Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 372. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (Приложения)

Дата документа31.03.1997
Статус документаДействует
МеткиПрограмма · Постановление

    

Приложение N 1
к Программе Правительства
Российской Федерации
"Структурная перестройка
и экономический рост в
1997 - 2000 годах"

 
 
    РЕФЕРЕНТ: Постановление Правительства РФ от 31.03.97 N 360 включено в базу отдельным документом
 
 

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ В ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ

 

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА

 

1. Состояние отрасли

 
    За 1991 - 1995 годы вводы генерирующих мощностей на электростанциях страны составили 8,7 млн. кВт, в том числе на Балаковской АЭС - 1,0 млн. кВт, а демонтаж устаревшего оборудования - 3,8 млн. кВт. При этом установленная мощность электростанций России на 1 января 1996 года увеличилась по сравнению с 1990 годом только на 3,8 млн. кВт и составила 215 млн. кВт, в том числе мощность ТЭС - 150 млн. кВт, ГЭС - 44 млн. кВт и АЭС - 21,3 млн. кВт.
    Единая энергетическая система с установленной мощностью электростанций 192 млн. кВт обеспечивает электроэнергией 98% потребителей страны. Централизованная система управления и режимов работы ЕЭС России осуществляется Центральным диспетчерским управлением.
    На конец 1996 г. ЕЭС России объединяла на параллельную работу 68 из 73 энергосистем. Объединенная энергосистема Востока работает изолированно от ЕЭС России. Параллельно с ЕЭС России работают энергосистемы Казахстана, Украины, Закавказья, Белоруссии и Финляндии. От сетей ЕЭС России осуществляется электроснабжение отдельных потребителей Норвегии, Монголии и Китая.
    Производство электроэнергии в России в 1996 году составило 847 млрд. кВт/ч против 1082,5 млрд. кВт/ч в 1990 году, т.е. уменьшилось на 22%. При этом по АЭС производство составило 109 млрд. кВт/ч против 118,3 млрд. кВт/ч в 1990 году и уменьшилось на 8%.
    За последние годы снижение уровня электропотребления происходило за счет спада промышленного и сельскохозяйственного производства, сокращения объемов строительства и перевозок на железнодорожном транспорте. В результате резкого снижения электропотребления резерв электрической мощности по отношению к суммарному максимуму нагрузки в целом по России увеличился с 3,4% в 1991 году до 30,0% в 1996 году.
    За четыре года электроэнергетика России претерпела радикальные преобразования за счет перехода от интегрированной, централизованно управляемой государственной системы к полностью акционированной и частично приватизированной структуре энергетических компаний, работающих на федеральном и региональном уровнях.
    Созданы:
    * на федеральном уровне - РАО "ЕЭС России", активы которого состоят из имущества, образующего общесистемные высоковольтные линии электропередачи, систему диспетчерского управления (ЦДУ ЕЭС России), крупных электростанций федерального значения, акций дочерних региональных акционерных обществ энергетики и электрификации. Контрольный пакет акций государства в РАО "ЕЭС России" составляет 64%;
    * на региональном уровне - 72 акционерных общества энергетики и электрификации;
    * федеральный оптовый рынок электрической энергии и мощности (ФОРЭМ), на котором реализуется 30% производимой в стране электроэнергии, при этом доля АЭС на указанном рынке составляет около 40%;
    * система государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию на федеральном (Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации) и региональном уровнях (региональные энергетические комиссии субъектов Российской Федерации - РЭК);
    * минимально необходимая нормативно-правовая база государственного регулирования тарифов на электроэнергию и тепло и функционирования ФОРЭМ. Сложившаяся структура управления отраслью позволила за этот период обеспечить устойчивое энергоснабжение потребителей во всех районах страны, за исключением Северного Кавказа, г. Архангельска и отдельных районов Дальнего Востока.
    Вместе с тем четырехлетнее функционирование системы выявило ее слабые стороны, которые в совокупности можно охарактеризовать как недостаточную экономическую эффективность электроэнергетики.
    Для совершенствования системы управления отраслью "Электроэнергетика" требуется ее реструктуризация.
 

2. Экономические проблемы и общая производственная стратегия отрасли

 
    При намечаемом подъеме народного хозяйства страны в 1997 - 2000 годах для надежного и устойчивого обеспечения потребителей будут загружены действующие мощности и обеспечен ввод новых генерирующих мощностей, включая АЭС.
    Сверхнормативный резерв мощности позволяет в ближайшие годы обновить основные промышленно-производственные фонды за счет модернизации и реконструкции, а также произвести демонтаж устаревшего оборудования. Финансирование этих работ будет осуществляться за счет средств предприятий (амортизация и прибыль).
    Вместе с тем основной объем инвестиций используется неэффективно. В течение 1993 - 1995 годов инвестиционные средства РАО "ЕЭС России", акционерных обществ энерго- и атомной энергетики, направленные на капитальные вложения, составили в ценах 1995 года 68,6 трлн. рублей. За счет этих средств введено в действие 4,9 млн. кВт, в том числе в атомной энергетике - 1,0 млн. кВт. Стоимость введенной мощности выше (примерно в 1,5 раза) мировых показателей.
    Проблематичным становится сохранение в перспективном периоде доли атомных электростанций в общем балансе электроэнергии и мощности, так как намечаемые до 2000 года к вводу мощности смогут только заместить мощности, выбывающие из эксплуатации.
    В этой связи особо актуальным становится поиск нового подхода к формированию инвестиционных средств в отрасли "Электроэнергетика". При этом следует рассматривать весь спектр инвестиционных решений, включая возможности по энергосбережению, и выбирать инвестиционную стратегию с наименьшими затратами.
    Инвестиционные средства в региональных акционерных обществах энергетики и электрификации будут формироваться в основном за счет собственных источников с привлечением в случае их недостатка средств сторонних инвесторов и кредитных (заемных) ресурсов.
    Предусматривается в качестве временной меры сохранить образование целевых инвестиционных средств для обеспечения функционирования и развития Единой энергетической системы, установив, что получаемые инвестиционные средства должны быть оформлены в установленном порядке как увеличение вклада государства в уставный капитал РАО "ЕЭС России". За этот период намечается обеспечить выпуск долгосрочного облигационного займа РАО "ЕЭС России" для размещения на российском и зарубежном рынках капитала.
    С учетом ограниченных возможностей федерального бюджета и при отсутствии других источников финансирования капитальных вложений предусматривается относить на себестоимость работ, услуг эксплуатирующей организации атомных электростанций (концерна "Росэнергоатом") затраты, связанные с образованием целевых инвестиционных средств на развитие и обеспечение безопасного функционирования атомных электростанций.
    Такой механизм позволит значительно снизить тарифы, даст возможность энергоемким потребителям удешевить их продукцию и повысить ее конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынках.
    На период сохранения действующего порядка формирования инвестиционных средств намечается установить контроль за их использованием и эффективностью этих вложений.
    Мерой, позволяющей оздоровить экономику страны, является упорядочение денежного обращения и решение проблемы неплатежей.
    Оздоровить финансовую ситуацию в энергетике позволит намечаемое восстановление порядка, в соответствии с которым могут вводиться ограничения или прекращения подачи электроэнергии потребителям-неплательщикам.
    В целях улучшения оплаты за электрическую энергию (мощность), поставляемую на ФОРЭМ атомными электростанциями, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 1996 г. N 1358 утвержден Временный порядок, по которому осуществляются прямые (приоритетные) платежи энергоемких потребителей непосредственно АЭС.
    Будут приняты меры к снижению перекрестного субсидирования путем установления предельного уровня дифференциации тарифов по группам потребителей электрической энергии и в дальнейшем - к полному его устранению.
    Основные показатели отрасли приводятся в таблицах.
 

3. Развитие отрасли

 
    Перспективное развитие электроэнергетики будет сопровождаться некоторым увеличением использования природного газа на тепловых электростанциях и в котельных, применением оборудования с улучшенными экологическими характеристиками на тепловых и атомных электростанциях, а также реализацией мер по повышению эффективности энергоиспользования в народном хозяйстве.
    Для обеспечения надежности энергоснабжения потребителей при намечаемом в 2000 году росте электропотребления до 935 - 955 млрд. кВт/ч, или на 9 - 11% от уровня 1996 года, а также увеличения экспортных поставок, будут решаться вопросы инвестирования энергетических объектов, повышения эффективности работы отрасли за счет государственного регулирования, разделения сфер деятельности естественной монополии и производства электрической и тепловой энергии, где возможна конкуренция, совершенствовать функционирование ФОРЭМ.
    Прогнозируется в 1996 - 2000 годах ввести мощности не менее 12 млн. кВт, в т.ч. 3,0 млн. кВт - на атомных электростанциях, в частности Курскую, Калининскую и Ростовскую АЭС.
    Предусматривается ввести новые мощности на Нижневартовской (800 МВт), Березовской (800 МВт), Псковской (430 МВт), Харанорской (430 МВт), Уренгойской (420 Мвт) ГРЭС, Северо-Западной (900 МВт) (г. Санкт-Петербург), Северной (250 МВт) (г. Москва) ТЭЦ, Томской (140 Мвт) ТЭЦ-3.
    Будут введены первые агрегаты:
    в Сибири - на Бурейской, Богучанской и Вилюйской ГЭС;
    на Северном Кавказе - на Замаракской и Ирганайской ГЭС, а также на каскаде Нижне-Черкесских ГЭС.
    В 1997 году будет полностью введена в Сибири ВЛ-1150 кв. Барнаул-Итат.
    К 2000 году намечается ввести в Сибири ВЛ 500 кв. Иркутск - Чита, на Дальнем Востоке ВЛ 500 кв. Приморская ГРЭС - Хабаровск и на Северном Кавказе ВЛ 500 кв. Балаковская АЭС - Ростовская АЭС.
 

СОСТАВ ОТРАСЛИ, ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ И ИНВЕСТИЦИИ

 
 

КОЛИЧЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Показатели Единицы измерения 1994 год, отчет 1995 год, отчет 1996 год, оценка
Государственные предприятия, состоящие на государственном балансе единиц  2 2

 
 

КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТЫХ

 

Показатели Единицы измерения 1995 год, отчет 1996 год, отчет
Численность работников - всего тыс. человек 947 958
в т.ч. энергетика тыс. человек 686 700
Численность высвобождаемых (сокращаемых) работников тыс. человек 34 1,1

 
 

ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ

 

Показатели Единицы измерения 1994 год, отчет 1995 год, отчет 1996 год, отчет
Выработка электроэнергии млрд. кВт/ч 875,9 860,0 847

 
 

ОБЪЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ

 

Показатели Единицы измерения 1994 год, отчет 1995 год, отчет 1996 год, оценка
Электроэнергия млрд. кВт/ч 854,2 840,5 842,5

 
 

ПЕРЕДАЧА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ИЗ РОССИИ

 

Показатели Единицы измерения 1994 год, отчет 1995 год, отчет 1996 год, оценка
Электроэнергия млрд. 21,7 19,5 19,7
в т.ч. от общей выработки кВт/ч % 2,5 2,3 2,3

 
 

ОБЪЕМ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

 

Показатели Единицы измерения 1994 год, отчет 1995 год, отчет 1996 год, отчет
В действующих     
ценах каждого млрд. 39999 108673 179773
года рублей    
В ценах млрд.    
1995 года рублей   111950

 
 

ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ

 

1995 год, отчет 1996 год, оценка 1997 год, прогноз
Объем прибыли от производства товарной продукции, млрд. руб. 21503 26749 37873
Процент убыточных предприятий 12,2 28,6  
Средняя рентабельность 23,8 18,0 21,0
Задолженность по зарплате, млрд. руб. на 01.01.96 627,4 на 23.12.96 2151,7  
Кредиторская задолженность (абонентская)    
данных отрасль не предоставляет
Дебиторская задолженность, трлн. руб. на 01.01.95 19,5 на 01.01.96 53,9 на 01.01.97 75,0
Доля общей суммы налогов в составе валовой прибыли предприятий (без НДС), % 44   

 
 

КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ ЗА СЧЕТ ВСЕХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ

 

Показатели Единица измерения 1994 год, отчет 1995 год, отчет 1996 год, отчет
Минтопэнерго России - предприятия электроэнергетики в факт. ценах
Всего, в действующих ценах каждого года млрд. руб. 6255 16241 23939
В ценах 1995 года (К-95/94 = 2,65 К-96/95 = 1,5) млрд. руб. 16263 16241 15959
В том числе:     
за счет бюджетных средств млрд. руб. 680 709 440
собственные средства предприятий млрд. руб. 7320 8336 8362
целевые инвестиционные средства млрд. руб. 8263 7196 7157
Минатом России
Всего, в действующих ценах каждого года млрд. руб. 513,5 697,2 3121,8
В ценах 1995 года (К-95/94 = 2,65 К-96/95 = 1,5) млрд. руб. 1360 697 2081
В том числе:     
за счет бюджетных средств млрд. руб. 467,8 117,6 96,1
собственные средства предприятий млрд. руб. 892,2 544,8 1159
целевые инвестиционные средства млрд. руб.  34,8 825,9

 

НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

 

1. Состояние отрасли

 
    В нефтяном комплексе России практически полностью сформирована новая система управления. Созданы вертикально-интегрированные компании "ЛУКойл", "ЮКОС", "Сургутнефтегаз", "Сиданко", "Славнефть", "Восточная нефтяная компания" (ОАО "ВНК"), Оренбургская нефтяная акционерная компания ("ОНАКО"), ОАО "Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания" ("СИБУР"), ОАО "Научно-технологическая компания", Российский межотраслевой научно-технический комплекс "Нефтеотдача", (РМНТК "Нефтеотдача"), "Тюменская нефтяная компания", "Сибирская нефтяная компания", "Восточно-Сибирская нефтегазовая компания" (ОАО "Востсибнефтегаз"), "Нефтяная компания "Коми-ТЭК" и две акционерные компании: "Транснефть" и "Транснефтепродукт".
    Продолжается совершенствование структур управления в компаниях и акционерных обществах. Так, АО НК "ЛУКойл" и АО НК "ЮКОС" проводят работу по централизации управления вошедшими в них организациями. Осуществляется переход на единые акции и преобразование дочерних акционерных обществ в филиалы. При этом создается единая финансовая система, позволяющая концентрировать инвестиционные ресурсы на решения важнейших проектов.
    Нефтяные компании и акционерные общества координируют работу своих организаций в области разведки, обустройства и эксплуатации месторождения, транспорта, переработки нефти сбыта нефти и нефтепродуктов.
    За последние годы в отрасли удалось сократить темпы падения добычи нефти.
    Однако производство продукции в отрасли продолжает снижаться.
    Добыча нефти в 1996 году составила 301 млн. тонн, или 58% от уровня 1990 года.
 
 

КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТЫХ

 

Показатели Единицы измерения 1995 год, отчет 1996 год, оценка
Численность ППП тыс. человек 275,7 233
Численность высвобождаемых (сокращаемых) работников тыс. человек 2,9 30,84

 
 

ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ

 

Показатели Единицы измерения 1994 год, отчет 1995 год, отчет 1996 год, отчет
Нефть с газовым конденсатом млн. тонн 317,8 306,8 301,2

 
 

ОБЪЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ

 

Показатели Единицы измерения 1994 год, отчет 1995 год, отчет 1996 год, оценка
Нефть с газовым конденсатом млн. тонн 205,5 190,2 184,7

 
 

КРЕДИТОРСКАЯ И ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

(млрд. рублей)

 

Показатели на 01.01.95 на 01.01.96
Дебиторская задолженность 12714 22707
Кредиторская задолженность 16796 40989

 
 

ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПО ПРЕДПРИЯТИЯМ НЕФТЯНОГО КОМПЛЕКСА МИНТОПЭНЕРГО РОССИИ

 

(млрд. рублей)

 

Показатели 1994 год, отчет 1995 год, отчет 1996 год, оценка
В действующих ценах 5028 22861 27356
В ценах 1995 года 14075 22861 15777

 
 

СООТНОШЕНИЕ ВНУТРЕННИХ И МИРОВЫХ ЦЕН НА НЕФТЬ

 

(долларов США/тонна)

 

Показатели 1994 год, декабрь 1995 год, декабрь 1996 год, октябрь
Мировая цена 112 119,9 157
Цена промышленности 29,4 84,7 86
Соотношение в % 26,3 70,7 57

 

2. Экономические проблемы отрасли

 
    В настоящее время сложилось крайне неблагоприятное положение с использованием извлекаемых запасов нефти и обводненностью добываемой продукции. Из находящихся в промышленной разработке 1054 месторождений отобрано около 52% извлекаемых запасов нефти. Обводненность добываемой нефти в 1996 году возросла до 82 процентов, что обусловливает снижение объема и эффективности добычи нефти и создает угрозу потери в недрах весьма крупных объемов числящихся на балансе извлекаемых запасов нефти. Значительная доля эксплуатационных затрат связана с добычей, транспортировкой, подготовкой и закачкой попутно добываемой с нефтью воды в продуктивные пласты.
    До недопустимо низкого уровня снизились объемы геолого-разведочных работ. В 1996 году прирост запасов нефти и газового конденсата составил 187 млн. тонн, из них - 155 млн. тонн нефти. Это только наполовину компенсирует добычу нефти. Положение усугубляется нецелевым использованием средств, предназначенных для воспроизводства минерально-сырьевой базы. По данным Госналогслужбы России, из поступивших в федеральный бюджет в первом полугодии 1996 года средств в объеме 2,8 трлн. рублей на финансирование геолого-разведочных работ Минфином России направлено только 1 трлн. рублей.
    Из-за отсутствия средств снижаются объемы эксплуатационного бурения. В 1996 году пробурено 6800 тыс. погонных метров горных пород, что в 1,5 раза меньше, чем в 1995 году, что составит 21,6% от уровня 1990 года.
    Имеющийся эксплуатационный фонд скважин используется крайне неудовлетворительно. В простое находятся 27% всего фонда скважин, ремонт и пуск их в работу при существующей системе налогообложения нерентабельны для предприятия.
    Организации нефтедобывающей промышленности в настоящее время не в состоянии поддерживать свой потенциал и решать стоящие перед ними проблемы по обеспечению устойчивой и экономически эффективной добычи нефти из-за тяжелого финансового положения.
    Острейшей экономической проблемой отрасли продолжают оставаться неплатежи потребителей нефти и нефтепродуктов.
 

3. Цели и направления реструктуризации

 
    Основные направления структурной перестройки и управления нефтяным комплексом предусматривают:
    * создание крупных хозяйствующих субъектов на рынке нефти и нефтепродуктов в виде вертикально-интегрированных компаний, объединяющих процессы освоения месторождений, добычи и переработки нефти и сбыта нефтепродуктов, способных аккумулировать и эффективно использовать финансовые, технические и материальные ресурсы для реконструкции и расширения производства;
    * сохранение интегрированной системы магистральных трубопроводов с обеспечением свободного (недискриминированного) доступа к ним всех производителей нефти и нефтепродуктов;
    * обеспечение потребностей внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов и выполнение внешнеэкономических обязательств Российской Федерации;
    * создание организационно-правовых и экономических условий развития конкурентной среды на региональных рынках нефтепродуктов, обеспечение выхода на региональные рынки нефтепродуктов нескольких нефтяных компаний;
    * обеспечение равновыгодности поставки нефти на экспорт и внутренний рынок.
 

4. Общая хозяйственная стратегия реструктуризации

 
    Для стабилизации уровня добычи нефти в стране и создания предпосылок его наращивания после 2000 года в целях обеспечения растущих потребностей внутреннего рынка и возможного увеличения поставок на экспорт необходимы опережающие крупные капиталовложения в геолого-разведочные и буровые работы, а также в обустройство нефтяных месторождений, массовое внедрение прогрессивной техники и технологии и создание производственной и социально-бытовой инфраструктуры. Основными источниками этих инвестиций могут стать собственные средства предприятий отрасли, формируемые (при условии нормализации налоговой системы, преодоления кризиса неплатежей и создания благоприятной экономической ситуации) за счет повышения эффективности их производственно-финансовой деятельности, а также привлекаемые средства, включая инвестиционные налоговые кредиты и кредиты отечественных и иностранных инвесторов под гарантии государства при снижении кредитной ставки Центрального банка Российской Федерации и создании стабильных условий их привлечения и механизмов возврата.
    Решение основных задач нефтяной промышленности в среднесрочном периоде связано с совершенствованием налоговой системы, а также принятием нормативно-правовых документов, обеспечивающих практическую реализацию Закона "О соглашениях о разделе продукции", и привлечением на этой основе крупных негосударственных инвестиций в развитие отрасли.
 

5. Динамика реструктуризации

 
 

ОБЪЕМ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В ЦЕНАХ 1995 ГОДА

 

(млрд. рублей)

 

1997 год 1998 год 1999 год 2000 год
64052 64052 64486 65138

 
 

ОБЪЕМ ДОБЫЧИ НЕФТИ

 

(млн. тонн)

 

1997 год 1998 год 1999 год 2000 год
295 295 297 300

 
 

НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

 

1. Состояние отрасли

 
    В настоящее время на территории России действуют 26 нефтеперерабатывающих предприятий суммарной мощностью около 300 млн. тонн в год в пересчете на сырую нефть. Глубина переработки нефти находится на уровне 63%, а качество вырабатываемых нефтепродуктов в большинстве случаев не соответствует мировым требованиям и не позволяет им конкурировать на внешнем рынке.
 
 

КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТЫХ

 

Показатели Единицы измерения 1995 год, отчет 1996 год, оценка
Численность ППП тыс. человек 116,8 126
Численность высвобождаемых (сокращаемых) работников тыс. человек 1,6 2,6

 
 

ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ

 

Показатели Единицы измерения 1994 год, отчет 1995 год, отчет 1996 год, отчет
Первичная переработка нефти млн. тонн 186,2 182,3 176,2
Бензин автомобильный млн. тонн 26,8 28,2 26,6
Топливо дизельное млн. тонн 46,7 47,3 46,8
Мазут топочный млн. тонн 69,5 64,5 63,9

 
 

ОБЪЕМ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ

 

Показатели Единицы измерения 1994 год, отчет 1995 год, отчет 1996 год, оценка
Бензин автомобильный млн. тонн 27,0 25,8 24,9
Топливо дизельное млн. тонн 35,1 28,9 26,3
Мазут топочный млн. тонн 55,4 47,5 50,4

 
 

ОБЪЕМ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

 

Показатели Единицы измерения 1995 год, отчет 1996 год, отчет
В действующих ценах каждого года млрд. руб. 47239 65592
В ценах 1995 года млрд. руб. 47239 53875

 
 

ПРИБЫЛЬ

 

(млрд. рублей)

 

1995 год, отчет 1996 год, оценка
9608 10300

 
 

КРЕДИТОРСКАЯ И ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

(млрд. рублей)

 

Показатели На 01.01.95 На 01.01.96
Дебиторская задолженность 6252 10349
Кредиторская задолженность 7017 12600

 
 

ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

 

(млрд. рублей)

 

Показатели 1994 год, отчет 1995 год, отчет 1996 год, оценка
В действующих ценах 1027 2376 2899
В ценах 1995 года 2876 2376 2989,7

 
 

СООТНОШЕНИЕ ВНУТРЕННИХ И МИРОВЫХ ЦЕН

 

(долларов США на тонну)

 

Показатели 1994 г., декабрь 1995 г., декабрь 1996 г., октябрь
Бензин
Мировая цена 165 165 198
Цена промышленности 142,1 228 355
Соотношение в % 86 139 159
Дизтопливо
Мировая цена 152 152 190
Цена промышленности 125,4 186,5 291
Соотношение в % 83 123 153
Мазут
Мировая цена 72 72 109
Цена промышленности 51,7 66,4 104
Соотношение в % 72 92 95,4

 

2. Экономические проблемы отрасли

 
    Снижение объемов добычи нефти и потребления нефтепродуктов на внутреннем рынке привело к тому, что загрузка мощностей нефтеперерабатывающих заводов в среднем по стране сократились до 54%. В результате низкой загрузки мощностей, применения устаревших и неэффективных технологических процессов, роста цен на нефтяное сырье и тарифов на железнодорожные перевозки нефтепродуктов, а также несовершенства налоговой системы продукты нефтепереработки российских НПЗ по цене и качеству становятся неконкурентоспособными не только на мировом, но и на внутреннем рынке. В ряде регионов страны растут объемы реализации импортных нефтепродуктов в условиях ограниченного платежеспособного спроса на отечественную продукцию.
 

3. Цели и направления реструктуризации

 
    Основными целями реструктуризации отрасли в среднесрочной перспективе являются:
    * увеличение глубины переработки нефти до 73 - 75% и повышение эффективности использования нефтяного сырья для обеспечения растущих потребностей страны в нефтепродуктах в условиях практически стабильных объемов добычи и переработки нефти;
    * увеличение производства и повышение качества моторных топлив, масел и других нефтепродуктов до уровня, соответствующего требованиям международных стандартов, с целью обеспечения их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках;
    * увеличение экспорта высококачественных нефтепродуктов и уменьшение на этой основе экспорта сырой нефти;
    * вывод из эксплуатации излишних и неэффективных установок по переработке нефтяного сырья;
    * существенное улучшение экологической обстановки на предприятиях отрасли и в районах их расположения, снижение объемов выбросов вредных веществ в окружающую среду до установленных нормативов;
    * снижение энергетических и материальных затрат в процессах нефтепереработки и нефтехимии;
    * вовлечение в глубокую переработку топочного мазута как основного и наиболее экономичного направления увеличения выработки моторных топлив.
 

4. Общая хозяйственная стратегия реструктуризации

 
    Потребности экономики в нефтепродуктах будут обеспечиваться за счет программы реконструкции и модернизации действующих мощностей нефтеперерабатывающих заводов и вывода из эксплуатации физически и морально устаревших установок.
    Стратегия размещения объектов переработки нефти будет направлена на обеспечение регионов моторными топливами и другими нефтепродуктами при максимальном приближении производства к потребителю.
    Реконструкция предприятий нефтеперерабатывающей промышленности будет осуществляться поэтапно с учетом большой капиталоемкости и ограниченности инвестиционных ресурсов. Основным источником финансирования работ по реконструкции будут собственные средства предприятий и нефтяных компаний, а также средства государственной финансовой поддержки, оказываемой на возвратной основе в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. N 1189 "О мерах по финансированию реконструкции и модернизации предприятий нефтеперерабатывающей промышленности России в рамках Федеральной целевой программы "Топливо и энергия".
    Стимулирование роста производства высококачественных нефтепродуктов, особенно с улучшенными экологическими характеристиками, будет осуществляться также посредством нормативно-правового (через стандарты, законодательные акты) и налогового регулирования (дифференциация ставок налогов и акциза, применение штрафных санкций за выбросы отработанных продуктов моторных топлив и т.д.).
 

5. Динамика реструктуризации

 
 

ОБЪЕМ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ

 

(млн. тонн)

 

1997 год 1998 год 1999 год 2000 год
178 178 178 180

 
 

ПРОИЗВОДСТВО НЕФТЕПРОДУКТОВ

 

(млн. тонн)

 

Наименование 1997 год 1998 год 1999 год 2000 год
Автомобильный бензин 27,2 27,3 27,5 28,5
Дизельное топливо 46,8 47 47,2 48
Топливо реактивное 9,8 9,8 9,9 10,2
Мазут топочный 63,5 63 62,5 61,7

 

6. Институциональные изменения в хозяйственных структурах нефтегазового комплекса

 
    В среднесрочном периоде необходимо сохранить роль федеральных органов управления в целях надежного топливоснабжения потребителей в условиях хозяйственной самостоятельности предприятий и отсутствия развитой системы новых отношений между предприятиями, региональными и федеральными органами управления. При этом усиление роли центральных органов управления должно сопровождаться адекватным усилением их экономических обязательств и ответственности за своевременное и полное финансирование поставок энергоресурсов, осуществляемых в соответствии с решениями этих органов управления.
    В настоящее время при несформированной законодательной базе, отсутствии таких фундаментальных законов для нефтегазового комплекса, как Закон "О нефти и газе", Налоговый кодекс и ряда других, на основе которых в перспективе могут быть разработаны действенные методы косвенного регулирования государством нефтегазового комплекса, необходимы элементы прямого управления: осуществление контроля государства через участие представителей государства в органах управления акционерных обществ, управление закрепленными в федеральной собственности пакетами акций. Необходимо продолжить формирование законодательной базы в целях создания механизма эффективного управления пакетами акций, закрепленных в федеральной собственности.
    В числе ряда задач по совершенствованию системы управления отраслями нефтегазового комплекса необходимо отметить следующие:
    * разработка и реализация программы совершенствования экономических отношений и развития конкуренции в нефтегазовом комплексе, в том числе на основе поддержки развития малого и среднего бизнеса и предоставления ему независимым производителем недискриминационного права доступа к магистральным транспортным системам;
    * регулирование естественных монополий как составной части промышленной политики, направленной на сохранение сложившихся производственно-технологических систем и создание альтернативных систем и условий для привлечения в эти сферы внешних инвестиций;
    * продолжение структурной реформы с учетом проводимой приватизации в отраслях естественных монополий (транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам) с сохранением контроля государства над деятельностью указанных монополий;
    * завершение преобразования государственных предприятий нефтегазового комплекса в акционерные общества;
    * совершенствование системы законодательного и нормативно-методического обеспечения управления федеральной собственностью в нефтегазовом комплексе.
 

ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

 

1. Состояние отрасли

 
    Газовая отрасль является наиболее устойчивой в российской экономике. В настоящее время газ прочно занял лидирующее место в производстве топливно-энергетических ресурсов, и его доля составляет около 50%.
    Российское акционерное общество "Газпром" объединяет в целостную технологическую и организационную структуру 42 дочерних предприятия, расположенных в различных регионах России и составляющих Единую систему газоснабжения. Эти предприятия обеспечивают полный производственный цикл от бурения скважин до поставки газа потребителям.
    В состав отрасли входят предприятия по добыче, переработке и транспортировке газа.
 
 

КОЛИЧЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Показатели Единица измерения 1995 год, отчет 1996 год, оценка
Государственные предприятия, состоящие на самостоятельном балансе единиц 10 9

 
 

КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТЫХ

 

Показатели Единицы измерения 1995 год, отчет 1996 год, оценка
Численность ППП тыс. человек 38 42,1

 
 

ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ

 

Показатели Единицы измерения 1994 год, отчет 1995 год, отчет 1996 год, отчет
Газ природный млрд. куб. м 607,3 595,4 600

 
 

ОБЪЕМ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ

 

Показатели Единицы измерения 1994 год, отчет 1995 год, отчет 1996 год, оценка
Газ природный млрд. куб. м 408,4 393,8 401,5

 
 

ОБЪЕМ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

 

Показатели Единицы измерения 1995 год, отчет 1996 год, отчет
В действующих ценах каждого года млрд. руб. 14560 24279
В ценах 1995 года млрд. руб. 14560 14670

 
 

ПРИБЫЛЬ

 

(млрд. рублей)

 

1995 год, отчет 1996 год, оценка
2372 1469,23

 
 

КРЕДИТОРСКАЯ И ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

(млрд. рублей)

 

Показатели На 01.01.95 На 01.01.96
Дебиторская задолженность 4283 14663
Кредиторская задолженность 4500 12948

 
 

ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПО ПРЕДПРИЯТИЯМ ГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА МИНТОПЭНЕРГО РОССИИ

 

(млрд. рублей)

 

Показатели 1994 год, отчет 1995 год, отчет 1996 год, оценка
В действующих ценах 6330 19148 27484
В ценах 1995 года 19623 19148 19808,3

 
 

СООТНОШЕНИЕ ВНУТРЕННИХ И МИРОВЫХ ЦЕН

 

(долларов США за 1000 куб. метров)

 

Показатели 1994 год, декабрь 1995 год, декабрь 1996 год, октябрь
Мировая цена 70,6 80,4 80
Цена промышленности 21,6 55,6 53,2
Соотношение в % 30,6 69,2 66,6

 
    Природный газ является одной из важнейших составляющих российского экспорта, более 30% общего объема его добычи поставляется на внешний рынок. Экспорт российского газа, транспортируемого по газопроводам в страны Западной Европы и Турцию, увеличился в 1995 году по сравнению с 1994 годом на 10,9% и в 1996 году продолжал расти.
 

2. Экономические проблемы отрасли

 
    Главной проблемой газовой промышленности являются неплатежи потребителей газа на внутреннем рынке и стран СНГ.
    Продолжаются крупные невосполнимые потери в экономике страны, вызванные низкой степенью использования ресурсов попутного нефтяного газа. Это связано с низкой экономической эффективностью сбора, переработки попутного газа и транспортировки продуктов его переработки, а также с отсутствием тарифов на транспортировку газа, добываемого независимыми производителями, и права свободного доступа их к магистральным газопроводам РАО "Газпром".
 

3. Цели и направления реструктуризации

 
    Целью реструктуризации отрасли является формирование условий для экономически эффективного и надежного газоснабжения потребителей России, включающих:
    * усиление государственного регулирования в сфере естественных монополий в секторах газовой промышленности;
    * стимулирование конкуренции в потенциально конкурентных видах хозяйственной деятельности и соответствующее постепенное ослабление государственного регулирования;
    * развитие контрактных отношений между поставщиками и потребителями газа.
    Реформирование будет направлено в первую очередь на формирование в регулируемых секторах газовой промышленности системы цен на газ, отвечающей следующим требованиям:
    * обеспечение самофинансирования РАО "Газпром", то есть возмещение обоснованных затрат, включая покрытие текущих издержек, образование необходимых фондов развития и нормативного уровня прибыли;
    * справедливое распределение валового дохода между предприятиями, осуществляющими добычу и транспортировку газа;
    * стимулирование надежного газоснабжения посредством установления цен, способствующих безопасному функционированию и обеспечивающих возмещение связанных с этим издержек;
    * соответствие цен спросу и предложению, недопущение больших дефицитов или избытков газа на рынке.
    Механизм ценообразования будет основываться на налоговой и инвестиционной политике с учетом достойной величины дивидендов акционеров РАО "Газпром". В ценах на газ найдут отражение условия конкуренции различных видов топлива, стимулирование интенсивного энергосбережения.
    Предусматривается выработка механизма, по которому осуществляется регулирование цен на газ. Цена реализации газа конечным потребителям будет определяться на базе финансовой отчетности и расчета обоснованных издержек предприятий РАО "Газпром" и включать затраты на его добычу и транспортировку. Для решения этих задач органам государственного регулирования необходимо будет разработать методическое обеспечение своей работы.
    Усилятся меры по контролю со стороны органов государственного регулирования за уровнем и структурой затрат на транспортировку газа.
    В рамках РАО "Газпром" будет установлено более четкое разграничение финансовых результатов по отдельным его структурным подразделениям и видам их деятельности путем образования центров затрат и прибыли или создания самостоятельных компаний и обеспечения "прозрачности" формирования затрат по всей "газовой цепочке". Это облегчит коммерциализацию потенциально конкурентных видов деятельности РАО "Газпром" и позволит ввести более эффективный режим государственного регулирования видов деятельности в сфере естественных монополий.
    Меры, направленные на стимулирование конкуренции в газовой промышленности и использование эффективных газосберегающих технологий, должны заключаться в следующем. Независимые российские производители газа на территории Российской Федерации будут иметь одинаковые с РАО "Газпром" права доступа к газотранспортной системе. Предусматривается внесение необходимых изменений в законодательство и процедуры регулирования с целью обеспечения права доступа независимым производителям газа к газопроводной системе, новым промышленным запасам и месторождениям газа. Тарифы на обслуживание этих производителей газотранспортными подразделениями РАО "Газпром" должны утверждаться органами государственного регулирования.
    Коммерческая деятельность независимых российских производителей газа будет осуществляться на основе прямых контрактов с потребителями газа без государственного регулирования цен продажи газа конечным потребителям.
    Цена продажи газа, сэкономленного в результате использования газосберегающих технологий, должна стимулироваться регулирующими государственными органами.
 

4. Общая хозяйственная стратегия реструктуризации

 
    Предусматривается, начиная с 1997 года, переход к дифференцированным ценам на газ в зависимости от стоимости транспортировки газа от места добычи до потребителей и тарифов на транспортировку газа для поставщиков газа, не входящих в структурные подразделения РАО "Газпром".
    В целях развития конкурентной среды необходимо осуществить переход к применению тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых производителей газа, не входящих в структурные подразделения РАО "Газпром".
    В 1997 году намечается подготовить предложения:
    * по созданию благоприятных экономических условий для привлечения отечественных и иностранных инвесторов к освоению новых газовых месторождений и строительству газопроводов;
    * по проведению конкурсов на предоставление права разработки газовых месторождений, расположенных вблизи действующей системы магистральных газопроводов, на участках, имеющих дефицит ресурсов газа и свободные мощности по транспортировке газа;
    * по повышению степени автономности структурных подразделений РАО "Газпром" по добыче и транспортировке газа;
    * по созданию торговых компаний в целях развития рынка газа и обеспечения торговых сделок на контрактной основе.
    В 1997 - 1998 годах предусматривается:
    * отменить практику перекрестного субсидирования разных групп потребителей газа, доведя цены на газ, предназначенный для реализации населению, до уровня цен в промышленности за вычетом акциза;
    * передать право государственного регулирования тарифов на транспортировку газа по распределительным сетям региональным энергетическим комиссиям под контролем федеральных органов регулирования;
    * внести РАО "Газпром" в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35%, в соответствии с Федеральным законом "О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";
    * подготовить нормативные документы, устанавливающие порядок и правила регулирования тарифов на транспортировку газа;
    * ввести регулируемые тарифы на транспортировку газа по магистральным сетям и на услуги распределительных сетей;
    * осуществить со второго полугодия 1997 года переход к исчислению акциза на природный газ по ставке в рублях за 1000 куб. метров с включением его в цену добычи;
    * разработать положение об условиях обеспечения доступа поставщиков газа к газотранспортной системе РАО "Газпром";
    * внести предложения по изменению Федерального закона "О естественных монополиях", уточняющие полномочия органов регулирования, в том числе при регулировании инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий, и правил поставки газа потребителям Российской Федерации, устанавливающих порядок заключения контрактов между поставщиками и потребителями газа.
    Учитывая, что природный газ является основой российского экспорта и одним из важнейших источников валютных поступлений, стремление РАО "Газпром" к расширению интеграции отрасли в систему мировых хозяйственных связей, подписание долгосрочных контрактов на взаимовыгодных условиях с европейскими странами позволят в значительной степени защитить позиции России на рынках сбыта в европейских странах.
    Создание торговых домов, акционерных обществ, совместных предприятий в ряде европейских стран будет способствовать расширению объемов поставки российского природного газа непосредственно конечным потребителям в странах-импортерах.
    Проводимая политика ограничит доступ западных конкурентов к ресурсам газа на востоке страны.
 

5. Динамика реструктуризации

 
 

ОБЪЕМ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В ЦЕНАХ 1995 ГОДА

 

(млрд. рублей)

 

1997 год 1998 год 1999 год 2000 год
14936 15300 15786 16514

 
 

ОБЪЕМ ДОБЫЧИ ГАЗА

 

(млрд. куб. метров)

 

1997 год 1998 год 1999 год 2000 год
615 630 650 680

 
 

ПОСТАВКА ГАЗА НА ЭКСПОРТ

 

(млрд. куб. метров)

 

1997 год 1998 год 1999 год 2000 год
202 207 218 228

 

УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

 

1. Состояние угольной промышленности

 
    В угольной промышленности в начале 1996 года действовали 243 шахты и 85 разрезов, 68 обогатительных и 1 брикетная фабрика, 260 строительно-монтажных трестов и управлений, 19 заводов угольного машиностроения, закрытая сеть предприятий торговли и общественного питания, более 300 подсобных сельских хозяйств, в том числе 53 на самостоятельном балансе. По состоянию на конец III квартала 1996 г. в организациях отрасли было занято 664,9 тыс. человек, в том числе промышленно-производственный персонал на шахтах и разрезах - 342 тыс. человек, из них рабочих по добыче - 293,6 тыс. человек, подземных рабочих - 183 тыс. человек.
    В настоящее время в отрасли действуют на базе указанных предприятий 30 акционерных компаний и более 500 акционерных обществ.
    Большинство акционированных угольных предприятий входит в систему компании "Росуголь", которая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1992 г. N 1702 осуществляет коммерческое управление закрепленными в федеральной собственности контрольными пакетами акций этих предприятий. Другие предприятия входят в систему АООТ "Ростоппром" или в АООТ "Облкемеровуголь". Существует также небольшое число угольных предприятий, не входящих в указанные выше системы.
    Основные показатели, характеризующие состояние угольной промышленности в 1994 - 1996 годах, представлены в таблице.
 

2. Экономические и социальные проблемы угольной промышленности

 
    Производственные мощности по добыче угля в начале 1996 года составили 358 млн. тонн, в том числе 149 млн. тонн на шахтах и 209 млн. тонн на разрезах. При этом шахтный и карьерный фонды изношены, используемое оборудование не соответствует мировому уровню. Значительная часть мощностей по добыче угля и непрофильные производства работают неэффективно. Дотирование угольной отрасли в сочетании с недостаточно четкой нормативной базой, определяющей механизм целевого распределения и использования соответствующих бюджетных средств, искажает объективные условия конкуренции между угледобывающими предприятиями, замедляет процесс становления рыночных отношений, сохраняет стремление угольных компаний добиваться выделения дотаций в ущерб снижению издержек производства и работе с потребителями, в известной мере способствуя консервации затратной экономики в отрасли.
    Проблемы предприятий угольной промышленности тесно связаны с социально-экономическими проблемами угледобывающих регионов и характеризуются крайне запущенным состоянием социальной сферы многих шахтерских городов и поселков, необходимостью обеспечения занятости и социальной поддержки высвобождаемых работников, существенной зависимостью социально-экономической ситуации в угледобывающих регионах от состояния дел на угольных предприятиях, негативным экологическим воздействием угольного производства на условия жизни населения.
 

3. Цели и направления реструктуризации

 
    Реструктуризация угольной промышленности России заключается в осуществлении мероприятий, направленных на преобразование производственной и организационной структур угольной отрасли в целях повышения ее эффективности и решение сопряженных социально-экономических проблем угледобывающих регионов.
    Основными целями реструктуризации угольной промышленности являются:
    * формирование конкурентоспособных угольных компаний, обеспечивающих самофинансирование на перспективу;
    * обеспечение социальной защищенности работников отрасли и высвобождаемых трудящихся;
    * последовательное снижение государственной поддержки предприятий отрасли;
    * социально-экономическое, экологическое оздоровление и обеспечение социальной стабильности в угледобывающих регионах. Цели реструктуризации угольной промышленности отражают многообразие приоритетов (интересов) основных участников процесса реструктуризации.
    Основными направлениями реструктуризации угольной промышленности являются:
    в производственной сфере:
    * создание прибыльного угольного производства на базе перспективных и стабильно работающих предприятий;
    * ликвидация особо убыточных и неперспективных предприятий;
    * выделение непрофильных видов деятельности, непосредственно не входящих в технологический комплекс основного производства, прежде всего обслуживание социальной инфраструктуры;
    * развитие научно-технического потенциала;
    * углубление процесса преобразования форм собственности;
    * трансформация системы управления угольной промышленностью;
    в социальной сфере:
    * социальная защита высвобождаемых работников в связи с реструктуризацией;
    * охрана труда;
    * повышение квалификации и переобучение работников;
    * совершенствование социальной инфраструктуры шахтерских городов и поселков.
    Реформирование производственной и социальной сфер будет увязано с мерами по дальнейшему совершенствованию механизма государственной поддержки угольной промышленности.
 

4. Общая хозяйственная стратегия реструктуризации

 
    Реструктуризация угольной отрасли будет достигнута в результате осуществления мероприятий по стратегическим направлениям, обеспечивающим достижение ее целей.
 

Формирование рентабельных угольных компаний

 
    Формирование рентабельных угольных компаний будет осуществляться путем консолидации закрепленных в федеральной собственности акций эффективных предприятий основного и вспомогательного производства и выделения из состава акционерных угольных компаний неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов с последующей их ликвидацией. Предполагается завершить передачу объектов социальной сферы от угольных компаний органам местного самоуправления, а также ускорить создание условий и механизмов, позволяющих освободить угольные компании от несвойственных субъектам рынка социальных обязательств.
 

Ликвидация убыточных неперспективных угледобывающих предприятий, выделение непрофильных предприятий

 
    За период реструктуризации угольной промышленности предусматривается ликвидировать с участием государства и использованием средств федерального бюджета не менее 140 убыточных шахт и разрезов суммарной мощностью по добыче 49 млн. тонн угля в год и числом занятых около 140 тыс. человек. Ликвидация убыточных угледобывающих предприятий, появляющихся в составе рентабельных угольных компаний после завершения периода реструктуризации, будет осуществляться самими компаниями без участия государства. Завершится вывод из состава угольной промышленности непрофильных предприятий.
 

Трансформация системы управления, коммерциализация и демонополизация

 
    Реформирование отраслевой системы управления будет направлено на ее децентрализацию, создание условий для формирования рентабельных угольных компаний и конкурентной среды в угольном секторе экономики. Будут приняты меры по созданию института доверительного управления, предусматривающего выполнение по договору с Правительством Российской Федерации работ по повышению рентабельности перспективных угольных компаний и ликвидации особо убыточных неперспективных предприятий. В результате реструктуризации основными субъектами угольного сектора экономики станут самофинансируемые угольные компании.
 

Инвестиции

 
    Модернизация, реконструкция действующих и строительство новых предприятий и производств будут осуществляться за счет собственных средств угольных компаний, займов, частных внутренних и иностранных инвестиций. Средства государственной поддержки, выделяемые на эти цели, будут способствовать развитию указанной инвестиционной деятельности.
 

Выделение бюджетных средств на возмещение убытков производства

 
    Последовательное сокращение размера бюджетных средств на возмещение убытков производства осуществляется путем селективной поддержки угледобывающих предприятий, не возмещающих свои производственные расходы за счет реализации произведенной продукции.
 

Меры всоциальной сфере

 
    Смягчение негативных социальных издержек реструктуризации будет осуществляться прежде всего путем принятия упреждающих мер содействия занятости населения параллельно с программами создания новых недотируемых рабочих мест, выплат установленных действующим законодательством пособий и компенсаций, предоставления льгот высвобождаемым работникам угольной промышленности, членам их семей, пенсионерам и инвалидам, работавшим в угольной отрасли, семьям погибших шахтеров. Будет завершен процесс передачи в ведение органов местного самоуправления находящихся на балансе организаций угольной промышленности объектов социальной сферы, жилищного фонда и других элементов социальной инфраструктуры шахтерских городов и поселков. В дальнейшем предусматривается реформировать управление указанной социальной инфраструктурой и сложившиеся в ней отношения собственности.
 

5. Динамика реструктуризации угольной промышленности

 
    Реструктуризация угольной промышленности позволит кардинально повысить эффективность производственного потенциала отрасли за счет вывода из эксплуатации особо убыточных и неэффективных шахт и разрезов, строительства и ввода в действие высокоприбыльных угольных предприятий, прироста мощностей перспективных предприятий.
    Предусматривается поэтапная ликвидация особо убыточных угледобывающих предприятий: в 1996 году прекращена добыча в 22 шахтах, в 1997 году предлагается к закрытию 40 и в 1998 - 2000 годах - 79 предприятий.
    Техническое перевооружение и реконструкция перспективных предприятий позволят повысить их долю в общем объеме добычи угля с 49% в 1995 году до 68 - 70% в 2000 году. При этом технико-экономические показатели их работы будут приближаться к мировому уровню для аналогичных условий. Удельный вес добычи угля на убыточных предприятиях снизится с 41 до 30 - 32%, а на особо убыточных и неперспективных - с 9,5 до 1 - 2%. Доля добычи угля открытым способом увеличится с 55 до 65%.
    Предполагается, что в процессе ликвидации убыточных шахт и модернизации действующих общее число занятых на добыче угля сократится к 2000 году на 110 тыс. человек, или на 20% в сравнении с уровнем 1994 года.
    За счет вывода из состава отрасли непрофильных предприятий общая численность сократится еще на 175 тыс. человек. Общая численность занятого в отрасли персонала уменьшится к 2000 году ориентировочно на 285 тыс. человек.
    Объем добычи угля в 2000 году составит по прогнозу 275 - 280 млн. тонн.
 

6. Институциональные изменения в угольной промышленности

 
    Институциональные изменения в угольной отрасли предусматривают комплекс мер, направленных на обеспечение согласованного управления двумя основными видами государственных ресурсов: закрепленными в федеральной собственности пакетами акций угольных компаний и средствами государственной поддержки угольной отрасли.
    Управление этими ресурсами по отношению к разным группам предприятий будет принципиально различным.
    Первая группа предприятий - это рентабельные угольные компании. Закрепленные в федеральной собственности пакеты акций этой группы угольных компаний будут продаваться после соответствующей подготовки. Средства государственной поддержки будут предоставляться рентабельным компаниям в основном на конкурсной и возвратной основе для софинансирования наиболее эффективных инвестиционных проектов и при условии привлечения в эти проекты негосударственных средств.
    Вторая группа предприятий - это нерентабельные угольные компании, которые при определенных условиях в течение ближайших двух - трех лет могут стать рентабельными. Закрепленные в федеральной собственности пакеты акций этой группы потенциально рентабельных угольных компаний могут быть переданы на этот период в доверительное управление различным доверительным управляющим. Средства государственной поддержки предприятиям второй группы будут выделяться на льготных условиях только в течение переходного периода исключительно на финансирование конкретных проектов реструктуризации ( финансового оздоровления) компаний.
    Третья группа - это убыточные угольные предприятия, не имеющие реальной перспективы стать рентабельными и подлежащие ликвидации. Закрепленные в федеральной собственности пакеты акций этой группы ликвидируемых предприятий могут передаваться в доверительное управление. Средства государственной поддержки ликвидируемым предприятиям будут направляться на компенсацию убытков текущей деятельности до начала ликвидации и финансирование по смете мероприятий по ликвидации. Бюджетные средства будут выделяться по договорам на условиях жесткого контроля со стороны государства за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и их целевым использованием.
    Для более эффективного осуществления проектов ликвидации шахт возможна передача на конкурсной основе пакетов акций этих шахт, закрепленных в федеральной собственности, вместе с бюджетными средствами, предусмотренными проектами их ликвидации, доверительным управляющим.
    Магистральное направление реформы угольной промышленности - это создание эффективной бездотационной отрасли, способной к самостоятельному привлечению инвестиций в длительной перспективе. Важным звеном этого направления является деятельность менеджеров и управленческих команд, доказавших способность к эффективной работе, целенаправленное создание и воспитание эффективного собственника.
    Должна быть также продолжена реформа механизма бюджетного финансирования угольной отрасли. С целью повышения эффективности и усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств будут совершенствоваться договорные отношения между государством и получателями. В договоры и отчетность будут вводиться показатели, характеризующие результаты использования полученных бюджетных средств.
 
 

СОСТОЯНИЕ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ (ДАННЫЕ ЗА 1994 - 1996 ГОДЫ)

 

Показатели Единица измерения 1994 год, отчет 1995 год, отчет 1996 год, отчет
Количество государственных предприятий, состоящих на самостоятельном балансе единиц  55 37
Количество занятых по отрасли: Численность работников - всего тыс. человек 536,9 488,3 445,8
Численность высвобождаемых (сокращаемых) работников тыс. человек  48,6 42,5
из них в связи с реорганизационными и ликвидационными процедурами тыс. человек  12,36 46,64
Производство угольной продукции всего млн. т 70,8 264 255
в т.ч. для коксования Объем промышленной продукции в действующих ценах каждого года млн. т млрд. рублей 56,4 8229 60,3 23952 55,0 32865