Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 418. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Ростехнадзора от 13.01.2014 N 9 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ЭСКАЛАТОРОВ В МЕТРОПОЛИТЕНАХ"

Дата документа13.01.2014
Статус документаДействует
МеткиПриказ

    
    Зарегистрировано в Минюсте России 26 марта 2014 г. N 31737
    


 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

 

ПРИКАЗ
от 13 января 2014 г. N 9

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ЭСКАЛАТОРОВ В МЕТРОПОЛИТЕНАХ"

 
    В соответствии с подпунктом 5.2.2.16(1) Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822), приказываю:
    утвердить прилагаемые Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах".
 

Врио руководителя
Б.А.КРАСНЫХ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 13 января 2014 г. N 9

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ЭСКАЛАТОРОВ В МЕТРОПОЛИТЕНАХ"

 

I. Общие положения

 
    1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах" (далее - ФНП) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52, ст. 5498; 2009, N 1, ст. 17, 21; N 52, ст. 6450; 2010, N 30, ст. 4002; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590, 4591, 4596; N 49, ст. 7015, 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 9, ст. 874), Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343, N 45, ст. 5822).
    ФНП устанавливают обязательные требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее - ОПО), на которых используются эскалаторы в метрополитенах (далее - эскалаторы) при:
    а) технологических процессах, связанных с эксплуатацией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией;
    б) изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте;
    в) проведении экспертизы промышленной безопасности, а также к безопасности технологических процессов на ОПО и к работникам ОПО.
    2. В настоящем документе использованы термины и определения, приведенные в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также дополнительные термины и определения, приведенные в приложении N 1 к настоящим ФНП.
    3. Требования настоящих ФНП распространяются на эскалаторы в метрополитенах.
    4. Настоящие ФНП обязательны для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности на территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящих ФНП.
    5. Эскалаторы в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. Владелец эскалатора по результатам экспертизы промышленной безопасности обеспечивает выполнение мероприятий по повышению уровня безопасности эскалатора в сроки, указанные в заключении экспертизы промышленной безопасности, или выводит эскалатор из эксплуатации.
    6. Организации, выполняющие работы по изготовлению, монтажу, модернизации, реконструкции, эксплуатации и ремонту эскалаторов, являются ответственными за соответствующий этап работ.
    7. При изготовлении, капитальном ремонте и модернизации составных частей и деталей эскалатора несколькими организациями изготовитель (поставщик) является ответственным за качество изготовления, капитального ремонта и модернизации эскалатора в целом, а также соответствие его требованиям технической документации.
    8. Внесение при изготовлении эскалатора изменений в его конструкцию допускается после согласования этих изменений с организацией-разработчиком или специализированной проектной организацией и владельцем ОПО, на котором используется эскалатор (далее - владелец ОПО).
    9. Отступления от требований конструкторской документации, необходимость в которых возникает в процессе монтажа, ремонта, модернизации и реконструкции эскалаторов, должны быть согласованы с организацией-изготовителем или организацией - разработчиком данной конструкторской документации и владельцем ОПО, либо со специализированной проектной (конструкторской) организацией.
 

II. Требования при изготовлении

 
    10. При изготовлении эскалаторов должно быть обеспечено соответствие требованиям проектной (конструкторской) документации и настоящих ФНП.
    11. При изготовлении эскалатора производитель должен выполнять весь комплекс мер по обеспечению безопасности, определенный проектной (конструкторской) документацией, при этом должна быть обеспечена возможность контроля выполнения всех технологических операций, от которых зависит безопасность.
    12. При изготовлении эскалатора необходимо проводить контрольные проверки, предусмотренные проектной (конструкторской) документацией.
    13. При изготовлении эскалатора должны быть обеспечены требования безопасности, установленные проектной (конструкторской) документацией в соответствии с настоящими ФНП, с учетом применяемых технологических процессов и системы контроля.
    14. Изменения в проекте, возникающие в ходе его реализации, должны быть согласованы с организацией, разработавшей проект.
    15. Эскалатор должен иметь предупреждающие четкие и нестираемые надписи или знаки о видах опасности.
    16. Перевозку и хранение оборудования эскалатора, узлов и деталей необходимо осуществлять с учетом требований по безопасности, предусмотренных проектной (конструкторской) документацией.
    17. Каждый вновь изготовленный эскалатор должен быть снабжен:
    паспортом, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 2 к настоящим ФНП;
    установочным чертежом;
    электрической схемой с перечнем элементов схемы;
    электрическими схемами соединений;
    техническим описанием;
    руководством (инструкцией) по эксплуатации, руководством (инструкцией) по техническому обслуживанию;
    руководством (инструкцией) по ремонту;
    методикой грузовых испытаний;
    конструкторской документацией на быстроизнашиваемые узлы;
    паспортами ступеней и тяговых цепей;
    актами испытаний ступеней и тяговых цепей;
    руководством (инструкцией) по монтажу, пуску, регулированию и обкатке;
    ведомостью запасных частей, инструментов и принадлежностей (далее - ЗИП);
    ведомостью комплекта запасных изделий для пусконаладочных работ;
    чертежами сборочных единиц и деталей в соответствии с требованиями технических условий (технического задания) на эскалатор;
    перечнем документации, поставляемой с эскалатором.
 

III. Общие требования

 
    18. Электрическое оборудование эскалатора, его монтаж, электроснабжение и заземление должны отвечать требованиям электробезопасности.
    19. Конструкция эскалатора должна соответствовать требованиям пожарной безопасности.
    20. Эскалатор и его узлы должны обеспечивать заданную прочность и надежность, быть безопасны и удобны для осмотра, технического обслуживания, ремонта и смазки.
    21. В случае расстыковки лестничного полотна конструкция эскалатора должна обеспечивать сохранность геометрической формы рабочей ветви лестничного полотна.
    22. В конструкции эскалатора должны быть предусмотрены устройства, препятствующие подъему ступени перед входными площадками.
    23. Крепление разъемных соединений должно исключать их самопроизвольное разъединение.
    24. В составных частях эскалатора, передающих крутящий момент, применение посадок с гарантированным натягом без дополнительного крепления не допускается.
    25. Составные части эскалатора должны быть защищены от коррозии в соответствии с их климатическим исполнением.
    26. Неподвижные оси, служащие опорой для блоков, роликов и прочих вращающихся деталей, должны быть надежно укреплены и снабжены приспособлениями, обеспечивающими их неподвижность.
    27. Легкодоступные части эскалатора, находящиеся в движении, должны быть закрыты ограждениями, обеспечивающими безопасность обслуживающего персонала, но допускающими удобный осмотр, смазку и техническое обслуживание. Разрешается устанавливать съемные ограждения.
    28. К механизмам, предохранительным устройствам, электрооборудованию, требующим обслуживания, должен быть обеспечен безопасный доступ. Для этой цели в необходимых случаях должны быть устроены площадки, съемные ограждения, лестницы и специальные приспособления.
    29. Конструкция эскалатора должна предусматривать устройства, защищающие механизмы и электрооборудование, находящиеся в зоне прохождения и опрокидывания ступеней, от попадания пыли и грязи.
    30. Техническая и эксплуатационная документация на эскалатор должна быть выполнена на русском языке и соответствовать требованиям настоящих ФНП.
 

Основные параметры, размеры и нагрузки эскалаторов

 
    31. Основные параметры эскалаторов должны соответствовать данным, указанным в приложении N 3 к настоящим ФНП.
    32. Основные размеры и схемы устройства эскалатора должны соответствовать таблице и рисунку 1 приложения N 4 к настоящим ФНП.
    33. Основные нагрузки, используемые при расчете и испытаниях эскалаторов и его элементов, должны соответствовать параметрам, указанным в приложении N 5 к настоящим ФНП.
    34. Расчет и проверку прочности элементов эскалатора и прогиба металлоконструкции производят при неработающем эскалаторе с учетом величины нагрузок, указанных в приложении N 5 настоящих ФНП.
    35. Коэффициенты запаса при расчете на прочность определяются как отношение разрушающей нагрузки к наибольшему усилию, возникающему в рассчитываемом элементе при нагрузках, соответствующих приложению N 5 к настоящим ФНП.
    36. Коэффициенты запаса прочности должны быть для тяговых и приводных цепей - не менее 7, для ступеней и поручней - не менее 5.
    37. Фактический запас прочности тяговой цепи определяют на стенде. Для этого отбирают не менее двух однотипных отрезков (плетей) цепи из партии не более 200 плетей и доводят их до разрушения, при этом должно быть выполнено требование, указанное в пункте 36 настоящих ФНП. Допускается доводить до разрушения отобранные плети отдельными отрезками длиной не менее 600 мм. Испытания цепей должны быть проведены совместно с осями ступеней, вставленными в отверстия полых валиков.
    38. Разрешается не доводить цепи до разрушения, если нагрузка при испытаниях превысила на 5% расчетную или указанную в руководстве (инструкции) по эксплуатации разрушающую нагрузку.
    39. Каждая плеть цепи должна быть проверена на стенде под нагрузкой, превышающей в 2 раза наибольшее расчетное натяжение при эксплуатационной нагрузке. После испытания плеть не должна иметь остаточных деформаций или признаков распрессовки деталей цепи.
    40. Фактический запас прочности ступени должен быть определен испытанием ее на стенде, для чего отбирают два образца (с осями ступени) от изготовленной партии и доводят их до разрушения, при этом должно быть выполнено требование пункта 36 настоящих ФНП.
    41. От каждой группы ступеней, изготовленных по единой конструкторской документации и единому технологическому процессу в количестве не более 10000 штук за период времени не более 1 года (далее - партия ступеней), не менее чем на двух ступенях должны быть проведены динамические испытания.
    42. Прочность каждой изготовленной или отремонтированной партии ступеней проверяют на стенде усилием, которое для ступени с шириной 1000 мм составляет 3200 H.
    43. Ступень после испытания не должна иметь остаточных деформаций (отклонений от размеров, установленных чертежом).
    44. Стрела упругого прогиба металлоконструкции под действием максимальной эксплуатационной нагрузки ( ) не должна превышать 1/1000 расстояния между опорами пролетной металлоконструкции.
    45. Стрела упругого прогиба плит перекрытия с учетом их собственного веса и строительного покрытия плит под действием нагрузки должна быть не более 1/600 пролета.
    46. Стрела упругого прогиба направляющих бегунков под действием нагрузки должна быть не более 1/1000 величины пролета, причем при расчете криволинейных направляющих необходимо учитывать дополнительные усилия от тяговых цепей.
    47. Упругий прогиб фартука балюстрады под воздействием приложенной перпендикулярно к поверхности нагрузки 1500 H на площади 0,0025 м2 между опорами не должен превышать 4 мм. Остаточная деформация не допускается.
    48. Рабочий тормоз должен обеспечивать не менее чем двукратный запас тормозного момента при удержании лестничного полотна с максимальной пассажирской нагрузкой .
    49. При применении двух и более тормозов каждый из них должен иметь запас тормозного момента для удержания лестничного полотна, находящегося под максимальной нагрузкой, не менее 1,1.
    50. Фактический запас прочности поручня проверяет организация - изготовитель поручня.