Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 363. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 30.12.2013 N 2593-р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ (ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ) ФИНАНСАМИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА"

Дата документа30.12.2013
Статус документаДействует
МеткиРаспоряжение · Программа

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 декабря 2013 г. N 2593-р

 
    1. Утвердить Программу повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года.
    2. Минфину России разместить утвержденную Программу повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего распоряжения.
    3. Минфину России и другим федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Программы, указанной в пункте 1 настоящего распоряжения, при реализации государственных программ Российской Федерации, а также при подготовке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
    4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать региональные и муниципальные программы повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами с учетом положений Программы, указанной в пункте 1 настоящего распоряжения.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 30 декабря 2013 г. N 2593-р

 

ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ (ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ) ФИНАНСАМИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

 
    Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными Правительством Российской Федерации 31 января 2013 г., решениями заседания Государственного совета Российской Федерации 4 октября 2013 г. по вопросу повышения эффективности бюджетных расходов и определяет основные направления деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в указанной сфере.
 

I. Итоги реализации Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года

 
    В 2010 - 2012 годах развитие бюджетной системы Российской Федерации осуществлялось в рамках Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р (далее - Программа повышения эффективности бюджетных расходов).
    По большинству направлений ее реализации был достигнут существенный прогресс.
    1) Повышение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.
    В 2012 году принят Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 268-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета", который устанавливает правила определения предельного объема расходов федерального бюджета (далее - "бюджетные правила") с целью снижения ненефтегазового дефицита и обеспечения долгосрочной устойчивости бюджетной системы.
    Начиная с федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, федеральный бюджет формируется на основе "бюджетных правил".
    2) Совершенствование разграничения полномочий между публично-правовыми образованиями.
    С 1 января 2012 г. финансовое обеспечение милиции общественной безопасности является полномочием Российской Федерации. Одновременно с этим Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" была предусмотрена передача ряда федеральных полномочий и доходных источников федерального бюджета субъектам Российской Федерации.
    В рамках комплексной реформы здравоохранения с 2012 года полномочия по обеспечению оказания медицинской помощи осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом единый минимальный норматив зачисления доходов от налога на доходы физических лиц был снижен с 30 до 20 процентов при сохранении общего норматива на уровне 40 процентов.
    Принят Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который предусматривает перераспределение полномочий по обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, с сокращением расходных обязательств муниципальных образований.
    Принят Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым с 1 января 2013 г. введена патентная система налогообложения.
    Указанным Федеральным законом с 1 января 2013 года (за счет отмены зачисления единого сельскохозяйственного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 30 процентов) увеличены размеры отчислений от единого сельскохозяйственного налога в бюджеты муниципальных образований до 100 процентов.
    Принят Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым вносятся комплексные изменения, направленные на повышение бюджетной обеспеченности местных бюджетов.
    3) Государственные программы Российской Федерации как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов.
    В 2010 году постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 утвержден Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации. Перечень государственных программ Российской Федерации утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 1950-р. Минэкономразвития России совместно с Минфином России разработаны и утверждены приказом от 26 декабря 2012 г. N 817 Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации.
    За период 2012 - начало 2013 года Правительством Российской Федерации было утверждено 39 государственных программ Российской Федерации.
    4) Переход к программной структуре расходов бюджетов.
    Принят Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" (далее - Федеральный закон N 104-ФЗ), предусматривающий переход к формированию бюджетов в структуре государственных (муниципальных) программ.
    Федеральный бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов впервые сформирован в структуре утвержденных государственных программ Российской Федерации.
    При методической поддержке Минфина России продолжалось внедрение программной структуры бюджетов на региональном уровне. По состоянию на 2013 год, в 45 субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты о порядке разработки и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации.
    5) Оптимизация функций государственного (муниципального) управления и повышение эффективности их обеспечения.
    Приняты Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части урегулирования правоотношений, связанных с устранением избыточных ограничений при предоставлении государственных и муниципальных услуг).
    Реализуется Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1021-р.
    6) Повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг.
    В 2010 - 2012 годах была проведена фундаментальная реформа системы оказания государственных и муниципальных услуг.
    Принят Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ).
    Федеральный закон N 83-ФЗ стал основополагающим документом для установления правового статуса государственных (муниципальных) учреждений в форме казенных, бюджетных или автономных.
    С целью его реализации был разработан и принят ряд актов Правительства Российской Федерации и ведомственных актов, обеспечивших комплексное регулирование вопросов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений.
    С 1 января 2012 г. начал работу официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru).
    7) Развитие системы государственного (муниципального) финансового контроля.
    Приняты Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 252-ФЗ) в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
    Развитие современных технологий позволило усовершенствовать контроль, осуществляемый органами Федерального казначейства. Начиная с 2011 года (в целях оплаты денежных обязательств), получатели бюджетных средств имеют возможность представлять в органы Федерального казначейства контракты в электронном виде, заключенные на электронных торговых площадках.
    Кроме того, с 2012 года органы Федерального казначейства при санкционировании оплаты обязательств по государственным контрактам осуществляют проверку наличия сведений о государственном контракте в реестре государственных контрактов.
    8) Формирование комплексной контрактной системы в Российской Федерации.
    Принят Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
    Внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), устанавливающие основания для принятия долгосрочных обязательств, обусловленных концессионными соглашениями, по возмещению расходов концессионера на создание и (или) использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения.
    Введен в действие официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru).
    9) Реформирование системы бюджетных платежей.
    Реализована возможность внесения наличных денежных средств организациями субъекта Российской Федерации, расположенными за пределами административного центра субъекта Российской Федерации, на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для обеспечения наличными денежными средствами в кредитных организациях.
    Проведены работы по созданию Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, а также иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами. Введение в эксплуатацию этой системы осуществлено 1 января 2013 г.
    Созданы условия для применения корпоративных банковских карт в части возможности осуществления ими расчетов за приобретенные товары (оказанные услуги).
    10) Развитие информационной системы управления государственными финансами.
    Правительством Российской Федерации распоряжением от 20 июля 2011 г. N 1275-р одобрена Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет").
    В 2011 - 2013 годах в рамках создания системы "Электронный бюджет" Минфином России утверждены необходимые организационно-распорядительные документы по созданию и развитию системы, внедрена система мониторинга реализации процессов и процедур создания системы, разработана общая архитектура (требования) и системная архитектура системы "Электронный бюджет", определены технические требования к ключевым подсистемам системы "Электронный бюджет".
    В феврале 2013 года опубликована тестовая версия Единого портала бюджетной системы Российской Федерации (далее - Единый портал), прошедшая общественное обсуждение.
    11) Реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов федеральными и региональными органами исполнительной власти.
    В рамках реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов федеральными органами исполнительной власти приняты и реализуются ведомственные планы повышения эффективности бюджетных расходов.
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1203 были утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов.
    В целом задачи Программы повышения эффективности бюджетных расходов были решены, что обеспечило преемственность развития системы управления общественными финансами и создало качественно новую базу для разработки новой программы в данной сфере.
 

II. Цель, задачи и условия реализации Программы

 
    Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития страны.
    Несмотря на поступательное развитие в последние годы нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления общественными финансами еще не завершен.
    Сформулированные на период до 2018 года стратегические цели и задачи социально-экономического развития требуют продолжения и углубления бюджетных реформ с выходом системы управления общественными финансами на качественно новый уровень.
 

Необходимость разработки, цель и задачи Программы

 
    Наряду с положительными результатами реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов в настоящее время в сфере управления общественными (государственными и муниципальными) финансами (далее также - общественные финансы) сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
    отсутствие регламентированной процедуры формирования, рассмотрения и использования в бюджетном процессе и при разработке документов государственного стратегического планирования прогнозов социально-экономического развития;
    несмотря на то, что при формировании федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов расходы на реализацию мероприятий федеральных органов исполнительной власти структурированы по государственным программам Российской Федерации, при формировании бюджета достижение значений показателей государственных программ Российской Федерации, как правило, не учитывалось при планировании бюджетных ассигнований. Вопрос эффективности реализации государственных программ Российской Федерации пока не является основополагающим при формировании проекта федерального бюджета;
    отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием, включая ограниченность практики планирования и применения всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) для достижения целей государственной политики на долгосрочный период;
    неопределенность соотношения и взаимной увязки различных программно-целевых инструментов;
    незавершенность формирования и ограниченность практики использования государственных (муниципальных) программ в качестве основного инструмента для достижения целей государственной (муниципальной) политики и основы для бюджетного планирования;
    сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов при в целом низкой мотивации органов государственной власти и органов местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;
    формальное применение и неиспользование в полной мере новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг;
    недостаточная действенность системы государственного и муниципального финансового контроля и недостаточность его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
    недостаточная действенность механизма среднесрочного бюджетного планирования;
    недостаточно высокий уровень качества управления государственными финансами;
    отсутствие современной системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
    ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе государственного управления;
    недостаточная самостоятельность и ответственность региональных и местных органов власти при осуществлении своих расходных и бюджетных полномочий, наличие отдельных федеральных "необеспеченных" мандатов, низкая заинтересованность в наращивании собственной налоговой базы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
    наличие в нормативных правовых актах, регулирующих бюджетные правоотношения, переходных положений и норм временного применения, а также отдельных неурегулированных вопросов;
    разрозненность и фрагментарность информационных систем, используемых для целей государственного и муниципального управления, в том числе в сфере управления общественными финансами;
    отсутствие эффективной методологической базы и ответственности за качество подготовки финансово-экономических обоснований проектов нормативных правовых актов, программ, инвестиционных проектов;
    недостаточная открытость бюджетов, прозрачность и подотчетность деятельности участников сектора государственного управления, низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
    В целом сложившееся в данной сфере правовое регулирование и методическое обеспечение имеют ряд пробелов и внутренних противоречий, а правоприменительная практика может существенно отклоняться от предусмотренных нормативными правовыми актами и методическими документами принципов и механизмов.
    При этом управление общественными финансами в значительной степени продолжает оставаться ориентированным на установление и обеспечение соблюдения формальных процедур, не создавая устойчивых стимулов и инструментов для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств в увязке с целями и результатами государственной политики.
    Исходя из этого, целью Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития за счет завершения формирования современной нормативно-методической базы регулирования бюджетных правоотношений, прежде всего путем разработки и введения в действие новой редакции Бюджетного кодекса и совершенствования реализующей ее правоприменительной практики.
    Для достижения поставленной цели предлагается обеспечить решение следующих основных задач:
    1) завершить полноценное внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс. При этом для обеспечения достижения целей государственных (муниципальных) программ и повышения их эффективности при планировании бюджетных ассигнований необходимо особое внимание обращать на их увязку с показателями государственных (муниципальных) программ, в том числе с учетом всех дополнительных и обосновывающих материалов к указанным программам;
    2) упорядочить структуру управления финансовыми ресурсами публично-правовых образований;
    3) реализовать меры по повышению эффективности бюджетных расходов;
    4) осуществить совершенствование государственного и муниципального финансового контроля с целью его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
    5) обеспечить повышение качества финансового менеджмента в секторе государственного управления;
    6) повысить открытость и прозрачность управления общественными финансами.
    При этом общими предпосылками для достижения цели и решения задач Программы являются:
    долгосрочная устойчивость и сбалансированность федерального бюджета;
    разграничение полномочий и обязательств публично-правовых образований, сбалансированность и устойчивость региональных и местных бюджетов;
    развитие государственно-частного партнерства.
    Законодательное закрепление формируемых принципов управления общественными финансами будет осуществлено при принятии новой редакции Бюджетного кодекса.
    Решение перечисленных задач будет осуществляться в рамках формирующейся в настоящее время системы документов государственного стратегического планирования. Программа определяет общие принципы и механизмы реализации установленных в них целей и задач, достижения результатов конкретных мероприятий государственных программ Российской Федерации.
    Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках соответствующих государственных программ Российской Федерации.
 

Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности федерального бюджета

 
    Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости федерального бюджета как ключевого звена бюджетной системы Российской Федерации является важнейшей предпосылкой для сохранения макроэкономической стабильности, которая, в свою очередь, создает базовые условия для экономического роста, улучшения инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономической деятельности, основанной на инновационном развитии, создания рабочих мест, требующих кадров высокой квалификации, роста реальной заработной платы в экономике.
    В настоящее время и в долгосрочной перспективе основная ответственность за эффективность формирования и использования системы прогнозирования и противодействия рискам сохраняется за федеральными органами исполнительной власти, поскольку они обладают основными полномочиями в сфере налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики при высокой зависимости уровня сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации от межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.
    Исходя из этого, первоочередной мерой обеспечения долгосрочной устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и противодействия бюджетным рискам должно выступать применение механизма ограничения роста расходов федерального бюджета при безусловной реализации принятых решений (действующих обязательств), в том числе в рамках утвержденных государственных программ Российской Федерации, а также восстановление достаточных объемов резервов, источником пополнения которых служат доходы от экспорта нефти и газа для их возможного использования в случае ухудшения макроэкономической ситуации.