Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 332. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. МДС 13-8.2000" (утв. Постановлением Коллегии Госстроя РФ от 22.12.99 N 17)

Дата документа22.12.1999
Статус документаДействует
МеткиКонцепция

    

Утверждена
Постановлением
коллегии Госстроя России
от 22 декабря 1999 г. N 17

 

КОНЦЕПЦИЯ
ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

МДС 13-8.2000

 
    Настоящий материал разработан на основе "Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425, а также в развитие основных положений Федеральной целевой программы "Отходы" и подпрограммы "Техническая политика в области управления твердыми бытовыми отходами", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1098.
    Концепция подготовлена:
    творческим коллективом Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова: зав. отделом Санитарной очистки городов, канд. техн. наук Н.Ф. Абрамов, зав. лабораторией Экологических проблем городов, д-р. техн. наук А.Н. Мирный, зав. лабораторией Термических методов обезвреживания ТБО Б.М. Спасский;
    зам. начальника Управления жилищно-коммунальной сферы Госстроя России В.П. Ковалевским;
    зам. начальника отдела Управления жилищно-коммунального хозяйства Госстроя России Л.Н. Гавриковым;
    зав. лабораторией института НИИЭЧГОС им. Сысина РАМН, д-ром медиц. наук Н.В. Русаковым;
    рук. регионального отделения Академии естественных наук, д-ром техн. наук Л.С. Скворцовым;
    нач. отдела Охраны окружающей среды института ГИПРОКОММУНСТРОЙ B.C. Масловым;
    техническим директором ЗАО "ПЭТ" Б.И. Левиным;
    ген. директором ОАО "КОМТЕХМАШ", д-ром техн. наук В.А. Самойловым;
    в.н.с. МОСВОДОКАНАЛНИИПРОЕКТ, канд. техн. наук В.Н. Абрамовым.
    Концепция предназначена для руководителей жилищно-коммунальных служб городов и регионов России, а также для руководящих работников Госстроя России, осуществляющих долгосрочное планирование в области управления твердыми бытовыми отходами.
 

ВВЕДЕНИЕ

 
    К твердым бытовым отходам (ТБО) относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупногабаритные отходы.
    ТБО образуются из двух источников:
    - жилых зданий;
    - административных зданий, учреждений и предприятий общественного назначения (общественного питания, учебных, зрелищных, гостиниц, детских садов и др.).
    Основной проблемой реформирования жилищно-коммунального хозяйства является перевод его на полную самоокупаемость. Основными направлениями работ по решению данной проблемы являются:
    - внедрение комплексной механизации санитарной очистки городов; повышение технического уровня, надежности, снижение металлоемкости по всем группам машин и оборудования;
    - двухэтапная система транспортировки отходов;
    - максимально возможная утилизация, вторичное использование;
    - экологически безопасная переработка и складирование оставшейся части отходов;
    - развитие рынка вторичного сырья и ее продукции;
    - поощрительная налоговая, кредитная и амортизационная политика в области обращения с твердыми бытовыми отходами;
    - внедрение системы государственного учета и контроля сбора, транспортировки, обезвреживания и складирования ТБО;
    - оптимизация тарифов сбора, транспорта и утилизации ТБО;
    - снижение стоимости услуг для населения и повышение эффективности системы управления ТБО.
    Главная задача реализации этих целей состоит в комплексном использовании всех рычагов управления и ресурсосбережения: экологических, технических, экономических, нормативных, правовых и информационных.
 

1. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ

 
    В настоящее время деятельность жилищно-коммунального хозяйства в области управления ТБО сопровождается весьма большими потерями ресурсов, а также увеличением загрязнения окружающей среды.
    Первым этапом системы управления отходами является организация сбора в местах их образования. Сбор производится в металлические контейнеры, устанавливаемые на территории домовладения. Тип и вместимость применяемых контейнеров зависят от количества накапливаемых отходов, типа и этажности застройки, а также от способа погрузки и вывоза ТБО. Изготовленные из металла контейнеры обладают значительной массой, невысокой коррозионной стойкостью и адгезией к влажным отходам, а также большими затратами на их эксплуатацию. Срок службы таких контейнеров не превышает 2 лет, что в 2 - 2,5 раза ниже нормы. Фактические потери страны составляют 5 - 7 млн. т листовой стали ежегодно.
    В России выпускается достаточно широкий спектр машин для вывоза ТБО, которые отличаются:
    - назначением (машины для вывоза отходов из жилых и общественных организаций, машины для вывоза крупногабаритных отходов);
    - вместимостью кузова (мини-мусоровозы вместимостью 7 - 10 куб. м; средние вместимостью 16 - 45 куб. м; большегрузные транспортные мусоровозы вместимостью более 45 куб. м);
    - механизмами загрузки отходов;
    - характером процесса уплотнения отходов (непрерывный, циклический);
    - системой выгрузки отходов из кузова (самосвальный или принудительный с помощью выталкивающей плиты).
    Сопоставление показателей технического уровня выпускаемых отечественной промышленностью специальных машин для санитарной очистки городов с лучшими зарубежными аналогами показало, что отечественные машины в основном обеспечивают технологический процесс загрузки, транспортирования и выгрузки ТБО, но отстают от лучших зарубежных образцов по следующим показателям:
    - массе машин и спецоборудования;
    - номинальной мощности двигателя;
    - расходу топлива;
    - эффективности работы гидравлического привода рабочих органов.
    Отсутствуют отечественные машины для обслуживания городов Севера и Крайнего Севера, которые должны выполняться в специальном исполнении, что увеличивает в 2 - 2,5 раза себестоимость удаления ТБО в этих районах. Также не выпускаются серийно машины для мойки несменяемых контейнеров, что ухудшает экологическую обстановку в городах.
    В связи с ростом городского населения все большее значение приобретает проблема вывоза отходов на дальнее расстояние.
    Среднее по России расстояние вывоза ТБО составляет 20 км, в крупных городах с населением более 500 тыс. жителей оно возрастает до 45 км и более. По данным обследования 100 городов РФ (без Москвы и Санкт-Петербурга), около 45% всех ТБО транспортируются на расстояние 10 - 15 км, 40% - на 15 - 20 км, а 15% всех отходов - на более чем 20 км. Как показывают статистические данные, дальность вывоза ТБО ежегодно возрастает в среднем на 1,5 км, а себестоимость их транспортировки соответственно на 15 - 20%.
    Одним из реальных путей сокращения транспортных расходов является переход к двухэтапной системе вывоза ТБО с применением мусороперегрузочных станций (МПС) и большегрузных транспортных мусоровозов. Анализ показывает, что путем внедрения двухэтапного вывоза можно сократить транспортные расходы на 30%. Одновременно сокращаются выбросы в атмосферу от мусоровозного транспорта.
    Накопление ТБО в РФ в 1998 году составило около 30 млн. т. С учетом увеличения удельных норм накопления прогнозируется их рост к 2005 году до 35 млн. т. Основная масса ТБО вывозится из городов и поселков городского типа на свалки и полигоны, занимающие в стране свыше 40 тыс. га земли; кроме того, около 50 тыс. га составляет площадь закрытых (заполненных) свалок и полигонов.