Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 427. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 01.07.97 N 785 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998-2000 ГОДЫ"

Дата документа01.07.1997
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 1997 г. N 785

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998-2000 ГОДЫ

 
    В целях стабилизации социально-экономического развития Брянской области Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу социально-экономического развития Брянской области на 1998-2000 годы (далее именуется - Программа), разработанную администрацией Брянской области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 1996 г. N 1286 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 45, ст. 5127) и представленную Министерством экономики Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
    2. Утвердить Министерство экономики Российской Федерации государственным заказчиком - координатором Программы.
    Определить государственных заказчиков Программы (по направлениям):
    Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - по вопросам социальной защиты населения от последствий радиоактивного поражения территорий в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
    Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации - по вопросам развития агропромышленного комплекса;
    Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации и Федеральную авиационную службу России - по вопросам развития транспорта;
    Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике - по вопросам жилищного строительства и развития строительного комплекса;
    Министерство топлива и энергетики Российской Федерации - по вопросам развития топливно-энергетического комплекса.
    Разрешить государственным заказчикам Программы передавать на договорной основе выполнение части своих функций администрации Брянской области, другим организациям, предприятиям и учреждениям.
    3. Государственным заказчикам Программы совместно с администрацией Брянской области представлять ежегодно, начиная с 1998 года, в установленном порядке на рассмотрение Комиссии по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики Российской Федерации проекты, включенные в Программу.
    Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать при формировании проектов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и федерального бюджета выделение средств для реализации Программы с учетом результатов рассмотрения проектов указанной Комиссией.
    4. Министерству экономики Российской Федерации совместно с другими государственными заказчиками Программы и администрацией Брянской области ежегодно представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации Программы.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

 
 
 

Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 июля 1997 г. N 785

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998 - 2000 ГОДЫ

 

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998-2000 ГОДЫ

 

Наименование Программы - Федеральная целевая программа социально-экономического развития Брянской области на 1998-2000 годы
Основание для разработки Программы - постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 1996 г. N 1286 "О государственной поддержке социально-экономического развития Брянской области в 1997-2000 годах"
Государственный заказчик - координатор Программы - Министерство экономики Российской Федерации
Заказчики подпрограмм - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - по вопросам социальной защиты населения от последствий радиоактивного поражения территорий в результате аварии на Чернобыльской АЭС; Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике - по вопросам жилищного строительства и развития строительного комплекса; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации - по вопросам развития агропромышленного комплекса; Министерство топлива и энергетики Российской Федерации - по вопросам развития топливно-энергетического комплекса; Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации, Федеральная авиационная служба России - по вопросам развития транспорта
Основной разработчик Программы - Комитет по экономической политике администрации Брянской области
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели - Программа разработана с целью достижения стабилизации развития экономики области, решения неотложных социальных проблем, развития важнейших сфер народно-хозяйственного комплекса (промышленности, сельского, водного и лесного хозяйства), повышения жизненного уровня населения, оздоровления санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки, совершенствования кредитно-финансовой системы, укрепления правопорядка. Основными задачами Программы являются: - достижение финансовой и экономической стабилизации, обеспечение социальной переориентации экономики; - смягчение негативных социальных последствий спада производства, социальная защита населения; - сокращение секторов неэффективного производства, развитие социальной инфраструктуры, социальная защита населения; - целевая поддержка приоритетных отраслей и производств, стимулирование спроса на их продукцию; - стабилизация сельскохозяйственного производства, поддержка перерабатывающих отраслей АПК, развитие альтернативных форм собственности; - решение экологических проблем Результаты реализации Программы позволят стабилизировать экономическое развитие области, снизить ее дотационность, создать условия для структурной перестройки и реформирования экономики, повысить жизненный уровень населения, снизить безработицу, в значительной степени оздоровить экологическую обстановку
Срок реализации Программы - 1998-2000 годы
Перечень подпрограмм - социальная защита населения от последствий радиоактивного поражения территории; развитие агропромышленного комплекса; вода питьевая; социальная защита населения; жилищное строительство; здравоохранение; образование; культура; промышленная политика; топливо и энергия; транспортная система; развитие средств связи; лесное хозяйство; газификация; развитие инфраструктуры рынка; оздоровление экологической обстановки; развитие сферы коммунального обслуживания населения; торговля и бытовые услуги
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий - администрация Брянской области, предприятия и организации Брянской области (млрд. рублей, в ценах 1996 г.)
Объемы и источники финансирования - всего - 15555,5 в том числе: федеральный бюджет - 4553,1 бюджет области - 4258,6 внебюджетные источники - 6743,8 из них: собственные средства предприятий, организаций и населения - 3274,9 средства спонсоров - 2,7 средства министерств и ведомств - 622,5 Федеральный дорожный фонд Российской Федерации - 279,5 Государственный фонд занятости населения Российской Федерации - 14,3 другие внебюджетные источники - 2549,9
Ожидаемые результаты реализации Программы - структурная реконструкция хозяйственного комплекса области в соответствии с общероссийскими и региональными интересами, рост благосостояния населения, повышение уровня его занятости, стабилизация темпов экономического развития, оздоровление экологической обстановки
Система организации контроля за реализацией Программы - администрация Брянской области вместе с государственными заказчиками Программы ежегодно представляет в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклад о ходе выполнения мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств

    

ВВЕДЕНИЕ

 
    Основанием для разработки Федеральной целевой программы социально-экономического развития Брянской области на 1998-2000 годы является постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 1996 г. N 1286 "О государственной поддержке социально-экономического развития Брянской области в 1997-2000 годах".
    Программа разработана в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
    Правовой основой Программы являются положения Конституции Российской Федерации, правительственные документы о разграничении полномочий и предметов ведения федерального центра и субъектов Российской Федерации.
    Программа содержит три условия приоритетов и направлений, в целом определяющих характер и значимость проблем социально-экономического развития области на 1998-2000 годы и обуславливающих приоритетность и уровень государственной поддержки для их решения:
    приоритетные, экономически и социально значимые для Российской Федерации;
    составляющие взаимосвязанные приоритеты федерального и регионального уровней;
    направления, реализация которых является прерогативой региона.
    Необходимость принятия Программы обусловлена еще и тем, что данная территория в наибольшей степени пострадала от аварии на Чернобыльской АЭС и до настоящего времени находится под огромным воздействием последствий этой катастрофы. В силу этого возникновение многих проблем экономического, и особенно социального характера, с которыми сегодня сталкивается Брянская область, в значительной мере связано именно с этим обстоятельством. Последствия аварии до настоящего времени оказывают депрессивное влияние на регион, отрицательно влияют на темпы его хозяйственного развития, требуют отвлечения значительных финансовых и материальных ресурсов на ликвидацию последствий поражения территории.
    Основным критерием для включения в состав Программы конкретных направлений и проектов послужила их приоритетность с учетом целей и задач социально-экономического развития страны, определенных в Программе Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах". В связи с этим Программа в основном содержит проекты, реализация которых имеет преимущественно общероссийское и межрегиональное значение.
    Разработка Программы имеет целью повысить уровень обоснованности краткосрочного прогноза экономического и социального развития области, определить основные направления и пути решения народно-хозяйственных проблем и более эффективного использования всех видов ресурсов. Программа содержит механизм и конкретные сроки выполнения мероприятий, затраты на выполнение проектов, способы контроля за ходом реализации.
 

1. Оценка социально-экономической ситуации и обоснование необходимости решения проблем развития области программными методами

 
    Брянская область - один из наиболее густонаселенных регионов страны и ее крупнейший индустриальный центр. Население области составляет 1,48 млн. человек, в том числе городское - 1,013 млн. человек и сельское - 0,467 млн. человек.
    В структуре народного хозяйства области доминирующую роль играют промышленность, агропромышленный комплекс, лесное хозяйство, транспорт.
    В промышленности наиболее значимыми являются машиностроение, металлообработка, легкая, пищевая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная отрасли, производство строительных материалов.
    В территориальном разделении труда Брянская область выступает как крупный производитель и поставщик судовых изделий, дизель-генераторов, маневровых тепловозов, рефрижераторных секций, передвижных дизель-энергетических станций, автомобилей, тракторов, роторных экскаваторов, автокранов, дорожностроительной, ирригационной сельскохозяйственной техники, сложной радиоэлектронной и бытовой техники, станков, технологического оборудования, стального и чугунного литья, цемента, оконного стекла, изделий из хрусталя и технического стекла, мебели, велосипедов, тканей, трикотажа, обуви, изделий из натуральной кожи и другой продукции.
    Продукция области имеет выход на внешние рынки сбыта. За 1995 год объем внешнеторгового оборота составил 205 млн. долларов США, в том числе экспорт - 66,4 млн. долларов США, импорт - 138,6 млн. долларов США. Значительную долю в структуре экспорта составляют машины и оборудование (автогрейдеры, полупроводниковые приборы, микросхемы, кинескопы, запасные части к машинам и оборудованию). Традиционными внешнеторговыми партнерами являются предприятия стран СНГ и фирмы Италии, Германии, США, Польши, Великобритании, Дании, Болгарии, Китая. В области создано 132 предприятия с долевым участием иностранного капитала.
    Производством сельскохозяйственной продукции в области занимаются 498 сельхозпредприятий. На селе развиваются новые формы хозяйствования, зарегистрировано 1415 фермерских хозяйств.
    Доля аграрного сектора в валовом региональном продукте составляет около 30%. Основными направлениями производственной специализации в сельском хозяйстве являются производство овощей, зерна, мясо-молочное животноводство.
    Важное место в народно-хозяйственном комплексе занимает транспорт. Протяженность железных дорог достигает 1055 км, автомобильных - 11,5 тыс. км, в том числе 8,9 тыс. км с твердым покрытием.
    Минерально-сырьевая база Брянской области крайне ограничена. Промышленное значение имеют лишь запасы торфа, сырья для производства строительных материалов и продукции стекольной промышленности, фосфорсодержащие руды для производства минеральных удобрений.
    Покрытая лесом территория составляет 710,7 тыс. га.
    В настоящее время, когда отвергаются старые методы хозяйствования, а новые еще не дают заметных положительных результатов, резко обострились территориальные проблемы. В Брянской области экономический спад охватил, хотя и в разной степени, практически все отрасли народного хозяйства. Сокращение производства связывается главным образом с замедленными темпами его реформирования, низкой эффективностью производимых реформ, нарушением экономических связей, уменьшением объемов инвестиций.
    В наибольшей степени кризисные явления поразили промышленность области. Динамика объемов промышленного производства Брянской области и России в 1992-1996 гг. (в% к предыдущему году) складывалась следующим образом:
 

1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г.
Брянская область 81,0 76,7 64,8 91,0 79,2
Российская Федерация 86,0 83,0 78,0 97,0 95,0

 
    В 1996 году объем производства промышленной продукции по сравнению с 1990 годом сократился почти на 72%. Многие предприятия останавливают производство частично или на длительное время. Численность работающих в промышленности сократилась за 1996 год по сравнению с 1995 годом на 18,3 тыс. человек, или на 14,8%.
    Растет доля убыточных предприятий. За 1996 год их число в промышленности увеличилось в 1,5 раза и составило 44% от общего числа предприятий.
    Снижается также уровень рентабельности производства, в 1996 году он составил лишь 8,4% против 16,6% в 1995 г.
    Наряду с этим увеличивается доля убыточных предприятий и в других сферах народного хозяйства области. В 1996 г. она возросла по сравнению с 1995 г. в строительстве с 22% до 56%, на транспорте - с 43% до 63%, в сельском хозяйстве - с 59% до 83%. Общая сумма убытков за 1996 год составила 535,5 млрд. рублей.
    В наиболее сложном положении оказались предприятия легкой и текстильной промышленности, где объем производства за 1996 год сократился на 43,2%, 21 из 27 предприятий работали ниже уровня 1995 г. Численность работающих в отрасли за 1996 год уменьшилась на 14,8%.
    Острая ситуация сложилась на предприятиях оборонного комплекса, проводящих конверсионную перестройку производства. Только два оборонных предприятия превысили объемы производства, достигнутые в 1995 г. Численность занятых в оборонной промышленности сократилась в 1996 г. до 20,2 тыс. человек.
    Крайне негативное влияние на финансовое состояние оборонных предприятий оказывает необходимость поддержания федеральных мобилизационных резервов. В соответствии с положениями Федерального закона "О государственном материальном резерве" финансирование расходов на эти цели должно осуществляться либо за счет федерального бюджета, либо за счет средств, полученных от реализации материальных ценностей государственного резерва. Однако фактически финансирование в 1996 г. не превышало 15% от потребности.
    В целом на 1 января 1997 года кредиторская задолженность в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и на транспорте достигла 3507,2 млрд. рублей, в том числе просроченная - 2167,9 млрд. рублей.
    Недопоступление средств в бюджет области привело к недофинансированию ряда приоритетных мероприятий и программ. На 1 января 1997 года объем непрофинансированных расходов из бюджета области достиг 882,3 млрд. рублей, задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы составила около 85,0 млрд. рублей.
    Сложно и противоречиво проходит реформирование агропромышленного комплекса.
    Здесь реформа осуществляется в условиях, для которых характерны неустойчивость производственно-хозяйственных связей, утрата государственного контроля за ценами и оплатой труда, удорожание кредитных ресурсов, сокращение государственного субсидирования, снижение покупательной способности потребителей сельскохозяйственной продукции, рост неплатежей между предприятиями, неконкуренто-способность продукции агропромышленного комплекса.
    До недавнего времени Брянская область была самодостаточной в обеспечении населения и промышленности основными продуктами сельского хозяйства. Однако с 1994 г. сельскохозяйственное производство в области является убыточным. В 1996 г. более 80% сельскохозяйственных предприятий закончили год с убытками, их долги почти в три раза превысили дебиторскую задолженность. Уровень доходности предприятий не позволяет им вести расширенное производство, поддерживать и обновлять материальную базу, своевременно рассчитываться с поставщиками, подрядчиками, банками и работниками. На 1 января 1997 года кредиторская задолженность сельскохозяйственных предприятий составила более 370 млрд. рублей. Валовое производство сельскохозяйственной продукции в 1996 г. составило по сравнению с 1995 г. 101%. Но это увеличение достигнуто в основном за счет роста производства в личных подсобных хозяйствах граждан. В общественном секторе объем производства сократился на 12%. Сократился также валовый сбор зерна (на 20%), сахарной свеклы (на 5%), размер посевных площадей уменьшился на 8%.
    Сохраняется напряженная ситуация в животноводстве. В 1996 г. во всех категориях хозяйств поголовье крупного рогатого скота и свиней уменьшилось на 14-16%. Валовое производство мяса и молока в 1996 г. снизилось соответственно на 10% и 25% по сравнению с 1995 г. В расчете на душу населения производство мяса снизилось на 5%, молока - на 15%, яиц - на 3%. Спад производства сопровождается ухудшением технического состояния отрасли. За последние 5 лет поступление техники в село сократилось в 25 раз. В результате в области сложилась острая ситуация с обеспечением населения основными продуктами питания и сырьем для перерабатывающих отраслей АПК (мясной, молочной, консервной, крахмало-паточной), в которых производство продукции имеет тенденцию к стабильному снижению.
    Существенное сокращение темпов развития агропромышленного комплекса области во многом объясняется тяжелой социальной ситуацией на селе, а также тем обстоятельством, что почти 43% территории области пострадало от аварии на ЧАЭС, из хозяйственного оборота выведена значительная часть сельскохозяйственных угодий, лесов, водных источников. Все это является одной из главных причин спада в производстве сырья и продовольствия, сокращения посевных площадей зерновых, картофеля, сахарной свеклы и других культур, снижения поголовья скота, кризиса в финансовом положении сельских товаропроизводителей, резкого сокращения инвестиций, формирования нецивилизованного продовольственного рынка.
    Необходимо также отметить, что возникновение проблем самообеспечения Брянской области основными продуктами питания и сырьем для перерабатывающих отраслей АПК также связано с тем, что определенная, нередко значительная, часть сельскохозяйственной продукции, особенно произведенной в юго-западных районах, теряется из-за отсутствия мощностей и соответствующих современных технологий для ее переработки.
    Экономический спад и стагнация производства практически во всех отраслях народного хозяйства, низкая эффективность хозяйственной деятельности резко снизили наполняемость областного бюджета и, как следствие этого, возможности региона в решении неотложных социальных проблем, возникновение которых также в значительной мере обусловлено аварией на ЧАЭС.
    В зоне поражения оказались 22 района, два города областного значения, 1335 населенных пунктов. На пораженной радиацией территории проживает 484,6 тыс. человек. Большая часть населения области в той или мере испытывает влияние последствий аварии. В области стало наблюдаться падение рождаемости (коэффициент рождаемости снизился с 12,0 на 1000 жителей в 1991 году до 8,7 в 1996 году), возрастает уровень смертности, коэффициент естественной убыли населения составил в 1996 году 6,7 человека на 1000 жителей (по России - 4,9). С 1991 года, когда прирост населения впервые стал отрицательным, коэффициент естественной убыли населения увеличился в 6,7 раза.
    Одной из самых острых социально-демографических проблем является высокий уровень младенческой смертности, составивший в 1996 году 16,2 умерших на 1000 родившихся детей. В результате неблагоприятного развития демографических процессов возрастает доля лиц в возрасте, старше трудоспособного, составляющая 24,4% от общей численности населения (по России - 20,1%).
    В области наблюдается рост негативных тенденций в состоянии здоровья населения. На первое место вышли заболевания щитовидной железы (ежегодный прирост по области - 12%), отмечен прогрессирующий рост заболеваний туберкулезом (49,6 случаев заболеваний на 100 тыс. жителей в 1996 году против 44,5 в 1995 году).
    В большинстве районов, особенно в зоне радиационного загрязнения, увеличился рост заболеваемости эндокринной системы, крови, пищеварения, органов дыхания. Отмечен резкий рост онкологических заболеваний, особенно среди детей.
    В Брянской области реализуется комплекс федеральных целевых программ, в том числе "Единая государственная программа по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1992-1995 годы и на период до 2000 года", "Дети Чернобыля" и другие, направленных на ликвидацию последствий аварии, смягчение экологической ситуации и решение неотложных социальных проблем.
    Вместе с тем, за последние годы наметилась тенденция сокращения средств, выделяемых из федерального бюджета, на выполнение этих программ. В 1996 году размер государственной поддержки программ составил 60% от уровня 1995 года, а финансирование программы "Чернобыль" сократилось на 84%. В целом же объем централизованных средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета, уменьшился по сравнению с 1991 г. в 10 раз.
    В 1996 г. недофинансирование капитального строительства в социальной сфере привело к сокращению ввода жилья на 38,3%, общеобразовательных школ на 85,9%, детских дошкольных учреждений на 40,8%, амбулаторий и поликлиник на 73,3% по сравнению с 1995 годом. Общий объем капитальных вложений, направленных на развитие социальной сферы, был в 1996 году на 42,3% ниже, чем в 1995 г. Все это отрицательно сказывается на завершении обустройства жителей, переселившихся из загрязненных районов, развитии социальной инфраструктуры пострадавших территорий.
    В условиях спада производства ухудшается ситуация на рынке труда. Численность лиц, не занятых в экономике, но активно ищущих работу и квалифицирующихся как безработные, к концу 1996 года составила 66,5 тыс. человек, или 10,5% трудоспособного населения. Официально зарегистрированы в органах службы занятости 37,7 тыс. человек, или 5,9% трудоспособного населения. Негативная тенденция в нарастании безработицы продолжает сохраняться. По прогнозу, к концу 1997 года уровень официальной безработицы может составить 8,1%.
    Тяжелое финансовое положение вынуждает предприятия сокращать рабочую неделю, приостанавливать работу на длительное время, т.е. имеет место скрытая безработица. В режиме неполного рабочего времени в течение 1996 года работало 35,2 тыс. человек (7,2% от среднесписочной численности работающих), в вынужденных отпусках по инициативе администрации находилось 70 тыс. человек (14,0% от среднесписочной численности работающих). В декабре 1996 года на одну заявленную работодателями вакансию приходилось 45 человек, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных, что свидетельствует об очень напряженной ситуации на рынке труда в области.
    Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума продолжает возрастать. В конце 1996 года она составила 28,7% от числа жителей области. В Брянской области средний уровень заработной платы ниже, чем в соседних регионах и в целом по Российской Федерации. Средняя заработная плата в 1996 году составила 445 тыс. рублей.
    Анализ проблем развития Брянской области и оценка состояния ее производительных сил свидетельствуют о том, что в области сложилась весьма напряженная социально-экономическая ситуация. Кризисные явления в развитии экономики области сопровождаются замедленными темпами социального прогресса. Наметилась тенденция снижения уровня жизни населения. За последнее время сократилось выделение средств из федерального бюджета для решения приоритетных социально-экономических проблем общегосударственной значимости.
    Имея относительно низкий уровень развития материально-технической базы объектов и учреждений социальной сферы, область не в состоянии самостоятельно справиться со многими социальными проблемами даже при значительном расширении источников формирования регионального бюджета. Поэтому необходимо усилить централизованную государственную поддержку в реализации социально значимых программ - здравоохранения, образования, строительства жилья, социальной защиты населения.
    Деятельность администрации области направлена на сглаживание критической ситуации в экономике и стабилизацию уровня производства. Область поддерживает функционирование и реформирование экономики, сохраняет социально-политическую стабильность. Однако ей не удается обеспечить необходимое финансирование многих инвестиционных программ, направленных на повышение социально-экономического уровня развития региона и достижение стабильного уровня жизни граждан с тенденцией к его устойчивому росту. Это обуславливает необходимость более значительного участия федеральных органов власти в реализации мероприятий Программы.
 

2. Концепция социально-экономического развития

 
    Определение принципиальных направлений социально-экономического развития Брянской области на 1998-2000 годы основывается на учете объективно действующих территориальных факторов, которые уже длительное время оказывают и в ближайшие годы будут оказывать серьезное отрицательное влияние на темпы и масштабы реформирования экономики области, решение социальных проблем.
    Необходимо признать, что с 1986 года Брянская область является зоной экологического бедствия. В результате аварии на Чернобыльской АЭС область потеряла значительную часть своего национального богатства. Из хозяйственного оборота практически выведены сельскохозяйственные угодья, пашня, леса, водные источники, расположенные на территории двадцати двух юго-западных районов с высоким радиоактивным загрязнением местности, где в настоящее время проживает более 450 тыс. человек, нуждающихся в постоянной помощи и социальной поддержке.
    Такие масштабные потери не могли не отразиться на стартовых условиях вхождения Брянской области в новые условия хозяйствования.
    В связи с возникшей необходимостью безотлагательного решения проблем, связанных с отселением жителей с зараженных территорий, оказанием повышенной медицинской и других видов социальной помощи всем жителям области, проведением крупных мероприятий по дезактивации и дегазации местности, потребовалась переориентация всей финансово-хозяйственной политики области в сторону максимального увеличения объемов ресурсов, направляемых на ликвидацию последствий аварии. За истекшие годы в этом вопросе достигнуты положительные результаты. Вместе с тем, экологическая и социальная обстановка в области остается достаточно острой и даже при значительном расширении источников формирования регионального бюджета область пока не в состоянии самостоятельно справиться с социальными и экологическими проблемами, поскольку ограниченность областного бюджета не позволяет обеспечить необходимое финансирование многих программ.
    Отвлечение значительных ресурсов из регионального бюджета на ликвидацию последствий чернобыльской аварии производится, как правило, за счет сокращения размеров финансовой поддержки других сфер народного хозяйства, что приводит к их хроническому недофинансированию.
    Это обстоятельство является одной из основных причин снижения темпов вхождения экономики Брянской области в новые рыночные условия хозяйствования, низкой эффективности проводимых реформ, слабой наполняемости, а также дотационности областного бюджета, недостаточного участия области в межрегиональном разделении труда. Такое положение в экономике области сохраняется все последние годы.
    Поэтому без масштабного увеличения финансовой помощи и поддержки со стороны государства и повышения размеров централизованного обеспечения федеральных программ, реализуемых на ее территории, Брянская область еще долгие годы не сможет обеспечить устойчивое и динамичное развитие экономики и достигнуть социально приемлемого уровня жизни граждан.
    Другим важным фактором, существенно тормозящим ход структурной перестройки экономики области и снижающим эффективность проводимых преобразований, является исключительно высокая доля в структуре промышленности предприятий оборонного профиля. Конверсирование, техническое перевооружение и реформирование производства, его переориентация на выпуск социально необходимой, экономически целесообразной продукции проходят в этой сфере медленно и болезненно, с высокими затратами ресурсов. Поэтому большинство предприятий оборонного комплекса находится в состоянии глубокого финансового кризиса, дотационны и нуждаются в поддержке. Ограниченные финансовые возможности многих оборонных предприятий пока не позволяют им активно участвовать в формировании и наполнении областного бюджета.
    Необходимо также отметить, что процесс формирования рыночных отношений пока координально не изменил экономическую ситуацию в области. Здесь еще не установились качественно новые взаимоотношения между товаропроизводителями, рыночные реформы происходят медленно, периоды некоторого улучшения в экономике сменяются объективными трудностями. Из-за несовершенства законов и нормативных документов пока не полностью разработаны правовые и экономические условия развития рыночных отношений, что также снижает эффективность проводимых реформ.
    Социально ориентированная Программа в значительной мере будет способствовать решению неотложных задач в социальной и экономической сферах за счет выбора приоритетных направлений развития, реализация которых позволит поднять уровень самообеспечения области основными продуктами питания, товарами народного потребления, энергоресурсами, что значительно снизит дотационную зависимость региона.
    В период до 2000 года важнейшими приоритетами развития на региональном уровне будут:
    стабилизация развития и финансовая поддержка отраслей промышленности, способствующих насыщению внутреннего и внешнего рынка товарами народного потребления и услугами;
    стабилизация сельскохозяйственного производства, создание современной базы по переработке и хранению продукции АПК;
    поддержка развития всех систем транспортно-коммуникационного комплекса;
    поддержка жилищного строительства, здравоохранения, образования, науки, культуры;
    решение проблемы трудообеспечения населения.
    В 1998-2000 годах процесс реформирования структуры производственного потенциала области будет направлен в первую очередь на устранение диспропорций и несоответствий в развитии предприятий, допущенных в прошлые периоды, на более рациональное использование ресурсов, улучшение межотраслевых связей. Рост промышленного производства в области намечается преимущественно за счет реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий. Новое промышленное строительство будет проводиться с достаточно большими ограничениями и допустимо только в рамках сложившейся специализации, а также для обслуживающих отраслей, удовлетворяющих потребности народного хозяйства и населения и использующих преимущественно местное сырье (пищевая, деревообрабатывающая, промышленность строительных материалов).
    Централизованная финансовая поддержка может быть оказана легкой промышленности. Что же касается базовых отраслей промышленности области (машиностроение, металлообработка, электроника и др.), то их дальнейшее развитие ставится в зависимости от возможности предприятий привлекать государственных и коммерческих инвесторов для реализации конкретных проектов. В настоящее время в области разрабатывается программа привлечения средств для развития машиностроительных и оборонных предприятий за счет банковских кредитов.
    В период реализации Программы приоритетными направлениями в развитии промышленности области станут:
    развитие на оборонных предприятиях производства гражданской продукции, в том числе товаров народного потребления, в рамках федеральной и региональной целевых конверсионных программ;
    разработка и реализация концепции областных заказов, финансируемых за счет средств областных и местных бюджетов, направленных на производство продукции для социально значимых нужд;
    совершенствование управления и организации производства за счет преодоления экономической и организационной разобщенности предприятий;
    развитие лизинговой деятельности в сфере поставок оборудования для легкой промышленности;
    улучшение использования лесосечного фонда и обеспечения жесткого контроля за выполнением технологии лесопользования в целях получения максимальных доходов от лесных ресурсов.
    При реализации направлений развития промышленного производства Брянской области основные усилия будут сосредоточены на достижении стабильной работы предприятий, их переводе на выпуск конкурентоспособной продукции.
    При этом необходимо будет ориентироваться на кооперацию с предприятиями и коммерческими структурами других регионов Российской Федерации, что предполагает финансирование отраслевых проектов совместно с заинтересованными потребителями продукции.
    Решающую роль для успешного развития промышленного производства области в период до 2000 года будет играть формирование новых структур, основанных на различных формах собственности.
    Расчеты показывают, что на реализацию программы развития промышленного производства области в 1998-2000 гг. необходимо около 860 млрд. рублей. По имеющимся оценкам, за этот период машиностроение достигнет стабилизации производства основной продукции, осуществит выполнение важнейших конверсионных программ с освоением выпуска ее новых конкурентоспособных видов. В легкой промышленности произойдет рост производства за счет увеличения выпуска социально значимых изделий. В целом это позволит получить значительные финансовые ресурсы, в том числе валютные, улучшит наполняемость регионального бюджета.
    Агропромышленный комплекс сохранит ведущее место в экономике области. В период до 2000 года при финансовой поддержке сельских товаропроизводителей будут осуществлены меры по активизации структурной перестройки аграрного сектора, углублению его специализации, проведению земельной реформы, созданию рыночной инфраструктуры. Это позволит стабилизировать производство сельскохозяйственной продукции и создаст условия для ее последующего роста.
    В период до 2000 года основные задачи развития АПК области и его структурной перестройки будут заключаться в создании условий для достижения продовольственной обеспеченности населения основными продуктами питания; приоритетном направлении инвестиций в АПК, перерабатывающие и обслуживающие предприятия, их реконструкцию и техническое перевооружение; создании механизмов и структур для реализации товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции.
    Финансовые ресурсы будут направляться в первую очередь на выполнение утвержденных федеральных программ - "Плодородие почв", "Сахар", "Лен", "Птицеводство", "Свиноводство", "Племенное животноводство", "Развитие фермерских хозяйств", "Социальное и инженерное переустройство села", мероприятий по увеличению производства продовольственной пшеницы, переработки картофеля в юго-западных районах, мясного скотоводства, развитию личных подсобных хозяйств.
    Будет осуществлена централизованная поддержка из областного бюджета в виде государственного заказа на сельскохозяйственную продукцию с выплатой аванса по зерну и сахарной свекле на конкурсной основе. Дотации на животноводческую продукцию будут осуществляться в зависимости от качества и сроков ее поставки, уровня продуктивности животноводства и эффективности использования средств. Централизованная поддержка будет оказываться крупным специализированным предприятиям, сохранившим материально-техническую базу и обеспечивающим основную долю поставок продукции в региональный фонд. Сельскохозяйственным предприятиям, которые не смогут самостоятельно осуществлять структурную перестройку производства, будет оказана помощь в реформировании. На их базе могут быть созданы сельскохозяйственные кооперативы, фермерские хозяйства, ассоциации личных подсобных хозяйств и другие формирования, основанные на частной собственности на землю и средства производства.
    В направлениях инвестиционной политики на селе предпочтение будет отдано:
    социальному и инженерному обустройству села, решению проблемы его газификации;
    сохранению и повышению плодородия земель;
    созданию безопасных условий проживания и агропромышленного производства в районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС;
    реконструкции и техническому перевооружению действующих предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
    В Программе решение проблем сельскохозяйственного производства является одним из основных приоритетов. Расчеты показывают, что для реализации социально-значимой программы развития АПК области в 1998-2000 годах потребуется около 2000 млрд. рублей, что позволит стабилизировать производство сельскохозяйственной продукции, создаст условия для ее последующего роста и достижения производственной обеспеченности области. С учетом важности инфраструктурных отраслей для развития экономики области в период 1998-2000 гг. будет оказываться централизованная поддержка всем видам транспорта, особенно пассажирскому, развитию дорожного хозяйства, средств связи и информатики.
    Приоритетными направлениями развития транспортно-информационного комплекса области являются:
    закрытие или консервация малоэффективных участков и хозяйственных веток железной дороги;
    строительство железнодорожного перехода на границе с Украиной;
    расширение сферы коммерческих услуг автотранспортников;
    создание свободной таможенной зоны "Аэропорт-Брянск"
    изучение возможности создания на базе Брянского железнодорожного узла Международного железнодорожного узла, обеспечивающего железнодорожное сообщение стран Европы, СНГ и Юго-Восточной Азии.
    Предстоит решить проблему передачи дотирования убыточных городских и пригородных автобусных перевозок на уровень городских и районных администраций. В 1998-2000 гг. необходимо завершить работу по приватизации транспортных предприятий. Из имеющихся в области 87 предприятий с федеральной формой собственности и 96 с областной могут быть приватизированы соответственно 24 и 55 предприятий.
    При этом будут использованы следующие принципы:
    индивидуальный подход к каждому объекту приватизации;
    учет реальной стоимости основных и оборотных фондов, что позволит значительно увеличить поступление денежных средств в бюджеты разных уровней. Стоимость программы развития транспортного комплекса оценивается в 2500 млрд. рублей. Ее реализация позволит стабилизировать работу всей транспортной системы области, сделать ее прибыльной.
    В период реализации Программы главной задачей в капитальном строительстве является повышение эффективности капитальных вложений. Выделенные средства будут направлены преимущественно на завершение строительства социально значимых объектов с высокой строительной готовностью. В структурной перестройке строительного комплекса приоритетным является ориентация исключительно на силы областных строительных организаций, совершенствование форм управления, в том числе путем создания корпораций.
    Приоритетными направлениями в капитальном строительстве являются решение жилищной проблемы, коммунальное строительство, а также газификация села.
    Решение жилищной проблемы - один из важнейших факторов обеспечения социальной стабильности и здоровья общества, поскольку в очереди на получение или расширение жилья стоит более 80 тыс. семей.
    На поддержку развития строительного комплекса области на 1998-2000 годы необходимо около 56 млрд. рублей. Его стабильное функционирование является одним из главных условий выполнения важнейших приоритетных программ социального и экономического развития области в этот период.
    Концепция развития социальной сферы предполагает реализацию подпрограмм и проектов, направленных на решение наиболее значимых задач и снятие социального напряжения в обществе.
    Одним из важных направлений в этой сфере является совершенствование ценовой политики, которая будет проводиться в тесной увязке с законодательными актами и мерами по социальной защите населения.
    Предусматривается ужесточение контроля за формированием цен на продукцию регионального фонда, сокращение затрат при производстве хлеба, молока, отдельных видов мясных и других социально значимых продуктов. Иными словами, стремление производителей обеспечить самофинансирование исключительно за счет роста цен и следовательно, потребителей, поощряться не будет. Предусмотрено также продолжить ценовое регулирование продукции общественного питания для школьных и студенческих столовых, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, топлива для населения.
    Особенностью ценовой политики на ближайшую перспективу являются последовательное проведение либерализации цен в увязке с развитием конкуренции на товарном рынке, усиление контроля за государственным регулированием тарифов в отраслях естественных монополий, поэтапное приближение уровня цен на газ, услуги транспорта, связи, жилищно-коммунальные и другие к фактическим затратам и сокращение за счет этого дотационных выплат, сокращение перекрестного субсидирования одних потребителей за счет других.
    Учитывая сложность в решении данной проблемы и недостаток средств бюджета, намечается принять неотложные меры по поэтапному выравниванию тарифов с учетом политики цен, проводимой Правительством Российской Федерации.
    Принимая во внимание имеющиеся различия в уровне жизни людей, одним из путей решения накопившихся проблем должно стать усиление адресной поддержки малообеспеченных слоев населения.
    В качестве первоочередных мер в развитии здравоохранения предстоит:
    обеспечить финансирование здравоохранения по "защищенной статье" в полном объеме;
    обеспечить население области необходимым уровнем бесплатного медицинского обслуживания во всех лечебных учреждениях;
    вести приоритетное строительство объектов здравоохранения в городах и районах области, подвергшихся радиоактивному загрязнению, а также в местах компактного проживания переселенцев из этих районов.
    В 1998-2000 годах в социальной сфере области будет необходимо выполнить следующие мероприятия:
    усилить практику адресной поддержки малообеспеченных граждан, уделив особое внимание поддержке неполных и многодетных семей, детей сирот, инвалидов;
    укрепить базу социального обслуживания граждан, расширять сеть центров поддержки семьи и детей;
    обеспечить поддержку малого предпринимательства, создающего новые рабочие места в городах и тех районах области, где безработица выше среднеобластного уровня.
    В целях снижения уровня безработицы будет реализован комплекс мер, разработанных службой занятости области. Расчеты показывают, что в целом на выполнение социальных проектов, заложенных в Программе, потребуются финансовые ресурсы в размере около 6300 млрд. рублей. Вместе с тем, реализация этих проектов в значительной мере позволит снять остроту многих социальных проблем, накопившихся в области.
    Одним из принципиальных направлений в реализации Программы является осуществление комплекса мер, направленных на совершенствование бюджетно-финансовой сферы региона.
    Основными направлениями реформирования бюджетно-финансовой системы области в период 1998-2000 гг. являются:
    укрепление доходной базы областного бюджета главным образом за счет обеспечения полноты сбора налогов;
    ограничение налоговых льгот, принятие моратория на дополнительные льготы в процессе исполнения бюджета;
    совершенствование структуры расходов бюджета, сокращение дотаций, приоритетность финансирования расходов на социальную сферу;
    совершенствование системы расчетов, развитие рынка ценных бумаг, вексельного обращения, привлечения банковских кредитов для финансирования инвестиционных программ;
    усиление контроля за целевым использованием бюджетных средств;
    совершенствование системы межбюджетных отношений (выделение трансфертных отчислений будет осуществляться пропорционально доли поступлений налогов в областной бюджет от соответствующего района).
    В целях активизации кредитно-денежной политики, способствующей стабилизации социально-экономического положения в области, намечается:
    создание ассоциации местных коммерческих банков с введением в нее уполномоченного банка для обслуживания бюджета, федеральных и региональных программ;
    разработка механизма стимулирования направления инвестиций на развитие производства;
    привлечение капиталов крупнейших российских банков с созданием залогового фонда;
    активизация использования в расчетах ценных бумаг, развитие системы безналичных расчетов;
    реализация программы региональных инвестиционных займов.
    Следует подчеркнуть, что основные концептуальные подходы и перечисленные выше приоритеты соответствуют как насущным потребностям экономики Брянской области, так и приоритетам, определенным на федеральном уровне.
 

3. Основные цели, задачи, приоритеты, сроки и этапы реализации Программы

 
    Основная цель Программы состоит в социальной переориентации ее экономики, повышении уровня жизни населения, превращении области в экономически и социально полноценно развитое звено народно-хозяйственного комплекса России посредством реализации на ее территории приоритетных для страны и важных для региона направлений и программ развития.
    Приоритетными целями, задачами и направлениями социально-экономического развития Брянской области в 1998-2000 годы являются:
    последовательное проведение на территории области мероприятий по ликвидации воздействия последствий аварии на Чернобыльской АЭС, направленных на оздоровление экологической обстановки, снижение уровня антропогенного воздействия на природную среду и население;
    стабилизация и придание устойчивого развития промышленности области, проведение мероприятий по конверсии и модернизации действующих производств, их техническому и технологическому переоснащению с целью повышения конкурентоспособности продукции, расширения рынка ее сбыта;
    стабилизация и дальнейшее развитие агропромышленного комплекса области на основе реализации приоритетных для региона и Российской Федерации программ по развитию сельского хозяйства, совершенствования ремонтно-технической базы отрасли, поддержки фермерских хозяйств и других новых форм собственности на селе;
    регулирование земельных отношений, введение государственного земельного кадастра, осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель, улучшение мелиоративного состояния сельскохозяйственных угодий;
    более эффективное использование выгодного транспортно-географического положения области, совершенствование ее транспортной системы и дорожной сети, создание локальных свободных экономических зон;
    развитие водного и лесного хозяйства, улучшение водообеспечения, строительство очистных сооружений и водооборотных систем, проведение мероприятий по защите лесов;
    создание и развитие современной социальной инфраструктуры;
    формирование условий для увеличения занятости населения, решения проблем его социальной поддержки, смягчения последствий неблагоприятного влияния экологических факторов;
    развитие культуры, искусства и народных промыслов;
    увеличение вклада Брянской области в общероссийское территориальное разделение труда, мобилизация финансовых, кредитных и других видов ресурсов на решение приоритетных для области и Российской Федерации направлений хозяйственного развития.
    Наряду с этим, в Программе рассмотрены и другие цели, связанные с реформированием экономики, созданием рыночных структур, развитием частного предпринимательства.
    Идеологией проводимого в настоящее время экономического курса стала политика разумного государственного вмешательства в экономику регионов. Поэтому органы управления Брянской области будут брать на себя обязательства по поддержке прежде всего приоритетных направлений развития, используя для этого все возможные средства.
    В Программе, реализация которой будет осуществляться в 1998-2000 годы, определены основные пути преодоления экономического кризиса в области, исходя из необходимости учета как общероссийских, так и региональных интересов.
    Рассматривая развитие Брянской области в период до 2000 года, можно выделить два этапа, отличающиеся своими целями и задачами.
    Первый этап, охватывающий 1998-1999 гг. , характеризуется тем, что в этот период будет необходимо преодолеть экономическую стагнацию и создать предпосылки для последующей структурной реконструкции народного хозяйства.
    На втором этапе (1999-2000 гг. ) будет обеспечен устойчивый рост всех звеньев экономики области.
 

4. Приоритетные для Российской Федерации направления социально-экономического развития области

 
    4.1. Подпрограмма "Социальная защита населения от последствий радиоактивного поражения территории"
 
    Задачи социальной защиты населения Брянской области являются долговременными, поскольку масштабы и глубина последствий радиоактивного поражения ее территории чрезвычайно велики. Многие из них носят необратимый характер, некоторые еще не в полной мере проявились и обнаружат себя только в будущем.
    Подпрограмма направлена на решение неотложных социальных проблем жизнеобеспечения населения области. Содержание проектов, раскрывающих цели и задачи подпрограммы, определено исходя из объективно складывающейся ситуации в социальной сфере области с учетом задач и приоритетов государственной политики.
    Ряд мероприятий подпрограммы реализуются в рамках федеральных целевых программ, таких как "Единая государственная программа по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на период до 2000 года", "Дети Чернобыля" и других. Вместе с тем для достижения ощутимого социального результата области все еще необходима масштабная финансовая поддержка на федеральном уровне.
    На реализацию мероприятий подпрограммы необходимы финансовые ресурсы в размере 1337.2 млрд. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 1234,11 млрд. рублей, из бюджета области - 100,84 млрд. рублей, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации - 2,25 млрд. рублей.
 
    Проект N 1. "Создание на территории региональной подсистемы единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории области"
 
    В Брянской области во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 г. N 1085 "О федеральной целевой программе "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" разработана и утверждена аналогичная программа.
    В настоящее время контроль за радиационной обстановкой в области осуществляет ряд учреждений и организаций без необходимого взаимодействия. Затрудняет работу отсутствие средств автоматизированного контроля параметров радиационной обстановки, недостаточная оснащенность современной телекоммуникационной техникой для оперативной передачи информации в центры ее обработки и анализа.
    Актуальность задачи организации государственного контроля за радиационной обстановкой на территории области обусловлена тем, что ее решение позволит повысить эффективность действий по защите населения и окружающей природной среды.
    На комплексную оценку радиационного заражения территории опирается система мер по стабилизации и оздоровлению природных экосистем, в том числе организационно-технических, санитарно-гигиенических и правовых решений, а также организация систем мониторинга, изучение радиационного загрязнения окружающей среды области и качества среды, атмосферного воздуха, почвенного покрова, воды, донных отложений поверхностных водоемов, водотоков, подземных источников водоснабжения.
    Создание современной единой автоматизированной системы государственного контроля радиационной обстановки на территории области, обеспечивает:
    интегрирование служб контроля радиационной обстановки;
    непрерывный автоматизированный контроль за радиационной обстановкой на радиационно-опасных объектах и территориях;
    регулярный контроль радиационного воздействия на население и среду обитания;
    систематический контроль изменения радиационной обстановки на территориях, ранее подвергшихся радиоактивному загрязнению;
    контроль изменения радиационного фона в районах, граничащих с действующими атомными станциями.
    Технико-экономическая и социальная эффективность реализации мероприятий проекта определяется повышением степени достоверности и полнотой информации контроля за радиационной обстановкой, оперативностью получения информации.
    Для реализации проекта необходимо 6,035 млрд. рублей, в том числе: из средств федерального бюджета - 5,235 млрд. рублей. Исполнитель проекта - администрация Брянской области.
 
    Проект N 2. "Снижение уровня облучения населения области от радиоактивных источников"
 
    Радиационная обстановка в Брянской области формируется как искусственными радионуклидами, образовавшимися в результате аварии на ЧАЭС, так и природными источниками ионизирующего излучения.
    Высокий уровень урбанизации территории, недостаточность средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, отсутствие надлежащим образом организованных зон рекреации для населения, сохранение потенциальной опасности радиоактивного загрязнения природной среды от промышленных предприятий и объектов, недостаточный уровень экологического образования населения требует принятия неотложных мер, направленных на оздоровление экологической обстановки области.
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. N 809 утверждена федеральная целевая программа снижения уровня облучения населения России и производственного персонала от природных радиоактивных источников на 1994-1996 годы ("программа Радон").
    Руководствуясь Федеральным законом "О радиационной безопасности населения" и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации Институтом экологии совместно с областными службами разработана региональная программа "Радон".
    Разработка данной программы обусловлена тем, что доля радона в суммарной дозе облучения составляет около 38% и это практически сопоставимо с дозами облучения, возникшими в результате аварии.
    Программа ставит целью осуществление комплекса взаимоувязанных мероприятий в рамках практической реализации государственной политики по коренному улучшению экологической обстановки в области и условий проживания населения и направлена на:
    радиационно геологическое обследование и районирование территории области с целью выявления и оконтуривания радиационно- и радоноопасных площадей и участков;
    радиационно-экологическое и гигиеническое обследование территорий, населения и строительных объектов, выявление среди населения групп риска, доза облучения которых природными радиоактивными источниками превышает установленные нормативы, разработку методов и способов снижения радиационного риска от природных источников;
    клинико-эпидемиологические исследования состояния здоровья населения и производственного персонала, подвергшихся воздействию природных ресурсов ионизирующего излучения, разработку прогноза отдаленных последствий и медицинских мер профилактики. На реализацию проекта необходимо 4,39 млрд. рублей, в том числе 3,02 млрд. рублей - из средств федерального бюджета.
    Исполнитель проекта - администрация Брянской области.
 
    Проект N 3. "Совершенствование системы оказания медицинской и оздоровительной помощи"
 
    В рамках "Единой государственной программы по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1992-1995 годы и на период до 2000 года" предусмотрено завершение строительства и ввод в эксплуатацию следующих объектов, расположенных на территории загрязненных радиацией районов:
    амбулатория в н. п. Никольская Слобода Жуковского района на 40 посещений в смену (завершение строительства в 1998 году, финансирование из средств федерального бюджета - 1,41 млрд. рублей);
    больница с поликлиникой в н. п. Староселье Унечского района (завершение строительства в 1999 году, финансирование - 10,41 млрд. рублей из средств федерального бюджета);
    поликлиника с котельной ЦРБ в р. п. Красная Гора Красногорского района (завершение строительства в 2000 году, финансирование - 18,36 млрд. рублей из средств федерального бюджета);
    теплотрасса от ЦРБ до точки подключения к существующей теплотрассе котельной N 2 в н. п. Гордеевка Гордеевского района (завершение строительства в 1998 году, финансирование - 0,49 млрд. рублей из средств федерального бюджета);
    унифицированный палатный корпус в г. Почепе на 120 мест (завершение строительства в 2000 году, финансирование - 16,79 млрд. рублей из федерального бюджета);
    лечебный корпус областного тубдиспансера в г. Брянске на 240 мест (завершение строительства в 1999 году, финансирование - 17,43 млрд. рублей, в том числе 5 млрд. рублей - из средств федерального бюджета);
    пристройка блока лучевой терапии к радиологическому корпусу облонкодиспансера в г. Брянске (сметная стоимость - 213 млрд. рублей, начало строительства в 2000 году, потребуется финансирование из федерального бюджета в размере 21,41 млрд. рублей, ввод в эксплуатацию в 2003 году);
    хирургический комплекс в г. Злынка (завершение строительства в 1999 году, финансирование - 6,8 млрд. рублей из средств федерального бюджета);
    пищеблок в ЦРБ в г. Новозыбкове (завершение строительства в 1998 году, финансирование - 4,11 млрд. рублей из средств федерального бюджета);
    лечебно-профилактический центр для спинальнобольных детей в г. Новозыбкове площадью 1000 кв. м (завершение строительства в 1998 году, финансирование - 14,23 млрд. рублей из средств федерального бюджета).
    В рамках программы "Дети Чернобыля" предусмотрено завершение строительства и ввод в эксплуатацию следующих объектов:
    роддом в г. Клинцы на 220 коек (сметная стоимость 127,02 млрд. рублей. На 1998-2000 гг. необходимо 20,71 млрд. рублей, в том числе 14,5 млрд. рублей - из федерального бюджета);
    санаторий для родителей с детьми "Жуковский" в г. Жуковка на 500 мест (на 1998-2000 годы потребуется 19,29 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 13,5 млрд. рублей. Ввод в эксплуатацию в 2005 году);
    расширение и реконструкция детского санатория "Вьюнки" Клинцовского района на 320 мест (на 1998-2000 гг. необходимо 21,87 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 15,3 млрд. рублей. Ввод в эксплуатацию в 2005 году);
    детский санаторий "Снежка" Брянского района на 150 мест (завершение строительства в 1999 году, финансирование - 5,25 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 3,68 млрд. рублей);
    детский оздоровительно-лечебный корпус "Ипуть" Суражского района на 320 мест (завершение строительства в 2000 году, финансирование - 22,46 млрд. рублей, в том числе 15,73 млрд. рублей - из средств федерального бюджета);
    санаторий детской оздоровительной базы отдыха "Затишье" Клинцовского района (завершение строительства в 1998 году, финансирование - 0,44 млрд. рублей, в том числе 0,31 млрд. рублей - из средств федерального бюджета);
    санаторий для детей и подростков в н. п. Пески Унечского района на 520 мест (сметная стоимость 60,58 млрд. рублей, на 1998-2000 годы необходимо 22,71 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 15,9 млрд. рублей. Ввод в эксплуатацию в 2005 году).
    Реализация данного проекта обеспечит ввод в эксплуатацию 630 коек в стационарных лечебных учреждениях, пропускная способность амбулаторно-клинических учреждений увеличится на 470 посещений в смену, количество мест в санаториях возрастет на 1810 мест. Это позволит повысить уровень оказания медицинской помощи и будет способствовать улучшению состояния здоровья населения и создаст новые рабочие места в системе здравоохранения.
    Потребность в финансировании на реализацию данного проекта составляет 214,17 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 167,93 млрд. рублей.
    Исполнитель проекта - администрация Брянской области.
 
    Проект N 4. "Строительство областного лечебно-диагностического центра"
 
    В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации N 2077-р от 19 ноября 1993 г. в целях улучшения оказания медицинской помощи населению, проживающему в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на ЧАЭС, предусмотрено построить в г. Брянске областной лечебно-диагностический центр, возложив на него следующие основные задачи:
    разработка методов систематического медицинского наблюдения за состоянием здоровья населения, проживающего на радиоактивно-загрязненной территории области;
    обеспечение жителей области высококвалифицированной помощью в диагностике и лечении;
    проведение углубленного обследования больных для выявления связи заболеваний с воздействием радиоактивных изотопов;
    проведение научных исследований по совершенствованию методов диагностики, лечения, профилактики заболеваний, связанных с воздействием радионуклидов.
    В связи с недостаточностью финансовых средств строительство лечебно-диагностического центра практически приостановлено. Для завершения строительства и ввода центра в эксплуатацию в 2000 году необходимы финансовые средства в размере 131,85 млрд. рублей.
    Кроме того, в соответствии с приложением N 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации N 2077-р от 19 ноября 1993 г. лечебно-диагностический центр необходимо укомплектовать оборудованием стоимостью 870 тысяч долларов США, что составляет около 49 млрд. рублей.
    Для реализации проекта необходимо 179,75 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 179,75 млрд. рублей.
    Исполнитель проекта - администрация Брянской области.
 
    Проект N 5. "Развитие индустрии детского питания" (организация цеха детских молочных продуктов на Брянском гормолокозаводе)
 
    В настоящее время в Брянской области число детей в возрасте до 3 лет составляет около 65 тыс. человек. Общая потребность в адаптированных жидких и пастообразных продуктах детского питания достигает 6 тыс. тонн в год. При этом специализированные цеха и предприятия по производству детских молочных продуктов в области отсутствуют. Учитывая острую потребность в обеспечении детей, особенно юго-западных районов, наиболее пострадавших от аварии на ЧАЭС, экологически чистыми молочными продуктами, Совет Министров РСФСР постановлением от 31 января 1991 г. N 70 "О государственной программе развития индустрии детского питания в РСФСР" предусмотрел строительство Брянского ГМК N 2 с цехом по выпуску жидких и пастообразных молочных продуктов детского питания. Цех детских молочных продуктов включен также в программу "Дети Чернобыля".
    Строительство молкомбината с цехом детского питания по ряду причин ведется крайне низкими темпами и с 1995 года из-за отсутствия финансирования работы прекращены. Для завершения строительства необходимо более 270 млрд. рублей.
    В целях удешевления проекта и сокращения сроков строительства Минсельхозпродом России и администрацией области принято решение об организации цеха по производству детских молочных продуктов для детей до 3-х лет мощностью 15 т в смену на свободных производственных площадях действующего Брянского гормолокозавода.
    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 января 1997 г. N 34-р на закупку оборудования по производству жидких и пастообразных продуктов детского питания в г. Брянске намечено выделить кредит в размере 31 млн.немецких марок. Погашение долга и уплата процентов будет осуществляться за счет средств федерального бюджета. Заключен контракт на закупку оборудования.
    Продукция цеха позволит полностью вытеснить импортные продукты для производства детского питания как в Брянской, так и в соседних областях.
    Срок реализации проекта - 1997-1998 годы с выходом на проектную мощность в 1999 году.
    Общая стоимость проекта 123 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета на безвозвратной основе составляют 16 млрд. рублей, средства федерального бюджета на возвратной основе - 105 млрд. рублей, средства бюджета области - 1,5 млрд. рублей, собственные средства предприятий - 0,5 млрд. рублей.
    Необходимое финансирование на 1998 год предусмотрено в размере 14 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета на безвозвратной основе - 12,5 млрд. рублей, из бюджета области - 1,5 млрд. рублей.
 
    Исполнитель проекта - администрация Брянской области.
 
    Проект N 6. "Социальное обустройство инвалидов и престарелых жителей"
 
    В рамках "Единой государственной программы по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на период до 2000 года" предусмотрено завершить строительство и ввод в эксплуатацию следующих объектов в пострадавших районах области:
    дом-интернат для престарелых и инвалидов с очистными сооружениями в г. Жуковке на 100 мест (завершение строительства в 2000 году, финансирование - 11,85 млрд. рублей из средств федерального бюджета);
    банно-прачечный комбинат для психоневрологического интерната в д. Низиричи Клинцовского района (завершение строительства в 1999 году, финансирование - 4,54 млрд. рублей из средств федерального бюджета).
    В результате реализации данного проекта будет улучшено социальное положение пожилых людей и инвалидов, проживающих в особо пострадавших районах.
    На реализацию проекта потребуется 16,39 млрд. рублей из средств федерального бюджета.
    Исполнитель проекта - администрация Брянской области.
 
    Проект N 7. "Совершенствование системы дошкольного воспитания"
 
    В рамках "Единой государственной программы по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на период до 2000 года" предусмотрено завершить строительство и ввести в эксплуатацию следующие объекты, расположенные на загрязненных радиацией территориях:
    детский сад на 140 мест в н. п. Новоселки Брянского района (завершение строительства в 1998 году, финансирование - 5,15 млрд. рублей из средств федерального бюджета);
    детский сад-ясли на 95 мест в н. п. Никольская Слобода Жуковского района (завершение строительства в 1998 году, финансирование - 1,06 млрд. рублей из средств федерального бюджета);
    детский сад-ясли на 330 мест в н. п. Харитоновка Клетнянского района (завершение строительства в 1999 году, финансирование - 9,1 млрд. рублей из средств федерального бюджета);
    детский сад на 280 мест в н. п. Гордеевка Гордеевского района (завершение строительства в 2000 году, финансирование - 11,14 млрд. рублей из средств федерального бюджета).
    Реализация данного проекта обеспечит ввод 705 дошкольных образовательных учреждений, повысит уровень обеспеченности местами в детских садах, создаст новые рабочие места в системе дошкольных общеобразовательных учреждений.
    На реализацию проекта необходимо 26,45 млрд. рублей из средств федерального бюджета.
    Исполнитель проекта - администрация Брянской области.
 
    Проект N 8. "Развитие образования"
 
    В рамках "Единой государственной программы по защите населения от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на период до 2000 года" предусмотрено завершить строительство и ввести в эксплуатацию следующие объекты в районах, пострадавших от аварии на ЧАЭС:
    общеобразовательная школа на 132 уч. места в н. п. Радичи Дубровского района (завершение строительства в 1998 году, 12,81 млрд. рублей, в том числе 1,78 млрд. рублей - из средств федерального бюджета);
    общеобразовательная школа на 162 уч. места в н. п. Палужская Рудня Красногорского района (завершение строительства в 1999 году, финансирование - 4,05 млрд. рублей из средств федерального бюджета);
    общеобразовательная школа на 132 уч. места в н. п. Корпиловка Злынковского района (завершение строительства в 2000 году, финансирование - 6,36 млрд. рублей из средств федерального бюджета);
    общеобразовательная школа на 1296 уч. мест в г. Клинцы (завершение строительства в 1998 году, финансирование - 10,42 млрд. рублей из средств федерального бюджета);
    пристройка к школе на 340 уч. мест в н. п. Новоселки Брянского района (завершение строительства в 2000 году, финансирование - 12,42 млрд. рублей из средств федерального бюджета);
    пристройка к школе на 700 уч. мест в р. п. Климово Климовского района (завершение строительства в 2000 году, финансирование - 16,27 млрд. рублей из средств федерального бюджета).
    Реализация данного проекта обеспечит: ввод 2762 места в общеобразовательных учреждениях, снижение численности обучающихся во 2-ю смену, улучшение санитарно-бытовых условий в общеобразовательных школах, создание новых мест в системе образования.
    На реализацию данного проекта необходимо 62,33 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 51,3 млрд. рублей.
    Исполнитель проекта - администрация Брянской области.
 
    Проект N 9. "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС" (в рамках федеральной программы "Жилье - ликвидаторам")
 
    Мероприятия по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС разработаны на основе Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
    Мероприятиями предусматривается обеспечение жилой площадью:
    граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, либо связанные с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
    инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
    граждан, принимавших в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения;
    семей граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также семей умерших инвалидов и участников последствий указанной катастрофы.
    По состоянию на 01.01.1997 г. на территории Брянской области проживает 142 инвалида-чернобыльца и 460 "ликвидаторов", нуждающихся в улучшении жилищных условий.
    Реализация мероприятий по обеспечению жильем в объеме 37,2 тыс. кв. метров общей площади участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС позволит удовлетворить потребность нуждающихся в улучшении жилищных условий вышеуказанной категории граждан.
    На реализацию проекта необходимо - 79,8 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета - 39,9 млрд. рублей, из областного бюджета - 39,9 млрд. рублей.
    Исполнитель проекта - администрация Брянской области.
 
    Проект N 10. "Обеспечение жильем населения районов, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС" (в рамках федеральной целевой программы по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы)
 
    В результате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивному загрязнению подверглись 22 района Брянской области и два города областного подчинения (г. Новозыбков и г. Клинцы).
    Всего на загрязненной территории области находятся 1335 населенных пунктов, в которых проживают 484,6 тыс. человек.
    В целях ликвидации последствий аварии Правительством Российской Федерации принята "Единая государственная программа по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на период до 2000 года", мероприятиями которой предусмотрено создание необходимых условий для отселения жителей из зон наибольшего радиоактивного загрязнения на экологически "чистые" территории, а также условий для реабилитации радиоактивно-загрязненных территорий области.
    Однако снижение установленных лимитов капитальных вложений на вышеуказанные мероприятия в последние годы отрицательно сказалось на результатах реализации программы "Чернобыль", резкое сокращение объемов финансирования привело к приостановке строительства значительного количества жилых домов.
    Для обеспечения жильем населения районов, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в объеме 56,1 тыс. кв. метров общей площади на 1998-2000 годы необходима федеральная поддержка в сумме 201,2 млрд. рублей капитальных вложений.
    Это позволит продолжить реализацию мероприятий по обустройству жителей, переселившихся из загрязненных районов Брянской области, и созданию условий для реабилитации радиоактивно загрязненных территорий области.
    Исполнитель проекта - администрация Брянской области.
 
    Проект N 11. "Водоснабжение населения радиоактивно загрязненных районов области" (в рамках федеральной целевой программы по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы)
 
    Проектом предусмотрено строительство станций водозабора и станции обезжелезивания в г. Злынке и н. п. Вышков Злынковского района. Ввод этих объектов будет способствовать понижению содержания железа в воде с 8-9 мг/л до 0,3 мг/л, а также сокращению дефицита питьевой воды в Злынковском районе, составляющего на сегодня около 30%. Ликвидация шахтных колодцев обеспечит населению района гарантированную защиту питьевой воды от радиоактивного загрязнения.
    На реализацию проекта необходимо - 8,46 млрд. рублей из федерального бюджета.
    Исполнитель проекта - администрация Брянской области.
 
    Проект N 12. "Мероприятия по очистке сточных вод в радиоактивно загрязненных районах области" (в рамках федеральной целевой программы по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы)
 
    Проектом предусмотрена реконструкция очистных сооружений в г. Новозыбкове, сточные воды которого очищаются на очистных сооружениях мощностью 10 тыс. куб. м сточных вод в сутки, введенных в эксплуатацию в 1975 году.
    Неудовлетворительное техническое состояние сооружений, работающих с перегрузкой, сказывается на качестве очистки сточных вод.
    Расширение очистных сооружений позволит улучшить санитарно-эпидемиологическую обстановку в городе, обеспечив в значительной степени защиту подземных вод от радиоактивного загрязнения.
    На реализацию проекта необходимо 17,14 млрд. рублей из федерального бюджета.
    Исполнитель проекта - администрация Брянской области.
 
    Проект N 13. "Дорожное строительство в радиоактивно загрязненных районах области и в поселках для переселенцев из этих районов" (в рамках федеральной целевой программы по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы)
 
    Состояние дорог в области крайне неудовлетворительное. Одновременно со строительством поселков для переселенцев строились подъездные дороги и выполнялось благоустройство улиц. Из-за недостаточного выделения капитальных вложений эта программа, начиная с 1993 года, фактически прекращена.
    В стадии незавершенного строительства остались 7 подъездных дорог и благоустройство протяженностью 27 км.
    Реализация мероприятий по дорожному строительству позволит создать нормальную среду проживания населения, свести до максимума пылеподавление, что особенно важно для оздоровления экологической обстановки в юго-западных районах области, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
    На реализацию проекта необходимо 44,1 млрд. рублей из федерального бюджета.
    Исполнитель проекта - администрация Брянской области.
 
    Проект N 14. "Строительство газопроводов, газификация коммунальных объектов и жилого фонда в радиоактивно загрязненных районах области и в поселках для переселенцев из этих районов" (в рамках федеральной целевой программы по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы)
 
    Радиационная обстановка в Брянской области, формируемая искусственными радионуклидами, образовавшимися в результате аварии на Чернобыльской АЭС, усугубляется еще и тем, что в районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, отопление жилого фонда и социально-культурных объектов осуществляется твердым топливом (дровами), заготавливаемым в этих же районах. В результате происходит дополнительное интенсивное накопление радионуклидов у жителей этих районов. Единственным выходом из создавшегося положения является перевод отопления на природный газ.
    Проектом предусмотрена реализация мероприятий по газификации жилого сектора и перевод котельных с твердого топлива на газ. В зоне радиоактивного загрязнения цезием 137 находятся 1324 населенных пункта и более 145 тыс. домов, в том числе 559 населенных пунктов с загрязнением более 5 Ки.
    До 2000 года в загрязненных районах планируется газифицировать 224 населенных пункта и 40,3 тыс. домов, для чего потребуется осуществить прокладку газопроводов протяженностью 1581 км.
    На реализацию проекта необходимо 374,97 млрд. рублей из федерального бюджета.
    Исполнитель проекта - администрация Брянской области.
 
    Проект N 15. "Создание дополнительных рабочих мест для населения, переселившегося из радиационно-загрязненных районов области, беженцев и вынужденных переселенцев" (в рамках федеральной целевой программы по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы)
 
    В целях создания дополнительных рабочих мест для населения, переселяемого из радиационно-загрязненных районов области, необходимо окончание строительства ряда объектов производственного назначения, в том числе:
    торфобрикетного завода в н. п. Харитоновка Клетнянского района;
    свинотоварной фермы в н. п. Никольская Слобода Жуковского района;
    ферм для крупного рогатого скота в н. п. Никольская Слобода Жуковского района и н. п. Усошки Почепского района;
    ремонтно-механической мастерской в н. п. Никольская Слобода Жуковского района и ряда других объектов.
    На реализацию проекта необходимо 88,02 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета - 85,77 млрд. рублей и Государственного фонда занятости населения Российской Федерации - 2,25 млрд. рублей.
    Исполнитель проекта - администрация Брянской области.
 
    4.2. Подпрограмма "Развитие агропромышленного комплекса"
 
    Аграрная реформа в области предполагает комплексное переустройство агропромышленного производства, многоукладность сельского хозяйства, многообразие форм собственности на землю и средства производства, государственный протекционизм и регулирование развития агропромышленного комплекса, его техническое и технологическое переоснащение. В области существует проблема разработки государственного земельного кадастра, обеспечивающего проведение единой политики в области земельных отношений и получения исчерпывающей кадастровой информации о составе, состоянии и движении земельных ресурсов.
    Достоверная кадастровая информация позволит более точно прогнозировать и моделировать рыночную цену земли, что важно не только с точки зрения более обоснованного взимания налоговых платежей, но и для надежного функционирования рыночного механизма ценового регулирования.
    С целью преодоления негативного антропогенного воздействия на почвы в области, снижающего их плодородие, предупреждения загрязнения, заболачивания, разрушения почвы эрозийными процессами, а также на основании постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1992 г. N 879 "О Государственной комплексной программе повышения плодородия почв России" принята комплексная программа повышения плодородия почв Брянской области до 2000 года.
    Выполнение мероприятий программы обеспечит повышение уровня урожайности сельскохозяйственных культур, снизит уровень радиоактивного загрязнения сельхозугодий в юго-западных районах, позволит удовлетворить потребность населения в продуктах питания, обеспечить сырьем перерабатывающую промышленность.
    За последние годы в области произошло сокращение производства сахарной свеклы, что привело к уменьшению производства сахара. С целью преодоления указанных негативных тенденций, а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1997 г. N 235 "О федеральной целевой программе "Увеличение производства сахара в Российской Федерации в 1997-2000 годах и на период до 2005 года" в области разработана программа "Развитие свекловодства и увеличение производства выпуска сахара".
    Восстановление объемов производства сахарной свеклы и ввод в АО "Лопандино" мощностей по переработке 0,5 тыс. т в сутки позволит обеспечить потребность области в сахаре на 50%, сохранить более 400 рабочих мест и содержать социальную инфраструктуру, так как завод является единственным градообразующим предприятием поселка.
    С 1993 года на Климовском крахмало-паточном комбинате ведется строительство цеха крахмальной патоки мощностью 18 тыс. т в год. Ввод данного цеха позволит наладить в области производство глюкозно-паточной помадки, способствующей выводу радионуклидов из организма людей. Продукцией Климовского комбината будут обеспечены не только пищевые предприятия Брянской области, но и соседние регионы России.
    На реализацию подпрограммы "Развитие агропромышленного комплекса" необходимо 1757,67 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета - 383,57 млрд. рублей, из областного бюджета - 1182,7 млрд. рублей, других источников финансирования - 191,4 млрд. рублей.
 
    Проект N 16. "Разработка государственного автоматизированного земельного кадастра области"
 
    Проект реализуется в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты прав собственников земли и землепользователей, а также создания объективной основы для установления цены земли, земельного налога и арендной платы .
    Кадастр земель области содержит систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, качественной характеристике и ценности земель.