Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 891. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 20.06.2011 N 492 (ред. от 05.04.2014 с изменениями, вступившими в силу с 17.04.2014) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011-2015 ГОДЫ"

Дата документа20.06.2011
Статус документаНе действует
МеткиПостановление · Программа · Перечень · Методика
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2011 г. N 492

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011-2015 ГОДЫ

 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.04.2012 N 281, от 26.08.2013 N 738, от 05.04.2014 N 271)

 
    В целях укрепления государственности, поддержки российской культуры и русского языка, расширения содействия соотечественникам, проживающим за рубежом, в сохранении их культурной и языковой самоидентификации, формирования положительного образа страны за рубежом Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Русский язык" на 2011-2015 годы (далее - Программа).
    2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
    3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2011-2015 годах региональных целевых программ, направленных на укрепление позиций русского языка и поддержку соотечественников, проживающих за рубежом, учитывать положения Программы.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 июня 2011 г. N 492

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011-2015 ГОДЫ

 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.04.2012 N 281, от 26.08.2013 N 738, от 05.04.2014 N 271)

 

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011-2015 ГОДЫ

 

Наименование Программы - федеральная целевая программа "Русский язык" на 2011-2015 годы
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) - распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 164-р
Государственные заказчики Программы - Министерство образования и науки Российской Федерации;
 Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
Государственный заказчик - координатор Программы - Министерство образования и науки Российской Федерации
Основные разработчики Программы - Министерство образования и науки Российской Федерации;
 Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
Цели и задачи Программы - целями Программы являются поддержка, сохранение и распространение русского языка, в том числе среди соотечественников, проживающих за рубежом.
 Задачами Программы являются:
 в Российской Федерации:
 обеспечение реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации;
 создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации;
 в зарубежных странах:
 поддержка русского языка как основы развития интеграционных процессов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств;
 удовлетворение языковых и культурных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы - целевыми индикаторами Программы являются:
доля населения Российской Федерации, владеющего русским языком как родным, в общей численности населения Российской Федерации;
доля обучающихся по программам начального общего и основного общего образования, изучающих русский язык как неродной, в общей численности обучающихся;
 количество зарубежных стран, в которых более 1 процента населения владеет русским языком;
 количество государств - участников Содружества Независимых Государств, в которых более 20 процентов населения владеет русским языком;
 доля соотечественников, проживающих за рубежом и сохраняющих языковые и этнокультурные связи с Россией, в общей численности соотечественников, проживающих за рубежом.
 Основными показателями Программы, отражающими ход ее реализации, являются:
 количество справочно-информационных ресурсов по русскому языку;
 количество учебников и (или) учебных пособий по русскому языку и литературе, рекомендованных (допущенных) к использованию в учебном процессе в школах с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках в связи с утверждением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;
 численность лиц, успешно прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам преподавания русского языка как неродного в образовательных учреждениях;
 численность участников культурно-просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру России, осуществляемых за рубежом;
 количество комплектов учебников и учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России, поставленных в представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в государствах - участниках Содружества Независимых Государств;
 численность лиц, прошедших тестирование по русскому языку как иностранному; количество образовательных учреждений, получивших разрешение на проведение тестирования по русскому языку для желающих приобрести гражданство Российской Федерации;
 количество мероприятий научно-методического, образовательного и культурно-просветительского характера для соотечественников, проживающих за рубежом;
 количество представительств Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, в которых внедрено разработанное апробированное программно-методическое обеспечение глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом
Сроки и этапы реализации Программы - Программа осуществляется в 2011-2015 годах в 2 этапа:
 первый этап (2011-2012 годы) - формирование научно-методической базы и разработка методологических подходов и методик реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации, создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации и основы развития интеграционных процессов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств для обеспечения распространения и сохранения русского языка как средства консолидации российского общества, интеграции Российской Федерации и иностранных государств;
 второй этап (2013-2015 годы) - апробация разработанных на первом этапе методологических подходов и методик, практическое внедрение и распространение результатов, полученных по итогам реализации первого этапа, тиражирование и распространение книг, учебников и методических пособий, внедрение программно-методического обеспечения системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом, создание координационно-методических центров глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом
Объем и источники финансирования Программы- объем финансирования мероприятий Программы (в ценах соответствующих лет) составит 2547,651 млн. рублей, в том числе:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.04.2014 N 271)
 за счет средств федерального бюджета - 2074,201 млн. рублей;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.04.2014 N 271)
 за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 267,72 млн. рублей;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.04.2014 N 271)
 за счет средств внебюджетных источников - 205,73 млн. рублей".
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.04.2014 N 271)
Ожидаемые конечные результаты реализации - рост объема информационных ресурсов по русскому языку - в 2,7 раза;
Программы и показатели ее социально-экономической эффективности увеличение численности лиц, прошедших переподготовку и повышение квалификации по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации, - в 3,6 раза;
увеличение численности преподавателей, прошедших переподготовку и повышение квалификации по вопросам преподавания русского языка как неродного и иностранного, - в 3,5 раза;
 увеличение числа учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе для школ с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, а также пособий по обучению русскому языку как иностранному - в 2,25 раза;
 увеличение количества справочно-информационных ресурсов в сфере русского языка и культуры России в государствах - участниках Содружества Независимых Государств - в 3,5 раза;
 увеличение численности лиц, прошедших тестирование по русскому языку как иностранному, - в 1,9 раза;
 увеличение численности участников культурно-просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру России, осуществляемых за рубежом, - в 6 раз;
 увеличение количества комплектов учебников и учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России, поставленных в представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, - в 2,4 раза;
 увеличение количества мероприятий научно-методического, образовательного и культурно-просветительского характера для соотечественников, проживающих за рубежом, - в 2,7 раза;
 увеличение количества комплектов учебников, учебных пособий, научно-популярных книг, художественной литературы, справочных изданий по русскому языку, литературе и культуре России, поставленных в представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в зарубежных странах (без учета данных в отношении государств - участников Содружества Независимых Государств), - в 4,4 раза.
 К росту значений показателей социально-экономической эффективности Программы относятся:
 рост обеспеченности населения лингвокультурологической информацией в сфере русского языка и литературы - с 38 до 54,8 процента;
 рост доступности для населения просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру России, - с 21 до 45,7 процента;
 рост численности преподавателей, прошедших переподготовку по вопросам преподавания русского языка как неродного и иностранного, - с 3400 до 12 тыс. человек;
 рост доступности использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку и литературе для лиц из государств - участников Содружества Независимых Государств - с 22 до 38 процентов;
 рост доступности для соотечественников, проживающих за рубежом, информационных материалов по русскому языку и культуре России - с 38 до 40 процентов;
 рост доступности использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку и культуре России для соотечественников (детей и взрослых), проживающих за рубежом,- с 22 до 33 процентов

 

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

 
    Актуальность федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011-2015 годы (далее - Программа) продиктована особой важностью поддержки российской культуры и русского языка. Это является ключевым фактором гармоничного развития человека, сохранения единства российского общества и служит необходимым потенциалом России для формирования положительного образа страны за рубежом.
    В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, отмечается важность поддержания программ, направленных на продвижение ценностей российской культуры и популяризацию русского языка на территории Российской Федерации и за рубежом, а также расширения содействия соотечественникам, проживающим за рубежом, в сохранении их культурной и языковой самоидентификации.
    Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации Медведевым Д.А. 12 июля 2008 г., рассматривает многомиллионную русскую диаспору за рубежом - Русский мир - в качестве партнера, в том числе в деле расширения и укрепления пространства русского языка и культуры, и предусматривает содействие изучению и распространению русского языка как неотъемлемой части мировой культуры и инструмента межнационального общения.
    Анализ выполнения федеральных целевых программ "Русский язык" на 2002-2005 годы и "Русский язык (2006-2010 годы)" показывает, что поставленные задачи в сфере сохранения и распространения русского языка, укрепления его позиций в Российской Федерации и за рубежом решены в настоящее время не в полной мере.
    Сегодня не теряют своей остроты следующие проблемы, обусловившие разработку Программы:
    угроза разрушения единого информационного, образовательного, социально-культурного и экономического пространства Российской Федерации;
    ущемление прав личности российских граждан, касающихся дискриминации по языковому признаку;
    ослабление национальной самоидентификации россиян;
    снижение активности интеграционных процессов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и странах Балтии;
    снижение престижа России в мировом сообществе.
    Решению этих проблем будет способствовать:
    научно-методическая и ресурсная поддержка функционирования, изучения и преподавания русского языка в России и за рубежом как средства консолидации российского общества, преумножения и взаимообогащения духовной культуры народов России, межнационального и международного общения;
    развертывание глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку с созданием координационно-методических центров за рубежом и в России;
    продвижение русского языка как важнейшего элемента в развитии интеграционных процессов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и эффективного способа укрепления позиций России в мировом экономическом, политическом, культурном, научном и образовательном пространстве.
    Для обеспечения эффективного решения указанных проблем уже недостаточно использовать традиционные механизмы. Только рациональное использование выделенных ресурсов и комплексное решение проблем на основе программно-целевого метода позволит повысить эффективность Программы и обеспечить:
    проведение единой политики в языковой сфере во всех субъектах Российской Федерации;
    продвижение русского языка как средства межнационального общения в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и странах Балтии и укрепления позиций русского языка в мире для дальнейшего развития политических, экономических, социальных и культурных отношений с зарубежными странами, а также русскими диаспорами в них;
    формирование положительного отношения к России в мировом сообществе;
    создание условий для функционирования русского языка как способа обеспечения государственной целостности России.
    Однако использование программно-целевого метода связано с определенными рисками, основными из которых являются риск, связанный с возможным возрастанием напряженности при пересечении с интересами стран, заинтересованных в продвижении национальных языков в ущерб русскому языку, коррупционный риск (нецелевое использование денежных средств), а также риски социального, правового и экономического характера.
    Отдельно следует остановиться на рисках, связанных с результатами реализации Программы. Социально-экономические эффекты ее реализации должны быть ясны и понятны. В противном случае в обществе может возникнуть безразличие, неприятие и негативное отношение как к самой Программе, так и к отдельным ее элементам. Это приведет к тому, что результаты Программы окажутся невостребованными. Важнейшим фактором снижения этого риска является своевременная разъяснительная работа, информирование общества о целях, задачах и ходе реализации Программы.
    Для предотвращения указанных рисков будет осуществляться мониторинг языковой ситуации, в ходе проведения которого планируется учитывать внешние факторы функционирования системы поддержки русского языка, своевременно проводить оценку возникших перемен и адаптировать поставленные задачи Программы под изменяющиеся условия.
 

II. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения

 
    Целями Программы являются поддержка, сохранение и распространение русского языка, в том числе среди соотечественников, проживающих за рубежом.
    Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:
    в Российской Федерации:
    обеспечение реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации;
    создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации;
    в зарубежных странах:
    поддержка русского языка как основы развития интеграционных процессов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств;
    удовлетворение языковых и культурных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом.
    Программа будет реализована в 2011-2015 годах в 2 этапа.
    Первый этап (2011-2012 годы) предполагает формирование научно-методической базы и разработку методологических подходов и методик реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации, создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации и основы развития интеграционных процессов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств для обеспечения распространения и сохранения русского языка как средства консолидации российского общества, интеграции Российской Федерации и иностранных государств. В частности, на этом этапе предусматривается:
    формирование системы научно-информационного и методического обеспечения функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации (разработка словарей, грамматик, справочников, учебников нового поколения по русскому языку и литературе, проведение методических мероприятий для учителей и преподавателей российских образовательных учреждений);
    создание системы обеспечения функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации (подготовка учебников и учебных пособий для российских образовательных учреждений, а также переподготовка и повышение квалификации в сфере преподавания русского языка как неродного, проведение мероприятий этнокультурной тематики, в том числе по вопросам использования культурно-исторических традиций казачества);
    разработка комплекса мер, направленных на организационно-методическое обеспечение тестирования по русскому языку как иностранному граждан стран ближнего и дальнего зарубежья;
    проведение исследований использования русского языка в среде соотечественников, проживающих за рубежом, и подготовка аналитических материалов и рекомендаций по развитию культурных и профессиональных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом;
    проведение исследований, касающихся тенденций развития русского языка в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, перспектив изучения и функционирования русского языка как иностранного за рубежом;
    разработка и апробация национально, социально и профессионально ориентированных учебников и учебно-методических пособий, справочно-информационных материалов для обучения русскому языку и российской литературе в странах ближнего и дальнего зарубежья;
    создание системы методического обеспечения преподавания русского языка и на русском языке в странах ближнего и дальнего зарубежья, в том числе в среде соотечественников, проживающих за рубежом;
    разработка и апробация программно-методического обеспечения системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом, создание координационно-методических центров глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку на базе российских вузов и сетевой инфраструктуры на базе представительств Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству за рубежом.
    Второй этап (2013-2015 годы) предусматривает апробацию разработанных на первом этапе методологических подходов и методик, практическое внедрение и распространение результатов, полученных в период предыдущего этапа. Также второй этап предусматривает тиражирование и распространение книг, учебников и методических пособий, внедрение программно-методического обеспечения системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом, создание координационно-методических центров глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом.
    На этом этапе предполагается:
    развитие системы научно-информационного и методического обеспечения функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации (апробация и тиражирование словарей, грамматик, справочников, учебников нового поколения по русскому языку и литературе, развитие практики проведения мероприятий научно-методического характера, направленных на повышение квалификации российских специалистов-словесников, организация мероприятий, способствующих укреплению позиций русского языка как государственного языка Российской Федерации);
    развитие системы обеспечения функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации (апробация, тиражирование и внедрение учебников и учебных пособий для российских образовательных учреждений разных видов и типов, проведение мероприятий по переподготовке и повышению квалификации в сфере преподавания русского языка как неродного, проведение мероприятий этнокультурной тематики);
    реализация комплекса мер, направленных на организационно-методическое обеспечение тестирования по русскому языку как иностранному граждан стран ближнего и дальнего зарубежья;