Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 323. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ РИСКА АВАРИЙ НА ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЯХ ВОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ"

Дата документа01.01.2009
Статус документаДействует
МеткиМетодические рекомендации

    

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОЦЕНКЕ РИСКА АВАРИЙ НА ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЯХ ВОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

2-е издание, переработанное и дополненное

 

УДК 627.8.059.2

 

Введение

 
    Аварии на гидротехнических сооружениях (далее - ГТС) представляют существенную опасность для населения, хозяйственных объектов и окружающей среды. Наиболее опасны аварии (катастрофы), приводящие к частичному или полному разрушению ГТС с дальнейшим развитием и распространением волны прорыва (гидродинамические аварии). Такие аварии чаще всего классифицируются как катастрофические, так как приводят к нарушению жизнедеятельности, травматизму и гибели людей, к значительным разрушениям или существенным нарушениям режимов эксплуатации зданий, сооружений и объектов инфраструктуры, к разрушениям или нарушениям природных объектов (животные, почвы, леса и т.д.).
    Особую опасность представляют аварии на накопителях промышленных отходов - они могут привести к загрязнению местности радиоактивными, токсичными и другими вредными веществами.
    Основная цель всех работ, проводящихся на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации ГТС, заключается в том, чтобы исключить возможность аварий и, в особенности, прорыва напорного фронта с катастрофическими последствиями. Тем не менее, риск аварий на ГТС неизбежен и подлежит оценке, анализу и регулированию.
    К числу основных причин, которые могут вызвать аварии на гидротехнических сооружениях систем водного хозяйства и промышленности, относятся:
    - стихийные бедствия (землетрясения, ураганы, горные обвалы, наводнения, ливни, сели и др.);
    - недостаточный объем изыскательских работ и неправильная оценка инженерно-геологических, гидрологических, сейсмических, климатических условий строительства;
    - ошибки в проектировании;
    - некачественное производство работ (особенно при строительстве сравнительно небольших сооружений, когда не обеспечен должный геотехнический контроль с участием инженеров-гидротехников);
    - неправильная эксплуатация сооружения (в том числе обусловленная недостаточной укомплектованностью штатами и техникой, низкой квалификацией эксплуатационного персонала, недостатками финансирования, недостаточной обеспеченностью эксплуатационно-методической документацией и т.п.);
    - отсутствие или недостаточный объем мероприятий по обеспечению готовности объекта к локализации и ликвидации аварийной ситуации; отсутствие своевременных ремонтных работ;
    - техногенные катастрофы;
    - военные действия, диверсии и террористические акты.
    В Российской Федерации (далее - РФ) в значительной степени сформирована нормативно-правовая база по обеспечению безопасности ГТС, основой которой прежде всего являются:
    - Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ (с последующими редакциями в Федеральных законах от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ, от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, от 09.05.2005 г. N 45-ФЗ, от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ и изменениями, внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 г. N 150-ФЗ, от 30.12.2001 г. N 194-ФЗ, от 24.12.2002 г. N 176-ФЗ, от 23.12.2003 г. N 186-ФЗ);
    - Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.11.1994 г. N 68-ФЗ;
    - Постановление Правительства РФ "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений" от 16.10.1997 г. N 1320;
 
 
    РЕФЕРЕНТ: В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 16.10.97 N 1320, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 27.10.2012 N 1108.
 
 
    - Постановление Правительства РФ "О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений" от 23.05.1998 г. N 490;
    - Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений" от 06.11.1998 г. N 1303;
    - Постановление Правительства РФ "Об утверждении правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" от 18.11.2001 г. N 876;
    - Постановление Правительства РФ "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.05.2007 г. N 304;
    - "Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения". Утвержден приказом МЧС России, Минэнерго России, МПР России, Минтранса России и Госгортехнадзора России от 18.05.2002 г. N 243/150/270/68/89, зарегистр. Минюстом России 03.06.2002 г., peг. N 3493;
    - ГОСТ Р 22.0.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий. Изменен "Изменением N 1", введенным в действие постановлением Госстандарта России от 31.05.2000 г. N 148-ст;
    - ГОСТ Р 22.1.12-2005, Группа Т58. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования;
    - ГОСТ 19185-73. Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения;
    - СНиП 33-01-2003. Гидротехнические сооружения. Основные положения. М., Госстрой России, 2004.
    Целый ряд нормативных документов, правил и рекомендаций разработан и утвержден органами государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, получили развитие работы в направлении страхования рисков аварий ГТС.
    Настоящие методические рекомендации предназначены для экспертной оценки риска аварий на ГТС водохозяйственного и промышленного назначения при декларировании их безопасности, экспертизе деклараций безопасности и страховании рисков аварий.
    Реализация разработанных рекомендаций позволяет в достаточно простой и ясной форме дать сопоставительную оценку риска аварий на ГТС на основе экспертного анализа всей совокупности факторов, влияющих на надежность и безопасность их работы, включая возможный ущерб при аварии.
    Экспертный анализ факторов, влияющих на риск аварий на гидротехнических сооружениях, проводится на основании рассмотрения следующих основных материалов:
    - утвержденный рабочий проект, включая все внесенные в него изменения и данные об инженерно-геологических, гидрогеологических, гидрологических, топографических и природно-климатических условиях строительства;
    - исполнительная документация, включая акты на скрытые работы;
    - декларация безопасности ГТС;
    - критерии безопасности ГТС;
    - правила использования водных ресурсов водохранилищ;
    - инструкция по эксплуатации с регламентацией должностных обязанностей обслуживающего персонала, технологической схемы заполнения накопителя промышленных отходов и пр.;
    - проект мониторинга ГТС;
    - инструкция по проведению натурных наблюдений (по мониторингу);
    - данные о соответствии проекту состава и состояния контрольно-измерительной аппаратуры (далее - КИА); материалы геотехнического контроля в процессе строительства; материалы наблюдений состояния ГТС и окружающей среды в зоне влияния гидротехнического сооружения в период эксплуатации; акты инспекторских проверок и комиссионных обследований состояния ГТС, расследований имевших место повреждений и аварий;
    - результаты расчетов волны прорыва и оценки возможного ущерба; данные о службе эксплуатации ГТС и уровне культуры эксплуатации ГТС (укомплектованность и квалификация штатов, техническая оснащенность; наличие необходимых методических материалов, средств измерений и контроля, регулярность обследований состояния ГТС и проведения текущих ремонтов, привлечение к анализу данных натурных наблюдений специализированных организаций и пр.);
    - данные о готовности объекта к локализации и ликвидации аварийных ситуаций (наличие плана ликвидации аварий по возможным сценариям, укомплектованность и оснащенность аварийных бригад и привлекаемых в случае необходимости формирований ГО инструментами и техникой, наличие и достаточность противоаварийного запаса материалов, регулярность противоаварийных тренировок, наличие и состояние средств связи и системы оповещения и т.п.);
    - данные об организации санитарных, защитных и охранных зон гидротехнических объектов.
 

1. Общие положения

 
    Применительно к опасным природным и техногенным процессам понятия "опасность" и "риск" относятся соответственно к возможным воздействиям на объект и его реакции на эти воздействия ("уязвимости").
    Графически рассматриваемое соотношение представлено на рис. 1.
 

 

Рис. 1. Схема формирования риска от внешней опасности.

 
    Из рисунка видно, что риск возникает только в области пересечения опасности с объектом и не существует без них, т. е. риск при существующей опасности для технически неуязвимого объекта отсутствует (равен нулю), как и риск для весьма уязвимого объекта при отсутствии опасности. Отсюда вытекают общие определения понятий.
    Опасность (при оценке возможности аварии на ГТС) - процессы, протекающие в ГТС и зоне их влияния и представляющие угрозу для жизни или условий жизнедеятельности людей, объектов хозяйства или окружающей среды.
    Уязвимость - свойство ГТС терять способность к выполнению заданных функций в результате негативных воздействий.
    Риск аварии ГТС - мера опасности, характеризующая возможность возникновения аварии гидротехнического сооружения и тяжесть ее последствий для здоровья, жизни людей, имущества и окружающей природной среды.
    Оценка риска аварии ГТС - процесс, используемый для определения частоты (вероятности) и степени тяжести последствий реализации опасностей аварий ГТС для здоровья, жизни людей, имущества и окружающей природной среды.
    Оценка риска аварии ГТС включает оценку частоты (вероятности) и последствий возможной аварии ГТС и сравнение полученных результатов с допустимым уровнем риска аварии ГТС.
    Комплексной характеристикой объекта становится оценка суммарного риска, позволяющая произвести сравнительную оценку ситуации с позиций возможных потерь для существующих или проектируемых объектов.
    Оценка риска основывается на результатах контроля и анализа факторов безопасности, наиболее существенных для данного сооружения, и условий его эксплуатации.
    Под факторами безопасности понимаются количественные и качественные характеристики состояния сооружения, природных воздействий и ожидаемого ущерба от аварии или разрушения ГТС.
    Понятие риска является универсальной количественной мерой потенциальной опасности, позволяющей:
    - провести корректировку исходных целей и стратегии решения задач анализа риска;
    - провести сравнение опасностей различной природы и механизмов действия;
    - провести классификацию и ранжирование потенциальных источников опасности по их вкладу в интегральные показатели риска;
    - изучить механизм и исследовать причинно-следственную логику возникновения и развития аварий, а также влияние на показатели риска различных факторов технологического, природного и социального характера;
    - обеспечить направленное снижение рисков за счет оптимального управления технологическими (техническими) и организационно-методическими факторами воздействия (снижение вероятности, уменьшение величины ущерба).
    Расчет и использование меры риска в качестве оценки безопасности проектируемого, строящегося, эксплуатируемого или выведенного из эксплуатации ГТС требует совместного учета характеристик сооружения, которые непосредственно связаны с вероятностью аварии, и характеристик ущерба от возможной аварии.
    Безопасность ГТС - свойство ГТС, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
    Авария ГТС - опасное техногенное происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и коммуникаций, нарушению производственных и транспортных процессов, нанесению ущерба окружающей среде.
    Переходя к количественным оценкам опасности, уязвимости, риска, следует иметь в виду, что каждое из них является достаточно сложной функцией многих переменных - факторов. Для получения количественных характеристик указанных понятий необходимо определить полный набор таких факторов. Их объединение по совокупностям будем называть показателями (показателями уязвимости, опасности, риска). В зависимости от величин показателей строится градация по степеням опасности, уязвимости, риска.
    Такой подход позволяет работать уже с достаточно ограниченным числом переменных и выполнять количественную оценку, которую можно назвать интегральной.
    За основу количественной оценки опасности, уязвимости, риска чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) (аварии) на ГТС принят широко известный подход получения нормирующих коэффициентов, характеризующих долю от наиболее неблагоприятной ситуации, принимаемой за единицу. Указанный подход количественной оценки риска аварий ГТС реализован далее.
 
    1. Интегральная оценка опасности ГТС
    Опасность аварии на ГТС определяется следующими показателями:
    1. Превышение принятых при обосновании конструкции сооружения природных нагрузок и воздействий.
    2. Обоснованность и соответствие проектных решений современным нормативным требованиям.
    3. Соответствие проекту конструкции сооружения, технологии его возведения, условий его эксплуатации и свойств материалов сооружения и основания.
    4. Возможные последствия и ущерб при аварии ГТС. Степень опасности по каждому из показателей устанавливается отдельно на том или ином уровне на основании экспертных оценок с учетом приведенных ниже рекомендаций.
 

2. Интегральная оценка опасности ГТС

 
    2.1. Показатель опасности 1
    Показатель опасности превышения принятых при расчетном обосновании конструкции сооружения природных нагрузок и воздействий (сейсмические, волновые и температурные воздействия; нагрузки от наносов; гидростатические, ветровые и ледовые нагрузки; опасность превышения расчетных расходов через водосбросные сооружения и т.п.) принимается по экспертной оценке на одном из четырех уровней, каждый из которых имеет соответствующий код, с учетом указаний действующих нормативных документов по определению нагрузок и воздействий на сооружения, данных натурных наблюдений за период эксплуатации ГТС и отличительных признаков, приведенных в таблице 1.
    Также при оценке риска аварии на гидротехническом сооружении по показателю опасности 1 оцениваются возможные опасности возникновения следующих негативных природных и техногенных воздействий на ГТС: сход селевых и снежных лавин, смерчи, ураганы, развитие карстово-суффозионных процессов, цунами, штормовой нагон, образование заторов, обрушение в водохранилище или накопитель береговых склонов, просадки связанные с подработкой территории, падение летательного аппарата, взрыв (пожар, химическая авария) на транспортном средстве, диверсия, теракт и др.
 

Таблица 1

 

Уровень опасности по показателю 1 Код Отличительные признаки
Опасность отсутствует 0 Показатели возможных нагрузок и воздействий на ГТС не отличаются от расчетных значений, принятых при проектировании.
Отсутствует возможность возникновения (развития) потенциально опасных воздействий природного и техногенного характера.