Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 507 811. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ" (утв. Минфином РФ 11.07.2014)

Дата документа11.07.2014
Статус документаДействует
МеткиОсновные направления

    

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ

 
    Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Основные направления бюджетной политики) подготовлены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в целях составления проекта федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - проект федерального бюджета на 2015 - 2017 годы).
    При подготовке Основных направлений бюджетной политики были учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, государственных программ Российской Федерации (далее - государственные программы) и иных документов государственного стратегического планирования.
    Разработка данного документа осуществлялась с учетом итогов реализации бюджетной политики в период до 2014 года, а также на основании Основных направлений налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, практики реализации Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ "О парламентском контроле".
    Целью Основных направлений бюджетной политики является описание условий, принимаемых для составления проекта федерального бюджета на 2015 - 2017 годы, основных подходов к его формированию и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
    Задачами Основных направлений бюджетной политики является определение подходов к планированию доходов и расходов, источников финансирования федерального бюджета, финансовых взаимоотношений с бюджетами государственных внебюджетных фондов, бюджетами субъектов Российской Федерации.
 

1. Итоги реализации бюджетной политики в период до 2014 года

Таблица 1.1

Основные показатели федерального бюджета в 2013 году

Наименование Закон 348-ФЗ Бюджетные назначения <*> Исполнение Отклонение
1 2 3 4 5 = 4 - 3
в млрд. рублей
Доходы 12 906,4 12 906,4 13 019,9 113,5
Нефтегазовые доходы 6 471,9 6 471,9 6 534,0 62,1
Ненефтегазовые доходы 6 434,5 6 434,5 6 485,9 51,4
Расходы 13 387,3 13 464,3 13 342,9 -121,4
Дефицит (-) / профицит (+) -480,9 -557,9 -323,0 234,9
Ненефтегазовый дефицит -6 952,9 -7 029,8 -6 857,0 172,8
%% ВВП
Доходы 19,4 19,4 19,5 0,1
Нефтегазовые доходы 9,7 9,7 9,8 0,1
Ненефтегазовые доходы 9,7 9,7 9,7 0,0
Расходы 20,1 20,2 20,0 -0,2
Дефицит (-)/ профицит (+) -0,7 -0,8 -0,5 0,3
Ненефтегазовый дефицит -10,5 -10,6 -10,3 0,3

 
    


    <*> По расходам - сводная бюджетная роспись федерального бюджета с учетом внесенных в нее изменений (далее - уточненная роспись).
 
    Доходы федерального бюджета в 2013 году составили 13 019,9 млрд. рублей (19,5% ВВП), в том числе нефтегазовые доходы - 6 534,0 млрд. рублей (9,8% ВВП), ненефтегазовые - 6 485,9 млрд. рублей (9,7% ВВП).
    В общей сумме доходов федерального бюджета в 2013 году нефтегазовые доходы составили 50,2% и ненефтегазовые доходы - 49,8% (как и в 2012 году). В последние годы наблюдается тенденция роста доли нефтегазовых доходов (в 2009 году нефтегазовые и ненефтегазовые доходы составляли 40,7% и 59,3% соответственно).
    Объем поступивших в 2013 году доходов на 113,5 млрд. рублей (на 0,9%) больше прогнозируемого общего объема доходов, утвержденного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (в редакции от 2 декабря 2013 г. N 348-ФЗ). При этом ненефтегазовые доходы увеличились на 51,4 млрд. рублей, а нефтегазовые - на 62,1 млрд. рублей.
    В 2013 году исполнение расходов федерального бюджета составило 13 342,9 млрд. рублей или 99,1% к уточненной росписи (20,0% ВВП) (наиболее высокий за последние годы уровень исполнения расходов федерального бюджета) по следующим основным направлениям:
    социальная сфера - 38,7% от общего объема кассовых расходов федерального бюджета (7,7% ВВП);
    национальная оборона - 15,8% (3,2% ВВП);
    национальная безопасность и правоохранительная деятельность - 15,5% (3,1% ВВП);
    национальная экономика - 13,9% (2,8% ВВП), из которых: дорожное хозяйство составило 3,8% от общего объема кассовых расходов федерального бюджета; транспорт - 1,9%; сельское хозяйство и рыболовство - 1,6%;
    обслуживание государственного долга Российской Федерации - 2,7% (0,5% ВВП).
    В 2013 году федеральный бюджет исполнен с дефицитом 323,0 млрд. рублей или 0,5% ВВП (ниже запланированного - 0,8% ВВП).
    Вместе с тем, сравнение показателей исполнения федерального бюджета в 2013 году с "первоначальными" показателями, установленными Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", демонстрирует, что поступление ненефтегазовых доходов уменьшилось на 454,5 млрд. рублей, с одновременным увеличением нефтегазовых доходов на 608,5 млрд. рублей - практически полностью за счет роста цены на нефть (закон - 97,0 долларов США за баррель, факт - 107,9 долларов США за баррель).
    Значительная часть нефтегазовых доходов в сумме 769,8 млрд. рублей была направлена на замещение не поступивших в 2013 году источников финансирования дефицита и ненефтегазовых доходов:
    454,5 млрд. рублей - на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета (замещение ненефтегазовых доходов);
    315,3 млрд. рублей - на замещение не поступивших источников финансирования дефицита, в первую очередь, на замещение поступлений от приватизации (снизились более чем в 10 раз от первоначального прогноза: план - 427,7 млрд. рублей, факт - 41,6 млрд. рублей) и на замещение заемных источников (фактическое привлечение снизилось более чем на 25%: план - 1 448,8 млрд. рублей; факт - 1 049,5 млрд. рублей).
    Таким образом, по результатам 2013 года вместо 982,0 млрд. рублей Резервный фонд пополнился только на 212,0 млрд. рублей и составил 3 071,9 млрд. рублей или 4,6% ВВП, а вместе с ФНБ - 8,9% ВВП.
    Ненефтегазовый дефицит в 2013 году составил 10,3% ВВП - практически остался на уровне 2012 года (10,4% ВВП), но значительно ниже уровня 2008 года (6,5% ВВП).
    Таким образом, по-прежнему сохраняется зависимость российской экономики от сырьевых доходов.
 

2. Условия реализации бюджетной политики в текущем году и в плановом периоде 2015 - 2017 годов

2.1. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенные в основу составления проекта федерального бюджета на 2015 - 2017 годы

Таблица 2.1

Основные макроэкономические параметры на 2014 - 2017 годы

Показатель 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год
Закон 349-ФЗ Прогноз МЭР от 20.05.2014 Закон 349-ФЗ Прогноз МЭР от 20.05.2014 Закон 349-ФЗ Прогноз МЭР от 20.05.2014 Прогноз МЭР от 20.05.2014
1 2 3 4 5 6 7 8
ВВП, млрд. рублей 73 315 71 493 79 660 76 077 86 837 82 303 89 834
Рост ВВП, % 103,0 100,5 103,1 102 103,3 102,5 103,3
Инвестиции, млрд. рублей 14 933 13 494 16 577 14 522 18 475 15 541 17 046
Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США 331,3 307,1 345,2 313,0 361,7 320,2 334,1
Объем экспорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долларов США 504,3 519,6 505,0 502,8 515,8 508,6 518,1
Прибыль прибыльных организаций, млрд. рублей 12 735 13 085 13 510 13 060 15 135 14 455 16 375
Инфляция (ИПЦ), % к декабрю предыдущего года 105,0 106,0 104,5 105,0 104,5 104,5 104,3
Курс доллара, рублей за доллар США 33,4 35,5 34,3 37,0 34,9 38,0 38,8
Фонд заработной платы, млрд. рублей 18 017 17 707 19 464 18 913 21 122 203 778 22 120
Цены на нефть "Юралс", долларов США за баррель 101 104 100 100 100 100 100
Цены на газ (среднеконтрактные включая страны СНГ), долларов/тыс. куб. м 337 351 317 318 300 296 292

 
    Другим фактором, оказывающим влияние на снижение оценки ВВП, является существенное замедление роста производственных и торговых запасов предприятий на фоне ожиданий низкого внутреннего спроса.
    Третий важный фактор - пересмотр роста потребительского спроса: прогноз прироста оборота розничной торговли снижен с 4,0% до 1,9%, объема платных услуг - с 2,5% до 1,6%, а реальные располагаемые доходы - с 3,4% до 0,5%. Существенный рост розничной торговли в I квартале 2014 года обеспечивался сбережениями населения (норма сбережения достигла своего исторического минимума), при этом реальные располагаемые доходы населения в I квартале 2014 года снижались. Эти обстоятельства будут влиять на замедление потребительского спроса до конца года.
    Также на экономику будут влиять существующие инфраструктурные и институциональные ограничения.
    Пересмотрен и прогнозируемый показатель потребительской инфляции. Так, уровень потребительских цен повышен в 2014 году с 4,5 - 5,5% (в прогнозе от 16 сентября 2013 года) до 5,5 - 6,5%, что преимущественно связано с более высоким прогнозом курса доллара США (номинальный курс повышен в 2014 году с 33,4 рублей до 35,5 рублей за 1 доллар США).
    В среднесрочной перспективе прогнозируется, что уровень потребительской инфляции будет снижаться (до 3,8 - 4,8% в 2017 году) под воздействием умеренного повышения доходов населения, относительной стабилизации номинального курса рубля, консервативной денежной политики, ограничений роста коммунальных тарифов, умеренной динамики мировых цен на зерно и продовольствие.
    Также были пересмотрены оценки экспорта и импорта товаров. Вклад экспорта в рост ВВП в 2014 году будет, вероятнее всего, отрицательным. При этом благодаря повышению прогнозной цены на нефть в 2014 году, а также более высокой базе 2013 года объем экспорта товаров повысится. В результате пересмотра динамики курса и снижения оценок внутреннего спроса оценка импорта товаров в 2014 году понижена.
    Под воздействием снижения цен на нефть и газ экспорт товаров будет снижаться до 2015 года. С 2016 года рост возобновится. Импорт товаров в 2015 - 2017 годах будет ограничен внутренним спросом и динамикой обменного курса. На протяжении всего среднесрочного периода реальный курс рубля будет ослабевать.
    Дефлятор ВВП в 2014 году повышен с 5,4% (в прогнозе от 16 сентября 2013 года) до 6,6% в связи с повышением оценки цен на нефть и повышения курса доллара США. Снижено значение номинального ВВП в 2014 году, что связано с пересмотром Росстатом в сторону уменьшения объема ВВП в 2013 году. В сторону понижения также пересмотрены значения номинального ВВП в 2015 - 2017 годах.
    Таким образом, базовый вариант прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в 2015 году и плановом периоде 2016 и 2017 годов, взятый за основу для составления проекта федерального бюджета на 2015 - 2017 годы, предусматривает существенное замедление экономики в 2014 году и постепенное ускорение темпов прироста экономики - с 2,0% в 2015 году до 3,3% в 2017 году.
    Помимо этого сохраняются определенные риски развития экономики и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.
 

2.2. Основные макроэкономические и бюджетные риски

2.3. Соблюдение принципов бюджетной системы Российской Федерации в проекте федерального бюджета на 2015 - 2017 годы

Ведется подготовка документа. Ожидайте