Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 305. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ МЧС РФ N 528, Минтранса РФ N 143 от 02.10.2007 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ВРЕДА, КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЧИНЕН ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИМУЩЕСТВУ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ"

Дата документа02.10.2007
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Методика · Перечень

    

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
N 528

 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 143

 

ПРИКАЗ
от 2 октября 2007 года

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ВРЕДА, КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЧИНЕН ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИМУЩЕСТВУ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

 
    В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4979) приказываем:
    Утвердить прилагаемую Методику определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии судоходных гидротехнических сооружений.
 

Министр
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
С.К.ШОЙГУ

 

Министр транспорта
Российской Федерации
И.Е.ЛЕВИТИН

 
 
 

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ВРЕДА, КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЧИНЕН ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИМУЩЕСТВУ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ СГТС

 

ВВЕДЕНИЕ

 
    "Методика выполнения расчета вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии судоходных гидротехнических сооружений" (далее - Методика) разработана в соответствии с Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ и "Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" от 18 декабря 2001 г. N 876 в целях решения ряда вопросов обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений (далее - СГТС), поднадзорных Минтрансу России. Методика предназначена для ориентировочного определения размера вероятного вреда собственниками СГТС или эксплуатирующими организациями (далее - владельцы СГТС), а также специализированными организациями и экспертными центрами, определенными Минтрансом России и привлекаемыми владельцами СГТС. Методика подлежит применению органами надзора за безопасностью СГТС при определении (назначении) величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии СГТС, в целях проверки правильности определения владельцами СГТС размера вероятного вреда, в том числе и при рассмотрении ими деклараций безопасности СГТС.
    Настоящая Методика базируется на материалах действующих документов других ведомств, в частности "Временной методике оценки ущерба, возможного вследствие аварии гидротехнического сооружения" (Минэнерго России РД 153-34.2-002-01, Москва, 2001 г.). Концептуальным отличием настоящей Методики от РД 153-34.2-002-01 является то, что рассматриваются методы определения размера вероятного вреда не только от гидродинамических аварий плотин, но и от аварий других типов СГТС, влекущих гражданскую ответственность их владельцев.
    Принципиальными отличиями СГТС объектов, поднадзорных Минтрансу России являются:
    - подавляющее количество относительно некрупных по своему размеру сооружений, последствия аварий на которых могут носить локальный или местный характер;
    - наличие объектов, аварии СГТС которых могут приводить к затоплению нижнего бьефа с образованием волны прорыва, потере водоисточника как источника водоснабжения, загрязнению водных объектов и прилегающих территорий и грунтовых вод и т.п.
    Методика выполнения расчета вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения, основана на принятых в Российской Федерации принципах защиты гражданских прав, в том числе обязанности полного возмещения виновной стороной причиненного вреда.
    Выполнение расчета вероятного вреда должно основываться на положениях действующего законодательства Российской Федерации (Гражданский, Земельный, Водный, Лесной кодексы, федеральные законы) и действующей нормативно-методической документации.
    При разработке Методики использованы: Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений", действующие строительные нормы и правила (СНиП), "Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 876, "Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений", утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.98 N 1303, "Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования", Госстрой России, Минфин России, Госкомпром России, М., 1994 г. и др.
 

1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 
    В настоящей Методике используются общепринятые термины и определения в области проектирования, строительства и эксплуатации СГТС, обеспечения безопасности СГТС, а также дополнительно по затрагиваемым вопросам следующие термины и определения:
    владелец СГТС - собственник СГТС или эксплуатирующая организация;
    орган надзора - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственный надзор за безопасностью СГТС;
    финансовое обеспечение ответственности - финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии СГТС;
    вероятный вред - максимальный вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии СГТС;
    авария СГТС - повреждение СГТС, сопровождающееся потерей эксплуатирующим персоналом контроля и управления над этим сооружением, которое может привести к возникновению чрезвычайной ситуации;
    наиболее тяжелая авария СГТС - авария СГТС, сопровождающаяся причинением наибольшего вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц;
    наиболее вероятная авария СГТС - авария СГТС, характеризующаяся наибольшим значением среднегодового вероятного вреда, определяемого как произведение среднегодовой частоты возникновения подобной аварии на величину вероятного вреда;
    социальный ущерб - вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, в размере прогнозной оценки количества погибших и пострадавших людей от последствий аварии СГТС;
    убытки, причиненные аварией СГТС, - вред, который может быть причинен имуществу физических и юридических лиц, в размере реального ущерба и упущенной выгоды, которые могут понести физические и юридические лица в результате аварии СГТС;
    реальный ущерб - стоимостное выражение полной или частичной потери основных и оборотных фондов, готовой продукции предприятий, жилищного и коммунального хозяйств, затрат на поддержание жизнедеятельности в зоне чрезвычайной ситуации, вызванной аварией СГТС, затрат на восстановление разрушенной инфраструктуры, утраты плодородия почв и погибшей сельхозпродукции, ущерба, причиненного лесному и рыбному хозяйствам, и т.п., а также стоимостное выражение потерь из-за ухудшения свойств земель, загрязнения водных объектов и т.п.;
    упущенная выгода - стоимостное выражение убытков, вызванных остановкой производства и неисполнением договорных обязательств лицами, пострадавшими от аварии СГТС;
    зона катастрофического затопления - территория, в пределах которой происходит затопление потоком воды, образующимся в результате гидродинамической аварии, и ограниченная сверху створом гидроузла, а снизу - створом с отметкой затопления, соответствующей паводку обеспеченностью 5%;
    бьеф (верхний или нижний) - часть водотока, примыкающая к водоподпорному СГТС соответственно выше (верхний бьеф (ВБ)) или ниже (нижний бьеф (НБ)) его по течению.
    В Методике использованы следующие обозначения:
 
     Общий реальный ущерб;
    Ущерб основным производственным фондам;
 
     Ущерб оборотным производственным фондам;
     Ущерб готовой продукции предприятий;
     Ущерб элементам транспорта и связи;
     Ущерб жилому фонду и имуществу граждан;
     Расходы на ликвидацию последствий аварии;
     Ущерб сельскохозяйственному производству;
     Ущерб лесному хозяйству;
     Ущерб от потери леса как сырья;
     Экологический ущерб от затопления лесов;
     Ущерб окружающей среде от сброса опасных веществ в окружающую среду;
     Ущерб, вызванный нарушением водоснабжения из-за аварии водозаборных сооружений;
     Прочие виды реального ущерба.
 

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
    2.1. Назначение и условия применения
    2.1.1. Методика предназначена для определения величины вероятного вреда в целях определения величины финансового обеспечения ответственности владельцев СГТС при декларировании безопасности СГТС и (или) подаче заявки на включение СГТС в Российский Регистр гидротехнических сооружений.
    2.1.2. Методика предназначена для определения максимального и наиболее вероятного размеров вреда, возможных при заданных сценариях аварий СГТС.
    2.1.3. Методикой, в зависимости от размера объекта, в состав которого входит СГТС, прогнозируемых аварий СГТС и последствий предлагается использование следующих методов определения вероятного вреда:
    - метод детальной оценки, предназначенный для аварий СГТС, порождающих локальные последствия, и использующий данные экспедиционных исследований территории возможной чрезвычайной ситуации, вызванной аварией СГТС;
    - планшетный метод оценки, предназначенный для аварий СГТС, порождающих местные чрезвычайные ситуации, и использующий информацию об отдельных объектах, содержащуюся в геоинформационных базах данных и системах (ГИС);
    - метод укрупненных показателей, предназначенный для аварий СГТС, порождающих чрезвычайные ситуации в масштабах региона и более, и использующий статистические данные экономического развития регионов и плотности расселения населения в этих регионах.
    2.1.4. Методика может быть применена как для оценки размера вероятного вреда в целом, так и для определения отдельных составляющих этого вреда.
    На основании настоящей Методики определяются в составе вероятного вреда социальный ущерб и реальный ущерб. Методика не предназначена для определения упущенной выгоды.
    2.2. В Методике приведены рекомендации по выбору сценариев возникновения и развития аварии СГТС, определению негативных воздействий, вызванных этой аварией, в том числе параметров волны прорыва, необходимых для оценки ущерба от гидродинамической аварии, а также справочные макроэкономические данные по регионам России, необходимые для определения вероятного вреда методом укрупненных показателей.
 

3. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РАСЧЕТА ВЕРОЯТНОГО ВРЕДА

 
    3.1. Затопление территории в нижнем бьефе, включая гидродинамическую аварию (волна прорыва), подтопление и заболачивание в верхнем бьефе
    3.1.1. Для определения вероятного вреда от затопления территории в нижнем бьефе СГТС в результате прохождения волны прорыва в общем случае необходимо оценить зону затопления и гидродинамические параметры потока:
    - максимальные значения глубины и скорости потока в зоне катастрофического затопления,
    - время от начала аварии до прихода в данную точку местности прорывной волны,
    - продолжительность затопления,
    - границы зоны катастрофического затопления,
    - гидрографы излива и график падения уровня верхнего бьефа.
    Расчет прорывного паводка является технической задачей речной гидравлики и осуществляется одним из методов таких расчетов, в частности, методами математического моделирования с использованием одномерных [1] или двумерных [2] уравнений Сен-Венана.
    3.1.2. Сценарий аварии СГТС с образованием волны прорыва предполагают как исходный для всех классов СГТС. При этом для СГТС 1 и 2 классов расчет проводится для всех вариантов разрушения напорного фронта, для сооружений 3 и 4 классов принимается вариант, как правило, прорыва земляной плотины, а для сооружений 4 класса с малой емкостью водного объекта и небольшой высотой плотины - одиночный проран с размерами 1/3 h и 1/5 b (где h и b, соответственно, высота и длина плотины).
    3.1.3. Для оценки гидрографа излива необходимо провести расчет уровенного режима верхнего бьефа. Расчет, как правило, проводится: при укрупненной оценке - при помощи балансовой (0-мерной) модели верхнего бьефа или одномерных уравнений Сен-Венана, при детальной оценке ущерба - при помощи двумерных уравнений Сен-Венана.
    3.1.4. Результаты расчета по распространению волны прорыва ниже гидроузла следует нанести на топографическую карту вплоть до створа, в котором максимальный за время наводнения расход не превосходит расход обеспеченностью 5%. На карту должны быть нанесены граница области затопления, а также изолинии четырех характеристик прорывного паводка, используемых при определении вероятного вреда: максимальных за время аварии глубины и скорости, времени затопления местности после начала аварии СГТС и продолжительности затопления.
    3.1.5. Результаты численных экспериментов, моделирующих излив воды из верхнего бьефа, следует представлять в виде графика изменения уровня ВБ во времени в ходе аварии.
    3.1.6. Особенности расчета волны прорыва при разрушении напорного фронта защитных дамб:
    - расчет должен проводиться до момента выравнивания уровня в водохранилище и над затопленной территорией;
    - при расчете раскрытия прорана необходимо учитывать, что с некоторого момента времени течение в проране становится неподтопленным (для плотин русловых водохранилищ подтопленность истечения, как правило, бывает несущественной).
    3.1.7. Особенности расчета волны прорыва при разрушении защитной дамбы во время наводнения.
    При расчетах волны прорыва, возникающей при разрушении защитной дамбы во время половодий, паводков другого происхождения, ветровых нагонов и других наводнений, необходимо учитывать характерные для этих видов наводнений особенности - временную изменчивость, влияние на ход процесса затопления. Расчет в этом случае необходимо проводить до осушения территории. При существенном влиянии на ход наводнения в целом возникновения аварии (при большой емкости защищаемой низины) следует параллельно рассчитывать течение над защищаемой территорией и в зоне за ее пределами таким образом, чтобы ход аварии мог быть описан с достаточной полнотой.
    3.1.8. Особенности расчета волны прорыва дамб, ограждающих каналы, проходящие в насыпи или полунасыпи:
    - при назначении сценариев аварии следует рассмотреть возможность персонала по принятию управляющих решений (отключение питающих канал насосных станций, закрытие затворов и т.д.), определяющих масштабы аварии;
    - в тех случаях, когда истечение из прорана будет неподтопленным, движение воды в канале можно прогнозировать с использованием одномерной схематизации. Дня оценки бокового оттока допускается применение в этом случае формулы водослива с широким порогом (аналогично тому, как это делается при расчете установившихся течений [19]). В этом случае расчет течения над затапливаемой областью, в зависимости от рельефа местности, проводится при помощи одномерных или двумерных гидравлических моделей. При подтопленном истечении расчет проводится с использованием одномерной методики для русел с тройником (если это оказывается возможным для рассматриваемой местности) или по двумерной методике и для потока над затапливаемой территорией, и в канале.
    3.1.9. Подтопление и заболачивание в НБ.
    Для плотин водохранилищ следует рассматривать сценарии нарушения фильтрационного режима из-за суффозии материала плотины или основания, образования трещин, разгерметизации противофильтрационных элементов и т.д.
    Расчеты фильтрационного режима выполняются с использованием программ, реализующих уравнения теории фильтрации. Как правило, при этом используется линейный закон фильтрации Дарси. Для ситуаций с крупнообломочным материалом возможно использование нелинейных законов фильтрации. Как правило, расчеты должны выполняться с использованием трехмерных математических моделей. В тех случаях, когда такое упрощение обосновано, могут применяться двумерная модель или даже уравнение Дю-пюи.
    При приближении фильтрационных вод к поверхности возникает подтопление местности.
    При выходе фильтрационных вод на поверхность следует провести оценку возможности заболачивания территории и возникновения на ней вредной фауны.
    При наличии в зоне аварии минерализованных грунтовых вод необходимо провести расчет миграции солей и возможности засоления почвы и незасоленных грунтовых вод.
 
    3.2. Оценка процесса засоления почвы из-за фильтрации из искусственных водоемов
    Повышение уровня грунтовых вод при создании искусственных водоемов может приводить к засолению почв. В качестве математической модели явления используют уравнения фильтрации с законом Дарси - ниже поверхности депрессии, уравнения капиллярного поднятия жидкости связанного с ней и солепереноса - выше кривой депрессии.
 
    3.3. Нарушение водоснабжения
    Ущерб водозаборным сооружениям следует учитывать, если уровень опорожнения водного объекта (водохранилища) в результате аварии СГТС прогнозируется ниже отметки уровня мертвого объема (УМО), а скорость снижения уровня в верхнем бьефе при аварии составит более 3 метров в сутки. В этом случае вред определяется нарушением водоснабжения, а сопутствующий ему ущерб - необходимыми затратами на восстановление водоснабжения, прерванного из-за отказа или выхода из строя водозаборных сооружений.
 

4. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ВЕРОЯТНОГО ВРЕДА, ВЫЗЫВАЕМОГО АВАРИЯМИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

 
    4.1.