Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 346. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Ростехнадзора от 22.08.2014 N 379 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ЗАХОРОНЕНИЕ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ. ПРИНЦИПЫ, КРИТЕРИИ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ"

Дата документа22.08.2014
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Нормы · Правила

    
    Зарегистрировано в Минюсте России 2 февраля 2015 г. N 35819
    


 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

 

ПРИКАЗ
от 22 августа 2014 г. N 379

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ЗАХОРОНЕНИЕ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ. ПРИНЦИПЫ, КРИТЕРИИ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ"

 
    В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590; ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3451), подпунктом 5.2.2.1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6 ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822; 2014, N 2, ст. 108), приказываю:
    Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Захоронение радиоактивных отходов. Принципы, критерии и основные требования безопасности" (НП-055-14).
 

Руководитель
А.В. АЛЕШИН

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 22 августа 2014 г. N 379

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ЗАХОРОНЕНИЕ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ

 

ПРИНЦИПЫ, КРИТЕРИИ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ"
(НП-055-14)

 

I. Назначение и область применения

 
    1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Захоронение радиоактивных отходов. Принципы, критерии и основные требования безопасности" (НП-055-14) (далее - настоящие федеральные нормы и правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590; N 30, ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3451), Федеральным законом от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 141; 2004, N 35, ст. 3607; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 30, ст. 4590; N 30, ст. 4596), Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст. 4281; 2013, N27, ст. 3480) и постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1511 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст. 5600; 1999, N 27, ст. 3380; 2000, N 28, ст. 2981; 2002, N 4, ст. 325; N 44, ст. 4392; 2003, N 40, ст. 3899; 2005, N 23, ст. 2278; 2006, N 50, ст. 5346; 2007, N 14, ст. 1692; N 46, ст. 5583; 2008, N 15, ст. 1549; 2012, N 51, ст. 7203).
    2. Настоящие федеральные нормы и правила устанавливают цель, принципы, критерии и основные требования обеспечения безопасности при захоронении радиоактивных отходов (далее - РАО).
    3. Настоящие федеральные нормы и правила распространяются на размещаемые, проектируемые, сооружаемые, эксплуатируемые, закрываемые и закрытые пункты захоронения твердых РАО (далее - ПЗРО), на эксплуатируемые, закрываемые и закрытые пункты глубинного захоронения жидких РАО (далее - ПГЗ ЖРО).
 

II. Цель, принципы, критерии и основные требования обеспечения безопасности при захоронении радиоактивных отходов

 
    4. Целью обеспечения безопасности при захоронении РАО является их надежная изоляция, обеспечивающая радиационную безопасность человека и окружающей среды на весь период потенциальной опасности РАО.
    5. При захоронении РАО должны соблюдаться следующие принципы обеспечения безопасности:
    оптимизации - радиационное воздействие, связанное с захоронением РАО, должно поддерживаться на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов;
    многобарьерности - долговременная безопасность захоронения РАО в период после закрытия ПЗРО (ПГЗ ЖРО) должна обеспечиваться применением системы барьеров безопасности на пути распространения ионизирующего излучения и радиоактивных веществ в окружающую среду; нарушение целостности одного из барьеров безопасности или вероятное внешнее событие природного или техногенного происхождения не должны приводить к снижению уровня долговременной безопасности системы захоронения РАО;
    защиты будущих поколений - прогнозируемые уровни облучения будущих поколений, обусловленные захоронением РАО, не должны превышать допустимых уровней облучения населения, установленных нормативными правовыми актами; любой индивидуум будущих поколений должен быть защищен от вредного воздействия захороненных РАО в не меньшей степени, чем любой индивидуум нынешнего поколения;
    невозложения чрезмерного бремени на будущие поколения - захоронение РАО должно осуществляться таким образом, чтобы не возлагать на будущие поколения необоснованное бремя, связанное с необходимостью обеспечения безопасности при обращении с РАО.
    6. Способы захоронения РАО подразделяются на:
    приповерхностное захоронение РАО - захоронение РАО в сооружениях, размещаемых выше поверхности земли, на одном уровне с поверхностью земли или ниже поверхности земли на глубине до ста метров от поверхности земли;
    глубинное захоронение РАО - захоронение РАО в сооружениях, размещаемых на глубине более ста метров от поверхности земли;
    глубинное захоронение жидких РАО - захоронение жидких РАО (далее - ЖРО) в глубокозалегающих пластах-коллекторах на глубине нескольких сотен метров в пределах границ горного отвода путем нагнетания через нагнетательные скважины.
    7. В зависимости от способа захоронения РАО пункты захоронения РАО подразделяются на:
    пункты приповерхностного захоронения РАО (далее - приповерхностные ПЗРО);
    пункты глубинного захоронения РАО (далее - глубинные ПЗРО);
    пункты глубинного захоронения ЖРО (ПГЗ ЖРО).
    8. В приповерхностных ПЗРО допустимо захоронение удаляемых РАО, относящихся к классам 3, 4 и 6, если они соответствуют требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, регулирующими безопасность при приповерхностном захоронении РАО, и критериям приемлемости для захоронения в приповерхностном ПЗРО, установленным в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.
    9. Удаляемые РАО, относящиеся к классам 1 и 2, подлежат захоронению в глубинных ПЗРО при условии их соответствия критериям приемлемости для захоронения в ПЗРО, установленным в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.
    10. В ПГЗ ЖРО допустимо осуществлять захоронение удаляемых ЖРО, относящихся к классу 5, при условии их соответствия критериям приемлемости для захоронения в ПГЗ ЖРО, установленным в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.
    11. Класс РАО, подготовленных для захоронения, должен быть установлен до момента их передачи на захоронение в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области использования атомной энергии и указан в паспорте на упаковку РАО (партию РАО), направляемую на захоронение, в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.
    12. Выбор способа захоронения РАО (приповерхностное или глубинное захоронение РАО), конструкции сооружений, состава и свойств барьеров безопасности определяется и обосновывается в проекте ПЗРО (ПГЗ ЖРО) в зависимости от характеристик РАО (класс РАО, радионуклидный состав, удельная активность, период потенциальной опасности, физико-химические свойства) и их объема, с учетом природных условий размещения ПЗРО (ПГЗ ЖРО) и результатов оценки безопасности ПЗРО (ПГЗ ЖРО) в соответствии с требованиями настоящих федеральных норм и правил.
    13. ПЗРО (ПГЗ ЖРО) удовлетворяет требованиям безопасности при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации, включая аварии, если его радиационное воздействие на работников (персонал), население и окружающую среду не приводит к превышению допустимого уровня воздействия, установленного в соответствии с санитарными правилами и нормативами радиационной безопасности, и нормативов выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами в области использования атомной энергии.
    14. ПЗРО (ПГЗ ЖРО) удовлетворяет требованиям безопасности в период после его закрытия, если:
    при нормальном (эволюционном) протекании естественных процессов на площадке размещения ПЗРО (ПГЗ ЖРО) (наиболее вероятных сценариях эволюции системы захоронения РАО) его радиационное воздействие на население не приведет к превышению допустимого уровня, установленного в соответствии с санитарными правилами и нормативами радиационной безопасности;
    при маловероятных (катастрофических) внешних воздействиях природного и техногенного характера на площадке размещения ПЗРО (ПГЗ ЖРО) (маловероятных сценариях распространения радионуклидов из системы захоронения РАО) для критической группы населения не будет превышено граничное значение обобщенного риска, установленного санитарными правилами и нормативами радиационной безопасности.
    15. Пункт консервации особых РАО может быть переведен в пункт захоронения РАО, если в период потенциальной опасности размещенных в нем РАО он удовлетворяет требованиям, установленным в пунктах 14 и 15 настоящих федеральных норм и правил. Выполнение указанных требований безопасности должно быть обосновано в отчете по обоснованию безопасности (далее - ООБ) пункта консервации особых РАО.
    Реконструкция пункта консервации особых РАО в целях перевода его в пункт захоронения РАО должна осуществляться на основе проекта реконструкции.
    16. Безопасность ПЗРО (ПГЗ ЖРО) должна обеспечиваться за счет последовательной реализации концепции глубокоэшелонированной защиты, основанной на применении системы физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения и радиоактивных веществ в окружающую среду.
    17. Система захоронения РАО, то есть совокупность природного геологического образования, сооружений ПЗРО (ПГЗ ЖРО) и захороненных РАО, удовлетворяет требованиям безопасности, если в течение всего периода потенциальной опасности захороненных РАО радиационное воздействие на население ограничивается уровнями, регламентированными нормами радиационной безопасности.
    Безопасность системы захоронения РАО (долговременная безопасность), должна обеспечиваться на основе реализации принципа многобарьерности.
    18. Безопасность ПЗРО (ПГЗ ЖРО) должна обеспечиваться на всех этапах жизненного цикла ПЗРО (ПГЗ ЖРО) в течение периода потенциальной опасности размещенных РАО, что должно быть обосновано в соответствии с требованиями настоящих федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.