Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 323. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.04.2014 N 326 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ" НА 2012 - 2020 ГОДЫ"

Дата документа15.04.2014
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа · Перечень

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2014 г. N 326

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ" НА 2012 - 2020 ГОДЫ

 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы.
    2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
    разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
    принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.
    3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2552-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 1, ст. 71).
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 г. N 326

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ" НА 2012 - 2020 ГОДЫ

 

ПАСПОРТ
государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы

 

Ответственный исполнитель Программы - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Участники Программы - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное космическое агентство
Подпрограммы Программы, федеральные целевые программы - подпрограмма 1 "Регулирование качества окружающей среды";
подпрограмма 2 "Биологическое разнообразие России";
подпрограмма 3 "Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды";
подпрограмма 4 "Организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике";
подпрограмма 5 "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы"; федеральная целевая программа "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы";
федеральная целевая программа "Создание и развитие системы мониторинга геофизической обстановки над территорией Российской Федерации на 2008 - 2015 годы" (совершенно секретно, приложение N 6)
Цель Программы - повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем
Задачи Программы - снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики;
сохранение и восстановление биологического разнообразия России;
повышение эффективности функционирования системы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды;
организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике
Целевые индикаторы и показатели Программы - показатель 1 "Объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников на единицу валового внутреннего продукта";
показатель 2 "Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха";
показатель 3 "Численность населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях (в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения атмосферного воздуха более 7)";
показатель 4 "Объем образованных отходов всех классов опасности на единицу валового внутреннего продукта";
показатель 5 "Численность населения, проживающего на территориях с неблагополучной экологической ситуацией, подверженных негативному воздействию, связанному с прошлой хозяйственной и иной деятельностью";
показатель 6 "Доля территории, занятой особо охраняемыми природными территориями федерального, регионального и местного значения, в процентах"
Сроки реализации Программы - 2012 - 2020 годы
Объем бюджетных ассигнований Программы - объем финансового обеспечения реализации Программы за счет средств федерального бюджета (без учета ресурсного обеспечения федеральной целевой программы "Создание и развитие системы мониторинга геофизической обстановки над территорией Российской Федерации на 2008 - 2015 годы" - 289023540,4 тыс. рублей, в том числе:
на 2012 год - 23018885,1 тыс. рублей;
на 2013 год - 24765433,2 тыс. рублей;
на 2014 год - 31736329,5 тыс. рублей;
на 2015 год - 33499608,2 тыс. рублей;
на 2016 год - 35054482,7 тыс. рублей;
на 2017 год - 33867334,9 тыс. рублей;
на 2018 год - 35118845,2 тыс. рублей;
на 2019 год - 35798589 тыс. рублей;
на 2020 год - 36164032,6 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации Программы - в качественном отношении:
создание эффективной системы государственного регулирования и управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
стимулирование организаций, осуществляющих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих территорий;
создание условий для разработки и внедрения экологически эффективных инновационных технологий, обеспечивающих снижение удельных показателей выбросов и сбросов вредных (загрязняющих) веществ, размещения отходов; развитие рынка экологических товаров и услуг;
создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха, снижение заболеваемости населения, вызванной неблагоприятными экологическими условиями, рост продолжительности жизни городского населения;
сокращение региональных различий в сети особо охраняемых природных территорий, сохранение и восстановление численности популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира России;
повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений, изменения климата (обеспечение гидрометеорологической безопасности);
обеспечение потребностей населения, органов государственной власти, секторов экономики в гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
получение новых научных знаний в области изменения климата, создающих основу для формирования государственной политики в сфере охраны окружающей среды;
в количественном отношении:
снижение объема выбросов вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников на единицу валового внутреннего продукта в 2,2 раза;
сокращение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха в 2,7 раза;
улучшение экологических условий для 36,1 млн. россиян, проживающих в настоящее время в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения атмосферного воздуха более 7);
снижение объема образованных отходов всех классов опасности на единицу валового внутреннего продукта в 1,6 раза;
улучшение экологических условий жизни для более чем 700 тыс. россиян, проживающих на территориях с неблагополучной экологической ситуацией, подверженных негативному воздействию, связанному с прошлой хозяйственной и иной деятельностью;
увеличение доли площади Российской Федерации, занятой особо охраняемыми природными территориями всех уровней, до 13,5 процента территории страны

 

ПАСПОРТ
подпрограммы 1 "Регулирование качества окружающей среды" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы

 

Ответственный исполнитель подпрограммы - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Участники подпрограммы - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Программно-целевые инструменты подпрограммы - отсутствуют
Цель подпрограммы - снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики
Задачи подпрограммы - внедрение системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду, основанной на принципах наилучших доступных технологий; снижение негативного воздействия на атмосферный воздух;
ликвидация прошлого экологического ущерба;
снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду;
обеспечение эффективного государственного экологического надзора за выполнением требований законодательства Российской Федерации, международных норм и правил в области природопользования и охраны окружающей среды;
ограничение и предупреждение негативного воздействия на окружающую среду и обеспечение эффективного функционирования системы государственной экологической экспертизы
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы - показатель 1.1 "Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферный воздух веществ в общем количестве загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников";
показатель 1.2 "Доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I - IV класса опасности";
показатель 1.3 "Доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды";
показатель 1.4 "Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов";
показатель 1.5 "Доля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух сверх нормативов в общем объеме выбросов вредных (загрязняющих) веществ";
показатель 1.6 "Индекс удельных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от отраслей топливно-энергетического комплекса";
показатель 1.7 "Индекс удельных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в металлургии";
показатель 1.8 "Текущие затраты на охрану окружающей среды";
показатель 1.9 "Доля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, приходящихся на хозяйствующие субъекты, подлежащие федеральному государственному экологическому надзору";
показатель 1.10 "Доля сбросов загрязненных сточных вод, приходящихся на крупнейших водопользователей, в общем объеме сбросов загрязненных сточных вод";
показатель 1.11 "Снижение потребления озоноразрушающих веществ";
показатель 1.12 "Выбросы загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, по отношению к 2007 году";
показатель 1.13 "Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта по отношению к 2007 году";
показатель 1.14 "Общая площадь земель, подверженных негативному воздействию накопленного экологического ущерба";
показатель 1.15 "Доля ликвидированных отходов и иных загрязнений на объектах накопленного экологического ущерба в общем объеме накопленных отходов";
показатель 1.16 "Доля использованных и обезвреженных твердых бытовых отходов в общем объеме образованных твердых отходов";
показатели 1.17 - 1.21 "Объем образованных отходов I - IV класса опасности, в том числе по классам опасности";
показатели 1.22 - 1.26 "Объем образованных отходов I - IV класса опасности, которые не были обезврежены и использованы, в том числе по классам опасности";
показатель 1.27 "Доля водопользователей, снизивших массу вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах, в общем количестве проверенных водопользователей";
показатель 1.28 "Доля хозяйствующих субъектов, снизивших массу вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, в общем количестве проверенных хозяйствующих субъектов";
показатель 1.29 "Доля предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, без получения разрешений, в общем количестве наблюдаемых предприятий";
показатель 1.30 "Доля заключений государственной экологической экспертизы, отмененных в судебном порядке, в общем количестве заключений государственной экологической экспертизы"
Сроки реализации подпрограммы - 2012 - 2020 годы
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы - объем финансового обеспечения реализации подпрограммы за счет средств федерального бюджета - 70863352,6 тыс. рублей, в том числе:
на 2012 год - 4498743,1 тыс. рублей;
на 2013 год - 5836699,2 тыс. рублей;
на 2014 год - 10726577,4 тыс. рублей;
на 2015 год - 10273200,3 тыс. рублей;
на 2016 год - 10281714,5 тыс. рублей;
на 2017 год - 7357666,9 тыс. рублей;
на 2018 год - 7 534 468,2 тыс. рублей;
на 2019 год - 7509797,6 тыс. рублей;
на 2020 год - 6844485,4 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы - улучшение состояния окружающей среды, снижение экологических рисков, обусловленных прошлой и текущей хозяйственной деятельностью;
использование современной системы регулирования в области охраны окружающей среды, создающей условия для модернизации российской экономики;
снижение административных барьеров для организаций, оказывающих незначительное и умеренное воздействие на окружающую среду;
отмена мер государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды в отношении объектов хозяйственной деятельности, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду;
сокращение заболеваемости населения, вызванной неблагоприятными экологическими условиями проживания, прежде всего уровнем загрязнения атмосферного воздуха в городах, а также воздействием факторов накопленного экологического ущерба, увеличение средней продолжительности жизни;
реабилитация территорий, загрязненных в результате прошлой хозяйственной деятельности;
развитие рынка экологических товаров и услуг, создание условий для формирования индустрии утилизации и вторичного использования отходов производства и потребления;
выполнение международных обязательств Российской Федерации в сфере снижения загрязнения атмосферного воздуха, охраны морской среды;
рост доли уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферный воздух веществ в общем количестве отходящих вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников до 77,4 процента;
рост доли использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I - IV класса опасности в 2,2 раза по сравнению с 2007 годом;
поддержание доли устраненных нарушений из числа выявленных нарушений по результатам государственного экологического надзора на уровне не ниже 70 процентов;
прирост инвестиций в основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов на 31,2 процента к уровню 2007 года (в сопоставимых ценах)

 

ПАСПОРТ
подпрограммы 2 "Биологическое разнообразие России" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы

 

Ответственный исполнитель подпрограммы - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Участник подпрограммы - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Программно-целевые инструменты подпрограммы - отсутствуют
Цель подпрограммы - сохранение и восстановление биологического разнообразия России
Задачи подпрограммы - совершенствование нормативно-правового регулирования и научно-методического обеспечения в сфере сохранения биологического разнообразия;
обеспечение разрешительной деятельности в области охраны и использования объектов животного мира (за исключением охотничьих ресурсов);
сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий;
создание условий для обеспечения охраны объектов животного мира (за исключением объектов охоты и водных биологических ресурсов)
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы - показатель 2.1 "Доля площади Российской Федерации, занятой особо охраняемыми природными территориями федерального значения";
показатель 2.2 "Доля площади Российской Федерации, занятой особо охраняемыми природными территориями регионального и местного значения";
показатель 2.3 "Индекс благополучия редких видов млекопитающих и птиц";
показатель 2.4 "Доля субъектов Российской Федерации, имеющих красные книги субъектов Российской Федерации, изданные в установленном порядке, в общем количестве субъектов Российской Федерации";
показатель 2.5 "Доля выданных разрешений на воспроизводство объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в общем количестве выданных разрешений";
показатель 2.6 "Индекс численности "модельных" видов животных";
показатель 2.7 "Доля видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и обитающих на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в общем количестве видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу Российской Федерации";
показатель 2.8 "Доля видов птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и обитающих на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в общем количестве видов птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации";
показатель 2.9 "Доля площади особо охраняемых природных территорий (государственные природные заповедники и национальные парки), пройденной огнем при пожарах антропогенного воздействия, в общей площади особо охраняемых природных территорий, затронутой пожарами";
показатель 2.10 "Индекс посещаемости национальных парков (к уровню 2010 года)";
показатель 2.11 "Доля устраненных уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках исполнения переданных полномочий Российской Федерации нарушений в области охраны объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам"
Объем финансирования подпрограммы - объем финансового обеспечения реализации подпрограммы за счет средств федерального бюджета - 55625285 тыс. рублей, в том числе:
на 2012 год - 6233379,7 тыс. рублей;
на 2013 год - 7198741,2 тыс. рублей;
на 2014 год - 5975286 тыс. рублей;
на 2015 год - 5891209,4 тыс. рублей;
на 2016 год - 5730625,2 тыс. рублей;
на 2017 год - 6030939,7 тыс. рублей;
на 2018 год - 6254120 тыс. рублей;
на 2019 год - 6034796 тыс. рублей;
на 2020 год - 6276187,8 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы - рост доли площади Российской Федерации, занятой особо охраняемыми природными территориями до 13,5 процента к 2020 году, в том числе особо охраняемыми территориями федерального значения - до 3 процентов;
положительная динамика состояния популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира;
обеспечение потребностей населения в сфере доступа к уникальным природным комплексам, повышение уровня экологического сознания россиян;
обеспечение охраны природных комплексов и объектов, биологического и ландшафтного разнообразия на территории Российской Федерации;
обеспечение сохранения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
обеспечение принятия научно обоснованных решений в сфере сохранения биологического разнообразия и использования природных ресурсов;
выполнение международных обязательств Российской Федерации в части сохранения биологического разнообразия, редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира на территории Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о биологическом разнообразии и иных международных соглашений

 

ПАСПОРТ
подпрограммы 3 "Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы

 

Ответственный исполнитель - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Участник подпрограммы - Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Программно-целевые инструменты подпрограммы - отсутствуют
Цели подпрограммы - обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений и изменения климата;
обеспечение потребностей государства и населения в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, информации о загрязнении окружающей среды;
информационная поддержка обеспечения экологической безопасности
Задачи подпрограммы - повышение оправдываемости штормовых предупреждений и предупрежденности случаев с опасными природными (гидрометеорологическими и гелиогеофизическими) явлениями;
повышение эффективности активного воздействия на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
обеспечение информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
обеспечение функционирования и развития государственной наблюдательной сети, а также системы сбора, обработки и распространения гидрометеорологической, гелиогеофизической информации и информации о загрязнении окружающей среды;
обеспечение функционирования единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане в целях информационного обеспечения морской деятельности Российской Федерации;
обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
модернизация и развитие государственной системы мониторинга окружающей среды
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы - показатель 3.1 "Оправдываемость штормовых предупреждений об опасных природных (гидрометеорологических) явлениях";
показатель 3.2 "Оправдываемость краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов космической погоды";
показатель 3.3 "Количество внедренных методов, моделей, технологий, подтвержденных актами внедрения в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды";
показатель 3.4 "Доля объектов экономики и социальной сферы, защищенных от снежных лавин, в общем количестве нуждающихся в защите объектов в лавиноопасных районах";
показатель 3.5 "Оправдываемость прогнозов лавинной опасности";
показатель 3.6 "Степень сокращения потерь от града на защищаемой территории";
показатель 3.7 "Оправдываемость суточных прогнозов погоды";
показатель 3.8 "Охват системой наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха городов с численностью населения свыше 100 тыс. человек";
показатель 3.9 "Увеличение числа пользователей информации Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнения по отношению к уровню 2008 года";
показатель 3.10 "Выполнение нормативных объемов измерений загрязнения атмосферного воздуха (в соответствии с международными требованиями измерений загрязнения окружающей среды)";
показатель 3.11 "Изменение количества станций, включенных в международный информационный обмен, по отношению к 2005 году";
показатель 3.12 "Прирост нормативных объемов измерений загрязнения окружающей среды, ежегодно выполняемых государственной наблюдательной сетью";
показатель 3.13 "Количество прошедших капитальный ремонт научно-исследовательских и экспедиционных судов";
показатель 3.14 "Количество морских экспедиций по осуществлению мониторинга состояния и загрязнения акваторий Мирового океана, арктических морей и районов освоения ресурсов континентального шельфа"
Сроки реализации подпрограммы - 2012 - 2020 годы
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы - объем финансового обеспечения реализации подпрограммы за счет средств федерального бюджета - 93021478,6 тыс. рублей, в том числе:
на 2012 год - 8594931,9 тыс. рублей;
на 2013 год - 8383579,3 тыс. рублей;
на 2014 год - 9732879 тыс. рублей;
на 2015 год - 11003737,3 тыс. рублей;
на 2016 год - 11530880,6 тыс. рублей;
на 2017 год - 10599444,8 тыс. рублей;
на 2018 год - 11001438,1 тыс. рублей;
на 2019 год - 10869895,8 тыс. рублей;
на 2020 год - 11304691,8 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы - повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений, изменения климата (обеспечение гидрометеорологической безопасности);
повышение оправдываемости штормовых предупреждений об опасных природных явлениях до 90 - 92 процентов;
повышение безопасности, регулярности и эффективности полетов гражданской авиации в метеорологическом отношении;
обеспечение потребностей населения, органов государственной власти, секторов экономики в гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
повышение оправдываемости суточных прогнозов погоды по субъектам Российской Федерации до 93 - 95 процентов;
увеличение охвата системой наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха городов с численностью населения свыше 100 тыс. человек;
осуществление наблюдений за качеством поверхностных вод на всех наиболее важных в природоохранном, рыбохозяйственном и рекреационном отношении поверхностных водных объектах и их частях;
обеспечение потребностей в различных видах морской деятельности Российской Федерации (мореплавания по Северному морскому пути, рыболовства, морского флота и обороны страны) данными комплексных исследований морской среды, океанов и морей;
обеспечение геополитических интересов Российской Федерации в высокоширотной Арктике;
информационная поддержка функциональных и региональных направлений морской деятельности в Российской Федерации

 

ПАСПОРТ
подпрограммы 4 "Организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы

 

Ответственный исполнитель подпрограммы - Министерство природных ресурсов и экологии России
Участник подпрограммы - Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Программно-целевые инструменты подпрограммы - отсутствуют
Цель подпрограммы - организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике
Задачи подпрограммы - модернизация и реорганизация экспедиционной инфраструктуры Российской Федерации в Антарктике;
оценка роли и места Антарктики в глобальных климатических изменениях;
развитие комплексных научных исследований в Антарктике;
выполнение требований Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике;
содействие сохранению и развитию системы Договора об Антарктике
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы - показатель 4.1 "Число программ (пунктов) мониторинга за состоянием окружающей среды Антарктики, реализуемых на постоянно действующих антарктических станциях";
показатель 4.2 "Количество полевых научных проектов в программе работ очередной Российской антарктической экспедиции";
показатель 4.3 "Количество вывезенных за пределы района действия Договора об Антарктике отходов прошлой и текущей деятельности"
Сроки реализации подпрограммы - 2012 - 2020 годы
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы - объем финансового обеспечения реализации подпрограммы за счет средств федерального бюджета - 11687714 тыс. рублей, в том числе:
на 2012 год - 1805083,7 тыс. рублей;
на 2013 год - 1318520,7 тыс. рублей;
на 2014 год - 1153321 тыс. рублей;
на 2015 год - 1186397,4 тыс. рублей;
на 2016 год - 1186397,4 тыс. рублей;
на 2017 год - 1186397,4 тыс. рублей;
на 2018 год - 1233853,3 тыс. рублей;
на 2019 год - 1283207,4 тыс. рублей;
на 2020 год - 1334535,7 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы - обеспечение национальных интересов Российской Федерации в Антарктике в соответствии с нормами и принципами международного права, основными направлениями внешней и внутренней политики Российской Федерации за счет:
укрепления и развития существующей системы Договора об Антарктике;
развития комплексных научных исследований Антарктики, в особенности выполнения исследований и работ по определению роли и места Антарктики в глобальных климатических изменениях;
выполнения международных обязательств Российской Федерации в части охраны окружающей среды Антарктики;
эксплуатации наземной инфраструктуры в антарктическом регионе в целях осуществления российских программ, связанных с исследованиями космического пространства;
использования существующей базовой российской инфраструктуры;
расширения и модернизации транспортной схемы функционирования Российской антарктической экспедиции, ввода в эксплуатацию нового научно-исследовательского судна "Академик Трешников";
модернизации и обновления приборного парка для научных исследований в Антарктике;
расширения научных коллективов, увеличения числа научно-исследовательских учреждений, привлекаемых к антарктическим исследованиям, расширения тематики исследований, привлечения молодых ученых;
обеспечения участия России в международном сотрудничестве в Антарктике в двусторонних и многосторонних международных программах

 

ПАСПОРТ
подпрограммы 5 "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы"

 

Ответственный исполнитель подпрограммы - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Участники подпрограммы - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Программно-целевые инструменты подпрограммы - отсутствуют
Цель подпрограммы - обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды
Задачи подпрограммы - повышение качества оказания государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере охраны окружающей среды;
обеспечение эффективного управления государственными финансами в сфере охраны окружающей среды;
обеспечение эффективного управления кадровыми ресурсами в сфере реализации государственной программы;
повышение качества материально-технического обеспечения;
информационное обеспечение реализации Программы
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы - показатель 5.1 "Доля государственных услуг в сфере охраны окружающей среды и государственных функций по контролю (надзору) в сфере природопользования, по которым утверждены административные регламенты их оказания, в общем количестве таких государственных услуг (государственных функций), оказываемых (исполняемых) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды";
показатель 5.2 "Качество финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств, участвующих в реализации Программы (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды)";
показатель 5.3 "Доля государственных служащих Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, прошедших повышение квалификации в течение последних 3 лет";
показатель 5.4 "Укомплектованность должностей государственной Федеральной службе по надзору в сфере природопользования";
показатель 5.5 "Укомплектованность должностей государственной службы в Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды";
показатель 5.6 "Количество источников информации, входящих в состав системы обеспечения оперативной информацией руководства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации для поддержки принятия управленческих решений в установленных сферах деятельности на базе ситуационного центра Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации";
показатель 5.7 "Индекс потребления энергоресурсов центральными аппаратами и территориальными органами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования";
показатель 5.8 "Количество распространяемых изданий по вопросам охраны окружающей среды к уровню 2009 года"
Сроки реализации подпрограммы - 2012 - 2020 годы
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы - объем финансового обеспечения реализации подпрограммы за счет средств федерального бюджета - 9523887,2 тыс. рублей, в том числе:
на 2012 год - 886746,7 тыс. рублей;
на 2013 год - 1035012,8 тыс. рублей;
на 2014 год - 1198075,3 тыс. рублей;
на 2015 год - 1013835,6 тыс. рублей;
на 2016 год - 1018541 тыс. рублей;
на 2017 год - 1029486,1 тыс. рублей;
на 2018 год - 1070665,6 тыс. рублей;
на 2019 год - 1113492,2 тыс. рублей;
на 2020 год - 1158031,9 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы - создание условий для достижения целей Программы и входящих в ее состав подпрограмм;
повышение качества и доступности государственных услуг в сфере охраны окружающей среды;
повышение эффективности исполнения государственных функций в сфере охраны окружающей среды;
повышение эффективности бюджетных расходов в природоохранной сфере;
обеспечение активного участия Российской Федерации в выработке и реализации международной политики в сфере охраны окружающей среды

 

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы"

 

Наименование Программы - федеральная целевая программа "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы"
Дата принятия решения о разработке Программы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 1274-р
Дата утверждения Программы - постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 847
Государственные заказчики Программы - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Государственный заказчик-координатор Программы - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Основной разработчик Программы - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Цели Программы - охрана озера Байкал и защита Байкальской природной территории от негативного воздействия антропогенных, техногенных и природных факторов
Задачи Программы - сокращение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты Байкальской природной территории;
снижение уровня загрязненности отходами Байкальской природной территории, в том числе обеспечение восстановления территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению;
повышение эффективности использования рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий;
сохранение и воспроизводство биологических ресурсов Байкальской природной территории;
развитие государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;
развитие системы защиты берегов озера Байкал, рек и иных водоемов Байкальской природной территории
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы - сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории (процентов);
снижение общей площади территории Байкальской природной территории, подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению (процентов);
сокращение объемов непереработанных и не размещенных на полигонах отходов (процентов);
отношение количества посещений особо охраняемых природных территорий к их рекреационной емкости (процентов);
отношение площади особо охраняемых природных территорий, пройденной пожарами, к количеству пожаров (гектаров);
доля видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и сохраняемых на особо охраняемых природных территориях, в общем количестве видов растений и животных, в Красной книге Российской Федерации (процентов);
изменение запасов ценных видов рыб в озере Байкал (процентов);
охват Байкальской природной территории государственным экологическим мониторингом, обеспечивающим высокую достоверность, оперативность и полноту сведений за счет использования информации уполномоченных государственных органов (процентов);
доля протяженности построенных сооружений инженерной защиты в общей протяженности берегов, нуждающихся в строительстве таких сооружений (процентов)
Сроки и этапы реализации Программы - 2012 - 2020 годы:
I этап - 2012 - 2015 годы;
II этап - 2016 - 2020 годы
Объемы и источники финансирования - общий объем финансирования Программы на 2012 - 2020 годы в ценах соответствующих лет составляет 58158,5 млн. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 48301,8 млн. рублей (83,2 процента),
из них:
капитальные вложения - 33458,1 млн. рублей;
научно-исследовательские работы - 463,3 млн. рублей;
прочие нужды - 14380,4 млн. рублей;
за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 8374,9 млн. рублей (14,4 процента);
за счет средств внебюджетных источников - 1402,5 млн. рублей (2,4 процента)
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности - существенное сокращение поступления в акваторию озера Байкал загрязненных сточных вод - до 68,4 процента к 2020 году по сравнению с 2010 годом;
реабилитация 80 процентов Байкальской природной территории, подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению;
решение проблемы нерегулируемого накопления отходов - до 80 процентов отходов к 2020 году будет перерабатываться и размещаться на оборудованных полигонах;
повышение вклада системы особо охраняемых природных территорий в сохранение природного потенциала Байкальской природной территории и оптимизация рекреационной нагрузки на природные системы;
повышение эффективности противопожарных мероприятий на Байкальской природной территории;
сохранение доли видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и сохраняемых на особо охраняемых природных территориях Байкальской природной территории, в общем количестве видов растений и животных в Красной книге Российской Федерации на уровне 13,6 процента;
увеличение запасов ценных видов рыб в озере Байкал на 43,6 процента;
обеспечение защиты территории и населения от чрезвычайных ситуаций;
совершенствование государственного экологического мониторинга, обеспечивающего высокую достоверность, оперативность и полноту сведений

 

I. Приоритеты и цели государственной политики, направленные на реализацию Программы, в том числе общие требования к политике субъектов Российской Федерации

 
    Выбор приоритетов государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы (далее - Программа) определен Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, Климатической доктриной Российской Федерации, утвержденной распоряжением Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 861-рп, Стратегией деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 1458-р, Стратегией развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 г. N 1926-р, Концепцией развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 2322-р, Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 2205-р, Комплексной программой развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным 24 апреля 2012 г. N 1853п-П8, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 31 января 2013 г.
    В соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
    В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются:
    сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты;
    ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
    В рамках Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года в качестве приоритетов экологической политики выделены:
    создание современной системы экологического нормирования, стимулирующей снижение удельных показателей выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов;
    поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья;
    формирование системы стимулирования организаций к предупреждению и сокращению образования отходов, их вовлечению в повторный хозяйственный оборот;
    обеспечение учета экологических требований и стандартов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
    решение проблем ликвидации накопленного экологического ущерба;
    увеличение площади Российской Федерации, занятой особо охраняемыми природными территориями.
    С учетом приоритетов государственной политики в сфере охраны окружающей среды целью Программы является повышение уровня экологической безопасности и сохранения природных систем.
    Для достижения цели Программы предусматривается решение следующих задач, реализуемых в рамках подпрограмм и федеральных целевых программ, включенных в Программу:
    снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики;
    сохранение и восстановление биологического разнообразия России;
    повышение эффективности функционирования системы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды;
    организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике.
    Сведения о показателях (индикаторах) Программы приведены в приложении N 1.
    Политика субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды должна ориентироваться на достижение общей цели Программы по повышению уровня экологической безопасности и сохранению природных систем.
    Приоритеты политики субъектов Российской Федерации формируются с учетом состояния окружающей среды конкретных территорий по следующим направлениям:
    предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду;
    восстановление нарушенных естественных экологических систем;
    сохранение природной среды;
    развитие системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды).
    В рамках направления по предотвращению и снижению текущего негативного воздействия на окружающую среду необходимо осуществить:
    совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности в части полномочий субъектов Российской Федерации;
    формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, включая повышение эффективности государственного экологического надзора, осуществляемого органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе оценки экологических рисков, и обеспечение проведения региональной экологической экспертизы;
    стимулирование экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий, обеспечивающих снижение текущего негативного экологического воздействия;
    обеспечение экологически безопасного обращения с отходами;
    реализацию мероприятий по экологическому образованию и просвещению, формированию экологической культуры, развитию экологического образования и воспитания;
    обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности.
    В рамках направления, касающегося восстановления нарушенных естественных экологических систем, необходимо осуществить:
    создание и ведение реестра территорий, подверженных негативному воздействию последствий прошлой хозяйственной и иной деятельности (накопленного экологического ущерба);
    реализацию проектов по ликвидации накопленного экологического ущерба и экологической реабилитации территорий.
    В рамках направления, касающегося сохранения природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира, необходимо осуществить:
    разработку и ведение красных книг субъектов Российской Федерации, а также стратегий сохранения объектов растительного и животного мира, включенных в красные книги субъектов Российской Федерации;
    развитие системы особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в целях обеспечения охраны ландшафтных и природных комплексов, а также большинства объектов животного и растительного мира, включенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации;
    реализацию мероприятий по мониторингу, сохранению и восстановлению численности популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов растительного и животного мира;
    развитие экологического просвещения и экологического туризма на особо охраняемых природных территориях регионального значения.
    Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении N 2. Сведения об основных мерах правового регулирования, направленных на достижение цели и (или) ожидаемых результатов Программы, приведены в приложении N 3. Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств федерального бюджета приведено в приложении N 4. Заключение долгосрочных государственных контрактов в рамках реализации Программы не планируется.
 

II. Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы

 
    Субъекты Российской Федерации принимают участие в реализации мероприятий Программы, направленных на решение следующих ее задач:
    снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики;
    сохранение и восстановление биологического разнообразия России;
    повышение эффективности функционирования системы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.
    В рамках решения задачи Программы по снижению общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики субъекты Российской Федерации принимают участие в реализации следующих мероприятий:
    осуществление регионального государственного экологического надзора;
    осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области экологической экспертизы, в том числе проведение государственной экологической экспертизы регионального уровня;
    реализация мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия отходов производства и потребления, в том числе формирование территориальных схем обращения с отходами, ведение кадастра отходов, мониторинг состояния окружающей среды в районах размещения отходов, строительство мусоросортировочных и мусороперерабатывающих станций для обеспечения сортировки и переработки твердых бытовых отходов, строительство полигонов твердых бытовых отходов, развитие мощностей по вторичному использованию отходов производства и потребления, а также ликвидация накопленного экологического ущерба.
    Реализация мероприятий субъектами Российской Федерации внесет значительный вклад в достижение целевых значений показателей (индикаторов) Программы по снижению удельных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, сокращению удельных показателей образования отходов производства и потребления, которые не были обезврежены и использованы, улучшению экологических условий для россиян, проживающих в настоящее время в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, а также по улучшению экологических условий для граждан, проживающих на территориях, подверженных негативному воздействию накопленного экологического ущерба.