Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 422. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минэкономразвития РФ от 30.11.2009 N 492 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОЧЕРЕДНОЙ ФИНАНСОВЫЙ ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД"

Дата документа30.11.2009
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Методические рекомендации

    

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 30 ноября 2009 г. N 492

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОЧЕРЕДНОЙ ФИНАНСОВЫЙ ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД

 
    В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. N 596 "О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3833) приказываю:
    Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
 

Министр
Э.С.НАБИУЛЛИНА

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минэкономразвития России
от 30.11.2009 N 492

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОЧЕРЕДНОЙ ФИНАНСОВЫЙ ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД

 

I. Общие положения

 
    1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 3 Правил разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. N 596 "О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3833) (далее - Правила), в целях методического обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по подготовке и представлению материалов, необходимых для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (далее - прогноз).
    2. Прогноз на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается ежегодно на три года.
    3. Прогноз разрабатывается в три этапа:
    3.1. На первом этапе в соответствии с пунктом 5 Правил разрабатываются сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации (далее - сценарные условия) и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (далее - основные параметры прогноза).
    Этап разработки сценарных условий и основных параметров прогноза обеспечивает потребность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в информации о предполагаемой динамике развития экономики в целом, важнейших внешних и внутренних условиях, в которых предстоит разрабатывать прогноз, включая основные направления экономической политики и механизмы проведения экономических преобразований.
    3.2. На втором этапе в соответствии с пунктами 22 и 23 Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе анализа сложившейся ситуации в экономике, тенденций ее развития, учитывая тенденции развития видов экономической деятельности, секторов, сфер экономики, и в соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза разрабатывают прогнозы развития видов экономической деятельности секторов, сфер экономики и субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
    3.3. На третьем этапе в соответствии с пунктами 33 и 34 Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают уточненные варианты прогноза видов экономической деятельности, секторов, сфер экономики и субъектов Российской Федерации на основании доведенных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период по результатам рассмотрения его в Правительстве Российской Федерации.
    4. Прогноз показателей социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается в нескольких вариантах по видам экономической деятельности.
 

II. Разработка показателей внешних и сопряженных с ними условий прогноза

 
    5. Для прогнозирования основных параметров развития мировой экономики используются данные о темпах роста мировой экономики, курсах основных валют, мировых ценах на энергоносители.
    Темпы роста мировой экономики, курсы основных мировых валют доллара США и евро на прогнозный период принимаются исходя из прогнозов международных финансовых организаций и иностранных государств.
    Экспорт сырой нефти, природного газа и нефтепродуктов прогнозируется в натуральном выражении по вариантам, различающимся возможностями нефте- и газодобычи, нефтепереработки, на основе разрабатываемых балансов топливно-энергетических ресурсов.
    При прогнозировании мировых цен на нефть используются данные международных агентств и организаций, специализирующихся на мониторинге и прогнозе мировых цен на нефть (КЭРА, Международный валютный фонд, Управление энергетической информации США, Всемирный банк и другие). При прогнозировании, в качестве базовых, учитываются усредненные мировые цены марки "Urals" котировочных агентств. Расчетные контрактные цены на нефть в дальнее зарубежье и страны СНГ прогнозируются исходя из складывающихся в отчетном периоде соотношений мировых и средних контрактных цен.
    Расчетные цены на природный газ в страны дальнего зарубежья определяются исходя из данных статистики внешней торговли, а также данных международных организаций. При определении прогнозных расчетных цен на природный газ в страны СНГ учитываются прогнозы ОАО "Газпром", а также договоренности и соглашения на межгосударственном уровне, тенденции и направления развития экономических связей с отдельными странами.
    6. Прогнозирование внешнеэкономической деятельности российской экономики основывается на анализе имеющейся таможенной статистики, подготавливаемой Федеральной таможенной службой (экспорт - в ценах ФОБ, импорт - в ценах СИФ), показателей платежного баланса Российской Федерации, разрабатываемых Центральным банком Российской Федерации, и статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики, прогнозов развития материального производства Российской Федерации на соответствующий период, динамики спроса на внутренних и внешних рынках.
    Для прогнозирования экспорта и импорта Российской Федерации по отдельным товарам или товарным группам используются: со странами дальнего зарубежья - данные таможенной статистики Федеральной таможенной службы, а со странами СНГ - данные таможенной статистики Федеральной таможенной службы и данные Федеральной службы государственной статистики о внешней торговле с Республикой Беларуссия. При прогнозировании следует учитывать создание таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, введение в действие с 1 января 2010 г. Единого таможенного тарифа, а также принятие единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли таможенного союза.
    В экспорте и импорте выделяются 11 аналитических товарных групп в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД России).
    Массив статистических данных и прогнозных оценок экспорта и импорта формируется по вариантам: по товарным группам - в стоимостных показателях; по важнейшим товарам - в количественных и стоимостных показателях. Перечень важнейших товаров уточняется ежегодно при разработке сценарных условий функционирования экономики и определении основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Динамика развития внешней торговли оценивается на основе внешних и внутренних факторов, воздействующих на внешнеэкономические связи в прогнозируемый период (также учитываются принятые решения, договоренности и мероприятия по расширению экономического сотрудничества с зарубежными странами).
    7. Прогноз динамики развития внешней торговли оценивается на основе внешних и внутренних факторов, воздействующих на внешнеэкономические связи в прогнозируемый период (также учитываются принятые решения, договоренности и мероприятия по расширению экономического сотрудничества с зарубежными странами).
    Внешние факторы:
    - темпы изменения мировой экономики;
    - параметры спроса и предложения на зарубежных рынках;
    - тенденции мировой конъюнктуры по основным товарным позициям и товарным группам российского экспорта и импорта;
    - условия доступа на внешние рынки (присоединение к ВТО, формирование единого экономического пространства, расширение Евросоюза, интеграционные процессы в СНГ, двусторонний торгово-политический режим).
    Внутренние факторы:
    - параметры спроса и предложения на внутреннем рынке;
    - конкурентоспособность отечественной продукции;
    - государственная экономическая политика.
    7.1. При прогнозе экспорта товаров по основным товарным группам учитываются, с одной стороны, производственные возможности выпуска продукции, доля экспорта в объеме отечественного производства и его возможные ограничения, в том числе со стороны роста внутреннего спроса, с другой стороны - состояние мировых рынков, на которых реализуется российский экспорт, уровень спроса и динамика мировых цен.
    Прогноз экспорта охватывает следующие товарные позиции:
    топливно-энергетические товары (нефть, нефтепродукты, природный газ, каменный уголь и др.);
    металлы (руды и концентраты железные, черные металлы, трубы стальные, медь рафинированная, никель необработанный, алюминий необработанный и др.);
    химическая продукция (удобрения, каучук синтетический и др.);
    лесобумажные товары (лесоматериалы обработанные и необработанные, фанера клееная, целлюлоза древесная, бумага и картон и др.);
    продовольствие (зерновые, рыба и рыбопродукты и др.);
    машины и оборудование (энергосиловое, транспортное и др.).
    7.2. Прогноз импорта товаров разрабатывается по основным товарным группам с выделением налогооблагаемого импорта в целом (без выделения групп).
    Импорт прогнозируется, учитывая возможности отечественного производства для внутреннего рынка, динамику реального эффективного курса рубля и исходя из динамики трех видов внутреннего спроса:
    - потребительского;
    - инвестиционного;
    - спроса на промежуточную продукцию (сырья, материалов, комплектующих).
    Прогноз импорта товаров охватывает следующие товарные позиции:
    - продовольствие (зерновые, мясо, изделия из мяса, рыба и рыбная продукция, молоко и молочные продукты, кофе, чай, масла растительные, сахар-сырец, сахар белый и др.);
    - промышленное сырье и материалы (руды и концентраты алюминиевые, черные металлы и изделия из них и др.);
    - химическая продукция (лекарственные средства, химические средства защиты растений и др.);
    - потребительские товары, кроме позиции "машины и оборудование" (одежда, обувь, ткани, волокно хлопковое, мебель и др.);
    - машины и оборудование (электроника, транспортное оборудование и др.).
    В течение года из-за изменения базовых условий (мировых цен, оценок добычи и производства газа, нефти, нефтепродуктов, валютного курса, статистических данных об экспорте и импорте товаров) Минэкономразвития России выполняются расчеты по корректировке основных показателей внешнеэкономической деятельности.
 

III. Прогноз ценовых показателей

 
    8. В состав прогноза социально-экономического развития Российской Федерации включены ценовые показатели, характеризующие систему цен в стране:
    а) индекс потребительских цен (инфляция);
    б) предельные параметры роста цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий;
    в) индексы цен производителей (ИЦП) и индексы-дефляторы цен по важнейшим видам экономической деятельности.
    При разработке прогноза ценовых показателей используется системный подход, т.е. все показатели взаимоувязаны между собой, а расчеты выполняются как последовательно, так и параллельно.
    9. Основным показателем, характеризующим динамику инфляционных процессов на потребительском рынке, является индекс потребительских цен (ИПЦ). Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода. При вычислении индекса учитываются товары и услуги, составляющие набор товаров и услуг (потребительскую корзину), приобретаемую типичным городским семейным хозяйством. Данный показатель носит целевой характер и входит в состав сценарных условий для формирования вариантов развития экономики на кратко- и среднесрочный периоды.
    Основной модельный инструментарий прогноза инфляции разработан на основе метода эконометрического оценивания, при этом наряду с регрессионными моделями используются другие методики, в том числе ВАР, скользящие регрессии, разложение вариаций (модель приведена в приложении).
    Исходными данными для построения модели и проведения прогнозных расчетов служат ежемесячные/квартальные данные:
    показатели отчетов Росстата и банковской статистики;
    данные о повышении цен и регулируемых тарифов на продукцию естественных монополий (газ и грузовые железнодорожные перевозки, на электроэнергию) (данные с 1999 года прогнозов социально-экономического развития, рассчитываемые Минэкономразвития России на основе данных ФСТ России и Росстата);
    варианты изменения цен и тарифов в среднем для всех категорий потребителей на продукцию естественных монополий на прогнозируемый период;
    варианты параметров денежной политики, номинального обменного курса рубля;
    варианты динамики реальных денежных доходов населения, номинального ВВП по годам, рассчитываемые при построении основных параметров прогноза социально-экономического развития.
    Весомым каналом, транслирующим рост регулируемых тарифов в индекс потребительских цен, является динамика цен на платные услуги населению: тарифы на теплоэнергию, отдельные услуги связи, пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, а также городским пассажирским транспортом, регулируемые местными органами власти.
    В процессе анализа исследуется и прогнозируется структура ИПЦ, которые, в свою очередь, подразделяются на группы товаров, на которые регулируются и не регулируются цены. При этом оцениваются сезонные колебания в динамике цен и структуре инфляции, в том числе зависимых от внешних факторов и колебаний обменного курса, и проектируемых мер по регулированию отдельных товарных рынков.
    Для оценки вклада роста цен составляющих ИПЦ на последующие периоды прогнозируется структура потребительских расходов населения по годам: расходы населения за базовый период пересчитываются с учетом проектируемых динамики цен на основные товарные группы и прогноза изменений в структуре расходов населения на период прогноза в зависимости от роста реальных доходов населения (по эластичности спроса на продовольственные и непродовольственные товары и платные услуги населения).
    Прогноз ценовых показателей основывается на сценарных условиях прогноза социально-экономического развития России, анализе целей, задач и мер макроэкономической, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, денежных доходов населения, мер структурной политики и других мер на прогнозируемый и за предшествующие периоды; анализе факторов, определивших систему цен в предшествующем периоде в целом и на основных товарных рынках, и уровня инфляции, темпов экономического роста; цен на основные товары экспорта/импорта мировых цен на нефть, внутренних цен на товары и услуги естественных монополий и др. Процесс прогнозирования имеет циклический характер. Спецификация моделей, используемых при прогнозировании инфляции, корректируется по мере обновления и поступления новой статистической информации, уточнения параметров тарифной политики, политики денежных доходов населения, определения и уточнения целевых макроэкономических и других показателей, оказывающих влияние на инфляцию.
    10. Для адекватной оценки факторов, формирующих инфляцию, в целях повышения эффективности денежно-кредитного и тарифного регулирования Центральным банком Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, Росстатом используется базовый индекс потребительских цен (БИПЦ). Базовый индекс потребительских цен исключает краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер. Цель его расчета состоит в выявлении наиболее устойчивой динамики цен, не подверженной воздействиям сезонных шоков и ценовой политики федеральных и региональных органов власти.
    Основным подходом к исчислению базовой инфляции является исключение из расчета общего индекса инфляции изменения цен на отдельные виды товаров и услуг, подверженные существенным колебаниям цен, не связанных с общим фоновым уровнем инфляции: исключается плодоовощная продукция, так как колебания цен на нее имеют ярко выраженный сезонный характер; цены на топливо (включая бензин), из платных услуг - отдельные услуги пассажирского транспорта, услуги связи, практически все виды жилищно-коммунальных услуг, отдельные виды услуг правового характера и банков.
    11. Прогнозирование предельных параметров роста цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий (цены на газ, тарифы и цены на электроэнергию, на перевозки железнодорожного транспорта для населения и остальных категорий потребителей) осуществляется в зависимости от целевых установок и задач в сферах деятельности монополий и применяемой модели регулирования цен (тарифов).