Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 308. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минэкономразвития РФ от 30.11.2009 N 492 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОЧЕРЕДНОЙ ФИНАНСОВЫЙ ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД"

Дата документа30.11.2009
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Методические рекомендации

    

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 30 ноября 2009 г. N 492

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОЧЕРЕДНОЙ ФИНАНСОВЫЙ ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД

 
    В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. N 596 "О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3833) приказываю:
    Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
 

Министр
Э.С.НАБИУЛЛИНА

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минэкономразвития России
от 30.11.2009 N 492

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОЧЕРЕДНОЙ ФИНАНСОВЫЙ ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД

 

I. Общие положения

 
    1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 3 Правил разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. N 596 "О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3833) (далее - Правила), в целях методического обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по подготовке и представлению материалов, необходимых для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (далее - прогноз).
    2. Прогноз на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается ежегодно на три года.
    3. Прогноз разрабатывается в три этапа:
    3.1. На первом этапе в соответствии с пунктом 5 Правил разрабатываются сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации (далее - сценарные условия) и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (далее - основные параметры прогноза).
    Этап разработки сценарных условий и основных параметров прогноза обеспечивает потребность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в информации о предполагаемой динамике развития экономики в целом, важнейших внешних и внутренних условиях, в которых предстоит разрабатывать прогноз, включая основные направления экономической политики и механизмы проведения экономических преобразований.
    3.2. На втором этапе в соответствии с пунктами 22 и 23 Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе анализа сложившейся ситуации в экономике, тенденций ее развития, учитывая тенденции развития видов экономической деятельности, секторов, сфер экономики, и в соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза разрабатывают прогнозы развития видов экономической деятельности секторов, сфер экономики и субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
    3.3. На третьем этапе в соответствии с пунктами 33 и 34 Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают уточненные варианты прогноза видов экономической деятельности, секторов, сфер экономики и субъектов Российской Федерации на основании доведенных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период по результатам рассмотрения его в Правительстве Российской Федерации.
    4. Прогноз показателей социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается в нескольких вариантах по видам экономической деятельности.
 

II. Разработка показателей внешних и сопряженных с ними условий прогноза

 
    5. Для прогнозирования основных параметров развития мировой экономики используются данные о темпах роста мировой экономики, курсах основных валют, мировых ценах на энергоносители.
    Темпы роста мировой экономики, курсы основных мировых валют доллара США и евро на прогнозный период принимаются исходя из прогнозов международных финансовых организаций и иностранных государств.
    Экспорт сырой нефти, природного газа и нефтепродуктов прогнозируется в натуральном выражении по вариантам, различающимся возможностями нефте- и газодобычи, нефтепереработки, на основе разрабатываемых балансов топливно-энергетических ресурсов.
    При прогнозировании мировых цен на нефть используются данные международных агентств и организаций, специализирующихся на мониторинге и прогнозе мировых цен на нефть (КЭРА, Международный валютный фонд, Управление энергетической информации США, Всемирный банк и другие). При прогнозировании, в качестве базовых, учитываются усредненные мировые цены марки "Urals" котировочных агентств. Расчетные контрактные цены на нефть в дальнее зарубежье и страны СНГ прогнозируются исходя из складывающихся в отчетном периоде соотношений мировых и средних контрактных цен.
    Расчетные цены на природный газ в страны дальнего зарубежья определяются исходя из данных статистики внешней торговли, а также данных международных организаций. При определении прогнозных расчетных цен на природный газ в страны СНГ учитываются прогнозы ОАО "Газпром", а также договоренности и соглашения на межгосударственном уровне, тенденции и направления развития экономических связей с отдельными странами.
    6. Прогнозирование внешнеэкономической деятельности российской экономики основывается на анализе имеющейся таможенной статистики, подготавливаемой Федеральной таможенной службой (экспорт - в ценах ФОБ, импорт - в ценах СИФ), показателей платежного баланса Российской Федерации, разрабатываемых Центральным банком Российской Федерации, и статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики, прогнозов развития материального производства Российской Федерации на соответствующий период, динамики спроса на внутренних и внешних рынках.
    Для прогнозирования экспорта и импорта Российской Федерации по отдельным товарам или товарным группам используются: со странами дальнего зарубежья - данные таможенной статистики Федеральной таможенной службы, а со странами СНГ - данные таможенной статистики Федеральной таможенной службы и данные Федеральной службы государственной статистики о внешней торговле с Республикой Беларуссия. При прогнозировании следует учитывать создание таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, введение в действие с 1 января 2010 г. Единого таможенного тарифа, а также принятие единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли таможенного союза.
    В экспорте и импорте выделяются 11 аналитических товарных групп в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД России).
    Массив статистических данных и прогнозных оценок экспорта и импорта формируется по вариантам: по товарным группам - в стоимостных показателях; по важнейшим товарам - в количественных и стоимостных показателях. Перечень важнейших товаров уточняется ежегодно при разработке сценарных условий функционирования экономики и определении основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Динамика развития внешней торговли оценивается на основе внешних и внутренних факторов, воздействующих на внешнеэкономические связи в прогнозируемый период (также учитываются принятые решения, договоренности и мероприятия по расширению экономического сотрудничества с зарубежными странами).
    7. Прогноз динамики развития внешней торговли оценивается на основе внешних и внутренних факторов, воздействующих на внешнеэкономические связи в прогнозируемый период (также учитываются принятые решения, договоренности и мероприятия по расширению экономического сотрудничества с зарубежными странами).
    Внешние факторы:
    - темпы изменения мировой экономики;
    - параметры спроса и предложения на зарубежных рынках;
    - тенденции мировой конъюнктуры по основным товарным позициям и товарным группам российского экспорта и импорта;
    - условия доступа на внешние рынки (присоединение к ВТО, формирование единого экономического пространства, расширение Евросоюза, интеграционные процессы в СНГ, двусторонний торгово-политический режим).
    Внутренние факторы:
    - параметры спроса и предложения на внутреннем рынке;
    - конкурентоспособность отечественной продукции;
    - государственная экономическая политика.
    7.1. При прогнозе экспорта товаров по основным товарным группам учитываются, с одной стороны, производственные возможности выпуска продукции, доля экспорта в объеме отечественного производства и его возможные ограничения, в том числе со стороны роста внутреннего спроса, с другой стороны - состояние мировых рынков, на которых реализуется российский экспорт, уровень спроса и динамика мировых цен.
    Прогноз экспорта охватывает следующие товарные позиции:
    топливно-энергетические товары (нефть, нефтепродукты, природный газ, каменный уголь и др.);
    металлы (руды и концентраты железные, черные металлы, трубы стальные, медь рафинированная, никель необработанный, алюминий необработанный и др.);
    химическая продукция (удобрения, каучук синтетический и др.);
    лесобумажные товары (лесоматериалы обработанные и необработанные, фанера клееная, целлюлоза древесная, бумага и картон и др.);
    продовольствие (зерновые, рыба и рыбопродукты и др.);
    машины и оборудование (энергосиловое, транспортное и др.).
    7.2. Прогноз импорта товаров разрабатывается по основным товарным группам с выделением налогооблагаемого импорта в целом (без выделения групп).
    Импорт прогнозируется, учитывая возможности отечественного производства для внутреннего рынка, динамику реального эффективного курса рубля и исходя из динамики трех видов внутреннего спроса:
    - потребительского;
    - инвестиционного;
    - спроса на промежуточную продукцию (сырья, материалов, комплектующих).
    Прогноз импорта товаров охватывает следующие товарные позиции:
    - продовольствие (зерновые, мясо, изделия из мяса, рыба и рыбная продукция, молоко и молочные продукты, кофе, чай, масла растительные, сахар-сырец, сахар белый и др.);
    - промышленное сырье и материалы (руды и концентраты алюминиевые, черные металлы и изделия из них и др.);
    - химическая продукция (лекарственные средства, химические средства защиты растений и др.);
    - потребительские товары, кроме позиции "машины и оборудование" (одежда, обувь, ткани, волокно хлопковое, мебель и др.);
    - машины и оборудование (электроника, транспортное оборудование и др.).
    В течение года из-за изменения базовых условий (мировых цен, оценок добычи и производства газа, нефти, нефтепродуктов, валютного курса, статистических данных об экспорте и импорте товаров) Минэкономразвития России выполняются расчеты по корректировке основных показателей внешнеэкономической деятельности.
 

III. Прогноз ценовых показателей

 
    8. В состав прогноза социально-экономического развития Российской Федерации включены ценовые показатели, характеризующие систему цен в стране:
    а) индекс потребительских цен (инфляция);
    б) предельные параметры роста цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий;
    в) индексы цен производителей (ИЦП) и индексы-дефляторы цен по важнейшим видам экономической деятельности.
    При разработке прогноза ценовых показателей используется системный подход, т.е. все показатели взаимоувязаны между собой, а расчеты выполняются как последовательно, так и параллельно.
    9. Основным показателем, характеризующим динамику инфляционных процессов на потребительском рынке, является индекс потребительских цен (ИПЦ). Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода. При вычислении индекса учитываются товары и услуги, составляющие набор товаров и услуг (потребительскую корзину), приобретаемую типичным городским семейным хозяйством. Данный показатель носит целевой характер и входит в состав сценарных условий для формирования вариантов развития экономики на кратко- и среднесрочный периоды.
    Основной модельный инструментарий прогноза инфляции разработан на основе метода эконометрического оценивания, при этом наряду с регрессионными моделями используются другие методики, в том числе ВАР, скользящие регрессии, разложение вариаций (модель приведена в приложении).
    Исходными данными для построения модели и проведения прогнозных расчетов служат ежемесячные/квартальные данные:
    показатели отчетов Росстата и банковской статистики;
    данные о повышении цен и регулируемых тарифов на продукцию естественных монополий (газ и грузовые железнодорожные перевозки, на электроэнергию) (данные с 1999 года прогнозов социально-экономического развития, рассчитываемые Минэкономразвития России на основе данных ФСТ России и Росстата);
    варианты изменения цен и тарифов в среднем для всех категорий потребителей на продукцию естественных монополий на прогнозируемый период;
    варианты параметров денежной политики, номинального обменного курса рубля;
    варианты динамики реальных денежных доходов населения, номинального ВВП по годам, рассчитываемые при построении основных параметров прогноза социально-экономического развития.
    Весомым каналом, транслирующим рост регулируемых тарифов в индекс потребительских цен, является динамика цен на платные услуги населению: тарифы на теплоэнергию, отдельные услуги связи, пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, а также городским пассажирским транспортом, регулируемые местными органами власти.
    В процессе анализа исследуется и прогнозируется структура ИПЦ, которые, в свою очередь, подразделяются на группы товаров, на которые регулируются и не регулируются цены. При этом оцениваются сезонные колебания в динамике цен и структуре инфляции, в том числе зависимых от внешних факторов и колебаний обменного курса, и проектируемых мер по регулированию отдельных товарных рынков.
    Для оценки вклада роста цен составляющих ИПЦ на последующие периоды прогнозируется структура потребительских расходов населения по годам: расходы населения за базовый период пересчитываются с учетом проектируемых динамики цен на основные товарные группы и прогноза изменений в структуре расходов населения на период прогноза в зависимости от роста реальных доходов населения (по эластичности спроса на продовольственные и непродовольственные товары и платные услуги населения).
    Прогноз ценовых показателей основывается на сценарных условиях прогноза социально-экономического развития России, анализе целей, задач и мер макроэкономической, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, денежных доходов населения, мер структурной политики и других мер на прогнозируемый и за предшествующие периоды; анализе факторов, определивших систему цен в предшествующем периоде в целом и на основных товарных рынках, и уровня инфляции, темпов экономического роста; цен на основные товары экспорта/импорта мировых цен на нефть, внутренних цен на товары и услуги естественных монополий и др. Процесс прогнозирования имеет циклический характер. Спецификация моделей, используемых при прогнозировании инфляции, корректируется по мере обновления и поступления новой статистической информации, уточнения параметров тарифной политики, политики денежных доходов населения, определения и уточнения целевых макроэкономических и других показателей, оказывающих влияние на инфляцию.
    10. Для адекватной оценки факторов, формирующих инфляцию, в целях повышения эффективности денежно-кредитного и тарифного регулирования Центральным банком Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, Росстатом используется базовый индекс потребительских цен (БИПЦ). Базовый индекс потребительских цен исключает краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер. Цель его расчета состоит в выявлении наиболее устойчивой динамики цен, не подверженной воздействиям сезонных шоков и ценовой политики федеральных и региональных органов власти.
    Основным подходом к исчислению базовой инфляции является исключение из расчета общего индекса инфляции изменения цен на отдельные виды товаров и услуг, подверженные существенным колебаниям цен, не связанных с общим фоновым уровнем инфляции: исключается плодоовощная продукция, так как колебания цен на нее имеют ярко выраженный сезонный характер; цены на топливо (включая бензин), из платных услуг - отдельные услуги пассажирского транспорта, услуги связи, практически все виды жилищно-коммунальных услуг, отдельные виды услуг правового характера и банков.
    11. Прогнозирование предельных параметров роста цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий (цены на газ, тарифы и цены на электроэнергию, на перевозки железнодорожного транспорта для населения и остальных категорий потребителей) осуществляется в зависимости от целевых установок и задач в сферах деятельности монополий и применяемой модели регулирования цен (тарифов).
    Для прогнозирования цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий проводится анализ отчетов, финансовых планов для всех субъектов естественных монополий по отдельным статьям затрат, учитываются размеры необходимых инвестиций.
    При этом, прежде всего, учитывается влияние роста цен на газ на затраты в электро- и теплоэнергетике; организаций ЖКХ.
    Прогноз роста тарифов на услуги организаций ЖКХ, входящих в состав потребительской корзины, осуществляется на основе модели "затраты +" по каждому виду услуг.
    Основным методом регулирования тарифов на электро- и теплоэнергию, железнодорожные перевозки цен является метод "затраты +". Основная суть его заключается в том, что рост тарифов на период прогноза определяется из объема валовой выручки, необходимой для покрытия прогнозируемого уровня издержек и прибыли (НВВ) с учетом инвестиций за счет тарифов. С этой целью по каждому субъекту (либо виду экономической деятельности естественных монополий) затраты определяются поэлементно в зависимости от прогнозируемого роста цен (ИПЦ, ИЦП по видам деятельности) и других макроэкономических показателей прогноза на основе анализа отчетности субъектов за несколько лет, при этом при необходимости производится оптимизация статей. Далее определяется НВВ с учетом прибыли и прогнозируемой динамики производства и на ее основе рост тарифов. После этого идет разбиение параметров роста тарифов по отдельным категориям (население и остальные потребители) в зависимости от сокращения масштабов перекрестного субсидирования и других факторов.
    Далее осуществляется оценка влияния параметров роста цен и тарифов на инфляцию в целом на модели инфляции и по структуре, в частности на рост тарифов на услуги организаций ЖКХ. В случае превышения целевого уровня инфляции параметры роста тарифов подвергаются корректировке, при этом либо определяются размеры необходимых дотаций, либо дефицита финансовых ресурсов и коррекции инвестиций.