Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 932. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО Минобрнауки РФ от 08.04.2014 N ВК-615/07 "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ"

Дата документа08.04.2014
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Методические рекомендации

    

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО
от 8 апреля 2014 г. N ВК-615/07

 

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

 
    В соответствии с приказом Минобрнауки России от 16 ноября 2012 г. N 930, во исполнение пункта 47 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1916-р, и в целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации Минобрнауки России направляет для использования в работе методические рекомендации по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
 

В.Ш.КАГАНОВ

 
 
    

Приложение
к письму Минобрнауки России
от _________ 2014 г. N ____

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВНЕДРЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Раздел 1. Общие вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей

 
    1.1. Правовое регулирование отношений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации, и практики их применения.
    Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это закрепляется в Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) (статья 7) в качестве основ конституционного строя государства.
    В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
    Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции). В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (статья 17). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции).
    Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (статья 17 Конституции).
    К одним из таких прав относится право на жилище. Право на жилище гарантировано Конституцией (статья 40), согласно которой каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
    Право на жилище гарантировано Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., в соответствии с которой каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам (статья 25). Право на жилище, определяющее достойный уровень жизни каждого человека, гарантировано Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. (статья 11).
    К основным правам человека относится и право на заботу о детях (статья 38 Конституции). Обеспечение государственной поддержки детства отнесено к основам конституционного строя Российской Федерации (статья 7 Конституции) и элементам социальной политики государства. Особая поддержка детства гарантирована международными нормами (статья 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; статья 23 - 24 Международного пакта о гражданских и политических правах), являющимися согласно статьи 15 Конституции составной частью правовой системы Российской Федерации.
    В соответствии со статьей 27 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), государства - участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государства - участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.
    В Российской Федерации среди мер социальной поддержки детей предусмотрено обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как категории граждан, для которой статья 40 Конституции устанавливает обязанность государства по решению жилищной проблемы.
    Это связно с тем, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" признаются находящимися в трудной жизненной ситуации и поэтому нуждающимися в особой поддержке со стороны общества и государства.
    В свою очередь, регулирование вопросов обеспечения указанной категории граждан жильем на территории Российской Федерации производится с помощью норм федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, а в вопросах передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления либо дополнительных гарантий - нормами актов органов местного самоуправления. Реализация функций по обеспечению и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. в области жилья, распределяется между органами власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а в части передачи государственных полномочий муниципальным органам или реализации муниципальными органами дополнительных гарантий - муниципальными органами.
    Это основано на положениях Конституции (п. п. "ж", "к" статьи 72), согласно которой вопросы защиты семьи и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение; жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
    В настоящее время в Российской Федерации вопросы обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее дети-сироты и лица из их числа), находят закрепление в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, подзаконных нормативных актах, актах органов местного самоуправления.
    На уровне актов федерального законодательства право детей-сирот и лиц из их числа на бесплатное получение жилого помещения в пользование, закреплено:
    - Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (далее - Жилищный кодекс),
    - Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.2005 N 223-ФЗ (далее - Семейный кодекс),
    - Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ).
    Таким образом, для детей-сирот и лиц из их числа установлена федеральная гарантия обеспечения жильем.
    С 1 января 2013 г. действует новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и лицам из их числа.
    В соответствии с данным порядком должно быть приведено в соответствие и/или разработано новое законодательство субъектов Российской Федерации.
    Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 15-ФЗ) внесены изменения:
    - в статью 8 Федерального закона N 159-ФЗ, закрепляющей дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение указанной категории граждан;
    - в Жилищный кодекс (Федеральный закон N 188-ФЗ от 29.12.2004) в части введения норм о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и лиц из их числа, и исключения норм о внеочередном предоставлении указанным лицам жилых помещений по договорам социального найма;
    - в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части дополнения полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) вопросами обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями.
    Согласно нововведениям на государственные органы субъектов Российской Федерации возлагается активная роль в решении жилищной проблемы детей-сирот и лиц из их числа.
    Субъекты Российской Федерации должны:
    - сформировать полноценный и достаточный для решения жилищной проблемы детей-сирот и лиц из их числа жилищный фонд и установить порядок формирования такого фонда;
    - своевременно предоставлять жилые помещения из указанного жилищного фонда детям-сиротам и лицам из их числа, чтобы указанным лицам обеспечивался достойный уровень жизни и надлежащая социальная среда сразу же при вступлении детей во взрослую жизнь и прекращении попечительства со стороны государства (специализированные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) или назначенных лиц (попечители, приемные родители), а в определенных случаях ранее возраста совершеннолетия детей,
    - осуществлять управление и контроль за сохранность и использованием жилых помещений жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа.
    Выполнение указанных функций осуществляется субъектами Российской Федерации за счет собственных средств при финансовой помощи Российской Федерации, реализуемой в форме субсидий из федерального бюджета.
    С 1 января 2013 г. жилые помещения должны предоставляться детям-сиротам и лицам из их числа не из фонда социального использования по договорам социального найма во внеочередном порядке по договору социального найма, как это предусмотрено пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса (в редакции, действующей до 01.01.2013), а из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа по договору специализированного найма по достижении ребенком определенного возраста или наступлении установленных обстоятельств. После окончания срока договора специализированного найма с нанимателем указанной категории граждан заключается договор социального найма в отношении этого же жилого помещения.
    Норма пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса о внеочередном предоставлении детям-сиротам и лицам из их числа жилых помещений фонда социального использования по договорам социального найма утратила силу с 01.01.2013.
    При этом с 01.01.2013 начинают действовать:
    - в главе 9 Жилищного кодекса "Жилые помещения специализированного жилищного фонда" - положения пункта 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса, в соответствии с которым в число видов жилых помещений специализированного жилищного фонда включен такой вид, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    - в главе 9 Жилищного кодекса "Жилые помещения специализированного жилищного фонда" - новая статья 98.1 Жилищного кодекса "Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    - в главе 10 Жилищного кодекса "Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими" - новая статья 109.1 Жилищного кодекса "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
    - в главе 10 Жилищного кодекса "Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими" - новая часть 5 статьи 103 Жилищного кодекса о недопустимости выселения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта,
    - новая редакция статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, устанавливающая основания и порядок предоставления указанным лицам жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; основания и порядок заключения договора социального найма после окончания срока действия договора специализированного найма; вопросы, подлежащие регулированию на уровне законодательства субъектов Российской Федерации.
    С 1 января 2013 г. для решения жилищной проблемы детей-сирот и лиц из их числа должна применяться следующая форма (способ) обеспечении жилым помещением: предоставление жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа по договору специализированного найма, с последующим, после окончания срока договора специализированного найма заключением договора социального найма в отношении того же (занимаемого нанимателем) жилого помещения.
    Не допускается замена данной формы иными формами (способами) решения жилищной проблемы указанной категории граждан, например, предоставлением субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма. Для детей-сирот и лиц из их числа должна быть реализована установленная Федеральным законом N 159-ФЗ форма предоставления жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору специализированного найма.
    В то же время субъекты Российской Федерации за счет собственного финансирования могут установить, помимо предусмотренной федеральной гарантии решения жилищной проблемы указанной категории лиц, дополнительные гарантии, например, предоставление жилых помещений по нормам большим по площади, чем установлено для предоставления из указанного жилищного фонда; льгот (субсидий) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; проведение ремонта жилого помещения и т.п.
    Органам государственной власти субъектов Российской Федерации можно устанавливать дополнительные гарантии жилищного обеспечения детей-сирот и лиц из их числа, например:
    - предоставление новых жилых помещений для детей-сирот и лиц из их числа (вновь построенные жилые помещения в населенных пунктах с развитой инфраструктурой);
    - представление гражданам льготной категории права выбора вариантов предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа на территории субъекта Российской Федерации (не менее трех вариантов);
    - предоставление жилых помещений по норме предоставления на гражданина, относящегося к льготной категории, а также его несовершеннолетних членов семьи;
    - оснащение предоставляемых по договору найма жилых помещений из специализированного жилищного фонда для детей-сирот, лиц из их числа, предметами мебели, санитарно-технического оборудования, иными предметами бытового использования первой необходимости для удовлетворения личных, семейных, бытовых нужд, связанных с проживанием в жилом помещении;
    - освобождение от платы за жилое помещение и/или коммунальные услуги или установление льгот (субсидий);
    - обеспечение проведения текущего (капитального) ремонта, реконструкции, перепланировки (переустройства) в ранее занимаемых детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из их числа, жилых помещениях с целью обеспечения возвращения указанных лиц в жилые помещения и возможности использования их по назначению;
    - предоставление денежной компенсации (субсидии) расходов на переезд, вселение в предоставляемое (или возвращаемое) жилое помещение, приобретение предметов первой необходимости для удовлетворения бытовых нужд, связанных с проживанием (мебель, санитарно-техническое оборудование, бытовая техника и т.п.).
    1.2. Вопросы реализации государственного полномочия субъекта Российской Федерации по обеспечению жильем детей-сирот и лиц из их числа: структура органов власти субъекта Российской Федерации, выполняющих указанное полномочие.
    Федеральным законом N 159-ФЗ предусмотрена региональная модель реализации федеральной гарантии обеспечения жильем детей-сирот и лиц из их числа, которая включает следующие положения:
    - формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа - предусматривается в государственной собственности субъекта Российской Федерации;
    - управление государственным (субъекта Российской Федерации) специализированным жилищным фондом для детей-сирот и лиц из их числа - отнесено к компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по управлению государственным жилищным фондом;
    - принятие решений о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и лиц из их числа, и исключении жилых помещений из указанного фонда субъекта Российской Федерации - отнесено к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, управляющего государственным жилищным фондом;
    - признание невозможным проживания детей-сирот и лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях - отнесено к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц;
    - осуществление контроля за использованием и распоряжением (т.е. сохранность) занимаемого детьми-сиротами и лицами из их числа на праве найма (пользования в качестве членов семьи нанимателя) или собственности жилого помещения - отнесено к обязанности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
    - формирование списка детей-сирот и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями - отнесено к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
    - принятие решения о заключении и заключение с детьми-сиротами и лицами из их числа договора специализированного найма жилого помещения - отнесено к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление государственным жилищным фондом;
    - принятие решения об однократном заключении договора специализированного найма жилого помещения на новый пятилетний срок в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам указанной категории содействия в преодолении трудной жизненной ситуации - отнесено к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление государственным жилищным фондом;
    - принятие решения о заключении и заключение с лицами указанной категории по окончании договора специализированного найма договора социального найма в отношении того же жилого помещения - отнесено к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление государственным жилищным фондом.
    Таким образом, к компетенции нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесены все вопросы обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями:
    1) органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему функции управления государственным жилищным фондом;
    2) иным органам (органу) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые решают вопросы признания невозможности проживания ребенка в ранее занимаемом жилом помещении, осуществляют контроль за использованием и распоряжением ранее занимаемым ребенком жилым помещением, выявляют и оценивают обстоятельства трудной жизненной ситуации лица, требующих содействия и заключения договора специализированного найма жилого помещения на новый срок, формируют список детей-сирот и лиц из их числа.
    Анализ природы государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа жильем позволяет выделить отдельные властно-распорядительные функции внутри этого полномочия. При этом механизм разделения отдельных функций внутригосударственного полномочия уже предложен самим Федеральным законом N 15-ФЗ и предполагает их распределение между органом субъекта Российской Федерации по управлению жилищным фондом и иным (иными) органом (ми) субъекта Российской Федерации.
    Так, внутри государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа жильем из государственного жилищного фонда специализированного использования можно выделить следующие властно-распорядительные функции:
    - приобретение жилья в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и лиц из их числа;
    - включение жилых помещений в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и лиц из их числа, и исключение жилых помещений из такого жилищного фонда;
    - управление специализированным фондом для детей-сирот и лиц из их числа;
    - формирование списка детей-сирот и лиц из их числа для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда;
    - выявление обстоятельств невозможности проживания детей-сирот и лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях в качестве собственников (сособственников), нанимателей, членов семьи нанимателей по договору социального найма;
    - осуществление контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и лица из их числа обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений;
    - предоставление жилого помещение из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа и заключение договоров специализированного найма, в т.ч. заключение договора на новый срок;
    - осуществление постинтернатного контроля за проживанием детей-сирот и лиц из их числа с целью определения необходимости однократного заключения договора специализированного найма на новый срок;
    - заключение договора социального найма в отношении жилого помещения, предоставленного из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа по окончании срока договора специализированного найма.
    Целесообразно к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление государственным жилищным фондом, отнести следующие вопросы (функции):
    - формирование специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации для детей-сирот и лиц из их числа, в т.ч. включение жилых помещений в специализированный жилищный фонд и исключение жилых помещений из него;
    - принятие решения о заключении договора специализированного найма жилого помещения и заключение такого договора;
    - принятие решение об однократном заключении договора специализированного найма жилого помещения на новый пятилетний срок и заключение такого договора;
    - принятие решения об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключении договора социального найма, заключение такого договора;
    - формирование (закупка, заказ строительства) государственного (субъекта Российской Федерации) фонда специализированного жилья для детей-сирот и лиц из их числа;
    - управление государственным (субъекта Российской Федерации) специализированным жилищным фондом для детей-сирот и лиц из их числа.
    По сфере деятельности в качестве такого органа рекомендуется выбрать исполнительный орган власти субъекта Российской Федерации в области жилищно-коммунального хозяйства, жилищного строительства, управления имуществом или специализированный орган по управлению жилищным фондом субъекта Российской Федерации.
    Целесообразно к компетенции иного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнести следующие вопросы (функции):
    - формирование единого по субъекту Российской Федерации списка детей-сирот и лиц из их числа, в т.ч. формирование по месту жительства (учета) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, первичных списков указанных лиц, на основании которых ведется единый по субъекту Российской Федерации список детей указанной категории;
    - признание невозможным проживания детей-сирот и лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях;
    - выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам указанной категории содействия в преодолении трудной жизненной ситуации для однократного заключения договора специализированного найма жилого помещения на новый пятилетний срок;
    - осуществление контроля за использованием и распоряжением (т.е. обеспечение сохранности) занимаемого детьми-сиротами и лицами из их числа на праве найма (пользования в качестве членов семьи нанимателя) или собственности жилого помещения;
    - принятие мер по обеспечению возврата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемые жилые помещения при возможности в них проживания.
    По сфере деятельности в качестве такого органа рекомендуется выбрать орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации.
    Вопросы наделения органов местного самоуправления государственным полномочием субъекта Российской Федерации по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
    По смыслу Федерального закона N 15-ФЗ полномочие по обеспечению жильем детей-сирот и лиц из их числа отнесено к государственному полномочию, реализация которого должна быть сосредоточена в компетенции государственных органов власти субъекта Российской Федерации. При этом обеспечение жильем детей-сирот и лиц из их числа предполагается из государственного жилищного фонда субъекта Российской Федерации, что прямо следует из Федерального закона N 15-ФЗ, в котором речь идет о государственном специализированном жилищном фонде (п. 6 ст. 8 Федеральный закон N 159-ФЗ в редакции Федерального закона N 15-ФЗ).
    Следовательно, жилые помещения для детей-сирот и лиц из их числа должны приобретаться в государственную собственность субъекта Российской Федерации в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и лиц из их числа.
    В то же время необходимо учитывать, что в большинстве субъектов Российской Федерации на уровень муниципальных органов власти переданы как функции органов опеки и попечительства, так и государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа социальным жильем во внеочередном порядке, включая учет детей указанной категории, приобретение жилых помещений социального использования в муниципальную собственность, предоставление жилья по договорам социального найма и заключение таких договоров с детьми-сиротами и лицами из их числа. Подобная модель в связи с введением в действие Федерального закона N 15-ФЗ не является приоритетной, хотя и прямо не запрещена законом.
    Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Федеральный закон N 48-ФЗ) предусматривалось, что органы опеки и попечительства должны быть созданы на региональном уровне, а не муниципальном. Передача полномочий органов опеки и попечительства органам местного самоуправления возможна, если на территориях муниципальных образований отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с Федеральным законом N 48-ФЗ (ч. 1 ст. 6) и законом субъекта Российской Федерации.
    Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон N 48 (ст. 6), согласно которым органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.
    Согласно Федеральному закону N 15-ФЗ устанавливается необходимость формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа в государственной собственности субъекта Российской Федерации за счет средств субъекта Российской Федерации и субвенций из федерального бюджета. Соответственно, управление данным фондом, его содержание, а также предоставление жилых помещений из указанного жилищного фонда должно быть отнесено к компетенции государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению жилищным фондом.
    Поэтому в целях единообразия практики реализации права детей-сирот и лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями согласно Федеральному закону N 159-ФЗ в редакции Федерального закона N 15-ФЗ предпочтительной является следующая модель:
    - органы по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа жильем (орган по управлению специализированным жилищным фондом и орган опеки и попечительства) - региональный уровень;
    - специализированный жилищный фонд для детей-сирот и лиц из их числа - государственный жилищный фонд субъекта Российской Федерации.
    Модель передачи государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа в полном объеме муниципальным органам власти по смыслу Федерального закона N 15-ФЗ должна была сохраняться на переходный период до формирования механизма реализации указанного полномочия на региональном уровне, как того требует Федеральный закон N 15-ФЗ, поскольку:
    - большинство субъектов Российской Федерации передали полномочия органов опеки и попечительства органам муниципальной власти;
    - большинство субъектов Российской Федерации передали функции по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа жильем муниципальным образованиям.
    С учетом же изменений Федерального закона N 48-ФЗ в редакции Федерального закона N 167-ФЗ большинство субъектов Российской Федерации сохранили смешанную или муниципальную модель жилищного обеспечения детей-сирот и лиц из их числа с учетом того, что полномочия по опеке и попечительству выполняют органы местного самоуправления.
    Поэтому в субъектах Российской Федерации практикуется передача отдельных функций из государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и лиц из их числа органам местного самоуправления, что в общем допустимо и не нарушает положения закона.
    В то же время согласно Федеральному закону N 15-ФЗ предусматривается формирование уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации единого по субъекту Российской Федерации списка детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилья. Это соответствует целям планирования бюджетных средств на приобретение и строительство жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с количеством льготников, у которых наступают основания для предоставления жилых помещений в определенный период.
    Таким образом, необходимо учитывать, что, с одной стороны, Федеральный закон N 15-ФЗ ориентирует на формирование государственного специализированного жилищного фонда, создание и распределение которого отнесено к компетенции государственных органов власти субъектов Российской Федерации. Вопросы формирования списка льготников отнесены к компетенции государственных органов субъекта Российской Федерации. Применительно к специализированному жилищному фонду для детей-сирот и лиц из их числа Жилищный кодекс и Федеральный закон N 159-ФЗ специально не предусматривают возможность наделения органов местного самоуправления государственным полномочием на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями.