий), адвокатских образований (включая адвокатские кабинеты) - путем сочетания сплошного и выборочного способов на основе формы N 1-услуги;
    от юридических лиц - микропредприятий - выборочным способом на основе формы N МП(микро);
    от индивидуальных предпринимателей - выборочным способом на основе ф. N 1-ИП(услуги).
    Кроме того, для формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению привлекаются данные административных источников:
    сведения о стоимости реализованных населению железнодорожных билетов (ОАО "Российские железные дороги");
    сведения о стоимости реализованных населению авиационных билетов (ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии");
    форма N 5-2 "Сведения о нотариальном сообществе и нотариальной деятельности в Российской Федерации" (Минюст России).
 

Юридические лица (кроме микропредприятий), адвокатские образования

 
    Организации, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства, адвокатские образования (включая адвокатские кабинеты) обследуются на сплошной основе, субъекты малого предпринимательства - выборочно.
    Основой для формирования выборочной совокупности хозяйствующих субъектов, оказывающих платные услуги населению, являются итоги сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, которое в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" проводится 1 раз в 5 лет.
    Построение выборочной совокупности организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства (за исключением микропредприятий), состоит из следующих этапов:
    1) из пообъектной Базы "Сплошного обследования субъектов малого и среднего предпринимательства" выгружаются малые предприятия (тип 1), у которых в резервном поле 3 стоит цифра "1". Для каждого предприятия выгружаются следующие реквизиты: код ОКАТО, код ОКПО, код ОКУН, показатель 2137300020001 (объем услуг), тип предприятия, наименование предприятия;
 

Таблица N 1

 

Список объектов наблюдения

 

N п/п Код ОКПО Код ОКАТО Код ОКУН Тип предприятия Объем платных услуг населению, тыс. рублей
1 2 3 4 5 6

 
    2) в списке могут быть единицы наблюдения, имеющие одинаковые коды ОКПО, т.е. одна и та же организация может оказывать одновременно несколько (2 - 3) видов услуг. Поэтому в списке оставляется только та единица наблюдения, у которой значение показателя (объем платных услуг населению) больше;
    3) на основании полученного списка организаций осуществляется их группировка по видам услуг - кодам ОКУН;
    4) производится ранжирование организаций от минимального значения к максимальному по показателю "Объем платных услуг населению";
    5) полученные ряды анализируются. Если количество организаций в сформированной группе менее 10, то они все включаются в наблюдение и в дальнейшем отборе не участвуют;
    6) из оставшихся организаций выбираются организации, у которых показатель "Объем платных услуг населению" имеет значительный удельный вес среди организаций региона и которые будут обследоваться на сплошной основе.
    Для этого отдельно для каждой подгруппы, количество организаций по которой более 10, выполняются следующие шаги:
    Шаг 1 - Рассчитываются статистические характеристики по каждой подгруппе (таблица N 2).
 

Таблица N 2

 

Расчет параметров для определения организаций, которые будут обследоваться на сплошной основе

 

Номер группы Вид услуг (код ОКУН) Число организаций, вошедших в группу N_iОбъем в среднем на одну организацию,_iСреднеквадратическое отклонение, _i_i + 3_i_i + 2_i
1 2 3 4 5 6 7

 
    Среднее значение объема платных услуг населению по i-му виду услуг ():
 

N_i  
 x_i 
_i =j = 1 , [1] где
N_i

 
     - объем платных услуг населению, оказанных j-ым предприятием по i-му виду услуг;
    N_i - число организаций региона по i-му виду услуг.
    Среднее квадратическое отклонение ():
 
    
 
    Шаг 2 - Отбираются организации, у которых показатель "Объем платных услуг населению" имеет значительный удельный вес среди организаций региона и которые будут обследоваться на сплошной основе наряду с организациями, не являющимися субъектами малого предпринимательства. К ним относятся организации, у которых объем платных услуг населению больше среднего значения объема платных услуг населению по данному виду услуг на три среднеквадратических отклонения:
 
    _i + 3
 
    Если количество организаций по виду услуг 200 и менее, то отбираются организации, у которых объем платных услуг населению больше среднего значения объема платных услуг населению по данному виду услуг на два среднеквадратических отклонения:
 
    _i + 2
 
    Отобранные таким образом организации добавляются в список организаций, которые будут обследоваться на сплошной основе.
    7) формируются основы выборки. (Количество основ выборки соответствует числу видов услуг, в которых требуется произвести отбор единиц совокупности, т.е. 30 видов услуг и 30 основ выборки).
    Из списка организаций по каждой группе исключаются все организации, отобранные на предыдущем этапе, которые будут обследоваться на сплошной основе. Количество оставшихся организаций и составляет генеральную совокупность (N), из которой производится отбор объектов обследования (n).
    8) метод отбора организаций, используемый для каждой подгруппы, зависит от имеющегося в регионе количества организаций. При выборе метода, используемого для отбора организаций по конкретному виду услуг, следует руководствоваться следующим:
    если количество организаций по виду услуг 50 и более, применяется типическая выборка;
    если количество организаций по виду услуг менее 50, то используется систематический отбор организаций из генеральной совокупности, так как в этом случае формирование типической выборки путем размещения по типическим группам неэффективно.
    9) формирование выборочной совокупности происходит по следующему алгоритму:
 

Алгоритм формирования систематической выборки

 
    Шаг 1 - Присваиваются порядковые номера от 1 до N_i элементам совокупности для каждой основы выборки (т.е. для каждого списка организаций).
    Шаг 2 - Для каждой основы выборки рассчитываются объем выборки (n_i) с заданным уровнем стандартной ошибки (по схеме из таблицы N 3):
 

    _i  
= 5%от _i( = )[3]
100
       

 
 

n_i = _i^2[4]
N_i x ^2+^2_i

 

Таблица N 3

 

Проектирование объема выборки организаций, оказывающих платные услуги населению

 

Наименование вида услуг (код ОКУН) и типа предприятий каждого списка Число организаций, вошедших в список Среднее значение показателя Объем выборки при заданной стандартной ошибке выборки
N_i_i = 5%
  = _i^5 
   100 
1 2 3 4
 

 
    Шаг 3 - Затем рассчитывается шаг отбора для каждого списка по i-му виду услуг:
 

h_i = N_i[5] ;где
n_i

 
    N_i - число организаций по i-му виду услуг;
    n_i- число отбираемых организаций по i-му виду услуг.
    В случае если рассчитанный объем выборки составляет 50% совокупности, то отбираются все единицы генеральной совокупности.
    Шаг 4 - Определяется для каждого списка начало отбора, находящееся в середине первого интервала отбора (a_1):
 

a_1 = h [6]
2

 
    Шаг 5 - Производится отбор организаций в соответствии с интервалом отбора, начиная с организации, попавшей в выборку первой:
 

a_2 = h+ h, [7]
2

 

a_3 = h+ 2h, [8]
2

 

a_4 = h+ 3h, [9]
2

 
    и т.д.
 

Алгоритм формирования типической выборки

 
    Шаг 1 - Рассчитываются статистические характеристики ряда для каждой основы выборки (в данном случае основой выборки являются списки предприятий по виду услуг и типу предприятия):
 

Таблица N 4

 

Статистические характеристики показателя проектирования типической выборки организаций региона, оказывающих платные услуги населению по видам услуг и типу предприятия

 

Наименование услуг (код ОКУН) каждого списка Число организаций, вошедших в список N_iОбъем платных услуг в среднем на одну организацию из списка, _iДисперсия, Средне-квадратическое отклонение, Коэффициент вариации, %
_i^2_iV_i = _ix100
_i
1 2 3 4 5 6

 
    Шаг 2 - Каждая основа выборки разбивается на типические (однородные группы).
    Разбивка на типические группы проводится путем последовательного бинарного деления упорядоченного ряда по средней на группы:
    меньше среднего значения показателя ( <_i);
    больше среднего значения показателя (>_i).
    Ранжированный по возрастанию ряд по i-му виду услуг делится на две группы:
    а) значение показателя (x_i ) меньше или равно среднему значению (_i ), т.е. x_i<=_i
    в) значение показателя (x_i ) превышает среднее значение (_i ), т.е. x_i >_i
 
 
    РЕФЕРЕНТ: В электронном документе нумерация пунктов соответствует официальному источнику.
 
 
    Для групп а) и в) рассчитываются статистические характеристики:
 
    (N_a, _a , _a^2, _a,V_a), (N_b, _b , _b^2, _b,V_b).
 
    В результате расчетов возможны два результата:
    коэффициент вариации равен 35% или менее 35%; в этом случае группа считается однородной и может быть использована в качестве типической группы;
    коэффициент вариации больше 35%; тогда необходимо повторение той же операции, т.е. каждая из групп N_a и N_b делится на две подгруппы:
    x_i меньше или равно _i (x_i <= _i);
    x_i больше _i (x_i < _i);.
    Затем рассчитываются статистические характеристики для каждой из полученных подгрупп:
 
    (N_aa, _aa , _aa^2, _aa,V_aa), (N_ab, _ab , _ab^2, _ab,V_ab).
    (N_ba, _ba , _ba^2, _ba,V_ba), (N_bb, _bb , _bb^2, _bb,V_bb).
 
    Вновь возможны два результата:
    коэффициент вариации меньше или равен 35%;
    коэффициент вариации больше 35%.
    Операция повторяется до того момента, пока вся генеральная совокупность (N_i) не будет разделена на группы, коэффициенты вариации (V_i) в которых не будут превышать 35%. Дробление прекращается в том случае, когда численность группы (N_ig)) будет равна или меньше 5 единиц независимо от величины коэффициента вариации. Полученные путем бинарного деления по средней однородные группы используются в качестве типических групп при проектировании выборочной совокупности.
    Если в результате деления образуется группа с одной единицей наблюдения, то она объединяется с предыдущей группой независимо от величины коэффициента вариации.
    Шаг 3 - По сформированным группам, у которых коэффициент вариации (V_i) равен или меньше 35%, строится интервальный ряд, и рассчитывается средняя из внутригрупповых дисперсий по i-му виду (таблица N 5):
 

k  
_ig^2 = (k) _ig^2 x N_ig. [10]
N_i

 

Таблица N 5

 

Распределение организаций, оказывающих платные услуги населению, по типическим группам
по __________________________
(виду услуг)

 

Номер типической группы Интервалы по объему платных услуг организаций, входящих в типическую группу Число организаций в g-ой группе Объем платных услуг в среднем на одну организацию
группы _ig
Дисперсия Коэффициент вариации,% Минимальное значение показателя Максимальное значение показателя
_ig^2V_ig =_igx100X_igminx_igmax
x_ig
1 2 3 4 5 6 7 8
гр. I
гр. II
гр. III

 
    Шаг 4 - Для проектирования выборочных совокупностей используется методология типической (стратифицированной) выборки с непропорциональным размещением. При непропорциональном размещении от каждой типической группы отбирается одинаковое количество единиц наблюдения.
    Для каждой основы выборки рассчитывается объем выборки (n_i) с заданными уровнями стандартной ошибки (по схеме таблицы N 6):
 

    _i^5  
= 5%от _i( = ),[11]
100
       

 

 k     
 k_i x _ig^2 x(N_ig)^2где [12]
n_i =g = 1N_i
^2 +k    
 N_ig_ig^2
 1N_i 

 
     _ig- среднее значение показателя проектирования по i-му виду услуг и g-ой типической группы;
    _ig^2 - дисперсия по i-му виду услуг и g-ой типической группы;
    N _ig- численность организаций по i-му виду услуг и g-ой типической группы;
    N_i- численность организаций по i-му виду услуг;
    k_i- количество типических групп по i-му виду услуг.
 

Таблица N 6

 

Проектирование объема выборки организаций, оказывающих платные услуги населению для каждой типической группы (g)

 

(непропорциональное размещение)

 

Номер типической группыЧисло организаций в каждой типической группеСреднее значение показателя Объем выборки при заданной стандартной ошибке выборки
N_ig_ig = 5%
 =_ig^5 
   100 
1 2 3 4
 

 
    Для размещения предпочтенного объема выборки n_ig по k_ig типическим группам рассчитывается объем выборки каждой типической группы

n_ig = n_i
k_i

 
    Затем рассчитывается шаг отбора для каждой g-ой типической группы по i-му виду услуг:
 

h_ig = N_ig, где
n_ig

 
    N_ig - число организаций по i-му виду услуг и g-ой типической группы;
    n_ig - число отбираемых организаций по i-му виду услуг и g-ой типической группы.
    При проведении отбора необходимо выполнение следующих условий:
    независимо от объема выборки в типической группе должно быть отобрано не менее двух единиц наблюдения;
    в случае если при проектировании объема выборки в выборку попадает более 50% совокупности, то отбираются все единицы генеральной совокупности;
    если при размещении по типическим группам расчетный объем выборки в g-ой типической группе превышает число организаций генеральной совокупности данной группы N_ig(n_ig > N_ig), то данная группа включается в выборку полностью;
    последняя организация последней типической группы включается в выборку.
    Проводится отбор организаций по всем основам выборки. Затем строится единый список отобранных организаций и проводится проверка на попадание одной и той же организации в разные списки.
 

Таблица N 7

 

Размещение объема выборочной совокупности организаций, оказывающих платные услуги населению региона по типическим группам
по __________________________________
(вид услуг)

 

Номер типической группы Интервалы типических групп (по объему услуг организаций, попавших в эти группы) Число организаций в g-й типической группе, Среднее значение объема платных услуг населению в g-й типической группе, Объем выборки в g-й типической группе, Шаг отбора, Начало отбора,
    a_1ig =h_ig 
N_ig_ign_igh_ig2 
1 2 3 4 5 6 7

 
    10) списки организаций, обследуемых на сплошной основе и отобранных по алгоритму (описанному в пункте 9) объединяются;
    11) на следующем этапе производится сопоставление списка организаций, полученного на основе выше описанной процедуры выборки, с перечнем организаций, в которых в настоящее время осуществляется сбор информации по приложению N 3 к форме N П-1, формам N N П-5(м), ПМ на предмет выявления тех, которые перестали заниматься оказанием платных услуг населению или были ликвидированы;
    12) проводится как количественный, так и качественный анализ организаций, которые не попали во вновь сформированную выборку. Осуществляется адаптация существующего перечня базовых организаций с новой выборочной совокупностью. При этом используется процедура "просеивания", в результате чего добавляются в выборку организации, необходимые для сбора информации в регионе.
    Территориальные органы государственной статистики вправе принимать решение о довключении в выборку организаций, являющихся стратегически важными для данного региона, т.е. используется процедура "просеивания" (например, принятие соответствующих нормативных актов по субъекту Российской Федерации, поручение местных органов власти и т.д.).
    Важным условием поддержания выборки в рабочем состоянии является ее постоянная адаптация к изменениям, происходящим в экономике региона. В этих условиях необходимо провести сопоставление организаций, включенных в выборку, с перечнем тех организаций, которые постоянно функционируют в сфере услуг.
    Сформированная выборочная совокупность используется в течение 5 лет (до проведения следующего сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства) с ежегодной актуализацией: выявляются выбывшие организации и заменяются организациями из той же типической группы. По истечении этого срока, т.е. после обработки итогов очередного сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, выборочная совокупность формируется заново.
    13) распространение данных выборочного обследования организаций, оказывающих платные услуги населению, производится на уровне субъекта Российской Федерации. На основании собранных данных по обследованным организациям составляются списки организаций по видам оказываемых услуг, типам предприятий, а в случае применения типической выборки и по типическим группам.
    Распространение осуществляется по средней и производится по программе таблицы N 8.
    По каждому из списков по показателю "Объем платных услуг населению" рассчитывается среднее значение на одну организацию:
 

=x. [13]
n

 
    Среднее значение показателя "Объем платных услуг населению" в выборке принимается соответствующим этим показателям в генеральной совокупности каждого списка.
    Оценка показателя "Объем платных услуг населению" в генеральной совокупности по каждому списку производится путем умножения среднего значения этого показателя на одну организацию в выборке () на число организаций в генеральной совокупности:
 
    X = x N [14]
 

Таблица N 8

 

Распространение (по средней) на генеральную совокупность данных выборочного обследования организаций (при типической выборке), оказывающих платные услуги населению (по спискам)

 

Номер типической группы Вид услуг (код ОКУН) организаций, вошедших в группу Численность организаций в типической группе Суммарное значение показателя объема платных услуг в выборке Распространенное значение показателя на генеральную совокупность
генеральной совокупности выборочной совокупности всего на одну организацию
N n x X
1 2 3 4 5 6 = 5 / 4 7 = 6 x 3

 
    Такая таблица строится для каждого списка.
    В случае систематической выборки строится таблица, аналогичная таблице N 8 для каждого списка, только без графы 1 и с одной строкой.
    Для получения общего объема показателя по генеральной совокупности в целом необходимо сложить распространенные значения показателей по всем спискам.
    После проведения обследования для характеристики точности оценок показателя "Объем платных услуг населению" рассчитывается дисперсия оценок по следующей формуле:
 

lk     
V() = N_ig x _ig^2 (1-N_ig); где [15]
n_ign_ig
 i = 1g = 1     

 
    V() = i g [N^2 / (n x (n - 1)) x (1 - n / N) x (x^2 -(x)^2/n)]; где [16]
 
    i - вид услуг;
    l - количество видов услуг;
    g - номер типической группы (слоя);
    k - количество типических групп;
    N_ij - число организаций в генеральной совокупности i-ого вида услуг в j-ой типической группе (слое);
    n_ij - число организаций в выборочной совокупности i-ого вида услуг в j-ой типической группе (слое);
    _ij^2 - дисперсия i-ого вида услуг в j-ой типической группе (слое).
 
    Расчет производится по следующей схеме:
 

Таблица N 9

 

Расчет дисперсии оценок

 

Код ОКПО Вид услуг по ОКУН N типической группы (слоя) Число организаций в типической группе (слое) Суммарное значение показателя объема платных услуг в выборке Дисперсия,  N_ig _ig^2(1-N_ig)
генеральной совокупности выборочной совокупности всего на одну организацию _ig^2n_ign_ig
1 2 3 4 5 б 7 8 9

 

Юридические лица - микропредприятия

 
    Первичные данные об объеме платных услуг, оказанных населению микропредприятиями, собираются на основе унифицированной формы федерального статистического наблюдения N МП-микро выборочным способом. При этом в форму N МП-микро включен показатель "Объем платных услуг населению" и из него выделяется только 4 вида платных услуг (бытовые, транспортные, туристские и медицинские услуги) и 1 вид бытовых услуг (техобслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования).
    После получения первичных данных по выборочной совокупности происходит распространение данных на генеральную совокупность. Распространение показателя "Объем платных услуг населению" и всех видов услуг, представленных в форме, происходит двумя способами:
    1-ый способ: на основе выборочной совокупности рассчитывается коэффициент распространения (количество микропредприятий из основы выборки делится на количество отчитавшихся предприятий), который умножается на объем платных услуг по отчитавшимся предприятиям. Для определения количества предприятий из основы выборки, оказывающих платные услуги населению, используются специальная сопоставительная таблица "Сбор кодов ОКВЭД-2007 по кодам ОКУН", приведенная в приложении N 3 к настоящей Методологии.
    2-ой способ: распространение показателя "Объем платных услуг населению" и всех видов услуг, представленных в форме, происходит аналогично остальным показателям, включенным в форму N МП-микро.
    При включении информации по объемам платных услуг, оказанных населению микропредприятиями, в разработку по форме N 1-услуги специалисты ТОГС самостоятельно принимают решение, какой из способов является предпочтительным с точки зрения достоверности полученных результатов и их непротиворечивости с ретроданными.
    Затем, учитывая, что на основе обработки и распространения данных по форме N МП-микро имеются сведения только по общему объему платных услуг и 5 видам, остальные виды услуг рассчитываются путем наложения видовой структуры по микропредприятиям, сложившейся по итогам последнего сплошного наблюдения за субъектами малого и среднего предпринимательства, на общий объем.
 

Индивидуальные предприниматели

 
    Отбор индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) для участия в федеральном статистическом наблюдении за платными услугами населению на выборочной основе производится в два этапа:
    1-этап:
    Из пообъектной Базы "Сплошного обследования субъектов малого и среднего предпринимательства" выгружается список индивидуальных предпринимателей, у которых в резервном поле 3 стоит "1". По каждому ИП выгружаются следующие реквизиты: код ОКАТО, ОКПО, код ОКУН, показатель 2113100020051 (выручка (с учетом налогов и аналогичных платежей) индивидуального предпринимателя от выполнения работ (услуг) по индивидуальным заказам населения), тип ИП, наименование ИП.
    2-этап:
    Если у ИП в списке несколько кодов ОКУН, то выбирается программными средствами тот вид услуг, который имеет наибольший объем.
    Далее полученный список программными средствами используется для построения выборочной совокупности по схеме, аналогичной с малыми организациями. ИП с типом 2 и 3 обследуются на сплошной основе, а с типами 1, 4, 8 - на выборочной. При этом тип 8 необходимо перекодировать в тип 1.
    Распространение данных выборочного обследования индивидуальных предпринимателей, оказывающих платные услуги населению, производится на уровне субъекта Российской Федерации аналогично распространению по малым предприятиям.
 

Данные административных источников

 
    Сведения об объеме оказанных населению платных услуг железнодорожного транспорта (стоимость проданных населению железнодорожных билетов) в целом по России и в распределении по субъектам Российской Федерации ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") предоставляет в Росстат ежемесячно. Росстат в этом же режиме доводит полученные сведения до своих территориальных органов. В годовую разработку эти сведения включаются по сумме двенадцати месяцев и приплюсовываются к данным ф. N 1-услуги по строке "транспортные услуги".
    Аналогичная схема предоставления сведений о реализованных авиабилетах установлена для ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии".
    Первичные данные о платных услугах, оказанных населению нотариусами (нотариальный тариф, взысканный с граждан, за совершение нотариальных действий, оказание услуг правового и технического характера), собираются органами юстиции, обобщаются и передаются ими в Минюст России, который в соответствии с Федеральным планом статистических работ осуществляет формирование официальной статистической информации о нотариальном сообществе и нотариальной деятельности в Российской Федерации (форма N 5-2).
    Минюст России предоставляет эту информацию в целом по России и в разрезе субъектов Российской Федерации в Росстат, который рассылает эти данные в территориальные органы государственной статистики для включения в разработку показателя "Объем платных услуг населению".
    По причине более поздних сроков предоставления Минюстом России сведений по форме N 5-2 в Росстат (1 сентября), чем срок формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению (20 июня), данные о платных услугах нотариусов учитываются в составе показателя "Объем платных услуг населению" с годовым опозданием.
 

3.5.2. Текущее статистическое наблюдение

 
    В ходе текущего года федеральное статистическое наблюдение за платными услугами населению осуществляется следующим образом:
    юридические лица, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства, средняя численность работников которых превышает 15 человек, предоставляют сведения ежемесячно на сплошной основе;
    ОАО "РЖД" предоставляет сведения о стоимости проданных населению железнодорожных билетов ежемесячно;
    ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" предоставляет сведения о стоимости проданных населению авиабилетов ежемесячно;
    юридические лица, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства, средняя численность работников которых меньше 15 человек, предоставляют сведения ежеквартально на сплошной основе;
    юридические лица - малые предприятия (кроме микропредприятий) предоставляют сведения ежеквартально на выборочной основе (только по общему объему платных услуг населению).
 

3.6. Объем платных услуг населению по наблюдаемому кругу хозяйствующих субъектов

 
    При разработке годовых данных объем платных услуг населению по наблюдаемому кругу хозяйствующих субъектов (Онб) определяется следующим образом:
 
    О_нб = О_ксм + О_мал + О_мк + О_ип, где [17]
 
    О_ксм - объем платных услуг населению, оказанных юридическими лицами, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, включая адвокатскими образованиями (за исключением адвокатских кабинетов <1>), нотариусами, ОАО "РЖД" и его дочерними компаниями, ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии", т.е. крупными, средними и мелкими организациями;
    


    <1> Здесь и далее к адвокатским образованиям в соответствии со статьей 20 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ относятся адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.
 
    О_мал - объем платных услуг населению, оказанных юридическими лицами - малыми предприятиями (кроме микропредприятий);
    О_мк - объем платных услуг населению, оказанных юридическими лицами - микропредприятиями;
    О_ип - объем платных услуг населению, оказанных индивидуальными предпринимателями и адвокатскими кабинетами.
    В месячных разработках объем платных услуг населению по наблюдаемому кругу хозяйствующих субъектов ограничивается данными, полученными после агрегирования отчетов по приложению N 3 к ф. N П-1, т.е. по кругу юридических лиц, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, средняя численность работников которых превышает 15 человек, и расчетов на основе сведений по квартальной форме N П-5(м) данных за отчетный месяц по кругу юридических лиц, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, со средней численностью работников меньше 15 человек:
 
    О_нб = О_кс + О_мел, где [18]
 
    О_кс - объем платных услуг населению, оказанных юридическими лицами, не относящимися к субъектам малого предпринимательства (включая адвокатские образования, за исключением адвокатских кабинетов), средняя численность работников которых превышает 15 человек (включая ОАО "РЖД" и его дочерними компаниями и нотариусами);
    О_мел - объем платных услуг населению, оказанных юридическими лицами, не относящимися к субъектам малого предпринимательства (включая адвокатские образования, за исключением адвокатских кабинетов), средняя численность работников которых меньше 15 человек.
    Оценка месячного объема платных услуг населению, оказанных юридическими лицами, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, со средней численностью работников меньше 15 человек (Омел), производится путем деления данных из раздела 3 отчета по форме N П-5(м) по коду 60 за последний имеющийся квартал на количество месяцев в квартале (т.е. на три).
    Предоставляемые ОАО "РЖД" и ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" сведения о стоимости проданных населению проездных билетов учитываются в объеме платных услуг населению с месячным опозданием. Например, в отчете за март данные за отчетный месяц (март) показываются в размере данных за февраль, а за предыдущий месяц (февраль) - за январь.
 

4. Оценка ненаблюдаемой деятельности по оказанию платных услуг населению

 
    Ненаблюдаемая деятельность в сфере услуг - это работа по оказанию платных услуг населению, которая не может быть учтена традиционными методами статистического наблюдения.
    С развитием и совершенствованием статистического учета границы ненаблюдаемой экономики сдвигаются. Происходит расширение области официально зарегистрированной деятельности в сфере услуг при одновременном уменьшении ненаблюдаемой ее части. Так, с вовлечением в рамки федерального статистического наблюдения индивидуальных предпринимателей деятельность этих хозяйствующих субъектов переместилась из области ненаблюдаемой деятельности в формальную сферу.
 

4.1. Используемые понятия

 
    В настоящей Методологии к ненаблюдаемой деятельности по оказанию платных услуг населению отнесена скрытая деятельность, незарегистрированная деятельность и неофициальная оплата услуг.
    Скрытая деятельность - деятельность официально зарегистрированных хозяйствующих субъектов, но скрытая от учета. Она охватывает деятельность тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые предоставили органам государственной статистики заниженные сведения об объемах оказанных населению платных услуг. В состав скрытой деятельности входит только сокрытый (не показанный в статистических формах) объем услуг этих хозяйствующих субъектов.
    Понятие незарегистрированной деятельности напрямую связано с понятием неформального сектора экономики. В качестве критерия определения единиц неформального сектора принят критерий отсутствия государственной регистрации в качестве юридического лица.
    Исходя из этого к занятым в неформальном секторе относятся следующие категории:
    граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица или на индивидуальной основе, независимо от того, имеют они или не имеют государственную регистрацию в качестве предпринимателя;
    лица, работающие в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые не зарегистрированы в качестве юридических лиц;
    лица, занятые оказанием профессиональных или технических услуг (частнопрактикующие врачи, репетиторы и т.п.), независимо от того, имеют они или не имеют государственную регистрацию в качестве предпринимателя без образования юридического лица;
    лица, занятые оказанием платных услуг по дому (горничные, сторожа, водители, гувернантки, няни, домашние повара, домашние секретари и т.п.);
    лица, работающие по найму у физических лиц, индивидуальных предпринимателей;
    лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров или услуг, если производимая продукция предназначена для реализации на рынке или обмена.
    Более подробное описание неформального сектора экономики приведено в Методологических положениях по проведению выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследований рабочей силы), утвержденных приказом Росстата от 21 декабря 2010 г. N 452 и размещенных на официальном Интернет-сайте Росстата в разделе "Рынок труда, занятость и заработная плата" под рубрикой "Трудовые ресурсы" (далее - Методологические положения по проведению обследований рабочей силы).
    В случае, когда перечисленные категории граждан занимаются оказанием платных услуг населению без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, статистические сведения об объемах оказанных ими населению платных услуг невозможно получить на основе традиционных методов сбора данных из-за отсутствия у государственных органов необходимой для этого информации об этих гражданах. Поэтому для целей настоящей Методологии вводится понятие незарегистрированной деятельности по оказанию платных услуг населению со следующим определением.
    Незарегистрированная деятельность - это оказание населению платных услуг гражданами без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а именно:
    гражданами, занимающимися оказанием платных услуг населению без образования юридического лица или на индивидуальной основе без государственной регистрации в качестве предпринимателя;
    лицами, занятыми оказанием профессиональных или технических услуг (частнопрактикующие врачи, репетиторы и т.п.), не имеющими государственной регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица;
    лицами, занятыми оказанием платных услуг по дому (горничные, сторожа, водители, гувернантки, няни, домашние повара, домашние секретари и т.п.);
    лицами, занятыми в домашнем хозяйстве оказанием услуг для реализации на рынке или обмена.
    При формировании официальной статистической информации о платных услугах населению не относятся к незарегистрированной деятельности услуги нотариусов и юридическая помощь адвокатов.
    Неофициальная оплата услуг - документально не оформленная плата за услуги (минуя кассу, сверх установленного тарифа, чаевые и т.п.), включая плату за аренду домов, квартир и других жилых помещений у частных лиц. Кроме того, при проведении месячного федерального статистического наблюдения к ненаблюдаемой деятельности следует отнести также деятельность официально зарегистрированных хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) по оказанию населению платных услуг, сведения о которой предоставляются в органы государственной статистики только с годовой периодичностью. К ней относится деятельность следующих типов хозяйствующих субъектов:
    юридические лица, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" являющиеся малыми предприятиями (за исключением микропредприятий), включая применяющих упрощенную систему налогообложения;
    юридические лица, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" являющиеся микропредприятиями;
    физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
    нотариусы;
    адвокатские кабинеты.
 

4.2. Методы оценки ненаблюдаемой деятельности по оказанию платных услуг населению

 
    Оценка ненаблюдаемой деятельности по оказанию платных услуг населению в абсолютном выражении производится по годовым данным, в отдельности по каждой ее составляющей и каждому виду услуг. По итогам этой оценки рассчитываются коэффициенты-соотношения, которые в дальнейшем используются для определения объема платных услуг населению по полному кругу хозяйствующих субъектов при проведении ежемесячного статистического наблюдения.
 

4.2.1. Оценка скрытой деятельности

 
    Неукоснительное соблюдение органами государственной статистики положений статьи 9 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" об обеспечении конфиденциальности первичных статистических данных, предоставляемых респондентами, использование этих данных исключительно в целях получения сводной статистической информации и размещение ее в открытом доступе только в агрегированном виде способствует росту доверия органам государственной статистики со стороны респондентов, отражению ими в формах федерального статистического наблюдения более полных сведений и таким образом сокращению размеров скрытой деятельности.
    Однако анализ получаемых статистических данных об объеме платных услуг населению, проверка их с помощью имеющихся в распоряжении органов государственной статистики приемов свидетельствует, что в ряде случаев продолжает иметь место предоставление респондентами сведений, не отражающих истинные размеры оказанных ими населению платных услуг.
    Выявить размер сокрытия на микроуровне в отсутствие такого инструмента, как проверки специалистами органов государственной статистики правильности занесения респондентами сведений в отчет на основе их сверки с данными первичного учета, весьма проблематично.
    В этих условиях единственной возможностью для определения объемов сокрытия платных услуг населению является их расчет на основе привлечения косвенных данных из различных источников, включая административные, распространения сложившихся по сопряженным показателям тенденций и соотношений на искомый показатель, а также использование приемов сравнительного анализа, экстраполяции, моделирования, экспертной оценки и т.п. Естественно, что такой подход предполагает некоторые условности и допуски.
    Понятие "объем сокрытия платных услуг населению" (О_сд) представляет собой разницу между фактическим объемом платных услуг населению (т.е. в действительности оказанных и оплаченных услуг) и их объемом, включенным респондентами в статистическую отчетность.
    Расчет объема сокрытия платных услуг населению производится отдельно по индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в ежегодном режиме по следующей формуле:
 
    О_сдi = O_нбi x K_ci , где [19]
 
    Осдi - объем сокрытия платных услуг населению по i-тому типу хозяйствующих субъектов;
    Oнбi - объем платных услуг населению по наблюдаемому кругу i-того типа хозяйствующих субъектов;
    Kci - коэффициент сокрытия по i-тому типу хозяйствующих субъектов;
    i - тип хозяйствующих субъектов: индивидуальные предприниматели (i = 1), юридические лица i = 2).
    При расчете объема сокрытия по индивидуальным предпринимателям объем платных услуг населению по наблюдаемому кругу равен Оип, при расчете по юридическим лицам - сумме Окс/мел + Омал + Омк.
    Коэффициент сокрытия объемов платных услуг населению по i-тому типу хозяйствующих субъектов (Kci) рассчитывается по следующей формуле:
 
    K_ci = Д_сi x _j , где [20]
 
    Дсi - доля респондентов, допускающих отражение в статистической отчетности неполных сведений;
    _j - средний уровень занижения данных респондентами, допускающими отражение в статистической отчетности неполных сведений по j-тому виду платных услуг населению;
    j - вид платных услуг населению.
 
    Для расчета доли респондентов, допускающих отражение в статистической отчетности неполных сведений (Дсi), следует воспользоваться данными по форме N 1-ККТ "Сведения о результатах контрольной работы налоговых органов по применению контрольно-кассовой техники", размещенными на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.nalog.ru) в разделе "Выбор сайта УФНС" в рубрике "Статистика".
    Раздел I этой формы содержит, в частности, следующие показатели:
 

единиц

 

Показатель Код строки Индивидуальные предприниматели Организации
Количество проведенных проверок 1050
Количество проверок, по которым установлены нарушения 1060
в том числе: неприменение ККТ (ст. 14.5 КоАП РФ) 1070
нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (ст. 15.1 КоАП РФ) 1080

 
    Использование этих данных для расчета осуществляется с допуском, что если у какой-то части хозяйствующих субъектов в ходе проводимых органами ФНС России проверок по применению контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) были установлены факты неприменения ККТ (код строки 1070) и/или нарушения порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций (код строки 1080), то такова же в пропорции и доля респондентов, указывающих в статистической отчетности неполные сведения.
    Однако прежде, чем эти данные включать в расчеты , следует скорректировать их с целью исключения повторного счета, т.к. у одного и того же хозяйствующего субъекта при проверке могут быть выявлены оба этих нарушения (поэтому данные по сумме кодов 1070, 1080 могут превышать данные по коду 1060).
    Корректировка производится путем уменьшения данных по каждому из этих трех кодов на приходящуюся на него долю разницы между их суммой и кодом 1060.
    Пример:
 

Показатель Код строки в ф. 1-ККТ Количество проверок, единиц Доля в сумме кодов 1070 и 1080 Распределение разницы по кодам, единиц Скорректированное количество проверок, единиц Искомая доля (Дс)
1 2 3 4 5 = гр. 4 x 98 6 = гр. 3 - гр. 5 7 = гр. 6 
гр.3 (код 1050)
Количество проведенных проверок 1050 50007 x x x x
Количество проверок, по которым установлены нарушения 1060 30782 x x x x
в том числе:
неприменение ККТ (ст. 14.5 КоАП РФ) 1070 26412 0,855 84 26328 x
нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (ст. 15.1 КоАП РФ) 1080 4468 0,145 14 4454 x
Сумма кодов 1070 и 1080 30880 1 98 30782 0,616
Разница между суммой кодов 1070 и 1080 и кодом 1060 98 x x x x

 
    Поскольку форма N 1-ККТ разрабатывается налоговыми органами в целом без распределения проверок по видам экономической деятельности, которыми занимаются проверяемые хозяйствующие субъекты, то условно принимается, что доля респондентов, не показывающих в статотчетности полные сведения, одинакова по всем видам услуг.
    Средний уровень занижения респондентами-нарушителями сведений в статистической отчетности (_j) - это среднее соотношение объемов сокрытия и объемов, включенных ими в статистическую отчетность. Измеряется в долях единицы, но при этом может быть и больше единицы, если сокрытие превышает объемы, показанные в статотчетности.
    Как указывалось выше, на микроуровне установить уровень сокрытия затруднительно. Поэтому следует использовать косвенные данные.
    Общеизвестно, что причина сокрытия объемов деятельности в умышленном занижении налогооблагаемой базы в целях ухода от налогов и получения более высокой прибыли. Исходя из этого, логично предположить, что уровень сокрытия объемов деятельности коррелирует со скрытой оплатой труда, средства для которой и образуются за счет этого.
    На макроуровне в целом по экономике производится оценка балансовым методом оплаты труда наемных работников с учетом скрытой оплаты труда и смешанных доходов. В целом по России в 2010 г. фактическая оплата труда превышала официальную на 39,6%. Исходя из этого, средний уровень занижения респондентами сведений в статистической отчетности в целом по экономике можно оценить в 0,396.
    Однако использование этого соотношения может служить лишь общим ориентиром при определении среднего уровня занижения сведений об объеме платных услуг населению в статотчетности, т.к. оно не учитывает ни территориальные различия, ни особенности видов деятельности по оказанию разных видов услуг.
    Для учета этих различий и особенностей в расчеты следует включить данные о среднемесячной начисленной заработной плате работников предприятий, которые разрабатываются в разрезе субъектов Российской Федерации, видов экономической деятельности и категорий хозяйствующих субъектов.
    При этом исходя из предположения, что на предприятиях, занимающихся производством одних и тех же видов услуг, уровень оплаты труда работников примерно одинаков, независимо от категории, к которой относится предприятие (среднее или малое), а также что вероятность сокрытия объемов деятельности наиболее высока в сфере малого бизнеса, условно принимается, что разница в данных о среднемесячной начисленной заработной плате работников по кругу средних предприятий и по кругу малых (без учета микропредприятий), в пропорции, соответствует среднему уровню занижения респондентами-нарушителями сведений по соответствующему виду услуг в статистической отчетности (_j).
    Формирование официальной статистической информации о среднемесячной начисленной заработной плате работников предприятий осуществляется на основе федерального статистического наблюдения по формам N П-4 (месячная) "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" (предоставляют юридические лица, кроме субъектов малого предпринимательства), N 1-Т (годовая) "Сведения о численности и заработной плате работников" (предоставляют юридические лица, кроме субъектов малого предпринимательства, не предоставляющие форму N П-4), N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия".
    Учитывая, что показатель среднемесячной начисленной заработной платы работников предприятий является относительным и на его основе будет рассчитываться также относительный показатель (соотношение), при выборе видов экономической деятельности по ОКВЭД, соответствующих выделяемым в статотчетности по платным услугам населению видам услуг, необязательно их полное совпадение по содержанию, достаточно использовать группировки ОКВЭД на уровне трех знаков (подклассы). Примерный перечень подклассов приводится в таблице N 10. При этом специалист ТОГС, осуществляющий расчеты объема сокрытия платных услуг населению, вправе произвести замену предложенного в таблице подкласса на другой подкласс, который также относится к данному виду услуг, с учетом специфики региона.
    Расчет _j производится по следующей схеме:
 

Таблица N 10

 

Подклассы экономической деятельности Среднемесячная начисленная заработная плата работников в ____ году, рублей Виды платных услуг населению Средний размер занижения респондентами сведений в статистической отчетности (_j)
средние предприятия малые предприятия
1 2 3 4 5 = (2 - 3) / 3
19.3. Производство обуви Услуги по ремонту, окраске и пошиву обуви
18.2. Производство одежды из текстильных материалов и аксессуаров одежды Услуги по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий
52.7. Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования Услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий
50.2. Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств Услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования
36.1. Производство мебели Услуги по изготовлению и ремонту мебели
93.0 Предоставление персональных услуг Услуги по химической чистке и крашению
93.0. Предоставление персональных услуг Услуги прачечных
45.2. Строительство зданий и сооружений Услуги по ремонту и строительству жилья и других построек
74.8. Предоставление различных видов услуг Услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий
93.0. Предоставление персональных услуг Услуги бань, душевых и саун
93.0. Предоставление персональных услуг Парикмахерские и косметические услуги
93.0. Предоставление персональных услуг Ритуальные услуги
71.4. Прокат бытовых изделий и предметов личного пользования Услуги предприятий по прокату
74.8. Предоставление различных видов услуг Прочие виды бытовых услуг
60.2. Деятельность прочего сухопутного транспорта Транспортные услуги
64. Связь Услуги связи
70.3. Предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом Жилищные услуги
40.3. Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) Коммунальные услуги
92.3. Прочая зрелищно-развлекательная деятельность Услуги учреждений культуры
63.3. Деятельность туристических агентств Туристские услуги
55.1. Деятельность гостиниц Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения
92.6. Деятельность в области спорта Услуги физической культуры и спорта
85.1. Деятельность в области здравоохранения Медицинские услуги
85.1. Деятельность в области здравоохранения Санаторно-оздоровительные услуги
85.2. Ветеринарная деятельность Ветеринарные услуги
74.1. Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием Услуги правового характера
80. Образование Услуги системы образования
85.3. Предоставление социальных услуг Социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам
70.3. Предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом Прочие виды платных услуг населению
72. Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий
74.1. Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием
74.4. Рекламная деятельность
В среднем по кодам 70.3, 72, 74.1, 74.4 x x

 
    По строке "прочие виды платных услуг населению" средний уровень занижения респондентами-нарушителями сведений в статистической отчетности берется на уровне среднеарифметической _j, рассчитанных по классам/подклассам с кодами 70.3, 72, 74.1, 74.4.
    Средний уровень занижения респондентами-нарушителями сведений в статистической отчетности (_j) рассчитывается только в разрезе видов услуг (без распределения по типам хозяйствующих субъектов), поэтому в расчет Ксi и по юридическим лицам и по индивидуальным предпринимателям берется одинаковое значение этого показателя.
    В случае если при расчете по данной схеме по какому-либо виду услуг получено отрицательное значени , специалист ТОГС, осуществляющий расчеты, вправе произвести его экспертную оценку на основе других доступных ему источников (например, путем замены подкласса экономической деятельности на другой, если данный вид платных услуг включает наряду с этим и другие подклассы, или взяв в расчеты разницу между данными соответственно по малым предприятиям (без микропредприятий) и микропредприятиям, или используя аналогичные данные по одному из близлежащих субъектов Российской Федерации, материалы региональных обследований, социологических опросов, если такие обследования проводились, на основе консультаций с экспертами, экономико-статистического анализа имеющихся сведений и т.д., или, в крайнем случае, поменяв местами в расчетах данные по средним и малым предприятиям, т.е. просто проигнорировав знак "-").
    Общий объем сокрытия платных услуг населению (Осд) определяется как сумма объемов сокрытий по индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам:
 

2  
О_сд = О_сдi [21]
 i=1  

 
    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 201-р Росстату поручено в целях формирования официальной статистической информации о межотраслевых связях и структурных пропорциях экономики Российской Федерации, а также повышения качества статистических и прогнозных расчетов макроэкономических показателей разработать базовые таблицы "затраты-выпуск" за 2011 год и в 2015 году представить их в Правительство Российской Федерации и в дальнейшем осуществлять их разработку на регулярной основе 1 раз в 5 лет.
    Базовые таблицы "затраты-выпуск", являясь составной частью Системы национальных счетов (СНС), представляют собой интегрированную систему макроэкономических показателей, всесторонне характеризующих структуру экономики в детализированном разрезе видов экономической деятельности и продукции. Они позволяют обеспечить более детальный анализ процесса производства и использования товаров и услуг, а также образования и использования доходов, создающихся в процессе производства.
    Одной из целей построения базовых таблиц "затраты-выпуск" является уточнение параметров ненаблюдаемой экономики в разрезе групп товаров и услуг на основе метода товарных потоков.
    В ходе построения этих таблиц производится масштабное сопоставление на макроуровне огромного массива статистической информации, что позволяет оценить степень надежности всех задействованных в этой работе сведений.
    Поэтому ожидается, что после разработки в 2015 году базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2011 год появится дополнительный инструмент для оценки точности производимых досчетов скрытой деятельности на рынке платных услуг населению.
 

4.2.2. Оценка незарегистрированной деятельности

 
    Оценка незарегистрированной деятельности производится с допуском, что имеющие государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя и не имеющие таковой граждане, занимающиеся оказанием населению одинаковых видов платных услуг, работают с одинаковой производительностью труда. Исходя из этого посыла объем платных услуг населению, оказанных незарегистрированными предпринимателями (Онд), определяется по формуле:
 
    О_нд = О_ип x С_нд, где [22]
 
    О_ип - объем платных услуг населению, оказанных индивидуальными предпринимателями, имеющими государственную регистрацию (формирование официальной статистической информации по этому показателю осуществляется на основе ф. N 1-ИП (услуги) в соответствии с п. 3.5.1 настоящей Методологии);
    С_нд - соотношение численности незарегистрированных предпринимателей к численности граждан, имеющих государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.
    Указанное соотношение (Снд) рассчитывается следующим образом:
 

С_ндЧ_нд, где [23]
(Ч_нф - Ч_нд)

 
    Ч_нф - численность занятых в неформальном секторе;
    Ч_нд - численность граждан, занимающихся оказанием платных услуг населению без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
    Численность занятых в неформальном секторе и численность граждан, занимающихся оказанием платных услуг населению без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, определяются на основе данных выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследований рабочей силы), которые проводятся во всех субъектах Российской Федерации с целью формирования официальной статистической информации о численности и составе экономически активного населения, занятых и безработных, экономически неактивного населения.
    Обследование проводится путем опроса населения интервьюерами по отобранным в выборку адресам и записи ответов на вопросы в бланк Анкеты. Опросу подлежат все лица в возрасте от 15 до 72 лет включительно. Обследуемым периодом является вторая неделя каждого месяца.
    Более подробная информация об этих обследованиях содержится в вышеуказанных Методологических положениях по проведению обследований рабочей силы. Бланк Анкеты утверждается приказом Росстата и находится в открытом доступе на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.gks.ru/).
    В данные о численности занятых в неформальном секторе экономики (Ч_нф) включаются данные о численности не только тех граждан, для которых работа в неформальном секторе является основным занятием (основная работа), но и тех граждан, для кого это дополнительный приработок (дополнительная работа).
    Совокупность тех, для кого это основная работа, формируется по следующим ответам на вопросы Анкеты N 19, 20, 33:
 

N вопроса в анкете Вопрос Нужные варианты ответов
N ответа Ответ
19. Скажите, пожалуйста, на прошлой неделе Ваша основная работа была: 3. В сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица
5. на индивидуальной основе
20. Работали ли Вы в качестве: 2. Владельца (совладельца) собственного предприятия или собственного дела
33. Назовите, пожалуйста, преобладающий вид деятельности структурного подразделения организации, в котором Вы работали на прошлой неделе, или собственного дела, если Вы занимались предпринимательской деятельностью или работали по найму у физических лиц, индивидуальных предпринимателей. Если в Вашей организации нет структурных подразделений, то укажите преобладающий вид деятельности организации. Должен быть указан один из видов экономической деятельности, перечисленных в таблице N 10 на стр. 32 - 34 <1>

 
    


    <1> Учитывая, что данные обследований рабочей силы участвуют в расчетах незарегистрированной деятельности по оказанию платных услуг населению не в абсолютном выражении, а в качестве относительных величин (в виде доли), при выборе видов экономической деятельности по ОКВЭД, соответствующих выделяемым в статотчетности по платным услугам населению видам услуг, необязательно их полное совпадение по содержанию, достаточно использовать группировки ОКВЭД на уровне трех знаков (подклассы).