Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 929. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО ЦБ РФ от 27.05.2014 N 96-Т "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ БАЗЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА ПО БАНКОВСКОМУ НАДЗОРУ "ПРИНЦИПЫ АГРЕГИРОВАНИЯ РИСКОВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ ПО РИСКАМ"

Дата документа27.05.2014
Статус документаДействует
МеткиПисьмо

    

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО
от 27 мая 2014 г. N 96-Т

 

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ БАЗЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА ПО БАНКОВСКОМУ НАДЗОРУ "ПРИНЦИПЫ АГРЕГИРОВАНИЯ РИСКОВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ ПО РИСКАМ"

 
    Банк России направляет для использования в рамках анализа деятельности кредитных организаций неофициальный перевод документа Базельского комитета по банковскому надзору "Принципы агрегирования рисков и представления отчетности по рискам", январь 2013 г.
    Документ на английском языке (Basel Committee on Banking Supervision, "Principles for effective risk data aggregation and risk reporting", January 2013) доступен на web-сайте Банка международных расчетов (см. http://www.bis.org/publ/bcbs239.pdf).
    Территориальным учреждениям Банка России просьба довести настоящее письмо до сведения кредитных организаций.
    Настоящее письмо подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России".
 

Первый заместитель
Председателя Центрального банка
Российской Федерации
А.Ю.СИМАНОВСКИЙ

 
 
    

Приложение
к Письму Банка России
от 27 мая 2014 года N 96-Т
"О рекомендациях Базельского
комитета по банковскому надзору
"Принципы агрегирования рисков
и представления отчетности по рискам"

 

БАЗЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ ПО БАНКОВСКОМУ НАДЗОРУ

 

ПРИНЦИПЫ АГРЕГИРОВАНИЯ РИСКОВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ ПО РИСКАМ

 

январь 2013 г.

 

Банк международных расчетов

 

Целевая группа надзора за системно значимыми банками
Группы внедрения стандартов

 

Председатель Г-н Фернандо Варгас (Fernando Vargas)
(Банк Испании, Мадрид)
Австралия Г-жа Хейди Ричардс (Heidi Richards)
(Австралийское агентство пруденциального регулирования) (APRA)
Канада Г-н Джеймс Деннисон (James Dennison)
(Управление инспектора финансовых организаций) (OSFI)
Китай Г-жа Цангчжан Ву (Zhangjun Wu)
(Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая) (CBRC) (с октября 2012 г.)
Г-н Ксанкви Цанг (Xianqiu Zhang)
(Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая) (CBRC) (до сентября 2012 г.)
Франция Г-н Хеди Джедди (Hedi Jeddi)
(Французское агентство пруденциального надзора)
(ACP)
Германия Г-н Тобиас Волк (Tobias Volk)
(Немецкий федеральный банк)
Г-н Стефан Иванковски (Stefan Iwankowski)
(Федеральное управление финансового надзора Германии) (BAFIN)
Специальный административный район Гонконг Г-н Санни Янг (Sunny Yung)
(Финансовое управление Гонконга) (HKMA)
Италия Г-н Анджело Каррейро (Angelo Carriero) (Банк Италии) (BoI)
Япония Г-н Митсутоши Адачи (Mitsutoshi Adachi)
(Банк Японии) (BoJ)
Г-н Такао Мийамото (Takao Miyamoto)
(Агентство финансовых услуг Японии) (JFSA) (до июня 2012 г.)
Г-н Ю Нишиоки (Yu Nishioki)
(Агентство финансовых услуг Японии) (JFSA) (с июля 2012 г.)
Мексика Г-н Эфраин Солорио (Efrain Solorio)
(Национальная комиссия по банковской деятельности и ценным бумагам) (CNBV)
Нидерланды Г-жа Трус Штадт (Truus Stadt)
(Банк Нидерландов) (DNB) (с октября 2012 г.)
Г-жа Инге Вельдгуис (Inge Veldhuis)
(Банк Нидерландов) (DNB) (до сентября 2012 г.)
Испания Г-жа Кристина Иглесиас-Саррья
(Cristina Iglesias-Sarria) (Банк Испании) (BoS)
Г-жа Сесилия Лозано (Cecilia Lozano) (Банк Испании) (BoS)
Великобритания Г-жа Джилл Элейн Савагер
(Jill Elaine Savager) (Управление по финансовым услугам) (FSA)
Г-н Ян Тауэр (Ian Tower)
(Управление по финансовым услугам) (FSA)
Соединенные Штаты Америки Г-н Джоэл Андерсен (Joel Anderson)
(Управление контролера денежного обращения) (OCC)
Г-жа Стаси Коулмен (Stacy Coleman)
(Федеральный резервный банк Нью-Йорка) (FRBNY)
Г-н Кирк Одегард (Kirk Odegard)
(Федеральный резервный банк США) (FRB)
Совет финансовой стабильности Г-жа Грейс Соун (Grace Sone)
Институт финансовой стабильности Г-н Амарендра Мохан (Amarendra Mohan) (с апреля 2012 г.)
Г-н Роналд Раскопф (Roland Raskopf) (до марта 2012 г.)
Секретариат Г-н Хуан Карлос Крисанто (Juan Carlos Crisanto)
Г-жа Руфь Даблдей (Ruth Doubleday) (до августа 2012 г.)

 

ПРИНЦИПЫ АГРЕГИРОВАНИЯ РИСКОВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ ПО РИСКАМ

 

Где же та мудрость, которую мы растеряли
в погоне за знаниями? И где же те знания,
которые мы растеряли в погоне за информацией?
Т.С. Элиот "Скала" (1934 г.)

 

Предисловие

 
    1. Один из наиболее существенных уроков, которые преподнес нам начавшийся в 2007 году глобальный финансовый кризис, показал, что информационные технологии (далее - ИТ) и архитектуры данных не способны обеспечить надлежащее управление финансовыми рисками. У многих банков не было возможности агрегировать весь объем рисков и быстро и точно установить степень концентрации риска на уровне банковской группы, направлений деятельности банка и на уровне участников группы. Некоторые банки оказались неспособны управлять собственными рисками должным образом, имея в своем распоряжении лишь ограниченные средства агрегирования рисков и несовершенные методы представления отчетности по рискам. Эти факторы имели тяжелые последствия как для самих банков, так и для стабильности финансовой системы в целом.
    2. В связи с этим Базельский комитет по банковскому надзору (далее - Базельский комитет) выпустил дополнение к Компоненту 2 "Надзорный процесс" (далее - Компонент 2) документа "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы. Уточненная версия" ("International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards. A revised Framework. Comprehensive version"), Basel Committee on Banking Supervision, июнь 2006 г. (далее - Базель II) <1>, направленное на расширение способности банков выявлять и управлять рисками, характерными для всего банковского сектора. Так, в частности, Базельский комитет подчеркнул, что надежная система управления рисками требует наличия надежной системы обработки информации (MIS) <2> как на уровне отдельных банков, так и на уровне банковского сектора в целом. В руководстве по корпоративному управлению <3> Базельский комитет также указал на необходимость агрегирования рисков.
    


    <1> Базельский комитет, "Дополнения к Базелю II" (июль 2009 г.), см. www.bis.org/publ/bcbs158.pdf.
    <2> В данном контексте имеется в виду система управленческой информации.
    <3> Базельский комитет, "Принципы усиления корпоративного управления" (октябрь 2010 г.), см. www.bis.org/publ/bcbs176.pdf.
 
    3. Агрегирование рисков открывает банкам новые возможности для решения возникающих проблем. Для глобальных системно значимых банков, в частности, важно, чтобы органы финансового оздоровления имели доступ к агрегированным данным по рискам, соответствующим требованиям документа Совета по финансовой стабильности (далее - СФС) "Ключевые атрибуты эффективных режимов оздоровления и санации финансовых институтов" <1>, а также изложенным далее принципам. Наличие надежной информационной базы данных позволит банкам и органам надзора заранее прогнозировать проблемы, а также ускорить процесс оздоровления банка. Она также расширит возможности поиска альтернативных путей восстановления финансовой устойчивости и жизнеспособности, если банк попадет в серьезную стрессовую ситуацию. Так, например, надежная информационная база данных упростит поиск подходящего партнера для слияния бизнеса.
    
    <1> Совет по финансовой стабильности, "Ключевые атрибуты эффективных режимов оздоровления и санации финансовых институтов" (октябрь 2011 г.), см. www.financialstabilityboard.org/publications/r_111104dd.pdf.
 
    4. Преимущества расширения возможностей по агрегированию рисков уже признаны многими в банковском секторе <1>, и многие уже ведут активную деятельность в этом направлении. Банки уже смогли оценить улучшения с точки зрения расширения возможностей по управлению рисками и при принятии решений. Это позволит повысить эффективность, снизить вероятность ущерба, а также откроет новые возможности для выработки стратегических решений и в итоге повысит доходность.
    
    <1> См. отчет Института международных финансов "Риск ИТ и финансовые операции: расширение возможностей" (июнь 2011 г.).
 
    5. Органы надзора отмечают, что расширение возможностей по агрегированию рисков и представлению отчетности по рискам все еще остается нерешенной проблемой для банков, в то время как надзорным органам хотелось бы видеть более активное продвижение в этом направлении, в частности, со стороны глобальных системно значимых банков. Кроме того, существует опасность того, что с течением времени, когда острота восприятия кризиса ослабеет, также ослабеет и деятельность банков по расширению возможностей в этих областях.