Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 315. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ" (утв. Советом по МСФО)

Дата документа09.06.2014
Статус документаДействует
МеткиОсновы

    

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

 

Введение

 
    Многие организации по всему миру составляют и представляют финансовую отчетность внешним пользователям. Хотя может показаться, что такая финансовая отчетность схожа в разных странах, существуют различия, которые, по всей вероятности, были обусловлены целым рядом обстоятельств социального, экономического и юридического характера, а также тем, что при установлении национальных требований в разных странах во внимание принимаются потребности разных пользователей финансовой отчетности.
    Этот широкий спектр различных обстоятельств привел к использованию разнообразных определений элементов финансовой отчетности, например: активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов. Это также привело к использованию различных критериев признания статей финансовой отчетности и предпочтению разных баз оценки. Затронутыми оказались также состав финансовой отчетности и объем информации, раскрываемой в ней.
    Совет по Международным стандартам финансовой отчетности намерен сократить масштаб данных расхождений, стремясь гармонизировать нормативные акты, стандарты бухгалтерского учета и процедуры, касающиеся подготовки и представления финансовой отчетности. Совет полагает, что дальнейшая гармонизация может быть наилучшим образом достигнута посредством сосредоточения внимания на финансовой отчетности, подготавливаемой с целью представления информации, полезной при принятии экономических решений.
    Совет считает, что финансовая отчетность, составленная для этой цели, отвечает общим потребностям большинства пользователей. Это обусловлено тем, что практически все пользователи принимают экономические решения, например:
    (a) чтобы решить, когда покупать, удерживать или продавать инвестиции в долевые инструменты.
    (b) чтобы оценить деятельность руководства в интересах собственников или его подотчетность перед ними.
    (c) чтобы оценить способность организации по выплате заработной платы и предоставлению прочих вознаграждений своим работникам.
    (d) чтобы оценить обеспеченность предоставленных организации заемных средств.
    (e) чтобы определить налоговую политику.
    (f) чтобы установить размер распределяемой прибыли и дивидендов.
    (g) чтобы собрать и использовать статистические данные национального дохода.
    (h) чтобы регулировать деятельность организаций.
    Тем не менее, Совет признает, что, в частности, соответствующие органы отдельных государств могут устанавливать отличающиеся или дополнительные требования к финансовой отчетности, преследуя свои собственные цели. Однако эти требования не должны отражаться на финансовой отчетности, публикуемой для прочих пользователей, если только они также не отвечают потребностям этих прочих пользователей.
    Финансовая отчетность чаще всего составляется в соответствии с моделью бухгалтерского учета, основывающейся на возмещаемой первоначальной стоимости и концепции поддержания номинальной величины финансового капитала. Другие модели и концепции могут быть более уместными для достижения цели по предоставлению информации, которая является полезной при принятии экономических решений, однако в настоящий момент единая позиция относительно необходимости изменений не достигнута. Настоящие Концептуальные основы были разработаны таким образом, чтобы обеспечить возможность их применения в отношении целого ряда моделей бухгалтерского учета, а также концепций капитала и поддержания величины капитала.
 

Назначение и статус

 
    Настоящие Концептуальные основы устанавливают принципы, лежащие в основе подготовки и представления финансовой отчетности для внешних пользователей. Назначение Концептуальных основ состоит в следующем:
    (a) содействовать Совету при разработке будущих МСФО и пересмотре существующих МСФО;
    (b) содействовать Совету в продвижении гармонизации нормативных актов, стандартов бухгалтерского учета и процедур, касающихся представления финансовой отчетности, путем создания основы для уменьшения случаев альтернативного порядка учета, допускаемых МСФО;
    (c) содействовать национальным органам, разрабатывающим стандарты финансовой отчетности, в разработке национальных стандартов финансовой отчетности;
    (d) содействовать составителям финансовой отчетности в применении МСФО и рассмотрении вопросов, которые еще не стали предметом конкретного МСФО;
    (e) содействовать аудиторам в формировании мнения относительно того, соответствует ли финансовая отчетность МСФО;
    (f) содействовать пользователям финансовой отчетности в интерпретации информации, содержащейся в финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО; и
    (g) предоставить тем, кто интересуется работой Совета по МСФО, информацию о подходе Совета к написанию МСФО.
    Настоящие Концептуальные основы не являются документом из состава МСФО и, как следствие, не устанавливают нормы по конкретным вопросам оценки или раскрытия информации. Ни одно из положений настоящих Концептуальных основ не имеет преимущественной силы над положениями конкретных МСФО.
    Совет признает, что в ограниченном ряде случаев может иметь место противоречие между Концептуальными основами и каким-либо из МСФО. В тех случаях, когда имеет место подобное противоречие, требования МСФО имеют приоритет по сравнению с требованиями Концептуальных основ. Однако поскольку Совет по МСФО будет руководствоваться Концептуальными основами при разработке будущих МСФО и пересмотре существующих МСФО, число случаев, когда имеют место противоречия между Концептуальными основами и МСФО, будет сокращаться с течением времени.
    Концептуальные основы будут периодически пересматриваться на основании опыта Совета по работе с ними.
 

Сфера применения

 
    Настоящие Концептуальные основы рассматривают следующее:
    (a) цель финансовой отчетности;
    (b) качественные характеристики полезной финансовой информации;
    (c) определения, принципы признания и подходы к оценке элементов, из которых составляется финансовая отчетность; и
    (d) концепции капитала и поддержания величины капитала.
 

ГЛАВА 1: ЦЕЛЬ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

 

Введение

 
    OB1 Цель финансовой отчетности общего назначения служит базовым основанием Концептуальных основ. Прочие аспекты Концептуальных основ - концепция отчитывающейся организации, качественные характеристики полезной финансовой информации и присущие ей ограничения, элементы финансовой отчетности, признание, оценка, представление и раскрытие информации - логически вытекают из указанной цели.
 

Цель, полезность и ограничения финансовой отчетности общего назначения

 
    OB2 Цель финансовой отчетности общего назначения <1> заключается в предоставлении финансовой информации об отчитывающейся организации, которая является полезной для существующих и потенциальных инвесторов, заимодавцев и прочих кредиторов при принятии ими решений о предоставлении данной организации ресурсов. Эти решения касаются покупки, продажи или удержания долевых и долговых инструментов, а также предоставления или погашения займов и прочих форм кредитования.
    


    <1> В тексте настоящих Концептуальных основ термины "финансовые отчеты" и "финансовая отчетность" обозначают "финансовые отчеты общего назначения" и "финансовая отчетность общего назначения", если в конкретных случаях не указано иное.
 
    OB3 Решения существующих и потенциальных инвесторов о покупке, продаже или удержании долевых и долговых инструментов зависят от той отдачи, которую они ожидают получить от инвестиции, например, дивидендов, выплат основной суммы задолженности и процентов, либо роста рыночной цены. Аналогичным образом, принимаемые существующими и потенциальными заимодавцами и прочими кредиторами решения о предоставлении либо погашении займов и прочих форм кредита зависят от выплат основной суммы задолженности и процентов либо иных форм отдачи от инвестиций, которые они ожидают получить. Ожидания инвесторов, заимодавцев и прочих кредиторов относительно отдачи от инвестиций зависят от их оценки суммы, сроков и неопределенности (перспектив) будущих чистых поступлений денежных средств в организацию. Как следствие, существующие и потенциальные инвесторы, заимодавцы и прочие кредиторы нуждаются в информации, которая поможет им оценить перспективы будущих чистых поступлений денежных средств в организацию.
    OB4 Чтобы оценить перспективы организации относительно будущих чистых поступлений денежных средств, существующим и потенциальным инвесторам, заимодавцам и прочим кредиторам необходима информация о ресурсах организации, требованиях к организации и о том, насколько рационально и эффективно руководство и правление организации <1> выполнили свои обязанности по использованию ресурсов организации. Примеры подобных обязанностей включают в себя защиту ресурсов организации от неблагоприятных последствий экономических факторов, таких как изменения цен и технологий, а также обеспечение соблюдения организацией применимого законодательства, иных нормативных актов и условий договоров. Информация о выполнении руководством своих обязательств также полезна при принятии решений существующими инвесторами, заимодавцами и прочими кредиторами, которые имеют право голоса в отношении действий руководства организации или могут влиять на них каким-либо иным образом.
    
    <1> В тексте настоящих Концептуальных основ термин "руководство" обозначает "руководство и правление организации", если в конкретных случаях не указано иное.
 
    OB5 Многие существующие и потенциальные инвесторы, заимодавцы и прочие кредиторы не могут потребовать от отчитывающихся организаций предоставить информацию непосредственно им, и для получения значительной части необходимой им финансовой информации они должны полагаться на финансовые отчеты общего назначения. Как следствие, они являются основными пользователями, на которых ориентированы финансовые отчеты общего назначения.
    OB6 Однако финансовые отчеты общего назначения не содержат и не могут содержать всю информацию, необходимую существующим и потенциальным инвесторам, заимодавцам и прочим кредиторам. Данным пользователям следует принимать во внимание относящуюся к теме информацию из других источников, например, общие экономические условия и ожидания, политические события и политический климат, а также перспективы для отрасли и организации.
    OB7 Финансовые отчеты общего назначения не предназначены для того, чтобы показать стоимость отчитывающейся организации; однако они содержат информацию, которая помогает существующим и потенциальным инвесторам, заимодавцам и прочим кредиторам оценить стоимость отчитывающейся организации.
    OB8 Основные пользователи финансовой отчетности, взятые по отдельности, имеют различные и, возможно, противоположные информационные потребности и желания. При разработке стандартов финансовой отчетности Совет будет стремиться предоставлять такой набор сведений, который будет отвечать потребностям как можно большего числа основных пользователей.